| | | дорожного | | | | | | | движения | | | | |---|---------------|---------------|-----------|----------------|-----------| | | экспресс | | 1 | - | 25-35 | |---|---------------|---------------|-----------|----------------|-----------| | | обычный | | 1 | - | 18-20 | |---|---------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |7. | Троллейбус | 40 | 1 | 3,5-4,7 | 18-20 | |---|---------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |8. | Малогабаритный| Определяется | 1 | - | в потоке | | | наземный | условиями | | | | | | транспорт - | организации | | | | | | микроавтобус | дорожного | | | | | | | движения | | | | ------------------------------------------------------------------------------ 9.2.12. Линии метрополитена следует предусматривать подземными - глубокого или мелкого заложения. В отдельных случаях - при пересечении рек, вдоль линий железных дорог и т.д. - при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается предусматривать наземные (надземные) участки метрополитена, устраиваемые в крытых галереях. 9.2.13. Для сооружения линий и станций наземных и мелкого заложения, вестибюлей, входов и других объектов метрополитена следует резервировать технические зоны, границы которых определяются в ТЭО строительства линий. В технической зоне линий шириной не менее 40 м до окончания строительства не допускаются возведение зданий и сооружений, посадка деревьев, прокладка продольных подземных инженерных коммуникаций. 9.2.14. При размещении вдоль линий метрополитена мелкого заложения объектов городской застройки следует руководствоваться требованиями МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях", расчет уровней вибрации и шума следует проводить по методике, изложенной там же. 9.2.15. При проектировании метрополитена мелкого заложения (открытого способа) необходимо предусматривать возможность комплексного освоения городского подземного пространства: размещение многофункциональных общественно-транспортных комплексов, подземных гаражей, объектов мелкорозничной попутной торговли и др. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава 9.2.16. На каждой линии метрополитена следует размещать электродепо; при протяженности линии более 20 км предусматривать второе электродепо, а при длине линии свыше 40 км - третье электродепо. При обосновании допускается использование одного электродепо для двух линий с однотипным подвижным составом на первый период эксплуатации новой линии. Участки электродепо должны размещаться в непосредственной близости от линий метрополитена с закреплением границ участков в плане красных линий города. 9.2.17. Санитарно-защитные зоны электродепо и других зданий должны предусматриваться в соответствии с санитарной классификацией объектов требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.567. При размещении депо в городской застройке следует проводить расчет уровней шума и предусматривать шумозащитные мероприятия в соответствии с нормами СНиП II-12-77, а также расчет уровня и зон загрязнения компонентов окружающей среды. 9.2.18. При разработке предложений по трассированию линий новых видов скоростного внеуличного транспорта следует учитывать основные параметры, приведенные в таблице 9.2.2. Таблица 9.2.2 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Экспресс- | Мини- | Наземный | Городская | Скоростная | Монорельсовая | | | метрополитен | метрополитен | (легкий) | жел. дор. | трансп. | трансп. | | | | | метрополитен | | система | система | |-----------------|-----------------|--------------|-----------------|-----------|------------|----------------| | Характер | тоннельный | тоннельный | наземный, | наземный | наземный, | наземный, | | прокладки | | | эстакадный | | эстакадный | эстакадный | | | | | тоннельный | | | | |-----------------|-----------------|--------------|-----------------|-----------|------------|----------------| | Габарит тоннеля | 5,1-5,2 | 4,5-5,0 | 5,1-5,2 | | | | | внутренний, м | | | | | | | |-----------------|-----------------|--------------|-----------------|-----------|------------|----------------| | Минимальный | 1000 | 150 | 150 | 600 | 300 | 25 | | радиус | | | | | | | | в плане, м | | | | | | | |-----------------|-----------------|--------------|-----------------|-----------|------------|----------------| | Максимальный | 30 | 60 | 60 | 9 | 40 | 100 | | продольный | | | | | | | | уклон, | | | | | | | | промилле | | | | | | | |-----------------|-----------------|--------------|-----------------|-----------|------------|----------------| | Среднее | 3000 | 500-800 | 800 | 1700 | 5000 | 800-1000 | | расстояние | | | | | | | | между | | | | | | | | остановками, м | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наземный пассажирский транспорт Общие требования 9.2.19. Развитие наземного общественного транспорта, а также размещение объектов его инфраструктуры следует проводить на основе Комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта. Проектируемая сеть наземного транспорта должна обеспечивать: - подвоз пассажиров к станциям скоростного внеуличного транспорта; - межрайонные пассажирские сообщения; - внутрирайонные пассажирские сообщения. 9.2.20. Плотность сети наземного массового транспорта на застроенной территории города следует предусматривать не менее 2,6 км на кв. км территории городской застройки. На территории Центрального административного округа плотность сети наземного массового транспорта следует предусматривать 3,2 км на кв. км, в том числе на территории в пределах Садового кольца - 4,0 км на кв. км (без учета маршрутной сети малогабаритного пассажирского транспорта, обслуживающего центр города). 9.2.21. Расстояния между остановочными пунктами наземного пассажирского транспорта, как правило, следует принимать: - автобуса, троллейбуса - 400 м, в пределах центрального ядра города - 300 м, трамвая - 400-600 м; - экспресс-автобуса, как правило, не менее 800 м (в районах массовой застройки - 400 м). Линии наземного транспорта 9.2.22. Линии наземного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах (общегородского и районного значения), а в центральном административном округе - и на местной сети. 9.2.23. Проектирование трамвайных и троллейбусных линий следует проводить в соответствии со СНиП 2.05.09-90. В районах с ограниченной пропускной способностью уличной сети и при прохождении территорий природного комплекса допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий в тоннелях мелкого заложения или на эстакадах. 9.2.24. Самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует выделять при заторовых ситуациях в движении транспортных средств на перегонах улично-дорожной сети при числе полос движения не менее 3 в одном направлении. На регулируемых пересечениях самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует предусматривать при транспортной загрузке магистрали не менее 0,7 от величины пропускной способности полосы движения. Остановочные пункты 9.2.25. Длина пешеходных подходов от остановочных пунктов наземного транспорта не должна превышать: - до мест проживания или мест приложения труда - 400 м; - до торговых центров, универмагов, гостиниц, поликлиник - 150 м; - до прочих объектов - 400 м; - до станций и остановочных пунктов других видов транспорта в соответствии с требованиями п. 9.2.82. 9.2.26. Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта следует размещать с обеспечением следующих требований: - на магистральных улицах общегородского значения I класса (с непрерывным движением транспорта) - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов - на боковых проездах (в случае их наличия) или в "карманах"; - на магистральных улицах общегородского значения II класса и районных - в габаритах проезжей части. В случае, если стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают помехи движению транспортных потоков, следует предусматривать "карманы"; - в зонах транспортных развязок и пересечений - вне элементов развязок (съездов, въездов, переходно-скоростных полос и т.п.). 