О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ В МВД РОССИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ОРУЖИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 15 июня 1999 г. N 437 (Д) В последнее время особое значение приобретает контроль за оружием. Существующая система учета производства, реализации и использования гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия не позволяет эффективно решать задачи по усилению борьбы с вооруженной преступностью и задействовать для этого региональные банки данных органов внутренних дел и предприятий - поставщиков оружия. В связи с этим возрастает необходимость формирования единой автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия в МВД России (АИПС "Оружие - МВД") как многофункционального механизма пресечения незаконного оборота оружия. Информационно-поисковая система позволит объединить региональные банки данных и сформировать единый информационный комплекс номерного учета оружия, его производителей и потребителей для обеспечения действенного контроля за оборотом оружия в Российской Федерации. Используя оперативные возможности системы, доступ к данным на оружие и его владельцев получат сотрудники подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и специальных подразделений МВД России. Во исполнение пункта 10 статьи 10 Закона Российской Федерации "О милиции", пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, Постановления Федеральной антитеррористической комиссии от 12 апреля 1999 г. N 140/ш/233 и в целях осуществления неотложных мер по созданию в МВД России автоматизированной информационно-поисковой системы приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Концепцию формирования автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия в МВД России (Приложение N 1). 1.2. План организационных и практических мероприятий по созданию АИПС "Оружие - МВД" на 1999 год (Приложение N 2). 2. ГФЭУ (Ямщиков Ю.С.), ГУООП (Чекалин А.А.) МВД России обеспечить финансирование работ по созданию АИПС "Оружие - МВД" за счет и в пределах средств, получаемых от выдачи подразделениями лицензионно-разрешительной работы лицензий и разрешений. 3. ГУ "НПО "Спецтехника и связь" (Химичев В.А.), ГИЦ (Шауро С.В.), ГУООП (Чекалин А.А.), ГКВВ (Ровенский П.Н.), ГУРО (Коржов В.М.), 8 ГУ (Терехов А.А.), ГУВДТ (Гетман Н.И.) МВД России в двухмесячный срок: внести изменения в техническое задание на выполнение опытно-конструкторских работ по теме "Создание автоматизированной системы учета оружия" (шифр темы "Вооружение"); разработать технико-экономическое обоснование на АИПС "Оружие - МВД". 4. ГУООП (Чекалин А.А.), ГИЦ (Шауро С.В.), 8 ГУ (Терехов А.А.), ГУ "НПО "Спецтехника и связь" (Химичев В.А.) МВД России до 1 сентября 1999 года: согласовать с Минэкономики России, ГК "Росвооружение", заводами - изготовителями оружия мероприятия по созданию автоматизированной системы учета производимого оружия, его поставок иностранным заказчикам; подготовить проект правительственного нормативного акта по регулированию вышеуказанной системы учета оружия. 5. ГУ "НПО "Спецтехника и связь" МВД России (Химичев В.А.) совместно с заинтересованными подразделениями Министерства в первом полугодии 1999 года подготовить технические требования по подключению к магистральной сети передачи данных соответствующих пользователей системы в МВД России. 6. ГУ "НПО "Спецтехника и связь" (Химичев В.А.), ГУООП (Чекалин А.А.) МВД России в трехмесячный срок проработать вопросы формирования межведомственной нормативной базы о подключении магистральной сети передачи данных МВД России к сетям передачи данных государственных военизированных организаций и подготовить проекты межведомственных соглашений. 7. ГУ "НПО "Спецтехника и связь" (Химичев В.А.), ГИЦ (Шауро С.В.), ГУООП (Чекалин А.А.) МВД России совместно с заинтересованными подразделениями Министерства разработать инструктивные материалы по эффективному использованию органами внутренних дел информации о номерном учете оружия и его владельцах. 8. ГИЦ (Шауро С.В.), ГУКиКП (Брычеев В.Г.) МВД России совместно с заинтересованными главными управлениями и управлениями МВД России во втором полугодии 1999 года определить тематику и разработать программы обучения специалистов для работы в системе АИПС "Оружие - МВД", внести соответствующие коррективы в планы обучения и переподготовки сотрудников криминальной милиции, милиции общественной безопасности, информационных центров и оперативных дежурных органов внутренних дел. 9. ГУ "НПО "Спецтехника и связь" (Химичев В.А.), УБПСВТ (Селиванов В.В.) МВД России обеспечить разработку и принятие мер по защите информационных сетей и банков данных об оружии и его владельцах с момента подключения их к потребителям. 