О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.04.97 N 425 "О РЕФОРМАХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (РЕДАКЦИЯ НА 24.02.2004). Постановление. Правительство Москвы. 01.07.97 497

Оглавление

          О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
     ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.04.97 N 425 "О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
                  ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                       (Редакция на 24.02.2004)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                            1 июля 1997 г.
                                N 497

                                (ЮИАИ)


   

     В   Москве   с   1991  года  последовательно  проводится  реформа
жилищно-коммунального   хозяйства.   В   целях   улучшения  содержания
жилищного  фонда,  повышения  ответственности  за качество выполняемых
работ  принимаются  меры по разделению функций заказчика и подрядчика,
созданию   рынка  жилищных  услуг.  Постепенно  увеличиваются  платежи
граждан   за   жилищно-коммунальные  услуги,  малообеспеченным  семьям
предоставляются  субсидии  на их оплату. Внедряются ресурсосберегающие
технологии и приборы учета расхода воды и тепла.
     Однако  преобразования  в  жилищно-коммунальной  сфере  Москвы не
отвечают   требованиям  времени.  Социально-экономическая  ситуация  в
городском  хозяйстве,  как  и  по стране в целом, оказывает негативное
влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
     В   результате  продолжает  нарастать  износ  основных  фондов  в
жилищно-коммунальном  хозяйстве,  снижается  надежность  работы систем
жизнеобеспечения.   Не   создан  действенный  механизм  стимулирования
ресурсосбережения.  Не  обеспечиваются  минимальные стандарты качества
обслуживания.
     Повышение  ставок  и  тарифов  на жилищно-коммунальные услуги для
населения  и  соответствующее  им увеличение доли платежей населения в
покрытии   издержек   по   содержанию   и   ремонту  жилищного  фонда,
предоставлению  коммунальных услуг сдерживается крайне низкими темпами
роста  жизненного уровня значительной части горожан. В настоящее время
около  60  процентов москвичей не имеют возможности приобрести среднее
по  комфортности  жилье  и  около  20  процентов  - оплатить услуги по
действующим ставкам и тарифам.
     Во  исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля
1997   года   N  425  "О  реформе  жилищно-коммунального  хозяйства  в
Российской   Федерации",  в  целях  создания  экономической  базы  для
повышения  уровня  эксплуатации  и сохранности жилищного фонда города,
качества   предоставляемых  коммунальных  услуг  и  учитывая  реальные
финансовые возможности населения Правительство Москвы постановляет:
     1.    Одобрить    Программу    дальнейшего    развития    реформы
жилищно-коммунального   хозяйства   в   г.  Москве  на  1997-2006  гг.
(приложение).
     Внести  указанную  Программу в установленном порядке в Московскую
городскую Думу на утверждение.
     2.   Считать   приоритетной   задачей  департаментов,  комитетов,
управлений  Правительства Москвы, предприятий и организаций городского
хозяйства  дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства
на  основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды
в  сфере  строительства,  управления  и  эксплуатации жилищного фонда,
завершения   перехода   на   договорные   отношения  между  субъектами
собственности  и  хозяйствования,  а  также  совершенствования системы
оплаты  жилищных  и  коммунальных  услуг с обеспечением мер социальной
защиты   и   усиления  адресной  поддержки  малообеспеченных  семей  и
доступности приобретения жилья населением.
     При  проведении реформы исходить из того, что за жилье в пределах
установленных     нормативов     расходы     граждан     на     оплату
жилищно-коммунальных  услуг  в совокупном доходе семьи до 2000 года не
должны превышать действующий уровень - 12,5 процентов.
     В этих целях:
     - обеспечить  снижение  затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного
фонда, а также на предоставление коммунальных услуг;
     - производить привлечение подрядных и управляющих жилищным фондом
организаций на конкурсной основе;
     - способствовать   созданию   товариществ   собственников  жилья,
которые  призваны  представлять  интересы  населения  в  отношениях  с
поставщиками услуг;
     - повышать   долю  платежей  населения  в  покрытии  издержек  по
содержанию  и  ремонту  жилищного  фонда,  предоставлению коммунальных
услуг пропорционально росту доходов малообеспеченных слоев населения;
     - постепенно сокращать дотации из бюджета на жилищно-коммунальные
услуги  для  лиц,  занимающих жилую площадь, размеры которой превышают
социальную норму;
     - обеспечить  переход  от  бюджетных  дотаций  эксплуатационных и
коммунальных  служб  к  адресной финансовой поддержке малообеспеченных
граждан.
     3.  Префектам  административных  округов,  Управлению  городского
заказа,  Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства,
Комитету муниципального жилья:
     3.1. В 1997 году полностью завершить разделение функций заказчика
