ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
"О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ,
ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
12 октября 2005 г.
N 609
(СЗРФ 05-43 2410)
В соответствии с Федеральным законом "О техническом
регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О
требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение
на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Указанный специальный технический регламент вступает в силу по
истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего
постановления.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить
приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со
специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим
постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
12 октября 2005 г.
N 609
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2005 года
N 609
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
"О требованиях к выбросам автомобильной техникой,
выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации,
вредных (загрязняющих) веществ"
1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и
окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой
вредных (загрязняющих) веществ.
2. В соответствии с федеральными законами "О техническом
регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране
атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и
Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для
колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей,
которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных
транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных
утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г.
Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября
1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам
вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной
двигателями внутреннего сгорания.
3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают
следующее:
"автомобильная техника" - колесные транспортные средства,
предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования,
установленного на них;
"автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории
Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской Федерации,
а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации
автомобильная техника;
"выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми
являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и
испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные
(загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды (C H ),
m n
оксиды азота (NO ) и дисперсные частицы);
x
"газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном
или природном газе;
"дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от
сжатия;
"искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием,
работающий на бензине или газовом топливе;
"Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии
Организации Объединенных Наций согласно приложению N 1, принятые в
соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением,
применяемые в целях настоящего регламента;
"технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении
автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально
допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу
произведенной автомобильной техникой работы или пробега;
"экологический класс" - классификационный код, характеризующий
автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.
4. Объектами технического регулирования являются автомобильная
техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и
установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов,
а также топливо для таких двигателей.
5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы:
а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45 1400)
категории M с двигателями внутреннего сгорания, используемые для
1
перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места
водителя;
б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с
двигателями внутреннего сгорания категорий:
M максимальной массой не более 5 т, используемые для перевозки
2
пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя;
M максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки
3
пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя;
в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705,
8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45 2300,
45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника
специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с
двигателями внутреннего сгорания категорий:
N максимальной массой не более 3,5 т, используемые для перевозки
1
грузов и установленного на них оборудования;
N максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т, используемые
2
для перевозки грузов и установленного на них оборудования;
N максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки
3
грузов и установленного на них оборудования.
6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы
согласно приложению N 2.
7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на
территории Российской Федерации документы, идентифицирующие
автомобильную технику.
8. Техническими требованиями к автомобильной технике и
установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются
следующие:
а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2:
категорий М , М максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические
нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни
выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только
для дизелей);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов,
3
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В),
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N
1 2 3 2 3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
(СО - 55 г/кВт.ч, C H - 2,4 г/кВт.ч, NO - 10 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный
цикл ESC);
б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3:
категорий М , М максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические
нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с
исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов А), Правилами
ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов,
3
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов А),
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N
1 2 3 2 3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
(СО - 20 г/кВт.ч, C H - 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами N 49-03 (испытательный цикл
EТC);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N
1 2 3 2 3
повышенной проходимости с дизелями - технические нормативы выбросов,
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями 1, 2,
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4:
категорий М , М максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические
нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с
исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов В), Правилами
ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов
В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N ,
1 2 3 1 2
N с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
3
(СО - 4 г/кВт.ч, C H - 0,55 г/кВт.ч, NO - 2 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный
цикл EТC);
г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5
категорий М максимальной массой свыше 3,5 т, М , М , N , N , N с
1 2 3 1 2 3
дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов,
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровни выбросов В2, С),
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение
технических требований к автомобильной технике и установленным на ней
двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются
основные технические требования согласно приложению N 3.
10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники,
выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен
превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего
регламента.
11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней
двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение,
касающееся официального утверждения типа транспортного средства и
(или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат
соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и
установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента
определен Правилами ЕЭК ООН.
13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой
вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не
превышает 4 лет.
Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу
настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия.
В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или
двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований,
указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную
технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия.
