ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ МОРСКОЙ ОХРАНЫ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ 26 сентября 2005 г. N 568 (Д) В соответствии с подпунктом 10 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" <*>, приказываю: -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883. Утвердить Положение о порядке реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны (прилагается). Врио Директора С.СМИРНОВ 26 сентября 2005 г. N 568 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 19 октября 2005 г. N 7098 Приложение к Приказу ФСБ России от 26 сентября 2005 года N 568 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ МОРСКОЙ ОХРАНЫ I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок реализации полномочий старших государственных инспекторов, государственных инспекторов и участковых инспекторов морской охраны государственных морских инспекций пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (пограничных управлений береговой охраны, пограничных управлений по отдельным направлениям) (далее - должностные лица инспекторского состава, если не оговорено иное) при решении задач по защите и охране экономических и иных законных интересов Российской Федерации во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации <*>, а также по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации. -------------------------------- <*> Нормы, определяющие порядок реализации полномочий должностных лиц инспекторского состава во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, распространяются на акватории Каспийского и Азовского морей в случаях, установленных федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации. 2. Должностные лица инспекторского состава при выполнении служебных обязанностей руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (далее - федеральное законодательство), ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами, в том числе настоящим Положением. II. Права должностных лиц инспекторского состава <*> -------------------------------- <*> Статьи 26, 36 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6273; 2001, N 33 (ч. I), ст. 3429; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 17, ст. 1555, N 27 (ч. I), ст. 2700, N 46 (ч. I), ст. 4444); статья 43 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 1999, N 7, ст. 879; 2001, N 33 (ч. I), ст. 3429; 2003, N 17, ст. 1557, N 27 (ч. I), ст. 2700, N 46 (ч. I), ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607). 3. Должностные лица инспекторского состава при исполнении ими служебных обязанностей имеют право: а) останавливать и осматривать российские и иностранные рыбопромысловые суда и иные плавучие средства (далее - суда), осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов (далее - добыча (вылов) водных биологических ресурсов) во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации; перегрузку добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации водных биологических ресурсов (далее - водных биоресурсов) на другие суда; ресурсные исследования живых ресурсов (далее - добыча (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях) во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации; иную деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации; б) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в подпункте "а" настоящего пункта (далее - документы), а также орудия лова (добычи) (далее - средства добычи (вылова), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности; в) приостанавливать добычу (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, проводимую с нарушением федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации; г) задерживать нарушителей федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации и изымать у них средства добычи (вылова), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытые (выловленные) уловы водных биоресурсов в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда; д) задерживать суда, нарушающие федеральное законодательство и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); е) преследовать по горячим следам и задерживать суда, нарушающие федеральное законодательство и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); ж) принимать решения и составлять в пределах компетенции протоколы о нарушениях федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации, о приостановке добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, о задержании нарушителей и судов-нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии средств добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всех незаконно добытых (выловленных) уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки; з) в соответствии с федеральным законодательством налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов-нарушителей, изъятых средств добычи (вылова), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всех незаконно добытых (выловленных) уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки. III. Порядок реализации полномочий должностных лиц инспекторского состава 4. Остановка судна должностными лицами инспекторского состава производится в порядке, определенном федеральным законодательством. 5. Осмотр судна должностными лицами инспекторского состава, то есть его обследование, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, проводится в целях проверки соблюдения федерального законодательства в сфере охраны водных биоресурсов, соблюдения условий разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и других документов, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в целях соблюдения международных договоров Российской Федерации в сфере охраны водных биоресурсов. 6. Осмотр судна организуется и осуществляется в зависимости от типа судна, характера осуществляемой им деятельности и продолжается до составления всех необходимых документов. 7. Осмотр судна осуществляется в присутствии капитана судна и (или) лица, во владении которого оно находится. В случаях, не требующих отлагательств, при отсутствии указанных лиц осмотр судна может быть осуществлен в присутствии членов экипажа судна. 8. В случае необходимости при осмотре судна могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации обстоятельств осмотра судна. О применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации обстоятельств осмотра судна делается запись в акте осмотра судна. 9. Прибыв на борт остановленного для осмотра судна, должностное лицо инспекторского состава обязано: представиться капитану судна с указанием своей должности и фамилии, предъявить служебное удостоверение установленного образца; объявить капитану судна о причине остановки судна и намерении произвести его осмотр; потребовать от капитана судна предъявления разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, промыслового и технологического журналов, а при необходимости судовых и навигационных документов; осуществить (организовать и осуществить) осмотр судна. 