О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.04.97 N 425 "О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Редакция на 24.02.2004) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 1 июля 1997 г. N 497 (ЮИАИ) В Москве с 1991 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ принимаются меры по разделению функций заказчика и подрядчика, созданию рынка жилищных услуг. Постепенно увеличиваются платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги, малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на их оплату. Внедряются ресурсосберегающие технологии и приборы учета расхода воды и тепла. Однако преобразования в жилищно-коммунальной сфере Москвы не отвечают требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве, как и по стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не создан действенный механизм стимулирования ресурсосбережения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания. Повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и соответствующее им увеличение доли платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг сдерживается крайне низкими темпами роста жизненного уровня значительной части горожан. В настоящее время около 60 процентов москвичей не имеют возможности приобрести среднее по комфортности жилье и около 20 процентов - оплатить услуги по действующим ставкам и тарифам. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг и учитывая реальные финансовые возможности населения Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Программу дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве на 1997-2006 гг. (приложение). Внести указанную Программу в установленном порядке в Московскую городскую Думу на утверждение. 2. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, предприятий и организаций городского хозяйства дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда, завершения перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствования системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с обеспечением мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей и доступности приобретения жилья населением. При проведении реформы исходить из того, что за жилье в пределах установленных нормативов расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 2000 года не должны превышать действующий уровень - 12,5 процентов. В этих целях: - обеспечить снижение затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, а также на предоставление коммунальных услуг; - производить привлечение подрядных и управляющих жилищным фондом организаций на конкурсной основе; - способствовать созданию товариществ собственников жилья, которые призваны представлять интересы населения в отношениях с поставщиками услуг; - повышать долю платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг пропорционально росту доходов малообеспеченных слоев населения; - постепенно сокращать дотации из бюджета на жилищно-коммунальные услуги для лиц, занимающих жилую площадь, размеры которой превышают социальную норму; - обеспечить переход от бюджетных дотаций эксплуатационных и коммунальных служб к адресной финансовой поддержке малообеспеченных граждан. 3. Префектам административных округов, Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Комитету муниципального жилья: 3.1. В 1997 году полностью завершить разделение функций заказчика и подрядчика на работах по содержанию и ремонту жилищного фонда. 3.2. Обеспечить начиная со второго полугодия 1997 года повсеместное заключение: - с владельцами и собственниками помещений - соглашений о совместном владении домом и долевом участии в расходах по его содержанию; - с арендаторами жилых помещений - договоров аренды помещений; - с нанимателями жилых помещений - договоров коммерческого или социального найма; - с арендаторами нежилых помещений - договоров на эксплуатационные и коммунальные услуги. 3.3. Организовать постепенный переход к привлечению на конкурсной основе частных компаний к управлению жилищным фондом. В 1998 году на этих условиях должно работать по одной управляющей организации в каждом административном округе. 3.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в установленном порядке предоставлять нежилые помещения негосударственным некоммерческим организациям (товарищества собственников жилья и др.) и иным организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме организаций, указанных в п. 1 настоящего постановления), занятым на работах в жилищном фонде, в аренду, размер ставок которой определяется в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы. 3.5. Создать условия для формирования и эффективного функционирования товариществ собственников жилья, имея в виду содействие в их организации, снижение размеров сборов за регистрацию, оформление земельно-имущественных прав и других документов, первоочередную установку приборов учета расхода воды и тепла на дом, оказание консультаций и методической помощи по вопросам, связанным с управлением и эксплуатацией жилищного фонда. 3.6. Обеспечить дальнейшее развитие системы страхования жилищного фонда и внутридомового инженерного оборудования с внесением необходимых изменений в Положение о системе страхования в Москве жилых помещений. 