Правительства Москвы по уменьшению информационного неравенства; - разворачивание системы подготовки кадров, обеспечивающей возможность для приобретения москвичами информационно-коммуникативной компетентности; - создание условий для приобщения к использованию ИКТ социально незащищенных групп населения; - создание информационных систем и служб, призванных обеспечить горожан доступом к информации, необходимой для повседневной жизни. Мероприятия по преодолению информационного неравенства 1. Развитие системы центров общественного доступа к современным ИКТ как средства приобщения к современным ИКТ тех слоев населения, которые иначе остались бы за бортом информационного общества: социально пассивных групп взрослого населения, "трудных" детей и подростков, безработных. 2. Создание системы обучения москвичей базовым навыкам использования ИКТ, нацеленной на различные, в том числе социально незащищенные, слои населения, что включает в себя: - разработку модульной системы курсов, ориентированных на различные группы населения и результаты подготовки, различающиеся как по уровню, так и по направлению подготовки; - разработку компьютерных, в том числе телекоммуникационных, систем поддержки освоения модулей информационно-коммуникационной компетентности; - разработку системы аттестации выпускников курсов; - организацию учебных мест и учебного процесса. 3. Реализация городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград"), которая включает в себя: - создание информационных систем для навигации и доступа к существующим информационным ресурсам и сервисам, а также для создания новых интегрированных ресурсов и услуг для населения; - создание распределенной по районам города информационной службы, которая опирается в своей работе на первичных носителей информации. 4. Мониторинг готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе за счет проведения регулярных выборочных социологических опросов. 5. Проведение демонстрационных и просветительских кампаний по разъяснению преимуществ жизни в информационном городе как средство стимулирования интереса населения города к использованию ИКТ и использование социальной рекламы. 6. Проведение олимпиад по WEB-дизайну среди школьников и студентов в режиме on-line на тематику формирования и развития "Электронной Москвы". Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Главными ожидаемыми результатами и последствиями реализации подпрограммы "Преодоление информационного неравенства" являются: - повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности населения г. Москвы; - возможность для горожан получать подробные и обновляемые информационно-справочные материалы по всем аспектам жизни с привязкой по месту жительства к округу, району, улице и дому; - возможность получать полные комплексные информационные услуги на основе имеющихся в городе информационных ресурсов с использованием удобных и интуитивно понятных пользовательских средств; - увеличение точек публичного общественного доступа к ИКТ для разных социальных групп населения. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение за счет бюджета города, целевых бюджетных фондов развития территорий, внебюджетных средств, на основе образования партнерства социальных сил, заинтересованных в реализации подпрограммы, за счет объединения усилий городской администрации с общественными организациями, частным сектором и учеными. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы и Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации горда Москвы. 2. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА Раздел 2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ "ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА") Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному отклику на запросы граждан и организаций на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Перенося государственные информационные ресурсы (и сервисы) в Интернет и предоставляя возможности самообслуживания в онлайновой среде, власти повышают эффективность деятельности своих структурных подразделений, обеспечивают прозрачность принимаемых решений, более качественно обслуживают граждан и организации. При этом большинство стран Европы и США выделяют четыре стадии, характеризующие степень сложности и полноты оказываемых через Интернет услуг и предоставляемой информации. В частности, процесс перехода к "электронному правительству" в рамках программы "Электронная Европа" (eEurope) предполагает 4 стадии: информирование - предоставление информации в режиме реального времени об оказываемых услугах, режиме работы госучреждений, публикации, объявления и т.п.; одностороннее взаимодействие - самостоятельное направление гражданами и организациями различной информации во властные органы; двустороннее взаимодействие - обработка в режиме реального времени полученной от граждан и организаций информации служащими властных структур; осуществление транзакций - решение конкретных запросов в режиме реального времени, принятие решений, доставка, оплата услуг. В России работы по созданию платформ "электронного правительства" только начинаются, так, например, в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" предусмотрена реализация в ближайшие годы проекта создания специализированной информационной системы "Правительственный портал", ряда других программных мероприятий по созданию систем электронного документооборота, электронных госзакупок и т.д. В рамках проекта создания Правительственного портала будет создана система, обеспечивающая открытость деятельности федеральных органов исполнительной власти; выбор информационных ресурсов и сервисов Правительственного портала для взаимодействия с гражданами и организациями; взаимодействие органов власти между собой при наполнении и сопровождении информационных ресурсов Правительственного портала, а также при организации совместных сетевых сервисов и т.д. 2.1.1. Развитие системы электронного документооборота Правительства Москвы Постановка проблемы Важной основой для деятельности органов власти являются документы как нормативного характера, так и служебной переписки. Оптимизация документооборота позволяет оптимизировать сам процесс осуществления властных полномочий, снизить издержки на их осуществление. Существующие в настоящее время в Правительстве Москвы системы документооборота недостаточно используют возможности ИКТ, а применяемые в различных органах власти ИС электронного документооборота слабо интегрированы между собой. Все это не позволяет оптимизировать существующие процессы осуществления документооборота, затрудняет обмен документами между подразделениями Правительства Москвы. Система электронного документооборота должна быть защищена от постороннего несанкционированного вмешательства. Средства системы должны обеспечивать достоверность и целостность документов, обрабатываемых системой. Назрела необходимость создания интегрированной системы защищенного электронного документооборота для Правительства Москвы. Цели и задачи подпрограммы Цели подпрограммы: - обеспечение электронного документооборота в городских и муниципальных органах власти. Задачи подпрограммы: - создание интегрированной системы электронного документооборота и ее внедрение в органах Правительства Москвы. Перечень основных мероприятий подпрограммы - разработка и внедрение интегрируемых систем защищенного электронного документооборота Правительства Москвы; - разработка стандартных интерфейсов информационного обмена с промышленно-эксплуатируемыми системами электронного делопроизводства и документооборота в отраслевых комплексах и органах территориального управления. Финансирование подпрограммы Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы В результате реализации будут обеспечены создание и внедрение в городском управлении электронного документооборота, создание и внедрение единой организационно-методической базы для организации электронного документооборота системы информационно-документационного обеспечения Аппарата Мэра и Аппарата Правительства Москвы. Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации Организация выполнения подпрограммы возлагается на Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы и Государственного заказчика-координатора Программы. 