О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.09.05 03-11-02/44

          О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         26 сентября 2005 г.
                            N 03-11-02/44

                              (ФГ 05-41)


     Министерство  финансов  Российской  Федерации  на  ваше письмо от
4.08.2005  г.  N  22-2-13/1493  и  в  связи  с  поступающими запросами
налогоплательщиков  по  применению специальных режимов налогообложения
разъясняет следующее.
     1.  Согласно  п.  12 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N
101-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  главы  26.2  и  26.3  части второй
Налогового  кодекса  Российской  Федерации и некоторые законодательные
акты  Российской  Федерации  о  налогах  и сборах, а также о признании
утратившими  силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации" глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс),   регламентирующая   порядок   применения налогоплательщиками
упрощенной   системы   налогообложения,   дополнена   ст.  346.25.1 об
особенностях ее применения индивидуальными предпринимателями на основе
патента.
     Пунктом   1   ст.   346.25.1   Кодекса   предусмотрено,   что  на
индивидуальных  предпринимателей,  перешедших  на  упрощенную  систему
налогообложения    на    основе    патента,    распространяются нормы,
установленные  статьями  346.11-346.25  Кодекса с учетом особенностей,
предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса.
     Поэтому  указанные  индивидуальные предприниматели в соответствии
со  ст.  346.21  Кодекса  вправе  уменьшать стоимость патента на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых
за  соответствующий  период времени в соответствии с законодательством
Российской  Федерации.  При  этом  стоимость  патента  не  может  быть
уменьшена более чем на 50%.
     Уменьшение   стоимости   патента   на   сумму   страховых взносов
производится  при  оплате  в соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 Кодекса
оставшейся  стоимости  патента  по  окончании  периода, на который был
получен патент.
     2. В случае принятия нормативных правовых актов представительными
органами  муниципальных  районов  и городских округов, законов городов
федерального    значения    Москвы    и    Санкт-Петербурга  о системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, в том числе по которым соответствующими субъектами
Российской   Федерации   введена   упрощенная  система налогообложения
индивидуальными  предпринимателями на основе патента в соответствии со
статьей  346.25.1  Кодекса,  по этим видам деятельности индивидуальные
предприниматели обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход.
     Если       индивидуальный       предприниматель      осуществляет
предпринимательскую   деятельность   в   разъездном   порядке в разных
муниципальных  образованиях  и  по  этому  виду деятельности субъектом
Российской    Федерации    разрешено    применять   упрощенную систему
налогообложения  на  основе  патента,  а в одном из этих муниципальных
образований  для  этого  вида деятельности принят нормативный правовой
акт  (закон)  о  введении  единого  налога на вмененный доход, то этот
индивидуальный  предприниматель  обязан  уплачивать  единый  налог  на
вмененный  доход  в  бюджеты  тех муниципальных образований, в которых
такой  налог  введен, а в муниципальных образованиях, в которых единый
налог  на  вмененный  доход  не введен, индивидуальный предприниматель
вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.
     При  исчислении  единого  налога  на вмененный доход для уплаты в
бюджет   муниципального   образования   индивидуальный предприниматель
вправе  скорректировать  базовую  доходность  на  коэффициент  базовой
доходности  К2,  учитывающий,  в  частности, режим работы, фактический
период   времени   осуществления   деятельности   на  территории этого
муниципального образования.
     3.  В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005
г. N 101-ФЗ ст. 1 указанного Закона вступает в силу с 1 января 2006 г.
     В  случае  принятия  решения  о введении в действие на территории
субъекта  Российской  Федерации  упрощенной системы налогообложения на
основе  патента  с  1 января 2006 г. этот субъект Российской Федерации
должен    своим    законом    определить    конкретный  перечень видов
предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п. 2 ст.
346.25.1 Кодекса), а также размеры потенциально возможного к получению
годового   дохода   по   видам   деятельности,  по которым разрешается
применение   индивидуальными   предпринимателями   упрощенной  системы
налогообложения   на   основе   патента,   и соответственно официально
опубликовать этот закон.
     В  этом  случае  заявления  о  переходе  с  1  января  2006 г. на
упрощенную  систему  налогообложения  на основе патента индивидуальные
предприниматели  могут  подавать в налоговые органы, которые должны их
принимать,  уже  в 2005 г. после официального опубликования указанного
закона.  Однако  официальное  опубликование  закона и подача заявления
должны  быть  не  позднее  чем  за  один  месяц  до  начала применения
индивидуальным  предпринимателем упрощенной системы налогообложения на
основе  патента, то есть до 1 декабря 2005 г. При этом выдача патентов
индивидуальным   предпринимателям   может   осуществляться  налоговыми
органами только после 1 января 2006 г.
     4.  Пунктом  4  ст.  346.25.1  Кодекса  предусматривается  выдача
патента  на  один  из следующих периодов, начинающихся с первого числа
квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год.
     Указанные  сроки  действия патента могут устанавливаться с начала
квартала (с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября) на 3,6,9 и 12
месяцев.  Эти  сроки  могут  переходить  на следующий календарный год.
Например,   патент,   выдаваемый   на   год   с  1 июля 2006 г., будет
действовать  до  30  июня  2007  г.  Если  на 2007 г. законом субъекта
Российской   Федерации   размер   потенциально  возможного к получению
индивидуальным    предпринимателем    годового    дохода    по    виду
предпринимательской  деятельности,  на который выдан патент, изменился
по  сравнению  с  2006 г., то окончательная стоимость патента по этому
виду деятельности рассчитывается отдельно за 2006 и 2007 гг. исходя из
размера  потенциально  возможного  к  получению дохода, установленного
законами субъекта Российской Федерации на 2006 и 2007 гг.
     5.   В   настоящее   время   для   перехода на упрощенную систему
налогообложения  применяется  ограничение,  предусмотренное  п.  2 ст.
346.12  Кодекса,  в  соответствии  с  которым  организация имеет право
перейти  на  упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти
месяцев  того  года, в котором организация подает заявление о переходе
на   упрощенную   систему   налогообложения,   доход   от  реализации,
определяемый  в  соответствии  со  ст. 249 Кодекса, не превысил 11 млн
руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
     Поправка, внесенная Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ
в  п.  2 ст. 346.12 НК РФ, которая вступает в силу с 1 января 2006 г.,
устанавливает  показатель  в виде доходов, определяемых в соответствии
со  ст.  248 Кодекса, то есть будут учитываться доходы от реализации и
внереализационные   доходы.   Таким   образом,   в  2006 г. при подаче
заявления  о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января
2007  г.  будут  учитываться  доходы от реализации и внереализационные
доходы за 9 месяцев 2006 г.
     При  подаче  заявления в 2005 г. о переходе на упрощенную систему
налогообложения с 1 января 2006 г. продолжает действовать ограничение,
согласно  которому доход от реализации, определяемый в соответствии со
ст.  249  НК  РФ, не должен превышать 11 млн руб. (без учета налога на
добавленную стоимость).
     6. Согласно п.п. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005
г.  N  101-ФЗ  внесены  изменения  в п. 2 ст. 346.14 Кодекса, согласно
которым     объект     налогообложения     не     может     изменяться
налогоплательщиками,  применяющими упрощенную систему налогообложения,
в   течение   трех   лет   с   начала   применения   указанной системы
налогообложения.
     В  связи с этим, по нашему мнению, налогоплательщики, применяющие
упрощенную  систему  налогообложения  с 1 января 2003 г. и выбравшие в
качестве  объекта  налогообложения  доходы  за вычетом расходов, могут
изменить  объект  налогообложения с 1 января 2006 г., о чем они должны
уведомить налоговый орган до 1 января 2006 г.
     Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ
налогоплательщики,  перешедшие на упрощенную систему налогообложения с
1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с
1  января  2006  г.  изменить объект налогообложения, уведомив об этом
налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г.
     7. Если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют
с   1   января   2006   г.   деятельность   на  территориях нескольких
муниципальных  образований, в некоторых из которых приняты нормативные
правовые  акты  представительными  органами  муниципальных  районов  и
городских  округов,  законы  городов  федерального  значения  Москвы и
Санкт-Петербурга  о  системе  налогообложения в виде единого налога на
вмененный  доход  для  отдельных видов деятельности, эти организации и
индивидуальные  предприниматели  вправе  применять  упрощенную систему
налогообложения по доходам, получаемым в муниципальных образованиях, в
которых  не  введен  единый налог на вмененный доход по осуществляемым
ими  видам деятельности, и должны уплачивать единый налог на вмененный
доход  в  муниципальных  образованиях  по  видам деятельности, которые
переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
     В этом случае организации и индивидуальные предприниматели должны
вести  раздельный  учет  доходов  и  расходов  по  разным  специальным
налоговым режимам.
     Налог,  уплачиваемый  в  связи  с  применением упрощенной системы
налогообложения,   уплачивается   в   бюджет   по   месту   постановки
налогоплательщика на налоговый учет.
     8.  В  соответствии  с  новой  редакцией  п. 2 ст. 346.28 Кодекса
налогоплательщики,     осуществляющие     виды     предпринимательской
деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на
учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности
в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и
производить  уплату  единого  налога  на вмененный доход, введенного в
этих  муниципальных  районах,  городских округах, городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге.
     Под  местом  осуществления  деятельности  в целях п. 2 ст. 346.28
Кодекса  следует  понимать  место  нахождения  физических  показателей
(объекты,  в которых осуществляется предпринимательская деятельность),
а    если    эти    физические    показатели    используются  по видам
предпринимательской  деятельности,  носящим  передвижной  характер,  -
место получения дохода от этой предпринимательской деятельности.
     Поэтому  необходимо внести изменения в Порядок постановки на учет
организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  - налогоплательщиков
единого  налога  на  вмененный доход для отдельных видов деятельности,
утвержденный приказом МНС России от 19.12.2002 г. N БГ-3-09/722. После
уточнения совместно с ФНС России указанного Порядка новая его редакция
будет утверждена Минфином России.
     9.  Согласно  новой  редакции  п. 2 ст. 346.32 Кодекса с 1 января
2006  г.  сумма  единого  налога,  исчисленная  за  налоговый  период,
уменьшается   налогоплательщиками   на   сумму   страховых  взносов на
обязательное    пенсионное    страхование,    уплаченных   (в пределах
исчисленных   сумм)   за   этот   же   период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками
вознаграждений  своим  работникам,  занятым  в тех сферах деятельности
налогоплательщика,  по  которым  уплачивается единый налог, а также на
сумму  страховых  взносов  в  виде  фиксированных платежей, уплаченных
индивидуальными  предпринимателями  за  свое  страхование,  и на сумму
выплаченных  работникам  пособий  по временной нетрудоспособности. При
этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
     Сумму  единого  налога  на  вмененный  доход следует исчислять по
каждому  муниципальному образованию с учетом положений п. 2 ст. 346.32
Кодекса.
     В  связи  с  этим  необходимо  внести соответствующие изменения в
форму  налоговой  декларации  по  единому  налогу на вмененный доход и
порядок ее заполнения, позволяющие производить уплату единого налога в
бюджет конкретных муниципальных образований.
     10.    На    уплату    единого    налога    может    переводиться
предпринимательская  деятельность  по  оказанию  услуг  по  временному
размещению  и  проживанию  с использованием объектов, используемых для
временного  размещения  и проживания, общая площадь спальных помещений
которых не превышает 500 квадратных метров.
     Действующими  в  настоящее время нормативными правовыми актами не
дано  понятия  "спальное  помещение".  Поэтому,  по нашему мнению, под
спальным  помещением  следует  понимать  помещение,  используемое  для
временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть
дома  и т.п.), а под общей площадью спальных помещений - общую площадь
указанных     помещений,     которая     определяется     на основании
инвентаризационных   и   правоустанавливающих   документов:  договоров
купли-продажи  квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других объектов
временного  размещения  и  проживания  граждан; технических паспортов,
планов,  схем,  экспликаций  и договоров аренды (субаренды) на объекты
временного  размещения  и  проживания  и других документов, содержащих
информацию  об  указанных  объектах  налогообложения единым налогом на
вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     При   этом   при   расчете   площади  спальных помещений объектов
гостиничного  типа  (гостиницы,  кемпинги, пансионаты и т.п.) из общей
площади  данных  объектов исключается площадь помещений, находящихся в
общем пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные
и  офисные  помещения,  комнаты  для бытового обслуживания, столовые и
др.).
     Если  в  указанных  объектах  (гостиницы,  пансионаты, кемпинги и
т.п.)   осуществляются   иные   виды предпринимательской деятельности,
подпадающие  под налогообложение единым налогом на вмененный доход, по
ним единый налог на вмененный доход исчисляется отдельно.
     11.   При   налогообложении   единым  налогом предпринимательской
деятельности  в сфере оказания услуг по передаче во временное владение
и  (или)  пользование  стационарных  торговых  мест,  расположенных на
рынках  и  в  других  местах  торговли,  не имеющих залов обслуживания
посетителей (п.п. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), нужно руководствоваться
следующим.
     Согласно   ст.   346.27   Кодекса   площадью торгового зала (зала
обслуживания   посетителей)   признается   часть   магазина, павильона
(открытой   площадки),   занятая   оборудованием,  предназначенным для
выкладки,   демонстрации   товаров,   проведения   денежных расчетов и
обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых
кабин,  площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь
проходов  для  покупателей.  К  площади торгового зала относится также
арендуемая   часть   площади   торгового   зала.   Площадь  подсобных,
административно-бытовых  помещений,  а  также  помещений  для  приема,
хранения  товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится
обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
     Поэтому  на  уплату  единого  налога  на  вмененный  доход  могут
переводиться    организации    и    индивидуальные    предприниматели,
осуществляющие  предпринимательскую  деятельность по оказанию услуг по
передаче  в  аренду  стационарных  торговых  мест в местах организации
торговли, не имеющих торговых залов.
     Статьей  346.27  Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей
торговых  залов,  отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы,
киоски   и   другие   аналогичные   объекты.   К   ней относятся также
автовокзалы,   железнодорожные   вокзалы,   административные и учебные
здания,  поликлиники  и  другие объекты, имеющие стационарные торговые
места.
     Деятельность   по   передаче   во   временное   владение  и (или)
пользование   стационарных   торговых   мест  в указанных стационарных
объектах  должна  переводиться  на  уплату единого налога на вмененный
доход.  Это  относится  и  к  передаче  во  временное владение и (или)
пользование   торговых   мест,   расположенных   в  культурных и (или)
выставочных  центрах  на  время  проведения  в них выставок, ярмарок и
других мероприятий.
     Также  должны  уплачивать единый налог на вмененный доход рынки и
торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или)
пользование  конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных
правоустанавливающими  и инвентаризационными документами к магазинам и
павильонам.
     В  случае  передачи администрацией рынка в аренду всего или части
здания  рынка  нескольким  хозяйствующим  субъектам  с правом передачи
стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный доход
должны  уплачивать  и рынок, и лица, арендующие торговые места с целью
их передачи в субаренду.
     Если   торговые   места   на   рынке   в   отдельные дни не будут
использоваться  и  оплата за период их неиспользования арендаторами не
будет  производиться,  в  соответствии  с  новой  редакцией ст. 346.29
Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть
скорректирована   коэффициентом   К2,   учитывающим фактический период
времени осуществления деятельности.
     12.  Федеральным  законом  от 29.06.2005 г. N 68-ФЗ, вступающим в
силу  с  1  января  2006 г., п. 1 ст. 346.2 Кодекса дополнен нормой, в
соответствии    с    которой    в    целях    главы    26.1  Кодекса к
сельскохозяйственным  товаропроизводителям  отнесены  также  градо-  и
поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие
критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса.
     В  соответствии с абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса градо- и
поселкообразующими    российскими    рыбохозяйственными  организациями
признаются  организации,  численность  работающих  в  которых с учетом
совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины
численности  населения  соответствующего  населенного  пункта, которые
функционируют  на  1  января  2002 г. не менее пяти лет, эксплуатируют
только  находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда,
зарегистрированы   в   качестве   юридического   лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной
ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических
ресурсов  составляет  в  стоимостном выражении более 70% общего объема
реализуемой ими продукции.
     Таким   образом,   если   градо-   и поселкообразующая российская
рыбохозяйственная   организация   отвечает  критериям, предусмотренным
абзацем  третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса, она вправе перейти с 1 января
2006  г.  на  уплату единого сельскохозяйственного налога после подачи
заявления  в  налоговый  орган  в порядке, предусмотренном главой 26.1
Кодекса.
     Прошу  довести  изложенное  до сведения территориальных налоговых
органов.

Заместитель министра финансов
Российской Федерации
                                                            С. ШАТАЛОВ
26 сентября 2005 г.
N 03-11-02/44