НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ. НО ПРИ ЭТОМ ИНСПЕКЦИЯ НАРУШИЛА ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 5 июля 2005 г. N 09-10/47223 (Д) Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденными письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. В пункте 3 Порядка предусмотрено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ. На основании пунктов 22 и 23 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Согласно пункту 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила). В пункте 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру. По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец дня определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации. Из представленных документов инспекция установила, что согласно данным фискального отчета, снятого в ходе проведения проверки, выручка, полученная организацией с применением ККТ за 11 мая, составила 8880 руб. Аналогичная сумма выручки отражена в сменном суточном отчете (Z-отчете) за 11 мая, снятом с вышеуказанной ККТ. При этом контрольная лента содержит показания трех кассовых чеков с номерами 0001-0003. Согласно записям, содержащимся в журнале кассира-операциониста, первичных учетных документах и кассовой книге, выручка организации за 11 мая, полученная с применением данной ККТ, также составила 8880 руб. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что кассовый чек от 11 мая, отпечатанный на принадлежащей организации ККТ в 14.01 на сумму 120 руб., не отражен в контрольной ленте и фискальном отчете за 11 мая. Таким образом, сумма фактически полученной с применением указанной выше ККМ выручки за 11 мая составила 9000 руб., а общество учло только 8880 руб. Размер не оприходованных в кассу организации наличных денежных средств, полученных от покупателей с применением ККТ, составил 120 руб. Данное правонарушение подтверждается актом проверки от 31 мая, протоколами об административном правонарушении, фискальным отчетом ККТ, контрольной лентой (Z-отчетом) за 11 мая, отчетом кассира за 11 мая, приходным кассовым ордером от 11 мая, записями, содержащимися в журнале кассира-операциониста, и кассовым чеком от 11 мая. Вместе с тем согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Из представленных документов следует, что в протоколах об административном правонарушении, составленных в отношении организации и ее генерального директора, отсутствуют объяснения генерального директора, являющегося законным представителем организации, отметка о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также отметка об отказе генерального директора общества давать объяснение. То есть инспекция не обеспечила его гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Кроме того, на основании части 2 статьи 25.1 и части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, или его законного представителя. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В статье 29.7 КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. А также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Согласно отметке в обоих протоколах, с которыми генеральный директор организации ознакомлен под расписку, рассмотрение данного дела назначено на 7 июня в 10.00 в инспекции. Однако постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 6 июня, то есть дело рассмотрено в отсутствие генерального директора. Данные о надлежащем извещении его о рассмотрении дела 6 июня в материалах дела отсутствуют. Следовательно, инспекция нарушила порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таким образом, привлечение инспекцией организации и ее генерального директора к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ неправомерно. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга М.В. Третьякова 5 июля 2005 г. N 09-10/47223 |