ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006 - 2010 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 15.09.05 1432-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         15 сентября 2005 г.
                               N 1432-р

                                (НТЦС)


     1. Утвердить  прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы
"Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа).
     2. Определить  государственным заказчиком-координатором Программы
Минкультуры   России,   государственными   заказчиками   Программы   -
Роскультуру, Росархив и Роспечать.
     3. Установить,  что предельный (прогнозный) объем  финансирования
Программы  за  счет  средств  федерального  бюджета  составляет  54342
млн.рублей (в ценах соответствующих лет).
     4. Минкультуры России обеспечить разработку проекта Программы и в
установленном  порядке  представить  его  в  Правительство  Российской
Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
15 сентября 2005 г.
N 1432-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 15 сентября 2005 года
                                                              N 1432-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                    федеральной целевой программы
                 "Культура России (2006 - 2010 годы)"

            1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
            приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     Отечественная культура  развивается  в  сложных  условиях,  когда
многие идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и
социальные установки еще только формируются.
     Формирование гражданского  общества  обусловило  рост  творческой
инициативы граждан,  возникновение новых театров,  музеев,  творческих
коллективов  и  объединений,  что  обеспечило  оптимальные условия для
развития отечественной культуры.  Появились новые типы потребителей  и
заказчиков  профессионального  искусства,  строящие  свои  отношения с
творческими деятелями на рыночных принципах.
     В 90-е  годы прошлого столетия государство сокращало свое участие
в поддержке отечественной культуры,  полагая,  что формирующийся рынок
самостоятельно  решит  возникающие  проблемы.  В результате этого было
значительно уменьшено влияние культуры на российское общество.
     Несмотря на  сложную  ситуацию,  благодаря реализации федеральной
целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" удалось  частично
преодолеть  спад в сфере культуры,  добиться расширения форм и объемов
участия государства и общества в поддержке культуры. В настоящее время
имеются  необходимые социальные и экономические предпосылки для начала
радикального  обновления  государственного   регулирования   в   сфере
культуры.  Сегодняшнюю  ситуацию в этой области можно охарактеризовать
как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
      Культура обладает  богатейшим  потенциалом.  В настоящее время в
Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс.  государственных музеев, в
которых  сосредоточено более 60,2 млн.  единиц хранения,  фонд 51 тыс.
массовых библиотек приближается  к  миллиарду  книг,  сотни  миллионов
историко-культурных  документов хранятся в 2,5 тыс.  государственных и
муниципальных архивов,  на государственной охране находится  около  85
тыс.   недвижимых   памятников   истории   и   культуры,   в  регионах
функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров
и  250  концертных  организаций,  64  цирка,  48 зоопарков,  18,3 тыс.
киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
      В сфере  электронных  и  печатных  средств  массовой  информации
работают 43850  периодических  печатных  изданий  и  1290  электронных
периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000 издающих
организаций, 6000 полиграфических предприятий.
      За один год в театрах бывает более 30 млн.  зрителей,  или более
210 человек на 1000 жителей,  музеи  страны  посещает  около  80  млн.
посетителей, или более 520 человек на 1000 жителей, годовой тираж книг
и брошюр составляет почти 600 млн. экземпляров, годовой тираж журналов
и  периодических  изданий  составляет более 1 млрд.  экземпляров,  или
более 8000 на 1000 жителей,  число посещений киносеансов  достигло  50
млн.   человек,   в   библиотеках   зарегистрировано   около  60  млн.
пользователей.
     Вместе с   тем   в   современных  условиях  становления  рыночных
отношений   и   демократизации   общества   сфера   культуры   требует
преобразований,  на  осуществление  которых  и  направлена федеральная
целевая программа "Культура  России  (2006  -  2010  годы)"  (далее  -
Программа).
     Сохраняя преемственность   с   федеральной   целевой   программой
"Культура   России   (2001-2005   годы)",   разрабатываемую  Программу
предполагается  ориентировать   на   последовательное   реформирование
отрасли, что позволит обеспечить:
     создание условий  для  развития  культуры   (в   первую   очередь
приоритетных направлений) и всестороннего участия граждан в культурной
жизни, а также государственную поддержку профессионального творчества;
     активизацию в отрасли рыночных механизмов посредством структурной
реорганизации государственного сектора в отдельных сферах культуры;
     повышение роли  культуры  в  укреплении  институтов  гражданского
общества,  формировании социально активной личности,  защите социально
уязвимых категорий граждан;
     сохранение культурного    наследия,    обеспечение    доступности
художественных ценностей;
     концентрацию бюджетных  средств  на   приоритетных   направлениях
развития отрасли.
     Программа охватывает  все  основные  виды  деятельности  в  сфере
культуры и искусства:  культурное наследие, музеи, библиотеки, театры,
изобразительное искусство, кинематографию, радио, телевидение, печать,
архивы, науку.

