О ПОРЯДКЕ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 26 октября 2005 г. N 04-2-03/156 (Д) Федеральная налоговая служба по вопросу удержания налога на доходы физических лиц представительством иностранной компании, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. При этом специального определения постоянного представительства для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не предусмотрено. Упоминания об этом термине имеются в главах 25 "Налог на прибыль организаций" и 30 "Налог на имущество организаций", однако предметной связи с налогообложением доходов физических лиц от работы по найму здесь нет. Аналогичная ситуация складывается и в отношении понятия "постоянного представительства", предусмотренного в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с другими странами. В этих соглашениях указанный термин применяется исключительно для целей налогообложения прибыли и движимого имущества иностранных организаций. Однако формально, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Кодекса, понятия и термины различных иных (неналоговых) отраслей законодательства применяются в том значении, какое им придается Кодексом, т.е. в данном случае можно руководствоваться определением постоянного представительства, данным в пункте 2 статьи 306 Кодекса и указывающим на связь с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации. До вступления в силу положений главы 25 Кодекса было принято исходить из общего лексического значения тех или иных терминов и понятий. Постоянное представительство иностранного юридического лица рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного периода времени его структурное подразделение, занимающееся коммерческой деятельностью и осуществляющее представительские, маркетинговые, рекламные функции, а также сбор информации. Если деятельность представительства иностранной компании осуществляется на долгосрочной основе, то оно может исполнять функции налогового агента и в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц, полученные за работу, выполненную в Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями статьи 24 Кодекса налоговый агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных доходов и перечисленных налогов в бюджет персонально по каждому работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога. Поэтому при соблюдении представительством всех вышеуказанных требований к нему не могут предъявляться претензии со стороны налоговых органов за выполнение функций налогового агента, хотя деятельность головной организации и не носит предпринимательский характер. Соответственно, и к физическому лицу, работающему в таком представительстве по трудовому договору, не могут предъявляться претензии за неподачу налоговых деклараций. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы И.Ф.ГОЛИКОВ 26 октября 2005 г. N 04-2-03/156 |