и подрядчика на работах по содержанию и ремонту жилищного фонда.
     3.2.   Обеспечить   начиная   со   второго  полугодия  1997  года
повсеместное заключение:
     - с   владельцами  и  собственниками  помещений  -  соглашений  о
совместном  владении  домом  и  долевом  участии  в  расходах  по  его
содержанию;
     - с арендаторами жилых помещений - договоров аренды помещений;
     - с  нанимателями  жилых  помещений - договоров коммерческого или
социального найма;
     - с    арендаторами    нежилых    помещений    -   договоров   на
эксплуатационные и коммунальные услуги.
     3.3. Организовать постепенный переход к привлечению на конкурсной
основе  частных  компаний к управлению жилищным фондом. В 1998 году на
этих  условиях  должно  работать  по  одной  управляющей организации в
каждом административном округе.
     3.4.   Совместно   с  Департаментом  имущества  города  Москвы  в
установленном      порядке     предоставлять     нежилые     помещения
негосударственным     некоммерческим     организациям    (товарищества
собственников   жилья   и  др.)  и  иным  организациям  независимо  от
организационно-правовой    формы    и   формы   собственности   (кроме
организаций,  указанных  в  п. 1 настоящего постановления), занятым на
работах в жилищном фонде, в аренду, размер ставок которой определяется
в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы.
     3.5.    Создать   условия   для   формирования   и   эффективного
функционирования   товариществ   собственников   жилья,  имея  в  виду
содействие  в их организации, снижение размеров сборов за регистрацию,
оформление    земельно-имущественных   прав   и   других   документов,
первоочередную  установку  приборов учета расхода воды и тепла на дом,
оказание  консультаций  и методической помощи по вопросам, связанным с
управлением и эксплуатацией жилищного фонда.
     3.6. Обеспечить дальнейшее развитие системы страхования жилищного
фонда   и   внутридомового   инженерного   оборудования   с  внесением
необходимых изменений в Положение о системе страхования в Москве жилых
помещений.
     4.   Москомимуществу   совместно  с  префектами  административных
округов  и  Управлением  городского  заказа  включать в заключаемый со
службой   заказчика   договор   о   закреплении   имущества  на  праве
хозяйственного  ведения  отдельным списком перечень нежилых помещений,
предоставленных под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду.
     В трехмесячный срок обеспечить внесение вышеназванных положений в
действующие договоры.
     5.  Префектам  административных  округов  разработать и утвердить
программы  формирования  товариществ собственников жилья на территории
округа с учетом положений пункта 3.5 настоящего постановления.
     6.  Предложить  Территориальному  управлению  Москвы и Московской
области   Государственного   комитета   по   антимонопольной  политике
Российской    Федерации    активизировать    работу    по   пресечению
злоупотреблений   хозяйствующих   структур,   занимающих  доминирующее
положение   на   соответствующих   товарных   рынках,  по  разъяснению
потребителям  услуг политики Правительства Москвы в области проведения
реформы   жилищно-коммунального   хозяйства,   а   также  защите  прав
потребителей услуг.
     7.  Управлению  по вопросам государственной службы и кадров Мэрии
совместно  с  Комитетом  труда  и занятости и Комитетом муниципального
жилья организовать систему подготовки и переподготовки руководителей и
специалистов жилищно-коммунального хозяйства.
     8.   Управлению   развития   Генплана,   Управлению   координации
строительства,  Управлению инвестиционной политики и финансирования из
городских   источников,  Москомархитектуре  разработать  в  1997  году
целевую  комплексную программу улучшения проектных решений и повышения
качества   строительства,   предусматривающую   обеспечение   снижения
эксплуатационных затрат в жилищном хозяйстве и ресурсосбережение.
     9. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального
хозяйства   и   благоустройства,  Управлению  топливно-энергетического
хозяйства:
     9.1.  В  двухмесячный  срок  разработать  механизм экономического
стимулирования   поставщиков  и  потребителей  услуг  за  рациональное
использование воды и тепловой энергии.
     9.2.  До  1 января 1998 г. пересмотреть действующие для населения
нормативы   электро-,   тепло-,   газо-   и  водопотребления  с  целью
стимулирования   установки   приборов   учета  и  сокращения  расходов
названных ресурсов.
     10.  Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
в двухмесячный срок:
     10.1.  Разработать мероприятия по повышению сохранности подъездов
жилых домов.
     10.2.  Совместно с Управлением топливно-энергетического хозяйства
подготовить  план  поэтапного оснащения групп жилых зданий и отдельных
строений приборами учета расхода ресурсов.
     11.  Управлению  городского  заказа  в III квартале т.г. оформить
заказ   Мосгоркомстату   на   обследование   100-150  тыс.  семей  для
определения   их   среднедушевого   и  совокупного  доходов,  размеров
занимаемой площади.
