ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.Е.ФРАДКОВУ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ". Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 16.11.05 2402-IV ГД

                  ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          "К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        М.Е.ФРАДКОВУ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР АВИАЦИОННОЙ
                БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          16 ноября 2005 г.
                             N 2402-IV ГД

                                (НТЦС)


     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
постановляет:
     1. Принять  обращение  Государственной Думы Федерального Собрания
Российской  Федерации   "К   Председателю   Правительства   Российской
Федерации  М.Е.Фрадкову  в  связи  с  осуществлением  мер  авиационной
безопасности на воздушном транспорте".
     2. Направить   настоящее   Постановление  и  указанное  Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову.
     3. Направить  настоящее  Постановление  и  указанное  Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
     4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                           Б.В.Грызлов
16 ноября 2005 г.
N 2402-IV ГД


                    ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          К Председателю Правительства Российской Федерации
        М.Е.Фрадкову в связи с осуществлением мер авиационной
                 безопасности на воздушном транспорте

                      Уважаемый Михаил Ефимович!

     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
выражает серьезную озабоченность ситуацией,  складывающейся в  области
авиационной безопасности.
     Так, несмотря  на  значительный  объем  работы,  проведенной,   в
частности   Правительством   Российской   Федерации,   по   реализации
Федерального закона  от  21  марта  2005  года  N  20-ФЗ  "О  внесении
изменений  в  некоторые  законодательные  акты  Российской Федерации в
связи с  осуществлением  мер  авиационной  безопасности  на  воздушном
транспорте", он исполняется не в полной мере.
     Например, хотя  сотрудников  органов  внутренних  дел  и   начали
включать  в состав групп досмотра в аэропортах,  пока это не оказывает
положительного влияния на качество его проведения из-за  того,  что  в
должной мере не разграничены полномочия служб авиационной безопасности
и органов внутренних дел.
     Возложение на  органы  внутренних  дел  дополнительных функций по
досмотру пассажиров,  багажа,  в  том  числе  вещей,  находящихся  при
пассажирах,  членов  экипажей,  лиц  из  числа  авиационного персонала
гражданской авиации,  бортовых  запасов  воздушного  судна,  грузов  и
почты,  а  также  по охране аэропортов и объектов их инфраструктуры не
подкреплено  соответствующим  увеличением  их  штатной  численности  и
финансирования.
     До настоящего  времени  не   реализованы   положения   указанного
Федерального  закона  в  части  принятия  постановлений  Правительства
Российской Федерации  об  установлении  порядка  охраны  аэропортов  и
объектов   их   инфраструктуры  подразделениями  ведомственной  охраны
федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного в  области
транспорта,  и  органами  внутренних  дел;  порядка создания и ведения
информационных баз персональных данных пассажиров воздушных  судов,  а
также порядка передачи таких данных в правоохранительные органы.
     Остается низким  уровень  оснащенности  аэропортов   техническими
средствами,  необходимыми  для  обеспечения  авиационно  безопасности.
Имеющаяся у большинства аэропортов  аппаратура,  которая  используется
при  проведении  досмотра,  не  отвечает  современным требованиям и не
позволяет обеспечить авиационную безопасность на должном уровне.
     Не проработан  вопрос  об  оснащении  гражданских воздушных судов
средствами   защиты   от   поражения   переносными   зенитно-ракетными
комплексами.
     Пока не решена  проблема  контроля  за  обеспечением  авиационной
безопасности воздушных судов авиации общего назначения.
     Не определены правовое положение служб авиационной безопасности и
статус их сотрудников.
     Отсутствует законодательный   акт,   устанавливающий   финансовое
обеспечение  авиационной  безопасности  за  счет  средств федерального
бюджета (аналогичный порядок определен во многих других государствах).
Переоснащение    аэропортов   современными   техническими   средствами
обеспечения авиационной безопасности осуществляется в основном за счет
их собственных финансовых средств, при этом большинство из них, прежде
всего аэропорты регионального значения,  не в состоянии приобрести эти
технические средства.
     Не реализовано положение Воздушного кодекса Российской Федерации,
касающееся  ношения  и применения служебного оружия сотрудниками служб
авиационной  безопасности.  Не  внесены  соответствующие  изменения  в
Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
     Не разграничены  полномочия  федеральных  органов  исполнительной
власти,   участвующих   в   деятельности  по  обеспечению  авиационной
безопасности.
     Недостаточно проработан  вопрос обмена документами и информацией,
необходимыми для выполнения  задач,  которые  связаны  с  обеспечением
авиационной  безопасности,  между  службами  авиационной безопасности,
правоохранительными органами и органами специальных  служб  Российской
Федерации.
     Кроме этого,  не   выполняется   ряд   рекомендаций   в   области
авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации
(ИКАО).  В частности,  не создан орган,  ответственный за разработку и
обеспечение     реализации    национальной    программы    авиационной
безопасности.
     В связи  с  вышеизложенным и в целях повышения действенности мер,
направленных на обеспечение авиационной безопасности, а также личной и
имущественной  безопасности граждан на объектах воздушного транспорта,
Государственная  Дума  считает  необходимым  предложить  Правительству
Российской Федерации:
     1) рассмотреть    возможность    разработки    и    внесения    в
Государственную  Думу проектов федеральных законов,  предусматривающих
следующие изменения.  Так,  по мнению Государственной Думы,  следовало
бы:
     а) в Воздушном кодексе Российской Федерации:
     предоставить администрации   аэропорта   право   на  установление
контролируемой зоны аэропорта в границах его территории;
     ввести термин "зона безопасности аэропорта";
     к перечню страховых случаев,  с  наступлением  которых  возникает
обязанность  страховщика  произвести  выплату страхового возмещения по
договору   обязательного   страхования    ответственности    владельца
воздушного  судна  перед  третьими лицами,  отнести случаи незаконного
вмешательства  в  деятельность  в  области  гражданской   авиации,   в
результате  которого  причинен  вред  жизни,  здоровью  или  имуществу
третьих лиц;
     обязать авиационные   предприятия   -  эксплуатанты  и  аэропорты
производить продажу авиабилетов с обязательным одновременным введением
в  информационные  базы  данных  паспортных данных лиц,  осуществивших
покупку авиабилетов;
     определить правовое  положение  служб  авиационной безопасности и
статус  их  сотрудников,  в  том  числе  наделив   сотрудников   служб
авиационной безопасности правами:
     при исполнении возложенных на них обязанностей по защите жизни  и
здоровья  граждан,  охране  аэропортов  и  объектов их инфраструктуры,
обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов,  предупреждению и
пресечению  правонарушений на указанных объектах,  проведению досмотра
пассажиров,  багажа,  в том числе вещей,  находящихся при  пассажирах,
членов  экипажей,  лиц  из  числа  авиационного  персонала гражданской
авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты задерживать
правонарушителей с применением физической силы;
     осуществлять в   целях   обеспечения   авиационной   безопасности
принудительное  перемещение  (эвакуацию)  автотранспортных  средств на
территориях аэропортов при нарушении водителем правил парковки;
     досматривать багаж в случае отсутствия пассажира воздушного судна
при  обоснованных  подозрениях  о  наличии  в  багаже  запрещенных   к
перевозке предметов и веществ;
     изымать и утилизировать предметы и вещества, если они запрещены к
перевозке   либо   создают   или   могут  создать  угрозу  авиационной
безопасности,  за исключением  предметов  и  веществ,  которые  должны
передаваться   в   установленном   порядке   соответствующим   органам
исполнительной власти;
     проверять документы,    удостоверяющие   личность,   у   граждан,
находящихся на территориях аэропортов,  и в случае отказа предоставить
эти  документы  принимать меры к их задержанию до прибытия сотрудников
органов внутренних дел;
     б) в    Уголовном   кодексе   Российской   Федерации   установить
ответственность  сотрудника   службы   авиационной   безопасности   за
допущенную  им  халатность  при  выполнении  служебных обязанностей по
обеспечению авиационной безопасности;
     в) в    Кодексе    Российской   Федерации   об   административных
правонарушениях установить ответственность за:
     действие (бездействие),   угрожающее   безопасности   полетов   и
авиационной безопасности;
     нарушение правил пропускного и внутриобъектового режимов;
     нарушение правил     парковки      автотранспортных      средств,
препятствующее обеспечению авиационной безопасности;
     непринятие должностными лицами  организаций  гражданской  авиации
надлежащих  мер  по  восстановлению  разрушенных  участков  ограждений
объектов инфраструктуры аэропортов;
     действие, препятствующее  осуществлению  контроля  за соблюдением
мер авиационной безопасности;
     привлечение к выполнению служебных обязанностей лиц, не прошедших
специальной подготовки и не  имеющих  допуска  к  проведению  досмотра
пассажиров,  багажа,  в  том числе вещей,  находящихся при пассажирах,
членов экипажей,  лиц  из  числа  авиационного  персонала  гражданской
авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;
     нарушение правил      эксплуатации      технических      средств,
предназначенных для обеспечения авиационной безопасности;
     вмешательство в  деятельность  экипажей   воздушных   судов   при
отсутствии признаков преступления,  а также проникновение или допуск в
кабины пилотов посторонних лиц;
     г) в законодательстве Российской Федерации,  регулирующем порядок
выезда из  Российской  Федерации,  въезда  в  Российскую  Федерацию  и
пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства,
определить порядок:
     обеспечения служб  авиационной  безопасности  данными о незаконно
находящихся на территории Российской Федерации или  не  допущенных  по
различным  основаниям  к  въезду  в  Российскую  Федерацию иностранных
гражданах и лицах без гражданства;
     содержания в   аэропортах   иностранных   граждан   и   лиц   без
гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации;
     распределения между    соответствующими   федеральными   органами
исполнительной  власти  и  авиаперевозчиками  расходов  на  содержание
транзитных   пассажиров,   находящихся   в   аэропортах   в   ожидании
административного выдворения или депортации в  пункты  первоначального
вылета;
     2) рассмотреть вопросы о возможности разработки в соответствии со
стандартами  N  3.1.1,  3.1.2  и  3.1.5  приложения  17  к Конвенции о
международной гражданской авиации национальной  программы  авиационной
безопасности,   создания   органа,   ответственного  за  разработку  и
обеспечение  реализации  этой  программы,  а  также   межведомственной
комиссии  по  авиационной  безопасности  для  координации деятельности
соответствующих федеральных органов исполнительной  власти  в  области
защиты  авиации  от незаконного вмешательства в деятельность в области
авиации;
     3) разработать    концепцию   технического   оснащения   объектов
воздушного транспорта;
     4) принять   меры   по   завершению   работы   над   федеральными
авиационными  правилами,   устанавливающими   требования   авиационной
безопасности к аэропортам, и по введению в действие указанных правил.
     В связи с вышеизложенным Государственная Дума обращается  к  Вам,
уважаемый   Михаил   Ефимович,  с  просьбой  разобраться  в  ситуации,
складывающейся   в   области   авиационной   безопасности,    поручить
соответствующим  федеральным органам исполнительной власти рассмотреть
предложения Государственной Думы, высказанные в настоящем Обращении, и
принять  необходимые  меры  по обеспечению авиационной безопасности на
воздушном транспорте.

Москва
16 ноября 2005 года