О ЗАЧЕТЕ (ВОЗВРАТЕ) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 25.08.05 19-4-04/000015

                         О ЗАЧЕТЕ (ВОЗВРАТЕ)
              ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
                НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          25 августа 2005 г.
                           N 19-4-04/000015

                                 (Д)


     Управление  урегулирования  задолженности  и обеспечения процедур
банкротства ФНС России сообщает.
     Согласно  статье  3  Федерального  закона от 15 декабря 2001 г. N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные
обязательные  платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда
Российской   Федерации  и  персональным  целевым  назначением  которых
является   обеспечение   права   гражданина  на  получение  пенсии  по
обязательному  пенсионному  страхованию в размере, эквивалентном сумме
страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
     Конституционный   Суд  Российской  Федерации  в  Определениях  от
05.02.2004  N  28-О  и  от  04.03.2004 N 49-О разъясняет следующее: "В
отличие   от  налога,  платежи  которого  не  имеют  адресной  основы,
характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не
персонифицируются  при  поступлении  в  бюджет,  страховые  взносы  на
обязательное  пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и
возвратности,  поскольку  при  поступлении  в бюджет Пенсионного фонда
Российской    Федерации    персонифицируются    в    разрезе   каждого
застрахованного  лица  и учитываются на индивидуальных лицевых счетах,
открытых  каждому  застрахованному  лицу  в  органах Пенсионного фонда
Российской  Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете
страховые    взносы    формируют    страховое   обеспечение,   которое
выплачивается  застрахованному лицу при наступлении страхового случая,
а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных
на  индивидуальном  лицевом счете страховых взносов, которые за период
его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
     Названные  отличительные  признаки  налогов  и  страховых взносов
обусловливают   их   разное   целевое   предназначение   и   различную
социально-правовую  природу  и  не  позволяют  рассматривать страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж".
     Таким   образом,  положения  статей  78,  79  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  НК  РФ)  не  могут  применяться  при
осуществлении  зачета  (возврата)  страховых  взносов  на обязательное
пенсионное страхование.
     Кроме  того,  согласно  Указаниям  о порядке применения бюджетной
классификации  Российской  Федерации,  утвержденным  Приказом  Минфина
России  от  10  декабря  2004  г. N 114н, администраторы поступлений в
бюджет  осуществляют  контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью   уплаты,  начисление,  учет,  взыскание  и  принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в
бюджет, пеней и штрафов по ним.
     Вместе с тем положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой
службой  и Пенсионным фондом Российской Федерации. Так, в соответствии
со  статьей 25 указанного Закона контроль за уплатой страховых взносов
на   обязательное  пенсионное  страхование  осуществляется  налоговыми
органами   в   порядке,   определяемом   законодательством  Российской
Федерации,  регулирующим  деятельность  налоговых органов, а взыскание
недоимки   по   страховым  взносам  и  пеней  осуществляется  органами
Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
     Согласно  пункту  2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ  разница  между  суммами  авансовых  платежей,  уплаченными  за
отчетный  (расчетный)  период,  и суммой страховых взносов, подлежащей
уплате  в  соответствии  с  расчетом (декларацией), подлежит уплате не
позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации)
за  отчетный  (расчетный)  период,  либо  зачету  в  счет  предстоящих
платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
     Однако  действующим законодательством не определен орган, который
должен производить зачет (возврат) и порядок его проведения.
     Учитывая  изложенное,  правовых  оснований  для проведения зачета
недоимки  страховых  взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской
Федерации  на выплату страховой части трудовой пенсии в счет переплаты
страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых
в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  направляемых  на  выплату
накопительной  части  трудовой  пенсии, в действующем законодательстве
Российской Федерации не имеется.
     В  настоящее  время  в Министерство финансов Российской Федерации
направлены   соответствующие   предложения  по  внесению  изменений  в
Федеральный  закон  от  15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят порядок
проведения зачета (возврата) страховых взносов излишне уплаченных сумм
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     В соответствии со статьей 75 НК РФ основанием для начисления пени
является наличие у налогоплательщика недоимки, то есть не уплаченной в
установленный  законом  срок  суммы  налога.  Таким  образом, действия
налогового  органа  по  начислению пени за неуплату страховых взносов,
зачисляемых   в   Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  на  выплату
страховой части трудовой пенсии, являются правомерными.

Начальник Управления
урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства
                                                          С.Н.ХУРСЕВИЧ
25 августа 2005 г.
N 19-4-04/000015