ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ И ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ. Приказ. Федеральная таможенная служба. 09.09.05 847

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
         ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ И ДЕЛАМИ
         ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ

                                ПРИКАЗ

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                          9 сентября 2005 г.
                                N 847

                                 (Д)


     В   целях   осуществления  контроля  за  производством  дознания,
неотложных   следственных   действий   по  уголовным  делам,  а  также
производством  по  делам  об  административных  правонарушениях особой
важности приказываю:
     1.  Утвердить  прилагаемую  Инструкцию  о  порядке  осуществления
контроля   за   уголовными   делами   и   делами  об  административных
правонарушениях особой важности (далее - Инструкция).
     2.  Начальникам  таможенных  органов Российской Федерации довести
положения настоящей Инструкции до сведения подчиненных должностных лиц
и обеспечить контроль за ее неукоснительным выполнением.
     3. Считать утратившими силу Приказ ГТК России от 19.06.2002 N 626
"Об  утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за делами
об  административных  правонарушениях  особой важности" и распоряжение
ГТК России от 23.05.2002 N 348-р "О контроле за производством дознания
в таможенных органах Российской Федерации".
     4.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя руководителя ФТС России Н.А. Волобуева.

Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
                                                           А.Е.ЖЕРИХОВ
9 сентября 2005 г.
N 847


                                                            Приложение

                                                  к Приказу ФТС России
                                               от 9 сентября 2005 года
                                                                 N 847

                              ИНСТРУКЦИЯ
        О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ
             И ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                           ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ

                          I. Общие положения

     1.  Инструкция  о  порядке  осуществления  контроля за уголовными
делами  и  делами  об административных правонарушениях особой важности
определяет  полномочия  Управления таможенных расследований и дознания
ФТС  России (УТРД) и оперативных таможен по контролю за осуществлением
производства  дознания и неотложных следственных действий по уголовным
делам,   а   также   производства   по   делам   об   административных
правонарушениях,   отнесенным   к   компетенции   таможенных   органов
Российской  Федерации  (далее  -  таможенные  органы) в соответствии с
Уголовным      кодексом      Российской     Федерации     (УК     РФ),
Уголовно-процессуальным   кодексом   Российской  Федерации  (УПК  РФ),
Кодексом  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях
(КоАП России), отвечающим критериям особой важности.
     2. Контроль осуществляется в целях проверки:
     - организации    работы   по   уголовным   делам   и   делам   об
административных правонарушениях;
     - правильности    квалификации    уголовного    преступления    и
административного правонарушения;
     - соблюдения    сроков    производства    дознания,    неотложных
следственных действий, административного производства;
     - соблюдения  прав  и законных интересов лиц, в отношении которых
возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях;
     - всесторонности,  полноты и объективности производства дознания,
неотложных следственных действий, административного производства;
     - правильности принимаемых процессуальных решений по делам.
     3. Организация контроля в целом осуществляется УТРД.

         II. Осуществление контроля за производством дознания
        и неотложных следственных действий по уголовным делам

     4.  Оперативные  таможни  осуществляют  контроль за производством
дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам:
     1)  возбужденным таможенными органами по части 1 статьи 188 УК РФ
при стоимости предмета преступления от 5 до 15 млн. рублей, по части 2
статьи 194 УК РФ при общей сумме неуплаченных таможенных платежей от 5
до 15 млн. рублей;
     2)  возбужденным таможенными органами по части 2 статьи 188 УК РФ
по фактам незаконного перемещения наркотических средств и психотропных
веществ  в  особо крупном размере <1>, огнестрельного оружия, взрывных
устройств,   боеприпасов,  оружия  массового  поражения,  средств  его
доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и
оборудования,  которые  могут  быть  использованы  при создании оружия
массового  поражения,  средств  его  доставки,  иного вооружения, иной
военной  техники,  в отношении которых установлены специальные правила
перемещения    через    таможенную   границу   Российской   Федерации,
стратегически  важных  сырьевых  товаров  или  культурных ценностей, в
отношении  которых  установлены  специальные правила перемещения через
таможенную границу Российской Федерации;
--------------------------------
     <1>  Особо  крупным  размером признается количество наркотических
средств  и  психотропных  веществ, определенное пунктом 2 примечания к
статье 228 УК РФ.