10. ГУООП МВД России (Чекалин А.А.) возложить обязанности по выработке мер, предусмотренных пунктами 3, 4, 6, 11.1 и 13 настоящего Приказа на рабочую группу, сформированную распоряжением Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 апреля 1999 г. N 1/7095. 11. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России: 11.1. До 1 сентября 1999 года разработать планы организационно-технических мероприятий по созданию региональных банков данных АИПС "Оружие - МВД" и согласовать их в части технического и материального обеспечения с ГУООП ГУВДТ, 8 ГУ, ГИЦ и ГУ "НПО "Спецтехника и связь" МВД России. Реализацию плановых мероприятий взять под личный контроль. 11.2. Изыскать в пределах выделенных ассигнований средства на формирование региональных банков данных АИПС "Оружие - МВД" в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России. Использовать по согласованию с ГУООП и ГФЭУ МВД России на эти цели 50% средств, получаемых от выдачи подразделениями лицензионно-разрешительной работы лицензий и разрешений. 11.3. Принять меры по подготовке сотрудников органов внутренних дел к работе в системе АИПС "Оружие - МВД". 12. Возложить на: 12.1. ГУООП МВД России (Чекалин А.А.) - координацию работ по определению параметров системы и требований к вводимой информации об оружии и его владельцах. 12.2. ГУ "НПО "Спецтехника и связь" МВД России (Химичев В.А.) - обеспечение единой технической политики в области информационного обмена данными, согласование вопросов определения параметров системы и реализацию информационно-технических проектов. 13. ГУООП (Чекалин А.А.), ГИЦ (Шауро С.В.), 8 ГУ (Терехов А.А.), ГУ "НПО "Спецтехника и связь" (Химичев В.А.) МВД России в двухмесячный срок подготовить и внести в установленном порядке согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения в Правительство Российской Федерации о создании автоматизированных информационно-поисковых систем учета оружия в государственных военизированных организациях и порядке формирования единого федерального информационного комплекса в этой сфере. 14. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности, за координацией мероприятий по созданию АИПС "Оружие - МВД" - на заместителя Министра генерал-полковника милиции Латышева П.М. Министр, генерал-полковник милиции В.РУШАЙЛО 15 июня 1999 г. N 437 Приложение 1 к Приказу МВД России от 15 июня 1999 года N 437 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ОРУЖИЯ В МВД РОССИИ Настоящая Концепция определяет основные задачи, принципы, структуру и этапы формирования автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия в МВД России (АИПС "Оружие - МВД") и интегрирования ее в единый автоматизированный программный комплекс учета оружия государственных военизированных организаций. АИПС "Оружие - МВД" формируется из банков данных ГУООП и 8 ГУ МВД России, региональных банков данных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России, а также внутренних войск МВД России с момента ввода их в действие. В АИПС "Оружие - МВД" включаются данные об оружии, состоящем на учетах в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, оружии, произведенном заводами-изготовителями, в том числе для экспорта, а также об оружии, имеющемся у юридических и физических лиц. Автоматизированный учет оружия осуществляется органами внутренних дел, подразделениями лицензионно-разрешительной работы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ, подразделениями внутренних войск МВД России. При этом органы внутренних дел и внутренние войска ведут автоматизированный учет имеющегося боевого ручного стрелкового и иного оружия, а подразделения лицензионно-разрешительной работы - оружия, принадлежащего юридическим и физическим лицам. 1. Принципы и условия организации работы АИПС "Оружие - МВД" 1.1. Эффективность работы по созданию АИПС "Оружие - МВД" и ее функционирования зависит от соблюдения ряда основополагающих требований. К их числу относятся: учет движения гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового оружия, начиная с момента его производства, ввоза на территорию Российской Федерации и заканчивая его утилизацией; информационное обеспечение всех заинтересованных служб и подразделений МВД России данными об оружии и его владельцах; информационное взаимодействие и передача полученных данных между органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск МВД России в целях обеспечения сохранности оружия, предупреждения его нелегального оборота; оперативный доступ к имеющимся информационным ресурсам, банкам данных об оружии, его владельцах и формирование в системе МВД России единого информационного пространства в этой сфере; подключение в качестве пользователей к банкам данных в режиме оперативной проверки подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности органов внутренних дел, в том числе дежурных частей, патрульно-постовых нарядов милиции, ГИБДД, вневедомственной охраны, а также оперативных подразделений внутренних войск. 