4. Москомимуществу совместно с префектами административных округов и Управлением городского заказа включать в заключаемый со службой заказчика договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения отдельным списком перечень нежилых помещений, предоставленных под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду. В трехмесячный срок обеспечить внесение вышеназванных положений в действующие договоры. 5. Префектам административных округов разработать и утвердить программы формирования товариществ собственников жилья на территории округа с учетом положений пункта 3.5 настоящего постановления. 6. Предложить Территориальному управлению Москвы и Московской области Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации активизировать работу по пресечению злоупотреблений хозяйствующих структур, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, по разъяснению потребителям услуг политики Правительства Москвы в области проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также защите прав потребителей услуг. 7. Управлению по вопросам государственной службы и кадров Мэрии совместно с Комитетом труда и занятости и Комитетом муниципального жилья организовать систему подготовки и переподготовки руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства. 8. Управлению развития Генплана, Управлению координации строительства, Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Москомархитектуре разработать в 1997 году целевую комплексную программу улучшения проектных решений и повышения качества строительства, предусматривающую обеспечение снижения эксплуатационных затрат в жилищном хозяйстве и ресурсосбережение. 9. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства: 9.1. В двухмесячный срок разработать механизм экономического стимулирования поставщиков и потребителей услуг за рациональное использование воды и тепловой энергии. 9.2. До 1 января 1998 г. пересмотреть действующие для населения нормативы электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью стимулирования установки приборов учета и сокращения расходов названных ресурсов. 10. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в двухмесячный срок: 10.1. Разработать мероприятия по повышению сохранности подъездов жилых домов. 10.2. Совместно с Управлением топливно-энергетического хозяйства подготовить план поэтапного оснащения групп жилых зданий и отдельных строений приборами учета расхода ресурсов. 11. Управлению городского заказа в III квартале т.г. оформить заказ Мосгоркомстату на обследование 100-150 тыс. семей для определения их среднедушевого и совокупного доходов, размеров занимаемой площади. 12. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, АО "Московский комитет по науке и технологиям" предусмотреть в плане научно-технических работ на 1998 год по заказу Управления городского заказа разработку на базе Городского центра жилищных субсидий единой программы начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги и субсидий на их оплату. 13. Обеспечить разработку нормативной и методической базы, а именно: 13.1. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с Департаментом финансов, Управлением городского заказа, Управлением топливно-энергетического хозяйства и АООТ "Мосэнерго" до 1 августа т.г. - проекта нормативных документов о дифференцированных, исходя из норм потребления электроэнергии, тарифах для населения. 13.2. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Департаменту финансов, Москомимуществу, Комитету муниципального жилья, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка до 1 сентября т.г. - проектов документов, регламентирующих субсидирование приобретения жилья москвичами со средним достатком. 13.3. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства, Государственной жилищной инспекции до 1 сентября 1997 г.: - уточнить действующие положения о конкурсном отборе подрядных организаций для выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда и его инженерного оборудования, предусмотрев включение в конкурсные комиссии представителей комитетов общественного самоуправления; - подготовить проект формы договора с арендаторами нежилых помещений на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг. 13.4. Комитету муниципального жилья совместно с заинтересованными организациями до 1 января 1998 года - привести в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовую базу для создания и эффективного функционирования товариществ собственников жилья, в т.ч. в домах-новостройках. 13.5. Москомимуществу, Московскому земельному комитету, Москомархитектуре, Комитету муниципального жилья, Московской регистрационной палате до 1 октября т.г. - пересмотреть в сторону снижения размеры сборов за оформление документов, необходимых для регистрации товариществ собственников жилья и кондоминиумов. 14. Утвердить перечень функций, выполняемых исключительно государственными структурами и не подлежащих возложению на частные компании, выигравшие конкурс по управлению жилищным фондом: - проведение мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов гражданской обороны; - доставка повесток населению и составление разнообразных списков проживающих по общегородским вопросам; - регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания (паспортный учет, прописка и выписка). 