     3)  возбужденным  таможенными органами по части 1, части 2 статьи
189 УК РФ;
     4)   возбужденным   по   материалам   дел   об   административных
правонарушениях   особой   важности,   находившимся   на   контроле  в
оперативной таможне.
     5.   УТРД  осуществляет  контроль  за  производством  дознания  и
неотложных следственных действий по уголовным делам:
     1)    возбужденным    таможенными    органами,    непосредственно
подчиненными   ФТС   России,   оперативными   таможнями  и  отвечающим
критериям, установленным пунктом 4 настоящей Инструкции;
     2)  возбужденным таможенными органами по части 1 статьи 188 УК РФ
при  стоимости предмета преступления от 15 млн. рублей и выше, части 2
статьи  194  УК РФ при общей сумме неуплаченных таможенных платежей от
15 млн. рублей и выше;
     3)  возбужденным  по  части  3, части 4 статьи 188 УК РФ, части 3
статьи 189 УК РФ;
     4)   возбужденным  в  отношении  должностных  лиц  международных,
общественных,  религиозных  организаций,  а  также  лиц,  пользующихся
преимуществами,  привилегиями  и  (или)  иммунитетами в соответствии с
международными договорами и законодательством Российской Федерации;
     5)   возбужденным   по   материалам   дел   об   административных
правонарушениях особой важности, находившимся на контроле в УТРД;
     6)   по   которым  в  отношении  подозреваемого  или  обвиняемого
применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
     6.    Начальники    органов   дознания   (таможен)   обеспечивают
представление   по  находящимся  на  контроле  уголовным  делам  копий
следующих документов:
     - постановлений  о  возбуждении  уголовного дела и принятии его к
производству;
     - планов расследований по уголовным делам;
     - протоколов о задержании подозреваемого лица;
     - постановлений об освобождении подозреваемого;
     - постановлений об избрании меры пресечения в виде заключения под
стражу;
     - постановлений  суда  об  отказе в удовлетворении ходатайства об
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
     - постановлений о продлении срока содержания под стражей;
     - постановлений об отмене (изменении) меры пресечения;
     - постановлений о приостановлении дознания;
     - постановлений  о  возобновлении  приостановленного дознания и о
продлении срока дознания;
     - постановлений о привлечении в качестве обвиняемого;
     - постановлений   о   прекращении   уголовного  дела,  уголовного
преследования;
     - постановлений о частичном прекращении уголовного преследования;
     - постановлений  об отмене прокурором постановления о прекращении
уголовного дела;
     - постановлений   о   передаче   уголовного  дела  прокурору  для
направления по подследственности;
     - обвинительных актов;
     - постановлений  о  возвращении  уголовного дела для производства
дополнительного дознания;
     - постановлений о возвращении уголовного дела для пересоставления
обвинительного акта;
     - приговора суда (при его наличии в таможенном органе);
     - актов   прокурорского   реагирования  на  выявленные  нарушения
законности  при  производстве  дознания по уголовным делам, о принятых
мерах по устранению нарушений закона.
     7.  Копии  указанных  документов направляются органами дознания в
УТРД   или   оперативные   таможни  немедленно  после  их  составления
(получения) по факсимильной связи и (или) электронной почте.

