О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Федеральное агентство по образованию. 08.09.05 17-3/156

         О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
         ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
             СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                          8 сентября 2005 г.
                              N 17-3/156

                                 (Д)


     Направляем  для  руководства  в работе Положение о функциональной
подсистеме   предупреждения   и  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций в сфере деятельности Рособразования.
     Одновременно  просим предоставить до 15 октября 2005 г. ежегодный
доклад  о  состоянии  гражданской  обороны  по  прилагаемой  форме (не
приводится).

Заместитель Руководителя
федерального агентства
                                                           А.А.КАЗЕНОВ
8 сентября 2005 г.
N 17-3/156


                                                            Приложение

                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                             Руководитель Федерального
                                              агентства по образованию
                                                           Г.А.БАЛЫХИН
                                                  7 сентября 2005 года

                                                           Согласовано
                                               Заместитель Министра РФ
                                         по делам гражданской обороны,
                                                чрезвычайным ситуациям
                                              и ликвидации последствий
                                                    стихийных бедствий
                                                           Р.Х.ЦАЛИКОВ
                                                  15 августа 2005 года

                              ПОЛОЖЕНИЕ
       О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
        ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                            РОСОБРАЗОВАНИЯ

     1.    Настоящее   Положение   определяет   принципы   построения,
организацию,   состав  сил  и  средств,  порядок  выполнения  задач  и
взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы
деятельности  функциональной  подсистемы  предупреждения  и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций в сфере деятельности Рособразования РСЧС (далее
- функциональная подсистема Рособразования).
     Положение  разработано  на  основании  Федерального  закона от 21
декабря   1994  г.  N  68-ФЗ  "О  защите  населения  и  территорий  от
чрезвычайных    ситуаций   природного   и   техногенного   характера",
Постановлений  Правительства  РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой
государственной   системе  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций",   от  27  мая  2005  г.  N  335  "О  внесении  изменений  в
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794".
     2.  Основными  задачами  функциональной подсистемы Рособразования
являются:
     - участие  в разработке нормативных правовых документов в области
обеспечения    защиты    обучающихся,    работников   подведомственных
образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
     - участие  в осуществлении целевых и научно-технических программ,
направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  повышение
устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций
в чрезвычайных ситуациях;
     - обеспечение   готовности  органов  управления,  сил  и  средств
функциональной   подсистемы  Рособразования  к  действиям  при  угрозе
возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
     - сбор,  обработка, обмен и выдача информации в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
     - создание,   совершенствование   и   обеспечение   подготовки  и
повышения  квалификации  работников  органов управления и специалистов
функциональной подсистемы Рособразования;
     - организация  подготовки специалистов в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - организация  обучения  школьников, курсантов, студентов основам
безопасности жизнедеятельности;
     - повышение  квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности";
     - участие  во  всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и
полевых лагерях "Юный спасатель";
     - подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и
организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
     - осуществление  контроля за соблюдением установленного порядка в
области  защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях
и организациях;
     - осуществление   мероприятий  по  социальной  и  психологической
защите    обучающихся,   работников   образовательных   учреждений   и
организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
     - обеспечение   реализации   прав   и  обязанностей  обучающихся,
работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в
области  защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих
в их ликвидации;
     - осуществление   взаимодействия   в   области  предупреждения  и
ликвидации    чрезвычайных    ситуаций    с    федеральными   органами
исполнительной  власти,  органами  исполнительной власти субъектов РФ,
органами   местного   самоуправления,   руководителями   учреждений  и
организаций.
     3.   Функциональная   подсистема   Рособразования  создается  для
организации  работы по защите обучающихся, работников подведомственных
образовательных  учреждений  и  организаций от чрезвычайных ситуаций и
действует на федеральном и объектовом уровнях.
     4.  На  каждом  уровне  функциональной  подсистемы Рособразования
создаются   координационные   органы,   постоянно  действующие  органы
управления,   органы   повседневного   управления,   силы  и  средства
(нештатные   формирования,   добровольные   общественные  студенческие
спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых
и  материальных  ресурсов, системы связи, оповещения и информационного
обеспечения.
     5.    Координационными    органами    функциональной   подсистемы
Рособразования являются:
     - на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    и    обеспечению   пожарной   безопасности
Рособразования;
     - на  объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    и    обеспечению   пожарной   безопасности
образовательных учреждений и организаций.
     6.  Основными  задачами  комиссии  по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:
     - руководство  разработкой  и  осуществлением  организационных  и
инженерно-технических   мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   обеспечению   устойчивости  и  безопасности
функционирования    образовательных   учреждений   и   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     - участие  в  разработке  и  осуществлении  федеральных целевых и
научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
     - осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и
средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций,  координация  работ  по  ликвидации  чрезвычайных ситуаций в
подведомственных учреждениях и организациях;
     - организация  подготовки  должностных  лиц  органов  управления,
личного  состава  нештатных  формирований,  обеспечение их необходимым
имуществом;
     - координация   работ   по  локализации  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций   и   их   ликвидации   в   подведомственных   учреждениях  и
организациях;
     - сбор,  обработка  и  обмен  информацией  в  области  защиты  от
чрезвычайных   ситуаций   с  заинтересованными  федеральными  органами
исполнительной  власти,  органами  исполнительной власти субъектов РФ,
органами  местного  самоуправления,  образовательными  учреждениями  и
организациями;
     - поддержание   взаимодействия   с   комиссиями  по  чрезвычайным
ситуациям других подсистем РСЧС;
     - обеспечение  и контроль осуществления мероприятий по социальной
защите   обучающихся,   работников   подведомственных   учреждений   и
организаций,  пострадавших  от  чрезвычайных  ситуаций,  в  т.ч.  лиц,
участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а
также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных
учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций.
     7.  Основными  задачами  комиссии  по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    и    обеспечению   пожарной   безопасности
образовательных учреждений и организаций являются:
     - руководство  разработкой  и  осуществлением  организационных  и
инженерно-технических   мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   повышение   устойчивости   функционирования
подведомственных  образовательных  учреждений  и  организаций,  в т.ч.
имеющих потенциально опасные объекты;
     - организация  работ  по  созданию  и  поддержанию  в  готовности
локальных систем оповещения и связи;
     - организация  защиты  обучающихся  и работников подведомственных
образовательных  учреждений  и организаций от чрезвычайных ситуаций, а
также при необходимости - их эвакуации;
     - обеспечение    готовности    органов    управления,   нештатных
формирований,  спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций,
участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
     - руководство  созданием,  использованием и восполнением резервов
финансовых   и   материальных  ресурсов  для  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     - организация   подготовки   должностных   лиц,  личного  состава
нештатных  формирований,  спасательных  отрядов, а также обучающихся и
работников  образовательных  учреждений  к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях;
     - поддержание  взаимодействия  с  органами управления МЧС России,
органами власти, учреждениями и организациями.
     8.  Постоянно  действующими  органами  управления  функциональной
подсистемы Рособразования являются:
     - на    федеральном    уровне    -    структурное   подразделение
Рособразования  для  решения  задач  в  области защиты от чрезвычайных
ситуаций и гражданской обороны;
     - на  объектовом  уровне - структурные подразделения (работники),
специально  уполномоченные  на  решение  задач  в  области  защиты  от
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
     9.  Органами  повседневного  управления функциональной подсистемы
Рособразования являются:
     - пункт    управления   Рособразования   (приемная   руководителя
Рособразования);
     - дежурно-вахтенные   службы   и   секретариаты   образовательных
учреждений и организаций.
     Органы   повседневного   управления   функциональной   подсистемы
Рособразования   оснащаются  средствами  связи,  оповещения,  сбора  и
передачи  информации,  которые  поддерживаются  в состоянии постоянной
готовности к использованию.
     10.  При  отсутствии  угрозы  возникновения чрезвычайных ситуаций
органы  управления  и  силы  функциональной  подсистемы Рособразования
функционируют в режиме повседневной деятельности.
     В   зависимости   от   обстановки,  масштаба  прогнозируемой  или
возникающей    чрезвычайной    ситуации    решениями   соответствующих
руководителей   может   устанавливаться   один  из  следующих  режимов
функционирования:
     - режим   повышенной   готовности   -  при  угрозе  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     - режим  чрезвычайной  ситуации  - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     11.  Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления
и силами функциональной подсистемы Рособразования, являются:
     а) в режиме повседневной деятельности:
     - планирование  и выполнение целевых, научно-технических программ
и  мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных ситуаций, обеспечению
безопасности   и   защиты   обучающихся,  работников  от  чрезвычайных
