О ГОТОВНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ К РАБОТЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2005-2006 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 15 ноября 2005 г. N 892-ПП (ПРМ) Правительство Москвы отмечает, что запланированные объемы предзимних работ, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 3 мая 2005 г. N 320-ПП "Об итогах работы топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств города Москвы в зимний период 2004-2005 гг. и задачах по подготовке к зиме 2005-2006 гг.", выполнены всеми жилищно-коммунальными и энергоснабжающими предприятиями и службами, а также организациями и учреждениями социальной сферы и транспорта. В целом по городу к 1 сентября 2005 г. подготовлены и сданы с оформлением актов и паспортов около 30 тыс. жилых зданий. С 11 октября 2005 г. основное и вспомогательное теплоэнергетическое оборудование полностью переведено на отопительный режим работы. Годовая программа ремонта дорог выполнена досрочно. К приему противогололедных материалов (ПГМ) подготовлены 68 накопительных и распределительных баз хранения реагентов, на которые в соответствии с графиком осуществляется завоз ПГМ. Разработана и утверждена Временная инструкция по организации и технологии зимней уборки дворовых территорий. Нормативные запасы топочного мазута, угля и природного газа, созданные на складах московских ТЭЦ ОАО "Мосэнерго", ОАО "Южный речной порт" и подземных газовых хранилищах, а также согласованные с Российским акционерным обществом "Газпром" режимы подачи газа, обеспечат в осенне-зимний период необходимые условия для устойчивой работы ТЭЦ, районных и квартальных тепловых станций (РТС и КТС) и местных газифицированных котельных. Вместе с тем, в ходе подготовки города к зиме выполнение производственных программ осложнялось условиями реструктуризации энергетического комплекса московского региона, неравномерностью поступления финансовых средств в энергоснабжающие предприятия, а также значительным приростом количества инженерных объектов энергоснабжения, передаваемых в эксплуатацию специализированным организациям, что сказалось на динамике и темпах проведения подготовительных работ в начальный период. В ходе подготовки к зиме имело место несвоевременное и некачественное выполнение предзимних работ. Для оперативного принятия мер по обращениям жителей, связанным с недостатками в содержании жилищного фонда, в городе на всех уровнях работала "горячая линия" прямой телефонной связи с жителями города. Устранение нарушений контролировалось по каждому адресу. Нарушения при подготовке к зиме ведомственного жилищного фонда допускались организациями Министерства обороны Российской Федерации, предприятиями "Фрезер", "Мосточлегмаш", "Мособлстрой", ОАО "ВИЛС", заводом "Желатин" и др. Необходимо отметить, что существующая система энергоснабжения города при дефиците электрических мощностей и постоянном росте энергопотребления не решает новых, обусловленных временем, задач по стабилизации и надежности ее эксплуатации. От энергоснабжающих организаций потребовалась проработка тщательно сбалансированного подхода к решению задач по реализации требований, обеспечивающих надлежащую техническую подготовку и проведение необходимых ремонтных и профилактических работ на всех этапах подготовки энергохозяйства к зиме. Комплексом городского хозяйства Москвы была проанализирована ситуация в энергохозяйстве города, оценка которой нашла свое отражение в постановлении Правительства Москвы от 9 августа 2005 г. N 588-ПП "Об аварийном отключении 24-26 мая 2005 года электроснабжения в городе Москве и мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения". Этим постановлением предусмотрен целый комплекс мероприятий по развитию генерирующих мощностей, передаточных сооружений и транспортных энергетических сетей, а также целый ряд организационно-технических мероприятий, направленных на координацию совместных действий энергетических компаний и городских структур по стабилизации работы московской энергосистемы. В целях обеспечения надежного функционирования топливноэнергетического и жилищно-коммунального хозяйств в отопительный период 2005-2006 гг. Правительство Москвы постановляет: 1. Префектурам административных округов города Москвы, департаментам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, топливно-энергетического хозяйства города Москвы, науки и промышленной политики города Москвы, образования города Москвы, здравоохранения города Москвы, социальной защиты населения города Москвы, транспорта и связи города Москвы, Комитету физической культуры и спорта города Москвы до 20 ноября 2005 г.: 1.1. Организовать завершение утепления зданий, выполнение наладки и регулировки систем отопления, обеспечить надлежащее закрытие подъездов, чердачных и подвальных помещений. 1.2. Совместно с ресурсоснабжающими и ресурсопотребляющими организациями при проведении отопительного сезона строго руководствоваться положениями порядка проведения отопительного сезона, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 2004 г. N 779-ПП "О готовности города Москвы к работе в зимний период 2004-2005 гг.". 2. Утвердить и ввести в действие: 2.1. Представленный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы норматив Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2005/02) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при аварийных и плановых отключениях систем отопления и горячего водоснабжения жилых зданий" (приложение 1). 2.2. Представленный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы норматив Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2005/04) "Организация работ по очистке кровель жилых и общественных зданий от снега и наледи" (приложение 2). 3. Префектурам административных округов города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы: 3.1. Совместно с ресурсоснабжающими и ресурсопотребляющими организациями обеспечить надежное и бесперебойное снабжение потребителей теплом и энергией, в том числе получающих тепло от ведомственных источников теплоснабжения. 3.2. Организовать четкую работу аварийно-диспетчерских служб в строгом соответствии с требованиями норматива Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2005/02) "Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при аварийных и плановых отключениях систем отопления и горячего водоснабжения жилых зданий", утвержденного настоящим постановлением, и Регламента аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий в г.Москве, утвержденного первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы Аксеновым П.Н. 8 января 2004 г., обратив особое внимание на укомплектованность мастерских участков аттестованными специалистами, недостающей техникой и необходимым запасом материалов и оборудования. 3.3. Установить контроль за техническим состоянием источников теплоснабжения, принадлежащих ведомственным организациям, и принимать оперативные меры при возникновении нарушений в их работе. 4. Префектурам административных округов города Москвы: 4.1. Установить постоянный контроль за качественным тепловодоснабжением жилищного фонда, работой аварийно-диспетчерских служб, проводить еженедельно анализ поступающих в диспетчерские службы и на "горячие линии" жалоб и обращений граждан на некачественное содержание жилищного фонда и принимать меры к их разрешению в сроки согласно действующим нормативам. Принимать меры административного и материального воздействия к руководителям, допускающим нарушения установленного порядка предоставления жителям коммунальных услуг. 4.2. Обеспечить постоянный доступ оперативного персонала эксплуатирующих организаций в арендуемые помещения для контроля за состоянием расположенного в них инженерного оборудования. Выявленные нарушения оперативно устранять. 4.3. Организовать круглосуточный контроль за состоянием внутриквартальных инженерных коммуникаций и сооружений, находящихся на балансе государственных унитарных предприятий "Дирекция единого заказчика" административных округов города Москвы, с целью исключения несанкционированного проникновения посторонних лиц. Не допускать самовольной застройки охранных зон инженерных коммуникаций гаражами и другими временными сооружениями. 4.4. Провести до 1 января 2006 г. совместно с Государственной жилищной инспекцией города Москвы ревизию состояния внутридомового электрооборудования, результаты которой положить в основу формирования титульных списков капитального ремонта жилищного фонда на 2006 год. 4.5. Продолжить работу по передаче специализированным организациям в установленном порядке объектов инженерного и коммунального назначения, находящихся на балансовом учете государственных унитарных предприятий "Дирекция единого заказчика" административных округов города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 113-ПП, перечнем и объемами, определенными совместным со специализированными организациями обследованием. 