О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 25.04.05 16

              О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
         РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                          25 апреля 2005 г.
                                 N 16

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.   Онищенко,   проанализировав  эпидемиологическую  обстановку  по
ВИЧ-инфекции   в   стране   и   эффективность   принимаемых   мер   по
противодействию   распространению   этой   инфекции,   установил,  что
имеющиеся  серьезные  недостатки  в организационной работе, проведении
профилактических   и  противоэпидемических  мероприятий  не  позволяют
добиться существенных результатов в борьбе с эпидемией.
     В  Российской  Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше
313  тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом 80% приходится на долю лиц в
возрасте  от  15  до  30 лет, умерло от СПИДа 1268 человек. Показатель
пораженности  ВИЧ-инфекцией возрос со 121 на 100 тыс. населения в 2001
г.  до 218,3 на 100 тыс. населения в 2004 году, а среди лиц в возрасте
от 15 до 49 он уже составил 327,7 на 100 тыс. населения.
     Руководителями   администрации   субъектов  Российской  Федерации
уделяется     недостаточно     внимания    вопросам    противодействия
распространению    ВИЧ-инфекции.    Вследствие   этого   эпидемическая
обстановка  продолжает  ухудшаться.  Особенно неблагополучная ситуация
сложилась  в  Иркутской,  Калининградской,  Московской, Ленинградской,
Оренбургской,   Самарской,   Свердловской,   Тюменской  и  Ульяновской
областях,  г.  Санкт-Петербурге  и Ханты-Мансийском автономном округе,
где  уровень пораженности населения в 2 - 3,5 раза выше, чем в среднем
по стране.
     Неудовлетворительно  организованная  и  недостаточно  эффективная
работа  по  профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что в
большинстве     субъектов     Российской     Федерации    свыше    72%
ВИЧ-инфицированных  заразились в результате внутривенного употребления
наркотиков.
     Наряду  с  этим резко увеличилось число лиц, заразившихся половым
путем,  удельный  вес  их  возрос с 6% в 2001 г. до 25 - 27% в 2004 г.
Мероприятия  по  противодействию  распространению  ВИЧ-инфекции  среди
потребителей  инъекционных  наркотиков  и лиц, оказывающих сексуальные
услуги  за  плату,  проводятся  в недостаточном объеме, при отсутствии
должной    координации    и    сотрудничества   со   стороны   органов
государственной    власти,    неправительственных    и    общественных
организаций,  работающих  в этой области, а также органов и учреждений
здравоохранения.
     Медленно  внедряются в практику программы снижения вреда и другие
современные  технологии  предупреждения  распространения  ВИЧ-инфекции
среди   наиболее  уязвимых  групп  населения.  До  настоящего  времени
отсутствуют          организационно-распорядительные         документы
Госнаркоконтроля,  регулирующие  порядок  и  правила  реализации таких
программ.
     Отсутствие  в  субъектах  Российской  Федерации  целенаправленной
политики  по  работе  с  молодежью  приводит  к  тому,  что  работа по
профилактике  ВИЧ-инфекции  среди  молодежи осуществляется неадекватно
сложившейся  эпидемической обстановке и без учета негативных тенденций
социального   характера,  имеющими  место  в  этой  группе  населения.
Большинство  проектов,  направленных на предупреждение распространения
ВИЧ/СПИД  среди  молодежи,  выполняются  на  средства, предоставляемые
зарубежными   организациями,   при   этом  отсутствует  координация  в
реализации   профилактических   и   противоэпидемических  мероприятий,
практически не проводится оценка их эффективности.
     Вследствие  недостаточного внимания Минобрнауки России к проблеме
ВИЧ-инфекции медленно внедряются специальные образовательные программы
по  борьбе  с  распространением  наркомании и ВИЧ-инфекции в школах, в
средних и высших учебных заведениях.
