О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 20.09.05 112

                     О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
          ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
        СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
                  И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                         20 сентября 2005 г.
                                N 112

                                 (Д)


     Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от
30   декабря   2003   г.  N  794  "О  единой  государственной  системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом изменений,
внесенных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая
2005 г. N 335, приказываю:
     1.  Утвердить Положение о функциональной подсистеме транспортного
обеспечения  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций единой государственной
системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Приложение
N 1 к настоящему Приказу).
     2.   Образовать   Комиссию   Министерства  транспорта  Российской
Федерации  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).
     3. Утвердить состав Комиссии (приложение N 2 к настоящему Приказу
- не приводится).
     4.  Утвердить  Положение  о Комиссии (Приложение N 3 к настоящему
Приказу).
     5. Считать утратившими силу Приказы Минтранса России:
     от  10  мая 2001 г. N 82 "О транспортной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
     от  7  октября  2003  г.  N  198  "О  внесении изменений в Приказ
Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2001 г. N 82".
     6.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра С.А. Аристова.

Министр
                                                             И.ЛЕВИТИН
20 сентября 2005 г.
N 112


                                                        Приложение N 1

                                            к Приказу Минтранса России
                                              от 20 сентября 2005 года
                                                                 N 112

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
       ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
      СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     1.    Настоящее   Положение   определяет   порядок   организации,
функционирования  и  задачи  функциональной  подсистемы  транспортного
обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).
     2.  ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями Федерального
закона  от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий
от   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного  характера",
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.
N  794  "Положение  о  единой государственной системе предупреждения и
ликвидации   чрезвычайных  ситуаций"  с  учетом  изменений,  внесенных
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N
335.
     3.   ФП   ТО  ЧС  создается  Минтрансом  России  и  действует  на
федеральном уровне.
     4.  Оперативное руководство ФП ТО ЧС осуществляет в установленном
порядке  Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся
в ведении Минтранса России.
     5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок их
деятельности определяется настоящим Положением.
     6.  Силы  и  средства  ФП  ТО  ЧС  привлекаются для транспортного
обеспечения  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  федерального  и иного
уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по
решению   Правительства   Российской   Федерации   в   соответствии  с
международными договорами.
     7.  На  федеральном  уровне  ФП  ТО  ЧС создаются координационный
орган,  постоянно  действующие органы управления, органы повседневного
управления,   силы  и  средства,  резервы  финансовых  и  материальных
ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
     8.   Координационным  органом  ФП  ТО  ЧС  является  Комиссия  по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной  безопасности  Министерства  транспорта  Российской Федерации
(далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в соответствии с
Положением о ней.
     9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:
     структурное   подразделение   Минтранса   России   и  структурные
подразделения,  находящиеся  в  ведении Минтранса России, Федерального
агентства  воздушного  транспорта,  Федерального  дорожного агентства,
Федерального   агентства   железнодорожного  транспорта,  Федерального
агентства  морского и речного транспорта, уполномоченные решать задачи
в  области  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и
гражданской обороны.
     10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:
     ответственный дежурный Минтранса России;
     единая  дежурно-диспетчерская служба федеральной службы, дежурные
федеральных агентств;
     Координационный центр поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА";
     штатные  координационные  центры поиска и спасания (КЦПС) на базе
окружных,  зональных, районных, вспомогательных центров Единой системы
организации воздушного движения;
     Государственный    морской    спасательно-координационный   центр
(ГМСКЦ);
     морские спасательно-координационные центры;
     морские спасательные подцентры;
     бассейновые аварийно-спасательные управления;
     государственные бассейновые управления;
     государственное  управление аварийно-спасательных и судоподъемных
работ на речном транспорте;
     центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";
     дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных дорог;
     дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.
     Постоянно  действующие  органы  управления  ФП ТО ЧС осуществляют
свою   деятельность   в   порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
     Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления
ФП  ТО ЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами
указанных органов управления.
     11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:
     парашютно-десантные группы;
     аварийно-спасательные команды;
     наземные поисково-спасательные группы;
     морские  специализированные  подразделения  по  борьбе с разливом
нефти;
     морские спасательные подцентры;
     восстановительные поезда;
     противопожарные поезда.
     12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:
     в    соответствии   с   планом   действий   (взаимодействия)   по
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций на обслуживаемых
объектах и территориях;
     по решению Минтранса России.
     13.  Для  выполнения  задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства
организаций  независимо  от  их  форм  собственности на основе заранее
разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и заключенных договоров.
     14.   Планирование   транспортного   обеспечения  при  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  осуществляется  комиссией  по предупреждению и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Минтранса   России   заблаговременно   и   учитывает   три   категории
приоритетов:
     первая категория - потребности федеральных органов исполнительной
власти,  которым  при выполнении возложенных на них чрезвычайных задач
необходимо   прибегать   к   услугам  транспортных  средств.  За  ними
закрепляется право первоочередного доступа к любому виду транспорта;
     вторая  категория - организации и учреждения субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, не имеющие соответствующих
транспортных средств;
     третья  категория  - обеспечение облегченного доступа к средствам
транспорта  в том случае, когда потребность в них возникает неожиданно
(по оперативному запросу).
     Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по согласованию
интересов  и  потребностей  регионов  страны  в  ходе  планирования  и
выполнения транспортных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     15.   Для   транспортного   обеспечения  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций создаются и используются:
     запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по
ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций, находящиеся в составе
государственного материального резерва;
     резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов Минтранса России и
находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.
     Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых
и  материальных  ресурсов  определяется  законодательством  Российской
Федерации.
     16.  Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное обеспечение
осуществляется        с        использованием       автоматизированной
информационно-управляющей  системы,  представляющей собой совокупность
технических  систем,  средств связи и оповещения, данными, подготовку,
сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
     17.  При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на
территории  Российской  Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в режиме
повседневной деятельности.
     Решением    Министра    транспорта   Российской   Федерации   для
соответствующих   органов   управления   и   сил   ФП   ТО   ЧС  может
устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
     а)   режим  повышенной  готовности  -  при  угрозе  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     б)  режим  чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     18.  Основными  мероприятиями,  проводимыми органами управления и
силами ФП ТО ЧС, являются:
     а) в режиме повседневной деятельности:
     осуществление   контроля   за   обстановкой   и   прогнозирование
чрезвычайных ситуаций;
     сбор,  обработка  и  обмен  в установленном порядке информацией в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной безопасности;
     планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО ЧС,
организация подготовки и обеспечения их деятельности;
     подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
     пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
     руководство  созданием,  размещением,  хранением  и  восполнением
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     проведение    в   пределах   своих   полномочий   государственной
экспертизы, надзора и контроля в области транспортного обеспечения;
     осуществление  в  пределах  своих  полномочий  необходимых  видов
страхования;
     проведение  мероприятий  по  подготовке к эвакуации сотрудников в
чрезвычайных ситуациях;
     ведение   статистической  отчетности  о  чрезвычайных  ситуациях,
участие  в  расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке
мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
     б) в режиме повышенной готовности:
     усиление  контроля за обстановкой и прогнозирование возникновения
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     введение     при    необходимости    круглосуточного    дежурства
руководителей  и  должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС на
стационарных пунктах управления;
     непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам
ФП  ТО  ЧС  о  прогнозируемых  чрезвычайных  ситуациях, информирование
сотрудников о приемах и способах защиты от них;
     принятие   оперативных  мер  по  предупреждению  возникновения  и
развития  чрезвычайных  ситуаций,  снижению размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности
функционирования объектов Минтранса России в чрезвычайных ситуациях;
     уточнение  планов  действий  (взаимодействия) по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
     приведение  при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в готовность
к  реагированию  на  чрезвычайные  ситуации,  формирование оперативных
групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
     восполнение  при  необходимости  резервов  материальных ресурсов,
созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
     в) в режиме чрезвычайной ситуации:
     непрерывный   контроль   обстановки,   прогнозирование   развития
возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     оповещение   руководителей   подведомственных   Минтрансу  России
федеральной  службы  и  федеральных  агентств, сотрудников о возникших
чрезвычайных ситуациях;
     проведение  мероприятий  по  защите  сотрудников  от чрезвычайных
ситуаций;
     организация   работ   по   транспортному  обеспечению  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  всестороннему  обеспечению  действий  сил и
средств  ФП  ТО  ЧС,  поддержанию  общественного  порядка  в  ходе  их
проведения,  а  также  привлечению  при  необходимости в установленном
порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной
ситуации;
     непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне
чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
     организация   и   поддержание   непрерывного   взаимодействия   с
подведомственными  Минтрансу  России федеральной службы и федеральными
агентствами,   МЧС  России  и  другими  заинтересованными  органами  и
организациями  по  вопросам  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  их
последствий;
     проведение   мероприятий   по   жизнеобеспечению  в  чрезвычайных
ситуациях.
     19.  Финансовое  обеспечение  функционирования  ФП ТО ЧС, целевых
программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии
с законодательством Российской Федерации.


                                                        Приложение N 3

                                            к Приказу Минтранса России
                                              от 20 сентября 2005 года
                                                                 N 112

                              ПОЛОЖЕНИЕ
       О КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                 И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     1.  Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и
порядок  работы  комиссии Министерства транспорта Российской Федерации
по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности (далее - Комиссия).
     2.   Комиссия  является  координационным  органом  функциональных
подсистем    Министерства    транспорта    Российской   Федерации   по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной   безопасности   на   транспортном   комплексе,   геодезии  и
картографии (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).
     3. Основными задачами Комиссии являются:
     а)  разработка предложений по реализации государственной политики
в  области  предупреждения  и  ликвидации  ЧС  и  обеспечения пожарной
безопасности;
     б)    координация   деятельности   органов   управления   и   сил
функциональных  подсистем  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций (далее - ФП ЧС);
     в)   обеспечение   согласованности   действий  Минтранса  России,
подведомственных  ему  федеральной службы и федеральных агентств с МЧС
России,  при  решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и
обеспечения пожарной безопасности;
     г)  рассмотрение  вопросов  привлечения  сил  и  средств  ФП ЧС к
организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС
в установленном порядке;
     д)   осуществление   контроля   заблаговременной   подготовки   к
проведению  аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных
работ  на  объектах инфраструктуры транспортного комплекса, геодезии и
картографии  при  возникновении  ЧС,  а  также  создание  в этих целях
необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания,
сырья, подвижного состава;
     ж)  организация  дорожного  обеспечения  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     з)   осуществление   руководства   мероприятиями  по  созданию  и
использованию   ведомственных  финансовых  ресурсов,  необходимых  для
проведения  профилактических мероприятий, покрытия расходов, связанных
с     организацией     и    проведением    обеспечения    транспортом,
поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;
     и)  участие  в  разработке  отраслевых норм и правил безопасности
эксплуатации  транспорта,  а также правил защиты персонала организаций
транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;
     к)  изучение,  анализ и выработка рекомендаций по использованию в
транспортном   комплексе  Российской  Федерации  зарубежного  опыта  в
области   профилактики,   предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     4.   Комиссия   с  целью  выполнения  возложенных  на  нее  задач
осуществляет следующие функции:
     а)        разрабатывает        мероприятия        экономического,
организационно-технического и методического характера, направленные на
создание  в  организациях транспортного комплекса Российской Федерации
условий,  способствующих  снижению  риска  возникновения  чрезвычайных
ситуаций, улучшению экологической обстановки;
     б)    обеспечивает    взаимодействие   отраслевых   комиссий   по
чрезвычайным  ситуациям по вопросам обеспечения безопасности перевозок
пассажиров    и    грузов,   повышения   надежности   и   устойчивости
функционирования   подведомственных   видов   транспорта   и  объектов
транспортного комплекса Российской Федерации;
     в) организует работу по совершенствованию системы информационного
обеспечения  действий  в  чрезвычайных  ситуациях  на  основе развития
информационно-вычислительных  комплексов  и  центров,  сетей  связи  и
передаче    данных,    а    также    системы   оповещения   работников
подведомственных   организаций   транспортного   комплекса  Российской
Федерации;
     г)    координирует    организацию    транспортного    обеспечения
поисково-спасательных,  аварийно-спасательных, других неотложных работ
и эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
     д)  в  случае необходимости участвует в планировании и выполнении
мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,
проводимых МЧС России;
     ж)  подготовка  и  представление  в Правительственную комиссию по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной безопасности предложений в случае необходимости о привлечении
в  установленном  порядке  сил  и  средств  других федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных
ситуаций    природного    и    техногенного   характера,   обеспечения
общественного   порядка  и  охраны  объектов  транспортного  комплекса
Российской Федерации в зонах чрезвычайных ситуаций;
     з)  осуществляет  взаимодействие  с другими федеральными органами
исполнительной   власти,   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении
задач,   связанных   с   предупреждением  и  ликвидацией  чрезвычайных
ситуаций;
     и)   оказывает   помощь   отраслевым  комиссиям  по  чрезвычайным
ситуациям   в   решении  вопросов,  входящих  в  полномочия  Комиссии,
заслушивает  руководителей  структурных  подразделений Министерства по
вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
     к)   привлекает  к  решению  задач  в  области  предупреждения  и
ликвидации    чрезвычайных    ситуаций    руководителей    структурных
подразделений Министерства.
     8.  Комиссия  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии с
планом,   принимаемым   на   заседании   Комиссии  и  утверждаемым  ее
председателем.
     9.  Заседание  Комиссии  проводится  по мере необходимости, но не
реже одного раза в квартал.
     Заседание  Комиссии проводит ее председатель или его заместитель.
Заседание  Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не
менее половины ее членов.
     Подготовка   материалов   к   заседанию  Комиссии  осуществляется
департаментами   Министерства,   к  сфере  ведения  которых  относятся
вопросы,  включенные  в  повестку дня заседания. Материалы должны быть
представлены  в  Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения
заседания.
     Решения   Комиссии   принимаются   простым  большинством  голосов
присутствующих  на  заседании  членов  Комиссии.  В  случае  равенства
голосов решающим является голос председателя Комиссии.
     Решения   Комиссии   оформляются   в   виде  протоколов,  которые
подписываются    председателем    Комиссии   или   его   заместителем,
председательствующим   на   заседании.   Решения   комиссии  доводятся
секретарем   комиссии   до   ее   членов,  а  также  до  руководителей
подведомственных   Министерству   федеральной   службы  и  федеральных
агентств.
     При   необходимости   к   участию  в  заседаниях  Комиссии  могут
привлекаться  руководители структурных подразделений, подведомственных
Министерству,  а  также  приглашаться представители других федеральных
органов   исполнительной   власти,   органов   государственной  власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     Председатель   Комиссии   систематически   информирует   Министра
транспорта   Российской   Федерации   по   наиболее  важным  вопросам,
рассматриваемым на заседаниях.
     10.  Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии
осуществляет    Департамент   управления   кадрами   и   сопровождения
специальных программ.