4.6. Исключить применение ПГМ во дворах жилых домов и проездов, а также обеспечить расширение использования специальной техники для уборки дворовых территорий, подготовку дворников и механизаторов по эксплуатации техники, создание своевременного запаса щебенки фракции 2-5 мм и осуществление мер контроля, исключающего применение ПГМ. 4.7. Обеспечить до 1 декабря 2005 г. обновление и подготовку парка средств малой механизации для поддержания должного уровня механизированной уборки дворов и проездов. 4.8. В целях улучшения содержания металлических кровель постоянно наращивать объемы работ по созданию нормативного температурно-влажностного режима в чердачных помещениях с применением новых теплоизоляционных материалов. 4.9. Сформировать до 20 ноября 2005 г. в каждом районе из рабочих, имеющих допуск к работе на высоте, мобильные бригады по удалению снега и наледи со скатных кровель, карнизов, балконов и других выступающих частей зданий, обеспечив их ограждениями и необходимым инвентарем, а также бригады по уборке остановок городского общественного транспорта. 4.10. Проверить обеспеченность персонала организаций, эксплуатирующих жилищный фонд, индивидуальными автономными средствами освещения и связи и, при необходимости, доукомплектовать. 4.11. В целях оперативного вывоза снега с обслуживаемых объектов дорожного хозяйства оформить в установленном порядке места (площадки) временного складирования снега (приложение 3). Допускается роторная уборка свежевыпавшего снега с объектов дорожного хозяйства в случаях экстремальных погодных условий и после согласования с оперативным городским штабом. 5. Департаментам науки и промышленной политики города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, транспорта и связи города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы организовать выполнение всего комплекса мероприятий по обеспечению, транспортировке, накоплению и использованию противогололедных материалов, а также последующему их восполнению согласно утвержденным графикам финансирования поставок. 6. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы: 6.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы: 6.1.1. Разработать в I квартале 2006 года трехлетнюю программу первоочередных работ по ремонту кровель и внутридомовых инженерных систем и внести ее в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы. 6.1.2. Осуществлять еженедельно анализ поступающих в диспетчерские службы жалоб и обращений граждан на некачественное содержание жилищного фонда и принимать меры к их разрешению в сроки согласно действующим нормативам. 6.1.3. Завершить до 20 ноября 2005 г. в установленном порядке подготовку дорожно-уборочных машин и механизмов к работе в предстоящий зимний период. 6.1.4. Установить круглосуточное дежурство зимних уборочных машин и механизмов на дорожно-эксплуатационных участках и обеспечить утилизацию снега на снегосплавных пунктах в зависимости от погодных условий. 6.1.5. Обязать службы заказчиков и подрядные уборочные организации проводить в постоянном режиме контроль состояния проезжей части. Ремонт появляющихся разрушений дорожных покрытий проводить незамедлительно силами уборочных служб с использованием специальных всепогодных материалов. 6.1.6. Обеспечить наличие мобильной связи мастеров и водителей уборочной техники с диспетчерскими префектур административных округов города Москвы, службами заказчиков и контролирующими организациями. 6.1.7. Обеспечить функционирование "сухих" снегосвалок, оформив их в установленном порядке по перечню, согласно приложению 4 к настоящему постановлению, в соответствии с экологическими требованиями. 6.1.8. Предусмотреть стационарные запасы противогололедных материалов для обеспечения экстренной обработки улиц и магистралей вручную в местах перепада продольного профиля проезжей части дорог, в том числе на Московской кольцевой автодороге и 3-м транспортном кольце. 6.1.9. Организовать при участии специалистов ГУП "Центр мониторинга дорог и дорожных технологий" и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы входной контроль за соблюдением качества поставляемых ПГМ, за соблюдением подрядными организациями норм расхода противогололедных реагентов, регламента и технологии уборки объектов дорожного хозяйства, а также контроль за установленным количеством циклов обработки дорожного покрытия ПГМ. 6.1.10. Обеспечить при участии специализированных организаций мониторинг влияния противогололедных материалов и анализ входного контроля качества ПГМ. 6.2. Обеспечить с 25 ноября 2005 г. оплату работ по вывозу снега с городских территорий, исходя из фактических объемов работ. 6.3. Обеспечить проведение государственной экологической экспертизы ПГМ и подготовку документации по их применению. 6.4. Провести в предстоящем зимнем периоде экспериментальные работы с использованием отечественных видов ПГМ ацетатной и формиатной групп, хлористого кальция с подбором оптимального содержания процента основного вещества с учетом экологической, технологической и финансовой составляющих. Перечень объектов проведения работ до 15 декабря 2005 г. согласовать c Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 6.5. Представить в установленном порядке в I квартале 2006 года предложения об изменении норматива Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-96-01/3) "Работы аварийного характера в жилых зданиях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 июня 1996 г. N 465 "О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда", с учетом положений Регламента аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий в г.Москве, утвержденного первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы 8 января 2004 г. 6.6. Обеспечить контроль и проведение оценки воздействия применяемых и экспериментальных ПГМ на верхнюю одежду, обувь и предметы обихода людей. 6.7. В месячный срок подготовить в установленном порядке проект распорядительного документа о внесении изменений в правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", в части уточнения ограничений, действующих в настоящее время на озелененных территориях при уборке снега. 6.8. До 15 января 2006 г. разработать в установленном порядке правила эксплуатации площадок временного складирования снега, убираемого с улиц и магистралей в период обильных снегопадов. 7. Разрешить складирование выпавшего снега на "сухие" снегосвалки в Зеленоградском административном округе города Москвы, по остальным территориям (приложение 4) - только в случае экстремальных погодных условий после согласования с оперативным городским штабом. 8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: 8.1. Разработать инструкцию по оценке влияния ПГМ на компоненты окружающей среды. 8.2. Обеспечить ведение мониторинга влияния ПГМ на компоненты окружающей среды. 8.3. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы обеспечить мониторинг влияния ПГМ (п.6.4). 9. Просить Территориальное управление Роспотребнадзора по городу Москве провести оценку влияния ПГМ на здоровье людей. 10. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы: 10.1. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы на заседаниях Комиссии Правительства Москвы по вопросам расчетов за использованные энерго- и водные ресурсы регулярно рассматривать состояние расчетов за энергоресурсы промышленными предприятиями и принимать меры по ограничению (вплоть до отключения) энергоснабжения предприятий, уклоняющихся от оплаты за использованные энергоресурсы. 10.2. Предусматривать в договорах на поставку ресурсов санкции, в том числе в виде ограничения энергоснабжения промышленных предприятий до погашения ими задолженности за полученную энергию. 10.3. Обеспечить контроль за надежным электроснабжением оборудования котельных, тепловых пунктов и насосных станций, осуществляющих теплоснабжение жилых домов. В случае возникновения экстремальных ситуаций по согласованию с Правительством Москвы принимать оперативные меры по ограничению подачи энергоносителей промышленным потребителям в соответствии с согласованными и утвержденными графиками ограничения, переводом предприятий и организаций на резервный вид топлива. 10.4. Анализировать информацию об использовании и своевременном пополнении необходимых объемов резервных видов топлива на складах ТЭЦ ОАО "Мосэнерго", ОАО "Южный речной порт" и промышленных предприятиях. 