9.2.27. При размещении остановочных пунктов в "карманах" необходимо устраивать переходно-скоростные полосы для замедления и ускорения движения общей длиной, включая остановочную площадку, - 70-90 м. Полосы замедления и ускорения необходимо отделять от основных полос движения разделительной полосой, ширину которой следует принимать не менее 0,75 м, или разметкой. 9.2.28. "Карманы" (уширения проезжей части) следует предусматривать, как правило, за счет уменьшения ширины разделительных (озелененных) полос между проезжей частью и тротуаром. Глубину кармана следует принимать для остановки автобуса - 3 м, троллейбуса - 2 м. 9.2.29. Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать, как правило, за перекрестком, на расстоянии не менее 25 м от него. Допускается размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса: перед перекрестком - на расстоянии не менее 40 м в случае, если: - до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт или вход в подземный пешеходный переход; - пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком; - сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, тоннелю, путепроводу) или находится железнодорожный переезд. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии". 9.2.30. Длину посадочной площадки на остановках автобусных и троллейбусных маршрутов следует принимать: при общей частоте движения не более 30 ед. в час - 30 м, при частоте движения от 30 до 50 ед. в час - на 10 м более длины двух единиц подвижного состава особо большой вместимости; при частоте движения более 50 ед. в час - на 15 м более длины трех единиц подвижного состава особо большой вместимости. Ширину посадочной площадки следует принимать не менее 1,5 м; для установки павильона ожидания следует предусматривать уширение до 5,0 м. Павильон ожидания устанавливается на расстоянии не менее 3 м от борта проезжей части. 9.2.31. Остановочные пункты трамвая следует размещать, как правило, до перекрестка (по ходу движения) на расстоянии от него не менее 5 м. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии". Допускается размещение остановочных пунктов трамвая за перекрестком в случаях, если: - за перекрестком находится крупный пассажирообразующий пункт; - пропускная способность улицы за перекрестком больше, чем до перекрестка. Длину посадочной площадки трамвая следует принимать: при частоте движения не более 30 поездов в час - при одновагонном составе - на 5 м более длины расчетного состава; при двухвагонном составе ее длину следует принимать 40 м; при частоте движения более 30 поездов в час - на 10 м более длины двух двухвагонных поездов. Ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от ожидаемого пассажирооборота, но не менее 3 м - при наличии лестничных сходов в пешеходные тоннели и 1,5 м - при отсутствии лестничных сходов. Остановочные пункты и разъезды следует располагать, как правило, на прямых участках пути с продольным уклоном не более 30 промилле. В стесненных условиях допускается размещать остановочные пункты на внутренних участках кривых радиусом не менее 100 м, а также на путях с продольным уклоном не более 40 промилле. 9.2.32. Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта запрещается размещать в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи, которые составляют: от крайнего провода ЛЭП до 20 кВ - 10 м, 35 кВ - 15 м, 110 кВ - 20 м, 220 кВ - 25 м, 500 кВ - 30 м, 750 кВ - 40 м, 1150 кВ - 50 м. Отстойно-разворотные площадки и конечные станции 9.2.33. На конечных пунктах маршрутной сети наземного пассажирского транспорта следует предусматривать отстойно-разворотные площадки с учетом необходимости снятия с линии в межпиковый период около 30% подвижного состава. 9.2.34. Для автобуса и троллейбуса площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом в зависимости от количества маршрутов и частоты движения исходя из норматива: - автобус типа "ЛиАЗ-5256" - 100 кв. м на одно машино-место; - автобус типа "Икарус-280" - 130 кв. м на одно машино-место; - троллейбус типа "ЗиУ-9" - 100 кв. м на одно машино-место; - троллейбус типа "ЗиУ-10" - 130 кв. м на одно машино-место. Для трамвая площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом в зависимости от количества маршрутов и частоты движения исходя из норматива: 0,55-0,8 га - на 1-3 маршрута. Ширину отстойно-разворотной площадки следует предусматривать: для автобусов и троллейбусов - не менее 30 м; для трамваев - не менее 50 м. Границы отстойно-разворотных площадок должны быть закреплены в плане красных линий. 9.2.35. Отстойно-разворотные площадки городского пассажирского транспорта в зависимости от их емкости должны размещаться в удалении от жилой застройки не менее чем на 50 м. 9.2.36. На конечных станциях пассажирского наземного транспорта на городских и пригородно-городских маршрутах должно предусматриваться устройство помещений для водителей и обслуживающего персонала. Площадь участков для устройства служебных помещений определяется в соответствии с таблицей 9.2.3. Конечные станции маршрутов малогабаритного индивидуализированного транспорта следует устраивать вблизи станций метрополитена, объектов массового посещения, перехватывающих стоянок на расстоянии не более 40 м от входов в эти объекты. Конечные станции городского и пригородного наземного пассажирского транспорта в городе следует размещать с учетом экологических требований. Таблица 9.2.3 ---------------------------------------------------------------- |Показатели |Ед. изм.|Количество маршрутов | | | |--------------------------------| | | | 2 | 3-4 | 5-6 |свыше 6 | |--------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |Площадь участка |кв. м | 225 | 256 | 375 | 1296 | |--------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |Конфигурация участка| м |15 х 15|16 х 16|15 х 25|36 х 36 | |под размещение | | | | | | |типового объекта | | | | | | |с помещениями | | | | | | |для обслуживающего | | | | | | |персонала | | | | | | |--------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |Этажность здания | эт. | 1 | 1 | 2 | 2 | ---------------------------------------------------------------- Хранение и техническое обслуживание подвижного состава 9.2.37. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава следует проводить на основе комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта. Для обеспечения эксплуатации пассажирского наземного транспорта следует предусматривать территории для размещения объектов материально-технической базы с установлением границ участков в плане красных линий (депо, парки, ремонтные заводы и др. объекты). При размещении эксплуатационно-технических устройств городского транспорта необходимо учитывать возможности их перспективного развития, санитарно-гигиенические и противопожарные требования. 9.2.38. При размещении парков и гаражей продольные уклоны площадки не должны превышать: для трамвая - 0,025; троллейбуса и автобуса - 0,05. Поперечные уклоны площадки не должны превышать 0,025. 9.2.39. Хранение подвижного состава автобусного транспорта следует предусматривать, как правило, закрытым. Площадь земельного участка для автобусных гаражей закрытого хранения следует принимать в соответствии с табл. 9.2.4. Таблица 9.2.4 -------------------------------------------------------- |Вместимость автобусного |Ед. |Норма площади на единицу| |парка (количество машин)|изм.|подвижного состава | | | |------------------------| | | |Вместимость|Вместимость | | | |80-135 мест|140-250 мест| |------------------------|----|-----------|------------| | 100 |га | 0,035 | 0,055 | |------------------------|----|-----------|------------| | 200 |-"- | 0,03 | 0,043 | |------------------------|----|-----------|------------| | 300 |-"- | 0,025 | 0,04 | |------------------------|----|-----------|------------| | 400 |-"- | 0,022 | 0,037 | |------------------------|----|-----------|------------| | 500 |-"- | 0,02 | 0,036 | -------------------------------------------------------- При размещении автобусных парков их вместимость целесообразно принимать 400 машино-мест. Вместимость сооружений для хранения автобусного транспорта должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях. В условиях дефицита городских земель при проектировании автобусных парков допускается их устройство в двух и более уровнях. 