     12.  Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, АО
"Московский  комитет  по  науке  и  технологиям" предусмотреть в плане
научно-технических  работ  на 1998 год по заказу Управления городского
заказа  разработку  на базе Городского центра жилищных субсидий единой
программы   начисления   платежей  за  жилищно-коммунальные  услуги  и
субсидий на их оплату.
     13.  Обеспечить  разработку  нормативной  и  методической базы, а
именно:
     13.1.  Департаменту  экономической  политики и развития г. Москвы
совместно  с  Департаментом  финансов,  Управлением городского заказа,
Управлением топливно-энергетического хозяйства и АООТ "Мосэнерго" до 1
августа  т.г.  -  проекта нормативных документов о дифференцированных,
исходя из норм потребления электроэнергии, тарифах для населения.
     13.2.  Департаменту  экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов, Москомимуществу, Комитету муниципального жилья,
Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка до 1 сентября
т.г.    -   проектов   документов,   регламентирующих   субсидирование
приобретения жилья москвичами со средним достатком.
     13.3.      Управлению      городского      заказа,     Управлению
жилищно-коммунального    хозяйства   и   благоустройства,   Управлению
топливно-энергетического хозяйства, Государственной жилищной инспекции
до 1 сентября 1997 г.:
     - уточнить  действующие  положения  о конкурсном отборе подрядных
организаций  для  выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту
жилищного фонда и его инженерного оборудования, предусмотрев включение
в   конкурсные   комиссии   представителей   комитетов   общественного
самоуправления;
     - подготовить   проект  формы  договора  с  арендаторами  нежилых
помещений на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг.
     13.4. Комитету муниципального жилья совместно с заинтересованными
организациями  до  1  января  1998  года  -  привести в соответствие с
действующим  законодательством нормативно-правовую базу для создания и
эффективного  функционирования товариществ собственников жилья, в т.ч.
в домах-новостройках.
     13.5.    Москомимуществу,    Московскому   земельному   комитету,
Москомархитектуре,    Комитету    муниципального   жилья,   Московской
регистрационной  палате  до  1  октября  т.г. - пересмотреть в сторону
снижения  размеры  сборов  за  оформление  документов, необходимых для
регистрации товариществ собственников жилья и кондоминиумов.
     14.   Утвердить   перечень   функций,  выполняемых  исключительно
государственными  структурами  и  не  подлежащих возложению на частные
компании, выигравшие конкурс по управлению жилищным фондом:
     - проведение  мероприятий  по  гражданской  обороне  и содержанию
объектов гражданской обороны;
     - доставка повесток населению и составление разнообразных списков
проживающих по общегородским вопросам;
     - регистрация  граждан  по  месту  жительства  и месту пребывания
(паспортный учет, прописка и выписка).
     15.  Комплексу  городского  хозяйства  совместно  с Департаментом
экономической  политики и развития Москвы в срок до 1 сентября 1997 г.
подготовить   предложения   Правительства   Москвы   в   Правительство
Российской Федерации о:
     - соотнесении     сроков     и    темпов    проведения    реформы
жилищно-коммунального хозяйства с достигнутыми результатами реализации
Среднесрочной   программы  структурной  перестройки  и  экономического
роста,  а  также  Указа Президента Российской Федерации по структурной
реформе в сферах естественных монополий;
     - законодательной   и  материальной  поддержке  создания  системы
долгосрочного ипотечного кредитования приобретения жилья;
     - установлении   социально   обоснованного   минимального  уровня
заработной платы;
     - пересмотре  нормативов  отчислений в федеральный и региональный
бюджеты   в   пользу   регионов,   обеспечивающих  увеличение  объемов
самофинансирования в жилищно-коммунальной сфере по мере выполнения ими
программ жилищно-коммунальной реформы;
     - исключении  практики обложения налогом на добавленную стоимость
всех  видов  жилищно-коммунальных  платежей населения, а также работ и
услуг, выполняемых на жилищном фонде;
     - обеспечении   правовой  основы  воздействия  на  заемщиков,  не
выполняющих  своих  обязательств,  должников  по  жилищно-коммунальным
платежам   и   внесении  соответствующих  изменений  в  Гражданский  и
Административный    кодексы   Российской   Федерации   и   действующее
законодательство;
     - разработке   закона   Российской   Федерации   об  обязательном
страховании жилья.
     16.    Пресс-центру    Мэрии    и   Правительства   совместно   с
заинтересованными   организациями  продолжить  работу  по  разъяснению
москвичам  новых  условий  оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка
предоставления    малообеспеченным    семьям    субсидий   на   оплату
жилищно-коммунальных    услуг,    а    также    организовать   систему
информирования  населения  о  результатах принимаемых в столице мер по
реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
     17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольского.

Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
1 июля 1997 г.
N 497


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                   от 1 июля 1997 года
                                                                 N 497

                              ПРОГРАММА
          ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
                ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫ НА 1997-2006 ГОДЫ

                        Основные цели реформы

     Программа   реформы  жилищно-коммунального  хозяйства  г.  Москвы
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города, а
также результатов проведенных в 1991-1997 гг. преобразований.
     Главным      условием      реформы     является     экономическая
сбалансированность  проводимых  мероприятий  с реальными возможностями
городского  бюджета и доходами населения. Жилищная реформа в г. Москве
проводится с целью решения следующих задач:
     1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также
создание условий проживания, отвечающих стандартам качества.
     2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
     3.   Переход   от  бюджетного  дотирования  жилищно-коммунального
хозяйства  к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов
и   коммунальных   услуг   населением   -  потребителем,  при  условии
обеспечения  социальной  защиты малообеспеченных семей, экономического
стимулирования  повышения  качества  обслуживания  и снижения издержек
производства.

               1. Обеспечение доступности приобретения
                           жилья москвичами

     1.1.  Начиная  с  1998  г.  внедрить системное исчисление индекса
доступности жилья.
     1.2.  Продолжить  в  1997  г.  реализацию мероприятий по снижению
стоимости строительства жилья в целях доведения ее до размера, который
реален  к возмещению гражданами за 15-20 лет, при условии расходования
ими на эти цели не более 30% семейного дохода.
     1.3.  Для  расширения  возможностей  граждан в улучшении жилищных
условий  продолжить  размещение облигаций Московского государственного
жилищного  займа,  поддерживая  объем  его реализации по себестоимости
строительства  жилья  на уровне спроса населения в течение всего срока
обращения облигаций (десять лет).
     1.4.   В   соответствии   с  действующим  порядком  предоставлять
гражданам,  нуждающимся  в  улучшении  жилищных условий, безвозмездные
субсидии  на  строительство  или  приобретение  жилья  за счет средств
городского бюджета.
     1.5.  В  целях доступности приобретения жилой площади в г. Москве
гражданами  со  средним  уровнем доходов разработать и внедрить с 1998
года  механизм  целевых  накопительных  вкладов и привлечения денежных
средств  коммерческих  банков в виде ипотечного кредитования населения
под приемлемые проценты и на длительный срок.
     1.6.  В  целях  перераспределения  имеющегося  жилищного  фонда и
получения  дополнительной площади на нужды города разработать порядок,
стимулирующий  обмен  квартир  большей  площади  на меньшую с согласия
граждан.

       2. Определение стандарта (норматива) условий проживания

     2.1.  Установить  для  г.  Москвы  следующий  стандарт жилья: дом
(квартира)  со  всеми  видами  удобств  [электроснабжение, водопровод,
канализация,  централизованное  отопление,  ванна  (душ),  газовая или
электрическая  плита,  горячее  водоснабжение  (централизованное)  или
газовая  колонка],  с лифтом и мусоропроводом, независимо от материала
стен, расположенный во II зоне городских территорий.
     Исходя  из  действующих  на  01.05.97  ставок  и  тарифов  размер
платежей  населения  за  жилищно-коммунальные  услуги  за  стандартное
(нормативное) жилье составляет:
     1 чел. - 33 кв. м - 65 020 руб. в месяц
     2 чел. - 42 кв. м - 104 480 руб. в месяц
     3 чел. - 54 кв. м - 148 810 руб. в месяц.
     Данный стандарт должен пересматриваться по мере развития жилищной
реформы и дифференциации ставок оплаты услуг.
     2.2.  С  периодичностью  в  5  лет  совершенствовать утвержденные
законом Московской городской Думы действующие нормативы и стандарты по
эксплуатации жилищного фонда г. Москвы.