1.2. На АИПС "Оружие - МВД" возлагается обеспечение: формирования единого банка данных на владельцев номерного огнестрельного и холодного оружия (юридических и физических лиц), обеспечение в установленном порядке доступа к информации об оружии, имеющейся в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, внутренних войсках МВД России и у предприятий-поставщиков; информационной взаимосвязи между органами внутренних дел, подразделениями внутренних войск, предприятиями, осуществляющими производство и торговлю оружием, юридическими лицами с особыми уставными задачами федеральных органов исполнительной власти по контролю за оборотом оружия на территории Российской Федерации; надежной, достоверной, оперативной и защищенной передачи информации об оружии. 1.3. АИПС "Оружие - МВД" базируется на следующих принципах: однократность ввода сведений об оружии и его владельцах с обеспечением возможности последующего формирования необходимой информации, ее движения и передачи по каналам связи; использование единых квалифицируемых справочников и форм запросов; оперативность и полнота информации, получаемой по запросам сотрудниками органов внутренних дел и специальных подразделений МВД России. 2. Структура АИПС "Оружие - МВД" Единое информационное пространство МВД России представляет собой совокупность информационных ресурсов, банков данных об оружии и его владельцах, технологии их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов, обеспечивающих информационные взаимосвязи органов внутренних дел с предприятиями-поставщиками, юридическими лицами с особыми уставными задачами, государственными военизированными организациями, федеральными органами исполнительной власти. АИПС "Оружие - МВД" включает в себя: единую или взаимосвязанную телекоммуникационную сеть связи; единую (взаимосвязанную) систему телеобработки данных; систему хранения и обработки информации; систему защиты информации. 2.1. Единая телекоммуникационная сеть. Единая (взаимосвязанная) телекоммуникационная сеть должна состоять из высоконадежной ведомственной (межведомственной) магистральной сети и подключенных к ней региональных сетей. Подключение конечных абонентов к магистральной сети осуществляется посредством сетей абонентского доступа. Магистральная сеть обеспечивает связь и передачу данных между крупными узлами, расположенными в региональных центрах или в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Топология (расположение) магистральной сети выбирается оптимальным образом в интересах абонентов всех подключаемых потребителей исходя из существующих и прогнозируемых объемов информационных потоков и наличия высокоскоростных цифровых каналов связи. Магистральная сеть должна иметь высокую пропускную способность (с достаточным запасом на перспективу) и повышенную надежность (при круглосуточном режиме работы). Региональные сети обеспечивают потребности информационного обмена внутри ведомства, а также доступ региональных абонентов через магистральную сеть к информационным ресурсам предприятий-поставщиков и юридических лиц с особыми уставными задачами. Сети абонентского доступа обеспечивают подключение абонентов различных типов к ближайшим узлам сети. Действующие и разрабатываемые в настоящее время ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы сбора, обработки и накопления информации могут служить базой внедрения новых технологий. Организация обмена данными на региональных уровнях между пользователями может строиться избирательно, в зависимости от конкретных условий с соблюдением мер защиты информации. Межведомственный обмен данными должен соответствовать установленным требованиям, стандартам и протоколам обмена. 2.2. Единая система телеобработки данных. Телеобработка данных представляет собой совокупность методов, обеспечивающих пользователям дистанционный доступ к ресурсам средств связи и ресурсам систем обработки данных об оружии и его владельцах. Единая система телеобработки данных должна обеспечивать коллективное использование единого банка данных удаленными пользователями на основе межмашинного обмена. Процесс формирования АИПС "Оружие - МВД" основывается на подключении существующих информационных систем и создании новых в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, где к такой работе еще не приступили. Вновь создаваемая система предполагает закрепление основных стандартизованных положений, определяющих техническую политику Министерства в области информационного обмена данными. В качестве объектов стандартизации должны быть закреплены следующие компоненты: средства телекоммуникаций; технологии представления и хранения данных (средства проектирования и ведения баз данных, система управления банками данных, доступ к среде хранения, файловая система и т.