ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ. Не задано. Президент РФ. 04.12.03 ПР-2194

                                ОСНОВЫ
            ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
               ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
                    И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

 
                           ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          4 декабря 2003 г.
                             N Пр-2194
       
                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                             Президент
                                                  Российской Федерации
                                                               В.Путин
                                                   4 декабря 2003 года
                                                               Пр-2194

                          I. Общие положения

     1.   Настоящие   Основы   определяют   цель,  основные  принципы,
приоритетные  направления,  задачи  и меры государственной поддержки в
области  обеспечения химической и биологической безопасности личности,
общества   и   государства   (далее   -   химическая  и  биологическая
безопасность),  а  также  механизмы и этапы реализации государственной
политики в этой области.
     2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской
Федерации,  федеральные  законы  и  иные  нормативные правовые акты, а
также международные договоры и соглашения, участницей которых является
Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической
безопасности.
     3.  Обеспечение  химической и биологической безопасности является
одним  из  важнейших  направлений укрепления национальной безопасности
Российской Федерации.
     4.  Общее  руководство  реализацией  настоящих Основ осуществляет
Президент Российской Федерации.

     II. Основные факторы, определяющие государственную политику
    в области обеспечения химической и биологической безопасности

     5.  Усиливающееся  негативное  влияние химических и биологических
факторов  на население, производственную и социальную инфраструктуру и
экологическую  систему,  увеличение  риска  возникновения чрезвычайных
ситуаций   (в   том   числе  ввиду  террористических  воздействий)  на
потенциально  опасных  химических  и  биологических объектах различной
организационно-правовой  формы  и формы собственности (далее - опасные
объекты)  представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека,
национальной     безопасности,    социально-экономическому    развитию
Российской Федерации.
     6.  Необходимость  повышения  уровня  химической  и биологической
безопасности обусловлена следующими факторами:
     нарастающим  количеством опасных объектов с близкими к предельным
или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
     наличием    накопителей   токсичных   производственных   отходов,
территорий   (акваторий),   подвергшихся  техногенным  загрязнениям  в
процессе   хозяйственной   деятельности   предприятий   и  организаций
промышленности  (в  том  числе  при уничтожении химического оружия), а
также  естественных  резервуаров  патогенных  микроорганизмов наряду с
отсутствием   в   большинстве   регионов  предприятий  по  переработке
(утилизации) опасных химических и биологических материалов;
     снижением  общего уровня профессиональной подготовки технического
и  обслуживающего  персонала, нарушениями правил и порядка обеспечения
физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и
материалов;
     отступлением   от   технических   и   технологических   норм  при
производстве   специализированного  оборудования,  технических  систем
(средств),   а   также   от   требований  и  условий,  предусмотренных
проектно-монтажной  документацией,  при  строительстве  (модернизации)
опасных объектов;
     активизацией  террористических  проявлений  в  отношении  опасных
объектов;
     возрастанием  вероятности  экологических  катастроф,  связанным с
широкомасштабным использованием экологически несовершенных в отношении
обеспечения  химической  и  биологической  безопасности  технологий  в
промышленности,  сельском  хозяйстве,  энергетике,  на  транспорте и в
жилищно-коммунальном комплексе;
     недостаточно    эффективным    государственным    управлением   и
регулированием   в   области   обеспечения   безопасности   населения,
производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы в
условиях нарастания угроз техногенного, природного и террористического
характера;
     ослаблением   государственных   функций  надзора  и  технического
регулирования   в   области  обеспечения  химической  и  биологической
безопасности, в том числе в процессе приватизации (смены собственника)
опасных объектов;
     положениями  международных  договоров  и  соглашений,  участницей
которых   является   Российская   Федерация,   в  области  обеспечения
химической и биологической безопасности.

