ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/80 (Д) Вопрос. За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей и арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации). Организация - плательщик единого налога по УСН осуществляет вырубку древесины в производственных целях. По какой статье затрат она вправе отразить расходы в сумме лесных платежей: 1) по подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 - в составе материальных расходов: на покупку сырья и материалов (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ), - поскольку платежи за лесопользование представляют собой иные затраты, связанные с приобретением древесного сырья (п. 2 ст. 254 НК РФ); на приобретение работ и услуг производственного характера (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), - ведь к таковым относятся, в частности, отдельные операции по производству продукции (абз. 2 подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). К ним могут быть причислены и услуги по отводу лесосек; связанных с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ), - в аналогии с отражением платы за загрязнение окружающей среды (письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/70); 2) по подпункту 21 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации - как расходы на освоение новых производств, цехов и агрегатов, - поскольку уплата данных платежей обеспечивает доступ к заготовлению древесины - подготовительному этапу производства продукции; 3) по подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации - как арендные платежи за арендуемое имущество, - ведь по лесному законодательству лесные платежи представляют собой плату за временное пользование лесом (объектом имущества). Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу порядка признания расходов при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" сообщает следующее. Главой 13 "Платежи за пользование лесным фондом" Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что за пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации лесные подати взимаются за все виды лесопользования. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на величину расходов. Перечень расходов, указанных в этой статье, является закрытым. Поскольку уплата лесных податей не предусмотрена статьей 346.16, данные платежи не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и уменьшать полученные доходы организации при определении объекта налогообложения. В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда, который по своему содержанию носит признаки договора гражданско-правового характера. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на величину арендных (в т.ч. лизинговых) платежей за арендуемое (в т.ч. принятое в лизинг) имущество. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на размер арендной платы, определяемой договорами аренды участка лесного фонда. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.ИВАНЕЕВ 19 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/80 |