           2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Программно-целевое планирование в сфере  культуры  на  протяжении
последних  10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ.
Включенные в  эти  программы  проекты  и  комплексы  мероприятий  были
направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в
России,  связанных  с  созданием  реальных  условий   для   сохранения
культурного  наследия  страны,  развития  традиционных  художественных
направлений   и   свободного   художественного    экспериментаторства,
расширения   единого   культурного   пространства,   внедрения   новых
технологий создания и  распространения  культурных  благ,  обеспечения
доступности  художественных  ценностей  для граждан и повышения уровня
удовлетворения их духовных потребностей.
      Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени
и тесная взаимосвязь  процессов,  происходящих  в  сфере  культуры,  с
процессами,  происходящими  в  обществе,  делают  необходимым  для  их
решения использование программно-целевого  метода.  Программно-целевой
метод  позволяет  сконцентрировать  финансовые  ресурсы  на проведении
работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
     Финансовые ресурсы,  направленные  в  рамках  федеральной целевой
программы "Культура России (2001-2005 годы)" на сохранение культурного
наследия,     обеспечили     возможность     ежегодного     проведения
реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более чем на
500  объектах  федерального  значения.  При этом в 2001-2003 годах был
завершен  полный  комплекс  ремонтно-реставрационных   работ   на   29
объектах,   среди   которых  главный  дом-дворец  усадьбы  Грибоедовых
(Смоленская область),  музей-заповедник М.Ю.Лермонтова (Ставропольский
край),   дом-усадьба   Державина   (г.Санкт-Петербург),  Кавалерийские
корпуса в музее-заповеднике "Царицыно" и другие  объекты  федерального
значения.  За  счет средств указанной программы отреставрировано свыше
1000 экспонатов из собраний 136 музеев России.
     Отказ от  применения  программно-целевого  метода  означает,  что
реализация  каждого  мероприятия  требует   либо   отдельных   решений
Правительства  Российской  Федерации,  либо  обособления  их  в рамках
ведомственной программы.  Это привело  бы  к  целому  ряду  негативных
последствий,  таких  как  ослабление культурных связей между регионами
Российской  Федерации,  возникновение  дополнительных  сложностей  при
разработке  и  внедрении  экономических  механизмов,  необходимых  для
адаптации культуры к рыночным условиям.
     Учитывая комплексный   характер  преобразований,  происходящих  в
отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках федеральной
целевой   программы   с   использованием   программно-целевого  метода
бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных
проблем   в  рассматриваемой  отрасли  за  счет  реализации  комплекса
мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

           3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
        проблемной ситуации в сфере культуры без использования
        программно-целевого метода, возможные варианты решения
        проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при
                 различных вариантах решения проблемы

     Сохранение культурного   наследия  народов  Российской  Федерации
остается актуальной задачей культурной  политики  государства,  в  том
числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на нужды
культуры в предыдущие годы.
     Безусловной составляющей      повышения     конкурентоспособности
отечественной  культуры  на  внутреннем  и  мировом  рынках   является
повышение  качества  культурных  благ  и  обеспечение  их необходимого
многообразия.  Решение этой задачи на современном этапе экономического
развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций
культуры   специальным    оборудованием,    недостаточным    развитием
информационных  технологий  в сфере культуры.  Быстрое распространение
рыночных институтов и  определенное  отставание  кадрового  потенциала
отрасли  от ее реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций
отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала.
      Многообразие направлений   в   сфере  культуры  (театры,  музеи,
кинематография,  библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих
перед  ней  проблем изолированно,  без широкого взаимодействия органов
государственной власти всех уровней, общественных объединений и других
субъектов   культурной   деятельности,   обусловливает   необходимость
применения программно-целевых методов решения стоящих  перед  отраслью
задач.
      В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в
Российской  Федерации  в  2004-2006  годах,  одобренной постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по
повышению результативности бюджетных расходов",  основным направлением
реформирования    бюджетного     процесса     провозглашен     переход
преимущественно  к программно-целевым методам бюджетного планирования,
предусматривающего  смещение  акцентов  от  управления  расходами   на
управление результатами.
      Применение программно-целевого метода  направлено  на  повышение
результативности   бюджетных   расходов   и   оптимизацию   управления
бюджетными средствами на всех  уровнях  бюджетной  системы  Российской
Федерации.
     При отсутствии  реализации   комплексного   подхода   к   решению
существующих  в  сфере  культуры проблем повышается вероятность утраты
объектов культурного наследия, замедляются темпы развития культуры как
одного   из  ключевых  институтов  общественного  сознания  и  системы
ценностей,  формирующей  идентичность  нации,   единство   российского
государства,  мировое культурное наследие и духовный потенциал народов
России.

           4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
                      программно-целевым методом

     Федеральная целевая   программа   является   одним   из  основных
инструментов реализации государственной политики в сфере  культуры  на
среднесрочную   перспективу.  Реализация  Программы  осуществляется  в
период с 2006 по 2010 год. Этапы реализации Программы не выделяются.
     В Концепции  федеральной целевой программы "Культура России (2006
- 2010 годы)" предусматривается реализация  комплекса  взаимоувязанных
мероприятий    по    приоритетным   направлениям   развития   отрасли,
обеспечивающих  сохранение  культурного  наследия,   внедрение   новых
организационно-экономических  механизмов  и  реформирование  отрасли в
целом на протяжении всей реализации Программы.