       III. Цель, основные принципы и приоритетные направления
     государственной политики в области обеспечения химической и
                      биологической безопасности

     7.   Целью   государственной   политики   в  области  обеспечения
химической  и  биологической  безопасности  является  последовательное
снижение  до  минимально  приемлемого уровня риска воздействия опасных
химических  и  биологических факторов на население, производственную и
социальную инфраструктуру и экологическую систему.
     Основу  государственной политики в области обеспечения химической
и  биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение
института химической и биологической безопасности, активизация функций
государства,   регулирующих   последовательное   снижение  негативного
воздействия   различных   факторов   на   обеспечение   химической   и
биологической безопасности.
     Решение  этих  задач  достигается  путем создания государственной
системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской
Федерации    (как    подсистемы    единой    государственной   системы
предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций), предусматривающей
категорирование,  прогнозирование,  предупреждение и парирование угроз
химической   и   биологической  безопасности,  ликвидацию  последствий
чрезвычайных   ситуаций   в   результате   воздействия   химических  и
биологических факторов.
     8.   Основными  принципами  государственной  политики  в  области
обеспечения химической и биологической безопасности являются:
     приоритетное   обеспечение  охраны  жизни  и  здоровья  людей  на
территории Российской Федерации;
     соблюдение   законодательства   Российской   Федерации,  а  также
принятых Российской Федерацией обязательств по международным договорам
и   соглашениям  в  области  обеспечения  химической  и  биологической
безопасности,        соблюдение        санитарно-гигиенических       и
санитарно-эпидемиологических норм и правил, стандартов безопасности;
     приоритетное    обеспечение    защищенности   критически   важных
химических  и  биологических  объектов  производственной  и социальной
инфраструктуры;
     рациональное   сочетание  интересов  и  взаимной  ответственности
личности, общества и государства;
     соответствие задач государственной системы обеспечения химической
и биологической безопасности потребностям и экономическим возможностям
страны;
     доступность  для  населения  Российской  Федерации  информации  в
области обеспечения химической и биологической безопасности.
     9. Приоритетными направлениями государственной политики в области
обеспечения   химической   и   биологической   безопасности  являются:
совершенствование государственного регулирования и нормативно-правовой
базы;  развитие  промышленной  политики,  фундаментальной и прикладной
науки,  технологий  и  техники; предупреждение чрезвычайных ситуаций и
ликвидация    их   последствий;   антитеррористическая   деятельность;
подготовка и повышение квалификации кадров.