15. Комплексу городского хозяйства совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы в срок до 1 сентября 1997 г. подготовить предложения Правительства Москвы в Правительство Российской Федерации о: - соотнесении сроков и темпов проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства с достигнутыми результатами реализации Среднесрочной программы структурной перестройки и экономического роста, а также Указа Президента Российской Федерации по структурной реформе в сферах естественных монополий; - законодательной и материальной поддержке создания системы долгосрочного ипотечного кредитования приобретения жилья; - установлении социально обоснованного минимального уровня заработной платы; - пересмотре нормативов отчислений в федеральный и региональный бюджеты в пользу регионов, обеспечивающих увеличение объемов самофинансирования в жилищно-коммунальной сфере по мере выполнения ими программ жилищно-коммунальной реформы; - исключении практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов жилищно-коммунальных платежей населения, а также работ и услуг, выполняемых на жилищном фонде; - обеспечении правовой основы воздействия на заемщиков, не выполняющих своих обязательств, должников по жилищно-коммунальным платежам и внесении соответствующих изменений в Гражданский и Административный кодексы Российской Федерации и действующее законодательство; - разработке закона Российской Федерации об обязательном страховании жилья. 16. Пресс-центру Мэрии и Правительства совместно с заинтересованными организациями продолжить работу по разъяснению москвичам новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также организовать систему информирования населения о результатах принимаемых в столице мер по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства. 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольского. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 1 июля 1997 г. N 497 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 1 июля 1997 года N 497 ПРОГРАММА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫ НА 1997-2006 ГОДЫ Основные цели реформы Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города, а также результатов проведенных в 1991-1997 гг. преобразований. Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения. Жилищная реформа в г. Москве проводится с целью решения следующих задач: 1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также создание условий проживания, отвечающих стандартам качества. 2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда. 3. Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и снижения издержек производства. 1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами 1.1. Начиная с 1998 г. внедрить системное исчисление индекса доступности жилья. 1.2. Продолжить в 1997 г. реализацию мероприятий по снижению стоимости строительства жилья в целях доведения ее до размера, который реален к возмещению гражданами за 15-20 лет, при условии расходования ими на эти цели не более 30% семейного дохода. 1.3. Для расширения возможностей граждан в улучшении жилищных условий продолжить размещение облигаций Московского государственного жилищного займа, поддерживая объем его реализации по себестоимости строительства жилья на уровне спроса населения в течение всего срока обращения облигаций (десять лет). 1.4. В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета. 1.5. В целях доступности приобретения жилой площади в г. Москве гражданами со средним уровнем доходов разработать и внедрить с 1998 года механизм целевых накопительных вкладов и привлечения денежных средств коммерческих банков в виде ипотечного кредитования населения под приемлемые проценты и на длительный срок. 1.6. В целях перераспределения имеющегося жилищного фонда и получения дополнительной площади на нужды города разработать порядок, стимулирующий обмен квартир большей площади на меньшую с согласия граждан. 2. Определение стандарта (норматива) условий проживания 2.1. Установить для г. Москвы следующий стандарт жилья: дом (квартира) со всеми видами удобств [электроснабжение, водопровод, канализация, централизованное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное) или газовая колонка], с лифтом и мусоропроводом, независимо от материала стен, расположенный во II зоне городских территорий. Исходя из действующих на 01.05.97 ставок и тарифов размер платежей населения за жилищно-коммунальные услуги за стандартное (нормативное) жилье составляет: 1 чел. - 33 кв. м - 65 020 руб. в месяц 2 чел. - 42 кв. м - 104 480 руб. в месяц 3 чел. - 54 кв. м - 148 810 руб. в месяц. Данный стандарт должен пересматриваться по мере развития жилищной реформы и дифференциации ставок оплаты услуг. 2.2. С периодичностью в 5 лет совершенствовать утвержденные законом Московской городской Думы действующие нормативы и стандарты по эксплуатации жилищного фонда г. Москвы. 3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства 3.1. Обеспечить начиная с 1997 г. формирование городского и муниципального заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе. 3.2. Проводить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с постановлениями Московской городской Думы от 20.09.95 N 61 "Об утверждении и введении в действие программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве" и от 19.03.97 N 20 "О перечне предприятий и организаций федеральной и городской собственности, подлежащих приватизации в 1997 году" и постановлением Правительства Москвы от 17.01.95 N 34 "О мерах по совершенствованию управления городским хозяйством в процессе приватизации". 