       5. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам,
       позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

     Выбор целей  Программы  основан  на  необходимости  культурного и
духовного воспитания народа,  обеспечения доступности культурных  благ
для  всех  групп населения России,  создания благоприятных условий для
творчества и самореализации специалистов в сфере  культуры,  внедрения
новых информационных технологий,  пропаганды отечественной культуры за
рубежом.
     Важным аргументом   в   выборе  целей  Программы  явилась  оценка
позитивного зарубежного  опыта,  отражающего  общие  закономерности  в
эволюции  целей развития культуры и практики культурной деятельности в
условиях рыночной экономики.
     Основными целями Программы являются:
     сохранение культурного наследия России;
     формирование единого  культурного пространства,  создание условий
для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам  и
информационным ресурсам;
     создание условий для сохранения и развития культурного потенциала
нации;
     интеграция в мировой культурный процесс;
     создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям
существования.
     В рамках  достижения  цели  по  сохранению  культурного  наследия
России ставится задача стабилизации ситуации,  касающейся  сохранности
объектов   культурного   наследия,  музейных,  архивных,  библиотечных
фондов,  фильмофондов,  устранения угрозы их утраты,  предполагающая в
том числе:
     проведение работ по реставрации  объектов  культурного  наследия,
музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов и т.д.;
     содержание и развитие инфраструктуры,  обеспечивающей сохранность
указанных ценностей и в итоге гарантирующей доступ к ним граждан.
     Формирование единого культурного пространства,  создание  условий
для  обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и
информационным  ресурсам  означает  выравнивание  возможностей  такого
доступа  для различных групп населения.  Речь идет о создании условий,
при которых основной спектр государственных услуг в сфере  культуры  и
массовых   коммуникаций  был  бы  доступен  гражданам,  проживающим  в
различных  регионах  страны  и  принадлежащим   различным   социальным
группам, на основе:
     увеличения числа фестивалей,  театральных гастролей,  выставок  и
т.д.;
     разработки, внедрения  и  распространения  новых   информационных
продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
     развития инфраструктуры,  обеспечивающей   формирование   единого
культурного и информационного пространства.
     В рамках создания условий для сохранения и развития культурного и
духовного    потенциала   нации   предполагается   решение   вопросов,
направленных на:
     выявление и  поддержку  молодых  дарований  в  сфере  культуры  и
массовых коммуникаций;
     поддержку перспективных творческих проектов;
     преодоление существующих тенденций по оттоку талантов из России.
     Для достижения указанной цели предполагается:
     оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т. д.;
     совершенствование финансовых  механизмов  поддержки перспективных
проектов в сфере культуры и средств массовой информации;
     использование потенциала      средств     массовой     информации
(телевидение, пресса).
     Интеграция в  мировой культурный процесс предполагает продвижение
достижений отечественной культуры за рубежом,  сближение целей и задач
российской   и   мировой   культуры,  заимствование  опыта  зарубежных
культурных организаций при решении задач,  стоящих перед отечественной
культурой,  создание  благоприятного имиджа страны в мировых средствах
массовой информации,  включая популяризацию  достижений  отечественной
культуры.
     Решение этих  задач  предполагает   широкий   культурный   обмен,
проведение семинаров, конференций.
     Для создания условий для  адаптации  сферы  культуры  к  рыночным
условиям     существования    необходимо    сформировать    механизмы,
обеспечивающие реализацию права собственности  граждан  на  культурные
ценности, а также на доступ к культурным ценностям и направленные на:
     усиление роли  и  функций  государства   по   защите   культурных
ценностей;
     формирование рынка культурных ценностей.
     В результате  должно  сформироваться  новое  отношение  граждан к
объектам культурного наследия не только как потребителей информации  в
сфере культуры, но и как активных участников процесса.
     Целевые индикаторы,  позволяющие оценить ход реализации Программы
по годам, приведены в приложении N 1.

        6. Предложения по объемам и источникам финансирования
                              Программы

     Финансирование мероприятий      Программы       предусматривается
осуществлять  за  счет  средств  федерального  бюджета  с привлечением
внебюджетных источников.
     Общий объем    финансирования   Программы   рассчитан   в   ценах
соответствующих лет и составляет 64136,4 млн.  рублей,  в том числе за
счет   средств  федерального  бюджета  -  54342  млн.  рублей,  прочих
источников - 9794,4 млн. рублей.
     Предельные (прогнозные)   объемы   финансирования   Программы  по
источникам и направлениям расходования средств приведены в  приложении
N 2.