14. Введение в действие технических нормативов выбросов в
отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории
Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего
регламента;
б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
Приложение N 1
к специальному техническому
регламенту "О требованиях к
выбросам автомобильной техникой,
выпускаемой в обращение на территории
Российской Федерации,
вредных (загрязняющих) веществ"
ПЕРЕЧЕНЬ
Правил Европейской экономической комиссии Организации
Объединенных Наций, применяемых для целей специального
технического регламента "О требованиях к выбросам
автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории
Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"
1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03*) "Единообразные предписания,
касающиеся:
I. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия
в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. официального утверждения автотранспортных средств в отношении
установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально
утвержденных по типу конструкции;
III. официального утверждения автотранспортных средств с
двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых
загрязняющих веществ;
IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от
сжатия".
2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04*) "Единообразные
предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с
воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а
также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном
нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с
воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе,
и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном
нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ".
3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05*)
"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения
транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в
зависимости от топлива, необходимого для двигателей".
4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01*) "Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от
сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной
технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями".
----------------
(*) Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК
ООН.
Приложение N 2
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной техникой,
выпускаемой в обращение на
территории Российской Федерации,
вредных (загрязняющих) веществ"
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
автомобильной техники в зависимости
от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ
----------------------------------------------------------------------------------
| Экологический | Категории и подгруппы | Нормативные документы, |
| класс | автомобильной | устанавливающие требования |
| автомобильной | техники | к экологическим |
| техники | | характеристикам |
| | | автомобильной |
| | | техники/технические |
| | | нормативы выбросов |
|------------------|------------------------------|------------------------------|
| 0 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН |
| | 1 2 | N 83-02, уровень выбросов А |
| | не более 3,5 т, N с | |
| | 1 | |
| | бензиновыми двигателями | |
| | | |
| | М максимальной массой свыше | Правила ЕЭК ООН N 49-01 |
| | 1 | |
| | 3,5 т, М , М , N , N , N | |
| | 2 3 1 2 3 | |
| | с дизелями | |
| | | |
| | | |
| | М максимальной массой свыше | СО - 85 г/кВт.ч, С Н - |
| | 1 | m n |
| | 3,5 т, М , М , N , N с | 5 г/кВт.ч, NO - 17 г/кВт.ч |
| | 2 3 2 3 | x |
| | бензиновыми двигателями | (9-режимный испытательный |
| | | цикл) |
|------------------|------------------------------|------------------------------|
| 1 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-02, |
| | 1 2 | уровни выбросов |
| | не более 3,5 т, N с | В, С соответственно |
| | 1 | |
| | бензиновыми двигателями и | |
| | дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-02, |
| | 1 | уровень выбросов А |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | |
| | 2 3 1 2 | |
| | N с газовыми двигателями и | |
| | 3 | |
| | дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | СО - 72 г/кВт.ч, C H - |
| | 1 | m n |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 4 г/кВт.ч, NO - 14 г/кВт.ч |
| | 2 3 2 3 | x |
| | с бензиновыми двигателями | (9-режимный испытательный |
| | | цикл) |
|------------------|------------------------------|------------------------------|
| 2 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-04, |
| | 1 2 | уровни выбросов В, С, D |
| | не более 3,5 т, N с | соответственно |
| | 1 | |
| | искровыми двигателями | |
| | (бензиновыми, газовыми) | |
| | и дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-02, |
| | 1 | |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | уровень выбросов В |
| | 2 3 1 2 | |
| | N с газовыми двигателями и | |
| | 3 | |
| | дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | СО - 55 г/кВт.ч, C H - |
| | 1 | m n |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 2,4 г/кВт.ч, |
| | 2 3 2 3 | NO - 10 г/кВт.ч (при |
| | с бензиновыми двигателями | x |
| | | испытаниях по Правилам ЕЭК |
| | | ООН N 49-03, испытательный |
| | | цикл ESC) |
|------------------|------------------------------|------------------------------|
| 3 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-05, |