10. При осмотре судна подлежат проверке: разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый и технологический журналы, судовые и грузовые документы и взаимное соответствие произведенных в них записей; наличие, работоспособность технических средств контроля и соответствие местоположения судна передаваемым ими данным; соблюдение порядка прохождения судном морских контрольных пунктов (точек); грузовые, производственные, технологические помещения судна, их соответствие объемам и оборудованию, судовым и грузовым документам; объем и видовой состав находящихся на судне водных биоресурсов и продуктов их переработки, их соответствие разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов и другим документам, подтверждающим законность их нахождения на судне; средства добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылове) водных биоресурсов, их соответствие разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов, судовым и грузовым документам, разрешенным для добычи (вылова) водных биоресурсов району и виду, а также соответствие их установленным нормативным требованиям. 11. По результатам осмотра судна составляется акт (прилагается). 12. Акт осмотра судна подписывается должностным лицом инспекторского состава и капитаном судна и (или) лицом, во владении которого находится осматриваемое судно. В случае отказа капитана судна или лица, во владении которого находится осматриваемое судно, от подписания акта в нем делается соответствующая запись. 13. При осмотре судна должностные лица инспекторского состава обязаны: знать судовые правила и меры безопасности при нахождении на осматриваемом судне; знать установленную организацию осмотра судна; поддерживать с другими должностными лицами, участвующими в осмотре судна или организующими такой осмотр, устойчивую радио-, телефонную или зрительную связь. 14. Должностным лицам инспекторского состава запрещается самостоятельно эксплуатировать судовые приборы, механизмы или судно. В случаях, когда капитан или ответственные лица экипажа осматриваемого судна отказываются выполнять требования должностного лица инспекторского состава по включению и эксплуатации судовых приборов и механизмов, необходимых для обеспечения осмотра, конвоирования или безопасности осматриваемого судна, их включение и эксплуатация производятся по решению должностного лица, организующего осмотр судна. При этом такая эксплуатация судовых приборов, механизмов и судна не должна наносить ущерба безопасности судна, его экипажа и других судов. 15. Документами, подлежащими проверке, являются: документы, удостоверяющие личность капитана судна, членов его экипажа и других лиц, находящихся на судне, осуществляющих деятельность, указанную в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения; документы, устанавливающие право собственности на судно и подтверждающие право на его использование; свидетельство о праве плавания под государственным флагом; подлинники разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов; промысловый, технологический, а в случае необходимости судовой и машинный журналы, журнал судовых суточных донесений; квитанции и коносаменты на сданный (принятый) улов водных биоресурсов и продукты его переработки, акты передачи и квитанции о получении уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки; судовые грузовые декларации с отметкой таможенных органов (в случае транспортировки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) продуктов их переработки для доставки за пределы экономической зоны Российской Федерации); контракты (договоры) или иные, соответствующие федеральному законодательству документы, на доставку уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки в иностранные порты; другие документы, соответствующие требованиям федерального законодательства и нормативным правовым актам, связанные с организацией и ведением деятельности, указанной в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения. 16. Результаты проверки документов указываются в акте осмотра судна. 17. При осмотре судна подлежат проверке тралы, ярусы, кошельковые неводы, ставные и донные сети, ловушки, специализированные и другие средства добычи (вылова) водных биоресурсов, технические средства исследования водных биоресурсов, научное оборудование, инструменты, установки и другие предметы. При осмотре проверяется соответствие их типу судна, разрешенным району добычи (вылова) и виду водных биоресурсов, а также соответствие их требованиям, предъявляемым к данным средствам добычи (вылова), оборудованию, инструментам, установкам и другим предметам. 18. В ходе проверки средств добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов проверяется наличие надписей, содержащих информацию, указывающую на: принадлежность к данному судну; номер разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов; порядковый номер средств добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструмента, установки и других предметов. 19. Результаты проверки средств добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов указываются в акте осмотра судна. 20. Добыча (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях проводится на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях. Должностные лица инспекторского состава при исполнении ими служебных обязанностей проверяют наличие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, соблюдение условий, предусмотренных данным разрешением, а также обязанностей пользователей водных биоресурсов. 21. В случаях выявления должностными лицами инспекторского состава в ходе реализации ими полномочий по осмотру судна, проверке документов или средств лова, используемых для добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, нарушений условий, предусмотренных разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях и (или) невыполнения обязанностей пользователей водных биологических ресурсов, то добыча (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях может быть приостановлена. 22. Решение о приостановлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях выносится должностным лицом инспекторского состава из числа старших государственных инспекторов органов морской охраны. 23. Решение о приостановлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях выносится в форме протокола, составляемого в двух экземплярах. Протокол подписывается должностным лицом, вынесшим решение. Второй экземпляр протокола о приостановлении добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях вручается под расписку должностному лицу, ответственному за добычу (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях. 24. Решение о возобновлении приостановленной добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях принимается должностным лицом, уполномоченным выносить решение о приостановлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях после представления пользователем информации об устранении допущенных нарушений и проверки ее соответствия. 25. Решение о возобновлении приостановленной добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях оформляется путем производства соответствующей записи на бланке протокола о приостановлении добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях с указанием времени и даты внесения записи. Запись заверяется подписью и личной печатью должностного лица, принявшего решение о возобновлении приостановленной добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях. 26. Суда, допустившие нарушения федерального законодательства при осуществлении деятельности, указанной в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, могут быть задержаны. 27. Задержание судна применяется, если в ходе реализации должностными лицами инспекторского состава полномочий, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 настоящего Положения, выявляются нарушения с признаками уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения. 28. Решение о задержании судна выносится должностным лицом инспекторского состава в пределах его полномочий и оформляется в форме акта о задержании судна. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, вынесшим решение о задержании судна. Второй экземпляр акта вручается капитану задержанного судна. 29. После задержания судна правомочное должностное лицо инспекторского состава составляет протокол о доставлении судна в ближайший порт Российской Федерации (иностранного судна - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2002, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2, N 27, ст. 2700, ст. 2708, ст. 2717, N 46, ст. 4434, ст. 4440, N 50, ст. 4847, ст. 4855, N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45, N 10, ст. 762, ст. 763, N 13, ст. 1077, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719. Протокол о доставлении судна может быть составлен как при нахождении судна в морской акватории, так и сразу по доставлении судна в порт. 30. Должностные лица инспекторского состава в ходе осуществления контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания в случаях обнаружения уловов водных биоресурсов, продуктов их переработки, средств добычи (вылова), плавсредств, являющихся объектом совершения правонарушения в сфере охраны водных биоресурсов, и невозможности установления владельца указанного имущества должны составить акт об обнаружении имущества при отсутствии владельца. 31. Дальнейшее обращение с имуществом, указанным в пункте 30 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. IV. Служебная документация 32. Оформляемые должностными лицами инспекторского состава при реализации полномочий документы являются служебной документацией и составляются в порядке, установленном настоящим Положением. Приложение к Положению (п. 11) Образец АКТ "--" ------------- 200- г. "--" час. "--" мин. ---------------------------------- (место составления, координаты) осмотра судна -------------------------------------------------------- (название, радиопозывной, порт приписки) ---------------------------------------------------------------------- Осмотр начат в --- час. --- мин. Осмотр окончен в --- час. --- мин. Я, -------------------------------------------------------------, (должность, фамилия, инициалы лица, составляющего акт) совместно с ---------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------, (наименование группы и ее состав (должности, фамилии, инициалы лиц, входящих в группу) с участием капитана судна "------------" ----------------------------- (название) (фамилия, инициалы) произвел осмотр судна, о чем составил настоящий акт. Осмотром установлено: ------------------------------------------- (тип судна, бортовой номер, ---------------------------------------------------------------------- принадлежность, на каком причале стоит, откуда прибыло, ---------------------------------------------------------------------. какие документы имеет на право осуществления деятельности (номер, дата, кем выдан документ) 1. По судовой роли на борту значится ---------------------------. (судокоманды, пассажиров) Фактически на борту -------------------------------------------------, (судокоманды, пассажиров) документов, удостоверяющих личности, на ------------------------- лиц. 2. На судне ---------------------- технические средства контроля. (имеются, не имеются) Акт соответствия ТСК от ---------------- N --------------------------- выдан ---------------------------------------------------------------. Соответствие данных технических средств контроля порядку прохождения морских контрольных пунктов (точек) ---------------------------------- ---------------------------------------------------------------------. (соблюден, не соблюден) 3. Грузовые, производственные, технологические помещения судна -- ---------------------------------------------------------------------. (соответствуют, не соответствуют схемам) Несоответствие выразилось -------------------------------------------- (указывается фактическое расположение ---------------------------------------------------------------------. помещений и их объемы (размеры) 4. На судне имеется разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов N ------ от ---------------------------------------------, (дата выдачи) выданное ------------------------------------------------------------, (должность, фамилия, инициалы) на добычу (вылов) ---------------------------------------------------. (виды, количество, сроки, районы) На момент осмотра добыто (выловлено) всего --------------------------. (виды, количество) Имеется на судне ----------------------------------------------------. (по видам и количеству) Излишки ---------------------, недостатки ---------------------------. Остаток квоты -------------------------------------------------------. 5. Согласно промысловому журналу добыча (вылов) в рейсе начата ---------------------------------------------------------------------, (дата начала) окончена ---------------------. (дата окончания) Из продукции перегружено на суда ------------------------------------- (название судна, дата, номер ---------------------------------------------------------------------. коносамента, виды и количество перегруженной продукции) Сдано в иностранных портах ------------------------------------------- (название порта, реквизиты получателя ---------------------------------------------------------------------- продукции, номер коносамента, дата, вид, количество, ---------------------------------------------------------------------. состояние реализованной продукции) 6. В ходе осмотра обнаружены следующие средства добычи (вылова), оборудование, инструменты, установки и другие предметы: -------------- ---------------------------------------------------------------------- (место обнаружения, ---------------------------------------------------------------------- наименование, количество, технические характеристики, ---------------------------------------------------------------------. наличие маркировок) 7. В ходе осмотра проверены следующие документы (кроме указанных выше): --------------------------------------------------------------- (наименование документов, соответствие их ---------------------------------------------------------------------. правилам ведения и заполнения) Выявлено в ------------------------------ внесение искаженных сведений (наименование документа) следующего содержания: ----------------------------------------------. 8. В ходе осмотра отмечены следующие нарушения и недостатки: ---- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------. ----------------------------------------------- (подпись должностного лица, составившего акт) ----------------------------------------------- (подпись капитана судна) Примечание. По итогам осмотра капитан судна должен сделать запись об отсутствии или наличии претензий к должностным лицам инспекторского состава, производившим осмотр судна. |