О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДА ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ ЧАСТНЫМ НОТАРИУСОМ В СОСТАВ РАСХОДОВ, ПРИНИМАЕМЫХ К ВЫЧЕТУ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ, СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ РАСХОДОВ: - ПРИОБРЕТЕНИЕ КОПИРОВАЛЬНОГО АППАРАТА; - ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛИТ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 03.08.05 28-08/55595

             О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДА ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ.
              ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ ЧАСТНЫМ НОТАРИУСОМ
       В СОСТАВ РАСХОДОВ, ПРИНИМАЕМЫХ К ВЫЧЕТУ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
           НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ, СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ РАСХОДОВ:
               - ПРИОБРЕТЕНИЕ КОПИРОВАЛЬНОГО АППАРАТА;
            - ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          3 августа 2005 г.
                            N 28-08/55595

                                 (Д)


     1.  Налогообложение  доходов  частных  нотариусов  производится в
порядке,  предусмотренном  главой  23  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс),  с учетом особенностей, предусмотренных
статьей 227 Кодекса.
     В  соответствии с пунктом 1 статьи 221 Кодекса налогоплательщики,
указанные  в  пункте  1 статьи 227 Кодекса (в т.ч. частные нотариусы),
имеют  право  на  получение профессиональных налоговых вычетов в сумме
фактически  произведенных ими и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с извлечением доходов.
     При   этом  состав  указанных  расходов,  принимаемых  к  вычету,
определяется  налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном
порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному
главой "Налог на прибыль организаций".
     Порядок  учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей
установлен  приказом  МНС  России  от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 "Об
утверждении  порядка  учета  доходов и расходов хозяйственных операций
для индивидуальных предпринимателей".
     Расходами  признаются  обоснованные,  непосредственно связанные с
деятельностью  и  документально  подтвержденные  затраты. При этом под
непосредственно  связанными  с деятельностью расходами подразумеваются
не  все  поименованные в главе 25 Кодекса затраты, а только те из них,
которые произведены для осуществления деятельности или непосредственно
связаны    с    осуществлением    деятельности.    Под   документально
подтвержденными   расходами  подразумеваются  затраты,  подтвержденные
документами,  которые  составлены  по  формам, содержащимся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации.
     Следовательно,  включение  произведенных расходов в состав затрат
частного  нотариуса  возможно  только  при  выполнении трех условий, а
именно:  расходы должны быть фактически произведены, то есть оплачены;
документально  подтверждены;  непосредственно  связаны  с  извлечением
доходов.
     В  соответствии  со статьей 15 Основ законодательства о нотариате
нотариус  имеет  право  составлять  проекты сделок, заявлений и других
документов, изготовлять копии документов и выписки из них.
     Таким  образом,  при  осуществлении  частным  нотариусом работ по
копированию  документов  у него возникает необходимость в приобретении
копировального   аппарата,   и,   следовательно,   указанные   расходы
непосредственно   связаны   с   извлечением   дохода  от  нотариальной
деятельности. В случае если такие расходы будут фактически произведены
и    документально    подтверждены,   они   подлежат   исключению   из
налогооблагаемой  базы  при  определении  налогооблагаемого  дохода  в
составе профессионального налогового вычета.
     Указанные   расходы,  осуществляемые  нотариусом,  подпадают  под
действие  статьи  253  Кодекса  "Расходы,  связанные с производством и
реализацией"  как  расходы,  связанные  с выполнением работ, оказанием
услуг.
     В  соответствии  с  пунктом 16 Порядка учета доходов и расходов и
хозяйственных  операций  для  индивидуальных предпринимателей (далее -
Порядок)  расходы,  непосредственно связанные с извлечением доходов от
предпринимательской   деятельности,   подразделяются  на  материальные
расходы,  расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие
расходы.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи 256 Кодекса амортизируемым
имуществом  признается,  в  частности,  имущество, которое находится у
налогоплательщика   на   праве   собственности,  используется  им  для
извлечения  дохода  и  стоимость  которого погашается путем начисления
амортизации.  Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком
полезного  использования  более 12 месяцев и первоначальной стоимостью
более 10000 рублей.
     Следовательно,   при   исключении   из  налогооблагаемого  дохода
расходов  частного  нотариуса  на приобретение копировального аппарата
следует  учитывать,  что  если  его стоимость превышает 10000 рублей и
срок  полезного использования свыше 12 месяцев, то такой копировальный
аппарат  будет  относиться к основным средствам и его стоимость должна
погашаться  путем  начисления  амортизации  в порядке, предусмотренном
пунктами 30-46 Порядка.
     Если   приобретаемый   копировальный   аппарат  не  соответствует
требованиям,  предъявляемым  к  основным  средствам, то расходы на его
приобретение  следует  отнести  к  материальным  расходам  и учитывать
согласно положениям раздела IV Порядка.
     2.  В  соответствии  с  подпунктом  10  пункта  47 вышеуказанного
Порядка    к    прочим    расходам,    связанным    с   осуществлением
предпринимательской  или  нотариальной деятельности, относятся расходы
на  оплату информационных услуг, в частности, приобретение специальной
литературы,   периодических   изданий   по   вопросам,   связанным   с
профессиональной    деятельностью   индивидуального   предпринимателя,
необходимых для осуществления деятельности, при наличии подтверждающих
документов об их использовании.
     Что  касается вопроса о правомерности включения расходов частного
нотариуса  на  приобретение  литературы  по  налогообложению  в состав
затрат, принимаемых к вычету при определении налогооблагаемой базы, то
следует   учитывать,   что   данные   расходы   не   связаны   с   его
профессиональной    (нотариальной)    деятельностью.   Литература   по
налогообложению  используется  частным  нотариусом  при  исполнении им
обязанностей  налогоплательщика,  возложенных на него в соответствии с
налоговым  законодательством  Российской  Федерации,  в  связи  с  чем
включение  расходов  на  ее  приобретение  в  состав профессионального
налогового вычета неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
                                                           С.Х. Аминев
3 августа 2005 г.
N 28-08/55595