          7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
      и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Важной особенностью сферы  культуры  являются  то,  что  основные
результаты   культурной   деятельности   выражаются,  как  правило,  в
отложенном   социальном   эффекте   и   проявляются    в    увеличении
интеллектуального  потенциала,  изменении ценностных ориентаций и норм
поведения индивидуумов,  сказываются на модернизации  всего  общества.
Последствия   такого   рода   не   поддаются   обычным  статистическим
измерениям.  Концепцией федеральной целевой программы "Культура России
(2006  -  2010 годы)" предполагается использовать систему индикаторов,
характеризующих лишь текущие результаты  культурной  деятельности,  ее
объемные   показатели.  При  этом  конкретные  проекты,  включенные  в
Программу,  могут содержать показатели результативности их реализации.
Оценка  эффективности  реализации  Программы  и  отдельных проектов по
каждому  ее  разделу  осуществляется  государственными  заказчиками  и
государственным заказчиком-координатором.
     Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается
в повышении социальной роли культуры вследствие:
     укрепления единого культурного пространства  страны  как  фактора
сохранения государственной целостности России;
     создания благоприятных  условий  для   творческой   деятельности,
интеграции российской культуры в мировой культурный процесс,  освоения
новых форм и направлений культурного обмена;
     увеличения доступности   и  разнообразия  предлагаемых  населению
культурных благ и информации в сфере культуры;
     активизации экономических   процессов  развития  культуры,  роста
негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
     обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих
профессий в условиях свободного рынка  труда,  развития  эстетического
воспитания молодежи;
     оптимизации расходования бюджетных средств.
     Реализация комплекса   мероприятий  Программы  позволит  улучшить
качество   жизни   россиян,   повысить   эффективность   использования
федеральной собственности в сфере культуры.
     Главным результатом  реализации  Программы  станут   формирование
благоприятной общественной атмосферы,  поддержка и дальнейшее развитие
национальных культур народов  России  и  этнических  групп,  упрочение
статуса России как великой культурной державы.

            8. Предложения по участию федеральных органов
         исполнительной власти, ответственных за формирование
                        и реализацию Программы

     Ответственными за формирование и  реализацию  Программы  являются
Министерство  культуры  и  массовых коммуникаций Российской Федерации,
Федеральное  агентство  по  культуре  и  кинематографии,   Федеральное
агентство  по  печати  и массовым коммуникациям и Федеральное архивное
агентство.

             9. Предложения по государственным заказчикам
                      и разработчикам Программы

     Функции государственного     заказчика-координатора     Программы
возлагаются  на  Министерство   культуры   и   массовых   коммуникаций
Российской Федерации.
     Федеральное агентство по культуре и  кинематографии,  Федеральное
агентство  по  печати  и массовым коммуникациям и Федеральное архивное
агентство определяются государственными заказчиками  и  разработчиками
Программы.

               10. Предложения по основным направлениям
                         реализации Программы

     Основными направлениями реализации Программы являются:
     обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
     сохранение и   развитие   системы   художественного  образования,
поддержка молодых дарований;
     адресная поддержка   профессионального  искусства,  литературы  и
профессионального творчества;
     обеспечение условий     для    художественного    творчества    и
инновационной деятельности;
     обеспечение культурного обмена;
     разработка и внедрение информационных продуктов  и  технологий  в
сфере культуры;
     поддержка отечественных  производителей  культурных  благ  и   их
продвижение на мировых рынках;
     обновление специального оборудования организаций сферы культуры и
массовых коммуникаций;
     модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации;
     научное и правовое обеспечение Программы.

        Обеспечение сохранности историко-культурного наследия

     Особенностью этого   направления   является  усиление  адресности
охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов  на  приоритетных
объектах  и  особо значимых предметах культурного наследия.  Указанное
направление включает три основных раздела:
     поддержание в  надлежащем состоянии недвижимых памятников истории
и культуры;
     сохранение государственной   части   Музейного  фонда  Российской
Федерации,   уникальных   книжных   изданий,   архивных    документов,
фильмофонда,  страховое  копирование  особо  ценных  единиц  фондового
хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
     обеспечение безопасности     хранения    культурных    ценностей,
находящихся в федеральной собственности.
     Основной объем  средств,  выделяемых  на  реализацию Программы из
федерального бюджета,  предусматривается направить  на  финансирование
строительства  и  реконструкции объектов федеральной собственности,  в
том числе:
     реконструкции комплекса  зданий  Государственного  академического
Большого театра России;
     проектирования и   строительства   новой  сцены  Государственного
академического Мариинского театра;
     строительства второй   очереди   фондохранилища  Государственного
Эрмитажа;
     строительства нового   архивохранилища   Государственного  архива
Российской Федерации;
     реконструкции Политехнического музея;
     реконструкции Государственного академического Малого театра;
     реконструкции Российского  государственного академического театра
драмы им. А.С.Пушкина (Александринского);
     реконструкции Московского  художественного  академического театра
имени А.П.Чехова.
     В рамках   реализации   Программы   предусматривается   улучшение
технического  состояния  недвижимых  объектов   культурного   наследия
(реставрация),  позволяющее  вернуть  эти  объекты  в  хозяйственный и
культурный оборот.  Из почти 90 тысяч недвижимых памятников истории  и
культуры,  взятых  на  учет в Российской Федерации,  около 23,4 тысячи
составляют объекты культурного наследия народов  Российской  Федерации
федерального значения.
     В 2006-2010    годах    должен     быть     завершен     комплекс
ремонтно-реставрационных  работ на 200 объектах федерального значения,
среди которых Нижегородский кремль,  Суздальский кремль,  Астраханский
кремль,  Лефортовский дворец в Москве,  Путевой дворец в Твери, Дворец
Наместника в Тобольске,  Здание Арсенала в Челябинске, Гостиный двор в
Архангельске,   памятники   Литературного  музея,  Усадьба  Остафьево,
объекты государственных музеев-заповедников  "Гатчина",  "Павловск"  и
другие.
     Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и
особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации, более 20
процентов которых нуждаются в реставрации.
     Ожидаемые результаты  реализации  проектов  и мероприятий первого
направления    представлены     показателями     количества     (доли)
отреставрированных недвижимых памятников культуры и завершенных этапов
работ, а также отреставрированных единиц фондового хранения.

