О ПОДГОТОВКЕ БАССЕЙНОВЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 11 января 1999 г. N НМ-61/59 (НЦПИ) При подготовке бассейновых и территориальных программ по ведению государственного мониторинга водных объектов МПР России рекомендует руководствоваться следующим. В бассейновых и территориальных программах по ведению государственного мониторинга водных объектов обосновываются виды, объемы и стоимость работ по ведению мониторинга поверхностных вод суши и морей (включая внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации) - ГМВО и мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (МВХС). Ведение государственного мониторинга подземных водных объектов, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307, осуществляется в составе государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) и обосновывается в программах ГМГС. Территориальные программы по ведению государственного мониторинга водных объектов разрабатываются территориальными комитетами природных ресурсов (КПР), территориальными комитетами водного хозяйства (теркомводами) либо по их заказу производственными организациями по территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Финансирование работ по реализации территориальных программ должно осуществляться за счет средств водопользователей, экологических фондов, субъектов Российской Федерации и частично - за счет федерального бюджета. Разработанная территориальная программа согласовывается с БВУ, территориальными органами Росгидромета, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждается председателем КПР (теркомвода) и представляется в соответствующее БВУ и МПР России. Бассейновые программы по ведению государственного мониторинга водных объектов разрабатываются БВУ либо по их заказу производственными организациями по зоне деятельности БВУ. Их разработка осуществляется главным образом на базе территориальных программ, материалов управлений эксплуатации водохранилищ, других материалов, не вошедших в территориальные программы. Бассейновые программы предназначены в основном для решения федеральных задач. Финансирование работ по реализации этих программ осуществляется в основном за счет федерального бюджета. Разработанная бассейновая программа утверждается начальником БВУ и представляется в МПР России. При подготовке программ на 1999 год необходимо: КПР (теркомводам) разработать и утвердить, как указано выше, территориальные программы по ведению государственного мониторинга водных объектов на 1999 год и представить их в соответствующее БВУ до 15 февраля сего года и в МПР России до 1 марта сего года; БВУ разработать и утвердить бассейновые программы по ведению государственного мониторинга водных объектов на 1999 год и представить их в МПР России до 1 марта сего года. При подготовке программ следует руководствоваться "Временными рекомендациями по разработке бассейновых и территориальных программ по ведению государственного мониторинга водных объектов" (прилагаются). Первый заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации Н.Н. МИХЕЕВ ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БАССЕЙНОВЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Введение В соответствии с "Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307, государственный мониторинг водных объектов включает в себя: мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей; мониторинг подземных водных объектов; мониторинг водохозяйственных систем и сооружений. В рекомендациях рассматриваются вопросы разработки бассейновых и территориальных программ по ведению государственного мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей, включая внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, - ГМВО и мониторинга водохозяйственных систем и сооружений - МВХС. Ведение мониторинга подземных водных объектов осуществляется в составе государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) и рассматривается в соответствующих нормативно - методических документах. Основное целевое назначение программы по ведению государственного мониторинга водных объектов - обоснование видов, объемов и стоимости работ по оценке состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, прогнозу изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения и контроля в области использования и охраны водных объектов, оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Территориальные программы разрабатываются территориальными комитетами природных ресурсов (КПР), территориальными комитетами водного хозяйства (теркомводами) либо по их заказу производственными организациями по территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Разработке