     Многие    средства    массовой   информации,   и   прежде   всего
государственные телевизионные каналы, недооценивают опасность ситуации
с  распространением  наркомании  и  ВИЧ  среди молодежи, уклоняются от
размещения соответствующих информационных материалов.
     Принятые    ранее    постановления    Главного   государственного
санитарного   врача   Российской   Федерации  об  активизации  работы,
направленной    на   противодействие   распространению   ВИЧ-инфекции,
выполнялись  неудовлетворительно,  и прежде всего, в части мероприятий
среди  молодежи  и  групп  населения  высокого  риска  заражения  этой
инфекцией.
     В  последние годы значительно увеличилась доля женщин фертильного
возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила в 2004 г. 38%, а в
ряде  субъектов  Российской Федерации (Калининградская, Ленинградская,
Мурманская, Новгородская и др. области) превысила 50%, что обусловлено
активизацией    полового    пути   передачи   инфекции.   Выявляемость
ВИЧ-инфекции  среди беременных женщин возросла с 300 случаев в 1999 г.
до  3505  -  в  2004 г. Профилактическая работа в целях своевременного
выявления  и  проведения  медикаментозной профилактики, особенно среди
беременных  в  группах  риска,  осуществляется  в недостаточном объеме
(Ленинградская, Свердловская и Саратовская области).
     Количество   детей,   рожденных   ВИЧ-инфицированными   матерями,
достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.
     В  ряде  субъектов  Российской  Федерации  (Республика Татарстан,
Ленинградская,  Московская, Свердловская области) не решаются вопросы,
связанные   с   организацией   содержания  отказных  детей,  рожденных
ВИЧ-инфицированными  матерями,  и  они  в  течение длительного времени
находятся в лечебно-профилактических учреждениях.
     По-прежнему  чрезвычайно  остро  стоит вопрос доступности лечения
ВИЧ/СПИД,  в  том  числе  предупреждение  вертикальной передачи вируса
иммунодефицита  от  матери ребенку, что свидетельствует о неисполнении
руководителями администрации субъектов Российской Федерации требований
законодательства  о  гарантированном бесплатном лечении, диагностике и
профилактике ВИЧ-инфекции.
     Многие  инфекционные  больницы  (отделения)  не готовы к оказанию
высококвалифицированной   медицинской   помощи   больным   ВИЧ/СПИД  с
сопутствующими  тяжелыми заболеваниями (туберкулез, вирусные гепатиты,
микозы).
     Вследствие   недостаточной   работы   до  настоящего  времени  не
разработан протокол оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.
     Неблагоприятное   воздействие   на  эпидемическую  обстановку  по
ВИЧ-инфекции  в  стране  оказывает  рост  числа  ВИЧ-инфицированных  в
учреждениях  пенитенциарной системы с 7,5 тысячи в 1999 г. до 30 тысяч
в 2004 г., из которых 8,5% составляют женщины.
     Федеральная  служба  исполнения наказаний Российской Федерации не
уделяет    должного   внимания   вопросам   профилактики   и   лечения
ВИЧ-инфекции.  Так, в учреждениях системы исполнения наказаний ни один
из более чем 4900 нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных не получает
специфической   антиретровирусной   терапии,   из   них  2500  больных
сочетанными  формами  туберкулеза  и  ВИЧ  получают  лечение только от
туберкулеза.
     Бюджет, предусмотренный подпрограммой "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной
целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального
характера   (2002   -   2006   гг.)",   не   позволяет   обеспечить  в
централизованном  порядке  закупку  антиретровирусных  препаратов  для
проведения   бесплатного   лечения   в   соответствии  с  требованиями
действующего  законодательства.  Средства  же  из  бюджетов  субъектов
Российской  Федерации на эти цели выделяются в минимальных объемах. По
этой причине из 18 - 20 тысяч, нуждающихся в антиретровирусной терапии
ВИЧ-инфицированных, получают соответствующее лечение только около 1000
человек.