2.1.2. Информатизация центральных органов городского управления Постановка проблемы Обеспечение жизнедеятельности города, формирование его облика, обеспечение защиты и безопасности его населения, выполнение функций субъекта Российской Федерации и функций ее столицы требуют слаженной и непрерывной работы всех структур городского управления. Однако выполнение этих функций затруднено огромным количеством постоянно возникающих событий, влияющих на достижение стратегических и тактических целей социально-экономического развития города. Процесс управления также осложняется соответствующим количеству жителей количеством управляющих городом структур и их взаимоудаленным территориальным размещением. Преодоление возникающих трудностей невозможно без создания условий оперативного и достоверного информационного обеспечения органов государственной власти города, возможности анализа текущей ситуации, ее прогнозирования, выработки оптимальных управляющих решений и контроля за их исполнением в стратегическом режиме и режиме реального времени, обеспечения своевременного информирования и координации всех звеньев управления городом, своевременного и полноценного информирования населения. Цели и задачи подпрограммы Основная цель подпрограммы: Создание интегрированной оперативно-диспетчерской и информационно-аналитической системы централизованного управления городом. Основные задачи: - создание эффективной системы поддержки управленческих решений властями города; - определение основных направлений деятельности органов власти города по интеграции информационных систем; - обеспечение "прозрачности" работы и доступности информации о деятельности органов власти города населению Москвы; - обеспечение сбора объективной информации о деятельности органов власти города; - обеспечение мониторинга социально-экономической ситуации в городе. Мероприятия по информатизации центральных органов городского управления - создание эффективной системы мониторинга работы структур Аппарата Правительства Москвы и Аппарата Мэра Москвы и подчиненных им органов власти и учреждений; - создание организационных структур и информационных систем, обеспечивающих функционирование органов власти города в режиме "электронной власти"; - создание системы мониторинга социально-экономической ситуации в городе; - создание системы доведения решений органов власти города до каждого рабочего места в государственных и муниципальных структурах и до каждого жителя Москвы; - создание единой городской автоматизированной системы учета и переподготовки персонала (непрерывного дистанционного образования) городских органов власти и муниципальных учреждений и организаций; - создание систем защищенного электронного документооборота Правительства Москвы, интегрированного с отраслевыми и территориальными информационными системами; - развитие ГАС "Выборы". При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Реализация подпрограммы должна обеспечить эффективность и экономичность принимаемых управленческих решений, адекватность стратегическим и оперативным целям управления городом с учетом текущей ситуации, "прозрачность" системы управления городом для населения. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы. 2.1.3. Информационное обеспечение Комплекса экономической политики и развития и Департамента финансов города Москвы Постановка проблемы В Москве исторически образовался огромный по масштабам научно-производственный и социально-культурный комплекс, соединяющий в себе разнообразные отрасли производственной и непроизводственной сфер. Доля валового регионального продукта Москвы в суммарном валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 13,5%. Предприятия Москвы производят 6% общероссийского объема промышленного производства. Период рыночных преобразований в стране сопровождался резким спадом производства, бюджетной несбалансированностью, другими отрицательными явлениями. Негативные тенденции имели место и на территории Москвы. Но в секторах экономики, подведомственных Правительству города, они энергично преодолевались. В результате на протяжении всех последних лет город активно развивался. Учитывая, что ход рыночных преобразований определяется степенью приспособленности отраслей экономики, хозяйствующих субъектов и населения к новым условиям, Правительство города особое внимание уделяло их адаптации к новым экономическим требованиям. Для обеспечения экономической обоснованности проводимой в Москве социально-экономической, структурной, инвестиционной, научно-технической и финансовой политики, координации работы экономических подразделений и служб города, повышения уровня финансовой обеспеченности городских программ Правительством города был образован Комплекс экономической политики и развития города Москвы. Департаменты, комитеты и управления Комплекса систематически осуществляют анализ состояния экономики и финансов города, эффективности использования городских ресурсов, потребностей населения в товарах и услугах, степени их удовлетворения и на этой основе координируют работу городских, отраслевых и территориальных органов. В этих целях производится формирование базовых параметров и сводных показателей, ведется оценка потенциальной доходности городского имущества, возможностей увеличения доходов от расширения бюджетных источников, осуществляется увязка территориальных и отраслевых проектировок социально-экономического развития между собой и с возможностями города по их финансированию. Разрабатывается также система мер по более полному использованию в интересах города возможностей финансового и фондового рынков, привлечению финансово-кредитных учреждений для финансирования городских программ и мероприятий. Перевод экономики на рыночные условия хозяйствования требует совершенствования механизмов экономического регулирования, разработки современного экономического инструментария для оптимизации управления социально-экономическим развитием города. Для улучшения координации и повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также привлечения к этим работам большего числа научных кадров необходимо создать информационный ресурс, охватывающий практически все сферы научной деятельности в г. Москве. Этой информацией будут пользоваться как государственные органы и городские организации, так и специалисты, ведущие научные разработки. Цели и задачи подпрограммы Основная цель подпрограммы: Создание системы сбора, анализа и прогнозирования социально-экономического состояния города, моделирования механизмов экономического регулирования. Основные задачи: - разработка и реализация экономической, структурной, инвестиционной, финансовой, тарифной и налоговой политики, развития отраслей и сфер городского хозяйства; - формирование системы экономических и правовых регуляторов, обеспечивающих функционирование организаций в условиях рыночных отношений (налоги, сборы и платежи, политика цен и тарифов, налоговые льготы, финансовая помощь); - формирование прогнозов социально-экономического развития города; - разработка программ Правительства Москвы в области экономической и финансовой политики и развития города; - прогнозирование доходов и расходов бюджета города Москвы и фондов, учитываемых в его бюджете на основе финансового баланса города; - оптимизация расходов бюджета; - обеспечение сбалансированности городских, территориальных и отраслевых проектов и программ социально-экономического развития; - обоснование структуры и объемов затрат, связанных с выполнением Москвой функций столицы; - информационное обеспечение инфраструктуры потребительского рынка и рынка услуг и ее развитие с целью удовлетворения москвичей и гостей столицы продовольствием, товарами народного потребления, услугами общественного питания, службы быта; - информационное обеспечение развития науки и промышленности, организации деятельности по проведению экономической реформы в сфере науки и промышленного производства; - информационное обеспечение координации привлечения инвестиций в экономику города Москвы; - контроль за исполнением городского государственного заказа, формирование программ строительства жилья по городскому заказу; - информационное обеспечение финансирования отраслей и организаций городского подчинения; - формирование городских программ строительства жилья в городе Москве; - информационное обеспечение осуществления политики поддержки и развития малого предпринимательства; - создание автоматизированной системы мониторинга развития научно-исследовательской деятельности в Москве. Мероприятия по информатизации Комплекса экономической политики и развития и Департамента финансов города Москвы Основными программными мероприятиями по данному направлению является реализация следующих проектов: - разработка концепции и плана программных мероприятий по информационному обеспечению Комплекса экономической политики и развития и Департамента финансов города Москвы; - реализация программных мероприятий по информационному обеспечению Комплекса экономической политики и развития и Департамента финансов города Москвы; - создание и развитие автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (АИС УБП); - разработка системы показателей и ИС мониторинга научно-исследовательской деятельности; - создание и развитие информационной системы "Налог-2 Москва"; - модернизация и развитие городской комплексной системы информационного обеспечения потребительского рынка и услуг и ее интеграция с городскими информационными системами; - разработка Концепции "Развитие электронной торговли в г. Москве до 2007 г.". При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Реализация подпрограммы совместно с другими мерами, направленными на социально-экономическое развитие, должна обеспечить: - создание условий для роста реальных доходов населения, более высокого уровня потребления и сокращения числа московских семей, в которых среднедушевые доходы ниже прожиточного уровня; - модернизацию экономики, поддержку производства конкурентоспособных товаров и услуг, эффективных научных разработок и технологий; - создание благоприятных условий для развития инфраструктуры потребительского рынка и услуг, в т.