ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"). Распоряжение. Правительство РФ. 28.09.05 1515-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         28 сентября 2005 г.
                               N 1515-р

                                (НТЦС)


     1. Утвердить  прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы
"Социальная поддержка инвалидов  на  2006  -  2010  годы",  включающей
подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие
боевых действий и военной травмы".
     2. Определить    Минздравсоцразвития    России    государственным
заказчиком-координатором  федеральной  целевой  программы  "Социальная
поддержка  инвалидов  на  2006  -  2010  годы" (далее - Программа),  а
Минобороны  России,  МВД  России   и   Росздрав   -   государственными
заказчиками Программы.
     3. Установить,  что предельный (прогнозный) объем  финансирования
Программы  на  2006  -  2010 годы за счет средств федерального бюджета
составляет 2146,7 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
     4. Минздравсоцразвития России совместно с Минобороны России и МВД
России  разработать  проект  Программы  и  в   установленном   порядке
представить его в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
28 сентября 2005 г.
N 1515-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 28 сентября 2005 года
                                                              N 1515-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
              федеральной целевой программы "Социальная
               поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"

        I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     В Российской Федерации  наблюдается  рост  численности  инвалидов
(1995 год - 6,3 млн.  человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно
признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн.
человек - впервые.
     Во многом  это  обусловлено  высоким  уровнем  заболеваемости   и
травматизма  населения,  недостаточным  качеством медицинской помощи и
услуг,   оказываемых    лечебно-профилактическими    учреждениями    и
учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
     Увеличивается количество  инвалидов  трудоспособного  возраста  и
детей-инвалидов.  Число последних возросло с 453,7 тыс.  человек (1995
год) до 613 тыс. человек (2004 год).
     Свыше 120   тыс.   человек  стали  инвалидами  вследствие  боевых
действий и военной травмы.
     С принятием  Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" изменились подходы к решению проблем,  связанных
с инвалидностью.
     Одной из важнейших задач стало формирование  системы  комплексной
многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблему интеграции в
общество людей с ограниченными возможностями.
     Решение этой  задачи  осуществлялось в рамках федеральной целевой
программы "Социальная  поддержка  инвалидов  на  2000  -  2005  годы",
утвержденной  постановлением  Правительства Российской Федерации от 14
января 2000 г.  N 36 (Собрание законодательства Российской  Федерации,
2000, N 4, ст. 393).
     Общий объем   финансирования   указанной   федеральной    целевой
программы  за  счет  средств федерального бюджета составил 1524,2 млн.
рублей,  из них:  342 млн.  рублей - государственные инвестиции,  37,1
млн.     рублей     -     средства,     выделенные    на    проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и 1145,1 млн.
рублей - средства, выделенные на прочие нужды.
     В ходе  ее  реализации  осуществлены  мероприятия  по  укреплению
материально-технической    базы    и    развитию    сети    учреждений
медико-социальной экспертизы,  оснащено  современной  реабилитационной
техникой,  оборудованием  и  автотранспортом  несколько  федеральных и
региональных  реабилитационных  учреждений,  внедрены  в  производство
новые  технические средства реабилитации.  Общероссийским общественным
организациям инвалидов направлено 221,24 млн.  рублей на реконструкцию
санаторно-курортных   учреждений   и  предприятий,  находящихся  в  их
собственности.   Средства,    предусмотренные    на    государственные
инвестиции,  израсходованы  на строительство 9 протезно-ортопедических
предприятий  (федеральные  государственные  унитарные  предприятия)  и
Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов
(г. Санкт-Петербург).
     В результате  реализации  указанной федеральной целевой программы
более  571,2  тыс.  инвалидов  вернулись  к  трудовой  и  общественной
деятельности.
     Анализ эффективности реализованных  мероприятий  показывает,  что
сформированы  основы  современных систем медико-социальной экспертизы,
реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.  Однако пока  это
не позволяет в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в
общество людей с ограниченными возможностями.
     Только 15  процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены
в трудовую деятельность.  Не все инвалиды обеспечиваются  современными
техническими     средствами     реабилитации.     Существующая    сеть
реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов,
305   центров   реабилитации   для   детей-инвалидов,   296  отделений
реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания  семьи
и  детей  и  в  детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности
инвалидов,  в том числе детей-инвалидов,  в реабилитационных  услугах.
При   этом   эффективность   реабилитационных   мероприятий   невысока
(восстановить     трудоспособность     и     устранить     ограничения
жизнедеятельности  удается  пока  только  3  - 5 процентам инвалидов).
Объекты   социальной   инфраструктуры   в   большинстве   случаев   не
приспособлены для доступа инвалидов.
     Улучшение условий жизни инвалидов в  соответствии  с  положениями
Послания   Президента   Российской   Федерации  Федеральному  Собранию
Российской  Федерации  от  25  апреля  2005  г.  является   одной   из
приоритетных задач Правительства Российской Федерации.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Необходимость комплексного   решения   проблем,    связанных    с
инвалидностью,    программно-целевым    методом    обусловлена   рядом
объективных причин, в том числе:
     масштабностью, сложностью  и  многообразием  проблем реабилитации
инвалидов и интеграции их в общество,  что предполагает  разработку  и
осуществление  комплекса  программных мероприятий,  взаимоувязанных по
конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
     необходимостью выполнения  в  рамках  единой программы крупных по
объему и  требующих  длительных  сроков  реализации  инвестиционных  и
научно-технических проектов;
     потребностью в координации усилий органов государственной  власти
различных   уровней  и  негосударственных  организаций,  в  том  числе
общественных объединений инвалидов.
     С учетом имеющегося опыта реализации федеральных целевых программ
по социальной поддержке  инвалидов  использование  программно-целевого
метода   представляется   наиболее   целесообразным   для  создания  в
Российской Федерации развитой  системы  комплексной  реабилитации  как
основного средства интеграции инвалидов в общество.

