ПО ВОПРОСУ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ СВЕРХУРОЧНЫХ РАБОТ, ПРЕВЫШАЮЩИХ 120 ЧАСОВ В ГОД. Письмо. Федеральная налоговая служба. 23.09.05 02-1-08/195

          ПО ВОПРОСУ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
                РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ СВЕРХУРОЧНЫХ РАБОТ,
                     ПРЕВЫШАЮЩИХ 120 ЧАСОВ В ГОД

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                         23 сентября 2005 г.
                            N 02-1-08/195

                                 (Д)


     Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
     Согласно  статье  255  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
(далее - Кодекс) в расходы на оплату труда включаются любые начисления
работникам  в  денежной  и  (или)  натуральных  формах,  стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом
работы  или  условиями  труда,  премии  и единовременные поощрительные
начисления,   расходы,   связанные   с  содержанием  этих  работников,
предусмотренные   нормами   законодательства   Российской   Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Пункт  3 статьи 255 Кодекса относит к расходам на оплату труда, в
частности,   начисления   стимулирующего   и   (или)   компенсирующего
характера,  связанные  с режимом работы и условиями труда, в том числе
надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу
в   многосменном  режиме,  за  совмещение  профессий,  расширение  зон
обслуживания,  за  работу  в  тяжелых, вредных, особо вредных условиях
труда,  за  сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни,
производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен статьей 99
Трудового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  ТК РФ), согласно
которой  сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника
четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
     Оплата   сверхурочной   работы   производится  в  соответствии  с
положениями  статьи  152  ТК  РФ, которой определен минимальный размер
оплаты сверхурочных работы.
     При  этом  сверхурочная  работа должна быть оплачена в повышенном
размере   независимо  от  того,  соблюден  ли  порядок  привлечения  к
сверхурочным работам.
     По   заключению  Федеральной  службы  по  труду  и  занятости  от
23.06.2005   N  956-6-1,  в  случае  нарушения  работодателем  порядка
привлечения  к  сверхурочной  работе (например, превышения максимально
допустимого  числа  часов  сверхурочной  работы  в  год) это не должно
отражаться   на   реализации   права  работника  на  оплату  труда  за
сверхурочную работу.
     Таким    образом,    трудовым   законодательством   предусмотрена
обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника,
привлекаемого   к   работе   сверхурочно   с  нарушением  ограничений,
установленных статьей 99 ТК РФ.
     Следовательно,  оплату  сверхурочной  работы с согласия работника
следует рассматривать как обоснованный расход.
     В  целях  налогообложения  прибыли  все расходы, признаваемые при
исчислении  налоговой  базы,  должны быть документально подтверждены и
обоснованны,  т.е.  экономически оправданны, и направлены на получение
дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
     Учитывая  вышеизложенное,  расходы  на  оплату  труда работников,
работающих   сверхурочно   (в   том   числе   если  количество  часов,
отработанных  им  сверхурочно,  превышает  120  часов  в год), в целях
налогообложения  прибыли относятся к расходам согласно пункту 3 статьи
255   Кодекса,  при  условии,  если  такая  обязанность  предусмотрена
трудовым договором, заключенным с работником.
     Аналогичная  позиция  сообщена  письмом  Департамента налоговой и
таможенно-тарифной   политики   Минфина   России   от   15.08.2005   N
03-03-02/62.
     Одновременно  следует учитывать, что ограничения, предусмотренные
неналоговым  законодательством,  не  могут  быть реализованы налоговым
контролем,   т.к.   такие   ограничения   не  предусмотрены  налоговым
законодательством.
     Исходя из вышеизложенного, если налоговая инспекция полагает, что
в     результате    действий    работодателя    нарушается    трудовое
законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в
органы,    осуществляющие    контроль    по    соблюдению    трудового
законодательства.

                                                          М.П.МОКРЕЦОВ
23 сентября 2005 г.
N 02-1-08/195