территориальных программ должен предшествовать тщательный анализ материалов наблюдений за состоянием водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, проводимых Росгидрометом, Минздравом России, Госкомэкологией России, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями. На основании анализа производится оценка достаточности и репрезентативности указанных материалов для управления использованием и охраной водных объектов, и с учетом этой оценки обосновываются необходимые виды и объемы работ. Территориальные программы предназначены для решения задач локального, территориального и федерального уровней. Финансирование работ по реализации этих программ должно осуществляться за счет средств водопользователей, экологических фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Бассейновые программы разрабатываются бассейновыми водохозяйственными (водными) управлениями (БВУ) либо по их заказу производственными организациями по зоне деятельности БВУ. Эти программы предназначены для решения федеральных задач. Их разработка осуществляется на базе территориальных программ, материалов управлений эксплуатации водохранилищ. Финансирование работ по реализации бассейновых программ осуществляется в основном за счет федерального бюджета. Бассейновые (территориальные) программы разрабатываются ежегодно на планируемый год и являются составной частью бассейновых (территориальных) программ (планов) водохозяйственных работ. Разработанная территориальная программа утверждается председателем КПР (теркомвода) по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, БВУ и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляется в соответствующее БВУ и МПР России. Разработанная бассейновая программа утверждается начальником БВУ и представляется в МПР России. В целях упорядочения терминологии и упрощения работ по подготовке программ условно принимается следующее деление наблюдательной сети ГМВО и МВХС: ГНС - государственная наблюдательная сеть (в основном это сеть управлений ГМС Росгидромета), БНС - бассейновая наблюдательная сеть (сеть наблюдений БВУ), ТНС - территориальная наблюдательная сеть (сеть наблюдений территориальных органов Госкомэкологии России, Минздрава России, Госкомрыболовства России и других министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, КПР и теркомводов МПР России), ЛНС - локальная наблюдательная сеть (сеть водопользователей). 1. Государственный мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей (ГМВО) В данном разделе характеризуется и обосновывается работа по ведению мониторинга на реках, ручьях, озерах, болотах, внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации. 1.1. Существующее состояние ГМВО. Перечисляются и кратко характеризуются основные водные объекты, на которых ведутся либо намечаются данной программой наблюдения, - реки, ручьи, озера, болота, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Приводится характеристика состояния водных объектов, государственной сети станций и постов мониторинга поверхностных вод суши и морей Росгидромета, сети станций и постов других федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователей, территориальных органов МПР России. Оценивается сопоставимость и репрезентативность полученных данных наблюдений и достаточность наблюдений для принятия управленческих решений. Рассматривается и оценивается существующее информационное взаимодействие между БВУ и КПР (теркомводами), а также с другими органами и водопользователями при осуществлении ГМВО. 1.2. Виды, объемы и стоимость намечаемых работ по ведению ГМВО. 1.2.1. Сбор, анализ и обобщение имеющейся информации по современному состоянию ГМВО. КПР (теркомводы) производят сбор, анализ, обработку и обобщение информации по мониторингу, ведущемуся всеми министерствами и ведомствами, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями. БВУ обобщают эту информацию по зоне деятельности на основе главным образом материалов КПР (теркомводов) и собственных материалов. Производится расчет затрат времени и стоимости этих работ. 