ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И (ИЛИ) ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОПАСНЫХ ГРУЗОВ). Распоряжение. Правительство РФ. 27.08.05 1314-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          27 августа 2005 г.
                               N 1314-р

                                (НТЦС)


     1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга
критически важных  объектов  и  (или)  потенциально  опасных  объектов
инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.
     2. Роскосмосу совместно с  Минобороны  России,  МЧС  России,  МВД
России,  ФСБ  России и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти  обеспечить  реализацию  Концепции  федеральной
системы  мониторинга  критически  важных объектов и (или) потенциально
опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
27 августа 2005 г.
N 1314-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 27 августа 2005 года
                                                              N 1314-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
          федеральной системы мониторинга критически важных
            объектов и (или) потенциально опасных объектов
         инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов

                             I. Введение

     1. Федеральная система мониторинга критически важных  объектов  и
(или)   потенциально   опасных   объектов   инфраструктуры  Российской
Федерации и опасных грузов (далее - система мониторинга)  осуществляет
информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера,     являющейся     функциональной     подсистемой    единой
государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций.
     2. Создание  системы   мониторинга   обусловлено   необходимостью
совершенствования организации работ в области своевременного выявления
и предупреждения угроз техногенного и природного  характера,  а  также
вызванных   проявлениями  терроризма  в  отношении  критически  важных
объектов  и  (или)  потенциально   опасных   объектов   инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов.
     3. Система мониторинга создается в интересах федеральных  органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения
которых  находятся  вопросы функционирования критически важных и (или)
потенциально опасных  объектов  инфраструктуры  Российской  Федерации,
транспортировки  опасных  грузов  (далее  -  грузы)  и  (или)  вопросы
обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз  техногенного
и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
     4. Настоящая Концепция определяет цели,  задачу, функции, состав,
структуру,  основные  принципы и направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга.

                        II. Основные понятия

     5. Понятия,  используемые   в   настоящей   Концепции,   означают
следующее:
     "критически важные   объекты"   -   объекты,    нарушение    (или
прекращение)  функционирования  которых  приводит  к потере управления
экономикой  страны,   субъекта   или   административно-территориальной
единицы,  ее  необратимому  негативному изменению (или разрушению) или
существенному  снижению  безопасности   жизнедеятельности   населения,
проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
     "потенциально опасные    объекты    инфраструктуры     Российской
Федерации"    -    объекты,   на   которых   используют,   производят,
перерабатывают,  хранят,  эксплуатируют, транспортируют или уничтожают
радиоактивные,    пожаровзрывоопасные    и    опасные   химические   и
биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие
реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
     "объекты" -  критически  важные  объекты  и  (или)   потенциально
опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
     "грузы" -  опасные  вещества,   материалы,   изделия   и   отходы
производства,   которые   вследствие   их  специфических  свойств  при
транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью
людей,   вызывать   загрязнение   окружающей   среды,   повреждение  и
уничтожение  транспортных  сооружений  и  средств,   а   также   иного
имущества;
     "защищенность объектов и  грузов"  -  состояние,  при  котором  в
отношении  объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения
возникновения  потенциальной  опасности  и  преодоления  (снижения  до
минимального   уровня)   негативных   последствий  кризисных  ситуаций
природного и техногенного характера,  а также  вызванных  проявлениями
терроризма;
     "кризисная ситуация" - ситуация,  которая характеризуется  резкой
сменой  состояния  параметров определенной группы внешних и внутренних
процессов,  действующих  на  объекты  и  грузы,  протекает  в  течение
короткого  времени  и  может  повлечь  или  повлекла за собой снижение
защищенности объектов и грузов;
     "мониторинг объектов  и грузов" - осуществляемые непрерывно или с
заданной периодичностью контроль (наблюдение,  измерение,  фиксация) и
анализ  обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов
и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки  необходимых
решений   для   предупреждения  и  ликвидации  негативных  последствий
кризисных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера,  а  также
вызванных проявлениями терроризма.