     Производство большинства современных антиретровирусных препаратов
в стране отсутствует.
     Серьезные  недостатки  имеют  место  в проведении диагностических
исследований   на  ВИЧ-инфекцию.  Так,  в  ряде  субъектов  Российской
Федерации,   в   нарушение   законодательства   Российской  Федерации,
руководителями   высших   учебных   заведений   введено   обязательное
обследование  абитуриентов  на ВИЧ-инфекцию. Вместе с тем за последние
два года количество необоснованных обследований сократилось на 5 млн.,
однако  при  этом  уменьшилось и количество обследуемых из числа групп
риска,  что  может  оказать  негативное  воздействие  на эпидемическую
обстановку   в   стране.   Значительно   увеличилось  проведение  этих
обследований за плату.
     Не решена полностью проблема предупреждения передачи ВИЧ-инфекции
через  донорскую кровь. В 2004 г. выявлено и отстранено от сдачи крови
898  доноров  с  ВИЧ-инфекцией.  Не  принимаются  действенные  меры по
восстановлению     системы    отбора,    обучения    и    медицинского
освидетельствования  доноров.  Система  карантинизации донорской крови
организована только в 42 субъектах Российской Федерации.
     Сложившаяся  в Российской Федерации неблагополучная обстановка по
ВИЧ-инфекции  требует  дополнительных  мер по противодействию развитию
эпидемии.
     В   целях  охраны  здоровья  населения,  повышения  эффективности
принимаемых  мер  по  борьбе  с эпидемией ВИЧ/СПИД и в соответствии со
статьей   51   Федерального   закона   от   30.03.1999   N   52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1999,  N  14,  ст.  1650)  и
Федеральным   законом   от   30.03.1995   N  38-ФЗ  "О  предупреждении
распространения   в   Российской  Федерации  заболевания,  вызываемого
вирусом иммунодефицита человека" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 14, ст. 1212) постановляю:
     1.  Органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации
рекомендовать:
     1.1.  Рассмотреть  вопрос  о создании межведомственных советов по
вопросам   борьбы  с  ВИЧ/СПИД  в  целях  координации  деятельности  и
расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных
и  общественных  организаций,  работающих  в этой сфере, для повышения
эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.
     1.2.  Внести  в  программы  по  борьбе  с  ВИЧ/СПИД  в  субъектах
Российской  Федерации  коррективы  с  учетом  изменения  эпидемической
обстановки,  обратив  особое  внимание  на  организацию  и  проведение
профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и
лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату, выделение финансовых
средств   на   развитие   и   обеспечение   деятельности  общественных
организаций, работающих в этой области.
     1.3.  Выделить  в  текущем  году  ассигнования  для  приобретения
тест-систем  для  диагностики  ВИЧ-инфекции, а также антиретровирусных
препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и проведения медикаментозной
профилактики   передачи   вируса  иммунодефицита  человека  от  матери
ребенку.
     1.4. Оказать помощь органам управления здравоохранением субъектов
Российской  Федерации  в  укреплении  материально-технической  базы  и
кадрового  состава  центров по профилактике и борьбе со СПИДом в целях
улучшения   их   деятельности   по   противодействию   распространению
ВИЧ-инфекции.
     1.5.  Принять  меры  по  организации  содержания  отказных детей,
рожденных  ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации.
     1.6.  Обеспечить  привлечение  средств  массовой  информации  для
разъяснительной  работы  среди населения о мерах личной и общественной
профилактики  ВИЧ-инфекции  и  наркомании, реализации законодательства
Российской  Федерации  в  области  предупреждения распространения этих
социальных заболеваний.
     2.    Минздравсоцразвития    России   рекомендовать   внести   на
рассмотрение  Государственного  совета  Российской  Федерации вопрос о
создании на федеральном уровне Комиссии по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД
в  Российской  Федерации в соответствии с Рекомендацией 26 Специальной
сессии  Генеральной  Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИД (Резолюция S-26/2 от 27
июня 2001 г.).