          III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
           проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
               использования программно-целевого метода

     В случае   решения   проблем,   связанных  с  инвалидностью,  без
использования  программно-целевого  метода,  по  экспертным   оценкам,
произойдет  снижение  показателя  реабилитации  инвалидов  до  2 - 2,5
процентов,  что приведет к увеличению количества инвалидов на 50 -  70
тыс. человек ежегодно.

           IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
           преимуществ и рисков, возникающих при различных
                      вариантах решения проблемы

     Вариантов оптимального  решения  проблемы реабилитации инвалидов,
интеграции   их   в   общество,   которые   были   бы    альтернативой
программно-целевому методу и позволяли достичь аналогичного эффекта, в
социальной практике не отмечено.
     Основными факторами   риска   при   решении   указанной  проблемы
программно-целевым   методом   могут   быть    ухудшение    в    целом
социально-экономической   ситуации  в  стране,  возникновение  крупных
техногенных аварий,  экологических катастроф и вооруженных конфликтов.
Вследствие  этих причин возможно снижение жизненного уровня населения,
увеличение    количества    граждан,    нуждающихся    в    проведении
медико-социальной  экспертизы  и реабилитационных услугах,  уменьшение
объема финансирования программных мероприятий.

          V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Решение проблем,  связанных с инвалидностью, в том числе создание
в Российской Федерации разветвленной системы комплексной  реабилитации
инвалидов, - процесс, который может занять несколько десятилетий.
     Основным объективным  показателем  поэтапного  решения  указанных
проблем является увеличение количества инвалидов, которым в результате
осуществления комплекса специально организованных  реабилитационных  и
интеграционных   мероприятий   удалось   полностью  (реабилитированные
инвалиды)   или   частично   (частично   реабилитированные   инвалиды)
преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности.
     Применение программно-целевого метода в виде федеральной  целевой
программы  "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (далее
- Программа) даст возможность в  течение  ближайших  5  лет  увеличить
показатель интеграции инвалидов в общество до 6,5 процентов.
     В более   отдаленной   перспективе   при   условии    продолжения
целенаправленных усилий по решению проблем, связанных с инвалидностью,
и использования адекватных ресурсов можно рассчитывать на  постепенный
рост  количества  реабилитированных  инвалидов:  до 7 процентов к 2015
году и до 7,5 процентов к  2020  году,  что  сравнимо  с  показателями
развитых стран.

            VI. Предложения по целям и задачам Программы,
            целевым индикаторам и показателям, позволяющим
             оценивать ход реализации Программы по годам

