ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Руководящий документ. Правительство РФ. 05.08.05

Оглавление

                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
           ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
             ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

                             РУКОВОДСТВО

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          5 августа 2005 г.


                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
                                                   5 августа 2005 года
                                                            N 2473п-П7

                          I. Общие положения

     1.  Основные  направления политики Российской Федерации в области
развития инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются
-   Основные   направления)   определяют   цель,  задачи,  направления
государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.
     2.  В  Основных  направлениях  применяемые термины используются в
следующих значениях:
     инновационная  деятельность  -  выполнение работ и (или) оказание
услуг, направленных на:
     создание  и  организацию  производства  принципиально новой или с
новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
     создание   и   применение  новых  или  модернизацию  существующих
способов    (технологий)    ее    производства,    распространения   и
использования;
     применение    структурных,   финансово-экономических,   кадровых,
информационных  и  иных  инноваций  (нововведений) при выпуске и сбыте
продукции  (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или
создающих условия для такой экономии;
     инновационная  продукция  -  результат инновационной деятельности
(товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
     инновационная   система   -  совокупность  субъектов  и  объектов
инновационной  деятельности,  взаимодействующих  в процессе создания и
реализации  инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность
в   рамках   проводимой   государством  политики  в  области  развития
инновационной системы;
     инфраструктура  инновационной  системы  -  совокупность субъектов
инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной
деятельности,  включая  предоставление  услуг по созданию и реализации
инновационной   продукции.   К  инфраструктуре  инновационной  системы
относятся  центры  трансфера  технологий, инновационно-технологические
центры,  технопарки,  бизнес-инкубаторы,  центры подготовки кадров для
инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
     политика  Российской  Федерации  в области развития инновационной
системы   -   составная  часть  государственной  научно-технической  и
промышленной     политики,     представляющая    собой    совокупность
осуществляемых  государством социально-экономических мер, направленных
на  формирование условий для развития производства конкурентоспособной
инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий
и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а
также   системы   продвижения   и  реализации  продукции  и  услуг  на
отечественном и мировом рынках;
     наукоемкие  высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли,
сферы   или   виды  экономической  деятельности,  результатом  которой
является   продукция   (товары,   работы,   услуги)   со  значительной
добавленной  стоимостью,  полученной  за  счет  применения  достижений
науки,   технологий   и   техники,   характеризующаяся  высокой  долей
внутренних  затрат  на  исследования и разработки в стоимостном объеме
производства такой продукции.
     3. Политика Российской Федерации в области развития инновационной
системы  базируется на равноправном государственно-частном партнерстве
и   направлена   на   объединение  усилий  и  ресурсов  государства  и
предпринимательского  сектора  экономики  для  развития  инновационной
деятельности.
     4. Инновационная система включает:
     воспроизводство  знаний,  в  том  числе  с потенциальным рыночным
спросом,  путем  проведения фундаментальных и поисковых исследований в
Российской    академии    наук,   других   академиях   наук,   имеющих
государственный статус, а также в университетах страны;
     проведение прикладных исследований и технологических разработок в
государственных   научных   центрах  Российской  Федерации  и  научных
организациях  промышленности, внедрение научно-технических результатов
в производство;
     промышленное       и       сельскохозяйственное      производство
конкурентоспособной инновационной продукции;
     развитие инфраструктуры инновационной системы;
     подготовку   кадров   по   организации   и   управлению  в  сфере
инновационной деятельности.
     5.  Инновационная  система  призвана  стать  одним из эффективных
инструментов динамичного развития национальной экономики путем:
     обеспечения  рационального сочетания и эффективного использования
высокого   научно-технического,   интеллектуального   и  промышленного
потенциала и уникальных природных ресурсов страны;
     формирования               научно-технической               базы,
организационно-экономических  механизмов  и  стимулов, направленных на
развитие  инновационного  предпринимательства, включая малые и средние
предприятия,   работающие   в   области   коммерциализации   знаний  и
технологий.
     6.   Инновационную   систему   характеризуют  следующие  основные
показатели:
     доля  внутренних  затрат  на  исследования и разработки в валовом
внутреннем продукте;
     доля  предприятий,  осуществляющих  инновационную деятельность, в
общем числе предприятий в Российской Федерации;
     доля  инновационной  продукции в общем объеме продаж продукции на
внутреннем и мировом рынках;
     сальдо экспорта-импорта технологий.
     7. Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной
системы является:
     проведение    анализа   и   формирование   прогноза   направлений
научно-технологического  и  инновационного развития экономики с учетом
реальных условий рыночного потребления;
     развитие инфраструктуры инновационной системы;
     вовлечение  в  хозяйственный  оборот результатов интеллектуальной
деятельности;
     технологическое    переоснащение    производства    для   выпуска
инновационной продукции;
     проведение   экспертизы  разработок,  оказание  консультационных,
информационных,  юридических  или  иных  услуг по выводу инновационной
продукции на рынок.
     Инновационная  деятельность  базируется  на  приоритетах, которые
формируются   в  сфере  коммерциализации  результатов  исследований  и
разработок  во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики
исходя  из  национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций
развития науки, технологий и техники.
     8.   Основные  направления  развивают  положения  Основ  политики
Российской  Федерации  в области развития науки и технологий на период
до 2010 года и дальнейшую перспективу.