        IV. Основные задачи государственной политики в области
         обеспечения химической и биологической безопасности

     10.    Основными    задачами    в    области    совершенствования
государственного регулирования являются:
     развитие  механизмов  государственного  управления, координации и
контроля,  в том числе путем законодательного определения полномочий и
ответственности  федеральных  органов  государственной власти, органов
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органов
местного  самоуправления,  органов  управления  опасными  объектами  и
эксплуатирующими   эти   объекты   организациями,   а  также  развитие
механизмов их взаимодействия;
     определение  необходимых объемов и источников финансовых ресурсов
(бюджетных  и  внебюджетных), их выделение (привлечение) на реализацию
программ  и  планов  мероприятий  в  области  обеспечения химической и
биологической безопасности;
     развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения
и  социальной  защиты  различных  категорий  граждан,  пострадавших от
воздействия  опасных  химических  и  биологических  факторов,  а также
проживающих  в  зонах  защитных мероприятий, проводимых на объектах по
хранению   и  уничтожению  химического  оружия  и  на  других  опасных
объектах;
     повышение     эффективности     государственного    регулирования
антитеррористической   деятельности,   предусматривающей   обеспечение
защищенности  опасных  объектов, мест массового скопления людей и иных
возможных целей для террористических проявлений;
     развитие     государственного    управления    на    федеральном,
региональном,  территориальном,  отраслевом  и  местном уровнях (в том
числе  на  уровне  объекта)  в  области  создания  и совершенствования
системы  разработки,  производства,  накопления  и  освежения  запасов
средств  защиты  от  воздействия  опасных  химических  и биологических
факторов    в    интересах    обеспечения    безопасности   населения,
производственного и обслуживающего персонала опасных объектов, личного
состава  аварийно-спасательных служб, специальных антитеррористических
подразделений,   а  также  подразделений,  привлекаемых  к  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение  способности  Российской Федерации противодействовать
разработке,  приобретению,  производству  и  накоплению  химического и
биологического   оружия  другими  государствами,  в  том  числе  путем
поддержания  на  достаточном  уровне  средств  защиты от химического и
биологического   оружия,  а  также  антитеррористического  и  военного
потенциала сдерживания применения этого оружия;
     развитие международного сотрудничества, включая совершенствование
международной   кооперации   и   механизмов  реализации  международных
договоров   и   соглашений,  участницей  которых  является  Российская
Федерация,   в   области   обеспечения   химической   и  биологической
безопасности.
     11.    Основными    задачами    в    области    совершенствования
нормативно-правовой базы являются:
     разработка  проектов  федеральных  законов  и  законов  субъектов
Российской  Федерации,  иных  нормативных  правовых  актов  в  области
обеспечения  химической и биологической безопасности, регламентирующих
деятельность   и  механизмы  ответственности  органов  государственной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органов    местного
самоуправления,  органов  управления опасными объектами, контрольных и
надзорных органов, физических и юридических лиц;
     гармонизация  нормативно-правовой  базы  Российской  Федерации  в
области  обеспечения химической и биологической безопасности с нормами
международного   права,   международными  договорами  и  соглашениями,
участницей   которых   является   Российская   Федерация,   в  области
обеспечения химической и биологической безопасности;
     разработка  и  внедрение  технических  регламентов  для различных
видов  промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований
химической  и  биологической безопасности, а также общих и специальных
регламентов  по  вопросам охраны и физической защиты опасных объектов,
внедрение  системы  сертификации  работ  по  охране труда на указанных
объектах;
     повышение   персональной   и   корпоративной  ответственности  за
нарушение правил учета, хранения, обращения и транспортировки проб или
коллекционных  образцов  штаммов  особо  опасных инфекций, отравляющих
веществ,  ядовитых  веществ  и  химических  соединений,  иных  опасных
материалов, применяемых в сельском хозяйстве, здравоохранении и других