          3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства

     3.1.  Обеспечить  начиная  с  1997  г.  формирование городского и
муниципального  заказов  на  обслуживание,  ремонт и развитие объектов
жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
     3.2.  Проводить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в
соответствии с постановлениями Московской городской Думы от 20.09.95 N
61  "Об  утверждении  и  введении  в  действие  программы приватизации
государственной  и муниципальной собственности в Москве" и от 19.03.97
N  20  "О  перечне  предприятий  и организаций федеральной и городской
собственности,  подлежащих  приватизации в 1997 году" и постановлением
Правительства  Москвы  от  17.01.95 N 34 "О мерах по совершенствованию
управления городским хозяйством в процессе приватизации".
     3.3.  Начиная  с  1998  года  приступить к поэтапной приватизации
предприятий,  выполняющих  работы  по ремонту и эксплуатации жилищного
фонда.
     3.4.  Расширить  практику отбора подрядчиков для выполнения работ
по  содержанию  и  ремонту  жилищного  фонда  и  его  оборудования  на
конкурсной   основе   независимо   от  хозяйственно-правового  статуса
подрядчика  при  наличии у него лицензии на соответствующий вид работ.
Довести    долю   жилищного   фонда,   обслуживаемого   предприятиями,
отобранными  на  конкурсной основе, в 1998 году до 60%, в 1999 г. - до
100%.
     3.5.  Начиная  с  1997  года  обеспечить  постепенный  переход на
конкурсный  отбор  частных  компаний для управления жилищным фондом, с
тем  чтобы  в  1998  г. на этих условиях работало не менее одной ДЕЗ в
каждом  административном  округе.  Ввести  лицензирование данного вида
деятельности. Дальнейшее развитие этой системы определить на основании
проведенного эксперимента.

          4. Развитие договорных отношений между субъектами
                    собственности и хозяйствования

     4.1.   Проводить   организационные   мероприятия,   стимулирующие
создание  товариществ  собственников  жилья посредством предоставления
налоговых  льгот,  организации  обучения.  Осуществлять финансирование
работ   по   содержанию   и   ремонту   жилищного   фонда  товариществ
собственников  жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся
в собственности города. В первоочередном порядке устанавливать в домах
товариществ собственников жилья приборы учета расхода воды и тепла.
     4.2.  Завершить  в  1997  году  разделение  функций  заказчика  и
подрядчика  на  работах  по  эксплуатации  жилищного  фонда, а именно:
передать  в ДЕЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с населением
и расположенными в жилищном фонде организациями.
     4.3.   В  1997  году  заключить  договоры  на  оказание  жилищных
(эксплуатационных)   и   коммунальных   услуг   между  собственниками,
владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими
жилищным  фондом  организациями  и  в  дальнейшем проводить эту работу
постоянно.
     4.4.  Обеспечить  в  1997  году  и  последующие годы обязательное
заключение  договоров  между  службами  заказчика  и эксплуатационными
подрядными  организациями  с  указанием  конкретного перечня и объемов
подлежащих  выполнению работ, санкций за невыполнение или ненадлежащее
их выполнение.

             5. Снижение издержек по содержанию и ремонту
            жилищного фонда и поставке коммунальных услуг