10.5. Обеспечить контроль за строгим соблюдением ресурсоснабжающими организациями согласованных графиков температуры сетевой воды от источников теплоснабжения, графиков газопотребления, а также соблюдением нормативных гидравлических режимов. 11. Запретить с началом отопительного сезона производство врезок на тепловых сетях для подключения объектов нового строительства с отключением теплоснабжения существующих потребителей. Все врезки во время отопительного сезона производить без остановки теплоснабжения с использованием специального оборудования. 12. Государственной жилищной инспекции города Москвы при участии префектур административных округов города Москвы обеспечить контроль за: 12.1. Качеством тепло- и водоснабжения зданий при предоставлении коммунальных услуг населению ресурсоснабжающими организациями; 12.2. Содержанием жилых зданий в соответствии с действующими нормативами по эксплуатации жилищного фонда. При выявлении фактов нарушений нормативных требований привлекать виновных к административной ответственности в установленном порядке. 13. Департаменту градостроительной политики и реконструкции города Москвы обеспечить: 13.1. Перевод до 20 ноября 2005 г. на постоянное электрои теплоснабжение домов-новостроек (объектов законченных строительством с выполненными техническими условиями ресурсоснабжающих организаций), подключенных по временным схемам, для передачи в установленном порядке вновь введенных инженерных объектов городским специализированным эксплуатирующим организациям. 13.2. Выполнение до 1 декабря 2005 г. мероприятий по устранению строительных недоделок и нарушений в эксплуатационном состоянии домов-новостроек, оформленных актами приемки законченного производства строительно-монтажных работ жилого дома приемочной комиссией. 14. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы по представлению Департамента науки и промышленной политики города Москвы обеспечить в установленном порядке приемку специализированными организациями в собственность города Москвы инженерных коммуникаций и сооружений различных ведомственных предприятий и организаций к ведомственным жилым домам, ранее принятым государственными унитарными предприятиями "Дирекция единого заказчика" административных округов города Москвы. 15. Просить прокурора города Москвы по представлению префектур административных округов города Москвы, управ районов административных округов города Москвы и Государственной жилищной инспекции города Москвы применять меры прокурорского воздействия к владельцам жилых домов и ведомственных котельных независимо от формы собственности, не обеспечивающим их содержание и коммунальное обслуживание жителей в соответствии с действующими нормативными требованиями, а также в порядке прокурорского надзора привлекать к ответственности руководителей предприятий и организаций за нарушения в содержании территорий. 16. Префектурам административных округов города Москвы, управам районных административных округов города Москвы предоставить Прокуратуре г.Москвы информацию по наиболее неблагополучному содержанию жилых домов ведомственными организациями. 17. Объединению административно-технических инспекций города Москвы: 17.1. Установить контроль за уборкой городских территорий в соответствии с действующими нормами и правилами. 17.2. Направлять в Департамент имущества города Москвы информацию для расторжения в установленном порядке договоров аренды зданий (помещений) с арендаторами, систематически нарушающими требования Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018. 17.3. Совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Управлением по борьбе с правонарушителями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г.Москвы осуществлять контроль за соблюдением сроков хранения снега на площадках временного складирования (п.4.11). 18. Принять к сведению, что ОАО "Мосэнерго": 18.1. Совместно с ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС"), ОАО "Московская областная электросетевая компания"(ОАО "МОЭсК") и ОАО "Московская городская электросетевая компания" (ОАО "МГЭК") обеспечат устойчивую работу московской энергосистемы с учетом потребности города в электроэнергии. 18.2. Обеспечит надежный отпуск тепловой и электрической энергии с московских ТЭЦ и ГЭС для нужд города. 18.3. Совместно с ОАО "Московская теплосетевая компания" примет меры к завершению всех запланированных работ на энергетическом оборудовании станций и тепловых сетей. 18.4. Обеспечит необходимый завоз мазута на склады московских ТЭЦ и угля на территорию ОАО "Южный речной порт" и ТЭЦ-22 в согласованных объемах для своевременного создания аварийных и эксплуатационных запасов топлива. 19. Просить ОАО "Российские железные дороги" обеспечить подачу цистерн под налив мазута и полувагонов под загрузку угля в соответствии с запланированными объемами поставок. 20. Просить ОАО "Газпром" обеспечить надежное газоснабжение объектов города Москвы в соответствии с установленными графиками. 21. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить информирование населения в городских средствах массовой информации о необходимости экономного расходования электроэнергии, а также об освобождении улиц и магистралей от припаркованных автомобилей для проведения механизированной уборки. 22. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы в IV квартале 2005 года внести на рассмотрение Правительства Москвы вопрос о повышении надежности и развитии системы энергоснабжения города Москвы с участием специалистов Российского акционерного общества "Единая энергетическая система России", ОАО "Мосэнерго" и ОАО "Газпром". 23. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы до 10 апреля 2006 г. внести на рассмотрение Правительства Москвы вопрос об итогах работы жилищно коммунального и топливно-энергетического хозяйств города Москвы в зимний период 2005-2006 гг. и задачах по подготовке к зиме 2006-2007 гг. 24. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. и префектов административных округов города Москвы. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 15 ноября 2005 г. N 892-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 892-ПП НОРМАТИВ МОСКВЫ по эксплуатации жилищного фонда ЖНМ-2005/02 Утвержден и введен в действие постановлением Правительства Москвы от ------------ N ----- РЕГЛАМЕНТ взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при аварийных и плановых отключениях систем отопления и горячего водоснабжения жилых зданий ПЕРЕЧЕНЬ органов исполнительной власти, организаций и предприятий города Москвы для осуществления взаимодействия оперативного персонала диспетчерских служб жилищных и теплоснабжающих организаций 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий Норматив определяет порядок взаимных действий оперативного персонала диспетчерских служб Департамента топливноэнергетического хозяйства города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ОАО "МОЭК", ГУП "Мосводоканал", ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "Московская городская электросетевая компания" и диспетчерских служб префектур административных округов при аварийных и плановых отключениях систем отопления и горячего водоснабжения жилых зданий. 1.2. Действие Норматива распространяется на жилые дома и обеспечивающие их объекты топливно-энергетического и коммунального назначения (котельные, тепловые и водопроводные вводы, центральные и индивидуальные тепловые пункты, водоподкачивающие установки, магистральные и внутриквартальные сети тепло- и водоснабжения, внутридомовое инженерное оборудование систем отопления, холодного и горячего водоснабжения). 1.3. Исполнителями требований Норматива являются владельцы (управляющие) жилых домов, ресурсоснабжающие организации, владельцы (управляющие) объектов топливно-энергетического и коммунального обеспечения, обслуживающие (ремонтные предприятия), а также организации - заказчики (подрядчики) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов и объектов инженерного и коммунального обеспечения (в период гарантийного срока). 1.4. Владельцы (управляющие) жилых домов и связанных с ними объектов топливно-энергетического и коммунального назначения несут ответственность за несоответствие и недостаточность объема работ для обеспечения эффективного функционирования конструкций и систем жилых домов, а также ненадлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг населению. 1.5. Обслуживающие (ремонтные и аварийно-ремонтные) предприятия несут ответственность за качество выполненных мероприятий и работ. 