отраслях  экономики,  а  также  за  непринятие мер по их своевременной
утилизации (переработке);
     обеспечение  возможности  принудительных обсервации или карантина
для  лиц,  заболевших  в  результате  нахождения в зоне высокого риска
инфекционного заболевания либо находившихся в этой зоне.
     12.  Основными  задачами в области совершенствования промышленной
политики являются:
     проведение  комплекса  мероприятий  по развитию систем, средств и
методов  технической диагностики объектов и оборудования, отработавших
расчетный   ресурс,   но   используемых   на   опасных  объектах,  при
эксплуатации  и  перевозках  опасных  материалов,  а  также проведение
контроля  за  осуществлением  текущего и капитального ремонта основных
фондов опасных объектов;
     создание   баз  данных  по  надежности  функционирования  опасных
объектов и технического оборудования, оценке эффективности действующих
и внедряемых мер безопасности на опасных объектах;
     совершенствование   систем  контроля,  управления,  в  том  числе
автоматической   противоаварийной  защиты  технологических  процессов,
обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы
предприятий;
     разработка   и  внедрение  систем  безопасности  для  всех  видов
транспортных  средств, используемых при перевозке опасных химических и
биологических   грузов,   обеспечение   непрерывного   мониторинга  их
состояния   и  местоположения,  оптимизация  системы  перевозок  таких
грузов;
     проведение  комплекса  инженерных  мероприятий  по снижению риска
воздействия  опасных химических и биологических факторов на население,
производственную  и  социальную инфраструктуру и экологическую систему
при   проектировании,   строительстве,   эксплуатации   и   выводе  из
эксплуатации опасных объектов;
     введение   обязательного   лицензирования   деятельности   (кроме
подразделений  и  частей  внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской  Федерации) на опасных объектах, в том числе по обеспечению
физической защиты и охраны опасных объектов;
     создание   и   развитие  (с  учетом  мобилизационной  готовности)
научно-промышленной  базы, специализирующейся на выпуске отечественных
систем  (средств)  материально-технического  и  иных видов обеспечения
химической и биологической безопасности;
     разработка  и внедрение импортозамещающих технологий, материалов,
комплектующих и других видов продукции;
     внедрение  современных  методик  (в том числе экспресс-методов) и
оборудования  для оснащения контрольных и надзорных органов средствами
индикации  и  контроля за содержанием токсичных материалов, патогенных
микроорганизмов и экопатогенов в окружающей среде, продуктах питания и
лекарственных средствах;
     введение    обязательного   лицензирования   работ   (услуг)   по
осуществлению   дезинфекционной,   дезинсекционной  и  дератизационной
деятельности;
     разработка  и  внедрение  средств,  способов  и механизмов защиты
информации   в   области   обеспечения   химической   и  биологической
безопасности.
     13.  Основными  задачами  в  области  развития  фундаментальной и
прикладной  науки,  технологий  и  техники по обеспечению химической и
биологической безопасности являются:
     разработка  методов  и  средств  своевременного  выявления угроз,
оценки   опасности  и  выработки  предложений  в  области  обеспечения
химической и биологической безопасности и ликвидации последствий;
     разработка  и  внедрение информационных и прогнозно-аналитических
систем,  в  том  числе  геоинформационных  экспертных систем, развитие
комплексных  исследований  в  сфере  математического моделирования для
выявления   закономерностей   в   области   обеспечения  химической  и
биологической  безопасности,  выработки  вероятных  сценариев развития
ситуаций и поддержки принятия соответствующих решений;
     разработка   для   опасных   объектов   экономически   приемлемых
технологий,   исключающих   или   в   максимальной  степени  снижающих
использование  в  технологическом цикле токсичных веществ и патогенных
микроорганизмов   и   минимизирующих   их  негативное  воздействие  на
население,    производственную    и    социальную   инфраструктуру   и
экологическую систему;
     разработка   и  внедрение  систем  комплексной  индивидуальной  и
коллективной  защиты  от  опасных химических и биологических факторов,
разработка  и  производство  специальных  медицинских средств защиты и
лечения;
     разработка    экологически   безопасных   технологий   утилизации
химически  и  биологически  опасных  бытовых  и  промышленных отходов,