1.2.2. Создание новых и реконструкция существующих пунктов наблюдений на водных объектах. Пункты наблюдений организуют в первую очередь на водотоках и водоемах, имеющих большое значение для экономики национального хозяйства, а также подверженных значительному загрязнению промышленными, хозяйственно - бытовыми и сельскохозяйственными сточными водами. На не загрязненных сточными водами водных объектах создаются пункты для фоновых наблюдений. Создание сети пунктов наблюдений, установление их категорийности осуществляется в соответствии с методическими указаниями Росгидромета РД 52.24.309-92. КПР (теркомводы) совместно с территориальными органами Росгидромета и БВУ: намечают создание новых и реконструкцию существующих станций и постов государственной наблюдательной сети (ГНС), определяют стоимость и сроки их строительства (реконструкции), намечают, по каким их них заказчиком будет УГМС Росгидромета, а по каким КПР (теркомвод) и (или) БВУ; получают информацию о намечаемом создании (реконструкции) пунктов наблюдений ТНС, заказчиками которых являются территориальные органы других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и при необходимости дают предложения указанным органам по уточнению местоположения новых пунктов и срокам их строительства; определяют совместно с водопользователями пункты наблюдений ЛНС и сроки их строительства, имея в виду, что строительство ЛНС ведется по заказу водопользователей. С учетом вышеуказанных работ КПР (теркомводы) определяют дополнительные пункты наблюдений ТНС, строительство которых будет осуществляться по заказу КПР (теркомвода). БВУ определят дополнительные пункты БНС (станции и посты на границах между субъектами Российской Федерации, на трансграничных водных объектах и т.д.), строительство которых будет осуществляться по заказу БВУ. К разделу прилагаются: перечень существующих пунктов наблюдений ГМВО сторонних организаций по состоянию на начало планируемого года (в территориальных программах); перечень существующих пунктов наблюдений ГМВО, подведомственных КПР (теркомводам), - в территориальных программах и подведомственных БВУ - в бассейновых программах; перечень пунктов наблюдений ГМВО, намечаемых к строительству (реконструкции) на планируемый год сторонними организациями по зоне деятельности КПР (теркомвода), - в территориальных программах; перечень пунктов ГМВО, намечаемых к строительству (реконструкции) по заказу КПР (теркомвода) на планируемый год (в территориальных программах); обобщенный перечень пунктов наблюдений ГМВО, намечаемых к строительству (реконструкции) на планируемый год сторонними организациями и КПР (теркомводами) по зоне деятельности БВУ (в бассейновых программах); перечень пунктов наблюдений, намечаемых к строительству (реконструкции) по заказу БВУ на планируемый год (в бассейновых программах). 1.2.3. Наблюдения за состоянием водных объектов. В зависимости от категорийности станций и постов наблюдения на них за состоянием водных объектов проводятся либо комплексные по гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическим показателям, либо по одному из этих показателей. Пункты наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях, как правило, должны совпадать со створами наблюдений за поверхностными водами. Виды, состав, периодичность наблюдений, отбор проб определяются в соответствии с методическими указаниями Росгидромета РД 52.24.309-92, с учетом "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения". В данном разделе приводится расчет затрат времени и стоимости на производство наблюдений, выполняемых КПР (теркомводами) и БВУ, а также приводятся данные по стоимости наблюдений за состоянием водных объектов, проводимых другими ведомствами и водопользователями. 1.2.4. Сбор метеорологических данных и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМВО. В разделе предусматривается стоимость работ, выполненных КПР (теркомводами) и БВУ по сбору метеорологических данных и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМВО. 2. Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений (МВХС) 2.1. Существующее состояние МВХС. Перечисляются и кратко характеризуются основные водохозяйственные системы и сооружения (ВХС), на которых ведутся либо в соответствии с программой намечаются наблюдения: водохранилища, каналы, сооружения для очистки и сброса сточных вод, коллекторно - дренажных вод, мелиоративные системы, плотины, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов, другие сооружения, предназначенные для использования, охраны водных объектов и предотвращения вредного воздействия вод. Выделяются особо опасные ВХС, описываются осуществляемые и намечаемые меры по обеспечению безопасности ВХС. Характеризуется существующее состояние сети наблюдений территориальных органов Росгидромета, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователей. Особенно детально характеризуется состояние МВХС, подведомственных КПР (теркомводам) и БВУ сооружений. Описывается вид наблюдений (инструментальные, визуальный осмотр, инженерные инспекции и обследования и др.), взаимодействие КПР (теркомводов) и БВУ между собой, с управлениями эксплуатации водохранилищ МПР России, с другими органами и водопользователями при осуществлении МВХС. К разделу прилагаются: перечень существующих пунктов наблюдений МВХС сторонних организаций; перечень существующих пунктов наблюдений МВХС, подведомственных КПР (теркомводам) и БВУ. 2.2. Виды, объемы и стоимость работ по МВХС. При обосновании МВХС следует иметь в виду, что основной объем работ по ведению МВХС должен осуществляться за счет средств водопользователей (собственников ВХС и эксплуатирующих организаций). 