1.6. Организации-заказчики (подрядчики) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов и связанных с ними объектов топливно-энергетического и коммунального обеспечения несут ответственность за непринятие мер к устранению дефектов, выявленных в гарантийный период. 1.7. Основанием для привлечения виновных лиц в установленном законодательством порядке к ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) требований настоящего Норматива являются выявленные факты, свидетельствующие о неэффективных, неоперативных, неправильных, нескоординированных действиях оперативного, ремонтного, аварийно-ремонтного и диспетчерского персонала теплоснабжающих, строительных и жилищных организаций, при локализации и устранении аварийных ситуаций в инженерных системах жилых домов и объектов топливно-энергетического и коммунального назначения, при наполнении и включении инженерных систем, а также при производстве плановых работ в указанных системах, связанных с отключением тепло- и водоснабжения, повлекшие нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг населению и нарушения функционирования конструкций и оборудования жилых зданий, а также порче имущества граждан. 1.8. Ответственными по контролю качества и срокам работ в жилых зданиях и находящегося в нем инженерного оборудования являются владельцы (управляющие) жилых зданий. Исполнителями работ в жилых домах являются подрядные организации по обслуживанию, включая аварийное, жилых зданий и находящегося в них инженерного оборудования. 1.9. Ответственными по контролю качества и срокам выполнения работ на объектах топливно-энергетического и коммунального обеспечения являются ресурсоснабжающие организации, эксплуатирующие энергогенерирующие установки и магистральные коммунальные сети (ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "МОЭК", МГУП "Мосводоканал"). Исполнителями работ на объектах инженерного и коммунального обеспечения являются городские специализированные организации, эксплуатирующие объекты энергоснабжения жилищного фонда: тепловые и водопроводные вводы, тепловые пункты, насосные, внутриквартальные сети тепло- и водоснабжения (филиал N1 "Теплоремонтналадка" ОАО "МОЭК",филиал N 2 "Мостеплоэнерго" ОАО "МОЭК",филиал N 3 "Мосгортепло" ОАО "МОЭК", МГУП "Мосводоканал", ГУП "Москоллектор" и др.). 1.10. Мосжилинспекция в случае выявления нарушений требований настоящего Регламента при выполнении работ в жилых зданиях и находящегося в нем инженерного оборудования, привлекает к ответственности юридических и физических лиц, ответственных за эксплуатацию, обслуживание, строительство и ремонт объектов, и устанавливает сроки устранения нарушений. 1.11. Во всех случаях получения информации об отключении теплоснабжения диспетчер районной диспетчерской службы (РДС) административного округа через объединенные диспетчерские службы (ОДС) ремонтно-эксплуатационных предприятий соответствующей управы района организует оповещение жителей, отключающихся от тепловодоснабжения домов (вывеска объявлений в подъездах, сообщения по телефону и т.п.), с указанием сроков окончания работ. 1.12. При получении информации о выбивании воды на поверхность земли или образовании провала или промоины диспетчер каждого городского, окружного и районного подразделения ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "МОЭК", районных и объединенных диспетчерских служб административных округов обязан до прибытия персонала владельца теплотрассы незамедлительно принять меры по организации ограждения опасной зоны, оповестить органы милиции и независимо от балансовой принадлежности аварийного участка выслать на место выбивания воды (промоины) аварийные бригады. 1.13. При получении информации о повышении давления (Р2) в обратном трубопроводе тепловой сети ОАО "Московская теплосетевая компания" выше расчетного для данного типа нагревательных приборов: - радиаторов типа "Гамма" и "Польза" Р2 расч. = 6,0 ати. - радиаторов типа "Москва" Р2 расч. = 7,5 ати. - конвекторы стальные Р2 расч. = 10,0 ати. и повреждении внутренних систем теплопотребления, персонал филиалов ОАО "МОЭК" и подчиненных округу специализированных эксплуатационных организаций обязан отключить головными задвижками N 1 и N 2 потребителей, отопительная система которых присоединена по зависимой схеме (убедившись, что давление теплоносителя по направлению к потребителям стабилизировалось на уровне не превышающем расчетные значения), и сообщить о повышении давления на районные диспетчерские пункты (РДП) ОАО "Московская теплосетевая компания". 1.14. В случае выполнения аварийных работ при отрицательных температурах наружного воздуха руководствоваться Инструкцией по по дренированию воды из систем отопления при аварийных ситуациях в зимний период, последующему наполнению и включению системы отопления в работу после ликвидации аварийных ситуаций (приложение к Нормативу). 1.15. Оперативные переговоры между Центральными диспетчерскими службами (ЦДС) ОАО "Московская теплосетевая компания", ДТЭХ и ДЖКХиБ осуществляются по прямой (оперативной) связи. 1.16. Списки лиц с рабочими телефонами, имеющих право на оперативные переговоры, должны обновляться и передаваться в смежную организацию ежегодно - в декабре. 1.17. Ежедневно в 8.00: - диспетчер филиалов ОАО "МОЭК" сообщает диспетчеру ДТЭХ о нарушении параметров (Р1, Р2, Т1) по контрольным тепловым пунктам для принятия мер совместно с диспетчером ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания"; - РДС административных округов, филиалов ОАО "МОЭК" ежедневно информируют дежурный персонал районов ОАО "Московская теплосетевая компания" о нарушениях теплоснабжения на тепловых вводах и МГУП "Мосводоканал" о нарушениях водоснабжения на водопроводных вводах для организации совместных мер по их устранению. 2. Плановые работы 2.1. Плановый ремонт оборудования магистральных и разводящих тепловых сетей, тепловых пунктов, систем отопления и горячего водоснабжения в подготовительный период, связанный с отключением горячей воды у потребителей, производится по графику ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО"МОЭК", согласованному с ДТЭХ, ДЖКХиБ и Правительством Москвы. При этом отдельные графики эксплуатационных районов ОАО "Московская теплосетевая компания" на гидравлические испытания и испытания оборудования на максимальную температуру теплоносителя, согласовываются с префектурами административных округов. 2.2. Внеплановый капитальный ремонт тепловых сетей и оборудования тепловых пунктов в подготовительный период может производиться круглосуточно при условии нормального обеспечения потребителей теплом и водой, для чего используются байпасные линии теплосетей и передвижные бойлерные установки. 2.3. При проведении капитального и текущего ремонта тепловых вводов, тепловых пунктов, разводящих тепловых сетей и внутренних систем отопления до начала гидравлических испытаний ОАО "Московская теплосетевая компания" и ОАО "МОЭК", в период проведения гидравлических испытаний, не должны требовать повторной опрессовки таких объектов. В случае, если капитальный и текущий ремонт вышеуказанного оборудования предусмотрены планом после окончания гидроиспытаний в летний период текущего года, ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "МОЭК" обязаны включить такой абонент в график гидравлических испытаний без акта об опрессовке. Опрессовка производится после выполнения ремонтных работ в установленные заданиями сроки. 2.4. Работы в течение отопительного периода производятся без нарушения теплоснабжения жилых домов с использованием байпасных трубопроводов и резервных источников теплоснабжения. Заявки на эти работы передаются от ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "МОЭК", ДЖКХиБ в ДТЭХ для последующего согласования в Правительстве Москвы. При этом: 2.4.1. Диспетчер ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания" или филиала ОАО "МОЭК" с начала рабочего дня по прямой связи сообщает в диспетчерский отдел ДТЭХ о начале работ и об их окончании. 2.4.2. Район ОАО "Московская теплосетевая компания", филиал N 2 "Мостеплоэнерго" ОАО "МОЭК": - согласовывает сроки отключения с префектурой и территориальными управлениями письменно; - информирует об этом РДС административного округа, филиалы ОАО "МОЭК" телефонограммой. 2.4.3. Диспетчер ДТЭХ сообщает диспетчеру ДЖКХиБ о начале и окончании ремонтных работ, проводимых ОАО "Московская теплосетевая компания", ОАО "МОЭК". 2.4.4. Филиалы ОАО "МОЭК" и подчиненные округу специализированные эксплуатационные организации согласовывают сроки отключения с префектурой, сообщают согласованные сроки соответствующим РДС административного округа. Диспетчеры РДС административного округа, филиалов ОАО "МОЭК" телефонограммой извещают соответствующий район ОАО "Московская теплосетевая компания" или ОАО "МОЭК" об отключении теплового ввода, теплового пункта, разводящих тепловых сетей или жилых домов при производстве своих работ. ДТЭХ передает заявку в ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания" на отключение потребителей в связи с работами на оборудовании ОАО "МОЭК". 