              II. Цель и задачи государственной политики
               в области развития инновационной системы

     9.    Целью   государственной   политики   в   области   развития
инновационной  системы является формирование экономических условий для
вывода   на   рынок   конкурентоспособной  инновационной  продукции  в
интересах    реализации    стратегических   национальных   приоритетов
Российской  Федерации:  повышение качества жизни населения, достижение
экономического  роста,  развитие  фундаментальной  науки, образования,
культуры,  обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения
усилий  государства и предпринимательского сектора экономики на основе
взаимовыгодного партнерства.
     10.  Для  достижения  цели  государственной  политики  в  области
развития  инновационной  системы  за счет внедрения и коммерциализации
научно-технических   разработок  и  технологий,  ускоренного  развития
наукоемких   высокотехнологичных   и   ресурсосберегающих  производств
необходимо решить следующие основные задачи:
     сформировать приоритеты инновационной деятельности;
     обеспечить    нормативно-правовое   регулирование   инновационной
деятельности;
     обеспечить  рациональное  сочетание  механизмов  государственного
прямого   и   косвенного  стимулирования  и  рыночных  механизмов  при
осуществлении инновационной деятельности;
     создать  условия  для развития кадрового потенциала отечественной
науки  и  обеспечения  преемственности  в  научной  и  технологической
сферах;
     обеспечить    активное    развитие   инновационной   деятельности
предприятий  и  организаций,  работающих  в  области  коммерциализации
технологий;
     усилить     государственное     регулирование     и     поддержку
научно-исследовательских     и    опытно-конструкторских    работ    в
конкурентоспособных  областях,  к  которым,  прежде  всего, относятся:
оборонно-промышленный     комплекс,    атомная    и    авиакосмическая
промышленность,    связь    и    телекоммуникации,    фармацевтика   и
биотехнология, производство программного обеспечения;
     обеспечить  развитие  инновационных  технологий,  направленных на
повышение   эффективности  использования  энергетических  и  природных
ресурсов   страны,   включая   уникальные   технологии,   созданные  в
оборонно-промышленном комплексе;
     обеспечить     ускорение     процессов     интеграции    научной,
образовательной   и   производственной   деятельности   для  повышения
конкурентоспособности российской экономики;
     осуществить      государственное      содействие     формированию
научно-образовательно-производственных    интегрированных    структур,
ориентированных   на   серийный   выпуск  и  реализацию  инновационной
продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;
     обеспечить    повышение   эффективности   государственно-частного
партнерства    при   реализации   важнейших   инновационных   проектов
государственного значения;
     стимулировать  привлечение  российских и иностранных инвестиций в
наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

          III. Основные направления государственной политики
               в области развития инновационной системы

     11.  Государственная  политика  в  области развития инновационной
системы реализуется по следующим направлениям:
     создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении
инновационной деятельности;
     формирование инфраструктуры инновационной системы;
     создание   системы   государственной  поддержки  коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности.