      III. Осуществление контроля за делами об административных
                   правонарушениях особой важности

     8.   Оперативные  таможни  осуществляют  контроль  за  делами  об
административных правонарушениях:
     1)  возбужденными таможенными органами подведомственного региона,
прокурорами  по  статьям  6.15, 7.12, 14.10, статье 16.1, частям 1 и 3
статьи  16.2,  16.3,  16.7, части 1 статьи 16.9, статьям 16.16, 16.19,
части  1  статьи 16.20, статье 16.21 КоАП России, по которым стоимость
предмета  административного  правонарушения  на  момент  окончания или
пресечения  правонарушения составляет от 10 до 30 млн. рублей, а также
возбужденными   по   части   2  статьи  16.2  КоАП  России  при  сумме
неуплаченных  таможенных  платежей  от  1 до 3 млн. рублей, по части 4
статьи  15.25  КоАП  России  при  сумме  не  зачисленных  на  счета  в
уполномоченных банках денежных средств от 10 до 30 млн. рублей;
     2)   предметами   административных   правонарушений   по  которым
являются:
     - наркотические    средства,   психотропные,   сильнодействующие,
ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;
     - вооружение,   взрывные  устройства,  огнестрельное  оружие  (за
исключением  гладкоствольного  охотничьего  оружия)  или  боеприпасы к
нему;
     - ядерное,   химическое,   биологическое  и  другие  виды  оружия
массового поражения;
     - материалы  и  оборудование, которые могут быть использованы при
создании  оружия массового поражения и в отношении которых установлены
специальные  правила  перемещения  через таможенную границу Российской
Федерации;
     - культурные    ценности,   в   отношении   которых   установлены
специальные  правила  перемещения  через таможенную границу Российской
Федерации.
     9.  УТРД  осуществляет  контроль  за  делами  об административных
правонарушениях:
     1)    возбужденными    таможенными    органами,   непосредственно
подчиненными   ФТС  России,  оперативными  таможнями,  прокурорами  по
статьям,  указанным  в  подпункте  1 пункта 8 настоящей Инструкции, по
которым  стоимость предмета административного правонарушения на момент
окончания или пресечения правонарушения составляет от 10 млн. рублей и
выше,  по  части  2  статьи  16.2  КоАП  России при сумме неуплаченных
таможенных  платежей  от  1  млн. рублей, по части 4 статьи 15.25 КоАП
России  при  сумме  не  зачисленных  на  счета в уполномоченных банках
денежных  средств  от  10  млн.  рублей  и  выше,  а  также предметами
административных  правонарушений по которым являются товары, указанные
в подпункте 2 пункта 8 Инструкции;
     2)  возбужденными  таможенными  органами, прокурорами по статьям,
указанным  в  подпункте  1  пункта  8 настоящей Инструкции, по которым
стоимость   предмета   административного   правонарушения   на  момент
окончания или пресечения правонарушения составляет от 30 млн. рублей и
выше,  а  также  возбужденными  по части 2 статьи 16.2 КоАП России при
сумме  неуплаченных  таможенных  платежей  от 3 млн. рублей и выше, по
части  4  статьи 15.25 КоАП России при сумме не зачисленных на счета в
уполномоченных банках денежных средств от 30 млн. рублей и выше;
     3) возбужденными в отношении:
     - международных,     общественных,    религиозных    организаций,
представителей этих организаций;
     - дипломатических,     консульских     и     иных     официальных
представительств     иностранных     государств,     персонала    этих
представительств,  а  также  других  лиц, пользующихся преимуществами,
привилегиями  и  (или)  иммунитетами  в  соответствии с международными
договорами Российской Федерации;
     - государственных органов и их должностных лиц.
     10.  УТРД  и  оперативные  таможни при необходимости осуществляют
контроль за:
     1)    делами   об   административных   правонарушениях,   имеющих
значительный  общественный  резонанс,  а  также в случаях причастности
должностных  лиц  таможенных  органов  к  совершению  административных
правонарушений,   обжалования   действий  должностных  лиц  таможенных
органов  при  осуществлении  производства по делам об административных
правонарушениях;
     2)  делами  об  административных  правонарушениях,  возбужденными
таможенными  органами в отношении одного и того же лица по аналогичным
правонарушениям;
     3)  проведением  проверочных  мероприятий  при  выявлении данных,
указывающих на наличие события административного правонарушения.
     11. УТРД и оперативные таможни осуществляют контроль за делами об
административных  правонарушениях  особой  важности  с  использованием
комплекса  программных  средств  "Контроль  производства  по  делам об
административных правонарушениях".
     12.  Таможенные  органы  представляют  по находящимся на контроле
делам об административных правонарушениях копии следующих документов:
     - определений    о    возбуждении    дел    об   административных
правонарушениях и проведении административного расследования;
     - протоколов  о  применении мер обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;
     - планов    расследований    по    делам    об   административных
правонарушениях;
     - протоколов  об административных правонарушениях и постановлений
прокурора о возбуждении дел об административных правонарушениях;
     - постановлений   и  определений  по  делам  об  административных
правонарушениях, вынесенных в соответствии со статьями 28.9, 29.9 КоАП
России;
     - актов  прокурорского  реагирования, вынесенных при производстве
по делам об административных правонарушениях;
     - постановлений,  вынесенных судьями по делам об административных
правонарушениях,  направленным  для  рассмотрения  в  суд на основании
статьи  23.1  КоАП  России,  решений  судов,  вынесенных  в связи с их
пересмотром (при их наличии в таможенном органе);
     - ходатайств  таможенных  органов о принесении протестов органами
прокуратуры на постановления, решения, вынесенные таможенными органами
либо судьями;
     - жалоб  (протестов) на вынесенные должностными лицами таможенных
органов  постановления  по  делам об административных правонарушениях,
поданных  лицами,  указанными  в  статьях  25.1  - 25.5 КоАП России, и
решений,   принятых   по   результатам   их  рассмотрения  вышестоящим
таможенным органом, вышестоящим должностным лицом;
     - заявлений  (жалоб,  протестов)  об оспаривании постановлений по
делам об административных правонарушениях и судебных актов арбитражных
судов  и  судов  общей  юрисдикции,  принятых  в  связи  с пересмотром
постановлений  по  делам  об  административных правонарушениях (при их
наличии в таможенном органе).
     При  необходимости  УТРД  и оперативные таможни могут затребовать
иные документы.
     13.  Копии указанных документов направляются таможенными органами
в  трехдневный  срок  после  их  составления (получения) в оперативные
таможни или УТРД по факсимильной связи и (или) электронной почте.
     14.  В  целях  оказания  методической  помощи  таможенные  органы
направляют  проекты  всех  постановлений  по делам об административных
правонарушениях  особой  важности  за  пять  дней  до  их  вынесения в
соответствующий  контролирующий таможенный орган по факсимильной связи
и (или) электронной почте.