3.3. Начиная с 1998 года приступить к поэтапной приватизации предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда. 3.4. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид работ. Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 60%, в 1999 г. - до 100%. 3.5. Начиная с 1997 года обеспечить постепенный переход на конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом, с тем чтобы в 1998 г. на этих условиях работало не менее одной ДЕЗ в каждом административном округе. Ввести лицензирование данного вида деятельности. Дальнейшее развитие этой системы определить на основании проведенного эксперимента. 4. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и хозяйствования 4.1. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот, организации обучения. Осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в собственности города. В первоочередном порядке устанавливать в домах товариществ собственников жилья приборы учета расхода воды и тепла. 4.2. Завершить в 1997 году разделение функций заказчика и подрядчика на работах по эксплуатации жилищного фонда, а именно: передать в ДЕЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с населением и расположенными в жилищном фонде организациями. 4.3. В 1997 году заключить договоры на оказание жилищных (эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем проводить эту работу постоянно. 4.4. Обеспечить в 1997 году и последующие годы обязательное заключение договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению работ, санкций за невыполнение или ненадлежащее их выполнение. 5. Снижение издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг 5.1. В 1997 году уточнить нормативы энерго-, водо- и газоснабжения для населения на основе практически и экономически обоснованных объемов поставки услуг. 5.2. Перейти на прямые расчеты за услуги теплоснабжения между ресурсоснабжающими предприятиями и населением: 1997 год - территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе; 1998 год - 20% территории в каждом административном округе; 1999 год - 50% территории в каждом административном округе; 2000 год - 70% территории в каждом административном округе; 2001 год - 100% жилищного фонда, находящегося в собственности города или являющегося частной собственностью. 5.2. Региональной энергетической комиссии и Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике: - при установлении цен и тарифов на энергоресурсы и воду обеспечить обоснованность производственных затрат организаций - поставщиков и ежеквартально производить регулирование расходов исходя из фактических затрат; - с 1998 года установить две категории потребителей по уровню тарифов: население, промышленность и приравненные к ней потребители с отменой льготных цен и тарифов; - не принимать решений о предоставлении отдельным категориям потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источников их финансирования. 5.3. Региональной энергетической комиссии: - в 1997 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию исходя из нормы расхода энергии на одного человека или абонента; - в 1997 году подготовить предложения по изменению структуры тарифов на тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат по содержанию и ремонту тепловых пунктов и внутриквартальных сетей. 5.4. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих технологий. Разработать и утвердить программу установки в домах приборов учета расхода воды и тепловой энергии. Установка приборов учета на жилищном фонде и в тепловых пунктах финансируется за счет средств владельца этих объектов. 5.5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с 1997 года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов в жилищно-коммунальной сфере и энергетике, устанавливать предельные ставки, расценки и тарифы для естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере и для организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного финансирования. 5.6. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом и сохранностью жилищного фонда на городском уровне на Государственную жилищную инспекцию, на ведомственном - на отделы в отраслевых департаментах, комитетах, управлениях, на местном - на местные органы самоуправления. 6. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги 6.