2.4.5. В сообщении о проводимых работах ДТЭХ, ДЖКХиБ, ОАО "Московская теплосетевая компания" обязаны указывать: причину отключения, административный округ, время начала и окончания работ, а также количество отключаемых зданий и принятые меры по обеспечению теплоснабжения зданий по временной схеме. 2.5. Филиалы ОАО "МОЭК" за три дня до производства ремонтных работ должны дать телефонограмму в район ОАО "Московская теплосетевая компания" о принятии мер по обеспечению отключения абонентов и уведомить их о предстоящем отключении и временной схеме теплоснабжения после согласования с префектурой. 2.6. При проведении ремонтных работ на магистральных трубопроводах филиалы ОАО "МОЭК"(владельцы абонентов) по сообщению дежурного инженера ОАО "Московская теплосетевая компания" производят отключение абонентов головными задвижками на тепловых пунктах. При необходимости отключения ЦТП в камерах тепловых сетей работы проводятся по заявке ДТЭХ в ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания". 2.7. Дежурный диспетчер района ОАО "Московская теплосетевая компания" сообщает в РДС административного округа, филиалы ОАО "МОЭК" об окончании работ и включении тепловых сетей в работу. Диспетчер филиала ОАО "МОЭК" обязан сообщить параметры теплоносителя на тепловом вводе после включения абонентов дежурному инженеру района ОАО "Московская теплосетевая компания" на соответствие их расчетным параметрам. 2.8. Об окончании работ на системах теплопотребления и включении абонентов в работу по постоянной схеме диспетчер РДС административного округа, филиалов ОАО "МОЭК" сообщает в префектуру, диспетчерские отделы ДТЭХ и ДЖКХиБ и в район ОАО"Московская теплосетевая компания". 3. Внеплановые (аварийные) отключения тепловых сетей, ЦТП, систем отопления отдельных зданий При возникновении аварийного повреждения в магистральных, разводящих тепловых сетях, тепловых вводах и тепловых пунктах, системах теплопотребления оперативный персонал ОАО "Московская теплосетевая компания", ДТЭХ и ДЖКХиБ, РДС административных округов принимает срочные меры для локализации аварии, а также обеспечивает оперативный контроль за ходом ее устранения, восстановлением нормативных температурных и гидравлических параметров и режимов тепло - и водоснабжения потребителей. 3.1. Действия оперативного персонала при авариях на теплотрассах ОАО "Московская теплосетевая компания": 3.1.1. Диспетчер ЦДС ОАО"Московская теплосетевая компания" при аварийной ситуации на тепловых сетях, насосных станциях или ТЭЦ дает команду дежурному инженеру района ОАО "Московская теплосетевая компания", ТЭЦ на отключение поврежденного участка и принятие всех надлежащих мер по обеспечению безопасности людей, сообщает об этом в Оперативно-распорядительное управление Мэра Москвы, диспетчеру ДТЭХ, диспетчер ДТЭХ - диспетчеру ДЖКХиБ, а диспетчер ДЖКХиБ - в Мосжилинспекцию. 3.1.2. Диспетчерская служба и служба эксплуатации ОАО "Московская теплосетевая компания" определяет зоны с аварийными режимами у потребителей. Эти сведения диспетчер ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания" передает диспетчерам ДТЭХ, ДЖКХиБ, которые совместно с диспетчером РДС административного округа принимают решение о необходимости и сроках дренирования воды из систем отопления в порядке, установленном инструкцией по дренированию воды из систем отопления при аварийных ситуациях в зимний период, последующему наполнению и включению системы отопления в работу после ликвидации аварийных ситуаций (приложение). 3.1.3. После уточнения в РДС административного округа сообщается адрес места повреждения, количество отключаемых абонентов, зданий, а также ориентировочные сроки производства работ и зоны с недостаточным давлением у потребителей. 3.1.4. Дежурный инженер района ОАО "Московская теплосетевая компания" сообщает о повреждении дежурному префектуры, диспетчеру филиалов ОАО "МОЭК" диспетчеру РДС административного округа. 3.1.5. Диспетчер филиалов ОАО "МОЭК, ДЕЗ или другой владелец теплового пункта организует отключение абонентов головными задвижками на тепловом пункте. 3.1.6. Диспетчер ДЖКХиБ совместно с диспетчером РДС административного округа и дежурным по префектуре принимают необходимые меры по предотвращению замораживания вводов в системах теплоснабжения и поддержанию минимальной внутридомовой температуры с использованием теплогенераторов и др. оборудования. Через дежурного по префектуре привлекается персонал ЖСК, ТСЖ, ведомств или других потребителей для аварийных работ на принадлежащем им оборудовании. 3.1.7. Дежурный инженер района ОАО "Московская теплосетевая компания": - информирует диспетчера ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания", диспетчера РДС административного округа, диспетчера филиалов ОАО "МОЭК" и дежурного по префектуре о ходе ремонтных работ, об их завершении и начале заполнения трубопроводов; - согласовывает с филиалами ОАО "МОЭК" (владельца абонента) порядок включения абонентов, организует работу абонентского персонала по наладке режима у абонентов после ликвидации аварийного повреждения, заполнения и включения теплотрассы. 3.1.8. Диспетчер ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания" информирует диспетчера ДТЭХ, дежурного Оперативно-распорядительного управления Мэра Москвы о ходе ремонтных работ и порядке включения потребителей после ремонта. Диспетчер ДТЭХ своевременно передает эту информацию диспетчеру ДЖКХиБ, а диспетчер ДЖКХиБ - в Мосжилинспекцию. 3.1.9. Диспетчер филиалов ОАО "МОЭК" при получении сообщения о включении магистрали организует включение абонентов и сообщает дежурному инженеру ОАО "Московская теплосетевая компания" параметры теплоносителя на абонентах. 4. Действия оперативного персонала при авариях на тепловых вводах, ЦТП, разводящих сетях и внутренних системах отопления 4.1. Диспетчер филиалов ОАО "МОЭК", района ОАО "Московская теплосетевая компания" при авариях на тепловом вводе, на тепловом пункте, разводящих сетях дает команду соответственно диспетчеру филиалов и аварийных служб ОАО "МОЭК", аварийно-выездной бригаде ОАО "Московская теплосетевая компания" на отключение поврежденного оборудования и принятие необходимых мер безопасности, информирует об этом диспетчера ДТЭХ. Диспетчер ДТЭХ сообщает об аварии диспетчеру ДЖКХиБ и диспетчеру ЦДС ОАО "Московская теплосетевая компания". 4.2. Диспетчер филиалов ОАО "МОЭК" сообщает об аварии дежурному префектуры, дежурному инженеру района ОАО "Московская теплосетевая компания" и РДС административного округа. Передает адрес места повреждения (аварии), номер абонента, количество зданий и ориентировочные сроки производства работ. 4.3. По требованию диспетчера филиалов ОАО "МОЭК" дежурный инженер района ОАО "Московская теплосетевая компания" обязан выслать оперативно-выездную бригаду для отключения (при необходимости) абонента(ов) от тепловой камеры ОАО "Московская теплосетевая компания". Оперативно-выездная бригада совместно с персоналом филиалов ОАО "МОЭК" обязаны проверить фактическое отключение теплоносителя в тепловом пункте. 4.4. Диспетчер филиала N 3 "Мосгортепло" ОАО "МОЭК" сообщает об окончании аварийных работ и включении абонента в работу дежурному инженеру района ОАО "Московская теплосетевая компания", диспетчеру ОАО "МОЭК" и РДС административного округа, который сообщает об окончании работ дежурному по префектуре. 4.5. Диспетчер филиала N 1 "Теплоремонтналадка" ОАО "МОЭК" сообщает об окончании аварийных работ и включении абонента в работу дежурному инженеру района ОАО "Московская теплосетевая компания", РДС административного округа, который сообщает об окончании работ дежурному по префектуре. 4.6. Диспетчер филиала N 2 "Мостеплоэнерго" ОАО "МОЭК" сообщает об окончании аварийных работ и включении абонента в работу диспетчеру РДС административного округа, который сообщает об окончании работ дежурному по префектуре. 4.7. Об окончании аварийных работ диспетчер филиалов ОАО "МОЭК" обязан сообщить диспетчеру ДТЭХ, который сообщает об окончании аварийных работ диспетчеру ДЖКХиБ и в Оперативно-распорядительное управление Мэра Москвы. 4.8. При повреждении внутренней системы отопления, разводящих сетей здания, диспетчер РДС административного округа обязан принять все необходимые меры для обеспечения безопасности людей, отключения поврежденного участка и сообщить о случившемся диспетчеру теплоснабжающей организации, дежурному районной управы, дежурному по префектуре и диспетчеру ДЖКХиБ, принять меры по поддержанию минимальной внутридомовой температуры. 