реабилитации    территорий   (акваторий),   подвергшихся   воздействию
техногенных  (антропогенных)  загрязнений,  а  также совершенствование
соответствующих  технологий  уничтожения  запасов  химического оружия,
снижения     активности     естественных     резервуаров    патогенных
микроорганизмов.
     14.  Основными  задачами  в  области  предупреждения и ликвидации
последствий  чрезвычайных ситуаций в результате воздействия химических
и биологических факторов являются:
     совершенствование систем предупреждения и оповещения населения, а
также   оповещения  персонала  о  чрезвычайных  ситуациях  на  опасных
объектах;
     совершенствование системы обучения населения действиям в условиях
химически и биологически опасных чрезвычайных ситуаций;
     разработка  единых для федеральных органов исполнительной власти,
органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации
комплексных  методик  оценки  химической  и биологической безопасности
опасных  объектов,  в  том  числе  оценки  химической  и биологической
обстановки, сложившейся в результате чрезвычайной ситуации;
     совершенствование  методов  и средств предупреждения и ликвидации
последствий  чрезвычайных  ситуаций (в том числе на ранних стадиях) на
опасных  объектах,  в  очагах и зонах загрязнения (поражения), включая
возникшие при перевозке опасных грузов;
     создание   систем   мониторинга   окружающей   среды   в  районах
расположения    опасных    объектов    для   оценки   и   оперативного
прогнозирования возможных зон загрязнения (поражения) при чрезвычайных
ситуациях,  их  сопряжение  с едиными дежурно-диспетчерскими службами,
локальными  системами  оповещения  и  силами  реагирования  на  уровне
объекта, на местном и территориальном уровнях;
     совершенствование  систем  мониторинга социальной напряженности в
районах размещения опасных объектов;
     выполнение  мероприятий  по  уничтожению  токсичных  материалов и
патогенных микроорганизмов;
     модернизация   и   развитие  клинических  учреждений,  обновление
материально-технической   базы   аналитических   лабораторий  в  целях
обеспечения разработки и применения современных медицинских технологий
профилактики,   диагностики,  лечения  и  реабилитации  населения  при
опасных химических и биологических воздействиях;
     обеспечение   безопасности   продуктов  питания  и  лекарственных
средств,    производимых   из   генетически   измененных   материалов,
безопасности   экологической   системы   от  проникновения  чужеродных
биологических  видов организмов, прогнозирование генетических аспектов
биологической безопасности; создание системы государственного контроля
за оборотом генетически модифицированных материалов;
     совершенствование    национального   календаря   профилактических
прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям;
     создание   системы   страховых   запасов   отечественных  средств
химической  и  биологической  защиты,  а  также  сырья,  материалов  и
комплектующих  изделий,  необходимых для их разработки и изготовления;
обеспечение    учреждений   здравоохранения   иммунобиологическими   и
диагностическими   препаратами,   антидотами,   другими   современными
лекарственными средствами;
     внесение   изменений   в   документы,   регламентирующие  порядок
накопления и содержания имущества гражданской обороны мобилизационного
резерва,   в   части,   касающейся   расширения  полномочий  субъектов
Российской   Федерации,   предприятий  и  организаций  (независимо  от
организационно-правовой    формы    и    формы    собственности)    по
самостоятельному   обеспечению   закупок,   хранению  и  использованию
отечественных  средств  защиты  от  опасных химических и биологических
факторов,  а  также  по  обеспечению населения портативными средствами
индивидуальной  защиты органов дыхания для снижения риска химических и
биологических поражений при техногенных авариях, природных катастрофах
и террористических проявлениях;
     проведение   комплекса   мероприятий   по  уменьшению  количества
источников  химической  и  биологической  опасности, а также масштабов
потенциальных очагов заражения;
     организация   обеспечения   населения  средствами  индивидуальной
защиты,    приборами    химического    и    биологического   контроля,
лекарственными   средствами,   медицинскими   препаратами,  вакцинами,
антидотами и индивидуальными противохимическими пакетами.
     15. Основными задачами в области обеспечения антитеррористической
деятельности являются:
     совершенствование   правовых   основ  и  механизмов  формирования
антитеррористических  структур,  связанных с обеспечением химической и
биологической безопасности;
     совершенствование  физической  защиты и охраны опасных объектов и
материалов  в  соответствии  с  национальными нормами и международными
правилами;
     разработка    нормативных    правовых    актов,   устанавливающих
обязанности  и  ответственность  федеральных  органов  государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов   местного   самоуправления,   органов   управления   опасными
объектами,   эксплуатирующими   эти  объекты  организациями  различной
организационно-правовой   формы   и   формы  собственности  по  защите
населения  и  объектов производственной и социальной инфраструктуры от
террористических  проявлений,  в  том  числе  по  ограничению  доступа
физических  лиц  и транспортных средств в защитные зоны вокруг опасных
объектов,   по   установлению  размеров  этих  зон  в  соответствии  с
потенциальными   угрозами  применения  носимых  дистанционных  средств
поражения,   по   обеспечению   в   случае   необходимости  свободного
визуального обзора периметра защитных зон и подступов к ним;
     усиление    административной    и   гражданской   ответственности
должностных лиц, введение их уголовной ответственности за уклонение от
разработки    и    принятия    необходимых   мер   по   предупреждению
террористических и диверсионных актов с применением опасных химических
и биологических веществ (материалов) в отношении опасных объектов;
     создание  автоматизированных  систем  выявления и прогнозирования
химически и биологически опасных чрезвычайных ситуаций, включая угрозы
санитарно-эпидемиологического  характера,  на  опасных  объектах  и  в
местах,   где  потенциально  возможны  террористические  проявления  с
применением  токсичных  веществ  и патогенных микроорганизмов, а также
систем оперативного реагирования на эти проявления;
     создание  интегрированного  автоматизированного  банка  данных  в
области  обеспечения  химической  и  биологической безопасности, в том
числе    специализированной    базы    данных    о   транснациональных
террористических  угрозах химической и биологической направленности, с
ограниченным доступом и соблюдением требований конфиденциальности;
     разработка   и   внедрение   отечественных  программно-аппаратных
средств  для  автоматизированных  систем  управления функционированием
опасных    объектов,    исключающих   несанкционированный   доступ   к
использующимся на этих объектах информационным ресурсам;
     обнаружение  угроз  и  источников  террористических  проявлений в
области   химической  и  биологической  безопасности;  обеспечение  (с
использованием   как   стационарной,   так   и  мобильной  аппаратуры)
дистанционного  мониторинга  опасных  объектов,  в  том числе в местах
массового  скопления  и  перемещения  людей  и транспортных средств, в
частности   через   таможенные  переходы  на  государственной  границе
Российской Федерации;
     обеспечение  контроля  за  состоянием информационной безопасности
критически   важных  объектов  информационной  и  телекоммуникационной
инфраструктуры, обеспечивающих функционирование опасных объектов.
     16.   Основными   задачами   в  области  подготовки  и  повышения
квалификации кадров являются:
     совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации
высококвалифицированных  (в  том  числе  руководящих) кадров в области
комплексной  защиты  от  опасных  химических и биологических факторов,
включая    профилактическую    токсикологию,   на   базе   действующих
образовательных    учреждений   по   договорам   с   заинтересованными
организациями и предприятиями;
     развитие  системы  начальной  подготовки обслуживающего персонала
опасных   объектов   в   области  обеспечения  антитеррористической  и
противодиверсионной защиты этих объектов;
     формирование   у  граждан  Российской  Федерации  общей  культуры
обеспечения химической и биологической безопасности, включая повышение
информированности    населения    об   опасных   объектах,   возможных
террористических  проявлениях и способах защиты от воздействия опасных
химических  и  биологических факторов, мерах по ликвидации последствий
их воздействия;
     повышение   эффективности  использования  центральных  и  местных
средств  массовой  информации;  внедрение  в  образовательную практику
средних  и  высших учебных заведений системы дистанционного обучения с
помощью    сети   "Интернет"   по   программе   "Основы   безопасности
жизнедеятельности".