9.2.40. Для хранения подвижного состава электротранспорта следует предусматривать закрытые помещения не менее чем на 25-30% от общего количества приписанного к депо подвижного состава. Остальной парк допускается хранить открытым. При размещении троллейбусных парков их вместимость целесообразно принимать 250 машино-мест. Вместимость должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях. Депо, ремонтные мастерские, парки и стоянки для хранения подвижного состава, как правило, следует размещать на одном земельном участке. Ориентировочно площадь земельного участка для эксплуатационно-технических устройств трамвая и троллейбуса следует принимать согласно табл. 9.2.5 и табл. 9.2.6. В случае дефицита городских территорий для хранения подвижного состава наземного транспорта допускается предусматривать дополнительные участки, удаленные от основного транспортного предприятия. 9.2.41. На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды (основной и резервный) трамвайных вагонов и троллейбусов. Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длины кузова трамвайного вагона или троллейбуса. 9.2.42. Количество и мощность тяговых подстанций определяется расчетом электрической сети. Площадь земельного участка для размещения тяговой подстанции принимается ориентировочно 0,15-0,25 га. Таблица 9.2.5 -------------------------------------------------------- |Вместимость трамвайного депо|Ед. |Норма площ. на един.| |(количество машин) |изм.|подвижного состава | |----------------------------|----|--------------------| | 100 |га | 0,06 | |----------------------------|----|--------------------| | 150 |-"- | 0,05 | |----------------------------|----|--------------------| | 200 |-"- | 0,04 | -------------------------------------------------------- Таблица 9.2.6 --------------------------------------------------------------- |Вместимость |Ед. |Норма площ. на един. подвижного | |троллейбусного парка|изм.|состава (вместимость) | |(количество машин) | | | | | |-----------------------------------| | | |ЗиУ-9 (одинарн.)|ЗиУ-10 (сочленен.)| | | |(85-140 мест) |(125-200 мест) | |--------------------|----|----------------|------------------| | 100 |га | 0,04 | 0,045 | |--------------------|----|----------------|------------------| | 150 |-"- | 0,039 | 0,044 | |--------------------|----|----------------|------------------| | 250 |-"- | 0,035 | 0,037 | --------------------------------------------------------------- Транспортно-пересадочные узлы 9.2.43. В транспортно-пересадочных узлах общегородского значения, сформированных на базе станций скоростного внеуличного транспорта, протяженность пешеходных путей от остановочных пунктов наземного транспорта следует предусматривать: - до станций метрополитена, экспресс метрополитена, скоростного трамвая и городской железной дороги - не более 100 м; - до станций и остановочных пунктов пригородно-городских железных дорог - не более 150 м. В пределах пересадочных узлов "метрополитен - пригородно-городская и городская железная дорога" протяженность пешеходных путей не должна превышать 150 м. В транспортно-пересадочных узлах типа "наземный транспорт - наземный транспорт" следует обеспечивать дальность пешеходных подходов не более 120 м. Примечание. Протяженность пешеходного пути исчислять от остановки наземного транспорта до входа в вестибюль станции скоростного внеуличного транспорта. 9.2.44. При пересадках со стоянок "П + П" на скоростной внеуличный транспорт дальность пешеходных подходов следует принимать в соответствии с табл. 9.3.3, п. 9.3.10. 9.2.45. Для сокращения затрат времени на пересадку рекомендуется применять локальные транспортные системы, ускоряющие пешеходное движение. 9.3. Индивидуальный транспорт 9.3.1. В городе должны быть предусмотрены территории для хранения, паркирования и технического обслуживания парка легковых автомобилей всех категорий, исходя из ожидаемого уровня насыщения легковыми автомобилями, в соответствии с п. 9.1.2. Сооружения для хранения, паркирования и технического обслуживания легковых автомобилей следует размещать с соблюдением нормативных радиусов доступности от обслуживаемых объектов с учетом требований эффективного использования городских территорий, с обеспечением экологической безопасности. 9.3.2. Следует разрабатывать схемы размещения сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей (в том числе в составе планов градостроительного развития территорий) - для города в целом, а также для отдельных административно-территориальных образований. На основе разработанных схем в проектах планировки, застройки и реконструкции жилых территорий сооружения для хранения и паркирования легковых автомобилей следует размещать с учетом функционально-планировочного решения территории и особенностей застройки (существующей и проектируемой) жилого района, микрорайона, жилой группы, участка (раздел 5 "Жилые территории"). Хранение легковых автомобилей 9.3.3. Требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения автотранспортных средств следует определять из расчета: для хранения легковых автомобилей в частной собственности, исходя из средней по городу 70%-ной обеспеченности местами в организованных гаражно-стояночных объектах - 210 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 1,5 квартиры), при этом: - в жилой застройке I категории комфортности - 270-330 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 0,75 - 1 квартиру); - в жилой застройке II категории комфортности для квартир со средними и высокими показателями нормативной площади - 180-210 легковых автомобилей на 1000 жителей (1 машино-место на 1,5-2 квартиры), для квартир с низкими показателями нормативной площади - 50-70 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 5-6 квартир); - в коттеджной застройке - 650-700 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 0,3-1 коттедж, квартиру); для легковых автомобилей государственной, муниципальной, иностранной и прочей принадлежности - 20 машино-мест на 1000 жителей; для таксомоторного транспорта - 1,5-2,0 машино-места на 1000 жителей. Примечание. Определение категорий комфортности жилой застройки производится в соответствии с МГСН 3.01-96, Дополнение N 4 к МГСН 3.01-96. 9.3.4. Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать, как правило, в радиусе доступности 250-300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 600 м; на территориях коттеджной застройки не более чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м. 9.3.5. Удельный показатель территории, требуемой под сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует принимать в соответствии с нормативными показателями по размещению гаражно-стояночных объектов - по жилой группе, микрорайону, жилому району (раздел 5 "Жилые территории"). 9.3.6. Сооружения для хранения легковых автомобилей всех категорий следует, как правило, размещать: - на территориях коммунально-складских и производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог (в случае, если СЗЗ соответствует норме и благоустроена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1/2.1.1.567-96). Суммарные выбросы от гаражей-стоянок не должны загрязнять промплощадки в концентрациях выше установленных нормативов; - в жилых районах - на территориях коммунального и общественного назначения, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, территориях транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, под проездами, автостоянками. Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города (вместимостью, как правило, не более 300 машино-мест), допускается размещать в жилых кварталах на территориях, приближенных к их границам. Таблица 9.3.1 ------------------------------------------------------------------ |Объекты, до которых |Расстояние, м. Автостоянки (открытые | |исчисляется расстояние|площадки) и наземные гаражи-стоянки | | |рампового типа вместимостью, | | |машино-место | | |-----------------------------------------| | |10 и менее|11-50|51-100|101-300|свыше 300| |----------------------|----------|-----|------|-------|---------| |Стены жилых домов | 10 | 15 | 25 | 35 | 50 | |с окнами | | | | | | |----------------------|----------|-----|------|-------|---------| |Торцы жилых домов | 10 | 10 | 15 | 25 | 35 | |без окон | | | | | | |----------------------|----------|-----|------|-------|---------| |Детские дошкольные | 15 | 25 | 25 | 50 | <*> | |учреждения и школы | | | | | | |----------------------|----------|-----|------|-------|---------| |Лечебные учреждения | 25 | 50 | <*> | <*> | <*> | |стационарного типа | | | | | | ------------------------------------------------------------------ <*> Устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора. Примечания: 1. Расстояния следует определять от границ автостоянок (открытых площадок), стен гаража-стоянки - до границ участков детских дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений стационарного типа. 2. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машино-мест на всех автостоянках, но во всех случаях не допуская размещения во внутриквартальной жилой застройке автостоянок вместимостью более 300 машино-мест. 3. Исключен. 4. Если въезды в гараж не ориентированы в сторону жилых и общественных зданий, указанные в таблице расстояния допускается сокращать на 25% в следующих случаях: - при отсутствии в гаражах открывающихся окон - для гаражей-стоянок закрытого типа I-II степеней огнестойкости; - при устройстве сплошного стенового ограждения (глухой стены) - для гаражей-стоянок закрытого типа всех степеней огнестойкости. Для гаражей-стоянок закрытого типа III, IV, IVa и V степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее указанных в примечании 2 таблицы 12.1. 5. Исключен. 6. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок рампового типа с количеством машино-мест внутри указанных в таблице градаций, но не менее 10 машино-мест допускается принимать по интерполяции. Подземные гаражи-стоянки в жилых кварталах и на придомовой территории допускается размещать под общественными и жилыми зданиями, участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными, спортивными и игровыми площадками (кроме детских), под проездами, гостевыми автостоянками; школьными участками (при условии организации въездов в гаражи и выездов из них, а также размещения устройств для выброса вредных веществ - за пределами школьных участков в соответствии с п. 9.3.8). Автостоянки (открытые площадки) для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянному населению города, целесообразно временно размещать на участках, резервируемых для перспективного строительства объектов и сооружений различного функционального назначения, включая многоярусные гаражи-стоянки. 9.3.7. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91* следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 50 м от места проживания автовладельца. В случае, если доступность имеющихся сооружений превышает 50 м, устраивают временные гаражи из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с табл. 9.3.1. Размещение гаражей для инвалидов должно проводиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки. Размещение в жилой застройке многоэтажных гаражей-стоянок вместимостью свыше 300 машино-мест, а также гаражей-стоянок без наружного стенового ограждения или с неполным наружным стеновым ограждением допускается при соблюдении действующих санитарных норм и экологических требований, обоснованных соответствующими расчетами рассеивания выбросов вредных веществ и расчетами по защите от шума, при условии согласования с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. 9.3.8. Расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в табл. 9.3.1. Расстояния от подземных гаражей-стоянок до объектов городской застройки, а также расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до общественных зданий не лимитируются. При размещении наземных и комбинированных гаражей-стоянок, а также вентиляционных шахт подземных гаражей-стоянок ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ не должны превышать установленные санитарные нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1. 567-96), уровни шума не должны превышать предельно допустимые значения. Расстояния от въездов в подземные гаражи-стоянки и выездов из них до окон жилых домов и участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений должны устраиваться в соответствии с требованиями п. 9.3.23. Паркирование легковых автомобилей 9.3.9. Требуемое расчетное количество машино-мест для паркирования легковых автомобилей следует определять в соответствии с таблицей 9.3.2. На автостоянках и гаражах-стоянках, обслуживающих объекты посещения различного функционального назначения, следует выделять места для паркирования личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*. 9.3.10. Для Москвы следует организовывать комбинированную схему размещения сооружений для паркирования легковых автомобилей, включающую приобъектные, кооперированные, перехватывающие стоянки типа "П + П", радиусы обслуживания которых следует принимать в соответствии с табл. 9.3.3. 9.3.11. При организации кооперированных стоянок, обслуживающих группы объектов трудового и культурно-зрелищного назначения, допускается снижать суммарное требуемое количество машино-мест: на территории Центрального административного округа г. Москвы - на 20-25%, в периферийных зонах - на 10-15%. 9.3.12. При расчете требуемого количества машино-мест на приобъектных и кооперированных стоянках на территории Центрального административного округа г. Москвы следует принимать продолжительность паркирования легковых автомобилей: не более 2,5 часов - в пределах Садового кольца; не более 5 часов - за его пределами. Таблица 9.3.2 --------------------------------------------------------------- | Объекты посещения |Расчетные единицы|1 машино-место | | | |на следующее | | | |количество | | | |расчетных | | | |единиц | |--------------------------|-----------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | |-------------------------------------------------------------| | ОБЪЕКТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА | |-------------------------------------------------------------| | Административно- |служащие | 4-7 (1) | | управленческие | | | | учреждения | | | |--------------------------|-----------------|----------------| | Объекты коммерческо- |служащие | 3-5 | | деловой и финансовой сфер| | | |--------------------------|-----------------|----------------| | Научные и проектные |преподаватели | 5-9 | | организации, высшие |и сотрудники | | | учебные заведения | | | |--------------------------|-----------------|----------------| | Промышленные |рабочие | 6-10 | | и коммунально-складские |и служащие | | | объекты | | | |-------------------------------------------------------------| | ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ | |-------------------------------------------------------------| | Торговые центры, |кв. м торговой | 15-25 (1) | | универмаги, магазины |площади | | | с площадью торговых залов| | | | более 1000 кв. м | | | |--------------------------|-----------------|----------------| | Рынки |торговые места | 3-6 | |--------------------------|-----------------|----------------| | Рестораны, кафе |посадочные места | 6-12 | | общегородского значения | | | |-------------------------------------------------------------| | ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА | |-------------------------------------------------------------| | Театры, цирки, концертные|зрительские места| 5-7 | | залы, кинотеатры | | | | общегородского значения | | | |--------------------------|-----------------|----------------| | Музеи, выставки, |единовременные | 8-10 | | библиотеки |посетители | | |-------------------------------------------------------------| | ГОСТИНИЦЫ | |-------------------------------------------------------------| | Высших категорий |места | 5-8 | | (4 или 5 звезд) | | | |--------------------------|-----------------|----------------| | Прочие |места | 9-12 | |-------------------------------------------------------------| | УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ | |-------------------------------------------------------------| | Лечебные учреждения |койки | 15-25 | | стационарного типа | | | |-------------------------------------------------------------| | ОБЪЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА | |-------------------------------------------------------------| | Объекты физкультуры |зрительские места| 10-30 | | и спорта с местами | | | | для зрителей | | | |-------------------------------------------------------------| | ВОКЗАЛЫ | |-------------------------------------------------------------| | Железнодорожные |пассажиров, | 8-10 | | |прибывающих | | | |в "час пик" | | |--------------------------|-----------------|----------------| | При аэропортах |пассажиров, | 6-8 | | |прибывающих | | | |в "час пик" | | --------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Нормативные показатели учитывают московские и иногородние легковые автомобили всех категорий. 