| | 1 2 | уровень выбросов А |
| | не более 3,5 т, N с | |
| | 1 | |
| | искровыми двигателями | |
| | (бензиновыми, газовыми) | |
| | и дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04, |
| | 1 | уровень выбросов А |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | |
| | 2 3 1 2 | |
| | N с газовыми двигателями | |
| | 3 | |
| | и дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 96-01 |
| | 1 | |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | |
| | 2 3 1 2 | |
| | N повышенной проходимости | |
| | 3 | |
| | с дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | СО - 20 г/кВт.ч, C H - |
| | 1 | m n |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч |
| | 2 3 2 3 | x |
| | с бензиновыми двигателями | (при испытаниях по Правилам |
| | | ЕЭК ООН N 49-03, |
| | | испытательный цикл ESC) |
|------------------|------------------------------|------------------------------|
| 4 | М , М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 83-05, |
| | 1 2 | уровень выбросов В |
| | не более 3,5 т, N с | |
| | 1 | |
| | искровыми двигателями | |
| | (бензиновыми, газовыми) | |
| | и дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04, |
| | 1 | уровень выбросов В1 |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | |
| | 2 3 1 2 | |
| | N с газовыми двигателями и | |
| | 3 | |
| | дизелями | |
| | | |
| | М максимальной массой | СО - 4 г/кВт.ч, C H - |
| | 1 | m n |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N | 0,55 г/кВт.ч, |
| | 2 3 2 3 | NO - 2 г/кВт.ч (при |
| | с бензиновыми двигателями | x |
| | | испытаниях по Правилам ЕЭК |
| | | ООН N 49-03, испытательный |
| | | цикл ETC) |
|------------------|------------------------------|------------------------------|
| 5 | М максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04, |
| | 1 | уровень выбросов В2, С |
| | свыше 3,5 т, М , М , N , N , | |
| | 2 3 1 2 | |
| | N с газовыми двигателями и | |
| | 3 | |
| | дизелями | |
----------------------------------------------------------------------------------
Приложение N 3
к специальному техническому
регламенту "О требованиях к
выбросам автомобильной техникой,
выпускаемой в обращение на
территории Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к характеристикам топлива для автомобильной техники
--------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Нормы в отношении автомобильной техники |
| | | |
| | Единица |--------------------------------------------------|
| Характеристики топлива | измерения| экологического| экологического| экологического |
| | | класса | класса | класса |
| | | 2 | 3 | 4 |
|----------------------------|--------------------------|---------------|------------------|
| | Бензин | | |
|----------------------------|--------------------------|---------------|------------------|
| | 3 | | | |
| Концентрация свинца, не | мг/дм | 10 | 5 | 0 |
| более | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Концентрация серы, не | мг/кг | 500 | 150 | 50 |
| более | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Объемная доля | процентов| | | |
| углеводородов, | | | | |
| не более: | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| ароматических | | не | 42 | 35 |
| | | установлена | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| олефиновых | | не | 18 | 18 |
| | | установлена | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Объемная доля бензола, | процентов| 5 | 1 | 1 |
| не более | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Массовая доля кислорода, | процентов| не | 2,7 | 2,7 |
| не более | | установлена | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Давление насыщенных | кПа | | | |
| паров с учетом | | | | |
| климатических условий: | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| в летний период | | 45-80 | 45-80 | 45-80 |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| в зимний период | | 50-100 | 50-100 | 50-100 |
|----------------------------|----------|---------------|----------------------------------|
| Отложения на впускных | | не | соответствие |
| клапанах и в камере | | установлены | европейским бензинам |
| сгорания | | | для автомобильной |
| | | | техники экологических |
| | | | классов 3 и 4* |
|----------------------------|--------------------------|----------------------------------|
| | Дизельное топливо | | |
|----------------------------|--------------------------|---------------|------------------|
| Цетановое число, не менее | | 49 | 51 | 51 |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| o | 3 | | | |
| Плотность при 15 С | кг/м | 820-860 | 820-845 | 820-845 |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Массовая доля | процентов| не | 11 | 11 |
| полициклических | | установлена | | |
| ароматических | | | | |
| углеводородов, | | | | |
| не более | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Концентрация серы, не | мг/кг | 500 | 350 | 50 |
| более | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| | o | | | |
| Фракционный состав - | С | 360 | 360 | 360 |
| 95 процентов объема | | | | |
| перегоняется при | | | | |
| температуре не более | | | | |
|----------------------------|----------|---------------|---------------|------------------|
| Смазывающая способность, | мкм | 460 | 460 | 460 |
| не более | | | | |
--------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------
(*) Определяется на стадии подготовки производства.
|