              IV. Полномочия УТРД и оперативных таможен
                      при осуществлении контроля

     15. УТРД и оперативные таможни при осуществлении контроля вправе:
     - истребовать  справки,  копии  процессуальных  документов,  иные
материалы   по   уголовным   делам   либо  делам  об  административных
правонарушениях особой важности для изучения;
     - заслушивать  должностных  лиц, в производстве которых находятся
уголовные  дела либо дела об административных правонарушениях, а также
руководителей  таможенных  органов  о  ходе  и  перспективах дознания,
административного расследования;
     - требовать   составления   плана   процессуальных   действий   и
мероприятий  с  указанием  сроков  их  исполнения,  участвовать  в его
составлении, принимать отчет о его выполнении;
     - давать   предложения   по   организации   дознания,  неотложных
следственных  действий  по  уголовным  делам, производства по делам об
административных правонарушениях;
     - осуществлять  выезды  в таможенные органы в целях осуществления
контроля  за производством дознания, неотложных следственных действий,
по  делам  об  административных  правонарушениях, а также для оказания
организационно-методической   помощи,   координации  взаимодействия  с
правоохранительными и другими государственными органами;
     - взаимодействовать  с  оперативными  и  другими  функциональными
подразделениями   ФТС   России,   таможенных   органов,   а   также  с
правоохранительными,  контролирующими и иными органами, учреждениями и
организациями Российской Федерации в ходе осуществления контроля;
     - запрашивать  в  подразделениях  ФТС  России, таможенных органах
информацию,  документы,  заключения,  аналитические материалы и другие
сведения,  необходимые для осуществления контроля за уголовными делами
и делами об административных правонарушениях особой важности, получать
от них и использовать в работе консультации и официальные заключения;
     - в   случае   необходимости  исполнять  отдельные  поручения  по
уголовным  делам  и  делам  об административных правонарушениях особой
важности в соответствии с УПК РФ и КоАП России;
     - согласовывать     проекты    постановлений    по    делам    об
административных правонарушениях особой важности;
     - участвовать   в   рассмотрении   жалоб,   обращений   и   актов
прокурорского  реагирования,  вносимых по уголовным и административным
делам в таможенные органы, в судебных заседаниях;
     - принимать  решение о постановке на контроль уголовных дел и дел
об  административных  правонарушениях  после  получения процессуальных
документов   о  возбуждении  уголовного  дела  либо  административного
производства исходя из их сложности и важности.