         V. Основные меры государственной поддержки в области
         обеспечения химической и биологической безопасности

     17.  Комплекс мер государственной поддержки в области обеспечения
химической и биологической безопасности включает:
     определение  органов государственного управления на федеральном и
региональном    уровнях,   осуществляющих   координацию   деятельности
соответственно  федеральных  органов  исполнительной  власти и органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации по обеспечению
химической и биологической безопасности;
     разработку  и  обеспечение  реализации федеральных и региональных
целевых   программ   (подпрограмм)  и  планов  в  области  обеспечения
химической и биологической безопасности;
     планирование выделения необходимых финансовых средств из бюджетов
всех    уровней,   а   также   использования   средств   собственников
(балансодержателей)  опасных  объектов  на  реализацию государственной
политики    в   области   обеспечения   химической   и   биологической
безопасности;
     обеспечение      рационального     сочетания     государственного
регулирования   и   рыночных  механизмов,  мер  прямого  и  косвенного
стимулирования  деятельности  по  снижению  опасности функционирования
опасных  объектов,  включая  целевые  бюджетные  субвенции,  субсидии,
кредиты, налоговые освобождения, льготы и иные преференции;
     включение  в  себестоимость продукции (работ, услуг) потенциально
опасных   в   отношении   обеспечения   химической   и   биологической
безопасности    предприятий    (организаций,    учреждений)    затрат,
направленных на повышение химической и биологической безопасности;
     применение   механизмов  целевого  использования  амортизационных
отчислений  для  обеспечения  химической  и биологической безопасности
опасных  объектов,  включая  механизмы ускоренной амортизации основных
фондов этих объектов;
     разработку  механизмов  привлечения негосударственных финансовых,
материальных  и  иных ресурсов для решения инновационно-инвестиционных
задач в области обеспечения химической и биологической безопасности;
     совершенствование  законодательства Российской Федерации в части,
касающейся  усиления ответственности собственников (балансодержателей)
опасных  объектов  за  непринятие  мер  по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и снижению уровня ущерба от них;
     разработку   и   реализацию   комплекса  организационно-правовых,
экономических    и   иных   мер   по   выводу   (перебазированию)   из
густонаселенных   районов  Российской  Федерации  либо  реформированию
(ликвидации)   опасных   объектов,  функционирование  которых  создает
систематическую угрозу химической и биологической безопасности;
     совершенствование отношений в области земельного законодательства
путем  формирования  механизмов  оценочной  стоимости  и  платности за
территории  защитных  зон,  расположенных  вокруг  опасных объектов, в
увязке с кадастровой стоимостью этих территорий;
     защиту    имущественных    интересов   государства,   инвесторов,
собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников
инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической
и  биологической безопасности путем предоставления и обмена гарантиями
выполнения   обязательств  по  повышению  химической  и  биологической
безопасности;
     совершенствование   системы   страхования  рисков,  в  том  числе
формирование  и  внедрение  механизма  оптимизации страховых тарифов с
учетом   нарушения  условий  обеспечения  химической  и  биологической
безопасности;
     совершенствование     государственной     системы    медицинского
мониторинга   здоровья   населения,   проживающего  в  зонах  защитных
мероприятий  объектов  по  хранению и уничтожению химического оружия и
других опасных объектов.

              VI. Основные механизмы и этапы реализации
            государственной политики в области обеспечения
               химической и биологической безопасности