            Сохранение и развитие системы художественного
              образования и поддержка молодых дарований

     На фоне  нарастающей  глобализации и развивающейся рыночной среды
особую  значимость  приобретает   задача   обеспечения   непрерывности
воспроизводства   и   обновления  творческого  потенциала  посредством
выявления  и  поддержки  молодых  дарований,  сохранения  и   развития
всемирно известной отечественной системы художественного образования.
     В рамках  Программы  предлагается  реализовать   мероприятия   по
поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и
творческой молодежи.
     Ожидаемые результаты    представлены    показателями   количества
проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей
и творческой молодежи.

           Адресная поддержка профессионального искусства,
              литературы и профессионального творчества

     Адресная поддержка    искусства   и   литературы,   связанная   с
компенсацией негативного воздействия на культуру рыночных  механизмов,
призвана   обеспечить   создание   дополнительных   возможностей   для
активизации  культурного  обмена  и   повысить   уровень   доступности
искусства и литературы для населения страны.
     Государство создает  условия  для  развития  конкуренции  и роста
потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и
проведения фестивалей,  конкурсов и выставок,  имеющих общероссийское,
межнациональное  и  международное  значение   и   формирующих   единое
культурное пространство, поддержки создания культурной продукции.
     Также предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих
в области классического искусства и литературы.
     Ожидаемые результаты   представлены    показателями    количества
созданных произведений искусства,  проведенных фестивалей, конкурсов и
выставок,  имеющих  общероссийское,  межнациональное  и  международное
значение и формирующих единое культурное пространство.

          Обеспечение условий для художественного творчества
                     и инновационной деятельности

     В условиях усиливающейся стандартизации культурной  деятельности,
вызванной   общими  процессами  глобализации,  сохраняет  актуальность
задача  обеспечения  непрерывности  развития  культуры   и   искусства
посредством  формирования  эффективной среды для экспериментирования и
новаторства,  внедрения новых технологий создания,  распространения  и
потребления продуктов культуры.
     В рамках Программы предусматриваются  поддержка  проявивших  себя
авторов  новых идей и методов творчества (поддержка творческих дебютов
в  сфере   искусства,   кинематографии   и   литературы),   расширение
возможностей  для  поиска  и реализации новаторских концепций развития
искусства  и  литературы  (поддержка  новаторских  проектов  в   сфере
культуры  и  массовых  коммуникаций,  а  также  создание  условий  для
эффективной инновационной деятельности).
     Ожидаемые результаты    представлены    показателями   количества
творческих дебютов,  новаторских проектов,  новых разработок,  а также
внедренных новых технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций.

                    Обеспечение культурного обмена

     Ключевым направлением  культурной политики государства в условиях
расширения  прав   регионов   Российской   Федерации   и   объективной
локализации   рынка   культурных   благ  остается  сохранение  единого
культурно-информационного пространства,  повышение уровня  доступности
культурных   благ   и   сокращение  территориальной  дифференциации  в
обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
     Реализация этого  направления  требует  поддержки  гастрольной  и
выставочной деятельности.
     В ситуации    быстрого    распространения     информационно     -
коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные
с созданием виртуальных музеев,  электронных библиотек  и  архивов,  а
также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных
для самых широких слоев населения.
      Предусматриваются перевод   информационных   ресурсов    музеев,
библиотек,  архивов  и фильмофондов в цифровую форму,  развитие систем
обмена информацией с помощью глобальных компьютерных  сетей,  создание
электронной  базы  недвижимых  памятников  истории и культуры (40 тыс.
объектов),    развитие    общероссийской    информационно-библиотечной
компьютерной  сети  "Либнет" на основе внедрения системы международных
стандартов  и  машиночитаемых  форматов,  переход   на   корпоративные
электронные  технологии,  создание  библиотечных  и архивных он-лайн -
центров,  создание сводного каталога  библиотек  России,  Национальной
электронной библиотеки и других электронных библиотек.
     Мероприятия Программы  позволят  продолжить   формирование   базы
данных  Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации
и обеспечить  ежегодное  введение  в  него  более  2,5  млн.  записей.
Возрастет число музеев, имеющих доступ в сеть Интернет.
     Ожидаемые результаты   представлены    показателями    количества
гастрольных спектаклей,  концертов и выставок, "электронных продуктов"
культуры.