4.9. Все оперативные переговоры дежурного персонала должны быть записаны на регистратор речевых переговоров и, в краткой форме, в оперативном журнале. 5. Диспетчер ДТЭХ передает информацию о плановых и внеплановых (аварийных) отключениях потребителей от теплоснабжения, а также сведения о предстоящих изменениях тепловых нагрузок в связи с изменениями погодных условий диспетчеру ОАО "МГЭК". 6. Диспетчер ОАО "МГЭК" передает информацию о плановых и внеплановых (аварийных) отключениях потребителей от электроснабжения диспетчеру ДТЭХ. 7. Расследование и учет технологических нарушений на объектах энергоснабжения, в электрических и тепловых сетях производится в соответствии с действующей инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей РД 34.20.801-2000. Приложение к Нормативу по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2005/02) - Регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций при аварийных и плановых отключениях систем отопления и горячего водоснабжения жилых зданий ИНСТРУКЦИЯ по дренированию воды из систем отопления при аварийных ситуациях в зимний период, последующему наполнению и включению системы отопления в работу после ликвидации аварийных ситуаций I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Цель настоящих методических рекомендаций - установить порядок действия обслуживающего персонала при аварийных ситуациях в системе теплоснабжения для максимальной сохранности внутридомовых систем от повреждения в условиях низких температур наружного воздуха. В методических рекомендациях приведены характерные аварийные ситуации в системе централизованного теплоснабжения, отражены организационные требования и указано время, отводимое на спуск воды из системы отопления в зависимости от погодных условий, а также дан оперативный план организации этих работ. 2. Спуск воды из системы отопления в период отопительного сезона следует производить в исключительных случаях при аварийных ситуациях для предотвращения повреждения внутридомовых систем отопления. 3. Методические рекомендации предназначены для жилищно-эксплуатационных и теплоснабжающих организаций в качестве инструкции для действия при аварийных ситуациях для предотвращения повреждения внутридомовых систем отопления. 4. Методические рекомендации должны храниться у главного инженера эксплуатирующей жилой фонд организации совместно со следующими документами: 4.1. Схема теплового узла (ввода). 4.2. Схема внутридомовой системы отопления с указанием мест расположения всех отключающих устройств, воздухосборников и дренажей (спускников). 4.3. Приказы на ответственных лиц за проведение работ при аварийных ситуациях. 4.4. Список служебных или домашних телефонов с адресами местожительства обслуживающего персонала, а также номера телефонов аварийных служб. 4.5. Схема оповещения на случай аварийных ситуаций. II. Характер аварийных ситуаций в системе теплоснабжения и время, отведенное для спуска воды из системы отопления 1. К таким аварийным ситуациям относятся: 1.1. Прекращение циркуляции воды в системе отопления: - при авариях в наружных трубопроводах тепловых сетей или на тепловых вводах в системах отопления здания; - при прекращении циркуляции воды в системе отопления в связи с остановкой циркуляционных насосов как на теплоисточнике, так и у потребителя (ЦТП, ИТП). 1.2. Снижение температуры теплоносителя во внутридомовой системе отопления до +15 С при температуре наружного воздуха О С и ниже. 2. Время, отводимое для спуска воды из системы отопления, зависит от температуры наружного воздуха: 2.1. При аварийной ситуации, указанной в п.1, в температуре наружного воздуха от 0 до -10 С допускается остановка работы системы отопления без слива воды на срок до 6 часов. 2.2. То же, при температуре наружного воздуха от -10 до -15 С допускается остановка работы системы отопления без слива воды на срок до 4 часов. 2.3. То же, при температуре наружного воздуха ниже -15 С слив воды из системы отопления должен производиться не позднее чем через 2 часа после прекращения циркуляции в системе отопления. Примечание: При снижении температуры воды в трубопроводах системы отопления до +15 С и отрицательной температуре окружающего воздуха спуск воды из системы отопления должен быть произведен вне зависимости от времени, указанного в п.2. III. Организационные требования 1. Исключение возможности доступа посторонних лиц к отключающим устройствам систем отопления (задвижкам в узлах управления, запорным органам на стояках). 2. Наличие исправных отключающих устройств (задвижек, вентилей) в узлах управления и на стояках, а также дренажей и автоматических воздухоотводчиков, обеспечивающих быстрое опорожнение системы отопления. 3. Наличие в узлах управления необходимых контрольно - измерительных приборов (термометров, манометров) в исправном состоянии. 4. Эксплуатационный персонал и дежурный диспетчер должны знать: - схему внутридомовой системы отопления; - места расположения отключающих устройств, спускников и воздухоотводчиков; - номера телефонов аварийных служб, с которыми в аварийных ситуациях им необходимо согласовать свои действия для обеспечения сохранности систем, а также обеспечить незамедлительный доступ в подвальные и другие помещения, в том числе арендуемые. 5. Эксплуатационный персонал, ответственный за сохранность внутридомовых систем, в случае явной опасности их повреждения принимает самостоятельное решение по сливу воды и опорожнению системы, не дожидаясь разрешения теплоснабжающей организации, сообщив об этом в диспетчерские службы согласно схеме оповещения. Признаком явной опасности следует считать снижение температуры воды в системе до +15 С при температуре окружающего воздуха О С и ниже. IV. Оперативный план спуска воды из системы отопления при аварийных ситуациях 1. Жилищно-эксплуатационные организации должны иметь утвержденный управляющей организацией и согласованный с теплоснабжающей организацией оперативный план спуска воды из системы отопления при аварийных ситуациях. 2. Оперативный план должен включать в себя: - схему участка тепловой сети и тепловых пунктов( ЦТП, ИТП), жилые здания с указанием мест расположения (спусников и воздухосборников); - список всех абонентов с указанием лиц, ответственных за эксплуатацию здания, их домашний телефон и адрес местожительства. 3. При спуске воды из системы отопления группы зданий, получающих тепло от одного ЦТП, в первую очередь следует производить спуск воды из системы отопления в зданиях с минимальной тепловой устойчивостью (серии: К-7, П-32 и т.п.). 4. Оперативный план должен быть составлен не менее чем в 2 экземплярах, при чем, один экземпляр должен быть оформлен в виде стенда и находиться в диспетчерской ОДС. 5. По разработанному оперативному плану в соответствии с порядком аварийного отключения и опорожнения систем отопления персонал жилищно-эксплуатационной организации должен регулярно, но не реже одного раза в квартал, проходить инструктаж по комплексу противоаварийных мероприятий в системах теплоснабжения. V. Порядок аварийного отключения и опорожнения системы отопления 1. При сигнале об аварийной ситуации в системе теплоснабжения (отопления), поступившим на ОДС, жилищно-эксплуатационный персонал обязан: 1.1. Установить непрерывное дежурство на здании и принять меры по дополнительному утеплению помещений. При утеплении следует устранить выявленные дефекты: в притворах входных дверей, тамбурах и оконных переплетах, на лестничных клетках, в продухах, входных дверях подвалов, в местах выхода на кровлю зданий и принять меры к поддержанию положительной температуры воздуха внутри помещения при помощи теплогенераторов и иными возможными способами. 1.2. Уведомить арендаторов о необходимости принятия мер по сохранности материальных ценностей. 1.3. В условиях низкой температуры наружного воздуха (см. раздел II) через 2 часа после остановки (аварии) системы теплоснабжения запросить телефонограммой дежурного теплоснабжающей организации или вышестоящей организации разрешение на слив и опорожнение наиболее уязвимых участков трубопроводов, проложенных по чердаку, а также стояков лестничных клеток. 2. При невозможности устранения аварии за время, указанное в разделе II, исходя из обстановки, самостоятельно принять решение о мерах сохранности внутренней системы отопления зданий, находящихся в зоне отрицательных температур, т.