     Целями Программы  являются  создание  условий  для реабилитации и
интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.
     Основные задачи Программы:
     создание системы  реабилитационных  и   экспертных   организаций,
обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;
     дальнейшее развитие реабилитационной индустрии  как  промышленной
основы   системы   комплексной  реабилитации  инвалидов,  формирование
национального    рынка    технических    средств    реабилитации     и
реабилитационных услуг;
     оснащение оборудованием реабилитационных организаций;
     обеспечение беспрепятственного   доступа   инвалидов  к  объектам
социальной инфраструктуры;
     осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в
собственности общероссийских  общественных  организаций  инвалидов,  в
целях создания дополнительных рабочих мест.
     Решение этих задач позволит  сократить  количество  инвалидов,  а
также  ежегодно возвращать к профессиональной,  общественной и бытовой
деятельности до 150 - 160 тыс. человек.
     В этих  целях  потребуется  осуществить  комплекс  мероприятий по
следующим взаимосвязанным направлениям:
     совершенствование деятельности     организаций,    осуществляющих
медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;
     расширение номенклатуры   предоставляемых  инвалидам  технических
средств реабилитации и реабилитационных услуг,  разработка и внедрение
современных  технологий  реинтеграции  инвалидов в общество,  создание
оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности;
     дальнейшее развитие      сотрудничества     с     общероссийскими
общественными организациями инвалидов  в  целях  обеспечения  трудовой
занятости инвалидов.
     В рамках   первого   направления    предусматривается    создание
современных   моделей  организаций,  осуществляющих  медико-социальную
экспертизу и реабилитацию инвалидов,  улучшение научно-методического и
материально-технического обеспечения их деятельности.  Важное значение
имеет  создание  и  внедрение  единой  информационной  интегрированной
системы,   обеспечивающей   эффективное   взаимодействие   федеральных
государственных     учреждений      медико-социальной      экспертизы,
исполнительных   органов   Фонда  социального  страхования  Российской
Федерации и протезно-ортопедических предприятий.
     Целевыми индикаторами,    позволяющими    оценить   эффективность
реализации  предлагаемых  программных  мероприятий,  станут  внедрение
инновационных   моделей  освидетельствования  граждан,  новых  моделей
деятельности главного бюро медико-социальной  экспертизы  по  субъекту
Российской   Федерации,   филиала   главного   бюро  медико-социальной
экспертизы  и  реабилитационных  учреждений,  ежегодное  оснащение  (в
течение   5   лет)  современным  оборудованием  16  -  19  федеральных
государственных  учреждений  медико-социальной  экспертизы,  а   также
переоборудование 11 федеральных реабилитационных учреждений.
     Показателями эффективности  реализации  программных  мероприятий,
предусматриваемых в рамках этого направления, являются:
     увеличение количества   инвалидов,   которым    по    результатам
переосвидетельствования   снижена   тяжесть   инвалидности:  2005  год
(прогноз) - 8,7 процента,  2006 год - 9,6 процента,  2007 год  -  10,7
процента,  2008  год - 11,9 процента,  2009 год - 12,9 процента и 2010
год - 14,2 процента;
     увеличение количества инвалидов,  которым учреждениями социальной
сферы обеспечивается сопровождение реализации индивидуальных  программ
реабилитации:  2005 год (прогноз) - 265,4 тыс. человек, 2006 год - 290
тыс.  человек,  2007 год - 314 тыс.  человек,  2008 год -  344,4  тыс.
человек, 2009 год - 372 тыс. человек и 2010 год - 407 тыс. человек.
     Второе направление предполагает увеличение  объема  и  расширение
номенклатуры  предлагаемых инвалидам технических средств реабилитации,
создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов  к  объектам
социальной инфраструктуры.
     Намечается реализовать    комплекс    программных    мероприятий,
включающих в себя:
     внедрение в производство новых моделей кресел-колясок  различного
функционального  назначения  (целевой  индикатор реализации - серийное
производство не менее 1 новой модели ежегодно);
     внедрение в  производство  новых технических средств реабилитации
инвалидов с нарушением функции зрения (целевой индикатор реализации  -
серийное производство 2 новых моделей тифлосредств);
     внедрение в производство новых технических  средств  реабилитации
инвалидов  с  нарушением функции слуха (целевой индикатор реализации -
серийное производство 2 новых моделей сурдотехники);
     оснащение реабилитационных   учреждений   уникальными   системами
кохлеарной имплантации (целевой индикатор  реализации  -  реабилитация
группы инвалидов с тотальной глухотой);
     создание системы  ремонта  и  обслуживания  технических   средств
реабилитации  инвалидов (целевой индикатор реализации - оборудование 5
пилотных    межрегиональных    центров    технического    обслуживания
индивидуальных    средств    реабилитации    на    базе    федеральных
государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий).
     Для обеспечения    деятельности    организаций   реабилитационной
индустрии в  соответствии  с  современными  требованиями  предлагается
разработать  12  проектов  национальных  стандартов,  регламентирующих
качество и технологические параметры технических средств реабилитации.
     Полноценное участие  инвалидов  в  жизни общества возможно только