           Разработка и внедрение информационных продуктов
                    и технологий в сфере культуры

     В условиях   становления   информационного   общества  сохранение
конкурентоспособности культуры в большой  мере  зависит  от  ускорения
информатизации   процессов  создания,  распространения  и  потребления
культурных благ, формирования информационных сетей в сфере культуры.
     В рамках решения этой задачи необходима реализация мероприятий по
проведению структурных изменений основных  фондов  отрасли  на  основе
широкого   внедрения   информационно-коммуникационных   технологий   и
насыщения  современным   оборудованием   и   программными   продуктами
субъектов  культурной  деятельности,  что приведет к ускоренному росту
информационных  продуктов  культуры:  созданию  информационных  сетей,
технологий и продуктов в сфере искусства и культурной деятельности.
      Ожидаемые результаты  будут  представлены   показателями   роста
уровня  информатизации  сферы  культуры,  обеспеченности  компьютерной
техникой организаций этой сферы и количеством специалистов  в  области
информационных технологий в сфере культуры.

        Поддержка отечественных производителей культурных благ
                  и их продвижение на мировых рынках

     В рамках Программы предусматривается  реализация  мероприятий  по
оказанию государственной поддержки кинематографии,  телевидения, в том
числе  производства  игровых,  документальных   и   мультипликационных
фильмов   и  развития  кинопроката,  издания  литературы  и  народного
творчества,  а  также  продвижения   на   мировых   рынках   продуктов
отечественной культуры, искусства и литературы.
     Ожидаемые результаты будут  представлены  количеством  выпущенных
кинофильмов, литературных произведений, а также проведенных зарубежных
культурных акций.

                 Обновление специального оборудования
                      организаций сферы культуры

     В рамках   реализации   программных   мероприятий   запланировано
оснащение   организаций   культуры  специализированным  оборудованием,
соответствующим современным требованиям.
     За счет  средств  Программы  должно  быть преодолено существующее
отставание  музеев,  библиотек  и  архивов  России   в   использовании
современных информационных технологий и создании электронных продуктов
культуры,  а также в развитии  их  инфраструктуры,  в  первую  очередь
обеспечивающей безопасность хранения их фондов.
     В рамках   реализации   Программы   предусматривается   оснащение
оборудованием  концертных  и выставочных залов,  театральных площадок,
архивов  в  соответствии  с  мировыми  требованиями  для   обеспечения
качества культурного обслуживания населения, реализации общероссийских
гастрольных, выставочных планов, показа отечественных фильмов.
     Ожидаемые результаты   могут   быть   представлены   показателями
количества    новых    музыкальных    инструментов,     светозвукового
оборудования,  кинооборудования  и киноаппаратуры,  комплектов техники
для охранных систем.

       Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации

     Модернизация сети телерадиовещания в рамках  настоящей  Программы
за  счет  капитальных вложений предполагает замену приемо-передаточных
устройств и развитие цифрового телерадиовещания.

               Научное и правовое обеспечение Программы

     Научное обеспечение    Программы    основано    на     проведении
научно-исследовательских  разработок  по  объективной оценке и анализу
социокультурной ситуации в контексте целевых установок соответствующих
направлений   Программы.   Предусматриваются  проведение  всесторонних
исследований емкости отечественного рынка потребления услуг  культуры,
разработка   и   апробация   новых   технологий   создания,  хранения,
распространения  и  потребления  продуктов  культурной   деятельности,
анализ  взаимосвязей  и  динамики  влияния общих изменений социального
положения в стране в целом и в регионах Российской Федерации.
     Правовое обеспечение    Программы    осуществляется   посредством
организации  государственными  заказчиками  непрерывного   мониторинга
деятельности  исполнителей  программных  мероприятий  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

                     11. Предложения по механизму
                  формирования мероприятий Программы

     Цели Программы  не  могут  быть  реализованы  в   рамках   только
региональных  целевых  программ  и  текущей  деятельности  организаций
культуры.
     Важнейшей особенностью    Программы   является   системно-целевой
принцип  ее  построения,  в  соответствии  с  которым   ее   структура
определяется  стратегическими  целями  и  приоритетными  направлениями
развития культуры как единого комплекса,  что существенно отличает  ее
от      предыдущих      программ,      построенных      на      основе
функционально-отраслевого подхода.
     Программа состоит  из  разделов,  соответствующих ее приоритетным
целям, а каждый раздел включает несколько подразделов, соответствующих
основным направлениям достижения указанных целей.
     Программа предусматривает   реализацию   наиболее   значимых    и
эффективных  проектов  и мероприятий,  в том числе по реставрационным,
консервационным и противоаварийным  работам  на  объектах  культурного
наследия  (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
федерального значения.
     Условием отбора  конкретных  проектов  для  включения в Программу
является  их  направленность  на  достижение  соответствующей  целевой
установки  вне  зависимости  от ведомственной принадлежности субъектов
культурной деятельности.
     Отбор проектов и комплексов мероприятий,  отвечающих направлениям
Программы,  исполнителей  указанных   проектов,   а   также   объектов
культурного  наследия  производится  в установленном порядке на основе
открытых конкурсных процедур.
     Условием отбора  объектов  культурного  наследия  для включения в
Программу являются их особая социально-культурная значимость,  наличие
проектно-сметной  документации,  возможность  завершения определенного
этапа  ремонтно-реставрационных  работ  в   течение   срока   действия
Программы,  перспективы последующего использования памятника истории и
культуры в активной культурной деятельности.
     Реализацию Программы  предусматривается  осуществлять  на  основе
государственных контрактов (договоров),  заключаемых  в  установленном
порядке   государственными  заказчиками  с  исполнителями  программных
мероприятий.
     Для обеспечения  публичности  и  открытости проведения конкурсных
процедур по отбору проектов и мероприятий  Программы  государственными
заказчиками создается научно-методический совет в составе авторитетных
специалистов по соответствующим направлениям культурной деятельности.