2.2.1. Сбор, анализ, обработка и обобщение имеющейся информации по ведению МВХС. Производится сбор, анализ, обработка, обобщение имеющейся информации по МВХС, определяются затраты труда и стоимость указанных видов работ, выполняемых КПР (теркомводами) и БВУ. 2.2.2. Создание новых и реконструкция существующих пунктов наблюдений за состоянием водохозяйственных систем и сооружений (ВХС). При обосновании нового строительства (реконструкции) пунктов наблюдений на ВХС предусматриваются инструментальные наблюдения (с использованием контрольно - измерительной аппаратуры (КИА) и замеров переносными приборами) либо визуальный осмотр. 2.2.3. Обследование источников загрязнения водных объектов. Обследование источников загрязнения водных объектов производится с целью оценки состояния качества воды водных объектов и его изменения под влиянием антропогенного воздействия. Указанные работы производятся с учетом работ, намечаемых в рамках государственного контроля и охраны водных объектов. Определяются затраты времени, транспорта, объем отбираемых проб и лабораторных анализов. 2.2.4. Обследование и инвентаризация ВХС. Обосновывается количество ВХС, подлежащих обследованию и инвентаризации, составляется график обследования и инвентаризации с учетом работ, намечаемых в рамках государственного надзора за безопасностью ГТС. Определяются затраты времени, транспорта и стоимость указанных работ. 2.2.5. Наблюдения за состоянием ВХС. Состав и режим наблюдений, степень оснащения наблюдательных пунктов КИА, периодичность наблюдений для каждого сооружения индивидуальны. Они зависят от сложности и класса сооружения, его состояния и возможности последствий в случае аварии на сооружении. Наблюдения за состоянием ВХС осуществляются в соответствии с Приложением. 3. Лабораторные работы Обосновываются объемы анализируемых проб воды из водных объектов, перечень анализируемых показателей, затраты времени и стоимость лабораторных работ, выполняемых по заказу КПР (теркомводов) в территориальных программах и по заказу БВУ в бассейновых программах. Указываются лаборатории, которые будут производить анализы. Выбор лабораторий осуществляется с учетом наличия лицензии на производство соответствующих анализов и аттестованных методик. Дается перечень основных анализируемых показателей в пробах воды, выполняемых по заказу КПР (теркомводов) и БВУ на планируемый год с учетом воздействия сбрасываемых в водные объекты сточных вод. Обосновываются: количество отбираемых проб грунтов с ненарушенной и нарушенной структурой, отбираемых в теле плотин, дамб, других сооружений; количество определений физико - механических и водно - физических свойств грунтов. Определяются затраты времени и стоимость лабораторных работ. 4. Ведение ГМВО и МВХС при аварийных ситуациях Работы ведутся в рамках ликвидации последствий аварийных ситуаций, приведших к загрязнению водных объектов, имея в виду, что "профилактические работы" по наблюдению за состоянием существующих сооружений, которые могут повлиять негативно на водный объект, ведут организации, эксплуатирующие данные сооружения (например, нефтепроводы). Поскольку работы по мониторингу в рамках ликвидации последствий аварий должны вестись по заказу виновника аварии, в программе предусматриваются затраты КПР (теркомводов) и БВУ на сбор и анализ результатов этого мониторинга, а также при необходимости затраты на контрольное обследования состояния водных объектов и ВХС после ликвидации последствий аварии. 5. Виды, объемы и стоимость работ по информационному обеспечению ГМВО и МВХС Предусматриваются затраты на: составление ежегодного информационного бюллетеня по состоянию водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений по территории субъекта Федерации; передачу бюллетеня в соответствующие БВУ (в территориальных программах); составление такого же бюллетеня по зоне деятельности БВУ и передачу его на федеральный уровень (в бассейновых программах); подготовку материалов обменного фонда с территориальными органами Росгидромета, Госкомэкологии России, Минздрава России, других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями; создание банка данных и информационных систем. Обосновываются затраты труда и стоимость работ. 6. Прочие работы Предусматриваются затраты на командировочные, транспортные расходы, на рекультивацию земель, аренду производственных помещений и другие расходы. 