О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 13.09.05 03-04-08/234


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         13 сентября 2005 г.
                            N 03-04-08/234

                                 (Д)


     По  вопросам  применения  налога  на  добавленную  стоимость  при
оказании услуг по обслуживанию воздушных судов Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
     Согласно  подпункту  1  пункта  1  статьи  146 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом
на  добавленную  стоимость  признаются  операции по реализации товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     Порядок  определения  места  реализации  (работ,  услуг)  в целях
применения  налога  на  добавленную  стоимость  установлен статьей 148
Кодекса.  Так,  в  соответствии  с подпунктом 4 пункта 1 данной статьи
Кодекса   местом   реализации   услуг,   оказанных  непосредственно  в
российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по
обслуживанию  воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание,
признается  территория  Российской  Федерации,  если  покупатель услуг
осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом
место  осуществления  деятельности  покупателя  определяется на основе
государственной регистрации.
     Таким  образом, местом реализации услуг по обслуживанию воздушных
судов  иностранных  эксплуатантов  территория  Российской Федерации не
признается,   и  такие  услуги  объектом  налогообложения  налогом  на
добавленную стоимость не являются.
     Следует   отметить,   что  указанной  нормой  Кодекса  конкретный
перечень  вышеназванных  услуг  не  установлен.  Поэтому  отнесение  к
услугам  по обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов, не
признаваемых   объектами   налогообложения   налогом   на  добавленную
стоимость,   услуг,   за   которые   взимаются   аэронавигационные   и
аэропортовые   сборы,   установленные   Приказом   Федеральной  службы
воздушного  транспорта  Российской Федерации от 15 мая 2000 года N 125
"Об  аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных
судов  иностранных эксплуатантов в аэропортах Российской Федерации", а
также услуг по наземному обслуживанию действующему законодательству по
налогу на добавленную стоимость не противоречит.
     Что  касается  услуг  по  обслуживанию воздушных судов российских
эксплуатантов,  то,  как  правомерно  указано  в  письме, на основании
подпункта  22  пункта  2  статьи  149  Кодекса  услуги по обслуживанию
воздушных    судов    российских    эксплуатантов    освобождены    от
налогообложения  налогом  на  добавленную стоимость. При этом перечень
таких услуг данной нормой Кодекса также не предусмотрен.
     Учитывая  вышеизложенное, освобождение от налогообложения налогом
на   добавленную  стоимость  услуг  по  обслуживанию  воздушных  судов
российских  эксплуатантов,  за  которые  взимаются аэронавигационные и
аэропортовые  сборы,  тарифы,  указанные в разделах 2 и 3 Приложения 1
"Перечень   аэронавигационных   и   аэропортовых  сборов,  тарифов  за
обслуживание  воздушных  судов  эксплуатантов  Российской  Федерации в
аэропортах  и  воздушном пространстве" к Приказу Минтранса России от 2
октября 2000 года N 110, является правомерным.

Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                           А.И.ИВАНЕЕВ
13 сентября 2005 г.
N 03-04-08/234