2. Нормативные показатели включают требуемое количество машино-мест для работающих и посетителей. 3. При размерах торговой площади от 500 до 1000 кв. м полученное расчетом количество машино-мест снизить в 2,5 раза; при размерах торговой площади менее 500 кв. м - автостоянки допускается не предусматривать. Таблица 9.3.3 -------------------------------------------------------------------- | Виды | Назначение и размещение | Расстояния до объектов| | автостоянок | | обслуживания | | и паркингов | | | |----------------|-------------------------|-----------------------| | Приобъектные | Стоянки для обслуживания| До торговых центров, | | | отдельных объектов; | универмагов, гостиниц,| | | размещаются | поликлиник, | | | непосредственно | пассажирских | | | у объектов обслуживания | помещений вокзалов - | | | | не более 150 м; | | | | до прочих объектов - | | | | не более 400 м | |----------------|-------------------------|-----------------------| | Кооперированные| Укрупненные стоянки | До наиболее | | | для обслуживания групп | удаленного объекта | | | объектов; размещаются | из обслуживаемой | | | с увеличением радиусов | группы - | | | доступности | не более 1200 м | |----------------|-------------------------|-----------------------| | Задерживающие | Стоянки для перехвата | До станций пересадки | | | потоков легкового | на скоростной | | | транспорта, | массовый транспорт - | | | направленных в центр | не более 150 м | | | города; размещаются | | | | на подходах к центру | | | | города возле станций | | | | скоростного массового | | | | транспорта: | | | | по радиальным | | | | направлениям; | | | | на периферии города; | | | | на подходах к городу | | -------------------------------------------------------------------- 9.3.13. При организации перехватывающих стоянок на внешних подходах к Садовому кольцу и к границам центрального административного округа (с целью разгрузки центральных районов города от автотранспорта), их вместимость следует рассчитывать не более чем на 80% требуемого количества машино-мест для паркирования автомобилей, направляющихся к объектам приложения труда, и не более чем на 60% машино-мест, обслуживающих объекты культурно-бытового назначения, расположенных в центре города, с соответствующим снижением вместимости стоянок в пределах центра города. 9.3.14. При организации на внешних подходах к Московской кольцевой автомобильной дороге стоянок типа "П + П", перехватывающих потоки легкового транспорта, направляющегося в Москву из других городов и населенных пунктов, их вместимость следует рассчитывать не более чем на 50% требуемого количества машино-мест для паркирования автомобилей при поездках с трудовыми целями и не более чем на 25% машино-мест - при поездках с культурно-бытовыми целями в периферийные районы города. Стоянки "П + П" на внешних подходах к Московской кольцевой автомобильной дороге следует размещать возле железнодорожных станций, остановок экспресс-автобусов, маршрутного такси в соответствии с табл. 9.3.3. 9.3.15. При строительстве многофункциональных зданий-комплексов в нижних наземных или подземных ярусах этих объектов следует предусматривать размещение гаражей-стоянок, которые должны обеспечивать потребность в машино-местах для паркирования легковых автомобилей, принадлежащих работающим и посетителям комплекса, не входя в противоречие со схемой организации паркирования легковых автомобилей, разработанной для рассматриваемой территории. 9.3.16. В пределах жилых территорий следует предусматривать открытые площадки (гостевые автостоянки) для паркирования легковых автомобилей посетителей из расчета 40 машино-мест на 1000 жителей, удаленные от подъездов обслуживаемых жилых домов не более чем на 200 м. Типы сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей и приемы их размещения 9.3.17. Тип сооружения для хранения или паркирования легковых автомобилей следует выбирать в соответствии с общим архитектурно - градостроительным решением окружающей застройки, с учетом территориальных возможностей, гидрогеологических особенностей. Гаражи-стоянки для хранения и паркирования легковых автомобилей допускается предусматривать отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными, с устройством для въезда автомобилей прямолинейных или криволинейных рамп, полурамп, наклонных полов, лифтовых подъемников, механизированных и автоматизированных подъемников и манипуляторов. Отдельно стоящие гаражи-стоянки различных типов целесообразно предусматривать: наземными - 4-6 ярусов, комбинированными (с этажами выше и ниже уровня земли) - 6-9 ярусов, подземными, как правило, в 2-4 яруса. Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи-стоянки для хранения легковых автомобилей населения допускается размещать в подземных и цокольных этажах жилых домов и общественных зданий (в последнем случае целесообразно совмещать в одном объеме хранение и паркирование автомобилей). На территории застройки высокой интенсивности следует предусматривать встроенные подземные гаражи-стоянки не менее чем в два яруса. Необходимо жилые квартиры отделять от гаража нежилым этажом. 9.3.18. Многоярусные механизированные и автоматизированные гаражи-стоянки закрытого типа с пассивным передвижением автомобилей внутри сооружения (с выключенным двигателем) допускается: - устраивать отдельно стоящими; - пристраивать к глухим торцевым стенам (без окон) производственных, административно-общественных (за исключением лечебных и детских дошкольных учреждений, школ), жилых зданий вместимостью, как правило, не более 150 машино-мест; - пристраивать к существующим брандмауэрам, устраивать встроенными (встроенно-пристроенными) в отдельные здания, а также встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих зданий производственного, административно-общественного назначения - без ограничения вместимости; - встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих жилых домов - при условии компоновки гаража-стоянки без выхода за габариты жилых зданий по ширине вместимостью, как правило, не более 150 машино-мест. Обязательным условием применения встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных механизированных и автоматизированных гаражей-стоянок является устройство независимых от основного здания несущих конструкций с обеспечением шумовиброзащиты, обеспечением рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе до ПДК на территории жилой застройки. 9.3.19. Площади застройки и размеры земельных участков отдельно стоящих гаражей-стоянок для легковых автомобилей следует ориентировочно принимать в соответствии с табл. 9.3.4. Площадь участка для стоянки одного автомобиля на автостоянках следует принимать 22,5 кв. м; при примыкании участков для стоянки к проезжей части улиц и проездов - 18,0 кв. м на автомобиль. Въезды, выезды и проезды к гаражам 9.3.20. Въезды в отдельно стоящие, встроенные и встроенно-пристроенные сооружения для хранения легковых автомобилей (гаражи-стоянки и автостоянки) вместимостью до 300 машино-мест и выезды из них следует обеспечивать на местную улично-дорожную сеть жилого района, второстепенные улицы и проезды. Подъезды к гаражам и автостоянкам не должны пересекать основные пешеходные пути, должны быть изолированы от площадок для отдыха, игровых и спортивных площадок. 