7. Сводные показатели работ по программе Составляется таблица основных видов и стоимости работ, перечисленных выше, выполняемых по заказу КПР (теркомводов) в территориальных программах и по заказу БВУ в бассейновых программах с указанием источников финансирования. Кроме того, дается сводная таблица основных видов и стоимости работ по мониторингу, выполняемых всеми органами в зоне деятельности КПР (теркомвода) и БВУ. К программе прилагается карта - схема расположения существующих и намечаемых пунктов наблюдений ГМВО и МВХС, на которой показываются пункты наблюдений всех ведомств и водопользователей. Приложение ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И СООРУЖЕНИЙ ------------------------------------------------------------------ | N | Виды работ и наблюдений | Объекты |Рекомендуемая | | п/п | | наблюдений |периодичность | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 1. |Сопутствующие данные | | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 1.1.|Уровни воды в бьефах |ВБ, НБ |ежедневно | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 1.2.|Температура воздуха | | - " - | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 1.3.|Отбор воды на химанализ |ВБ |1 раз в год | | | | |(лето) | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 2. |Осмотры и обследования | | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 2.1.|Обход с визуальным осмотром, |Все |Ежедневно | | |записями в журнал |сооружения | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 2.2.|Обход с картированием |Все |1 раз в месяц | | |изменений (состояние откосов,|сооружения | | | |гребня, промывов, осадочных | | | | |воронок, трещин в бетоне, | | | | |бетона в зоне переменного | | | | |уровня, разрушений креплений | | | | |и т.п.) | | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 2.3.|Водолазные обследования |Подводные |1 раз в год | | |подводных частей сооружений с|части | | | |зарисовкой |соор. | | | | |плиты | | | | |крепл. в | | | | |подводной | | | | |части | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 2.4.|Обследование специально |Все |1 раз в 5 лет | | |созданной комиссией |сооружения | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 3. |Инструментальные и обмерные | | | | |обследования | | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 3.1 |Пьезометры |Все |1 раз в месяц | | |- замер уровней воды |пьезометры | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- температура воды |Один створ |2 раза в год | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- отбор воды на химанализ |Один створ |1 раз в год | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 3.2.|Нивелировка | | | | |- высотных марок |Все марки |2 раза в год | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- подкрановых путей |Все марки |1 раз в 3 года| |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 3.3.|Напряжение в арматуре |По |По сезонам | | | |установленным|4 раза в год | | | |тензометрам | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 3.4.|Замеры |За и перед |1 раз в год | | |-----------------------------|водосбросными|--------------| | | - глубин для определения |сооружениями | | | |размывов | | | | |-----------------------------|-------------|--------------| | |- толщины льда |Акватории ВБ |1 раз в год | | |-----------------------------|-------------|--------------| | |- относительных смещений |Бетонные |4 раза в год | | |секций бетонных сооружений |сооружения |(по сезонам) | | |-----------------------------|-------------|--------------| | |- уровня битума в шпонках |- " - |1 раз в год | | |вибрации... |Бетонные |(лето) | | | |сооружения, |При усиленных | | | |трубопроводы |вибрациях | | | |оборудование | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- характеристики бетона |Бетонные |При | | | |соор. |необходимости | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | 3.5.|Дренажи | | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- измерение расхода |Всех |4 раза в год | | | |дренажей | | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- уровней воды в колодцах |- " - |1 раз в год | |-----|-----------------------------|-------------|--------------| | |- объема |- " - |- " - | ------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. Формы представления и хранения информации приводятся в "Положении о надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений". 2. При обнаружении отклонений от нормальных условий эксплуатации могут быть назначены дополнительные к обычной программе наблюдения, замеры, исследования. Результаты также направляются в БД. |