ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 12 октября 2005 г. N 609 (СЗРФ 05-43 2410) В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Указанный специальный технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления. 2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 12 октября 2005 г. N 609 УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N 609 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" 1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ. 2. В соответствии с федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания. 3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее: "автомобильная техника" - колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них; "автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника; "выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды (C H ), m n оксиды азота (NO ) и дисперсные частицы); x "газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе; "дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия; "искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газовом топливе; "Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций согласно приложению N 1, принятые в соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента; "технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега; "экологический класс" - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов. 4. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей. 5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы: а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45 1400) категории M с двигателями внутреннего сгорания, используемые для 1 перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя; б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с двигателями внутреннего сгорания категорий: M максимальной массой не более 5 т, используемые для перевозки 2 пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя; M максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки 3 пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя; в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705, 8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45 2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий: N максимальной массой не более 3,5 т, используемые для перевозки 1 грузов и установленного на них оборудования; N максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т, используемые 2 для перевозки грузов и установленного на них оборудования; N максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки 3 грузов и установленного на них оборудования. 6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы согласно приложению N 2. 7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику. 8. Техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются следующие: а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2: категорий М , М максимальной массой не более 3,5 т, N с 1 2 1 искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N , 1 2 3 1 2 N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, 3 предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N 1 2 3 2 3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (СО - 55 г/кВт.ч, C H - 2,4 г/кВт.ч, NO - 10 г/кВт.ч) при m n x испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл ESC); б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3: категорий М , М максимальной массой не более 3,5 т, N с 1 2 1 искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N , 1 2 3 1 2 N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, 3 предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N 1 2 3 2 3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (СО - 20 г/кВт.ч, C H - 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч) при m n x испытаниях, предусмотренных Правилами N 49-03 (испытательный цикл EТC); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N 1 2 3 2 3 повышенной проходимости с дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями 1, 2, Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4: категорий М , М максимальной массой не более 3,5 т, N с 1 2 1 искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N , 1 2 3 1 2 N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы 3 выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N , 1 2 3 1 2 N с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов 3 (СО - 4 г/кВт.ч, C H - 0,55 г/кВт.ч, NO - 2 г/кВт.ч) при m n x испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл EТC); г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5 категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N , N с 1 2 3 1 2 3 дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровни выбросов В2, С), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей). 9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение технических требований к автомобильной технике и установленным на ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются основные технические требования согласно приложению N 3. 10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента. 11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН. 13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет. Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия. В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия. 14. Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента; б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.; в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.; г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г. Приложение N 1 к специальному техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" ПЕРЕЧЕНЬ Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, применяемых для целей специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" 1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03*) "Единообразные предписания, касающиеся: I. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; II. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции; III. официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия". 2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ". 3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей". 4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями". ---------------- (*) Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН. Приложение N 2 к специальному техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ автомобильной техники в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ ---------------------------------------------------------------------------------- | Экологический | Категории и подгруппы | Нормативные документы, | | класс | автомобильной | устанавливающие требования | | автомобильной | техники | к экологическим | | техники | | характеристикам | | | | автомобильной | | | | техники/технические | | | | нормативы выбросов | |------------------|------------------------------|------------------------------| | 0 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН | | | 1 2 | N 83-02, уровень выбросов А | | | не более 3,5 т, N с | | | | 1 | | | | бензиновыми двигателями | | | | | | | | М максимальной массой свыше | Правила ЕЭК ООН N 49-01 | | | 1 | | | | 3,5 т, М , М , N , N , N | | | | 2 3 1 2 3 | | | | с дизелями | | | | | | | | | | | | М максимальной массой свыше | СО - 85 г/кВт.