     3. Минэкономразвития России, Минфин России рекомендовать:
     3.1.    Выделить    дополнительно    к    бюджету    подпрограммы
"Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба
с  заболеваниями  социального  характера (2002 - 2006 гг.)" на 2005 г.
560 млн. рублей для обеспечения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     3.2.  Предусмотреть  увеличение  в  2006  г. бюджета подпрограммы
"Анти-ВИЧ/СПИД"  в  размере 812 млн. рублей для проведения бесплатного
лечения  ВИЧ-инфицированных,  учитывая увеличение контингента больных,
нуждающихся в специфическом лечении.
     4.  Минздравсоцразвития  России,  Федеральной  таможенной  службе
рекомендовать  внести предложения в Правительство Российской Федерации
о    снижении   госпошлины   и   таможенных   платежей   за   ввозимые
противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.
     5.  Минобрнауки  России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России,
Минюст  России,  Минкультуры  России,  Минобороны  России,  МВД России
рекомендовать   разработать   Концепцию  по  профилактике  ВИЧ/СПИД  в
образовательной среде.
     6.   Минобрнауки  России  и  Минздравсоцразвития  России  принять
действенные  меры по внедрению специальных образовательных программ по
борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди
подростков  и  молодежи,  пропаганде  здорового образа жизни в школах,
учреждениях среднего и специального профессионального образования.
     7.  Госнаркоконтролю  России,  МВД  России  рекомендовать обязать
подведомственные  органы  и  учреждения  оказать  помощь  и  поддержку
органам   и  учреждениям  здравоохранения  в  реализации  программ  по
профилактике  ВИЧ/СПИД  среди  наркопотребителей  и  лиц,  оказывающих
сексуальные услуги за плату.
     8.     Минпромэнерго     России,     Минэкономразвития    России,
Минздравсоцразвития   России  принять  меры  по  созданию  и  развитию
отечественного  производства  антиретровирусных препаратов для лечения
ВИЧ/СПИД.
     9.  Руководителям телерадиокомпаний рекомендовать принять меры по
созданию  и  размещению специальных программ, видео- и аудиоматериалов
по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в прайм-тайм.
     10.   Главным  государственным  санитарным  врачам  по  субъектам
Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранения
субъектов Российской Федерации:
     10.1.  Провести анализ хода реализации программ по профилактике и
борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации, внести предложения
в   органы   исполнительной  власти  о  коррективах  этих  программ  в
соответствии с изменениями эпидемической обстановки.
     10.2.    Обеспечить   координацию   деятельности   и   расширение
сотрудничества  учреждений здравоохранения и, прежде всего, центров по
профилактике  и борьбе со СПИД, территориальных управлений Федеральной
службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия
человека   в   целях   повышения   эффективности   организационных   и
практических     мероприятий,    направленных    на    противодействие
распространения этой инфекции.
     11.  Органам  управления  здравоохранением  субъектов  Российской
Федерации:
     11.1.  Принять  действенные  меры  по  созданию  в инфекционных и
крупных  многопрофильных  больницах  надлежащих  условий  для оказания
квалифицированной  медицинской  помощи  больным  ВИЧ/СПИД,  страдающим
сопутствующими заболеваниями.
     11.2.   Завершить  работу  по  внедрению  системы  карантинизации
донорской крови, обеспечить проведение отбора, обучения и медицинского
освидетельствования доноров.
     12.   Главным  государственным  санитарным  врачам  по  субъектам
Российской Федерации:
     12.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор
за    выполнением   мероприятий,   направленных   на   противодействие
распространению ВИЧ-инфекции.
     12.2.   Запретить   проведение  диагностических  обследований  на
ВИЧ-инфекцию,  осуществляемых  в нарушение законодательства Российской
Федерации.

                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
25 апреля 2005 г.
N 16