при обеспечении им беспрепятственного доступа  к  объектам  социальной
инфраструктуры,  для  чего  в  рамках Программы намечается реализовать
следующие мероприятия:
     разработка не   менее   10   проектов   национальных  стандартов,
регламентирующих требования по обеспечению беспрепятственного  доступа
инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
     серийное производство  средств   малой   механизации,   подъемных
устройств и вспомогательных приспособлений для инвалидов с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата (целевой индикатор реализации  -
серийное  производство  отдельных  видов  средств  малой  механизации,
подъемных устройств, вспомогательных приспособлений);
     оснащение находящихся   в   федеральной   собственности  объектов
реабилитации инвалидов специальным  оборудованием  (целевой  индикатор
реализации  -  оснащение  ежегодно  1  федерального  реабилитационного
учреждения либо 1 протезно-ортопедического предприятия  оборудованием,
обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к этим объектам);
     оснащение телепрограмм устройствами скрытого субтитрирования  для
внедрения   их   в   систему  вещания  на  государственных  российских
телеканалах.
     Для развития   отечественного   протезостроения,   разработки   и
применения   современных    реабилитационных    технологий    оказания
протезно-ортопедической        помощи       инвалидам,       улучшения
научно-методического обеспечения деятельности  протезно-ортопедических
организаций   предусматривается   реализация   следующих   программных
мероприятий:
     совершенствование инфраструктуры    и   внедрение   инновационных
моделей  протезно-ортопедических  предприятий  и  учреждений  (целевой
индикатор  реализации  -  создание на базе федеральных государственных
унитарных   протезно-ортопедических    предприятий    новых    моделей
предприятий с центром технического обслуживания средств реабилитации и
стационаром сложного протезирования);
     внедрение новых    технологий   протезостроения,   обеспечивающих
улучшение   эксплуатационных   характеристик   протезно-ортопедических
изделий   (целевой  индикатор  реализации  -  внедрение  на  отдельных
протезно-ортопедических  предприятиях  ежегодно  не   менее   1   вида
протезов:  протеза  нижних  конечностей для первичного протезирования,
протеза  искусственной  стопы,  обеспечивающей  основные  функции  при
ходьбе,  протеза  верхних конечностей с современным внешним источником
энергии и протеза нижних конечностей для занятий спортом).
     Обязательным условием   устойчивого  развития  протезостроения  в
Российской Федерации является  совершенствование  научно-методического
обеспечения   деятельности   протезно-ортопедических   предприятий   и
учреждений.  Учитывая это,  предполагается включить в проект Программы
мероприятия,  эффективность  реализации  которых  возможно  оценить по
следующим целевым индикаторам:
     разработка и   утверждение   ежегодно   не   менее   3   проектов
национальных  стандартов  и  технических  регламентов   по   различным
вопросам    деятельности    протезно-ортопедических    предприятий   и
учреждений;
     разработка моделей    функционирования    протезно-ортопедических
предприятий и учреждений различного типа;
     разработка не  менее 6 новых образцов материалов для производства
протезно-ортопедических изделий и их компонентов;
     разработка 4   новых   моделей  протезно-ортопедических  изделий,
отвечающих современным требованиям.
     В состав  программных мероприятий планируется включить подготовку
и издание учебно-методических материалов,  проведение в 5  федеральных
округах   научно-практических   конференций  по  актуальным  проблемам
медико-социальной  экспертизы  и  реабилитации  инвалидов,  разработку
учебных   программ   и   учебных  планов  для  повышения  квалификации
руководителей и специалистов федеральных учреждений  медико-социальной
экспертизы,   реабилитационных  учреждений  и  протезно-ортопедических
предприятий и учреждений.
     Показателем эффективности   реализации  программных  мероприятий,
предусматриваемых в  рамках  этого  направления,  является  увеличение
количества    инвалидов,    обеспеченных    техническими    средствами
реабилитации нового типа:
     протезно-ортопедическими изделиями:  в  2005  году (прогноз) - 35
процентов инвалидов от количества имеющих потребность в этих изделиях,
в 2006 году - 43 процента, в 2007 году - 53 процента, в 2008 году - 62
процента, в 2009 году - 72 процента, в 2010 году - 85 процентов;
     креслами-колясками: в   2005   году   (прогноз)  -  27  процентов
инвалидов от количества имеющих потребность в этих  изделиях,  в  2006
году  -  32  процента,  в  2007 году - 40 процентов,  в 2008 году - 50
процентов, в 2009 году - 63 процента, в 2010 году - 75 процентов;
     тифлосредствами: в 2005 году (прогноз) - 33 процента инвалидов от
количества имеющих потребность в этих  изделиях,  в  2006  году  -  42
процента, в 2007 году - 52 процента, в 2008 году - 64 процента, в 2009
году - 72 процента, в 2010 году - 77 процентов;
     сурдосредствами: в  2005  году (прогноз) - 28 процентов инвалидов
от количества имеющих потребность в этих изделиях,  в 2006 году  -  35
процентов,  в 2007 году - 47 процентов,  в 2008 году - 59 процентов, в
2009 году - 74 процента, в 2010 году - 82 процента.
     Третье направление  предполагает осуществление мер,  направленных
на государственную поддержку общероссийских  общественных  организаций
инвалидов   в   целях  создания  на  предприятиях,  находящихся  в  их
собственности, новых рабочих мест для инвалидов.