9.3.21. Наименьшее расстояние от проездов или улиц, с которых осуществляется основной выезд из гаража-стоянки вместимостью свыше 300 машино-мест, следует принимать: - до перекрестков магистральных улиц ("стоп-линии") - не менее 100 м; - до перекрестков районных улиц - не менее 50 м; - до перекрестков улиц местного значения - не менее 20 м; - до остановочных пунктов массового общественного транспорта - не менее 30 м. 9.3.22. Внешние въезды и выезды многоярусных гаражей-стоянок следует предусматривать раздельными. Следует предусматривать не менее чем по 2 полосы движения на въезде и на выезде (при ширине каждой полосы не менее 3 м). Допускается располагать въезд и выезд рядом с обязательным разделением проезжей части по направлениям движения (разделительной полосой или разметкой). Автостоянки (открытые площадки) и гаражи-стоянки вместимостью до 50 машино-мест могут иметь совмещенный внешний въезд - выезд шириной не менее 6 м. Перед гаражами-стоянками вместимостью свыше 50 машино-мест следует предусматривать накопительную площадку из расчета 1 машино-место на каждые 100 автомобилей, но не менее чем площадка для паркирования 2 пожарных автомашин. 9.3.23. Въезды в отдельно стоящие подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, участков школ, детских и лечебных учреждений не менее чем на 15 м. Расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов не лимитируются. В исторической застройке при размещении гаражей-стоянок под жилыми зданиями допускается ненормированный разрыв от въездов в них до окон помещений при выполнении необходимых условий пожарной безопасности (устройство козырька, применение огнеупорных конструкций, регламентация режима функционирования). Автосервис 9.3.24. Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на каждые 250 легковых автомобилей от общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 9.3.5. 9.3.25. Расстояния от станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на застроенных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл. 9.3.6. 9.3.26. Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на каждые 1200 легковых автомобилей общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 9.3.7. 9.3.27. Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (на сжатом газе), автомобильных газонаполнительных станций (на сжиженном газе) до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и общественных зданий и сооружений следует принимать: при 1-2 топливораздаточных колонках - не менее 25 м; при 3 и более - не менее 50 м. Примечания: 1. Указанное расстояние следует исчислять от топливораздаточных колонок и подземных резервуаров для хранения жидкого топлива для лечебных и учебных заведений - до границ участков. 2. Размещение АЗС с наземными резервуарами на территории Москвы, как правило, не допускается. Таблица 9.3.4 ----------------------------------------------------------------- |Этажность| Типы рамповых (1) гаражей | |гаражей |-----------------------------------------------------| | | наземные | комбинированные | подземные | | |-----------------------------------------------------| | | Площадь, кв. м на 1 автомобиль | | |-----------------------------------------------------| | |подошвы |участка|подошвы |участка|подошвы |участка| | |застройки| |застройки| |застройки|(2) | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 1 | 27 | 30,0 | - | - | 25 | 5 | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 2 | 15 | 19,2 | 15 | 18,0 | 15 | 4,1 | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 3 | 10 | 13,0 | 10 | 11,6 | 10 | 3,3 | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 4 | 8 | 10,0 | 8 | 8,8 | 8 | 2,4 | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 5 | 6 | 8,0 | 6 | 6,5 | 6 | 1,8 | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| | 6-8 | 4 | 5,5 | 4 | 4,8 | - | - | |---------|---------|-------|---------|-------|---------|-------| |9 и более| - | - | 3 | 3,5 | - | - | ----------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Для многоэтажных полумеханизированных гаражей-стоянок (оборудованных лифтовыми подъемниками) показатели граф 2-7 уменьшаются в 1,2 раза, механизированных и автоматизированных гаражей - в 1,3-1,5 раза. 2. В площадь участка подземных гаражей-стоянок входят размеры накопительной площадки, защитного озеленения, внешние пандусы для въезда и выезда автомобилей. Таблица 9.3.5 ------------------------------------------ |Количество постов |10 |15 |25 |40 | |--------------------|----|----|----|----| |Размеры земельных | 1,0| 1,5| 2,0| 3,5| |участков для СТО, га| | | | | ------------------------------------------ Таблица 9.3.6 ------------------------------------------------------------ |Здания, до которых определяется |Расстояние | |расстояние |от станций | | |технического | | |обслуживания | | |при числе постов,| | |м | | |-----------------| | |10 и менее|11-30 | |----------------------------------------|----------|------| |Жилые дома | 25 | 50 | |(в том числе торцы жилых домов без окон)| | | |----------------------------------------|----------|------| |Общественные здания | 25 | 50 | |----------------------------------------|----------|------| |Общеобразовательные школы и детские | | | |дошкольные учреждения | 50 | <*> | |----------------------------------------|----------|------| |Лечебные учреждения со стационаром | 50 | <*> | ------------------------------------------------------------ <*> Определяется по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Примечания: 1. Расстояния исчисляются от окон жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до границ участка станции технического обслуживания. 2. Станции технического обслуживания при числе постов более 30 следует размещать вне жилых районов на производственных территориях. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не менее 100 м от жилых домов. Таблица 9.3.7 ----------------------------------------------------------------- |Количество топливораздаточных колонок |2 |5 |7 |9 |11 | |-----------------------------------------|---|---|---|----|----| |Размеры земельных участков для АЗС, га |0,1|0,2|0,3|0,35| 0,4| ----------------------------------------------------------------- 9.3.28. Запрещается размещать автозаправочные и газонаполнительные станции и другие источники повышенной опасности на расстоянии менее 25 м от посадочных, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов. 9.3.29. Отдельно стоящие моечные пункты на 1-2 поста следует размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, общественных зданий и сооружений, границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром. 9.3.30. При размещении и проектировании АЗС на магистральных улицах следует предусматривать дополнительные полосы движения для обеспечения въезда и выезда машин. 9.3.31. Для обслуживания иногороднего транспорта следует предусматривать станции технического обслуживания и мотели, размещая их на подходах к городу на автомобильных дорогах федерального и областного значения. 9.4. Внешний транспорт Железнодорожный транспорт 9.4.1. Проектирование железных дорог следует проводить на основе генерального плана развития г. Москвы и комплексной схемы развития Московского железнодорожного узла в соответствии с требованиями СТНЦ-01-95. 9.4.2. Устройство новых и сохранение существующих подъездных железнодорожных путей на территории города к промышленным предприятиям и складским территориям допускается предусматривать, как правило, при грузовом обороте 5 и более вагонов в сутки, если осуществление перевозок другими видами транспорта экономически нецелесообразно. При меньшем грузообороте устройство подъездных путей допускается как исключение, обусловленное специальными требованиями к перевозке грузов, при соответствующем технико-экономическом и санитарно-экологическом обосновании. 9.4.3. При прохождении существующих и новых железнодорожных линий и дополнительных путей по застроенным территориям, при проектировании новой застройки и реконструкции существующей следует проводить расчет уровней шума и предусматривать шумозащитные мероприятия в соответствии с нормативами СНиП II-12-77, а также расчет уровня и зон загрязнения компонентов окружающей среды (воздушного бассейна, почвенного покрова, поверхностных и грунтовых вод) при обычных режимах эксплуатации и возможных авариях. Необходимо предусматривать природоохранные мероприятия по созданию благоприятных условий в прилегающей жилой застройке. 9.4.4. В целях прекращения или снижения вредного воздействия от железнодорожного транспорта на прилегающие застроенные территории и более эффективного использования городских земель, занятых железнодорожными путями, допускается перекрытие отдельных ее участков для размещения в надпутевом пространстве объектов городской застройки различного функционального назначения с учетом требований СНиП 32-01-95. 9.4.5. Участки высокоскоростных и скоростных железнодорожных магистралей следует проектировать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к линиям электрифицированных железных дорог с использованием для их сооружения, как правило, территории полосы отвода существующих железных дорог. 9.4.6. Земли железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода в черте города закрепляются разбивочным чертежом-актом линий градостроительного регулирования, согласованного и утвержденного в соответствии с Положением о порядке установления линий градостроительного регулирования в г. Москве (постановление Правительства Москвы от 05.05.98 N 343). Воздушный транспорт 9.4.7. Размещение и развитие аэродромов и вертолетных станций следует проводить на основе Генерального плана развития г. Москвы и комплексной схемы развития Московского авиационного узла в соответствии с требованиями СНиП 32-03-96 и ГОСТ 22283. 9.4.8. Аэропорты должны быть связаны скоростными видами массового пассажирского транспорта со станциями скоростного внеуличного транспорта, с системой общегородского центра, с другими аэропортами. При этом следует обеспечивать прямую доставку пассажиров к аэропортам от станций скоростного внеуличного транспорта, длина пешеходного пути при пересадке не должна превышать 100 м. Водный транспорт 9.4.9. Размещение и развитие объектов водного транспорта следует проводить на основе генерального плана г. Москвы и комплексной схемы развития водного транспорта в соответствии с требованиями СНиП 2-07-01-89. 9.4.10. Расстояние от речных вокзалов до остановок массового пассажирского транспорта следует обеспечивать в пределах 200 м. В случае превышения этого расстояния, а также в целях повышения комфорта транспортного обслуживания пассажиров предусматривать систему подвозящего транспорта непосредственно к зданию вокзала. Автомобильный транспорт 9.4.11. Пассажирские автовокзалы и крупные автостанции необходимо располагать на выходах магистральной улично-дорожной сети города на загородные автомобильные дороги вблизи станций скоростного внеуличного транспорта (метрополитена и пригородно-городской железной дороги), объектов массового тяготения потоков иногороднего населения. 9.4.12. Новые грузовые автостанции и контейнерные площадки необходимо размещать, как правило, на производственных территориях в увязке с основной магистральной сетью города. 9.4.13. Для обслуживания иногороднего транспорта следует предусматривать станции технического обслуживания и мотели, размещая их на подходах к городу на автомобильных дорогах федерального и областного значения. Раздел 10. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Новые и реконструируемые системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения следует проектировать с учетом требований действующих нормативных документов. Расчетные показатели и положения приведены как для города в целом, так и для различных его территорий. Отдельные показатели могут уточняться в зависимости от состава застройки. 10.1. Водоснабжение 10.1.1. На территории города все объекты жилищно-гражданского, производственного назначения, как правило, должны быть обеспечены централизованными системами водоснабжения. Вновь строящиеся и реконструируемые системы водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; 2.04.01-85 с учетом водосберегающих мероприятий. При проектировании коттеджной застройки следует руководствоваться Нормами и правилами проектирования коттеджной застройки (Дополнение N 1 к МГСН 1.01-98 и Дополнение N 3 к МГСН 3.01-96). 10.1.2. Расчетное среднесуточное водопотребление города следует определять как сумму расходов воды на хозяйственно-бытовые нужды и нужды промышленных предприятий. Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды следует определять в соответствии с величиной удельного водопотребления на 2010 г., равной 435 л/чел. в сутки (в среднем по Москве). Удельное водопотребление учитывает все расходы на хозяйственно-бытовые нужды, приведенные в таблице 10.1.1. Расход воды по отдельным объектам различной категории потребителей следует определять по действующим нормам СНиП 2.04.01-85. Таблица 10.1.1 РАСХОД ВОДЫ ПО КАТЕГОРИЯМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ -------------------------------------------------------- |Категории потребителей |Расчетная величина удельного | | |водопотребления | | |на 1 постоянного жителя | | |Москвы, литров в сутки на чел.| |-----------------------|------------------------------| |1. Жилые здания | 235,0 <*> | |-----------------------|------------------------------| |2. Административные | 23,0 | |и общественные здания | | |-----------------------|------------------------------| |3. Предприятия торговли| 55,0 | |и общественного питания| | |-----------------------|------------------------------| |4. Предприятия бытового| 40,0 | |и коммунального | | |обслуживания, в т.ч. | | |гостиницы | | |-----------------------|------------------------------| |5. Учреждения | 10,0 | |здравоохранения | | |-----------------------|------------------------------| |6. Учреждения | 22,0 | |образования | | |-----------------------|------------------------------| |7. Спортивные | 23,0 | |учреждения | | |-----------------------|------------------------------| |8. Учреждения культуры | 3,0 | |и искусства | | |-----------------------|------------------------------| |9. Прочие неучтенные | 24,0 | |расходы (международные | | |центры, временное | | |население и др.) | | |-----------------------|------------------------------| |Общие расход воды | 435,0 <*> | -------------------------------------------------------- <*> Расход воды в жилых зданиях принимать, л/сут. на чел.: 2000 г. - 330, на 2005 г. - 280. Соответственно общий расход воды, л/сут. на чел., составляет: 490 и 460. Для ориентировочного расчета водопотребления в жилых районах принимаются следующие показатели, л/сут. на чел.: 2000 г. - 450, 2005 г. - 400, 2010 г. - 370. 10.1.3. При проектировании систем водоснабжения по отдельным структурно-планировочным частям города следует руководствоваться показателями, приведенными в табл. 10.1.2. 