        Создание благоприятной экономической и правовой среды
                в отношении инновационной деятельности

     12.  Создание  благоприятной  экономической  и  правовой  среды в
отношении инновационной деятельности предусматривает:
     охрану,   использование  и  защиту  результатов  интеллектуальной
деятельности;
     определение   правовых   норм,   регламентирующих   использование
ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для
информационной  поддержки  инновационной  деятельности,  включая обмен
знаниями  и  технологиями  между  оборонно-промышленным  и гражданским
секторами экономики;
     создание  правовых  условий для консолидации усилий федеральных и
региональных   органов  власти,  органов  местного  самоуправления  по
формированию инновационной системы;
     расширение    полномочий   субъектов   Российской   Федерации   и
муниципальных   образований   по   ресурсной  поддержке  инновационной
деятельности;
     разработку  и  реализацию  мер  налоговой,  таможенной и тарифной
политики,  нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в
производство новых технологий;
     создание  нормативно-правовой  базы, направленной на формирование
благоприятной   среды   для   привлечения   частных   инвестиций   для
финансирования   инновационной  деятельности,  включая  развитие  форм
совместного  финансирования  инновационных  проектов  за  счет средств
федерального бюджета и средств частных инвесторов;
     создание   институциональных  и  правовых  условий  для  развития
венчурного  предпринимательства  в  области  наукоемких  инновационных
проектов.

          Формирование инфраструктуры инновационной системы

     13.    Формирование    инфраструктуры    инновационной    системы
предусматривает:
     создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
     формирование   инновационно-активных   территорий   (наукоградов,
технополисов  и  др.), в том числе технико-внедренческих экономических
зон;
     развитие  системы  региональных  и  отраслевых  фондов  поддержки
инновационной  деятельности, включая фонды стартового финансирования и
венчурного предпринимательства;
     формирование  системы  информационной поддержки, включая оказание
консалтинговых   услуг   для   организации  взаимодействия  участников
инновационной деятельности;
     содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.
     14.  Инфраструктура  инновационной  системы развивается, в первую
очередь,   на   территориях   субъектов  и  муниципальных  образований
Российской    Федерации   с   высокой   концентрацией   инновационного
потенциала,  включая  наукограды,  академгородки, особые экономические
зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды
технополисов  в  соответствии  с  условиями  конъюнктуры внутреннего и
мирового рынков.

     Создание системы государственной поддержки коммерциализации
              результатов интеллектуальной деятельности

     15.   Государственная   поддержка   коммерциализации  результатов
интеллектуальной   деятельности,  включая  подготовку  производства  и
обеспечение  вывода  на  рынок инновационной продукции, осуществляется
путем:
     координации   федеральных,   региональных,   межведомственных   и
ведомственных  целевых  программ  в  целях консолидации и концентрации
бюджетных  и  внебюджетных  ресурсов  для финансирования инновационной
деятельности;
     комплексного  решения  задач  инновационного  развития регионов и
наукоемких    высокотехнологичных   отраслей   в   рамках   реализации
Приоритетных   направлений   развития   науки,  технологий  и  техники
Российской  Федерации  и  Перечня  критических  технологий  Российской
Федерации;
     совершенствования     механизмов     взаимодействия    участников
инновационной   деятельности,   в   первую   очередь,  между  научными
организациями,    высшими   учебными   заведениями   и   промышленными
предприятиями   в  целях  продвижения  новых  знаний  и  технологий  в
производство.

