О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 8 сентября 2005 г. N 17-3/156 (Д) Направляем для руководства в работе Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования. Одновременно просим предоставить до 15 октября 2005 г. ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны по прилагаемой форме (не приводится). Заместитель Руководителя федерального агентства А.А.КАЗЕНОВ 8 сентября 2005 г. N 17-3/156 Приложение УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федерального агентства по образованию Г.А.БАЛЫХИН 7 сентября 2005 года Согласовано Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.Х.ЦАЛИКОВ 15 августа 2005 года ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ 1. Настоящее Положение определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема Рособразования). Положение разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлений Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794". 2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования являются: - участие в разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций; - участие в осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - создание, совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников органов управления и специалистов функциональной подсистемы Рособразования; - организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности; - повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"; - участие во всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель"; - подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях; - осуществление мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций; - обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации; - осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и организаций. 3. Функциональная подсистема Рособразования создается для организации работы по защите обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом уровнях. 4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. 5. Координационными органами функциональной подсистемы Рособразования являются: - на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рособразования; - на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций. 6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рособразования являются: - руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; - участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и организациях; - организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым имуществом; - координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и организациях; - сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями; - поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС; - обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; - координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций. 7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций являются: - руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования подведомственных образовательных учреждений и организаций, в т.ч. имеющих потенциально опасные объекты; - организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи; - организация защиты обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости - их эвакуации; - обеспечение готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - руководство созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организация подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях; - поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями и организациями. 8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Рособразования являются: - на федеральном уровне - структурное подразделение Рособразования для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; - на объектовом уровне - структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. 9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования являются: - пункт управления Рособразования (приемная руководителя Рособразования); - дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций. Органы повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию. 10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования функционируют в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: - режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; - режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной подсистемы Рособразования, являются: а) в режиме повседневной деятельности: - планирование и выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций, в т.ч. имеющих потенциально опасные объекты в чрезвычайных ситуациях; - совершенствование подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных ситуациях; - организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности; - организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - обеспечение создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) в режиме повышенной готовности: - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; - усиление дежурно-вахтенной службы; - непрерывный сбор и передача органам управления и силам функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о приемах и способах защиты от них; - принятие мер по защите обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций; - осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций; - приведение в состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий; - проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; в) в режиме чрезвычайной ситуации: - непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях; - выполнение мероприятий в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации; - проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций; - организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в установленном порядке дополнительных сил и средств. Дополнительно на потенциально опасных объектах организуются: - усиление охраны; - ограничение или прекращение доступа на объекты; - проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий (чрезвычайных ситуаций). 12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: - резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования; - объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за счет собственных средств образовательных учреждений и организаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами, учреждениями и организациями. 13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств. 14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и средств подведомственных образовательных учреждений и организаций. Финансирование целевых программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления, местных бюджетов, страховых фондов и других источников. Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. 15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках функциональной подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих документов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. В случае необходимости гражданские организации гражданской обороны могут быть использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения (Постановление Правительства РФ от 10 июня 1999 г. N 620). |