10.1.4. Из условий пожаротушения минимальный диаметр уличной водопроводной сети принимается 300 мм. В качестве резервных источников водоснабжения для противопожарных целей следует использовать естественные и искусственные водоемы, реки Москву, Яузу, Сетунь, имеющиеся пруды. В зонах, где такие источники отсутствуют, следует размещать искусственные водоемы с радиусом обслуживания до 1,5 км, емкостью не менее 6000 куб. м. К водоемам должны предусматриваться подъезды и оборудоваться водозаборные устройства. В качестве противопожарной сети использовать противопожарный водопровод. Для пожаротушения зданий, расположенных за пределами зоны действия технических средств, использующих воду, применять другие средства для пожаротушения. Таблица 10.1.2 ------------------------------------------------------------------------------------------ | Показатель | Ед. изм. | Территории города | | | |---------------------------------------------------------| | | |Городской| Примагистральные |Межмагистральные территории| | | |узел | террит. |с размером квартала | | | | | |---------------------------| | | | | |до 5 га|от 5 |от 10 | | | | | | |до 10 га|до 50 га | |------------------|-----------|---------|-------------------|-------|--------|----------| | Плотность | тыс. кв. м|более 30 | от 15 |от 15 |от 10 |до 15 | | застройки |-----------| | до 30 |до 30 |до 20 | | | | га | | | | | | |------------------|-----------|---------|-------------------|-------|--------|----------| | Плотность | чел./га | 250 | 300 |450-500|350-450 |300-400 | | проживающего | | | | | | | | населения | | | | | | | | жилого | | | | | | | | микрорайона | | | | | | | |------------------|-----------|---------|-------------------|-------|--------|----------| | Расход воды | л/чел. | 530 | 435 |260-340|260-300 |315-280 | | на хоз. - | в сутки | | | | | | | быт. нужды | | | | | | | | в пересчете | | | | | | | | на 1 жителя | | | | | | | |------------------|-----------|---------|-------------------|-------|--------|----------| | Водопотребление | куб. м | 133 | 131 |120-170| 90-135 | 95-112 | | | в сут. | | | | | | | |-------- | | | | | | | | га | | | | | | |------------------|-----------|---------|-------------------|-------|--------|----------| | Прокладка | пог. м/га | 100 | 120 | 200 | 180 | 140 | | водопроводной | | | | | | | | сети | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Примечания: 1. При проектировании систем водоснабжения в каждом конкретном случае необходимо учитывать возможность использования воды технического качества для полива зеленых насаждений. 2. Для ориентировочного учета прочих потребителей в расчет удельного показателя вводится позиция "неучтенные расходы". 3. Расчетные показатели применяются для предварительных расчетов объема водопотребления. 4. Водопотребление дано без учета промышленности. 5. Расход воды на нужды промышленных предприятий в каждом конкретном случае определяется отдельно в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84, технологическими данными и с учетом рационального использования воды. 10.1.5. Размеры земельных участков для станций очистки питьевой воды производительностью свыше 800 тыс. куб. м в сутки, городских водопроводных регулирующих узлов, насосных станций подкачки определяются проектом. 10.1.6. Следует предусматривать водопроводные вводы в зданиях преимущественно от городской сети. Исключается прокладка транзитных водопроводных вводов через подвалы зданий. В каждом здании необходимо предусматривать индивидуальные узлы учета расхода воды. Основные показатели следует принимать в зависимости от территориального деления города. 10.1.7. Для прокладки водопровода диаметром 50-1000 мм и свыше следует применять трубы из высокопрочного чугуна типа "ЧШГ" с внутренним цементно-песчаным покрытием, стальные - с внутренним цементно-песчаным покрытием и наружной изоляцией из экструдированного полиэтилена. При применении стальных труб предусматривать одновременное устройство электрозащиты (активной, пассивной, изолирующих фланцев, диэлектрических втулок и др.). 10.1.8. На сетях водопровода предусматривать преимущественно бесколодезную установку арматуры с применением задвижек типа "МЗВ". Для монтажа фасонных частей и арматуры на трубопроводах в колодцах предусматривать установку сальниковых компенсаторов из коррозионно-стойких материалов. 10.1.9. Исключить прокладку новых водопроводных сетей в непроходных каналах теплосети. При прокладке новых водопроводных сетей отключаемые участки трубопроводов подлежат демонтажу или тампонированию на всю длину. 10.1.10. Виды водозаборных устройств и места их размещения определяются требованиями к качеству питьевых вод и проектируются в соответствии с СанПиН 2.1.4.559-96. В соответствии с СанПиН 2.1.4.027-95 зона санитарной охраны (ЗСО) водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно-защитной полосой. Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии: от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров, контактных осветителей - не менее 30 м; от водонапорных башен - не менее 10 м; от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, насосные станции и др.) - не менее 15 м. 10.1.11. В соответствии со СНиП 2.04.02-84 и СП 2.1.4.031-95 ширина санитарно-защитной полосы водоводов устанавливается в зависимости от грунтов и диаметров водоводов, но не менее 10 м при диаметре до 1000 мм и не менее 20 м при больших диаметрах от оси водоводов в обе стороны. Запрещается размещение в санитарно-защитной полосе сооружений и коммуникаций водоснабжения постоянных и временных зданий и сооружений, не относящихся к системе водоснабжения. 10.2. Канализация 10.2.1. Все объекты жилищно-гражданского назначения в пределах МКАД и на новых территориях должны быть обеспечены централизованными системами канализования. Вновь строящиеся и реконструируемые системы наружной канализации следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85 и Правилами пользования системами Московского городского водопровода и канализации в той части, в какой они не противоречат настоящим нормам и правилам. Проектирование коттеджной застройки следует осуществлять в соответствии с нормами и правилами проектирования коттеджной застройки (Дополнение N 1 к МГСН 1.01-98 и Дополнение N 3 к МГСН 3.01-96). 10.2.2. При проектировании систем наружной канализации надлежит руководствоваться следующими расчетными расходами сточных вод: - средним суточным за год расходом сточных вод (куб. м/сутки) при определении потребности в реагентах, технико-экономических расчетах; - секундным расходом сточных вод в час максимального водоотведения (л/сек.) при гидравлическом расчете коммуникаций канализации и подборе насосного оборудования. 10.2.3. Численная величина удельного водоотведения должна определяться с использованием нормативного значения коэффициента водоотведения, приведенного в табл. 10.2.1. Таблица 10.2.1 НОРМАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВОДООТВЕДЕНИЯ ------------------------------------------------------ |Тип застройки |Коэффициент водоотведения| |--------------------------|-------------------------| |В среднем по городу | 0,98 | |Малоэтажное строительство:| | |--------------------------|-------------------------| |- городское | 1,0 | |--------------------------|-------------------------| |- пригородное | 0,95 | |--------------------------|-------------------------| |- сельское | 0,9 | |--------------------------|-------------------------| |- при наличии местной | 0,8-0,85-0,9 | |промышленности | | ------------------------------------------------------ 10.2.4. Общий коэффициент неравномерности водоотведения определяется в соответствии со средним (за год) расходом сточных вод и принимается по таблице 10.2.2. Таблица 10.2.2 ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВОДООТВЕДЕНИЯ -------------------------------------------------------------------- |Средний (годовой)|Менее|5 |10 |20 |50 |100|300 |500 |1000|5000 | |расход сточных | 5 | | | | | | | | |и более| |вод, л/сек. | | | | | | | | | | | |-----------------|-----|---|---|---|---|---|----|----|----|-------| |Общий | 6 |4,6|3,5|2,9|2,3|2,0|1,85|1,81|1,75|1,52 | |коэффициент | | | | | | | | | | | |неравномерности | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------- 10.2.5. Для уменьшения величин расчетного расхода для существующих и проектируемых сооружений канализации следует, как правило, включение в состав канализационных систем аварийно-регулирующих резервуаров (АРР), устанавливаемых в непосредственной близости от канализационных насосных станций. Прием сточных вод в АРР должен осуществляться от напорных водоводов насосной станции через рассредоточенную систему подающих в АРР труб, имеющих эжекторы и конические насадки. Конструкция АРР должна обеспечивать порционное опорожнение и в конечной стадии опорожнения должна обеспечиваться самоочищающая скорость при самотечном опорожнении его в подводящий канал насосной станции. Для предварительной оценки |