                 12. Предложения по возможным формам
              и методам управления реализацией Программы

     Государственный заказчик-координатор    Программы   (Министерство
культуры и массовых коммуникаций  Российской  Федерации)  обеспечивает
координацию   деятельности   государственных  заказчиков  (Федеральное
агентство по  культуре  и  кинематографии,  Федеральное  агентство  по
печати  и  массовым коммуникациям,  Федеральное архивное агентство) по
подготовке и реализации программных мероприятий,  а также по анализу и
рациональному  использованию  средств  федерального  бюджета и средств
внебюджетных источников.
     В этих целях государственный заказчик-координатор Программы:
     утверждает ежегодные  планы  и  отчеты  по  реализации   разделов
Программы, разработанные государственными заказчиками;
     утверждает разработанные  государственными  заказчиками   перечни
целевых   индикаторов   и   показателей   для  мониторинга  реализации
программных мероприятий.
     Государственный заказчик-координатор   несет  ответственность  за
подготовку и реализацию Программы в целом.
     Государственные заказчики Программы:
     готовят ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
     осуществляют ведение   ежеквартальной  отчетности  по  реализации
Программы;
     готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению
перечня программных мероприятий на очередной финансовый год,  уточняют
затраты  по  программным  мероприятиям,  а  также  механизм реализации
Программы;
     разрабатывают перечень  показателей  для  мониторинга  реализации
программных мероприятий;
     осуществляют отбор  на  конкурсной  основе  исполнителей  работ и
услуг,  а  также  поставщиков  продукции   по   каждому   программному
мероприятию;
     согласовывают с основными участниками Программы  возможные  сроки
выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
     организуют проведение   специализированной   экспертизы   проекта
Программы  и в соответствии с ее результатами,  а также с результатами
независимой экспертизы осуществляют его доработку;
     организуют внедрение информационных технологий в целях управления
реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
     организуют размещение информации, в том числе в электронном виде,
о ходе и результатах реализации Программы,  финансировании программных
мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на
участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.


                                                        Приложение N 1

                                       к Концепции федеральной целевой
                                            программы "Культура России
                                                   (2006 - 2010 годы)"