                     V. Заключительные положения

     16.  УТРД  по  указанию  руководства  ФТС  России,  а оперативная
таможня  по  указанию  руководства  ФТС  России,  УТРД,  регионального
таможенного  управления  осуществляют  контроль  за  иными  уголовными
делами и делами об административных правонарушениях, не относящимися к
категории дел особой важности.
     17.  По решению руководства УТРД оперативные таможни осуществляют
контроль   за   уголовными   делами   и   делами  об  административных
правонарушениях особой важности, относящимися к компетенции УТРД.
     18.  УТРД  и  оперативные  таможни информируют таможенный орган о
постановке  на  контроль  и о снятии с контроля уголовных дел и дел об
административных правонарушениях особой важности.
     19.  В  случае  отсутствия  точных сведений о стоимости товаров и
(или)    транспортных   средств,   являющихся   предметами   уголовных
преступлений   либо   административных   правонарушений,   либо  сумме
неуплаченных  таможенных  платежей  в целях постановки дел на контроль
следует  исходить из сведений о стоимости товаров и (или) транспортных
средств,  указанных  в  документах,  имеющихся  на  стадии возбуждения
уголовного  дела  либо  дела  об административном правонарушении, иных
сведений  об  ориентировочной  стоимости  товаров и (или) транспортных
средств  либо  сумме  неуплаченных  таможенных  платежей,  имеющихся у
таможенного органа.
     При  уточнении  в  ходе  производства  стоимости  товаров и (или)
транспортных  средств,  являющихся  предметами  уголовных преступлений
либо   административных   правонарушений,   в  сторону  уменьшения  по
сравнению   со   стоимостью  товаров  и  (или)  транспортных  средств,
указанных  в  пунктах  8  и  9  Инструкции,  уголовные  дела и дела об
административных  правонарушениях  снимаются  с  контроля оперативными
таможнями либо УТРД.
     20. УТРД и оперативные таможни снимают с контроля:
     - уголовные  дела  -  после утверждения прокурором обвинительного
акта   и  направления  его  в  суд,  направления  уголовного  дела  по
подследственности либо принятия решения о прекращении уголовного дела;
     - дела  об  административных  правонарушениях  - после вступления
постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях в
законную  силу  в соответствии со статьей 31.1 КоАП России и обращения
их к исполнению.
     21.   Начальники   оперативных   таможен  направляют  сведения  о
находящихся на контроле в оперативных таможнях уголовных делах и делах
об  административных правонарушениях особой важности в УТРД по форме и
согласно порядку, установленному ФТС России.
     22.  Начальник УТРД ежемесячно докладывает руководству ФТС России
о  находящихся на контроле уголовных делах и делах об административных
правонарушениях особой важности.

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
                                                           А.А.ШАБУНИН