О НАПРАВЛЕНИИ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ИЮЛЯ 2005 ГОДА N 9-П). Письмо. Фонд социального страхования РФ. 01.09.05 02-18/07-8601


                                ПИСЬМО

                   ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

                          1 сентября 2005 г.
                           N 02-18/07-8601

                                 (Д)


     Фонд  социального страхования Российской Федерации направляет для
сведения  и использования в работе Постановление Конституционного Суда
Российской  Федерации  от  14 июля 2005 года N 9-П "По делу о проверке
конституционности  положений  статьи 113 Налогового кодекса Российской
Федерации  в  связи  с  жалобой  гражданки  Г.А.  Поляковой и запросом
Федерального   арбитражного   суда   Московского   округа"   (далее  -
Постановление).
     Предметом   рассмотрения   в   Конституционном   Суде  Российской
Федерации  явились  положения статьи 113 Налогового кодекса Российской
Федерации,  в  соответствии  с которым лицо не может быть привлечено к
ответственности  за  совершение налогового правонарушения, если со дня
его  совершения  либо  со  следующего  дня  после окончания налогового
периода, в течение которого было совершено правонарушение, истекли три
года.
     Признав указанную статью не противоречащей Конституции Российской
Федерации,  суд  указал, что течение срока давности привлечения лица к
ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается с
момента оформления акта налоговой проверки.
     При  этом  суд  подчеркнул, что, "если для оформления результатов
налоговой   проверки,   в   ходе   которой   обнаруживается  налоговое
правонарушение,   акта   налоговой   проверки  не  требуется,  процесс
привлечения   лица   к  ответственности  за  налоговое  правонарушение
начинается   с   соответствующего  решения  руководителя  (заместителя
руководителя)    о    привлечении    налогоплательщика   к   налоговой
ответственности,   выносимого   по   материалам   проверки"   (п.  4.1
Постановления).
     Учитывая   изложенное,   суд   признал  легитимность  привлечения
налогоплательщиков   к   ответственности  по  результатам  камеральных
проверок на основании соответствующего решения руководителя налогового
органа при отсутствии необходимости составления акта.
     Вместе   с   тем   Конституционным   Судом  Российской  Федерации
установлено,   что   срок   давности   взыскания   налоговых  санкций,
установленный  статьей  115  Налогового  кодекса Российской Федерации,
является  самостоятельным  сроком,  он  не поглощается сроком давности
привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком
весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все
его  стадии,  в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой
санкции)  должен  быть завершен в срок, не превышающий срока давности,
указанного  в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок
взыскания   налоговой  санкции  начинает  исчисляться  по  прекращении
течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.
     Прекращение  же  истечения срока давности привлечения к налоговой
ответственности  связывается  не с решением суда о взыскании налоговой
санкции,  а  с  принятием  акта  налоговой  проверки  либо,  в  случае
отсутствия  необходимости в составлении такого акта, с соответствующим
решением руководителя налогового органа.
     Наряду  с  разъяснениями того, что считать моментом отсчета срока
давности,  суд постановил, что положения статьи 113 Налогового кодекса
Российской  Федерации  по  своему  конституционно-правовому  смыслу  в
системе  действующего  правового  регулирования  не исключают для суда
возможность    в    случае    воспрепятствования    налогоплательщиком
осуществлению  налогового  контроля  и  проведению  налоговой проверки
признать   уважительными  причины  пропуска  налоговым  органом  срока
давности  привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика
налоговые  санкции  за  те правонарушения, которые выявлены в пределах
сроков глубины охвата налоговой проверки.
     Рекомендуем    региональным    отделениям    в    своей    работе
руководствоваться    данным   Постановлением   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  и  использовать  его  при  обжаловании судебных
актов.

                                                            В.В.ЛИННИК
1 сентября 2005 г.
N 02-18/07-8601