           Целевые индикаторы федеральной целевой программы
                 "Культура России (2006 - 2010 годы)"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|     |  Целевые индикаторы    | Показатель   | 2004   | 2005   | 2006   | 2007   | 2008   | 2009   | 2010   |
|     |                        | последнего   |  год   |  год   |  год   |  год   |  год   |  год   |  год   |
|     |                        |    года      |        |        |        |        |        |        |        |
|     |                        | реализации   |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 1.  | Доля национальных      |     22       |  16    |  15    |  16    |  18    |  19    |  21    |  22    |
|     | фильмов в общем        |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | объеме проката         |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов)            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 2.  | Доля объектов          |    33,5      | 24,5   |  25    |  27    |  28    |  30    |  31    | 33,5   |
|     | культурного наследия,  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | находящихся в          |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | удовлетворительном     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | состоянии, в общем     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | количестве объектов    |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | культурного наследия   |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | федерального значения  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов)            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 3.  | Доля представленных    |     15       |   8    |   9    |  10    |  10    |  10    |  13    |  15    |
|     | (во всех формах)       |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | зрителю музейных       |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предметов в общем      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | количестве музейных    |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предметов основного    |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | фонда (процентов)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 4.  | Доля архивных          |     21       | 15,5   |  17    | 18,5   |  19    | 19,5   |  20    |  21    |
|     | документов,            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | находящихся в          |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | нормативных условиях,  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | обеспечивающих их      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | постоянное (вечное)    |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | хранение, в общем      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | числе архивных         |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | документов             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов)            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 5.  | Книгообеспеченность    |    17,6      |  17    | 17,1   | 17,3   | 17,4   | 17,5   | 17,5   | 17,6   |
|     | (число изданий в       |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | библиотеках/число      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | читателей)             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 6.  | Ежегодный рост         |              | 1,45   | 1,47   |  1,5   |  1,6   |  1,7   |  1,8   |   2    |
|     | количества посещений   |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | музеев (процентов)     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 7.  | Доля                   |      3       |  0,4   |  0,7   |   1    |  1,5   |   2    |  2,5   |   3    |
|     | отреставрированных     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | уникальных и особо     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | ценных архивных        |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | документов в общем     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | объеме документов      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | этих категорий,        |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | подлежащих             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | реставрации            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов)            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 8.  | Рост числа посещений   |              |   -    |  0,2   |  0,4   |  0,4   |  0,4   |  0,2   |  0,2   |
|     | библиотек (процентов   |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | к показателю           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предыдущего года)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 9.  | Рост числа посещений   |              |   -    | 50,8   |  257   |  60    |  50    |  8,3   |  7,7   |
|     | вэб-сайтов библиотеки  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | с размещенными на них  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | информационными        |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | ресурсами -            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | библиографическими и   |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | полнотекстовыми (в     |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | удаленном режиме)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов к           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | показателю             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предыдущего года)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 10. | Ежегодный прирост      |              | 1,15   | 1,17   |  1,4   |  1,3   |  1,2   |  1,2   |  1,2   |
|     | числа электронных      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | документов в           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | национальной           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | электронной            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | библиотеке             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов)            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 11. | Рост количества        |              |  3,5   |   4    |   5    |   6    |   6    |   7    |   7    |
|     | посещений спектаклей,  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | концертов,             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | представлений, в т.ч.  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | гастрольных и          |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | фестивальных, на 1000  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | чел. населения         |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов к           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | показателю             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предыдущего года)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 12. | Доля новых             |     18       |  16    | 16,5   |  17    | 17,5   | 17,5   | 17,5   |  18    |
|     | произведений           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | профессионального      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | искусства в общем      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | репертуаре             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | организаций            |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | исполнительских        |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | искусств (процентов)   |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 13. | Увеличение количества  |              |  2,3   |  2,5   |  2,5   |  2,8   |   3    |  3,2   |  3,5   |
|     | театрально-концертных  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | мероприятий за счет    |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | внутрироссийского      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | межрегионального       |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | обмена (процентов к    |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | показателю             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предыдущего года)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 14. | Рост количества        |              |  1,5   |  1,8   |   2    |  2,5   |  2,8   |   3    |  3,3   |
|     | участников культурно-  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | досуговых мероприятий  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов к           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | показателю             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предыдущего года)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 15. | Рост количества        |              |   1    |  1,1   |  1,1   | 1,13   | 1,15   | 1,15   | 1,15   |
|     | российских культурных  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | акций за рубежом       |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | (процентов к           |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | показателю             |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | предыдущего года)      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|-----|------------------------|--------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 16. | Издано книг, брошюр    |    5024      | 4730   | 4770   | 4818   | 4886   | 4921   | 4955   | 5024   |
|     | образовательного,      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | научного, культурного  |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | назначения (в          |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | пересчете на 1000      |              |        |        |        |        |        |        |        |
|     | человек) (экз.)        |              |        |        |        |        |        |        |        |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                       к Концепции федеральной целевой
                                            программы "Культура России
                                                   (2006 - 2010 годы)"

      Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной
        целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)"
          по источникам и направлениям расходования средств

                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Источники    |    Объем      |                   В том числе                                  |
| и направления  |финансирования |----------------------------------------------------------------|
| финансирования | - всего       | 2006 год  | 2007 год   | 2008 год    | 2009 год   |  2010 год  |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
|    Всего       | 64136,4       |  11019,2  |  13762,9   |  15111,2    |   13115    |  11128,1   |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
| Федеральный    |  54342        |   9770    |   11809    |   12921     |   10921    |    8921    |
|    бюджет      |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
|    Прочие      | 9794,4        |  1249,2   |  1953,9    |  2190,2     |   2194     |   2207,1   |
|  источники     |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
| Капитальные    |  42500        |  7151,2   |  9581,6    |  10586,9    |  8586,9    |   6593,4   |
|   вложения     |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
| Федеральный    |  40120        |   7120    |   9000     |   10000     |   8000     |    6000    |
|    бюджет      |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
|    Прочие      |  2380         |   31,2    |   581,6    |   586,9     |   586,9    |   593,4    |
|  источники     |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
|    НИОКР       |  344,3        |   79,5    |   82,3     |   61,9      |   61,6     |     59     |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
| Федеральный    |   268         |    50     |    53      |    55       |    55      |     55     |
|    бюджет      |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
|    Прочие      |  76,3         |   29,5    |   29,3     |    6,9      |    6,6     |     4      |
|  источники     |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
| Прочие нужды   | 21292,1       |  3788,5   |   4099     |  4462,4     |  4466,5    |   4475,7   |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
| Федеральный    |  13954        |   2600    |   2756     |   2866      |   2866     |    2866    |
|    бюджет      |               |           |            |             |            |            |
|----------------|---------------|-----------|------------|-------------|------------|------------|
|    Прочие      | 7338,1        |  1188,5   |   1343     |  1596,4     |  1600,5    |   1609,7   |
|  источники     |               |           |            |             |            |            |
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление