ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ (РЕДАКЦИЯ НА 11.05.2005). Закон. Мэр Москвы. 13.11.96 30


                             ГОРОД МОСКВА

                                ЗАКОН

         ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
           ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ
                       (Редакция на 11.05.2005)



   

     Настоящий  Закон  принят в соответствии с Уставом города Москвы и
Законом города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об ответственности
за  нарушение  нормативов  и  жилищных  стандартов  по  использованию,
сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы".
     Закон повышает ответственность Государственной жилищной инспекции
города  Москвы  (далее - Мосжилинспекция) по контролю за разработкой и
соблюдением   нормативов,   расширяет  ее  полномочия,  вытекающие  из
постановления  Правительства  Российской Федерации от 26 сентября 1994
года  N  1086  (в редакции от 24 февраля 1995 года) "О Государственной
жилищной инспекции в Российской Федерации".

                      Статья 1. Общие положения

     1. Настоящий Закон имеет целью:
     - защиту  законных  прав  и  интересов,  безопасности  и здоровья
граждан - собственников и пользователей жилищным фондом;
     - обеспечение    сохранности    жилищного    фонда    всех   форм
собственности;
     - проведение  в  городе  Москве  единой  технической  политики  в
жилищной сфере;
     - обеспечение  реализации в жилищном фонде требований действующих
нормативов  по  использованию, содержанию, техническому обслуживанию и
ремонту  помещений, конструкций, инженерных систем, а также придомовых
территорий (далее - нормативные требования);
     - обеспечение    соблюдения    нормативных   параметров   режимов
функционирования инженерных систем;
     - обеспечение  соблюдения  нормативных требований собственниками,
владельцами  (управляющими)  жилых  и  нежилых  помещений,  подрядными
организациями  по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и связанных с
ним   инженерных   систем,   предприятиями   -   поставщиками   водо-,
энергоресурсов.
     2. Настоящий Закон устанавливает:
     - принципы формирования и порядок введения нормативов;
     - компетенцию  государственных  органов  контроля  за исполнением
настоящего Закона;
     - порядок  досудебного  рассмотрения  споров, возникающих в сфере
жилищно-коммунального обслуживания населения.

          Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

     Эксплуатация    жилищного    фонда    -   процесс   осуществления
собственниками, владельцами (управляющими), арендаторами, нанимателями
жилых  и  нежилых  помещений  в жилищном фонде города и обслуживающими
организациями  мероприятий,  связанных  с  использованием, техническим
обслуживанием  и ремонтом помещений, конструкций, инженерных систем, с
обеспечением   режимов   их   функционирования,   а  также  санитарным
содержанием зданий и прилегающих к ним территорий.
     Жилищный фонд города:
     - жилые  дома и помещения, расположенные в жилых и нежилых домах,
в  зданиях  специализированного жилищного фонда (общежития, гостиницы,
приюты,   дома   маневренного   фонда,  дома-интернаты  для  одиноких,
престарелых,  ветеранов  и  инвалидов  Великой  Отечественной  войны и
другие),   независимо   от   их   форм   собственности,  ведомственной
принадлежности;
     - здания,  сооружения  и  инженерное оборудование, обеспечивающие
функционирование жилищного фонда;
     - придомовые территории и элементы благоустройства.
     Использование    жилищного   фонда   -   обусловленные   жилищным
законодательством  действия  физических и юридических лиц по владению,
распоряжению и пользованию жилой площадью, местами общего назначения и
жилищно-коммунальными   услугами   в   соответствии  с  установленными
нормативами.
     Сохранность  жилищного  фонда  -  результат  действий  жителей  и
обслуживающих   организаций,  обеспечивающих  его  функционирование  в
соответствии с действующими нормативами в течение установленного срока
эксплуатации.
     Инженерные   системы   жилых   зданий   -  внутреннее  инженерное
оборудование,  а  также  подводящие  коммуникации  (сети) и сооружения
коммунального    назначения,    обеспечивающие    подачу    водо-    и
энергоресурсов,      вертикальный      транспорт,      мусороудаление,
противопожарную безопасность и связь.
     Режимы   функционирования   инженерных   систем  жилых  зданий  -
совокупность   установленных  нормативами  технологических  параметров
работы    оборудования    и   потребительских   качеств   поставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
     Техническое  обслуживание  жилищного фонда - комплекс мероприятий
по  обеспечению  заданных  эксплуатационных  качеств и технологических
параметров жилых зданий и инженерных систем.
     Санитарное  содержание  жилищного фонда - комплекс мероприятий по
обеспечению  нормативных  требований  к  санитарному  состоянию  жилых
зданий и прилегающих территорий.
     Жилищные  споры  -  конфликтные  ситуации, возникающие в процессе
эксплуатации жилищного фонда при несоблюдении установленных нормативов
собственниками,    владельцами    (управляющими),    нанимателями    и
арендаторами жилых или нежилых помещений в жилых домах, обслуживающими
организациями,  предприятиями  -  поставщиками водо-, энергоресурсов и
иных жилищно-коммунальных услуг.


         Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов

     1.  Совокупность  нормативов служит основой общегородской системы
содержания и ремонта жилищного фонда города Москвы.
     2. Основные принципы формирования нормативов:
     - соответствие санитарным нормам;
     - техническая обоснованность;
     - дифференцированный подход при установлении нормативов исходя из
оценки  технического состояния жилищного фонда на момент их разработки
и  возможности  их  реализации  в расчетный период (особенно на первом
этапе);
     - стабильность  требований  в  течение  установленного  срока  их
действия;
     - безусловное       соблюдение,      обеспечиваемое      методами
государственного контроля и регулирования;
     - регулярность   обновления   с   поэтапным   повышением   уровня
требований.
     3. Порядок формирования нормативов и введения их в действие:
     3.1.  Состав  нормативов  и  решения  об их изменении принимаются
Правительством  Москвы  на основании результатов освидетельствований и
инспекционных обследований жилых зданий, проводимых Мосжилинспекцией.
     3.2.  Минимальный уровень требований, предъявляемых к формируемым
нормативам,    должен    обеспечивать   гарантированную   безопасность
населения,   надежность   функционирования  жилых  зданий,  инженерных
коммуникаций,   оборудования   и   состояние  прилегающей  территории,
отвечающее санитарным требованиям.
     3.3.   Порядок   формирования  нормативов  и  вытекающих  из  них
требований задается и координируется Правительством Москвы.


       Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы

     Исключена.


    Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность за
                    несоблюдение нормативов Москвы

     1.  Контроль за соблюдением нормативов и обеспечением сохранности
жилищного   фонда  города  Москвы  осуществляет  уполномоченный  орган
исполнительной   власти   города   Москвы   в  порядке,  установленном
законодательством.
     2.  Уполномоченный  орган  исполнительной  власти  города  Москвы
проводит  регулярные  освидетельствования  (с  периодичностью  не реже
одного  раза  в  5 лет) и инспекционные обследования жилищного фонда и
связанных  с  ним  инженерных  систем;  направляет  в межведомственные
комиссии заключения по результатам освидетельствований и инспекционных
обследований  помещений  для  рассмотрения  вопросов  о  признании  их
непригодными   для   проживания   или   не   подлежащими  ремонту  или
реконструкции.  Должностные лица уполномоченного органа исполнительной
власти города Москвы при исполнении служебных обязанностей имеют право
входить  по  предъявлению служебного удостоверения в жилые помещения с
согласия  на  законных  основаниях  проживающих  в  них лиц, в нежилые
помещения  - с согласия их собственников или пользователей, а в случае
отсутствия  такого  согласия  -  в  порядке, установленном федеральным
законодательством.
     3.  Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий
в  городе  Москве  обязательны  для исполнения в течение установленных
сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда города, а именно:
     - собственниками,   владельцами  (управляющими),  нанимателями  и
арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых помещений
в жилых строениях;
     - лицами,   осуществляющими  техническое  обслуживание  и  ремонт
объектов жилищного фонда города, а также предоставляющими коммунальные
и  прочие эксплуатационно-технические услуги предприятиям, учреждениям
и организациям;
     - органами    управления    городским   хозяйством   и   органами
государственного контроля.
     Несоблюдение  субъектами  жилищного  фонда  введенных  в действие
нормативов   или   уклонение   от   их   реализации  влекут  за  собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
     4.   Лица,   осуществляющие   по   договорам   с  собственниками,
владельцами  (управляющими) техническое обслуживание и ремонт объектов
жилищного   фонда,   а   также  предоставляющие  коммунальные  и  иные
эксплуатационно-технические    услуги,    несут   ответственность   за
несоблюдение условий договоров.


