НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КА. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 05.07.05 09-10/47223

              НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ
            И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
         ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ
           ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА
              ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В
             НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ
         НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ ПРИ ПРОДАЖЕ
           ТОВАРОВ. НО ПРИ ЭТОМ ИНСПЕКЦИЯ НАРУШИЛА ПОРЯДОК
        РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.
                      ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                            5 июля 2005 г.
                            N 09-10/47223

                                 (Д)


     Согласно  статье  7  Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
налоговые  органы  осуществляют  контроль  за  полнотой  учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     В  соответствии  с  Методическими рекомендациями по использованию
данных  учета  выручки,  полученных  с  применением ККТ, утвержденными
письмом  ЦБ  РФ  от  18.08.93  N  51,  проверка  полноты оприходования
(неполного   оприходования)  в  кассу  предприятия  наличных  денежных
средств,  полученных  с  применением ККТ, производится путем сравнения
выручки  по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ, суммы выручки,
определенной  по  показаниям  секционных  счетчиков (регистров) ККТ на
начало    и    конец    рабочего    дня   и   отраженной   в   журнале
кассира-операциониста,  и  данных  кассовой  книги о фактической сумме
выручки по предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     В  пункте 3 Порядка предусмотрено, что для осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
     Прием  наличных  денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
     На  основании  пунктов  22  и 23 Порядка все поступления и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
     Согласно  пункту  24 Порядка записи в кассовую книгу производятся
кассиром  сразу  же после получения или выдачи денег по каждому ордеру
или  другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня
кассир  подсчитывает  итоги  операций за день, выводит остаток денег в
кассе  на  следующее  число и передает в бухгалтерию в качестве отчета
кассира  второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день)
с  приходными  и  расходными  кассовыми  документами  под  расписку  в
кассовой книге.
     Письмом  Минфина  России  от  30.08.93  N  104 утверждены Типовые
правила   эксплуатации  ККТ  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением (далее - Типовые правила).
     В   пункте  6.1  Типовых  правил  определено,  что  при  закрытии
предприятия  кассир  должен  подготовить  денежную  выручку  и  другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с
кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям  секционных  счетчиков  (регистров) на начало и на
конец   дня   определяется   сумма   выручки.   Сумма  выручки  должна
соответствовать    показаниям   денежных   суммирующих   счетчиков   и
контрольной   ленте.   Она   должна   совпадать  с  суммой,  сдаваемой
кассиром-операционистом  старшему  кассиру с итоговым чеком ККТ. После
снятия  показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и
проверки   фактической   суммы   выручки  делается  запись  в  журнале
кассира-операциониста  и скрепляется подписями кассира и представителя
администрации.
     Из  представленных  документов инспекция установила, что согласно
данным   фискального  отчета,  снятого  в  ходе  проведения  проверки,
выручка,   полученная  организацией  с  применением  ККТ  за  11  мая,
составила  8880  руб.  Аналогичная  сумма  выручки  отражена в сменном
суточном  отчете (Z-отчете) за 11 мая, снятом с вышеуказанной ККТ. При
этом  контрольная  лента  содержит  показания  трех  кассовых  чеков с
номерами   0001-0003.   Согласно   записям,   содержащимся  в  журнале
кассира-операциониста,  первичных учетных документах и кассовой книге,
выручка  организации  за  11 мая, полученная с применением данной ККТ,
также  составила  8880  руб. Вместе с тем в ходе проверки установлено,
что  кассовый чек от 11 мая, отпечатанный на принадлежащей организации
ККТ  в  14.01  на  сумму  120  руб.,  не отражен в контрольной ленте и
фискальном отчете за 11 мая.
     Таким   образом,   сумма   фактически  полученной  с  применением
указанной  выше  ККМ выручки за 11 мая составила 9000 руб., а общество
учло  только  8880  руб.  Размер не оприходованных в кассу организации
наличных  денежных  средств,  полученных  от покупателей с применением
ККТ, составил 120 руб.
     Данное  правонарушение  подтверждается  актом проверки от 31 мая,
протоколами  об  административном  правонарушении,  фискальным отчетом
ККТ,  контрольной  лентой (Z-отчетом) за 11 мая, отчетом кассира за 11
мая,  приходным  кассовым ордером от 11 мая, записями, содержащимися в
журнале кассира-операциониста, и кассовым чеком от 11 мая.
     Вместе   с  тем  согласно  части  1  статьи  1.6  КоАП  РФ  лицо,
привлекаемое   к   административной  ответственности,  не  может  быть
подвергнуто    административному   наказанию   и   мерам   обеспечения
производства  по  делу об административном правонарушении иначе как на
основаниях и в порядке, установленных законом.
     В   соответствии   со   статьей  28.2  КоАП  РФ  в  протоколе  об
административном  правонарушении  указываются  в  том числе объяснения
физического  лица  или  законного  представителя  юридического лица, в
отношении  которых  возбуждено  дело.  При  составлении  протокола  об
административном   правонарушении   физическому   лицу  или  законному
представителю  юридического  лица, в отношении которых возбуждено дело
об   административном   правонарушении,   разъясняются   их   права  и
обязанности,   предусмотренные  КоАП  РФ,  о  чем  делается  запись  в
протоколе.
     Из   представленных  документов  следует,  что  в  протоколах  об
административном  правонарушении, составленных в отношении организации
и  ее  генерального  директора,  отсутствуют  объяснения  генерального
директора,  являющегося законным представителем организации, отметка о
разъяснении  ему прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также
отметка  об  отказе генерального директора общества давать объяснение.
То  есть инспекция не обеспечила его гарантии, предусмотренные статьей
28.2 КоАП РФ.
     Кроме  того,  на  основании  части 2 статьи 25.1 и части 3 статьи
25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с
участием  лица,  в  отношении которого ведется производство по делу об
административном  правонарушении,  совершенном  юридическим лицом, или
его  законного  представителя.  В  отсутствие указанных лиц дело может
быть  рассмотрено  лишь  в  случаях,  если имеются данные о надлежащем
извещении  лиц  о  месте  и времени рассмотрения дела и если от них не
поступило  ходатайство  об отложении рассмотрения дела либо если такое
ходатайство оставлено без удовлетворения.
     В  статье  29.7  КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об
административном  правонарушении  устанавливается  факт  явки  лица, в
отношении  которого  ведется  производство по делу об административном
правонарушении. А также выясняется, извещены ли участники производства
по  делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников
производства  по  делу  и  принимается  решение  о рассмотрении дела в
отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
     Согласно  отметке  в  обоих  протоколах,  с  которыми генеральный
директор  организации  ознакомлен  под  расписку, рассмотрение данного
дела  назначено  на 7 июня в 10.00 в инспекции. Однако постановление о
привлечении  к  административной  ответственности  вынесено 6 июня, то
есть  дело  рассмотрено  в отсутствие генерального директора. Данные о
надлежащем  извещении его о рассмотрении дела 6 июня в материалах дела
отсутствуют.
     Следовательно,  инспекция  нарушила  порядок рассмотрения дела об
административном  правонарушении, что является существенным нарушением
процессуальных   требований,   не  позволившим  всесторонне,  полно  и
объективно рассмотреть дело.
     Таким   образом,   привлечение   инспекцией   организации   и  ее
генерального    директора   к   административной   ответственности   в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                       М.В. Третьякова
5 июля 2005 г.
N 09-10/47223