О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44 (ФГ 05-41) Министерство финансов Российской Федерации на ваше письмо от 4.08.2005 г. N 22-2-13/1493 и в связи с поступающими запросами налогоплательщиков по применению специальных режимов налогообложения разъясняет следующее. 1. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регламентирующая порядок применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, дополнена ст. 346.25.1 об особенностях ее применения индивидуальными предпринимателями на основе патента. Пунктом 1 ст. 346.25.1 Кодекса предусмотрено, что на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения на основе патента, распространяются нормы, установленные статьями 346.11-346.25 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса. Поэтому указанные индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 346.21 Кодекса вправе уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50%. Уменьшение стоимости патента на сумму страховых взносов производится при оплате в соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 Кодекса оставшейся стоимости патента по окончании периода, на который был получен патент. 2. В случае принятия нормативных правовых актов представительными органами муниципальных районов и городских округов, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе по которым соответствующими субъектами Российской Федерации введена упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента в соответствии со статьей 346.25.1 Кодекса, по этим видам деятельности индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход. Если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в разъездном порядке в разных муниципальных образованиях и по этому виду деятельности субъектом Российской Федерации разрешено применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а в одном из этих муниципальных образований для этого вида деятельности принят нормативный правовой акт (закон) о введении единого налога на вмененный доход, то этот индивидуальный предприниматель обязан уплачивать единый налог на вмененный доход в бюджеты тех муниципальных образований, в которых такой налог введен, а в муниципальных образованиях, в которых единый налог на вмененный доход не введен, индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента. При исчислении единого налога на вмененный доход для уплаты в бюджет муниципального образования индивидуальный предприниматель вправе скорректировать базовую доходность на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий, в частности, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности на территории этого муниципального образования. 3. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ ст. 1 указанного Закона вступает в силу с 1 января 2006 г. В случае принятия решения о введении в действие на территории субъекта Российской Федерации упрощенной системы налогообложения на основе патента с 1 января 2006 г. этот субъект Российской Федерации должен своим законом определить конкретный перечень видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса), а также размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, и соответственно официально опубликовать этот закон. В этом случае заявления о переходе с 1 января 2006 г. на упрощенную систему налогообложения на основе патента индивидуальные предприниматели могут подавать в налоговые органы, которые должны их принимать, уже в 2005 г. после официального опубликования указанного закона. Однако официальное опубликование закона и подача заявления должны быть не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента, то есть до 1 декабря 2005 г. При этом выдача патентов индивидуальным предпринимателям может осуществляться налоговыми органами только после 1 января 2006 г. 4. Пунктом 4 ст. 346.25.1 Кодекса предусматривается выдача патента на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год. Указанные сроки действия патента могут устанавливаться с начала квартала (с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября) на 3,6,9 и 12 месяцев. Эти сроки могут переходить на следующий календарный год. Например, патент, выдаваемый на год с 1 июля 2006 г., будет действовать до 30 июня 2007 г. Если на 2007 г. законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, на который выдан патент, изменился по сравнению с 2006 г., то окончательная стоимость патента по этому виду деятельности рассчитывается отдельно за 2006 и 2007 гг. исходя из размера потенциально возможного к получению дохода, установленного законами субъекта Российской Федерации на 2006 и 2007 гг. 5. В настоящее время для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 346.12 Кодекса, в соответствии с которым организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса, не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость). Поправка, внесенная Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которая вступает в силу с 1 января 2006 г., устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 Кодекса, то есть будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы. Таким образом, в 2006 г. при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г. будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 г. При подаче заявления в 2005 г. о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 г. продолжает действовать ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость). 6. Согласно п.п. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.14 Кодекса, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения. В связи с этим, по нашему мнению, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов, могут изменить объект налогообложения с 1 января 2006 г., о чем они должны уведомить налоговый орган до 1 января 2006 г. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г. 7. Если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют с 1 января 2006 г. деятельность на территориях нескольких муниципальных образований, в некоторых из которых приняты нормативные правовые акты представительными органами муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, эти организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения по доходам, получаемым в муниципальных образованиях, в которых не введен единый налог на вмененный доход по осуществляемым ими видам деятельности, и должны уплачивать единый налог на вмененный доход в муниципальных образованиях по видам деятельности, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплачивается в бюджет по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет. 8. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Под местом осуществления деятельности в целях п. 2 ст. 346.28 Кодекса следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская деятельность), а если эти физические показатели используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, - место получения дохода от этой предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо внести изменения в Порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденный приказом МНС России от 19.12.2002 г. N БГ-3-09/722. После уточнения совместно с ФНС России указанного Порядка новая его редакция будет утверждена Минфином России. 9. Согласно новой редакции п. 2 ст. 346.32 Кодекса с 1 января 2006 г. сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Сумму единого налога на вмененный доход следует исчислять по каждому муниципальному образованию с учетом положений п. 2 ст. 346.32 Кодекса. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход и порядок ее заполнения, позволяющие производить уплату единого налога в бюджет конкретных муниципальных образований. 10. На уплату единого налога может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию с использованием объектов, используемых для временного размещения и проживания, общая площадь спальных помещений которых не превышает 500 квадратных метров. Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не дано понятия "спальное помещение". Поэтому, по нашему мнению, под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), а под общей площадью спальных помещений - общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом при расчете площади спальных помещений объектов гостиничного типа (гостиницы, кемпинги, пансионаты и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.). Если в указанных объектах (гостиницы, пансионаты, кемпинги и т.п.) осуществляются иные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, по ним единый налог на вмененный доход исчисляется отдельно. 11. При налогообложении единым налогом предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (п.п. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), нужно руководствоваться следующим. Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Поэтому на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов. Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места. Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах должна переводиться на уплату единого налога на вмененный доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий. Также должны уплачивать единый налог на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам. В случае передачи администрацией рынка в аренду всего или части здания рынка нескольким хозяйствующим субъектам с правом передачи стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный доход должны уплачивать и рынок, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи в субаренду. Если торговые места на рынке в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована коэффициентом К2, учитывающим фактический период времени осуществления деятельности. 12. Федеральным законом от 29.06.2005 г. N 68-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 г., п. 1 ст. 346.2 Кодекса дополнен нормой, в соответствии с которой в целях главы 26.1 Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса. В соответствии с абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 г. не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции. Таким образом, если градо- и поселкообразующая российская рыбохозяйственная организация отвечает критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса, она вправе перейти с 1 января 2006 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога после подачи заявления в налоговый орган в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса. Прошу довести изложенное до сведения территориальных налоговых органов. Заместитель министра финансов Российской Федерации С. ШАТАЛОВ 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44 |