     5.1.   В   1997   году   уточнить   нормативы  энерго-,  водо-  и
газоснабжения  для  населения  на  основе  практически  и экономически
обоснованных объемов поставки услуг.
     5.2.  Перейти  на  прямые  расчеты за услуги теплоснабжения между
ресурсоснабжающими предприятиями и населением:
     1997 год - территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе;
     1998 год - 20% территории в каждом административном округе;
     1999 год - 50% территории в каждом административном округе;
     2000 год - 70% территории в каждом административном округе;
     2001  год  -  100%  жилищного фонда, находящегося в собственности
города или являющегося частной собственностью.
     5.2.  Региональной  энергетической  комиссии  и  Межведомственной
комиссии по ценовой и тарифной политике:
     - при   установлении  цен  и  тарифов  на  энергоресурсы  и  воду
обеспечить обоснованность  производственных   затрат   организаций   -
поставщиков  и ежеквартально производить регулирование расходов исходя
из фактических затрат;
     - с  1998  года  установить  две категории потребителей по уровню
тарифов:  население, промышленность и приравненные к ней потребители с
отменой льготных цен и тарифов;
     - не  принимать  решений  о  предоставлении  отдельным категориям
потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания
источников их финансирования.
     5.3. Региональной энергетической комиссии:
     - в  1997 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию
исходя из нормы расхода энергии на одного человека или абонента;
     - в  1997  году  подготовить  предложения  по изменению структуры
тарифов  на  тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат
по содержанию и ремонту тепловых пунктов и внутриквартальных сетей.
     5.4.  Постоянно  проводить работы по внедрению ресурсосберегающих
технологий.  Разработать  и  утвердить  программу  установки  в  домах
приборов учета расхода воды и тепловой энергии.
     Установка  приборов  учета на жилищном фонде и в тепловых пунктах
финансируется за счет средств владельца этих объектов.
     5.5.  Департаменту  экономической  политики  и развития г. Москвы
начиная с 1997 года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов
в  жилищно-коммунальной  сфере  и энергетике, устанавливать предельные
ставки,    расценки    и   тарифы   для   естественных   монополий   в
жилищно-коммунальной  сфере  и  для  организаций, выполняющих работы с
использованием бюджетного финансирования.
     5.6.  Возложить  постоянный  контроль  за содержанием, ремонтом и
сохранностью  жилищного  фонда  на городском уровне на Государственную
жилищную   инспекцию,  на  ведомственном  -  на  отделы  в  отраслевых
департаментах,  комитетах, управлениях, на местном - на местные органы
самоуправления.

                    6. Совершенствование расчетов
                    за жилищно-коммунальные услуги

     6.1.  Обеспечить  самоокупаемость жилищного хозяйства посредством
повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
     Установить следующий уровень платежей населения в % к затратам на
содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг:
     1997 год - 22% 2002 год - 59%
     1998 год - 27% 2003 год - 72%
     1999 год - 32% 2004 год - 83%
     2000 год - 39% 2005 год - 95%
     2001 год - 48% 2006 год - 100%.
     Соотношения  повышения платежей населению за жилищно-коммунальные
услуги по их видам приведены в таблице:

            Доля платежей населения в расходах по поставке
             жилищно-коммунальных услуг в % от стоимости

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Год  | Оплата жилья  |в том |плата  | газоснабжение| теплоснабжение | водоснабжение | электроснабжение | вывоз |
|     | (технического |числе |за наем|              |                |               |                  | мусора|
|     | обслуживания) |кап.  |       |              |                |               |                  |       |
|     |               |ремонт|       |              |                |               |                  |       |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|1997 |    8          |  -   |   1   |  43          |   37           |  49           |   63             |  19   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|1998 |    8          |  -   |   1   |  80          |   40           |  79           |   80             |  19   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|1999 |    9          |  -   |  15   | 100          |   45           |  96           |   80             |  25   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2000 |   10          |  -   |  30   | 100          |   58           | 100           |  100             |  33   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2001 |   11          |  -   |  50   | 100          |   80           | 100           |  100             |  42   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2002 |   14          |  -   |  86   | 100          |  100           | 100           |  100             |  60   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2003 |   39          |  -   | 100   | 100          |  100           | 100           |  100             | 100   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2004 |   62          | 31   | 100   | 100          |  100           | 100           |  100             | 100   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2005 |   88          | 78   | 100   | 100          |  100           | 100           |  100             | 100   |
|-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------|
|2006 |  100          |100   | 100   | 100          |  100           | 100           |  100             | 100   |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     6.2.  Ввести  в 1997 году взимание повышенной платы (до размеров,
обеспечивающих  компенсацию  затрат)  за жилищные услуги и отопление с
граждан,  имеющих  площадь  жилых  помещений,  превышающую  социальные
нормы,  исходя  из  размеров "излишков" в расчете на одного человека с
учетом   установленных   законодательными   актами   прав  граждан  на
дополнительную   площадь   и  защиты  интересов  семей,  состоящих  из
инвалидов и пенсионеров.