ч. "электронной торговли", и эффективного управления отраслью за счет применения ИКТ; - создание благоприятной экономической среды, дебюрократизация экономики, обеспечение равных условий конкуренции; - развитие социального, экономического партнерства и инициативы граждан, формирование бюджетно-финансовой системы местного самоуправления; - переход на казначейское исполнение городского бюджета, укрепление дисциплины платежей и расходования бюджетных средств; - актуализация информации и повышение эффективности исследований и разработок в интересах города. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы. 2.1.4. Информационное обеспечение Комплекса по имущественно-земельным отношениям Постановка проблемы Собственность и управление ею являются одними из основных средств реализации социально-экономической политики города. Управление собственностью - комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества. Город в отношениях собственности выступает в двух аспектах: - властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию собственности; - собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность города ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота. Целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем города, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание благоприятной для проживания городской среды. Цели и задачи подпрограммы Основная цель подпрограммы: Создание информационной системы управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города. Основные задачи: - создание информационно-аналитической системы управления стоимостью имущества и земли; - выявление неиспользуемых или неэффективно используемых объектов собственности для вовлечения их в гражданский оборот, повышения эффективности их использования на основе ИКТ; - сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями городского имущества и органами власти города; - вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот; - применение и контроль использования экономически обоснованных нормативов эксплуатации и содержания объектов городской собственности; - учет и обеспечение хозяйственного оборота нематериальных активов и интеллектуальной собственности города; - поддержка инновационной деятельности, в т.ч. инвестиционных контрактов строительства и реконструкции объектов недвижимости нежилого назначения; - контроль выполнения условий закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного имущества, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации. Мероприятия по информатизации Комплекса по имущественно-земельным отношениям 1. Разработка концепции и плана программных мероприятий по информационному обеспечению Комплекса по имущественно-земельным отношениям. 2. Реализация программных мероприятий по информационному обеспечению Комплекса по имущественно-земельным отношениям. 3. Создание интегрированной информационной системы учета собственности города, в том числе: - городской собственности в пределах и за пределами Москвы; - учреждений и предприятий; - собственности иных собственников на территории города; - показателей функционирования городских учреждений и предприятий; - показателей использования городского имущества и оценки эффективности использования; - решений органов власти города (в том числе и территориальных, и отраслевых) по управлению собственностью, планируемых и фактических результатов их исполнения. 4. Поэтапная интеграция раздробленных информационных ресурсов по собственности города. 5. Создание системы оперативного анализа и прогнозирования состояния городской собственности, эффективности ее использования, структуры действующих правоотношений, динамики поступления и использования денежных средств. 6. Развитие ИС Государственного земельного кадастра. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Реализация подпрограммы должна повысить эффективность управления и использования городской собственности. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика возлагаются на Департамент имущества города Москвы и Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы. 2.1.5. Информационное обеспечение Комплекса социальной сферы Постановка проблемы Правительство Москвы осуществляет многоплановую социальную политику, направленную на улучшение качества жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Эту работу приходится проводить в крайне неблагоприятных условиях. Кризис социальной сферы в России превратился в главную причину социально-экономических трудностей и основной тормоз на пути дальнейших рыночных преобразований. Главная задача Правительства Москвы - создание благоприятной среды проживания для москвичей и развитие системы адресной поддержки для социально уязвимых слоев населения. Вся работа строится на основе ежегодно принимаемых программ, в которых вопросам развития социальной сферы уделяется первостепенное внимание. Примером таких социально значимых программ является Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы и Комплексная целевая программа реабилитации инвалидов на 2001-2003 гг. Говоря об общих проблемах управления социальной сферой, необходимо упомянуть актуальные проблемы, связанные с существующей системой учета населения и предоставляемых льгот: 1. Отсутствие достоверной оперативной информации о гражданах в ИС органов исполнительной власти и прежде всего отсутствие данных регистрационного учета, что приводит в масштабах города к значительным финансовым потерям, связанным, например, с начислением и выплатой пенсий выбывшим из города гражданам, с трудностями в сборе налогов с физических лиц в связи с отсутствием полного реестра налогоплательщиков, с выплатой необоснованных пособий по безработице и т.д. 2. Практическое отсутствие обмена информацией между ИС органов исполнительной власти, что также приводит к неоправданным сложностям в информационном обслуживании проживающего на территории населения, прежде всего при обращениях граждан в органы государственной власти и территориального управления. Наличие достоверной информации о гражданах позволит оперативно решать такие важные социальные вопросы, как выплата адресной социальной помощи гражданам, выплаты жилищных и других субсидий и т.д. 3. Отсутствие автоматизированной системы учета предоставляемых льгот затрудняет реализацию принципа адресного оказания социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. На решение этих проблем направлены приоритетные проекты подпрограммы - "Социальная карта москвича" и создание единой городской базы данных населения. Цели и задачи подпрограммы Основная цель подпрограммы - повышение качества жизни москвичей на основе повышения эффективности функционирования отраслей социальной сферы за счет их комплексной автоматизации и интеграции информационных ресурсов как внутри отраслей, так и между ними. Задачи подпрограммы: - создание комплексных информационных систем органов социальной сферы; - совершенствование социального обслуживания и обеспечения населения на основе использования ИКТ; - обеспечение городских органов власти и органов территориального управления актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории Москвы; - улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и территориального управления; - интеграция информационных ресурсов отраслей социальной сферы, обеспечение эффективного автоматизированного обмена в сфере учета населения. Мероприятия по информатизации Комплекса социальной сферы Наиболее крупными проектами Комплекса социальной сферы являются: - разработка концепции и плана программных мероприятий по информационному обеспечению Комплекса социальной сферы; - реализация программных мероприятий по информационному обеспечению Комплекса социальной сферы; - создание систем информирования и взаимодействия граждан с организациями Комплекса социальной сферы; - создание системы электронного документооборота в Комплексе социальной сферы; - создание системы регистрации и контроля государственных контрактов; - создание системы учета объектов, подлежащих оборудованию средствами доступности для инвалидов; - развитие ЕИС "Жилище"; - модернизация и развитие ИС "Молодежь"; - создание информационной системы Комитета физической культуры и спорта города Москвы. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Реализация подпрограммы совместно с другими мерами, направленными на социальное обслуживание и обеспечение населения, должна обеспечить: - эффективное функционирование отрасли социальной защиты населения города на основе комплексной компьютеризации ее структурных звеньев, использования современных систем передачи данных и расширения функций Общегородского интегрированного банка данных (ОИБД) для повышения уровня интеграционных процессов в отрасли социальной защиты населения; - планирование бюджетных расходов на социальную поддержку и их экономию за счет автоматизации учета предоставленных льгот и информирования соответствующих органов исполнительной власти города Москвы; - оснащение учреждений образования и социальной защиты населения необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникации и обеспечение их эффективного использования; - повышение качества социально-экономических решений, принимаемых городскими органами власти, за счет предоставления актуальной и достоверной информации о населении; - значительное усовершенствование системы обслуживания населения по всем вопросам персонального учета в части органов загс, органов внутренних дел, военкоматов и других организаций, в компетенцию которых входит учет населения; - реальный экономический эффект за счет экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования и других. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика возлагаются на Управление бюджетного планирования и городского заказа города Москвы. 2.1.6. Информационное обеспечение Комплекса городского хозяйства Постановка проблемы Функционирование городского хозяйства является зоной стратегических интересов органов государственной власти всех уровней, что обусловлено, в первую очередь, высокой социальной значимостью, а также значительными объемами финансирования данной отрасли со стороны федеральных и местных бюджетов. Низкая эффективность ЖКХ, слабая реализация социальных гарантий при его функционировании определили необходимость реформы ЖКХ, проведение которой во многом осложняется еще и тем, что данная отрасль практически не интегрирована в рыночную экономику России. При этом необходимым условием успешной реализации реформы ЖКХ является создание эффективных механизмов информационного обеспечения данной сферы. Несмотря на то, что информатизация сферы городского хозяйства Москвы несомненно опережает подобные процессы в других субъектах Российской Федерации, здесь имеют место проблемы децентрализации при решении информационных задач. В процессе реформы ЖКХ вертикальная модель управления все чаще сочетается с горизонтальной, вследствие чего руководящие кадры на местах все более широко используют различные территориальные и отраслевые системы автоматизации для повышения эффективности собственных процессов производства и управления (особенно в направлениях учета потребления ресурсов и проведения взаиморасчетов между участниками сферы городского хозяйства). Как правило, внедрение данных систем носит разрозненный характер, что не позволяет объединить информационные потоки с целью их дальнейшего комплексного использования органами исполнительной власти г. Москвы. Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных ИС "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории конкретного района и собирается территориальными органами управления. Однако значительная часть этих информационных потоков имеет восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, сосредотачивается в ведомственных информационных системах. Практически отсутствуют территориальные информационные системы для коммуникации власти и населения в области функционирования городского хозяйства. При этом существенным положительным фактором, влияющим на проблему информатизации в г. Москве, является наличие современных высокоскоростных каналов связи, позволяющих перейти к развертыванию высокоэффективных распределенных автоматизированных систем. Анализ состояния информационного обеспечения сферы городского хозяйства Москвы выявил ряд проблем: - отсутствие единого подхода к решению задач управления на основе учета взаимодействия всех управляемых процессов территории или отрасли с макро- и микропроцессами, происходящими в пределах и за пределами управляемого субъекта; - растущее неудобство для жителей, вынужденных общаться с каждым из участников городского хозяйства в отдельности, что влечет за собой неоправданные временные и социальные затраты; - преобладание подходов к решению задач управления на основе территориального или ведомственного принципа, что приводит к несогласованным решениям; - отсутствие связи между процессами учета потребления ресурсов и процессами проведения расчетов на всех административных уровнях участников сферы городского хозяйства, резко снижающее экономическую эффективность внедрения систем автоматизации; - многократное дублирование однотипных данных в различных территориальных и отраслевых системах; - отсутствие актуальной и объективной статистики о текущем состоянии сферы городского хозяйства, необходимой органам исполнительной власти, для принятия наиболее эффективных управленческих решений; - низкая масштабируемость реализованных систем не только в пределах города, но и в пределах административной единицы; - отсутствие возможностей интеграции как с локальными системами, так и с принятыми к использованию информационными системами отраслевых департаментов, комитетов и управлений города Москвы; - отсутствие информационной инфраструктуры для перехода к комплексному решению задач управления и координации территориальных образований; - отсутствие единого и доступного информационного пространства; - хранение, передача и использование персональных данных населения и служебной информации органов исполнительной власти города в системах, не прошедших аттестацию по информационной безопасности; - постоянное усложнение как самих процессов управления и координации (за счет увеличения перечня задач, требующих решения), так и условий, в рамках которых они проходят. Перечисленные проблемы (список далеко не полный) показывают необходимость разработки и принятия комплексного, централизованного подхода для обеспечения решения задач информатизации городского хозяйства г. Москвы как необходимого условия успешной реализации реформы ЖКХ. Понимание проблем централизованной автоматизации сферы городского хозяйства как основы для реализации реформы ЖКХ, а также необходимость контроля над информационными ресурсами сферы городского хозяйства как основы выполнения функциональными органами исполнительной власти г. Москвы возложенных на них задач нашли свое отражение практически во всех законодательных актах по реформированию ЖКХ в РФ и городе Москве, из которых особенно следует выделить: - Закон города Москвы N 52 от 24.10.2001 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы"; - постановление Правительства Москвы N 476-ПП от 25 июня 2002 года "О создании Единых информационно-расчетных центров"; - постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 680-ПП "О порядке использования автоматизированных систем для начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги" и т.д. Следует отметить, что Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы проведена серьезная работа по решению задач, возложенных на него указанными нормативно-правовыми актами, при этом особенно стоит упомянуть реализацию во всех районах города Единых информационно-расчетных центров. Цели подпрограммы Реализация данной подпрограммы должна обеспечить выполнение функциональных задач Комплексом городского хозяйства в сложный период проведения реформы ЖКХ, вследствие чего рассмотрение целей реализации настоящей подпрограммы включает цели информационного обеспечения мероприятий реформы ЖКХ, определенного правовыми актами РФ и Москвы, а именно: - поэтапный переход от целевых дотаций поставщиков жилищно-коммунальных ресурсов и услуг к адресному субсидированию малообеспеченных граждан через социальные персонифицированные счета территориального банка оператора; - формирование цивилизованного конкурентного рынка услуг в области жилищно-коммунального хозяйства с четким правовым делением участников на поставщиков и потребителей ресурсов и услуг согласно требованиям гражданского законодательства РФ; - повышение эффективности функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства для достижения самоокупаемости всех участников; - развитие самоуправления граждан в жилищной сфере в виде создания и функционирования жилищных объединений различных организационно-правовых форм; - реализацию функций контроля органов государственного управления на конкурентном рынке услуг жилищно-коммунальной сферы для обеспечения защиты прав потребителей и добросовестной конкуренции в соответствии с действующим законодательством РФ; - обеспечение прозрачности механизмов расчетов поставщиков и потребителей конкурентного рынка услуг, необходимых для формирования положительного отношения к реформе ЖКХ со стороны жителей города. Помимо достижения целей реформы ЖКХ городское хозяйство г. Москвы испытывает острую необходимость в информационном обеспечении текущих задач функционирования, которые определяют необходимость достижения следующих целей: - сокращение временных затрат жителей по общению с участниками сферы городского хозяйства; - повышение удобства взаимодействия жителей с участниками сферы городского хозяйства для ликвидации социальной напряженности, вызванной реализацией мероприятий реформы ЖКХ; - повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание жилищно-коммунального хозяйства города; - реализация возможностей объективного планирования состава и объемов средств, необходимых для текущего и перспективного функционирования городского хозяйства; - объективный учет имеющихся в сфере городского хозяйства материальных, трудовых, энергетических и иных ресурсов для их наиболее