     В рамках    указанного   направления   планируется   осуществлять
мероприятия  по  модернизации  предприятий   Всероссийского   общества
инвалидов,  Всероссийского  общества  слепых,  Всероссийского общества
глухих и Общероссийской общественной  организации  инвалидов  войны  в
Афганистане.
     Показателем эффективности  реализации  программных   мероприятий,
предусматриваемых   в  рамках  этого  направления,  является  создание
рабочих мест для инвалидов:  в 2006 году - не менее 560, в 2007 году -
не менее 120,  в 2008 году - не менее 770, в 2009 году - не менее 1470
и в 2010 году - не менее 1320.  Всего на  предприятиях  общероссийских
общественных  организаций  инвалидов планируется создать не менее 4250
рабочих мест.
     В рамках  Программы  намечается  осуществить  ряд  инвестиционных
проектов, в том числе:
     завершить реконструкцию       зданий      протезно-ортопедических
предприятий (гг. Самара и Пятигорск);
     открыть пансионат  при  протезно-ортопедическом  предприятии  (г.
Орел);
     завершить реконструкцию    федеральных    лечебно-оздоровительных
учреждений "Санаторий имени Сеченова"  (г.  Ессентуки,  Ставропольский
край)  и  "Санаторий "Авангард" (г.  Сочи),  а также профессионального
образовательного     учреждения     для     инвалидов     федерального
государственного      учреждения      "Михайловский      экономический
колледж-интернат" (г. Михайлов, Рязанская область);
     завершить строительство    восстановительного   реабилитационного
центра в составе федерального государственного учреждения "Федеральное
бюро   медико-социальной   экспертизы"   и   здания   для   размещения
федерального     государственного     учреждения     "Главное     бюро
медико-социальной экспертизы по Ростовской области";
     разработать проектно-сметную   документацию   на    строительство
главных  бюро медико-социальной экспертизы по Читинской,  Ярославской,
Смоленской и Рязанской областям;
     осуществить строительство  госпиталя  для  ветеранов  и инвалидов
войны (г. Пенза).
     В состав    Программы    предполагается   включить   подпрограмму
"Социальная  поддержка  и  реабилитация  инвалидов  вследствие  боевых
действий и военной травмы" (далее - подпрограмма),  разработка которой
осуществлена во исполнение пункта 3  поручения  Президента  Российской
Федерации от 10 февраля 2004 г. N Пр-218.
     Основной целью подпрограммы является создание на  государственном
уровне  системы комплексной реабилитации граждан,  уволенных с военной
службы и из правоохранительных органов,  пострадавших  при  выполнении
задач    в    условиях    боевых    действий    и    при    проведении
контртеррористических операций и ставших инвалидами (далее -  инвалиды
вследствие  боевых действий и военной травмы),  усиление их социальной
защищенности и улучшение качества жизни.
     В рамках подпрограммы планируется:
     осуществить разработку   и   внедрение   инновационных    моделей
реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и
военной травмы, а также современных технологий их реабилитации;
     осуществить мероприятия   по  профессиональной  переподготовке  и
повышению квалификации,  в том числе с  использованием  дистанционного
обучения, инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
     оснастить находящиеся   в   федеральной   собственности   объекты
реабилитации  инвалидов  вследствие  боевых  действий и военной травмы
специальным  оборудованием  и  приспособлениями  в  целях  обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к этим объектам;
     подготовить и издать учебно-методические  пособия  и  руководства
для  повышения  квалификации  специалистов реабилитационных учреждений
для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
     провести семинары   и   конференции   по  проблемам  реабилитации
инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
     разработать и    утвердить    проекты   национальных   стандартов
деятельности  реабилитационных  учреждений  для  инвалидов  вследствие
боевых  действий  и  военной травмы,  провести научные исследования по
изучению  особенностей  патологических  состояний,   развивающихся   в
результате  полученной  боевой  травмы,  и  по  вопросам  реабилитации
инвалидов этой категории;
     создать в  лечебно-профилактических  учреждениях реабилитационные
отделения   для   обеспечения   психологической   и   профессиональной
реабилитации  инвалидов  вследствие боевых действий и военной травмы и
оснастить эти отделения современным реабилитационным оборудованием;
     осуществить строительство    и   реконструкцию   реабилитационных
учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
     Эффективность предлагаемых    программных    мероприятий    будет
оцениваться при помощи следующих целевых индикаторов:
     возврат к  профессиональной,  общественной и бытовой деятельности
(реабилитация) 20850 инвалидов вследствие боевых  действий  и  военной
травмы;
     обучение по новой  профессии  2000  инвалидов  вследствие  боевых
действий и военной травмы;
     создание 5  новых   моделей   реабилитационных   учреждений   для
инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
     организация 8  отделений  восстановительного  лечения   на   базе
военных   госпиталей   и  оснащение  их  современным  реабилитационным
оборудованием;
     открытие реабилитационного  центра Минобороны России и завершение
реконструкции центра восстановительной  медицины  и  реабилитации  МВД
России.
     Интегральные показатели хода  реализации  Программы  приведены  в
приложении N 1.