е. слить воду из отопительных стояков лестничных клеток при выстывании теплоносителя до +15 С. Для этой цели необходимо перекрыть стояки, открыть спускные краны или вывернуть пробки в нижних точках и открыть воздухосборники (если их нет, вывернуть верхние пробки нагревательных приборов). 3. В системах с верхней разводкой при охлаждении теплоносителя в трубопроводах, проходящих по чердаку, до температур близкой к +15 С и температуре окружающего воздуха близкой к О С, отключить с помощью задвижек систему отопления здания от теплосети и частично слить воду из системы при открытых воздухосборниках до уровня нагревательных приборов верхнего этажа, продолжая наблюдения за температурой воздуха в помещениях. 4. Для полного спуска воды из системы отопления в случае, когда температура воды в отопительных приборах, стояках и температура воздуха в помещениях упала до значений (п.3) необходимо после закрытия отключающих задвижек в узле теплового ввода открыть все воздухосборники, а также общий дренаж, предварительно соединив его резиновым шлангом с трапом системы канализации. По окончании спуска воды через общий дренаж необходимо открыть спускники в нижних точках трубопроводов нижней разводки. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 892-ПП НОРМАТИВ МОСКВЫ по эксплуатации жилищного фонда ЖНМ-2005/04 Организация работ по очистке кровель жилых и общественных зданий от снега и наледи Утвержден и введен в действие постановлением Правительства Москвы от ------------ N ------ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий норматив имеет целью принятие мер, обеспечивающих качественное содержание кровель в зимний период. 1.2. Требования настоящего норматива обязательны для исполнения собственниками, иными законными владельцами/управляющими жилых домов; обслуживающими ремонтными организациями/. 1.3. За неисполнение требований настоящего норматива исполнители несут ответственность в порядке, установленном законодательством. 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 2.1. Очистка кровель от снега и наледи относится к разряду особо опасных работ, выполняемых на высоте, требует соблюдения правил техники безопасности и оформляется письменным нарядом на особо опасные работы с указанием мероприятий по технике безопасности, фамилий исполнителей и их распиской в наряде. 2.2. К работе по очистке кровель от снега и наледи допускаются рабочие, достигшие 18 лет, прошедшие ежегодное медицинское обследование и допущенные к работе на высоте после обязательного обучения безопасным методам работы и имеющие удостоверения на право производства этого вида работ. Повторная проверка знаний рабочими безопасных методов производства работ должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. 2.3. Регулярная очистка кровель производится рабочими подрядной организации, эксплуатирующей здания, для чего создаются специальные бригады рабочих в составе не менее 3 человек в каждой бригаде. 2.4. К работам по очистке кровель допускаются рабочие после их инструктажа под непосредственным руководством мастера или прораба, которые несут персональную ответственность за безопасные методы производства работ. 2.5. При обильных снегопадах допускается выделять для очистки кровель от снега и наледи разнорабочих, дворников, рабочих по дому (при их согласии), обученных и прошедших производственный инструктаж по правилам техники безопасности и имеющих медицинский допуск к работе на высоте. В случае привлечения к работам по очистке кровель рабочих другой специальности ответственность за соблюдение ими правил техники безопасности возлагается на руководителя, организующего работы на данном участке. 2.6. Контроль за содержанием и очисткой кровель осуществляет руководитель (главный инженер) подрядной организации. 3. УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ 3.1. Крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега и наледи, не допуская их накопления более 30 см согласно утвержденных норм времени и сдельных расценок (приложение). При оттепелях, если наблюдается обледенение свесов и водоотводящих устройств и протечки, снег следует сбрасывать немедленно. 3.2. Не рекомендуется производить очистку от снега железобетонных крыш с внутренним водоотводом, так как эти крыши имеют достаточный запас прочности. Очистку таких крыш от снега и наледи следует производить лишь в случае протечек на отдельных участках. На домах с железобетонными скатными крышами с металлическими свесами при оттепелях, обильных снегопадах, если наблюдается обледенение свесов, очистку от наледи производить немедленно. 3.3. Независимо от уклона крыш очистка их от снега и наледи выполняется при обязательном применении рабочими испытанных предохранительных поясов и прочной страховочной веревки. 3.4. Персонал, работающий на крыше, должны иметь нескользящую (резиновую,валяную) обувь. 3.5. Очистку кровель разрешается выполнять только деревянными или пластмассовыми лопатами. Сколы льда с кровель категорически запрещается. 3.6. При сбрасывании снега с крыши до начала работ должны быть приняты меры предосторожности, обеспечивающие безопасность прохожих: тротуары и в необходимых случаях проезжая часть улицы освобождается от транспорта и ограждается на ширину возможного падения снега; на время работы выставляются дежурные, на данном участке все дверные проемы, выходящие в зону сброса снега, закрываются с целью исключения попадания людей в опасные зоны. Расстановка дежурных производится руководителем (мастером или прорабом), который организует работу по очистке кровель. 3.7. При оттепелях, обильных снегопадах в первую очередь опасные зоны ограждаются. Очистка кровель от снега и наледи зданий с металлическими и скатными кровлями, а также выступающих элементов фасада, выходящих на основные магистрали, пешеходные зоны, зоны входов в подъезды, детские и игровые площадки, производится в течение двух световых дней. Очистка кровель, выходящих на газоны и другие места территорий, где снижается вероятность травмирования прохожих, производится в течение 3 световых дней. 3.8. Указанные меры предосторожности (п.3.6) должны выполняться при очистке козырьков подъездов и балконов. 3.9. Запрещается очистка кровель от снега и наледи при неблагоприятных погодных условиях (сильном ветре). 4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ До начала производства работ по очистке кровель от снега и наледи руководитель подрядной организации (мастер или прораб) обязан: 4.1. Проверить готовность бригады к производству работ: - физическое состояние рабочих; - состояние обуви и ее соответствие предъявляемым требованиям; - наличие индивидуальных защитных и страховочных средств; - наличие необходимого инструмента и его исправность. 4.2. Проверить техническое состояние: - парапетной решетки; - надежность закрепления страховочных веревок; - лестниц или стремянок около слуховых окон; - водосточных труб, воронок и крепление их; - выступающих частей на фасаде зданий. 4.3. Проверить наличие ограждения опасной зоны и расставить дежурных для обеспечения безопасности прохожих. Место сброса снега, льда и мусора ограждается канатом на высоте 0,75-1,0 м по типовым стойкам с расстоянием между ними 6-8м, проход пешеходов по улице временно закрывается. Дежурные стоят с внешней стороны ограждения на расстоянии не более 1 м от него. 4.4. Провести дополнительный инструктаж по безопасным методам производства работ с учетом специфических условий на данном участке. 4.5. Оформить письменный наряд - допуск на производство особо опасных работ. 5. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ 5.1. Очистка кровель от снега и наледи производится в основном в дневное время. В случае необходимости проведения этих работ в темное время суток место работы должно быть хорошо освещено. 5.2. Очищать кровлю от снега следует со всех ее скатов, начиная от карнизов к коньку равномерно, не допуская перегрузки от снега отдельных участков. Для предохранения кровельного покрытия от повреждений снег убирается с крыш не полностью, а оставляется слой толщиной не менее 5 см. По этим соображениям с кровли не снимается и тонкий слой льда, за исключением свесов, где полная очистка необходима для предупреждения образования наледей и сосулек. 5.3. При сбрасывании снега с крыши следует обеспечить сохранность выступающих элементов зданий, установленных по проекту световых реклам, вывесок-растяжек, электрических и телефонных проводов, а также зеленых насаждений и элементов благоустройства. 5.4. Запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в воронки и водосточные трубы. 5.5. Воронки наружных водосточных труб следует закрывать на зиму специальными крышками - лотками из листовой стали для предотвращения скопления снега в воронках, обеспечения стока талых вод при оттепелях, минуя водосточные трубы, и снижения их обледенения. При наступлении устойчивой положительной температуры наружного воздуха крышки - лотки необходимо с воронок снять. 