ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Приказ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. 30.09.05 1938

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

                                ПРИКАЗ

      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                         30 сентября 2005 г.
                                N 1938

                                 (Д)


     В  соответствии  с Законом Российской Федерации "Об образовании",
Федеральным   законом  "О  высшем  и  послевузовском  профессиональном
образовании,  п.  4  Положения  о государственной аккредитации высшего
учебного   заведения,   утвержденного   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  1999,  N  49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в
целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки
ее  эффективности  при принятии решений о государственной аккредитации
приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение
N 1).
     1.2.  Критерии  государственной  аккредитации,  используемые  при
экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных
видов (приложение N 2).
     2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

Руководитель
                                                           В.А.БОЛОТОВ
30 сентября 2005 г.
N 1938

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
19 октября 2005 г.
N 7092


                                                          Приложение 1
                                          к Приказу Федеральной службы
                                                    по надзору в сфере
                                                   образования и науки
                                              от 30 сентября 2005 года
                                                                N 1938

                              ПОКАЗАТЕЛИ
                ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

       1. Показатели государственной аккредитации, определяющие
      аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"

     Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

     Соответствие   учебных   планов   и  программ  учебных  дисциплин
требованиям  государственных  образовательных  стандартов  по уровню и
содержанию.

     Показатель 1.2. Качество подготовки

     Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
     Соответствие   качества   подготовки  обучающихся  и  выпускников
требованиям государственных образовательных стандартов.
     Эффективность   внутривузовской   системы   обеспечения  качества
образования.
     Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
     Востребованность выпускников.

     Показатель 1.3.   Воспитательная   деятельность  образовательного
учреждения

     Условия,  созданные  в образовательном учреждении, для внеучебной
работы с обучающимися.
     Организация воспитательной работы с обучающимися.

             2. Показатели государственной аккредитации,
          используемые для определения вида высшего учебного
             заведения (институт, академия, университет)

     Показатель 2.1.  Спектр  реализуемых   основных   образовательных
рограмм

     Показатель    2.2.   Возможность   продолжения   образования   по
образовательным    программам    послевузовского   и   дополнительного
профессионального образования

     Показатель  2.3.  Научная,  научно-техническая  деятельность и ее
результативность

     Показатель 2.4. Методическая работа

     Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников


                                                          Приложение 2

                                          к Приказу Федеральной службы
                                                    по надзору в сфере
                                                   образования и науки
                                              от 30 сентября 2005 года
                                                                N 1938

                               КРИТЕРИИ
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
            ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ
                  УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

------------------------------------------------------------------
|    Показатель     |   Наименование критерия государственной    |
|  государственной  |         аккредитации и его значение        |
|   аккредитации    |                                            |
|-------------------|--------------------------------------------|
|2.1. Спектр        |Число укрупненных групп специальностей      |
|реализуемых        |(направлений подготовки) по реализуемым     |
|основных           |основным образовательным программам:        |
|образовательных    |--------------------------------------------|
|программ           |для университетов  |- не менее 7            |
|-------------------|--------------------------------------------|
|2.2. Возможность   |Число отраслей науки по специальностям      |
|продолжения        |научных работников (аспирантуры):           |
|образования        |--------------------------------------------|
|по образовательным |для университета   |- не менее 5            |
|программам         |--------------------------------------------|
|послевузовского и  |Число аспирантов на 100 студентов           |
|дополнительного    |контингента, приведенного к очной форме     |
|профессионального  |обучения:                                   |
|образования        |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 4            |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 2            |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Процент аспирантов, защитивших              |
|                   |диссертации не позднее чем через год        |
|                   |после окончания аспирантуры (от числа       |
|                   |поступивших):                               |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 25           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 25           |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Для университета - наличие                  |
|                   |докторантуры, диссертационных советов,      |
|                   |реализация образовательных программ         |
|                   |профессиональной переподготовки и (или)     |
|                   |повышения квалификации руководящих          |
|                   |работников и специалистов, научных и        |
|                   |научно-педагогических работников            |
|-------------------|--------------------------------------------|
|                   |Для академии - наличие докторантуры,        |
|                   |наличие диссертационных советов             |
|                   |(информационный показатель), реализация     |
|                   |образовательных программ профессиональной   |
|                   |переподготовки и (или) повышения            |
|                   |квалификации руководящих работников и       |
|                   |специалистов для определенной области       |
|                   |научно-педагогической деятельности          |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Среднегодовой контингент обучающихся по     |
|                   |образовательным программам                  |
|                   |профессиональной переподготовки и (или)     |
|                   |повышения квалификации (чел.):              |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 50           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 20           |
|-------------------|--------------------------------------------|
|2.3. Научная,      |Число отраслей науки, в рамках которых      |
|научно-техническая |выполняются научные исследования:           |
|деятельность и ее  |--------------------------------------------|
|результативность   |для университета   |- не менее 5            |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Среднегодовой объем финансирования научных  |
|                   |исследований за пять лет (тыс. руб.):       |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |не менее 10 000         |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |не менее 5 000          |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для института      |не менее 1 500          |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Среднегодовой объем научных исследований на |
|                   |единицу научно-педагогического персонала за |
|                   |пять лет (тыс. руб.):                       |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 18           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 12           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для института      |- не менее 5            |
|-------------------|--------------------------------------------|
|                   |Среднегодовое количество монографий на 100  |
|                   |основных штатных педагогических работников  |
|                   |с учеными степенями и (или) учеными         |
|                   |званиями, изданных за пять лет:             |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 2,0          |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 1,5          |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для института      |- не менее 1,2          |
|-------------------|-------------------|------------------------|
|2.4. Методическая  |Процент учебных    |- 100%                  |
|работа             |дисциплин основных |                        |
|                   |образовательных    |                        |
|                   |программ,          |                        |
|                   |обеспеченных учебно|                        |
|                   |- методическими    |                        |
|                   |комплексами        |                        |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Для университета - использование            |
|                   |инновационных методов в образовательном     |
|                   |процессе                                    |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Для академии - использование инновационных  |
|                   |методов в образовательном процессе          |
|-------------------|--------------------------------------------|
|2.5. Квалификация  |Процент профессорско-преподавательского     |
|педагогических     |состава с учеными степенями и (или) учеными |
|работников         |званиями:                                   |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 60           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 60           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для института      |- не менее 55           |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Процент докторов наук и (или) профессоров:  |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 10           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 10           |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для института      |- не менее 8,5          |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Процент профессорско-преподавательского     |
|                   |состава, работающего в вузе на штатной      |
|                   |основе:                                     |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для вузов,         |- не менее 30           |
|                   |существующих от    |                        |
|                   |трех до пяти лет   |                        |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для вузов,         |- не менее 40           |
|                   |существующих от    |                        |
|                   |пяти до девяти лет |                        |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для вузов,         |- не менее 50           |
|                   |существующих более |                        |
|                   |девяти лет         |                        |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |Среднегодовое число защит диссертаций на    |
|                   |100 человек научно-педагогического          |
|                   |персонала за 5 лет:                         |
|                   |--------------------------------------------|
|                   |для университета   |- не менее 3            |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для академии       |- не менее 3            |
|                   |-------------------|------------------------|
|                   |для института      |- не менее 1            |
------------------------------------------------------------------

               Дополнительные требования к показателям
               и критериям государственной аккредитации
                для военных образовательных учреждений
                высшего профессионального образования
                  (высших военно-учебных заведений)

     Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

     Соответствие   учебных   планов   и  программ  учебных  дисциплин
квалификационным     требованиям     по     направлениям    подготовки
(специальностям) офицеров (специалистов).

     Показатель 1.2. Качество подготовки

     Соответствие    качества   подготовки   обучающихся   требованиям
государственных    образовательных   стандартов   и   квалификационным
требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

     Показатель    2.2.   Возможность   продолжения   образования   по
образовательным    программам    послевузовского   и   дополнительного
профессионального образования

     Соответствие   контингента   аспирантов   (адъюнктов)   и   (или)
докторантов   установленным   требованиям  для  высших  военно-учебных
заведений.
     Для   военной   академии   -   наличие  образовательных  программ
дополнительного профессионального образования для офицерского состава,
научных и научно-педагогических кадров.

     Показатель  2.3.  Научная,  научно-техническая  деятельность и ее
результативность

     Соответствие   объема   финансирования  научных  исследований  на
единицу    профессорско-преподавательского    состава    установленным
требованиям для высших военно-учебных заведений.

     Показатель 2.4.  Качественный   состав   научных   и   научно   -
педагогических кадров

     К  преподавателям  с  учеными  степенями и (или) учеными званиями
могут  приравниваться  преподаватели  военно-профессиональных  учебных
дисциплин,  не  имеющие  ученых  степеней  и  ученых  званий,  имеющие
профильное  высшее  образование,  опыт  работы  в войсках (на флотах),
штабах,   учреждениях  не  менее  10  лет,  воинское  звание  не  ниже
"подполковник",  а  также  боевой  опыт  или  государственные награды,
государственные   или   отраслевые  почетные  звания,  государственные
премии.
     В  числе  преподавателей  с  ученой степенью доктора наук и (или)
ученым    званием    профессора    могут   учитываться   преподаватели
военно-профессиональных  учебных дисциплин с ученой степенью кандидата
наук,  имеющие государственные награды, государственные или отраслевые
почетные звания, государственные премии.

                      Дополнительные требования
              к показателям и критериям государственной
              аккредитации для высших учебных заведений
                         культуры и искусств

     Показатель  2.3.  Научная,  научно-техническая  деятельность и ее
результативность

     В   перечень  основных  научных  и  творческих  школ  по  каждому
направлению научных исследований включаются:
     защищенные    диссертации    (кандидатские/докторские),   а   для
творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере
художественной  и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие
почетные  звания,  лауреаты и дипломанты международных и всероссийских
конкурсов,  лауреаты государственных и других премий; члены творческих
союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную
постановку   спектакля/фильма/телепередачи;   выступающие  в  качестве
концертирующих музыкантов и т.п.);
     опубликованные  статьи  в  специализированных  журналах и научных
изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.
     К   монографиям  могут  приравниваться  публично  представленные,
опубликованные,  имеющиеся  в  виде  аудио-  и  видеозаписи результаты
профессиональной  творческой  деятельности  преподавателей по созданию
авторских    художественных    произведений:   спектакль,   концертная
композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.
     Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

     Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

     К  преподавателям  с  учеными  степенями и (или) учеными званиями
могут  приравниваться  лица  без  ученых  степеней  и  званий, имеющие
государственные    почетные    звания,    лауреаты   международных   и
всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.