ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ, АРЕНДУЕТ ПОМЕЩЕНИЕ У ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРОЙ ЗДАНИЕ ПЕРЕДАНО НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ДОГОВОР АРЕНДЫ ПОМЕЩЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕН НА СРОК 11 МЕСЯЦЕВ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОЛОНГАЦИИ НА НОВЫЙ СРОК. С СОБСТВЕННИКОМ ЗДАНИЯ - ДЕПАРТАМЕНТОМ ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ - ДОГОВОР АРЕНДЫ СОГЛАСОВАН НЕ БЫЛ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УМЕНЬШИТЬ ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА СУММУ РАСХОДОВ ПО АРЕНДЕ ДАННОГО ПОМЕЩЕНИЯ? ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ С ОАО "МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СЕТЬ". ПО ДОГОВОРУ ОПЕРАТОР СВЯЗИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДОСТУП К ТЕЛЕФОННОЙ СЕТИ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗЬЮ И ТЕХНИЧЕСКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ МЕЖДУГОРОДНЕГО И МЕЖДУНАРОДНОГО СОЕДИНЕНИЯ. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 2 февраля 2005 г. N 18-11/3/6549 (Д) В соответствии со статьей 346.16 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения при применении упрощенной системы доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи НК РФ, в том числе на арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ расходы, указанные в пункте 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Согласно этому пункту расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Кроме того, расходами считаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В пункте 2 статьи 346.17 НК РФ определено, что расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. На основании статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка считается недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. А если возвратить полученное в натуре невозможно (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), следует возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ). Следовательно, принимая во внимание пункт 1 статьи 252 НК РФ, затраты налогоплательщика в виде арендных платежей по сделкам, связанным с арендой имущества, совершенным (оформленным) с нарушением требований действующего гражданского законодательства РФ (недействительным (ничтожным) сделкам), не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу. Согласно Положению о порядке учета и оформления прав на объекты нежилого фонда (здания, сооружения, нежилые помещения) в г. Москве, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 N 689, фактическая передача нежилого помещения в оперативное управление осуществляется после заключения контракта на право оперативного управления. Контракт на право оперативного управления нежилым фондом (нежилым помещением, зданием, сооружением), находящимся в собственности г. Москвы, в котором отражаются условия передачи нежилого помещения, оформляется Департаментом имущества г. Москвы в соответствии с приложением N 5 к названному выше постановлению. В пункте 4.2.2 контракта установлено, что учреждение (предприятие), которому имущество передано в оперативное управление, не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, включая передачу имущества в аренду. В соответствии с Примерным договором аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.04.2003 N 251-ПП, права и обязанности арендодателя в таком договоре возложены на Департамент имущества г. Москвы (либо территориальное агентство Департамента имущества г. Москвы). Балансодержатель (юридическое лицо, в эксплуатации которого находится передаваемое в аренду государственное имущество) уполномочен согласовывать договор аренды. Как следует из представленных материалов, помещение, арендуемое организацией, находится в собственности г. Москвы и передано в оперативное управление организации-балансодержателю. Договор аренды заключен непосредственно с организацией-балансодержателем, выступающей в качестве арендодателя, без согласования с Департаментом имущества г. Москвы. Таким образом, затраты в виде арендных платежей по договору аренды находящегося в собственности г. Москвы недвижимого имущества, заключенному с нарушением положений статьи 608 ГК РФ и названных выше постановлений Правительства Москвы, не подлежат включению в состав расходов ЗАО, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В подпункте 18 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ сказано, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на оплату почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг, а также на оплату услуг связи (при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ). Следовательно, расходы на оплату услуг телефонной связи учитываются при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, только в случае, когда такие расходы осуществлены, оплачены, экономически оправданны, подтверждены документально и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Произведенные расходы на оплату услуг телефонной связи должны подтверждаться документами об оплате указанных расходов, а также договором на оказание услуг телефонной связи, заключенным с оператором связи, и счетами за оказанные услуги. Заместитель руководителя Управления действительный государственный советник налоговой службы II ранга С.Х. Аминев 2 февраля 2005 г. N 18-11/3/6549 |