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного хозяйства посредством повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги. Установить следующий уровень платежей населения в % к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг: 1997 год - 22% 2002 год - 59% 1998 год - 27% 2003 год - 72% 1999 год - 32% 2004 год - 83% 2000 год - 39% 2005 год - 95% 2001 год - 48% 2006 год - 100%. Соотношения повышения платежей населению за жилищно-коммунальные услуги по их видам приведены в таблице: Доля платежей населения в расходах по поставке жилищно-коммунальных услуг в % от стоимости ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Год | Оплата жилья |в том |плата | газоснабжение| теплоснабжение | водоснабжение | электроснабжение | вывоз | | | (технического |числе |за наем| | | | | мусора| | | обслуживания) |кап. | | | | | | | | | |ремонт| | | | | | | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |1997 | 8 | - | 1 | 43 | 37 | 49 | 63 | 19 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |1998 | 8 | - | 1 | 80 | 40 | 79 | 80 | 19 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |1999 | 9 | - | 15 | 100 | 45 | 96 | 80 | 25 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2000 | 10 | - | 30 | 100 | 58 | 100 | 100 | 33 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2001 | 11 | - | 50 | 100 | 80 | 100 | 100 | 42 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2002 | 14 | - | 86 | 100 | 100 | 100 | 100 | 60 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2003 | 39 | - | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2004 | 62 | 31 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2005 | 88 | 78 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |-----|---------------|------|-------|--------------|----------------|---------------|------------------|-------| |2006 | 100 |100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6.2. Ввести в 1997 году взимание повышенной платы (до размеров, обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги и отопление с граждан, имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, исходя из размеров "излишков" в расчете на одного человека с учетом установленных законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты интересов семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров. Схема повышения ставок Утвержденные Правительством Москвы ставки платы за наем и оплаты жилья по договору найма или услуг технического обслуживания при площади квартиры, превышающей социальную норму на 7 и более квадратных метров в расчете на одного человека, за излишнюю площадь увеличиваются в пятиэтажных домах и домах до 5 этажей в 2 раза, а в домах 6 этажей и выше - в 3 раза. Социальная норма площади жилья принимается по нормативам, утвержденным постановлением Московской городской Думы от 16.03.94 N 22 "О постановлении Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" и приведенным в приложении 5 к постановлению Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11.01.94 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий". Утвержденные Правительством Москвы ставки платы за отопление при площади квартиры, на 7 квадратных метров и более превышающей социальную норму в расчете на одного человека, за излишнюю площадь увеличиваются в два раза. По мере приближения платежей за жилищно-коммунальные услуги к фактической стоимости уровень повышения ставок за излишки площади корректируется в сторону уменьшения в пределах фактической стоимости услуг. 6.3. Утвердить в 1997 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко определив порядок финансирования расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда в зависимости от вида жилья. 6.4. Начиная с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг, предусмотрев целевую оплату расходов по содержанию лифтов, электроплит, систем дымоудаления, с целью первоочередного доведения платежей за данные услуги до их фактической стоимости. 6.5. Ввести в 1997 году страхование жилищного фонда, исходя из положений о системе страхования в г. Москве жилых помещений. 6.6. Подготовить к 1 января 1998 года предложения об упорядочении системы предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. 7. Организация социальной защиты населения 7.1. Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг свыше 0,5 (половины) установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на каждого человека. При этом величину субсидий определять по двум основаниям - от совокупного дохода на одного человека, не превышающего прожиточный минимум, и как разницу между принятыми на данный период размерами оплаты жилищно-коммунальных услуг по социальной норме площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот и предельно допустимыми собственными расходами граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, принимая максимальное значение субсидии. 7.2. Установить максимально допустимую долю собственных расходов семьи (в процентах) на оплату жилищно-коммунальных услуг от совокупного семейного дохода в следующих размерах: 1997 год - 12,5% 2002 год - 15% 1998 год - 12,5% 2003 год - 20% 1999 год - 12,5% 2004 год - 22% 2000 год - 12,5% 2005 год - 23% 2001 год - 15% 2006 год - 25%. 7.3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с 1997 года: - проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций; - анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое состояние предприятий города. 8. Совершенствование законодательно-нормативной базы в жилищно-коммунальном хозяйстве 8.1. Департаментам, комитетам и управлениям Правительства Москвы в установленном порядке: - вносить предложения по совершенствованию законодательной базы Российской Федерации, в том числе налогового законодательства, в жилищно-коммунальной сфере; - формировать московскую законодательно-нормативную базу, охватывающую все области жилищно-коммунальной сферы. 8.2. Обеспечить постоянную разработку новых и совершенствование действующих нормативных документов. |