д.); компоненты, обеспечивающие системные функции по организации процессов обработки данных (языки программирования, утилиты, операционные системы и т.д.); интерфейсы пользователей (генераторы форм отчетов, текстовые редакторы, оболочки операционных систем, командные языки, "оконные интерфейсы", драйверы ввода-вывода, организация ввода-вывода и т.д.); банки данных на уровне центральных узлов ведомств. Данные стандарты согласовываются в ходе реализации плановых мероприятий по созданию АИПС "Оружие - МВД". 2.3. Системы хранения и обработки информации включают в себя: систему хранения и обработки информации региональных банков данных; программы доступа к ним пользователей. При этом региональные банки данных должны содержать информацию об оружии и его владельцах оперативно-розыскного и справочного назначения. За основу принимаются информационные системы, эксплуатируемые в органах внутренних дел, подразделениях внутренних войск МВД России, или другие, которые могут быть утверждены в процессе реализации плановых мероприятий по созданию АИПС "Оружие - МВД". 2.4. Системы защиты информации должны обеспечивать: целостность информации и порядок ограниченного доступа к ней по уровням определенного круга лиц, имеющих право пользования закрытой информацией ведомственного назначения; защиту от несанкционированного проникновения в систему. Защита информации в сети осуществляется комплексом технических и организационных мероприятий. В магистральной сети информационного обмена подлежит передаче и обработке открытая розыскная и учетная информация, а также информация для служебного пользования. 3. Этапы формирования АИПС "Оружие - МВД" Создание АИПС "Оружие - МВД" предполагает поэтапную разработку в соответствии с технологической и нормативной готовностью соответствующих информационных ресурсов. 3.1. На первом этапе осуществляется: формирование нормативной правовой базы, регламентирующей информационное обеспечение пользователей; подготовка предложений по распределению проектных работ, проведению организационно-технических мероприятий; сбор и анализ состава, содержания и характеристик информации, циркулирующей в банках данных ведомств, на основе регистра информации; разработка и реализация проектов (в том числе типовых) построения автоматизированных банков данных учета оружия и его владельцев; обследование существующих телекоммуникационных систем и выработка мер по их реорганизации; реализация проекта первой очереди создания АИПС "Оружие - МВД". 3.2. На втором этапе производится: внедрение типовых решений по программному обеспечению, приобретение и монтаж технических средств и средств связи; подготовка сотрудников органов внутренних дел и специальных подразделений МВД России к работе в режиме пользования; объединение региональных и иных банков данных на оружие и его владельцев в единую магистральную сеть передачи данных. 3.3. Сопровождение разработки АИПС "Оружие - МВД". Сопровождение разработки и формирование единой автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия осуществляется ГУ "НПО "Спецтехника и связь", ГИЦ, ГУООП, УРО, ГКВВ МВД России. Функции генерального заказчика по реализации Концепции формирования автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия в МВД России и интегрирования ее в единую федеральную систему учета оружия возлагаются на ГУ "НПО "Спецтехника и связь". 4. Интегрирование АИПС "Оружие - МВД" в единый автоматизированный программный комплекс учета оружия государственных военизированных организаций По мере реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 7.7.8 Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 270, и формирования ведомственных информационных систем учета оружия в государственных военизированных организациях будут созданы условия для объединения таких систем в единый федеральный комплекс учета оружия и его пользователей. Координация работ по формированию единого информационного пространства по учету оружия государственных военизированных организаций и согласование соответствующих нормативных документов с начала первого этапа создания АИПС "Оружие - МВД" будут решаться путем включения в рабочую группу МВД России представителей