эффективного использования; - повышение эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях городского управления; - повышение оперативности передачи и исполнения управленческих решений; - сокращение затрат на функционирование всей сферы городского хозяйства; - ужесточение производственной дисциплины; - реализация возможностей анализа текущих результатов проведения реформы ЖКХ для определения наиболее эффективных путей ее реализации; - формирование заинтересованности поставщиков ресурсов в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, определяемой расчетом начислений на основании данных о реальном потреблении ресурсов; - нивелирование социального неравенства, связанного с оплатой стоимости энергетических ресурсов на основании нормативов, а не реального потребления. Целью настоящей подпрограммы являются также повышение эффективности работы оптового звена продовольственного комплекса и рост продовольственной безопасности города Москвы за счет внедрения современных ИКТ, интеграции и консолидации имеющихся информационных источников и ресурсов. Задачи подпрограммы Перечень задач, решение которых определяет достижение целей как информационного обеспечения реформы ЖКХ, так и автоматизации городского хозяйства, вполне обоснованно обобщается следующим составом: - разработка организационной структуры информационного взаимодействия участников городского хозяйства; - разработка Единых административных и технических регламентов информационного взаимодействия участников городского хозяйства; - разработка Единых информационных требований к участникам сферы городского хозяйства; - интеграция в Единый информационный и телекоммуникационный массив разнородных территориальных и отраслевых информационных ресурсов; - реализация единой транспортной среды; - организация доступа к Единому информационно-телекоммуникационному массиву участников сферы городского хозяйства на основании заявленных требований и исходя из строго регламентированных прав доступа; - структурная интеграция современных и перспективных платежных средств и систем идентификации, например, процессинговых центров "Карта москвича", "Социальная карта москвича", "Единая транспортная карта" и т.д.; - реализация доступности информации о функционировании городского хозяйства, механизмов и параметров расчетов для каждого жителя города при существенном сокращении времени личного общения с участниками сферы городского хозяйства за счет широкого использования современных средств коммуникации: цифровая телефония, глобальная сеть Интернет и т.д.; - поэтапное внедрение систем коммерческого учета поставок и потребления энергетических ресурсов с использованием их данных при расчетах с населением; - интеграция и актуализация различных систем учета государственных объектов функционирования городского хозяйства с целью поиска путей их наиболее эффективного использования; - обеспечение структурной гибкости реализуемых информационных инструментов для обеспечения простоты интеграции новых и модификации имеющихся задач, в т.ч. в случаях структурной перестройки; - обеспечение безопасности зданий и сооружений на территории города Москвы самыми современными техническими средствами, включая системы присутствия и видеонаблюдения; - создание и развитие информационных систем предприятий и организаций, оказывающих коммунальные услуги жителям города; - создание благоприятного отношения жителей города к проводимой реформе ЖКХ как фактора, существенно влияющего на успех намеченных преобразований; - повышение эффективности управления жилищным фондом; - повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города, повышение безопасности граждан за счет внедрения услуг телематики и навигации в рамках города. Мероприятия подпрограммы Наиболее важными мероприятиями подпрограммы являются следующие: - создание и развитие Единой информационно-расчетной системы городского хозяйства в составе: системы Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) с учетом обеспечения интеграции информационных систем банков, ГУП ГЦЖС и ГУП МСР и поставщиков ресурсов и услуг; расчетной системы, предназначенной для обеспечения взаиморасчетов всех участников рынка ресурсов и услуг в сфере ЖКХ, с целью формирования инфраструктуры адресной поддержки малообеспеченных слоев; единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления городским хозяйством; мультисервисной сети Комплекса городского хозяйства для обеспечения всех участников городского хозяйства современными средствами устойчивой и оперативной связи с установленным уровнем конфиденциальности и контроля; - разработка комплекса мероприятий по координации деятельности соответствующих служб городского хозяйства и городских подразделений федеральных служб для обеспечения совместимости систем оперативного управления, мониторинга и реагирования и их интеграции; - развитие информационных систем отраслевых департаментов и управлений; - создание информационного обеспечения для координации и управления в режиме реального времени городской инфраструктурой и жизнеобеспечением города; - развитие и интеграция информационных систем предприятий и организаций, оказывающих жителям города коммунальные услуги; - разработка концепции и плана программных мероприятий по использованию ИКТ в оптовой торговле продовольствием; - реализация программных мероприятий по использованию ИКТ в оптовой торговле продовольствием. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - формирование позитивного отношения жителей города к реформе ЖКХ на основании упрощения взаимодействия жителей с его субъектами (Единый платежный документ, Единое место приема населения, Единый телефонный номер ЕИРЦ, Единственное ответственное лицо), решение вопросов текущей эксплуатации ЕИРЦ и автоматизированных систем диспетчеризации и управления городским хозяйством; - создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для осуществления системы адресной защиты и механизмов социальных гарантий, предоставляемых малообеспеченным гражданам; - возможность осуществления жителями контроля за расходованием собственных средств и средств бюджета, предоставляемых в виде льгот и субсидий; - прозрачность взаимоотношений между жителями и поставщиками ресурсов и услуг; - реализация прав на доступ к информации о деятельности территориальных, окружных и городских органов власти и подчиненных структур; - расширенное участие жителей в общественной жизни и, как следствие, расширение свобод и выравнивание иерархии власти; - повышение качества жизни в городе Москве, связанное с ростом эффективности городского хозяйства, повышение квалификации и компетенции работников, занятых взаимодействием с населением; - повышение уровня общественной безопасности в городе, связанное с реализацией административно-технической инфраструктуры Программы комплексной безопасности москвича; - общий рост эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях городской администрации, влекущий за собой рост эффективности использования бюджетных средств и возможности увеличения расходов на социально значимые статьи; - информационная поддержка принятия решений в отношении развития оптового продовольственного рынка, повышение эффективности деятельности предприятий оптовой торговли продовольствием; - информационное взаимодействие участников оптового продовольственного рынка города. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное и внебюджетное финансирование, а также инвестиционные средства. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы и функции технического координатора возлагаются на Управление городского заказа города Москвы во взаимодействии с другими отраслевыми органами Комплекса городского хозяйства. Функции государственного заказчика по подпрограмме возлагаются на Управление городского заказа города Москвы. 