           Статья 6. Городская жилищно-конфликтная комиссия

     1.  Городская  жилищно-конфликтная  комиссия  (далее  - Комиссия)
создается  Правительством  Москвы и действует на постоянной основе как
специальный   орган   досудебного   рассмотрения  споров  по  вопросам
сохранности и эксплуатации жилищного фонда.
     Положение  о  Комиссии  утверждается  Правительством  Москвы и не
может противоречить действующему законодательству.
     2.   Комиссия   вправе   рассматривать   представления,   жалобы,
предложения, ходатайства и прочие обращения по вопросам:
     - о  неправомерности  действий и решений государственных жилищных
инспекторов;
     - о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций;
     - о  принятии  решений  по  фактам уклонения граждан, должностных
лиц,  предприятий,  организаций,  учреждений городского и федерального
подчинения от выполнения предписаний Мосжилинспекции;
     - об   отказах   от   предоставления   доступа   в   помещения  и
документации,    необходимой    при   инспекционном   обследовании   и
освидетельствовании помещений в жилищном фонде;
     - о  принятии  решений  по проведению оперативных и согласованных
действий,     обеспечивающих    скорейшее    выполнение    предписаний
Мосжилинспекции  в  случаях,  когда  промедление  может  иметь тяжелые
последствия для горожан;
     - о  фактах  задержки или уклонения от принятия мер по устранению
причин   и   последствий  допущенных  нарушений,  а  также  по  оплате
финансовых санкций;
     - о продлении сроков исполнения предписаний Мосжилинспекции;
     - о  привлечении к ответственности юридических, должностных лиц и
граждан.
     3.  Комиссия  вправе  приглашать на свои заседания представителей
органов  Главного  управления внутренних дел города Москвы, Управления
государственного   пожарного  надзора  Главного  управления  по  делам
гражданской   обороны   и   чрезвычайным   ситуациям   города  Москвы,
Московского  городского  центра  Госсанэпиднадзора,  других  органов и
организаций, а также независимых экспертов.
     Приглашаемые  Комиссией  лица  вправе участвовать в ее заседаниях
лично или направлять своих полномочных представителей.
     4.  В  работе  Комиссии  должны  обеспечиваться  объективность  и
непредвзятость, а также гласность принятых решений.
     5.  Комиссия вправе по рассматриваемым вопросам принять следующие
решения:
     - предупредить     об     ответственности     за     несоблюдение
законодательства   и  нормативных  требований,  действующих  в  городе
Москве;
     - направить  представление  в  вышестоящую инстанцию для принятия
соответствующих мер дисциплинарного воздействия к должностному лицу;
     - направить в административную комиссию материалы о привлечении к
ответственности  должностных  или  физических  лиц  в  соответствии  с
законодательством об административных правонарушениях;
     - рекомендовать  Мосжилинспекции  рассмотреть вопрос об изменении
размера финансовых санкций;
     - рекомендовать  Мосжилинспекции  направить в судебные органы иск
по   факту  уклонения  ответчика  от  уплаты  финансовых  санкций  или
непринятия им необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
     6.  Копии  решений  Комиссии выдаются заинтересованным сторонам в
порядке, установленном Положением о Комиссии.
     7.   Решения   Комиссии   могут   быть   обжалованы   в  порядке,
установленном законодательством.


         Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам

     Исключена.


               Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции

     Исключена.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

13 ноября 1996 г.
N 30