государственных военизированных организаций, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Приложение 2 к Приказу МВД России от 15 июня 1999 года N 437 ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ АИПС "ОРУЖИЕ - МВД" НА 1999 ГОД ------------------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятия | Исполнители | Срок | | п/п | | | исполнения | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 1. | Создать комиссию и провести в | ГУ "НПО | июль | | | соответствии с положениями Приказа | "Спецтехника | | | | МВД России от 24 апреля 1997 г. | и связь" | | | | N 251 конкурс по выбору фирмы - | совместно с | | | | разработчика АИПС "Оружие - МВД" и | ГИЦ, ГУООП, | | | | заключить договор на проведение | ГУВДТ МВД | | | | опытно-конструкторских работ | России | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 2. | Произвести сбор и анализ состава, | ГУ "НПО | июль - | | | содержания и характеристик | "Спецтехника | август | | | информации об оружии, | и связь", | | | | циркулирующей | ГУООП, 8 ГУ, | | | | в банках данных локальных сетей, | ГКВВ, ГИЦ, | | | | имеющихся в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, | ГУВДТ, ГУУР, | | | | 8 ГУ, ГКВВ, ГИЦ МВД России для | ГУБОП, ГУБЭП | | | | выработки решения по созданию | МВД России | | | | единого регистра информации | | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 3. | Осуществить мероприятия по | ГУ "НПО | до 1 | | | доработке технического задания, | "Спецтехника | сентября | | | разработке технико-экономического | и связь", | | | | обоснования системы и согласовать | заинтересованные | | | | график выполнения проектных работ | главные | | | | исполнителями | управления, | | | | | управления | | | | | МВД России | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 4. | Подготовить типовой технорабочий | ГУ "НПО | до 30 | | | проект построения | "Спецтехника | сентября | | | автоматизированных банков данных | и связь", | с продолжением | | | учета оружия и его владельцев, | ГУООП, 8 ГУ, | работ в | | | оружия, имеющегося в органах | ГКВВ, ГУРО, | течение | | | внутренних дел и внутренних | ГУВДТ МВД | года | | | войсках, приступить к его | России | | | | реализации | | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 5. | Обследовать существующие | ГУ "НПО | до 1 | | | телекоммуникационные системы и | "Спецтехника | августа | | | внести предложения руководству | и связь" МВД | | | | Министерства по их использованию | России | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 6. | Произвести расчеты и организовать | ГУРО, ГУ "НПО | сентябрь | | | проведение конкурса на закупку и | "Спецтехника | | | | централизованную поставку | и связь", | | | | недостающих программно-технических | ГУООП, ГКВВ, | | | | средств для оборудования | 8 ГУ, ГУВДТ | | | | телекоммуникационных систем | МВД России | | | | подразделений лицензионно - | | | | | разрешительной работы МВД, ГУВД, | | | | | УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ, | | | | | внутренних войск | | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 7. | Направить в МВД, ГУВД, УВД | ГУ "НПО | август | | | субъектов Российской Федерации, | "Спецтехника | | | | УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России | и связь", | | | | материалы технического задания | ГУООП, ГУВДТ, | | | | для приведения имеющихся локальных | 8 ГУ МВД | | | | сетей к единым требованиям | России | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 8. | Провести рабочие встречи с | 8 ГУ, ГУООП, | июль - | | | руководителями ГК "Росвооружение", | ГИЦ МВД | август | | | предприятий, изготавливающих | России | | | | оружие, в целях выработки | | | | | совместных предложений о порядке | | | | | создания автоматизированной | | | | | системы учета производимого | | | | | оружия, | | | | | его поставок государственным | | | | | военизированным организациям и | | | | | иностранным заказчикам | | | |------|------------------------------------|---------------------|-----------------| | 9. | Разработать и направить в МВД, | ВНИИ, ГУООП, | июль - | | | ГУВД, УВД субъектов Российской | ГИЦ, 8 ГУ, | август | | | Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ | ГУВДТ, ГУУР, | | | | МВД | ГУБОП, ГУБЭП | | | | России методические рекомендации о | МВД России | | | | совершенствовании деятельности | | | | | органов внутренних дел по контролю | | | | | за оборотом служебного и | | | | | гражданского оружия, использованию | | | | | данных АИПС "Оружие - МВД" в | | | | | предупреждении и раскрытии | | | | | преступлений | | | ------------------------------------------------------------------------------------- |