       VII. Предложения по объемам и источникам финансирования
                              Программы

     Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств
федерального бюджета (ориентировочно - 2146,7 млн. рублей), а также за
счет привлекаемых  средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации
начиная  с  2007  года  в части мер социальной поддержки и социального
обслуживания инвалидов (ориентировочно - 97  млн.  рублей).  При  этом
субъекты   Российской   Федерации   могут   разрабатывать  собственные
региональные программы,  финансируемые за счет средств своих бюджетов,
с аналогичным названием и классификационными признаками,  применяемыми
для  программы,  реализуемой  на  федеральном  уровне.  Предполагается
привлечь   также  внебюджетные  источники  -  средства  общероссийских
общественных  организаций  инвалидов  (ориентировочно  -  1599,2  млн.
рублей).  На  финансирование  подпрограммы  из  общего  объема средств
федерального  бюджета,  предусмотренных   на   реализацию   Программы,
ориентировочно планируется направить 523,09 млн. рублей.
     Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы приведены
в приложении N 2.
     Объем финансирования  Программы  за  счет  средств   федерального
бюджета рассчитан в ценах соответствующих лет.

        VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
       результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Реализация планируемых в рамках Программы  мероприятий  обеспечит
дальнейшее  формирование комплексной системы реабилитации и интеграции
инвалидов,  что  позволит  достичь  основного  ожидаемого  социального
эффекта,  имеющего  равную  значимость  как  для инвалидов,  так и для
общества в целом, - возврат к профессиональной, общественной и бытовой
деятельности около 800 тыс.  инвалидов (из них около 30 тыс. инвалидов
вследствие боевых действий и военной травмы).
     Экономический эффект,  который  получит государство от реализации
Программы,  составит в среднем 2,6 - 3,5 млрд.  рублей  ежегодно.  При
этом  в  расчет  принимается экономия средств федерального бюджета,  а
также  государственных  внебюджетных  фондов  вследствие   прекращения
социальных   выплат  гражданам,  с  которых  в  результате  проведения
реабилитационных  мероприятий  будет  снята  инвалидность  (пенсии  по
инвалидности,  ежемесячные  денежные  выплаты,  компенсации  и  другие
расходы).

            IX. Предложения по участию федеральных органов
         исполнительной власти, ответственных за формирование
                        и реализацию Программы

     В число федеральных органов исполнительной власти,  ответственных
за   формирование  и  реализацию  Программы,  предполагается  включить
Минздравсоцразвития России, Минобороны России, МВД России и Росздрав.

            X. Предложения по государственным заказчикам и
                       разработчикам Программы

     Функции государственного     заказчика-координатора     Программы
предполагается   возложить   на    Минздравсоцразвития    России,    а
государственных  заказчиков  Программы  -  на  Минобороны России,  МВД
России и Росздрав.  Указанные федеральные органы исполнительной власти
должны стать основными разработчиками Программы и подпрограммы.
     Для методического сопровождения Программы предполагается привлечь
ведущие  научные  и  практические учреждения,  занимающиеся проблемами
инвалидов, а также общероссийские общественные организации инвалидов.

       XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
                 срокам и этапам реализации Программы

     Предлагаемые сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
     Финансирование Программы за  счет  средств  федерального  бюджета
планируется   осуществлять   по  следующим  направлениям:  капитальные
вложения   -   938,43   млн.   рублей,   научно-исследовательские    и
опытно-конструкторские  работы  -  43,89 млн.  рублей,  прочие нужды -
1164,38 млн.  рублей.  Объемы финансирования Программы за счет средств
федерального бюджета по основным направлениям приведены в приложении N
3.
     Реализацию предлагаемой   Программы  планируется  проводить  в  3
этапа:
     первый этап  (2006 год) - научная проработка основных направлений
Программы,  реализация  ряда   других   мероприятий,   предусмотренных
Программой, в том числе инвестиционных проектов;
     второй этап (2007 - 2008 годы) - проведение пилотных внедрений  и
опытных разработок,  предварительная их оценка наряду с осуществлением
запланированных  мероприятий,  а  также  оценка  хода  их  выполнения,
эффективности и результативности;
     третий этап  (2009  -  2010   годы)   -   анализ,   обобщение   и
распространение  выработанных  инновационных  технологий  реабилитации
инвалидов,  разработка  следующих  этапов  совершенствования   системы
социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
     Строительство и  реконструкция  объектов  реабилитации  инвалидов
будут осуществляться в течение всего периода реализации Программы.
     Одновременно, учитывая,    что    учреждения    медико-социальной
экспертизы  с  2005  года переданы в федеральное ведение,  а также тот
факт,  что здания многих из  них  нуждаются  в  реконструкции,  а  для
размещения   отдельных  учреждений  необходимо  строительство  зданий,
предусматривается   разработка   проектно-сметной    документации    с
последующим осуществлением строительства и реконструкции.
     Целевым индикатором, позволяющим оценить эффективность реализации
мероприятий инвестиционного характера, станет завершение строительства
и   реконструкции   протезно-ортопедических   предприятий   (или    их
подразделений),           лечебно-оздоровительных          учреждений,
колледжей-интернатов  для  инвалидов,   учреждений   медико-социальной
экспертизы и реабилитационных учреждений (или их подразделений).

        XII. Предложения по механизму формирования мероприятий
                              Программы

     При формировании   мероприятий   Программы    Минздравсоцразвития
России:
     получает как государственный  заказчик-координатор  Программы  от
федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков
Программы,  органов,  осуществляющих  функции  по  социальной   защите
населения    в    субъектах   Российской   Федерации,   а   также   от
заинтересованных  общероссийских  общественных  организаций  инвалидов
предложения  о  конкретных  мероприятиях,  которые  следует включить в
Программу в рамках ее основных направлений,  в том числе предложения о
расходах,  необходимых  для  реализации этих мероприятий,  с указанием
источников финансирования и соответствующим обоснованием;
     осуществляет экспертизу     представленных    предложений,    при
необходимости направляет их на доработку;
     проводит согласительные  процедуры  при  наличии  разногласий  по
отдельным мероприятиям с предложившими их органами или организациями;
     формирует перечень программных мероприятий на основе предложений,
признанных целесообразными.

            XIII. Предложения по возможным вариантам форм
              и методов управления реализацией Программы

     Предлагается вариант управления реализацией Программы, показавший
свою  эффективность  в  процессе  управления  реализацией  федеральной
целевой  программы  "Социальная  поддержка  инвалидов  на  2000 - 2005
годы".
     Ежегодно Минздравсоцразвития      России      представляет      в
Минэкономразвития  России  и  Минфин  России  планируемые   уточненные
показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и
отчитывается о ходе ее выполнения.
     Минздравсоцразвития России  осуществляет  руководство  и  текущее
управление   реализацией    Программы,    координирует    деятельность
государственных  заказчиков  Программы,  проводит  анализ  и формирует
предложения  по  рациональному   использованию   финансовых   ресурсов
Программы.
     Реализация Программы  (подпрограммы)  осуществляется  на   основе
государственных   контрактов  на  закупку  и  поставку  продукции  для
федеральных государственных нужд.
     Ежеквартально Минздравсоцразвития  России  на  основе информации,
представленной   федеральными   органами   исполнительной   власти   -
государственными  заказчиками  Программы,  готовит  доклад  о  ходе ее
реализации,  который  представляется   в   установленном   порядке   в
Минэкономразвития России.