           III. Цели, задача и функции системы мониторинга

     6. Целями  создания системы мониторинга являются последовательное
снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты  и  грузы
факторов  террористического,  техногенного  и  природного  характера и
минимизация ущерба  от  кризисных  ситуаций  для  населения  страны  и
окружающей среды.
     7. Задачей системы мониторинга является информационная  поддержка
разработки   и   реализации  мер  по  своевременному  прогнозированию,
выявлению и предупреждению угроз  и  кризисных  ситуаций  в  отношении
объектов и грузов.
     Объектом мониторинга является состояние защищенности  объектов  и
грузов.
     8. Система мониторинга должна обеспечивать  выполнение  следующих
функций:
     а) сбор,  обработка,  анализ,  хранение и передача  информации  о
местоположении,  обобщенных параметрах состояния защищенности объектов
и  грузов,  маршрутах  транспортировки  грузов  и  других  необходимых
данных;
     б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки
и  реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов
(безопасной  транспортировки  грузов),  предупреждению  и  локализации
кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;
     в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций  в
отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;
     г) прогнозирование угроз объектам и грузам и  динамики  изменения
состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других
факторов;
     д) ведение  информационных  баз  данных для обеспечения поддержки
принятия и реализации управленческих  решений  по  защите  объектов  и
грузов;
     е) предоставление в установленном порядке информационных ресурсов
системы    мониторинга,    обеспечение   защиты   этих   ресурсов   от
несанкционированного воздействия;
     ж) формирование   единого  информационного  пространства  системы
мониторинга  на  основе  унификации  и  совместимости  информационных,
программных и аппаратных средств;
     з) информационное обеспечение реализации международных  договоров
и  соглашений  в  области  мониторинга  объектов и грузов,  участницей
которых является Российская Федерация.

              IV. Состав и структура системы мониторинга

     9. Система мониторинга предполагает федеральный, межрегиональный,
региональный,  муниципальный  и  объектовый уровни.  При этом в состав
системы мониторинга каждого уровня должны быть включены:
     а) центры системного мониторинга и оперативного управления (далее
- центры мониторинга);
     б) системы,   комплексы   и   средства  получения  информации  об
обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;
     в) системы и средства телекоммуникаций,  сбора, передачи данных и
оповещения.
     10. Основными   структурными   элементами   системы  мониторинга,
обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры
мониторинга   федеральных   органов   исполнительной  власти,  органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   и   органов
местного самоуправления.
     11. Объединение  информационных  ресурсов   центров   мониторинга
различных  уровней  осуществляется  с  использованием систем и средств
телекоммуникации,  при  этом  учитывается  необходимость   обеспечения
конфиденциальности  информации и санкционированного удаленного доступа
к их базам данных.
     При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна быть
предусмотрена  возможность  информационного   взаимодействия   центров
мониторинга   различных   уровней   с   другими   государственными   и
негосударственными информационными  системами  общего  и  специального
назначения    Российской   Федерации,   а   также   с   международными
информационными системами.
     Регламент информационного    взаимодействия   устанавливается   в
соответствии  с  утверждаемым  Правительством   Российской   Федерации
положением   о   федеральной  системе  мониторинга  критически  важных
объектов  и  (или)  потенциально   опасных   объектов   инфраструктуры
Российской  Федерации  и  опасных  грузов  с  учетом  законодательства
Российской Федерации в области защиты информации.

              V. Основные принципы системы мониторинга

     12. При создании и использовании системы  мониторинга  необходимо
руководствоваться следующими основными принципами:
     а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи,
а также ее структуры и характеристик:
     уровню угроз в отношении объектов и грузов;
     структуре и  задачам  федеральных  органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного  самоуправления,  в  сфере  ведения которых находятся вопросы
обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;
     б) организационное,   информационное  и  функциональное  единство
системы мониторинга, основу которого составляют:
     единая система  классификации  и  кодификации  угроз  объектам  и
грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов
и грузов;
     базовые (типовые)   протоколы,   алгоритмы   (программы)   сбора,
обработки   и  обмена  информацией,  подготовки  и  автоматизированной
поддержки принятия  и  реализации  управленческих  решений  на  основе
данных мониторинга;
     единая геоинформационная система;
     в) иерархичность   построения  системы  мониторинга,  возможность
централизованного     и     санкционированного     децентрализованного
использования ресурсов системы мониторинга;
     г) рациональная функциональная совместимость центров  мониторинга
различных уровней;
     д) унификация программных,  информационных и технических средств,
обеспечение  совместимости элементов системы мониторинга,  возможности
ее модульного наращивания и модернизации;
     е) возможность    структурного    и   функционального   развития,
оптимизации  состава  пользователей  системы  мониторинга  и   спектра
оказываемых услуг;
     ж) многофункциональность,  обеспечивающая  одновременное  решение
задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического
развития страны;
     з) преемственность,  основанная на интеграции и совершенствовании
иных систем мониторинга;
     и) гарантированная   защита  информации  от  несанкционированного
доступа,  включая  ограниченный  доступ  к  циркулирующей  в   системе
мониторинга информации;
     к) недопущение зависимости  системы  мониторинга  от  иностранных
технологий.

