ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕР ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 ноября 2005 г. N 656 (НТЦС) В целях реализации статьи 32 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 7 ноября 2005 г. N 656 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 656 ПОЛОЖЕНИЕ об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих 1. Настоящее Положение устанавливает меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц (в том числе военнослужащих) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих (далее соответственно - должностные лица, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, накопления), и членов Совета по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Совет), который может возникать при выполнении ими профессиональной деятельности, связанной с осуществлением указанных функций (далее - профессиональная деятельность). 2. Меры по недопущению возникновения конфликта интересов направлены на исключение возможности получения должностными лицами и членами Совета лично или через посредника материальной и (или) личной выгоды вследствие наличия у указанных лиц, или членов их семей, или лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) (далее - близкие родственники), прав, предоставляющих такую возможность в результате использования ими служебного положения в части инвестирования накоплений, а также информации об инвестировании накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении. 3. В настоящем Положении используются следующие понятия: "материальная выгода" - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; "личная выгода" - выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности; "предконфликтная ситуация" - ситуация, в которой у должностных лиц и членов Совета при осуществлении ими своей профессиональной деятельности может возникнуть конфликт интересов, а именно: а) указанные лица или их близкие родственники в течение последних 12 месяцев состояли в трудовых (на основании договоров) или гражданско-правовых (на основании договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг) отношениях с юридическими лицами, принимающими участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих (далее - конкурс) и (или) являющимися субъектами (за исключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированными лицами; б) указанные лица или их близкие родственники владеют долями в капитале, паями, акциями, облигациями и иными ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица, принимающие участие в конкурсе и (или) являющиеся субъектами (за исключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированные лица (за исключением государственных гражданских служащих - собственников указанных ценных бумаг, передавших их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе); в) указанные лица или их близкие родственники получали в течение последних 12 месяцев вознаграждения (денежную плату, призы, подарки (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации), скидки, безвозмездные услуги и т.п.) и (или) иную выгоду от юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами (за исключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированных лиц; г) указанные лица или их близкие родственники имеют обязательства имущественного характера в отношении юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами (за исключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их аффилированных лиц. 4. Должностные лица, приступающие к осуществлению профессиональной деятельности или осуществляющие профессиональную деятельность, и члены Совета обязаны ежегодно информировать (в письменной форме) о наличии или об отсутствии предконфликтной ситуации с их участием соответственно руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти или председателя Совета в срок, установленный для представления государственными гражданскими служащими сведений о доходах, а новые члены Совета - при их включении в состав Совета. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения. 5. Если должностное лицо сообщило о возникновении предконфликтной ситуации, руководитель соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением должностным лицом следующих полномочий: а) подготовка в пределах его компетенции проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования и контроля (надзора) в сфере формирования, инвестирования и использования накоплений - в случае: внесения предложений, предоставления рекомендаций, подготовки проектов нормативных правовых актов с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды; внесения предложений, предоставления рекомендаций, подготовки проектов нормативных правовых актов в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника накоплений, а также участников накопительно-ипотечной системы в части интересов, связанных с формированием, инвестированием и использованием накоплений); б) осуществление контроля за соблюдением субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений законодательства Российской Федерации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений - в случае выявления фактов нарушения прав и интересов Российской Федерации как собственника накоплений, а также участников накопительно-ипотечной системы с целью получения материальной и (или) личной выгоды, в интересах третьих лиц либо с целью совершения действий (бездействия), препятствующих устранению соответствующих нарушений; в) участие в работе комиссии по организации конкурсов (далее - конкурсная комиссия) - в случае: попытки оказать влияние на членов конкурсной комиссии с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц; необъективной оценки участников конкурсов с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды при участии в конкурсе в качестве потенциальных субъектов отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений лиц, являющихся аффилированными лицами (признанными таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации) должностных лиц, входящих в состав конкурсной комиссии; г) направление субъектам отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений запросов о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по инвестированию накоплений, - в случае: использования информации о деятельности по инвестированию накоплений субъектов отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений, не являющейся общедоступной, для получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды; предоставления третьим лицам информации о деятельности по инвестированию накоплений субъектов отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений, не являющейся общедоступной; д) получение от специализированного депозитария уведомления о выявленных в ходе осуществления контроля нарушениях соответствующей управляющей компанией требований к структуре инвестиционного портфеля, а также информации о предстоящей корректировке структуры инвестиционного портфеля. 6. Руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти принимаются меры: а) по усилению контроля за исполнением должностным лицом его профессиональной деятельности, в ходе которого может быть урегулирован конфликт интересов; б) по исключению возможности принятия должностным лицом единоличных решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов. 7. В случае если указанные в пункте 6 настоящего Положения меры не позволяют предотвратить конфликт интересов, руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, представителем указанного руководителя или лицом, выполняющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, принимается решение об отстранении должностного лица от исполнения должностных обязанностей (осуществления профессиональной деятельности), в ходе которых может быть реализован конфликт интересов. В случае если руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти не принял меры по недопущению возникновения конфликта интересов, к нему применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если стороной конфликта интересов является либо может явиться руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в отношении его принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае обнаружения предконфликтной ситуации, о которой должностное лицо знало, но не сообщило руководителю соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к этому должностному лицу применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Выявление и урегулирование конфликта интересов в отношении должностных лиц осуществляются комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. 9. Выявление и урегулирование конфликта интересов в отношении должностных лиц, являющихся военнослужащими, осуществляются на основании соответствующих федеральных законов о государственной службе. 10. Если член Совета сообщил о возникновении предконфликтной ситуации, Советом принимаются меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением членом Совета следующих полномочий: а) осуществление общественного контроля за деятельностью субъектов отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений, включая контроль за деятельностью управляющих компаний, - в случае: использования информации о деятельности по формированию, инвестированию и использованию накоплений, в том числе отчетности субъектов отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений, а также аудиторских отчетов и аудиторских заключений на указанную отчетность, если эта информация не является общедоступной, для получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды; предоставления третьим лицам информации о деятельности по формированию, инвестированию и использованию накоплений, в том числе отчетности субъектов отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений, а также аудиторских отчетов и аудиторских заключений на указанную отчетность, в случае, если эта информация составляет государственную или иную охраняемую законом тайну и носит конфиденциальный характер; совершения действий (бездействия), препятствующих обращению Совета в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти с требованиями об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов Российской Федерации как собственника накоплений, а также участников накопительно-ипотечной системы; наличия попыток повлиять на принимаемые Советом решения в целях получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника накоплений, а также участников накопительно-ипотечной системы); использования своего права представлять для включения в повестку дня заседания Совета вопросы, относящиеся к компетенции Совета, в целях получения материальной и (или) личной выгоды либо в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника накоплений, а также участников накопительно-ипотечной системы); б) рассмотрение предложений и рекомендаций по инвестированию накоплений - в случае: внесения предложений и предоставления рекомендаций в целях получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды; внесения предложений и предоставления рекомендаций в интересах третьих лиц (за исключением интересов Российской Федерации как собственника накоплений, а также участников накопительно-ипотечной системы); в) участие в работе конкурсной комиссии - в случае необъективной оценки участников конкурса с целью получения прямо или косвенно материальной и (или) личной выгоды при участии в конкурсе в качестве потенциальных субъектов лиц, являющихся аффилированными лицами (признанными таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации) члена Совета. 11. Меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с исполнением членом Совета его полномочий, принимаются Советом на ближайшем заседании. Каждый член Совета до начала рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня, обязан заявить об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов с его участием при принятии решений по вопросам повестки дня. Заявления членов Совета заносятся в протокол заседания Совета. 12. В случае если в Совет поступила информация о наличии или возникновении предконфликтной ситуации в отношении члена Совета (заявление других членов Совета, информация третьих лиц или материалы, опубликованные в средствах массовой информации), председатель Совета выносит решение о проведении проверки такой информации. Член Совета, в отношении которого поступила указанная информация, по решению Совета может быть отстранен от участия в рассмотрении вопросов и принятии решений, в которых может быть реализован конфликт интересов, до принятия решения по результатам проверки. В случае если такая информация поступила в отношении председателя Совета, члены Совета ставят на голосование предложения о проведении проверки поступившей информации и о временном отстранении председателя Совета от исполнения его обязанностей до принятия решения по результатам проверки. 13. Обеспечение сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, возлагается на председателя Совета, а в случае поступления указанной информации в отношении председателя Совета - на его заместителя. Член Совета вправе дать объяснения по фактам, изложенным в заявлении других членов Совета, информации третьих лиц либо в материале, опубликованном в средствах массовой информации. Объяснения члена Совета представляются в письменной форме. 14. Совет рассматривает на заседании материалы, подтверждающие либо опровергающие информацию о наличии или возникновении предконфликтной ситуации, и принимает одно их следующих решений: а) в рассматриваемом случае отсутствует возможность реализации конфликта интересов; б) в рассматриваемом случае содержится возможность реализации конфликта интересов; в) конфликт интересов уже реализован. 15. В случае если информация о наличии или возникновении предконфликтной ситуации будет признана достоверной, а также если член Совета сообщил о наличии предконфликтной ситуации, Совет принимает решение: а) рекомендовать указанному члену Совета воздержаться от рассмотрения вопросов и (или) участия в голосовании в случаях, когда он может явиться стороной в конфликте интересов; б) внести в Правительство Российской Федерации предложение об изменении состава Совета в связи с исключением указанного члена Совета из состава Совета, если предконфликтная ситуация носит длительный характер либо конфликт интересов уже реализован. Длительной признается предконфликтная ситуация, при которой указанному члену Совета было рекомендовано не менее двух раз в течение 12 месяцев воздержаться от рассмотрения вопросов и (или) участия в голосовании в случае, когда он может явиться стороной в конфликте интересов. Если член Совета (председатель Совета) не воздержится от участия в голосовании, его голос не засчитывается. 16. Информация о результатах проверки, проведенной в отношении члена Совета (председателя Совета), и о принятых мерах публикуется в средствах массовой информации. |