ч, С Н - | | | 1 | m n | | | 3,5 т, М , М , N , N с | 5 г/кВт.ч, NO - 17 г/кВт.ч | | | 2 3 2 3 | x | | | бензиновыми двигателями | (9-режимный испытательный | | | | цикл) | |------------------|------------------------------|------------------------------| | 1 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-02, | | | 1 2 | уровни выбросов | | | не более 3,5 т, N с | В, С соответственно | | | 1 | | | | бензиновыми двигателями и | | | | дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-02, | | | 1 | уровень выбросов А | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | | | | 2 3 1 2 | | | | N с газовыми двигателями и | | | | 3 | | | | дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | СО - 72 г/кВт.ч, C H - | | | 1 | m n | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 4 г/кВт.ч, NO - 14 г/кВт.ч | | | 2 3 2 3 | x | | | с бензиновыми двигателями | (9-режимный испытательный | | | | цикл) | |------------------|------------------------------|------------------------------| | 2 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-04, | | | 1 2 | уровни выбросов В, С, D | | | не более 3,5 т, N с | соответственно | | | 1 | | | | искровыми двигателями | | | | (бензиновыми, газовыми) | | | | и дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-02, | | | 1 | | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | уровень выбросов В | | | 2 3 1 2 | | | | N с газовыми двигателями и | | | | 3 | | | | дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | СО - 55 г/кВт.ч, C H - | | | 1 | m n | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 2,4 г/кВт.ч, | | | 2 3 2 3 | NO - 10 г/кВт.ч (при | | | с бензиновыми двигателями | x | | | | испытаниях по Правилам ЕЭК | | | | ООН N 49-03, испытательный | | | | цикл ESC) | |------------------|------------------------------|------------------------------| | 3 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-05, | | | 1 2 | уровень выбросов А | | | не более 3,5 т, N с | | | | 1 | | | | искровыми двигателями | | | | (бензиновыми, газовыми) | | | | и дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04, | | | 1 | уровень выбросов А | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | | | | 2 3 1 2 | | | | N с газовыми двигателями | | | | 3 | | | | и дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 96-01 | | | 1 | | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | | | | 2 3 1 2 | | | | N повышенной проходимости | | | | 3 | | | | с дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | СО - 20 г/кВт.ч, C H - | | | 1 | m n | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч | | | 2 3 2 3 | x | | | с бензиновыми двигателями | (при испытаниях по Правилам | | | | ЕЭК ООН N 49-03, | | | | испытательный цикл ESC) | |------------------|------------------------------|------------------------------| | 4 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-05, | | | 1 2 | уровень выбросов В | | | не более 3,5 т, N с | | | | 1 | | | | искровыми двигателями | | | | (бензиновыми, газовыми) | | | | и дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04, | | | 1 | уровень выбросов В1 | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | | | | 2 3 1 2 | | | | N с газовыми двигателями и | | | | 3 | | | | дизелями | | | | | | | | М максимальной массой | СО - 4 г/кВт.ч, C H - | | | 1 | m n | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 0,55 г/кВт.ч, | | | 2 3 2 3 | NO - 2 г/кВт.ч (при | | | с бензиновыми двигателями | x | | | | испытаниях по Правилам ЕЭК | | | | ООН N 49-03, испытательный | | | | цикл ETC) | |------------------|------------------------------|------------------------------| | 5 | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04, | | | 1 | уровень выбросов В2, С | | | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | | | | 2 3 1 2 | | | | N с газовыми двигателями и | | | | 3 | | | | дизелями | | ---------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к специальному техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к характеристикам топлива для автомобильной техники -------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Нормы в отношении автомобильной техники | | | | | | | Единица |--------------------------------------------------| | Характеристики топлива | измерения| экологического| экологического| экологического | | | | класса | класса | класса | | | | 2 | 3 | 4 | |----------------------------|--------------------------|---------------|------------------| | | Бензин | | | |----------------------------|--------------------------|---------------|------------------| | | 3 | | | | | Концентрация свинца, не | мг/дм | 10 | 5 | 0 | | более | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Концентрация серы, не | мг/кг | 500 | 150 | 50 | | более | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Объемная доля | процентов| | | | | углеводородов, | | | | | | не более: | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | ароматических | | не | 42 | 35 | | | | установлена | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | олефиновых | | не | 18 | 18 | | | | установлена | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Объемная доля бензола, | процентов| 5 | 1 | 1 | | не более | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Массовая доля кислорода, | процентов| не | 2,7 | 2,7 | | не более | | установлена | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Давление насыщенных | кПа | | | | | паров с учетом | | | | | | климатических условий: | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | в летний период | | 45-80 | 45-80 | 45-80 | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | в зимний период | | 50-100 | 50-100 | 50-100 | |----------------------------|----------|---------------|----------------------------------| | Отложения на впускных | | не | соответствие | | клапанах и в камере | | установлены | европейским бензинам | | сгорания | | | для автомобильной | | | | | техники экологических | | | | | классов 3 и 4* | |----------------------------|--------------------------|----------------------------------| | | Дизельное топливо | | | |----------------------------|--------------------------|---------------|------------------| | Цетановое число, не менее | | 49 | 51 | 51 | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | o | 3 | | | | | Плотность при 15 С | кг/м | 820-860 | 820-845 | 820-845 | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Массовая доля | процентов| не | 11 | 11 | | полициклических | | установлена | | | | ароматических | | | | | | углеводородов, | | | | | | не более | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Концентрация серы, не | мг/кг | 500 | 350 | 50 | | более | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | | o | | | | | Фракционный состав - | С | 360 | 360 | 360 | | 95 процентов объема | | | | | | перегоняется при | | | | | | температуре не более | | | | | |----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------| | Смазывающая способность, | мкм | 460 | 460 | 460 | | не более | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- (*) Определяется на стадии подготовки производства. |