5.6. Работающим на крыше категорически запрещается касаться телевизионных антенн, радиостоек, световых реклам и других установок, которые могут вызвать поражение электротоком. 5.7. После очистки кровли от снега и наледи следует проверить ее состояние и при выявлении нарушений принять меры по их устранению. 5.8. Настоящий норматив по очистке кровель жилых зданий от снега и наледи в части мероприятий по технике безопасности распространяется и на летнюю очистку кровель от мусора. НОРМЫ ВРЕМЕНИ И СДЕЛЬНЫЕ РАСЦЕНКИ НА ОЧИСТКУ КРОВЛИ ОТ СНЕГА И НАЛЕДЕОБРАЗОВАНИЙ Состав звена: Кровельщик по стальным кровлям (кровельщик по рулонным кровлям и кровли из штучных материалов) 2 разр. - 1 чел. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Состав работы | Измеритель | Норма времени, | Расценка, | | п/п | | | чел/час | руб.коп. | |-----|------------------------------------------------|---------------------|-----------------|------------| | 1. | Очистка кровли от снега и наледеобразований | 100 кв.м очищенной | 5,2 | 213-82 | | | толщиной до 30 см, шириной не более 2 м, по | поверхности | | | | | периметру здания. Удаление наледеобразований | | | | | | и сосулек с желобов, свесов, водоотводящих | | | | | | устройств. | | | | |-----|------------------------------------------------|---------------------|-----------------|------------| | 2. | Очистка кровли от снега со сбрасыванием его | 100 кв.м кровли | 3,0 | 123-36 | | | вниз и сгребанием его в кучи при толщине | | | | | | снега до 10 см. | | | | |-----|------------------------------------------------|---------------------|-----------------|------------| | | На каждые следующие 10 см слоя снега добавлять | -"- | 0,8 | 32-90 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- - Примечание: Расценка применяется при сдельной системе оплаты труда рабочих, занятых технической эксплуатацией жилищного фонда. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 892-ПП ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ площадок временного складирования снега, убираемого с улиц и магистралей в период обильных снегопадов в зимний период 2005-2006 гг. Центральный административный округ 1. Наб.Академика Туполева, д.9 (р-н Басманный) 2. Переведеновский пер., д.10 (р-н Басманный) З. ул.Казакова, вл.18 (р-н Басманный) 4. Раушская наб., 28 (р-н Замоскворечье) 5. ул.Гаврикова, 7/9 (р-н Красносельский) 6. Пересечение ул.Дурова с Олимпийским проспектом (р-н Мещанский) 7. Николоямская ул., 22 (р-н Таганский) 8. Болотная площадь, 14 (р-н Якиманка) 9. Земляной вал, д.32 10. 1-й Ирининский пер. 11. Ольховский туп. 12. ул.Николаевская 13. Дружниковская ул., вл.18 (стадион "Красная Пресня") 14. 1-й Земельный пр. и Ходынская ул. 15. Андреевский пр., д.1/15 16. Серебряническая наб.,д.9 17. Долгоруковская ул., д.21 и Оружейный пер., д.41, 45 18. Новослободская ул., д.62, корп.1,2 19. Петровский бульв., д.19 20. ул.Плющиха и 1-й Тружеников пер. 21. Саввинская наб., вл.1 Северный административный округ 1. Лихоборская наб., вл.1, проезд N 386 2. Коровинское ш., 2а 3. Качновский пр., д.7 4. Головинский пер. 5. 2-й Амбулаторный пр., д.9 6. ул.Клинская (проезд от Зеленоградской до Клинской ул.) 7. ул.Ляпидевского, вл.1 8. Ижорская ул., вл.17 9. ул.Путейская, вл.5 10. Новосходнинское ш., вл.2 11. Ленинградское ш., вл.311 12. ул.Зорге,д.З-А 13. 1-я Магистральная ул., д.24 14. ул.Поликарпова, вл.23А 15. Пр.от Хорошевского ш. до пр. N 176 16. Смольная ул., д.42 17. Дубнинская ул., д.2, кор.1 18. Дмитровский пр., вл.1 19. Ленинградское ш., д.20/1 20. Выборгская ул., д.10 21. Нарвская ул., д.11, корп.5 22. 5-й Войковский пр., д.17 23. Старопетровский пр., д.12, к.6 24. ул. Клары Цеткин, д.З 25. 6-й Новоподмосковный пер., д.3 26. территория между Б.Академической ул., д.83 и Октябрьской ж/д 27. Нов.Ипатовка ул., вл. 13 28. Черепановых пр., д.16 29. Черепановых пр., д.22-24 30. Черепановых пр., д.64 31. Ленинградское ш., д.29 32. 5-й Войковский пр., д.2 Северо-Восточный административный округ 1. Дмитровское ш.,159В (платформа "Марк") 2. Пр.пр. 5079 (пустырь у МКАД) 3. Пр.пр.589 (тупик) 4. Сигнальный пр., 35, 35б 5. Эстакада ул.Милашенкова (прилегающая территория) 6. Пр.пр.4245 7. ул.Красной Сосны, стр.30-33 8. 1-й Стрелецкий пер. 9. Пр.пр.5079А Восточный административный округ 1. ул.Щербаковская,д.5 (р-н Соколиная гора) 2. Проезд N 1 (р-н Восточный) 3. ш.Энтузиастов, вл.34 (р-н Перово) 4. Измайловский просп., д.75 (р-н Измайлово) 5. ул.Оленья, вл.15А (р-н Сокольники) 6. Измайловский просп., д.117 (Восточное Измайлово) 7. Сиреневый бульв., д.68 (пустырь) 8. ул.Красноярская, вл.3 (Гольяново) 9. М.Купавенский пр., вл.14 (Ивановское) 10. между ул.Магнитогорской (напротив д.23) и ш.Энтузиастов (Ивановское) 11. ул.Оренбургская, вл.20А (Косино-Ухтомский) 12. пересечение пр.пр.279 с ул.Оранжерейной (Косино-Ухтомский) 13. ул.Суздальская, вл.24 (Новокосино) 14. Пр.пр.1953 (Метрогородок) 15. ул.Аносова, д.4/6 (Перово) 16. ул.Плеханова, д.10-12 (Перово) 17. ул.Иркутская, д.7 (Преображенское) 18. ул.9-я Рота, д.2, корп.1 (Преображенское) 19. 1-я Пугачевская, д.31А (Преображенское) 20. Щелковское ш., вл.12 (Северное Измайлово) 21. 8-я ул.Соколиной горы, д.22Б (Соколиная гора) 22. ш.Энтузиастов, д.23А (Соколиная гора) 23. ул.Оленья, вл.6 (Сокольники) 24. Ляминский пер. (Сокольники) 25. ул.М.Тихоновская (Сокольники) Юго-Восточный административный округ 1. Авиамоторная ул., вл.23 (Лефортово) 2. ул.Верхние поля (промзона) (р-н Люблино) 3. Волжский бульв., вл.57 (Кузьминки) 4. Волгоградский просп., д.170 (Выхино) 5. Госпитальная пл. (Лефортово) 6. ул.Маршала Кожедуба (Люблино) 7. Марьинский парк напротив вл.21 8. Марьинский парк - ул.Верхние поля 9. ул.Нижняя Хохловка напротив вл.106, корп.1,2,3 (Нижегородский) 10. Перовский пр. - разворотная площадка (Нижегородский) 11. Привольная ул. - коммунальная зона (Жулебино) 12. Пр.пр.839 (Нижегородский) 13. Пр.пр.5112 (Печатники) 14. пр.пр.5113 (Печатники) 15. Пр.пр.5368 (Печатники) 16. Пр.пр.4386 (Печатники) 17. Пр.пр.3502 (Печатники) 18 Пр.пр.4294 (р-н Печатники) 19. Рогожский пос., вл.1, кор.2 (Нижегородский) 20. Сортировочная пл. (Лефортово) 21. Сторожевая ул., вл.25 (Лефортово) 22. Фрезер ш.,д.1 (Нижегородский) 23. Четырехдомный пер. (Нижегородский) 24. Южнопортовая ул. (Печатники) Южный административный округ 1. Просп. Андропова, вл. 11 2. Ореховый бульв., д.26 3. Канатчиковский пр., д.15 4. ул.Кирпичные выемки, д.5 5. ул.Дорожная, д.64 6. Загородное ш., д.5А 7. 2-й Котляковский пр., д.12 8. Площадка на пересечении ул.Алма-Атинской и Братеевской 9. Площадка около автосалона Автозаводского моста Юго-Западный административный округ 1. ул. Нагорная, д.5-7 2. Ленинский просп., 82-86 площадка между ул. Крупской и ул. М.Ульяновой 3. ул. Архитектора Власова 4. Промзона, 62 (ул. Голубинская) 5. котлован между ул. Тарусской и ул. Ясногорской 6. пустырь между ул. Перекопской и ул. Новочеремушкинской 7. Научный проезд, 8 8. ул.Б.Юшуньская, пересечение с Балаклавским просп. 9. ул. Академика Челомея, 6 Западный административный округ 1. Интернациональная ул. (Внуково) 2. Раменский тупик, вл.45 3. ул.Можайский вал 4. Мичуринский просп., вл.70-72 5. Пр.пр.5167, вл.9 6. Дер.Мякинино (карьер) 7. ул.Екатерины Будановой, д.16, корп.2 8. Промзона "Орлово" 9. ул.Крылатская, вл.12 Северо-Западный административный округ 1. Машкинское ш., вл.32 2. Пр.пр.120 (Строгино) 3. ул.Таманская, 2 4. ул.Берзарина, 37 ГУП "Доринвест" 1. Московский Кремль, Тайницкий Сад ГУП "Кольцевые магистрали" 1. Ленинградское ш., вл.77 2. ул.Ротерта, вл.8 З. ул.1-я Магистральная, д.23 4. ш.Энтузиастов, д.6А 5. Канатчиков пр., д.13А ГУП "ТЕОС-МС" 1. Угол 1-го и 2-го Красногвардейского пр. 2. 4-й Красногвардейский пр., вл.16 Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 892-ПП ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ "сухих" снегосвалок на зимний период 2005-2006 гг. 1. Северный административный округ и ГУП "Доринвест": - Проектируемый проезд 444а; 2. Северо-Восточный административный округ: - Проектируемый проезд 5079 (1,3 га); 3. Восточный административный округ: - ул.Лениногорская, вл.1-Б 4. Юго-Восточный административный округ: - пос.Некрасовка (пр.пр.265)(1,5 га); - ул.Верхние Поля (промзона) (1,7 га) 5. Южный административный округ: - ул.6-я Радиальная, вл.30 (0,33 га) 6. Северо-Западный административный округ: - ул.Зенитчиков, д.9 (0,6 га) 7. Зеленоградский административный округ: - Фирсановское ш. (дер.Назарьево) (2,01 га) |