РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 15 сентября 2005 г. N 1432-р (НТЦС) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Минкультуры России, государственными заказчиками Программы - Роскультуру, Росархив и Роспечать. 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 54342 млн.рублей (в ценах соответствующих лет). 4. Минкультуры России обеспечить разработку проекта Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 15 сентября 2005 г. N 1432-р УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 1432-р КОНЦЕПЦИЯ федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Отечественная культура развивается в сложных условиях, когда многие идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки еще только формируются. Формирование гражданского общества обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение новых театров, музеев, творческих коллективов и объединений, что обеспечило оптимальные условия для развития отечественной культуры. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. В 90-е годы прошлого столетия государство сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате этого было значительно уменьшено влияние культуры на российское общество. Несмотря на сложную ситуацию, благодаря реализации федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" удалось частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для начала радикального обновления государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в этой области можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития. Культура обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60,2 млн. единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивов, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха. В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий. За один год в театрах бывает более 30 млн. зрителей, или более 210 человек на 1000 жителей, музеи страны посещает около 80 млн. посетителей, или более 520 человек на 1000 жителей, годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 млн. экземпляров, годовой тираж журналов и периодических изданий составляет более 1 млрд. экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей, число посещений киносеансов достигло 50 млн. человек, в библиотеках зарегистрировано около 60 млн. пользователей. Вместе с тем в современных условиях становления рыночных отношений и демократизации общества сфера культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа). Сохраняя преемственность с федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)", разрабатываемую Программу предполагается ориентировать на последовательное реформирование отрасли, что позволит обеспечить: создание условий для развития культуры (в первую очередь приоритетных направлений) и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также государственную поддержку профессионального творчества; активизацию в отрасли рыночных механизмов посредством структурной реорганизации государственного сектора в отдельных сферах культуры; повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан; сохранение культурного наследия, обеспечение доступности художественных ценностей; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития отрасли. Программа охватывает все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства: культурное наследие, музеи, библиотеки, театры, изобразительное искусство, кинематографию, радио, телевидение, печать, архивы, науку. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, расширения единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей. Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают необходимым для их решения использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Финансовые ресурсы, направленные в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" на сохранение культурного наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более чем на 500 объектах федерального значения. При этом в 2001-2003 годах был завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на 29 объектах, среди которых главный дом-дворец усадьбы Грибоедовых (Смоленская область), музей-заповедник М.Ю.Лермонтова (Ставропольский край), дом-усадьба Державина (г.Санкт-Петербург), Кавалерийские корпуса в музее-заповеднике "Царицыно" и другие объекты федерального значения. За счет средств указанной программы отреставрировано свыше 1000 экспонатов из собраний 136 музеев России. Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия требует либо отдельных решений Правительства Российской Федерации, либо обособления их в рамках ведомственной программы. Это привело бы к целому ряду негативных последствий, таких как ослабление культурных связей между регионами Российской Федерации, возникновение дополнительных сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов, необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям. Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры без использования программно-целевого метода, возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Сохранение культурного наследия народов Российской Федерации остается актуальной задачей культурной политики государства, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на нужды культуры в предыдущие годы. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала. Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", основным направлением реформирования бюджетного процесса провозглашен переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов от управления расходами на управление результатами. Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. При отсутствии реализации комплексного подхода к решению существующих в сфере культуры проблем повышается вероятность утраты объектов культурного наследия, замедляются темпы развития культуры как одного из ключевых институтов общественного сознания и системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство российского государства, мировое культурное наследие и духовный потенциал народов России. 4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом Федеральная целевая программа является одним из основных инструментов реализации государственной политики в сфере культуры на среднесрочную перспективу. Реализация Программы осуществляется в период с 2006 по 2010 год. Этапы реализации Программы не выделяются. В Концепции федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по приоритетным направлениям развития отрасли, обеспечивающих сохранение культурного наследия, внедрение новых организационно-экономических механизмов и реформирование отрасли в целом на протяжении всей реализации Программы. 5. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам Выбор целей Программы основан на необходимости культурного и духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных благ для всех групп населения России, создания благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры, внедрения новых информационных технологий, пропаганды отечественной культуры за рубежом. Важным аргументом в выборе целей Программы явилась оценка позитивного зарубежного опыта, отражающего общие закономерности в эволюции целей развития культуры и практики культурной деятельности в условиях рыночной экономики. Основными целями Программы являются: сохранение культурного наследия России; формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; интеграция в мировой культурный процесс; создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования. В рамках достижения цели по сохранению культурного наследия России ставится задача стабилизации ситуации, касающейся сохранности объектов культурного наследия, музейных, архивных, библиотечных фондов, фильмофондов, устранения угрозы их утраты, предполагающая в том числе: проведение работ по реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов и т.д.; содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и в итоге гарантирующей доступ к ним граждан. Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам означает выравнивание возможностей такого доступа для различных групп населения. Речь идет о создании условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим различным социальным группам, на основе: увеличения числа фестивалей, театральных гастролей, выставок и т.д.; разработки, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций; развития инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого культурного и информационного пространства. В рамках создания условий для сохранения и развития культурного и духовного потенциала нации предполагается решение вопросов, направленных на: выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций; поддержку перспективных творческих проектов; преодоление существующих тенденций по оттоку талантов из России. Для достижения указанной цели предполагается: оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т. д.; совершенствование финансовых механизмов поддержки перспективных проектов в сфере культуры и средств массовой информации; использование потенциала средств массовой информации (телевидение, пресса). Интеграция в мировой культурный процесс предполагает продвижение достижений отечественной культуры за рубежом, сближение целей и задач российской и мировой культуры, заимствование опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой, создание благоприятного имиджа страны в мировых средствах массовой информации, включая популяризацию достижений отечественной культуры. Решение этих задач предполагает широкий культурный обмен, проведение семинаров, конференций. Для создания условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования необходимо сформировать механизмы, обеспечивающие реализацию права собственности граждан на культурные ценности, а также на доступ к культурным ценностям и направленные на: усиление роли и функций государства по защите культурных ценностей; формирование рынка культурных ценностей. В результате должно сформироваться новое отношение граждан к объектам культурного наследия не только как потребителей информации в сфере культуры, но и как активных участников процесса. Целевые индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Программы по годам, приведены в приложении N 1. 6. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 64136,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 54342 млн. рублей, прочих источников - 9794,4 млн. рублей. Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств приведены в приложении N 2. 7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Важной особенностью сферы культуры являются то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества. Последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям. Концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предполагается использовать систему индикаторов, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности, ее объемные показатели. При этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать показатели результативности их реализации. Оценка эффективности реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее разделу осуществляется государственными заказчиками и государственным заказчиком-координатором. Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие: укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения государственной целостности России; создания благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена; увеличения доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры; активизации экономических процессов развития культуры, роста негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль; обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития эстетического воспитания молодежи; оптимизации расходования бюджетных средств. Реализация комплекса мероприятий Программы позволит улучшить качество жизни россиян, повысить эффективность использования федеральной собственности в сфере культуры. Главным результатом реализации Программы станут формирование благоприятной общественной атмосферы, поддержка и дальнейшее развитие национальных культур народов России и этнических групп, упрочение статуса России как великой культурной державы. 8. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство. 9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы Функции государственного заказчика-координатора Программы возлагаются на Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство определяются государственными заказчиками и разработчиками Программы. 10. Предложения по основным направлениям реализации Программы Основными направлениями реализации Программы являются: обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации; научное и правовое обеспечение Программы. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Особенностью этого направления является усиление адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Указанное направление включает три основных раздела: поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры; сохранение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов; обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Основной объем средств, выделяемых на реализацию Программы из федерального бюджета, предусматривается направить на финансирование строительства и реконструкции объектов федеральной собственности, в том числе: реконструкции комплекса зданий Государственного академического Большого театра России; проектирования и строительства новой сцены Государственного академического Мариинского театра; строительства второй очереди фондохранилища Государственного Эрмитажа; строительства нового архивохранилища Государственного архива Российской Федерации; реконструкции Политехнического музея; реконструкции Государственного академического Малого театра; реконструкции Российского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина (Александринского); реконструкции Московского художественного академического театра имени А.П.Чехова. В рамках реализации Программы предусматривается улучшение технического состояния недвижимых объектов культурного наследия (реставрация), позволяющее вернуть эти объекты в хозяйственный и культурный оборот. Из почти 90 тысяч недвижимых памятников истории и культуры, взятых на учет в Российской Федерации, около 23,4 тысячи составляют объекты культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. В 2006-2010 годах должен быть завершен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 200 объектах федерального значения, среди которых Нижегородский кремль, Суздальский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в Москве, Путевой дворец в Твери, Дворец Наместника в Тобольске, Здание Арсенала в Челябинске, Гостиный двор в Архангельске, памятники Литературного музея, Усадьба Остафьево, объекты государственных музеев-заповедников "Гатчина", "Павловск" и другие. Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации, более 20 процентов которых нуждаются в реставрации. Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий первого направления представлены показателями количества (доли) отреставрированных недвижимых памятников культуры и завершенных этапов работ, а также отреставрированных единиц фондового хранения. Сохранение и развитие системы художественного образования и поддержка молодых дарований На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования. В рамках Программы предлагается реализовать мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи. Ожидаемые результаты представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества Адресная поддержка искусства и литературы, связанная с компенсацией негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения страны. Государство создает условия для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции. Также предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в области классического искусства и литературы. Ожидаемые результаты представлены показателями количества созданных произведений искусства, проведенных фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, сохраняет актуальность задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий создания, распространения и потребления продуктов культуры. В рамках Программы предусматриваются поддержка проявивших себя авторов новых идей и методов творчества (поддержка творческих дебютов в сфере искусства, кинематографии и литературы), расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства и литературы (поддержка новаторских проектов в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также создание условий для эффективной инновационной деятельности). Ожидаемые результаты представлены показателями количества творческих дебютов, новаторских проектов, новых разработок, а также внедренных новых технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций. Обеспечение культурного обмена Ключевым направлением культурной политики государства в условиях расширения прав регионов Российской Федерации и объективной локализации рынка культурных благ остается сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности. Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распространения информационно - коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения. Предусматриваются перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, создание электронной базы недвижимых памятников истории и культуры (40 тыс. объектов), развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети "Либнет" на основе внедрения системы международных стандартов и машиночитаемых форматов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных и архивных он-лайн - центров, создание сводного каталога библиотек России, Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. Мероприятия Программы позволят продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 2,5 млн. записей. Возрастет число музеев, имеющих доступ в сеть Интернет. Ожидаемые результаты представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов и выставок, "электронных продуктов" культуры. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения информатизации процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирования информационных сетей в сфере культуры. В рамках решения этой задачи необходима реализация мероприятий по проведению структурных изменений основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий и насыщения современным оборудованием и программными продуктами субъектов культурной деятельности, что приведет к ускоренному росту информационных продуктов культуры: созданию информационных сетей, технологий и продуктов в сфере искусства и культурной деятельности. Ожидаемые результаты будут представлены показателями роста уровня информатизации сферы культуры, обеспеченности компьютерной техникой организаций этой сферы и количеством специалистов в области информационных технологий в сфере культуры. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки кинематографии, телевидения, в том числе производства игровых, документальных и мультипликационных фильмов и развития кинопроката, издания литературы и народного творчества, а также продвижения на мировых рынках продуктов отечественной культуры, искусства и литературы. Ожидаемые результаты будут представлены количеством выпущенных кинофильмов, литературных произведений, а также проведенных зарубежных культурных акций. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры В рамках реализации программных мероприятий запланировано оснащение организаций культуры специализированным оборудованием, соответствующим современным требованиям. За счет средств Программы должно быть преодолено существующее отставание музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий и создании электронных продуктов культуры, а также в развитии их инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей безопасность хранения их фондов. В рамках реализации Программы предусматривается оснащение оборудованием концертных и выставочных залов, театральных площадок, архивов в соответствии с мировыми требованиями для обеспечения качества культурного обслуживания населения, реализации общероссийских гастрольных, выставочных планов, показа отечественных фильмов. Ожидаемые результаты могут быть представлены показателями количества новых музыкальных инструментов, светозвукового оборудования, кинооборудования и киноаппаратуры, комплектов техники для охранных систем. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации Модернизация сети телерадиовещания в рамках настоящей Программы за счет капитальных вложений предполагает замену приемо-передаточных устройств и развитие цифрового телерадиовещания. Научное и правовое обеспечение Программы Научное обеспечение Программы основано на проведении научно-исследовательских разработок по объективной оценке и анализу социокультурной ситуации в контексте целевых установок соответствующих направлений Программы. Предусматриваются проведение всесторонних исследований емкости отечественного рынка потребления услуг культуры, разработка и апробация новых технологий создания, хранения, распространения и потребления продуктов культурной деятельности, анализ взаимосвязей и динамики влияния общих изменений социального положения в стране в целом и в регионах Российской Федерации. Правовое обеспечение Программы осуществляется посредством организации государственными заказчиками непрерывного мониторинга деятельности исполнителей программных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11. Предложения по механизму формирования мероприятий Программы Цели Программы не могут быть реализованы в рамках только региональных целевых программ и текущей деятельности организаций культуры. Важнейшей особенностью Программы является системно-целевой принцип ее построения, в соответствии с которым ее структура определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями развития культуры как единого комплекса, что существенно отличает ее от предыдущих программ, построенных на основе функционально-отраслевого подхода. Программа состоит из разделов, соответствующих ее приоритетным целям, а каждый раздел включает несколько подразделов, соответствующих основным направлениям достижения указанных целей. Программа предусматривает реализацию наиболее значимых и эффективных проектов и мероприятий, в том числе по реставрационным, консервационным и противоаварийным работам на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения. Условием отбора конкретных проектов для включения в Программу является их направленность на достижение соответствующей целевой установки вне зависимости от ведомственной принадлежности субъектов культурной деятельности. Отбор проектов и комплексов мероприятий, отвечающих направлениям Программы, исполнителей указанных проектов, а также объектов культурного наследия производится в установленном порядке на основе открытых конкурсных процедур. Условием отбора объектов культурного наследия для включения в Программу являются их особая социально-культурная значимость, наличие проектно-сметной документации, возможность завершения определенного этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока действия Программы, перспективы последующего использования памятника истории и культуры в активной культурной деятельности. Реализацию Программы предусматривается осуществлять на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками с исполнителями программных мероприятий. Для обеспечения публичности и открытости проведения конкурсных процедур по отбору проектов и мероприятий Программы государственными заказчиками создается научно-методический совет в составе авторитетных специалистов по соответствующим направлениям культурной деятельности. 12. Предложения по возможным формам и методам управления реализацией Программы Государственный заказчик-координатор Программы (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков (Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство) по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников. В этих целях государственный заказчик-координатор Программы: утверждает ежегодные планы и отчеты по реализации разделов Программы, разработанные государственными заказчиками; утверждает разработанные государственными заказчиками перечни целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий. Государственный заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом. Государственные заказчики Программы: готовят ежегодно доклад о ходе реализации Программы; осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы; разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий; осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию; согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; организуют проведение специализированной экспертизы проекта Программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляют его доработку; организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий; организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов. Приложение N 1 к Концепции федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" Целевые индикаторы федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Целевые индикаторы | Показатель | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | последнего | год | год | год | год | год | год | год | | | | года | | | | | | | | | | | реализации | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 1. | Доля национальных | 22 | 16 | 15 | 16 | 18 | 19 | 21 | 22 | | | фильмов в общем | | | | | | | | | | | объеме проката | | | | | | | | | | | (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 2. | Доля объектов | 33,5 | 24,5 | 25 | 27 | 28 | 30 | 31 | 33,5 | | | культурного наследия, | | | | | | | | | | | находящихся в | | | | | | | | | | | удовлетворительном | | | | | | | | | | | состоянии, в общем | | | | | | | | | | | количестве объектов | | | | | | | | | | | культурного наследия | | | | | | | | | | | федерального значения | | | | | | | | | | | (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 3. | Доля представленных | 15 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 13 | 15 | | | (во всех формах) | | | | | | | | | | | зрителю музейных | | | | | | | | | | | предметов в общем | | | | | | | | | | | количестве музейных | | | | | | | | | | | предметов основного | | | | | | | | | | | фонда (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 4. | Доля архивных | 21 | 15,5 | 17 | 18,5 | 19 | 19,5 | 20 | 21 | | | документов, | | | | | | | | | | | находящихся в | | | | | | | | | | | нормативных условиях, | | | | | | | | | | | обеспечивающих их | | | | | | | | | | | постоянное (вечное) | | | | | | | | | | | хранение, в общем | | | | | | | | | | | числе архивных | | | | | | | | | | | документов | | | | | | | | | | | (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 5. | Книгообеспеченность | 17,6 | 17 | 17,1 | 17,3 | 17,4 | 17,5 | 17,5 | 17,6 | | | (число изданий в | | | | | | | | | | | библиотеках/число | | | | | | | | | | | читателей) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 6. | Ежегодный рост | | 1,45 | 1,47 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 2 | | | количества посещений | | | | | | | | | | | музеев (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 7. | Доля | 3 | 0,4 | 0,7 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | | | отреставрированных | | | | | | | | | | | уникальных и особо | | | | | | | | | | | ценных архивных | | | | | | | | | | | документов в общем | | | | | | | | | | | объеме документов | | | | | | | | | | | этих категорий, | | | | | | | | | | | подлежащих | | | | | | | | | | | реставрации | | | | | | | | | | | (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 8. | Рост числа посещений | | - | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | | | библиотек (процентов | | | | | | | | | | | к показателю | | | | | | | | | | | предыдущего года) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 9. | Рост числа посещений | | - | 50,8 | 257 | 60 | 50 | 8,3 | 7,7 | | | вэб-сайтов библиотеки | | | | | | | | | | | с размещенными на них | | | | | | | | | | | информационными | | | | | | | | | | | ресурсами - | | | | | | | | | | | библиографическими и | | | | | | | | | | | полнотекстовыми (в | | | | | | | | | | | удаленном режиме) | | | | | | | | | | | (процентов к | | | | | | | | | | | показателю | | | | | | | | | | | предыдущего года) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 10. | Ежегодный прирост | | 1,15 | 1,17 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | | | числа электронных | | | | | | | | | | | документов в | | | | | | | | | | | национальной | | | | | | | | | | | электронной | | | | | | | | | | | библиотеке | | | | | | | | | | | (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 11. | Рост количества | | 3,5 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | | | посещений спектаклей, | | | | | | | | | | | концертов, | | | | | | | | | | | представлений, в т.ч. | | | | | | | | | | | гастрольных и | | | | | | | | | | | фестивальных, на 1000 | | | | | | | | | | | чел. населения | | | | | | | | | | | (процентов к | | | | | | | | | | | показателю | | | | | | | | | | | предыдущего года) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 12. | Доля новых | 18 | 16 | 16,5 | 17 | 17,5 | 17,5 | 17,5 | 18 | | | произведений | | | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | | | искусства в общем | | | | | | | | | | | репертуаре | | | | | | | | | | | организаций | | | | | | | | | | | исполнительских | | | | | | | | | | | искусств (процентов) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 13. | Увеличение количества | | 2,3 | 2,5 | 2,5 | 2,8 | 3 | 3,2 | 3,5 | | | театрально-концертных | | | | | | | | | | | мероприятий за счет | | | | | | | | | | | внутрироссийского | | | | | | | | | | | межрегионального | | | | | | | | | | | обмена (процентов к | | | | | | | | | | | показателю | | | | | | | | | | | предыдущего года) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 14. | Рост количества | | 1,5 | 1,8 | 2 | 2,5 | 2,8 | 3 | 3,3 | | | участников культурно- | | | | | | | | | | | досуговых мероприятий | | | | | | | | | | | (процентов к | | | | | | | | | | | показателю | | | | | | | | | | | предыдущего года) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 15. | Рост количества | | 1 | 1,1 | 1,1 | 1,13 | 1,15 | 1,15 | 1,15 | | | российских культурных | | | | | | | | | | | акций за рубежом | | | | | | | | | | | (процентов к | | | | | | | | | | | показателю | | | | | | | | | | | предыдущего года) | | | | | | | | | |-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | 16. | Издано книг, брошюр | 5024 | 4730 | 4770 | 4818 | 4886 | 4921 | 4955 | 5024 | | | образовательного, | | | | | | | | | | | научного, культурного | | | | | | | | | | | назначения (в | | | | | | | | | | | пересчете на 1000 | | | | | | | | | | | человек) (экз.) | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к Концепции федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" по источникам и направлениям расходования средств (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) --------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем | В том числе | | и направления |финансирования |----------------------------------------------------------------| | финансирования | - всего | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Всего | 64136,4 | 11019,2 | 13762,9 | 15111,2 | 13115 | 11128,1 | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Федеральный | 54342 | 9770 | 11809 | 12921 | 10921 | 8921 | | бюджет | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Прочие | 9794,4 | 1249,2 | 1953,9 | 2190,2 | 2194 | 2207,1 | | источники | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Капитальные | 42500 | 7151,2 | 9581,6 | 10586,9 | 8586,9 | 6593,4 | | вложения | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Федеральный | 40120 | 7120 | 9000 | 10000 | 8000 | 6000 | | бюджет | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Прочие | 2380 | 31,2 | 581,6 | 586,9 | 586,9 | 593,4 | | источники | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | НИОКР | 344,3 | 79,5 | 82,3 | 61,9 | 61,6 | 59 | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Федеральный | 268 | 50 | 53 | 55 | 55 | 55 | | бюджет | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Прочие | 76,3 | 29,5 | 29,3 | 6,9 | 6,6 | 4 | | источники | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Прочие нужды | 21292,1 | 3788,5 | 4099 | 4462,4 | 4466,5 | 4475,7 | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Федеральный | 13954 | 2600 | 2756 | 2866 | 2866 | 2866 | | бюджет | | | | | | | |----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------| | Прочие | 7338,1 | 1188,5 | 1343 | 1596,4 | 1600,5 | 1609,7 | | источники | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- |