          VI. Основные направления работ в области создания,
             использования и развития системы мониторинга

     13. Основными   направлениями   работ   в    области    создания,
использования и развития системы мониторинга являются:
     а) организационное и финансово-экономическое обеспечение  системы
мониторинга;
     б) совершенствование нормативно-правовой базы;
     в) создание    и   внедрение   перспективных   научно-технических
разработок;
     г) обеспечение   национальной   безопасности   при  осуществлении
мониторинга объектов и грузов.
     14. В   области   организационного   и   финансово-экономического
обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:
     а) разработка  технико-экономического  обоснования мероприятий по
созданию и  применению  системы  мониторинга,  комплексной  увязке  ее
составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов
исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления;
     б) анализ  иных  систем   мониторинга,   обеспечение   унификации
технических и организационных решений;
     в) выработка предложений  по  необходимым  объемам  и  источникам
финансовых   средств   (бюджетных   и   внебюджетных),   их  выделению
(привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию,
использованию и развитию системы мониторинга;
     г) включение работ по созданию и развитию системы  мониторинга  в
федеральные и региональные целевые программы;
     д) формирование института федеральных и  региональных  операторов
работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;
     е) разработка     и     реализация     механизмов     привлечения
негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения
инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов  и
грузов.
     15. Основными    направлениями     деятельности     в     области
совершенствования нормативно-правовой базы являются:
     а) обеспечение  разработки  проектов   и   принятия   нормативных
правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в
области мониторинга  объектов  и  грузов,  в  том  числе  в  отношении
установления    ответственности    собственников   (балансодержателей)
объектов и грузов и эксплуатирующих  их  организаций  за  несоблюдение
установленных  мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и
грузов;
     б) гармонизация  нормативно-правовой  базы Российской Федерации в
области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и
международными договорами (соглашениями) в этой области;
     в) введение  норм,   предусматривающих   обязательное   оснащение
объектов  и  грузов  техническими системами,  комплексами и средствами
мониторинга  их  состояния   (местоположения),   а   также   норм   их
обязательной сертификации.
     16. Основными направлениями деятельности  в  области  создания  и
внедрения перспективных научно-технических разработок являются:
     а) подготовка и внедрение технических регламентов  для  различных
видов  деятельности  в  отношении  объектов  и грузов,  обеспечивающих
выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;
     б) отработка     типовых    (унифицированных)    технических    и
организационных решений создания и использования системы мониторинга в
рамках региональных целевых программ;
     в) разработка единой  системы  критериев  и  комплексных  методик
анализа   обобщенных  параметров  состояния  защищенности  объектов  и
грузов, маршрутов транспортировки грузов;
     г) обеспечение  информационного обмена между центрами мониторинга
различных уровней;
     д) создание   в  рамках  системы  мониторинга  специализированных
средств  сбора  и  передачи  информации,   функционирующих   на   всей
территории Российской Федерации;
     е) развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов;
     ж) создание   мобильных   (перебазируемых)  центров  мониторинга,
обеспечивающих информационную поддержку  деятельности,  осуществляемой
при возникновении кризисных ситуаций;
     з) формирование  отечественной  научно-технической  кооперации  в
области  создания  и  использования  системы мониторинга,  в том числе
определение  головных  организаций,   объединяющих   разработчиков   и
производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а
также системы мониторинга.
     17. Основными  направлениями  деятельности  в области обеспечения
национальной безопасности при  осуществлении  мониторинга  объектов  и
грузов являются:
     а) обеспечение  государственного  контроля  за  информационной  и
научно-технологической безопасностью,  в том числе за достоверностью и
полнотой информационных ресурсов системы мониторинга;
     б) разработка  и реализация мер,  исключающих несанкционированный
доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам  системы
мониторинга;
     в) обеспечение  защиты  сведений,  составляющих   государственную
тайну,  и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия
с международными и иностранными органами и организациями;
     г) организация    подготовки    кадров    в   области   создания,
использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга
объектов и грузов.
Оглавление