                        Схема повышения ставок

     Утвержденные  Правительством Москвы ставки платы за наем и оплаты
жилья  по  договору  найма  или  услуг  технического  обслуживания при
площади квартиры, превышающей социальную норму на 7 и более квадратных
метров в расчете на одного человека, за излишнюю площадь увеличиваются
в пятиэтажных домах и домах до 5 этажей в 2 раза, а в домах 6 этажей и
выше - в 3 раза.
     Социальная   норма   площади  жилья  принимается  по  нормативам,
утвержденным постановлением Московской городской Думы от 16.03.94 N 22
"О  постановлении  Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41 "О
переходе  на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке
предоставления гражданам жилищных субсидий" и приведенным в приложении
5  к  постановлению Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 "О
внесении  изменений в постановление Правительства Москвы от 11.01.94 N
41  "О  переходе  на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и
порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
     Утвержденные  Правительством Москвы ставки платы за отопление при
площади   квартиры,   на  7  квадратных  метров  и  более  превышающей
социальную  норму  в  расчете  на одного человека, за излишнюю площадь
увеличиваются в два раза.
     По  мере  приближения  платежей  за жилищно-коммунальные услуги к
фактической  стоимости  уровень  повышения  ставок  за излишки площади
корректируется  в  сторону уменьшения в пределах фактической стоимости
услуг.
     6.3.  Утвердить в 1997 году общие принципы расчетов с гражданами,
являющимися  собственниками  жилья  и пользователями жилых помещений в
общежитиях,   четко   определив  порядок  финансирования  расходов  по
содержанию и ремонту жилищного фонда в зависимости от вида жилья.
     6.4.  Начиная  с  1998 года производить дальнейшую дифференциацию
ставок  оплаты  жилищных  и  коммунальных  услуг, предусмотрев целевую
оплату    расходов   по   содержанию   лифтов,   электроплит,   систем
дымоудаления,  с  целью  первоочередного  доведения платежей за данные
услуги до их фактической стоимости.
     6.5.  Ввести  в  1997 году страхование жилищного фонда, исходя из
положений о системе страхования в г. Москве жилых помещений.
     6.6. Подготовить к 1 января 1998 года предложения об упорядочении
системы  предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг.

              7. Организация социальной защиты населения

     7.1.  Изменить  в  1998  году  порядок  предоставления  гражданам
(семьям)  субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив,
что  семья  (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого
человека,  не превышающий установленный прожиточный минимум, не должна
расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной
нормы  площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг свыше
0,5 (половины) установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда в расчете на каждого человека.
     При  этом  величину  субсидий  определять по двум основаниям - от
совокупного  дохода  на  одного  человека, не превышающего прожиточный
минимум,  и  как  разницу  между  принятыми на данный период размерами
оплаты  жилищно-коммунальных услуг по социальной норме площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот и
предельно   допустимыми   собственными  расходами  граждан  на  оплату
жилищных  и  коммунальных  услуг  с  учетом  совокупного дохода семьи,
принимая максимальное значение субсидии.
     7.2.  Установить максимально допустимую долю собственных расходов
семьи   (в   процентах)   на   оплату  жилищно-коммунальных  услуг  от
совокупного семейного дохода в следующих размерах:
     1997 год - 12,5% 2002 год - 15%
     1998 год - 12,5% 2003 год - 20%
     1999 год - 12,5% 2004 год - 22%
     2000 год - 12,5% 2005 год - 23%
     2001 год - 15% 2006 год - 25%.
     7.3.  Департаменту  экономической  политики  и развития г. Москвы
начиная с 1997 года:
     - проводить  социальный  мониторинг  доходов и расходов населения
города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
     - анализировать   влияние   тарифов  на  коммунальные  услуги  на
финансовое состояние предприятий города.

           8. Совершенствование законодательно-нормативной
                базы в жилищно-коммунальном хозяйстве

     8.1.  Департаментам, комитетам и управлениям Правительства Москвы
в установленном порядке:
     - вносить  предложения  по совершенствованию законодательной базы
Российской  Федерации,  в  том  числе  налогового  законодательства, в
жилищно-коммунальной сфере;
     - формировать    московскую    законодательно-нормативную   базу,
охватывающую все области жилищно-коммунальной сферы.
     8.2.  Обеспечить  постоянную разработку новых и совершенствование
действующих нормативных документов.

Оглавление