О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ И ОБЯЗАННОСТИ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.10.05 03-03-04/1/286


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          19 октября 2005 г.
                           N 03-03-04/1/286

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики по вопросам
постановки   на   учет  и  обязанности  уплачивать  налог  на  прибыль
организаций иностранной организацией сообщает следующее.
     Организация   -   резидент   Швейцарии   закупает   у  российских
поставщиков лом и отходы черных металлов и далее реализует их в третьи
страны.  При  этом  право  собственности  на  металлолом  переходит от
российского продавца к организации с даты коносамента, подтверждающего
передачу   товара  перевозчику  в  российских  морских  портах.  Фирма
представительств на территории Российской Федерации не имеет.
     1. Постановка на учет иностранных организаций в налоговых органах
Российской  Федерации  осуществляется  в  соответствии с Положением об
особенностях   учета  в  налоговых  органах  иностранных  организаций,
утвержденным   Приказом   МНС   России  от  07.04.2000  N  АП-3-06/124
(зарегистрирован  Минюстом  России  02.06.2000,  регистрационный номер
2258),  пунктом  2.1.1  которого  предусмотрено, в частности, что если
иностранная  организация  осуществляет  или  намеревается осуществлять
деятельность   в   Российской   Федерации   через  отделение  (филиал,
представительство,   другое   обособленное  подразделение)  в  течение
периода,  превышающего  30  календарных дней в году (непрерывно или по
совокупности),   то   у   такой   иностранной   организации  возникает
обязанность  встать  на учет в налоговом органе по месту осуществления
деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
     В  случае если деятельность иной организации или физического лица
в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями
об    избежании    двойного    налогообложения   образует   постоянное
представительство иностранной организации (зависимые агенты), то такие
иностранные  организации  в  соответствии  с  пунктом 2 вышеуказанного
Положения  учитываются  налоговым  органом на основании уведомления по
установленной форме.
     Если  организация  не  имеет  в  Российской Федерации какого-либо
обособленного  подразделения,  а  также не осуществляет деятельность в
Российской Федерации через зависимого агента, оснований для постановки
на  учет (учета) в налоговом органе Российской Федерации у организации
не имеется.
     2.  В  соответствии  с  положениями  главы  25 Налогового кодекса
Российской   Федерации   (далее  -  Кодекс)  иностранные  организации,
осуществляющие   свою   деятельность   в  Российской  Федерации  через
постоянные  представительства  и  получающие  доходы  от  источников в
Российской   Федерации,   являются  плательщиками  налога  на  прибыль
организаций.
     Согласно  положениям  статей  246,  306  и  307  Кодекса  прибыль
иностранной   организации  от  выполнения  работ,  оказания  услуг  на
территории  Российской  Федерации  может облагаться налогом на прибыль
организаций  в  Российской  Федерации  только  в  том  случае, если ее
деятельность подпадает под определение "Постоянное представительство".
     Наличие  или отсутствие постоянного представительства иностранной
организации  в  Российской  Федерации определяется исходя из положений
законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах, а в случае,
если    иностранная    организация   является   лицом   с   постоянным
местопребыванием  в  государстве,  с  которым  у  Российской Федерации
(СССР)   существует   действующее  соглашение  об  избежании  двойного
налогообложения,  -  в  соответствии  с  положениями  соответствующего
международного договора, положения которого приоритетны по отношению к
положениям внутреннего законодательства Российской Федерации.
     Подпунктом  "е"  пункта  4  статьи  5 Соглашения между Российской
Федерацией   и   Швейцарской   Конфедерацией   об  избежании  двойного
налогообложения  в  отношении  налогов на доходы и капитал от 15.11.95
(далее  -  Соглашение) предусмотрено, что содержание постоянного места
деятельности  исключительно  для  цели закупки товаров или изделий или
для сбора информации для предприятия не рассматривается как постоянное
представительство.
     Аналогичные  положения  содержатся  в законодательстве Российской
Федерации  о  налогах  и  сборах.  Так,  пунктом  8 статьи 306 Кодекса
установлено,  что факт осуществления иностранной организацией операций
по  ввозу  в  Российскую  Федерацию или вывозу из Российской Федерации
товаров,   в   том  числе  в  рамках  внешнеторговых  контрактов,  при
отсутствии  признаков  постоянного  представительства, предусмотренных
пунктом  2  данной  статьи,  не может рассматриваться как приводящий к
образованию постоянного представительства этой иностранной организации
в Российской Федерации.
     Таким   образом,   даже   в   случае  осуществления  организацией
деятельности по закупке металлолома через обособленное подразделение в
Российской   Федерации   такая   ее   деятельность  в  соответствии  с
положениями   Соглашения   не   рассматривалась   бы   как  постоянное
представительство.
     Исходя  из  изложенного,  у  предприятия не возникает обязанности
уплачивать  налог на прибыль организаций в Российской Федерации с сумм
дохода, полученного от покупателей металлолома в третьих странах.

Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                           А.И.ИВАНЕЕВ
19 октября 2005 г.
N 03-03-04/1/286