2.1.7. Информационное обеспечение Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Постановка проблемы Информатизация как научное и практическое направление деятельности Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города (далее по тексту - Комплекс) охватила в последние годы все направления московской инвестиционно-строительной деятельности. Это и создание градостроительного и земельного кадастров (1-я очередь), широкое внедрение в проектных организациях систем автоматизированного проектирования (САПР), мониторинг планирования и реализации строительных программ. Внедрена на всех уровнях управления система автоматизации делопроизводства и документооборота, проведена большая работа по использованию информационных технологий и созданию автоматизированных информационных систем в различных структурных подразделениях Комплекса, идет разработка и внедрение корпоративной стратегии развития стройиндустрии с поэтапным переходом на новые комплексные модели управления качеством строительной продукции с применением информационных систем управления ресурсами, сформирована основа для создания порталов по информированию граждан и предпринимателей о ходе инвестиционно-строительной деятельности, разрабатывается Интернет-каталог строительной продукции. С 1996 года в Комплексе создается и поэтапно вводится в эксплуатацию отдельными подсистемами полномасштабная Корпоративная Телесеть Комплекса "Интегрированная система информационного обеспечения инвестиционной деятельности" (ИСИО КПР). Сформированная на сегодняшний день в системе Комплекса телекоммуникационная сеть через несколько десятков серверов объединяет более 1000 корпоративных пользователей. Главное назначение ИСИО КПР заключается в следующем. Во-первых, внедряемые в рамках корпоративной сети информационные технологии призваны сделать максимально прозрачным процесс инвестиционно-строительной деятельности в Москве и упорядочить сопутствующие ему финансовые потоки городского заказа. С другой стороны, ИКТ - это важный ресурс повышения качества и совершенствования системы управления строительной отраслью на всех ее уровнях и по направлениям в соответствии с Генеральным планом развития Москвы. Разработаны и зарегистрированы в Реестре городских информационных ресурсов и систем следующие информационные системы: - "Единая автоматизированная система обработки документированной информации в управлениях Комплекса перспективного развития города"; - "Единый реестр объектов и единый реестр организаций - участников инвестиционно-строительной деятельности на территории города с информацией по всем этапам инвестиционного цикла"; - "Автоматизированная система пообъектного учета выполненных и оплаченных работ на строительстве объектов городского заказа" (АИС Финик); - информационная система по контролю за ходом подготовки комплектов ИРД ("ИРД-Контроль"); - информационная система контроля за подготовкой и утверждением проектно-сметной документации "ПСД-Контроль"; - библиотеки общего назначения: Справочник строительных организаций, справочник "Витрина ИРД", справочник "Витрина ПСД", Справочники по ГГК; - ИС "Государственный градостроительный кадастр"; - информационные ресурсы Единой государственной картографической основы (ЕГКО) Москвы; - информационно-аналитическая система "Мониторинг предприятий строительного комплекса Москвы"; - система информационно-инжинирингового обеспечения оперативного управления инвестиционно-строительной деятельности. Функционирует сайт Комплекса "Строительный мир" и база данных "Строительные организации - продукция - услуги" с доступом через Интернет; - создан отраслевой коммуникационный узел услуг (ИНТУСТЕЛЕПОРТ) для формирования ведомственной телекоммуникационной сети предприятий строительного комплекса. Завершается внедрение: - автоматизированная информационная система "Инженерия"; - автоматизированная информационная система формирования программ долгосрочного и среднесрочного городского строительства "Перечни 2-4"; - автоматизированная информационная система "Жалобы граждан - горячая линия"; - автоматизированная технология формирования и согласования инвестиционной программы "Проекты титулов - КИП". Информационные системы обслуживают как потребности организаций Комплекса, так и других департаментов, управлений и комитетов города Москвы. Подключены все управления по строительству и реконструкции префектур административных округов, установлены абонентские места в организациях - исполнителях городского заказа. Вместе с тем к настоящему времени созрела явная потребность интеграции перечисленных информационных систем и технологий на межведомственном уровне с системами других комплексов городского управления. Внутри Комплекса необходимо более тесное объединение процессов мониторинга потребностей Москвы в строительстве, реконструкции и развитии, материально-технических процессов, процессов управления персоналом и процессов бюджетирования в единой интегрированной информационной системе. Формирование Программы, обеспечивающей развитие и интеграцию имеющихся наработок в целостную систему планирования и реализации инвестиционно-строительных программ, в том числе на основе портальных решений, будет способствовать дальнейшему повышению качества строительной продукции и услуг, выходу московских строительных организаций на внешние рынки, созданию условий постоянного роста эффективности функционирования московского строительного комплекса. Цели и задачи подпрограммы Основные цели подпрограммы: - постоянный комплексный мониторинг строительной отрасли для обеспечения своевременной реструктуризации и реинжиниринга систем управления Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города; - повышение качества и сокращение сроков московского строительства; - рост доли строительной продукции и услуг к объему вложенных капитальных вложений на объектах московской инвестиционной программы; - повышение уровня информирования участников строительно-инвестиционного процесса - предпринимателей и граждан о ходе строительства и принимаемых градостроительных решениях. Основные задачи подпрограммы: - информационно-аналитическое обеспечение контроля реализации строительных программ города; - создание и внедрение современных информационных технологий и средств для широкого информирования о принимаемых градостроительных решениях и работе Городской комиссии по рассмотрению обращений граждан при строительстве в г. Москве, о строительных недоделках по "горячей линии"; - внедрение ИКТ для обеспечения системного подхода в работе надзорных органов за контролем строительства, предусматривающим обеспечение установленных плановых сроков строительства и требуемого уровня качества работ; - создание информационной системы поддержки Сетевой модели инвестиционно-строительного процесса на основе внедрения ИКТ, включая обеспечение совмещения материально-технических и документационных потоков цепочками стоимостей и операционными бюджетами; - внедрение современных методов проектного управления на основе комплексных информационных систем управления ресурсами для повышения эффективности проектирования; - осуществление аналитического мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий московского строительного комплекса на основе современных методов и средств создания информационных систем управления ресурсами. Мероприятия подпрограммы - создание и внедрение информационной системы реструктуризации (реинжиниринга) московского строительного комплекса на основе единой системы управления материальными, финансовыми и людскими ресурсами и с опорой на реализацию международных принципов менеджмента качества; - развитие корпоративной телекоммуникационной сети Комплекса с одновременным внедрением функциональных ИС для аппарата, структурных подразделений и подведомственных организаций Правительства Москвы по информационному сопровождению планирования и реализации городских инвестиционно-строительных программ; - создание на базе уже существующей служебной информационной системы строительного комплекса публичного портала для взаимодействия с корпоративным сектором, гражданским населением и публичными сетями, а также исследования потребностей потребителей строительной продукции и услуг по всем сегментам рынка, включая немосковские рынки; - создание информационной системы поддержки управленческих решений в виде когнитивной ситуационной комнаты руководителя строительного комплекса; - формирование интегрированной системы мониторинга имущественного и производственного состояния предприятий стройиндустрии; - разработка и внедрение автоматизированных технологий взаимодействия с другими комплексами Правительства Москвы, общегородскими и территориальными органами управления; - развитие системы Государственного градостроительного кадастра. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - постоянный рост удовлетворенности населения и корпоративного сектора качеством строительной продукции и услуг; - постоянное снижение себестоимости производства московской строительной продукции и услуг; - все более успешный выход на внемосковский и международные рынки строительной продукции и услуг, производимых московским строительным комплексом, включая предприятия московской стройиндустрии и промышленности строительных материалов; - повышение капитализации предприятий московского строительного комплекса. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика возлагаются на Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. 2.1.8. Информатизация территориального управления Постановка проблемы Одной из самых острых проблем информатизации городского управления является проблема информатизации органов территориального управления, прежде всего префектур, управ районов и дирекций единого заказчика (ДЕЗ). На этом направлении информатизации необходимо, в частности: - создание специальной системы управления и координации разрабатываемых информационных систем; - решение задачи обеспечения доступа органов территориального управления к информационным ресурсам отраслевых систем; - решение задачи выработки управленческих решений по реализации программ социально-экономического развития округа; - создание информационных систем приемных префектур и управ районов города Москвы, обеспечивающих их работу по принципу "одного окна". Территориальные информационные системы имеют методологические и технологические особенности, они имеют априорно межведомственный характер, отличаются ориентацией на нужды населения. Цель подпрограммы Создание многоуровневой, распределенной, интегрированной информационной системы управления городом и его административными территориями, обеспечивающей на основе современных ИКТ политическое, методологическое и информационное единство и целостность московской власти как единого распределенного органа управления. Мероприятия подпрограммы - разработка концепции многоуровневой, распределенной, интегрированной информационной системы управления территорией округа с учетом имеющихся в округах промышленно-эксплуатируемых информационных систем и ресурсов и плана программных мероприятий по информационному обеспечению территориального управления; - разработка и внедрение на всех территориях Москвы территориальных информационных систем административного округа и района, интегрированных с отраслевыми системами; - обеспечение интероперабельности территориальных систем в масштабах города. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы являются смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение на базе бюджетного финансирования (в форме городского заказа), средств целевых бюджетных фондов развития территории административных округов, привлечения внебюджетных и инвестиционных средств. Ожидаемые результаты Укрепится единство городского управления, снизится социальная напряженность на территориях. Будет сделан шаг в направлении развития социального партнерства между городскими властями и населением. Организационное обеспечение Организация выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика возлагаются на Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Выполнение подпрограммы осуществляется во взаимодействии с префектурами административных округов города Москвы и органами местного самоуправления. 2.1.9. Информационное обеспечение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Постановка проблемы Москва является важнейшим в стране политическим, промышленным, научным и культурным центром, а также важнейшим транспортным узлом страны. Особенности экологической обстановки Москвы определяются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения. На ее территории проживает около 6% населения России, функционируют более 2500 промышленных предприятий и иных объектов, оказывающих существенное негативное влияние на состояние окружающей природной среды города. Москва постоянно включается Росгидрометом в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, при этом для города загрязнение воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта является основной экологической проблемой. В Москве ежегодно образуется около 13 млн. т различных отходов. Из них до 40% образуется на станциях по обработке коммунальных сточных вод, 25% - в промышленности, 22% - в коммунальном хозяйстве и 13% - в строительной индустрии. Удаление промышленных и твердых бытовых отходов практически сводится к размещению отходов на существующих в Московской области 32 полигонах и 16 карьерах, получивших лимиты на 2002-2003 гг. В настоящее время в черте города расположено около 95 несанкционированных погребенных свалок общей площадью около 370 га. В большинстве случаев они располагаются в бывших карьерах, оврагах и на прочих территориях, считающихся неудобными. Вместе с тем часть бывших погребенных свалок оказалась в жилой застройке. Экологический контроль за состоянием окружающей среды в г. Москве не может быть эффективен без полноценного объема базовой и оперативной информации. Для этой цели Департаментом природопользования и охраны окружающей среды была заложена основа для создания Единой городской системы экологического мониторинга, которая включает подсистемы контроля качества атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и состояния зеленых насаждений. В 2001 г. начал работать Информационный Аналитический Центр (ИАЦ) Единой городской системы экологического мониторинга. Интенсивно развивается сеть автоматических станций контроля загрязнения атмосферы. В 2002 г. функционировало 12 таких станций и до конца 2003 г. их число возрастет до 35 единиц. Цели и задачи подпрограммы - повышение эффективности управления экологической безопасностью города; - формирование экологических прогнозов развития города; - выявление очагов экологической напряженности; - рациональное управление природными ресурсами; - повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города; - повышение уровня информирования населения о состоянии городской природной среды и мероприятиях, направленных на ее улучшение; - совершенствование нормативно-правового обеспечения природоохранной деятельности; - повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на финансирование природоохранных мероприятий. Мероприятия подпрограммы - создание системы сбора, анализа и прогнозирования экологического состояния в г. Москве, взаимодействия с органами государственной и исполнительной власти, городскими организациями, природопользователями, населением; - создание информационных систем для мониторинга экологических компонентов городской среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, зеленых насаждений, земель, почвы); - создание единой системы экологического мониторинга компонентов окружающей среды (объединенного с банком данных по природопользователям) с автоматизированным поступлением информации от систем мониторинга природопользователей; - создание геоинформационной системы экологии города и прилегающих к нему территорий; - создание автоматизированного банка данных по природопользователям с привязкой к Единой картографической основе г. Москвы; - реализация программных мероприятий по информационному обеспечению Департамента природопользования и охраны окружающей среды; - создание экологических образовательно-просветительских программ. Ожидаемые результаты подпрограммы Реализация подпрограммы должна повысить уровень контроля и эффективность управления состоянием окружающей среды города. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика возлагаются на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Раздел 2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.2.1. ИКТ в образовании Постановка проблемы Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрение современных педагогических технологий. Московская Программа развития единой образовательной информационной среды является составной частью Программы развития московского образования "Столичное образование-3", базируется на законе о развитии образования в городе Москве, Концепции модернизации российского образования, федеральных целевых программах "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг." и ФЦП "Электронная Россия". Управление процессом информатизации в системе Департамента образования города Москвы осуществляется путем скоординированных действий структур управления и методических структур, ресурсных центров информатизации городского и окружного уровней. Программы развития образовательной информационной среды города, округа, образовательного учреждения, отдельного учебного предмета используют показатели информатизации, характеризующие уровень: оснащенности средствами ИКТ и информационными ресурсами, их доступности (непосредственной и телекоммуникационной), их реального использования, вызванных информатизацией изменений в образовательном процессе и укладе школы, результативности применения ИКТ. Разнообразие используемых средств ИКТ обусловлено образовательным процессом. Так, например, для организации групповых занятий помимо традиционной IP-технологии предусматривается создание полноформатного телевизионного образовательного канала, а также использование устройств отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, экраны, телевизионные приемники и др.). В Москве один компьютер приходится на 50 учащихся (в РФ норма - 1 компьютер на 80 учащихся будет достигнута к завершению правительственной программы развития единой образовательной информационной среды в 2005 г.). При этом в московских школах достигнут на порядок больший, чем в среднем по РФ, уровень обеспеченности образовательного процесса цифровыми устройствами, необходимыми для эффективного использования компьютеров, ввода и вывода информации, компьютерного управления образовательным процессом. В учреждениях образования Москвы в соответствии с инструктивными материалами Министерства образования РФ осуществляется оптимизация доступа к ИКТ - по месту (предметные кабинеты, библиотека и другие помещения для работы учителя и индивидуальной работы учащихся) и времени - 12 часов в день, 7 дней в неделю, в том числе за счет использования мобильных компьютеров и беспроводных сетей. В результате выполнения Программы за 2001-2002 гг. в образовательных учреждениях установлено: более 700 компьютерных классов, 500 АРМ (автоматизированных рабочих мест) для учителей-предметников, 500 АРМ для администраторов, 400 АРМ для библиотекарей. Более тысячи школ (70%) охвачены сетью образовательного телевизионного канала "Школьник ТВ", в 273 школах смонтированы широкополосные распределительные сети, в 10 опорных школах развернуты структурированные кабельные системы. Более 300 школ укомплектованы устройствами отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, экраны, акустические системы, ТВ-тюнеры и др.). Такой набор оборудования позволяет программы телеканала транслировать на ПК или мультимедийный проектор, а также сохранять информацию на электронных носителях, удобных для последующего применения на уроках. В результате более чем в 45% школ имеется современное оборудование. В частности, поставлены компьютеры с операционной системой Windows 2000, Мак ОС 9 и более поздними, доступные для использования учителем-предметником, учителем начальной школы после прохождения краткосрочного повышения квалификации. Вместе с тем 20% школ используют ранние версии системы Windows, более старые процессоры, в 25% школ используются устаревшие компьютеры на процессорах типа Интел 286-386 или отечественные. В 10% школ реального применения компьютеров в учебном процессе не происходит. Только 15% учреждений начального профессионального образования использует современные компьютеры. Для среднего профессионального образования этот показатель равен 20%, для педагогических училищ - 50%. Из учреждений дополнительного образования детей только 10% располагает современными средствами информационных технологий. Уровень оснащенности учреждений высшего педагогического образования совершенно недостаточен для решения задачи подготовки кадров, компетентных в образовательных применениях ИКТ. Размещение компьютеров: администрация (в 50% учреждений), библиотека (в 25%), учебные классы (кроме компьютерных) в 30% школ (4% от общего числа предметных кабинетов), компьютерный класс (более 45% школ), в свободном доступе для учителей школ (3%), в свободном доступе для учащихся школ (3%), переносные и передвижные средства ИКТ (менее 5%). Время доступности средств ИКТ сегодня: для учителя - в среднем 30 минут в неделю, для учащегося - в среднем 30 минут в неделю. Вне школы компьютеры используют менее 15% учителей и более 30% старшеклассников. Учителя всех школ, получающих средства ИКТ, проходят повышение квалификации в области использования ИКТ в образовательном процессе. В 2002 г. такую подготовку прошли более 4000 педагогов. Перед столичным образованием стоит ряд проблем, без решения которых невозможно дальнейшее повышение эффективности и качества образования. В частности, необходимо осуществить оснащение системы образования средствами ИКТ (в том числе замену устаревших моделей), информационными ресурсами, широкополосными коммуникационными каналами, широкополосными распределительными сетями, сопрягаемыми с городской гибридной широкополосной сетью для перехода на быстродействующие цифровые технологии образования. Только для обеспечения преподавания информатики в соответствии с федеральными нормативами Москве требуется не менее 10000 современных компьютеров. Очень остро стоит проблема обслуживания и ремонта оборудования. Требуется значительный объем (не менее 5000 человек в год) дополнительного повышения квалификации. Необходимо развитие систем дистанционного образования, прежде всего в интересах детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, одаренных детей и детей, мотивированных к продолжению образования, расширение и углубление образовательной работы с соотечественниками из ближнего и дальнего зарубежья. Требует изменения система финансового обеспечения. Цели и задачи подпрограммы Развитие единой образовательной информационной среды относится к числу важнейших условий, инструментов и результатов модернизации системы образования в целом, нацеленной на: (1) повышение качества образования, (2) предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам на получение образования всех уровней. Основные задачи Программы развития единой образовательной информационной среды: - модернизация системы московского образования в ее аспекте, связанном с ИКТ, в том числе развитие системы образовательных целей, технологий, содержания образования, уклада школы; - модернизация управления образованием на базе ИКТ; - создание образовательно-просветительских программ собственного производства для применения в системе начального и среднего образования; - организационно-методическое обеспечение программы, формирование системы целей и индикаторов, системы проектирования и управления ходом выполнения подпрограммы; - развитие нормативно-правовой базы информатизации образования Москвы; - кадровое обеспечение информатизации образования (подбор кадров, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка, аттестация кадров, обобщение опыта на уровне города, округа, образовательного учреждения); - обеспечение образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе компьютерами, другой цифровой техникой, телекоммуникационными каналами; - формирование и развитие информационных ресурсов московского образования; - создание системы дистанционной поддержки образовательного процесса, ориентированной в первую очередь на детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, одаренных и мотивированных к дальнейшему продолжению обучения детей, детей-соотечественников; педагогов, работающих с этими категориями детей, управленцев. В рамках Программы "Электронная Москва" осуществляется координация Программы развития единой образовательной информационной среды с подпрограммами "Электронной Москвы", реализуется межведомственное взаимодействие и осуществляется подпрограмма инфраструктурной поддержки развития единой образовательной информационной среды московского образования. Система мероприятий подпрограммы Конкретные мероприятия Правительства Москвы по реализации подпрограммы инфраструктурной поддержки развития единой образовательной информационной среды сгруппированы по следующим направлениям: - создание системы высокоэффективного доступа к образовательным ресурсам, в том числе для особых категорий учащихся: одаренных и мотивированных к продолжению образования (до 10 тыс. чел.); детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать школу (до 3 тыс. чел. в 2005 г.); детей - зарубежных соотечественников (до 1 тыс. чел.); а также для работающих с ними педагогов; - обеспечение доступа к образовательным ресурсам и образовательного взаимодействия средствами телекоммуникации (предоставление каждому учреждению полного общего среднего и профессионального образования доступа к широкополосному Интернету к 2006 г.); - внеплановое повышение квалификации, переподготовка и подготовка педагогических кадров в области ИКТ (не менее 5 тыс. педагогов в год); - создание базы цифровых информационных ресурсов московского образования (в том числе приобретение прав на цифровые копии музейных коллекций, синхронизация баз данных участников образовательного процесса с базами ЗАГС и органов здравоохранения) с выходом к 2006 г. на этап пробной эксплуатации системы; - адаптация образовательных ресурсов Российской академии наук, вузов и учреждений культуры федерального подчинения к потребностям московского общего и профессионального образования; - включение системы начального и среднего профессионального образования в подготовку кадров для ИКТ (в том числе для обслуживания техники в системе образования), выпуск до 400 квалифицированных рабочих и специалистов ежегодно; - создание нормативной базы, относящейся к использованию ИКТ в образовании на региональном и федеральном уровне. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы В ходе выполнения в рамках Программы "Столичное образование-3" при координации с Программой "Электронная Москва" будут получены следующие результаты: - создание условий для повышения качества образования и снижения перегрузок учащихся за счет эффективного использования современных информационных технологий; - формирование общегородского образовательного информационного ресурса, включающего оцифрованные информационные объекты образования и культуры (архивные, музейные, научные); - вывод к 2006 году всех образовательных учреждений города на рациональное оснащение средствами ИКТ (включая программное обеспечение, стопроцентный охват телевизионным вещанием канала "Школьник ТВ", необходимые виды периферийного оборудования) в соответствии с образовательными задачами каждого учреждения и утвержденными программами развития образовательной информационной среды учреждения; устойчивое функционирование системы обслуживания и ремонта, широкополосных телекоммуникационных сетей (Интернет и телевещание); - создание системы опорных учреждений и ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды города; - формирование системы методической поддержки (прежде всего через сетевых методистов и ресурсные центры) по использованию ИКТ для преподавателей образовательных учреждений всех уровней, проведение повышения квалификации и переподготовки 30% преподавателей общеобразовательных учреждений, 50% преподавателей системы профессионального образования и 20% преподавателей системы дополнительного образования детей в области новых информационных технологий. Формирование структуры координаторов ИКТ в образовательных учреждениях; - превращение телеканала "Школьник ТВ" в электронное средство массовой информации Департамента образования города Москвы для выполнения образовательных, учебных, досуговых, методических функций; |