О ПОРЯДКЕ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 26.10.05 04-2-03/156

         О ПОРЯДКЕ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          26 октября 2005 г.
                            N 04-2-03/156

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая  служба  по  вопросу  удержания  налога на
доходы  физических  лиц  представительством  иностранной  компании, не
осуществляющей    предпринимательской   деятельности   на   территории
Российской Федерации, сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  226 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  российские  организации, индивидуальные
предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций
в  Российской  Федерации,  от  которых  или  в  результате отношений с
которыми  налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать
у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
     При  этом  специального определения постоянного представительства
для  целей  главы  23  "Налог  на  доходы  физических  лиц" Кодекса не
предусмотрено.  Упоминания  об этом термине имеются в главах 25 "Налог
на  прибыль организаций" и 30 "Налог на имущество организаций", однако
предметной  связи  с налогообложением доходов физических лиц от работы
по  найму  здесь  нет. Аналогичная ситуация складывается и в отношении
понятия    "постоянного    представительства",    предусмотренного   в
соглашениях   об   избежании   двойного  налогообложения,  заключаемых
Российской Федерацией с другими странами. В этих соглашениях указанный
термин  применяется  исключительно для целей налогообложения прибыли и
движимого имущества иностранных организаций.
     Однако формально, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11
Кодекса,  понятия  и  термины  различных  иных  (неналоговых) отраслей
законодательства  применяются  в  том  значении,  какое  им  придается
Кодексом,  т.е.  в  данном случае можно руководствоваться определением
постоянного  представительства, данным в пункте 2 статьи 306 Кодекса и
указывающим  на  связь с предпринимательской деятельностью иностранной
организации в Российской Федерации.
     До  вступления  в  силу  положений  главы 25 Кодекса было принято
исходить  из  общего  лексического  значения  тех  или иных терминов и
понятий.  Постоянное  представительство иностранного юридического лица
рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного
периода    времени   его   структурное   подразделение,   занимающееся
коммерческой   деятельностью   и   осуществляющее   представительские,
маркетинговые, рекламные функции, а также сбор информации.
     Если    деятельность   представительства   иностранной   компании
осуществляется  на долгосрочной основе, то оно может исполнять функции
налогового  агента и в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса исчислять и
удерживать  у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц,
полученные  за  работу, выполненную в Российской Федерации. При этом в
соответствии  с  положениями  статьи 24 Кодекса налоговый агент обязан
также  своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных
доходов  и  перечисленных  налогов  в  бюджет  персонально  по каждому
работнику,  представлять  в  налоговый  орган  по  месту  своего учета
документы,  необходимые  для  осуществления  контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налога.
     Поэтому  при  соблюдении  представительством  всех  вышеуказанных
требований   к  нему  не  могут  предъявляться  претензии  со  стороны
налоговых  органов  за  выполнение  функций  налогового  агента,  хотя
деятельность  головной  организации  и  не  носит  предпринимательский
характер.
     Соответственно,   и  к  физическому  лицу,  работающему  в  таком
представительстве   по  трудовому  договору,  не  могут  предъявляться
претензии за неподачу налоговых деклараций.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
                                                           И.Ф.ГОЛИКОВ
26 октября 2005 г.
N 04-2-03/156