       IV. Механизмы и основные меры реализации государственной
          политики в области развития инновационной системы

     16.  Основные  механизмы  реализации  государственной  политики в
области развития инновационной системы:
     1)   формирование   целостной   системы  организационно-правовых,
экономических  и  иных  норм стимулирования, поддержки и регулирования
инновационной деятельности, включая:
     установление  порядка  закрепления  и передачи прав на результаты
интеллектуальной  деятельности  гражданского  и  двойного  назначения,
созданные  за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в
хозяйственный оборот;
     совершенствование  законодательной  базы  для развития венчурного
предпринимательства;
     2)   переход   к   программно-целевому  принципу  государственной
поддержки  инновационной  деятельности  путем координации федеральных,
региональных,   межведомственных  и  ведомственных  целевых  программ,
включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих
государственный  статус,  государственных  научных  центрах Российской
Федерации и высших учебных заведениях;
     3)  увеличение  доли  внебюджетных  ресурсов  по  мере выполнения
этапов инновационных проектов, включая:
     создание   институтов  финансирования  малых  высокотехнологичных
предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;
     содействие   формированию   системы   региональных  и  отраслевых
венчурных фондов;
     4) развитие внутреннего рынка инновационной продукции;
     5)  привлечение организаций малого и среднего предпринимательства
к участию в целевых программах и инновационных проектах;
     6)   формирование   у   предпринимателей   мотивации  к  развитию
инновационной деятельности, в том числе путем:
     расширения  финансируемых государством программ фундаментальных и
поисковых        исследований,        научно-исследовательских       и
опытно-конструкторских работ;
     участия   государства  в  развитии  инфраструктуры  инновационной
системы;
     7)  формирование  экономических показателей в сфере инновационной
деятельности   для   оценки   уровня   и   динамики   коммерциализации
научно-технических разработок;
     8)   разработка   критериев  выбора  приоритетов  государственной
политики  в  области  развития  инновационной  системы  и выявления на
стадии  проведения  научно-исследовательских  и опытно-конструкторских
работ  потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной
инновационной продукции.
     17.  Основные  меры  по  реализации  государственной  политики  в
области развития инновационной системы:
     1)  организация  мониторинга  состояния  внутреннего  и  мирового
рынков  инновационной  продукции,  анализ  параметров  и  динамики  их
развития,  разработка прогнозов инновационно-технологического развития
страны;
     2)  формирование  и развитие системы учета и контроля результатов
научно-технической деятельности;
     3)  развитие  государственной  поддержки отечественных участников
инновационной деятельности, в том числе путем закупки их инновационной
продукции   для  государственных  нужд  и  размещения  государственных
заказов  на  ее  разработку на конкурсной основе для предприятий любой
формы собственности;
     4)   развитие   условий   для   стимулирования   импортозамещения
отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;
     5)      развитие      государственной      поддержки     экспорта
конкурентоспособной  инновационной  продукции с защищенными правами на
объекты интеллектуальной собственности;
     6)   развитие   условий   для   создания   государственно-частных
партнерств в инновационной деятельности;
     7)  содействие  развитию  торговли  ценными  бумагами предприятий
наукоемких   высокотехнологичных   отраслей   с   целью  повышения  их
ликвидности,  включая  торги  опционами  на право приобретения прав на
результаты научно-технической деятельности;
     8)   совершенствование   системы   финансовой   аренды  (лизинга)
уникального    научного,    технологического    и    производственного
оборудования;
     9)  создание условий для осуществления долгосрочного кредитования
и  стимулирования  инвестиционных  проектов  компаний,  осуществляющих
инновационную деятельность;
     10)  создание  условий  для привлечения и закрепления талантливой
молодежи в сфере инновационной деятельности;
     11)  развитие  системы  непрерывной  подготовки  специалистов  по
организации и управлению в сфере инновационной деятельности;
     12)  пропаганда  успехов  и  опыта  работы  в сфере инновационной
деятельности   в  средствах  массовой  информации,  включая  поддержку
проведения  инновационных  выставок  и  венчурных  ярмарок  в регионах
Российской Федерации;
     13)   создание   системы   статистического   наблюдения  в  сфере
инновационной    деятельности   по   основным   индикаторам   развития
инновационной системы.
     18.   Реализация   Основных   направлений  должна  способствовать
осуществлению  к  2010  году  структурных  преобразований в экономике,
ведущих   к  росту  доли  в  валовом  внутреннем  продукте  наукоемких
высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных,
технических и бытовых услуг.
     Сформированная  инновационная  система позволит вывести экономику
страны   из  зоны  преимущественного  экспортно-сырьевого  развития  и
поддержать  высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной
мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее
равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.
     К   2010  г.  уровень  и  динамика  коммерциализации  результатов
интеллектуальной   деятельности,  снижения  рисков  для  инвестиций  в
высокотехнологичные    отрасли   и   повышение   конкурентоспособности
экономики  страны  должны  стать  решающим фактором улучшения качества
жизни  населения,  обеспечения  социально-экономической стабильности и
национальной безопасности Российской Федерации.
Оглавление