                                                        Приложение N 1

                             к Концепции федеральной целевой программы
                                       "Социальная поддержка инвалидов
                                                  на 2006 - 2010 годы"

          Интегральные показатели хода реализации Программы

---------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        | Единица   | 2005 год    | 2006   | 2007    | 2008   | 2009    | 2010   |
|                        | измерения | (прогноз)   | год    |  год    | год    |  год    | год    |
|                        |           |             |        |         |        |         |        |
|------------------------|-----------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
| Удельный вес           |           |             |        |         |        |         |        |
| реабилитированных      |           |             |        |         |        |         |        |
| инвалидов в общей      |           |             |        |         |        |         |        |
| численности инвалидов, |           |             |        |         |        |         |        |
| ежегодно               |           |             |        |         |        |         |        |
| переосвидетельствуемых |           |             |        |         |        |         |        |
| в федеральных          |           |             |        |         |        |         |        |
| государственных        |           |             |        |         |        |         |        |
| учреждениях            |           |             |        |         |        |         |        |
| медико-социальной      | процентов |    5,9      |  6     |  6,1    | 6,3    |  6,4    | 6,5    |
| экспертизы             |           |             |        |         |        |         |        |
|------------------------|-----------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|                        |           |             |        |         |        |         |        |
| Количество             |           |             |        |         |        |         |        |
| реабилитированных      |   тыс.    |   138,8     | 145    |  155    | 157    |  160    | 162    |
| инвалидов              | человек   |             |        |         |        |         |        |
|------------------------|-----------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|  в том числе инвалидов |           |    1,8      |  2     | 3,05    | 4,55   | 5,35    | 5,9    |
|  вследствие боевых     |           |             |        |         |        |         |        |
|  действий и военной    |           |             |        |         |        |         |        |
|  травмы                |           |             |        |         |        |         |        |
|------------------------|-----------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
| Количество частично    |           |             |        |         |        |         |        |
| реабилитированных      |   млн.    |    1,2      | 1,4    | 1,65    | 1,8    |   2     | 2,25   |
| инвалидов              | человек   |             |        |         |        |         |        |
---------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                             к Концепции федеральной целевой программы
                                       "Социальная поддержка инвалидов
                                                  на 2006 - 2010 годы"

       Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы

                                                         (млн. рублей)
----------------------------------------------------------------------------------
|  Источник финансирования    | 2006 год  | 2007 год  | 2008   |  2009   | 2010  |
|                             |           |           |  год   |  год    |  год  |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
| Федеральный бюджет          |   455     |   424     | 440,9  | 440,9   | 385,9 |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
| Бюджеты субъектов           |    -      |    18     |  32    |   35    |  12   |
| Российской Федерации        |           |           |        |         |       |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
| Внебюджетные источники      |  430,5    |  394,4    | 378,6  | 239,7   |  156  |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
| Итого                       |  885,5    |  836,4    | 851,5  | 715,6   | 553,9 |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
| в том числе подпрограммы:   |           |           |        |         |       |
|   федеральный бюджет        |   85,3    |  195,33   | 136,7  |  52,2   | 53,56 |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
|   бюджеты субъектов         |    -      |    -      |   -    |   -     |   -   |
|  Российской Федерации       |           |           |        |         |       |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
|  внебюджетные источники     |   -       |   -       |  -     |  -      |  -    |
|-----------------------------|-----------|-----------|--------|---------|-------|
|  итого                      |  85,3     | 195,33    | 136,7  | 52,2   5| 3,56  |
----------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                             к Концепции федеральной целевой программы
                                       "Социальная поддержка инвалидов
                                                  на 2006 - 2010 годы"

           Объемы финансирования Программы за счет средств
            федерального бюджета по основным направлениям

                                                         (млн. рублей)
-------------------------------------------------------------------------------------------
|                             | 2006 год  | 2007 год  | 2008 год  | 2009 год  | 2010 год  |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
| Капитальные вложения        |  259,1    |  266,8    |  185,75   |  123,48   |  103,3    |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
| НИОКР                       |   10,4    |  11,12    |  11,79    |   8,54    |   2,04    |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
| Прочие нужды                |  185,5    |  146,08   |  243,36   | 308,88    |  280,56   |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
| Итого                       |   455     |   424     |  440,9    |  440,9    |  385,9    |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
| в том числе подпрограммы:   |           |           |           |           |           |
|   капитальные вложения      |    40     |  141,74   |  90,19    |   -       |  -        |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|   НИОКР                     |   0,8     |   0,84    |   0,9     | 0,96      |  1        |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|   прочие нужды              |   44,5    |  52,75    |  45,61    | 51,24     | 52,56     |
|-----------------------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|   итого                     |   85,3    |  195,33   |  136,7    | 52,2      | 53,56     |
-------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление