ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 30 сентября 2005 г. N 1938 (Д) В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1). 1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2). 2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года. Руководитель В.А.БОЛОТОВ 30 сентября 2005 г. N 1938 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 19 октября 2005 г. N 7092 Приложение 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года N 1938 ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение" Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию. Показатель 1.2. Качество подготовки Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования. Уровень организации научно-исследовательской работы студентов. Востребованность выпускников. Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися. Организация воспитательной работы с обучающимися. 2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет) Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных рограмм Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Показатель 2.4. Методическая работа Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников Приложение 2 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года N 1938 КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ------------------------------------------------------------------ | Показатель | Наименование критерия государственной | | государственной | аккредитации и его значение | | аккредитации | | |-------------------|--------------------------------------------| |2.1. Спектр |Число укрупненных групп специальностей | |реализуемых |(направлений подготовки) по реализуемым | |основных |основным образовательным программам: | |образовательных |--------------------------------------------| |программ |для университетов |- не менее 7 | |-------------------|--------------------------------------------| |2.2. Возможность |Число отраслей науки по специальностям | |продолжения |научных работников (аспирантуры): | |образования |--------------------------------------------| |по образовательным |для университета |- не менее 5 | |программам |--------------------------------------------| |послевузовского и |Число аспирантов на 100 студентов | |дополнительного |контингента, приведенного к очной форме | |профессионального |обучения: | |образования |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 4 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 2 | | |--------------------------------------------| | |Процент аспирантов, защитивших | | |диссертации не позднее чем через год | | |после окончания аспирантуры (от числа | | |поступивших): | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 25 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 25 | | |--------------------------------------------| | |Для университета - наличие | | |докторантуры, диссертационных советов, | | |реализация образовательных программ | | |профессиональной переподготовки и (или) | | |повышения квалификации руководящих | | |работников и специалистов, научных и | | |научно-педагогических работников | |-------------------|--------------------------------------------| | |Для академии - наличие докторантуры, | | |наличие диссертационных советов | | |(информационный показатель), реализация | | |образовательных программ профессиональной | | |переподготовки и (или) повышения | | |квалификации руководящих работников и | | |специалистов для определенной области | | |научно-педагогической деятельности | | |--------------------------------------------| | |Среднегодовой контингент обучающихся по | | |образовательным программам | | |профессиональной переподготовки и (или) | | |повышения квалификации (чел.): | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 50 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 20 | |-------------------|--------------------------------------------| |2.3. Научная, |Число отраслей науки, в рамках которых | |научно-техническая |выполняются научные исследования: | |деятельность и ее |--------------------------------------------| |результативность |для университета |- не менее 5 | | |--------------------------------------------| | |Среднегодовой объем финансирования научных | | |исследований за пять лет (тыс. руб.): | | |--------------------------------------------| | |для университета |не менее 10 000 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |не менее 5 000 | | |-------------------|------------------------| | |для института |не менее 1 500 | | |--------------------------------------------| | |Среднегодовой объем научных исследований на | | |единицу научно-педагогического персонала за | | |пять лет (тыс. руб.): | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 18 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 12 | | |-------------------|------------------------| | |для института |- не менее 5 | |-------------------|--------------------------------------------| | |Среднегодовое количество монографий на 100 | | |основных штатных педагогических работников | | |с учеными степенями и (или) учеными | | |званиями, изданных за пять лет: | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 2,0 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 1,5 | | |-------------------|------------------------| | |для института |- не менее 1,2 | |-------------------|-------------------|------------------------| |2.4. Методическая |Процент учебных |- 100% | |работа |дисциплин основных | | | |образовательных | | | |программ, | | | |обеспеченных учебно| | | |- методическими | | | |комплексами | | | |--------------------------------------------| | |Для университета - использование | | |инновационных методов в образовательном | | |процессе | | |--------------------------------------------| | |Для академии - использование инновационных | | |методов в образовательном процессе | |-------------------|--------------------------------------------| |2.5. Квалификация |Процент профессорско-преподавательского | |педагогических |состава с учеными степенями и (или) учеными | |работников |званиями: | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 60 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 60 | | |-------------------|------------------------| | |для института |- не менее 55 | | |--------------------------------------------| | |Процент докторов наук и (или) профессоров: | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 10 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 10 | | |-------------------|------------------------| | |для института |- не менее 8,5 | | |--------------------------------------------| | |Процент профессорско-преподавательского | | |состава, работающего в вузе на штатной | | |основе: | | |--------------------------------------------| | |для вузов, |- не менее 30 | | |существующих от | | | |трех до пяти лет | | | |-------------------|------------------------| | |для вузов, |- не менее 40 | | |существующих от | | | |пяти до девяти лет | | | |-------------------|------------------------| | |для вузов, |- не менее 50 | | |существующих более | | | |девяти лет | | | |--------------------------------------------| | |Среднегодовое число защит диссертаций на | | |100 человек научно-педагогического | | |персонала за 5 лет: | | |--------------------------------------------| | |для университета |- не менее 3 | | |-------------------|------------------------| | |для академии |- не менее 3 | | |-------------------|------------------------| | |для института |- не менее 1 | ------------------------------------------------------------------ Дополнительные требования к показателям и критериям государственной аккредитации для военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших военно-учебных заведений) Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов). Показатель 1.2. Качество подготовки Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров. Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений. Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров. Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений. Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно - педагогических кадров К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. Дополнительные требования к показателям и критериям государственной аккредитации для высших учебных заведений культуры и искусств Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются: защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.); опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ. К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление. Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии. Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий. |