ситуаций,  сокращению  возможных потерь и ущерба, а также по повышению
устойчивости    функционирования    образовательных    учреждений    и
организаций,   в   т.ч.   имеющих   потенциально   опасные  объекты  в
чрезвычайных ситуациях;
     - совершенствование   подготовки  органов  управления,  нештатных
формирований,   спасательных   отрядов   к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях;
     - организация  обучения  школьников, курсантов, студентов основам
безопасности жизнедеятельности;
     - организация  подготовки  должностных  лиц  органов  управления,
личного   состава   нештатных   формирований,   спасательных  отрядов,
работников   образовательных   учреждений   и  организаций  в  области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - обеспечение   создания   резервов   финансовых  и  материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     б) в режиме повышенной готовности:
     - усиление  наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды,
обстановкой  в образовательных учреждениях и организациях, в том числе
имеющих  потенциально  опасные  объекты, прогнозирование возникновения
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     - усиление дежурно-вахтенной службы;
     - непрерывный   сбор   и  передача  органам  управления  и  силам
функциональной   подсистемы  Рособразования  данных  о  прогнозируемых
чрезвычайных   ситуациях,   информирование   обучаемых   и  работников
подведомственных  образовательных учреждений и организаций о приемах и
способах защиты от них;
     - принятие    мер    по    защите    обучающихся   и   работников
подведомственных   образовательных   учреждений   и   организаций   от
чрезвычайных ситуаций;
     - осуществление    мероприятий    по    повышению    устойчивости
функционирования образовательных учреждений и организаций;
     - приведение  в состояние готовности сил и средств функциональной
подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий;
     - проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
     в) в режиме чрезвычайной ситуации:
     - непрерывный  контроль  за обстановкой, оповещение руководителей
соответствующих   органов  и  организаций,  обучающихся  и  работников
подведомственных  образовательных учреждений и организаций о возникших
чрезвычайных ситуациях;
     - выполнение  мероприятий  в  соответствии  с планами действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
     - проведение  мероприятий  по  защите  от  чрезвычайных  ситуаций
обучающихся,  работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций;
     - организация   работ   по  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по
привлечению  при  необходимости в установленном порядке дополнительных
сил и средств.
     Дополнительно на потенциально опасных объектах организуются:
     - усиление охраны;
     - ограничение или прекращение доступа на объекты;
     - проведение   мероприятий   по  защите  сотрудников  объектов  в
соответствии  с  установленными  требованиями  по защите сотрудников в
случае аварий (чрезвычайных ситуаций).
     12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
     - резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;
     - объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за
счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.
     Номенклатура   и   объемы   резервов  материальных  ресурсов  для
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а также контроль за их созданием,
хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их
органами, учреждениями и организациями.
     13.  К  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются
нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений
и  организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация,
под  руководством  соответствующих  руководителей  работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами
и  средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется
привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств.
     14.   Финансирование   функциональной  подсистемы  Рособразования
осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и
средств подведомственных образовательных учреждений и организаций.
     Финансирование  целевых программ в области защиты от чрезвычайных
ситуаций  осуществляется  в  соответствии  с  законодательством  РФ  и
законодательством субъектов РФ.
     Финансирование  мероприятий  по  ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется   за   счет   средств   образовательных   учреждений  и
организаций,  находящихся  в  зонах  чрезвычайных  ситуаций,  бюджетов
вышестоящих  по  отношению к этим объектам органов управления, местных
бюджетов, страховых фондов и других источников.
     Выделение  средств  на  финансирование  мероприятий по ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   из  резервного  фонда  Правительства  РФ  по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  последствий
стихийных    бедствий    осуществляется   в   порядке,   установленном
Правительством РФ.
     15.   В   целях   заблаговременного   проведения  мероприятий  по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения
размеров  ущерба  и  потерь  в  случае их возникновения осуществляется
планирование    действий    в    рамках    функциональной   подсистемы
Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих
документов.
     Объем  и  содержание указанных мероприятий определяются исходя из
принципов   необходимой   достаточности   и   максимально   возможного
использования имеющихся сил и средств.
     В   случае   необходимости  гражданские  организации  гражданской
обороны   могут   быть   использованы   при   ликвидации   последствий
чрезвычайных   ситуаций,   срочном   восстановлении   функционирования
коммунальных   служб  и  других  объектов  жизнеобеспечения  населения
(Постановление Правительства РФ от 10 июня 1999 г. N 620).