     18.  На  первом  этапе  (2003 - 2004 годы) необходимо разработать
план мероприятий по реализации, начиная с 2004 года, настоящих Основ и
осуществить:
     создание  комиссии  по  химической  и  биологической безопасности
Российской  Федерации  в  целях  реализации государственной политики и
координации работ в указанной области;
     определение   органов   исполнительной   власти  на  федеральном,
региональном  и  муниципальном  уровнях,  ответственных  за реализацию
государственной   политики   в   области   обеспечения   химической  и
биологической  безопасности  Российской  Федерации,  в  том  числе  за
создание  средств  защиты  населения  и  объектов  производственной  и
социальной   инфраструктуры   от   воздействия  опасных  химических  и
биологических факторов;
     разработку  в  рамках  федеральной  целевой  программы  "Снижение
рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных  ситуаций природного и
техногенного   характера   в   Российской  Федерации"  подпрограмм  по
обеспечению химической и биологической безопасности;
     создание    интегрированных   научно-производственных   структур,
объединяющих разработчиков и производителей средств защиты населения и
объектов  производственной  и социальной инфраструктуры от воздействия
опасных   химических  и  биологических  факторов,  с  приданием  им  в
установленном  порядке  статуса  федеральных  центров  науки и высоких
технологий;  концентрация финансовых, материальных и иных ресурсов для
решения  возложенных  на  эти структуры задач и в целях проведения ими
единой научно-технической политики в закрепленных сферах деятельности;
     разработку  и утверждение единых критериев и методической базы по
определению  и  категорированию  уровней  химической  и  биологической
опасности объектов, территорий и природных явлений;
     проведение  инвентаризации  опасных  объектов,  включая оценку их
состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а
также   определение   потребностей   в   замене  и  освежении  запасов
отечественных  средств  защиты  от  воздействия  опасных  химических и
биологических  факторов,  разработка  на  этой  основе перечня опасных
химических  и биологических объектов Российской Федерации с выделением
критически  важных  объектов  (в  составе  перечня  критически  важных
объектов Российской Федерации);
     разработку    и    утверждение   федерального   плана   повышения
защищенности критически важных объектов Российской Федерации на 2004 -
2008   годы   с   включением  мероприятий  по  повышению  безопасности
критически  важных  химических  и  биологических  объектов,  состояние
которых  провоцирует  катастрофические  последствия, в том числе особо
важные  мероприятия  по внедрению безопасных и экономически приемлемых
технологий на объектах, содержащих запасы аммиака и хлора;
     обеспечение  необходимых объемов финансирования работ по созданию
технологий  для  снижения негативного воздействия опасных химических и
биологических  факторов  на  население,  производственную и социальную
инфраструктуру  и экологическую систему, унифицированных технологий по
утилизации  опасных  производственных  и  бытовых отходов, переработке
непригодных  к  применению и запрещенных агрохимикатов, иных токсичных
веществ и патогенных микроорганизмов;
     разработку  и  создание  систем (средств) и методов национального
контроля  в  области  химического  разоружения в отношении обеспечения
химической и биологической безопасности;
     введение  лицензирования деятельности предприятий, осуществляющих
проектирование,  строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатацию
опасных объектов;
     организацию  подготовки по государственному заказу специалистов в
области  комплексной  защиты  населения, производственной и социальной
инфраструктуры   и  экологической  системы  от  опасных  химических  и
биологических факторов.
     19. На втором этапе (2005 - 2007 годы) необходимо осуществить:
     законодательное  закрепление  механизмов обеспечения защищенности
населения,    производственной    и    социальной   инфраструктуры   и
экологической    системы   от   воздействия   опасных   химических   и
биологических  факторов, отработку взаимодействия и разграничение сфер
ответственности  федеральных  органов  исполнительной  власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и органов управления опасными объектами;
     создание  автоматизированной  системы  выявления и предотвращения
угроз   химической   и   биологической  безопасности  (включая  угрозы
санитарно-эпидемиологического  характера)  на  опасных  объектах  и  в
местах,  где потенциально возможны террористические акты с применением
токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;
     реализацию   пилотного   проекта   базовой  региональной  системы
обеспечения химической и биологической безопасности (в рамках создания
государственной   системы   обеспечения   химической  и  биологической
безопасности Российской Федерации);
     формирование    системы   государственных   внебюджетных   фондов
(федерального   и   региональных)   для   обеспечения   химической   и
биологической безопасности.
     20. На третьем этапе (2008 - 2010 годы) необходимо осуществить:
     разработку  и  внедрение  технических  регламентов  для различных
видов  промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований
химической  и  биологической безопасности, а также общих и специальных
регламентов  по  вопросам охраны и физической защиты опасных объектов,
внедрение  системы  сертификации  работ  по  охране труда на указанных
объектах;
     обеспечение  выполнения  основного  объема  работ  по  ликвидации
накопителей  токсичных  технических  отходов,  реабилитации территорий
(акваторий),   подвергшихся   техногенным   загрязнениям   в  процессе
хозяйственной    деятельности,    включая   реабилитацию   территорий,
загрязненных    ракетными   топливами,   и   ликвидацию   естественных
резервуаров патогенных микроорганизмов;
     разработку  и  реализацию  комплекса мероприятий, направленных на
вывод (перебазирование) из густонаселенных районов либо реформирование
(ликвидацию)   опасных   объектов,  функционирование  которых  создает
систематическую   угрозу   химической   и  биологической  безопасности
населению  г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, краевых и областных центров
субъектов Российской Федерации.
     21. В период после 2010 года осуществляется завершение реализации
комплекса   мероприятий   по   экономической,   научно-технической   и
технологической   готовности   государства   к   предотвращению  угроз
химического  и  биологического  характера, ликвидации их последствий и
противодействию  террористическим  проявлениям  в области химической и
биологической безопасности.