О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ. Приказ. Министерство природных ресурсов РФ. 16.09.98 211

           О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
                    И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

                                ПРИКАЗ

                  МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                         16 сентября 1998 г.
                                N 211

                                (НЦПИ)


     В целях   реализации   Постановления   Правительства   Российской
Федерации от 14 марта 1998 г.  N 317 "О частичном изменении  правового
режима  заповедной зоны северной части Каспийского моря" Министерством
природных ресурсов Российской Федерации  совместно  с  Государственным
комитетом   Российской   Федерации   по   охране  окружающей  среды  и
гидрометеорологии и Министерством сельского хозяйства и продовольствия
Российской    Федерации    подготовлены   и   утверждены   специальные
экологические   и   рыбохозяйственные   требования   для    проведения
геологического  изучения,  разведки  и  добычи углеводородного сырья в
северной части Каспийского моря.
     С целью  скорейшего  начала  освоения нефтяных и газовых ресурсов
Каспия с учетом  приоритета  интересов  сохранения  биоразнообразия  и
продуктивности водных экосистем приказываю:
     1. Ввести в действие с  1  октября  1998  года  утвержденные  МПР
России,  Госкомэкологией  России и Минсельхозпродом России специальные
экологические   и   рыбохозяйственные   требования   для    проведения
геологического  изучения,  разведки  и  добычи углеводородного сырья в
северной части Каспийского моря (прилагаются).
     2. Контроль   за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра Маскаева И.В.

И.о. Министра природных ресурсов
Российской Федерации
                                                       В.Ю. НЕКРУТЕНКО
16 сентября 1998 г.
N 211


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                            Министр природных ресурсов
                                                  Российской Федерации
                                                        В.Ю.НЕКРУТЕНКО
                                                     16 июля 1998 года

                                         Председатель Государственного
                                         комитета Российской Федерации
                                            по охране окружающей среды
                                                В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
                                                     20 июля 1998 года

                                           Министр сельского хозяйства
                                                      и продовольствия
                                                  Российской Федерации
                                                           В.А.СЕМЕНОВ
                                                     16 июля 1998 года

       СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
      ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ, РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ
       УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

                         1. Цель и назначение

     1.1. Специальные  экологические  и  рыбохозяйственные  требования
разработаны  во  исполнение  Постановления  Правительства   Российской
Федерации от 14 марта 1998 г.  "О частичном изменении правового режима
заповедной зоны в северной части Каспийского моря".
     1.2. Действие   специальных   экологических  и  рыбохозяйственных
требований распространяется  на  северную  часть  Каспийского  моря  и
прилегающую  береговую  полосу в зоне влияния нагонных волн в пределах
Российской Федерации.
     1.3. Специальные  экологические  и  рыбохозяйственные  требования
устанавливают  правила,  особые  условия  и   ограничения   проведения
геологического    изучения,   разведки,   добычи   и   транспортировки
углеводородного сырья в заповедной зоне в северной  части  Каспийского
моря  в  целях  сохранения  биоразнообразия  и продуктивности водных и
прибрежных  экосистем  и  рыбохозяйственного  потенциала   Каспийского
бассейна как уникального рыбопромыслового региона страны.
     1.4. Специальные  экологические  требования   предназначены   для
использования:
     - инициаторами намечаемой деятельности,  независимо от источников
финансирования и форм собственности;
     - разработчиками прединвестиционных материалов,  предпроектной  и
проектной документации;
     - специально уполномоченными органами в области охраны окружающей
природной среды;
     - судебными и правоохранительными органами;
     - другими   заинтересованными   органами  государственной  власти
федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

                          2. Общие положения

     2.1. Заповедная зона в северной части Каспийского моря определена
Постановлением  Совета Министров РСФСР от 31.01.75 N 78 "Об объявлении
заповедной  зоны  в  северной  части  Каспийского  моря"  и   является
федеральной собственностью.
     2.2. Государственное  управление  и  государственный  контроль  в
области организации и проведения работ на территории заповедной зоны в
северной  части   Каспийского   моря   осуществляется   Правительством
Российской   Федерации   и   специально  уполномоченными  федеральными
государственными  органами  Российской  Федерации  в  области   охраны
окружающей природной среды и животного мира.
     2.3. При планировании,  организации и  проведении  геологического
изучения,  разведки,  добычи углеводородного сырья в заповедной зоне в
северной части Каспийского моря инициаторы хозяйственной  деятельности
должны:
     - руководствоваться       положениями       природоохранительного
законодательства    Российской    Федерации,   а   также   положениями
международных конвенций и договоров в области охраны окружающей среды,
участником которых является Российская Федерация;
     - использовать  только   наиболее   совершенные   природоохранные
технологии;
     - учитывать возможное трансграничное  воздействие  на  территории
сопредельных государств;
     - обеспечивать     полное     (стопроцентное)      финансирование
разработанных в предпроектной и проектной документации природоохранных
мероприятий до начала производства работ;
     - создавать   "страховой   фонд",   достаточный   для  реализации
первоочередных мероприятий по предотвращению  или  минимизации  ущерба
окружающей  среде  и  морским  биоресурсам в случае непредвиденной или
аварийной ситуации.
     2.4. Проведению   геологического   изучения,  разведки  и  добычи
углеводородного сырья  должна  предшествовать  подготовка  инициатором
деятельности обосновывающей документации в соответствии с действующими
правовыми  и  нормативными  актами   Российской   Федерации,   включая
экологическое картирование района работ,  выявление экологически особо
чувствительных зон и оценку воздействия на окружающую среду намечаемой
хозяйственной деятельности.  Все документы на перечисленные виды работ
должны быть согласованы с федеральными органами контроля и надзора.
     2.5. Оценка    воздействия   на   окружающую   среду   намечаемой
деятельности выполняется отдельно  для  каждого  этапа  проектирования
комплекса добычи углеводородного сырья.
     2.6. Предпроектная  и  проектная  документация  по  каждому  виду
намечаемой   деятельности   подлежит   государственной   экологической
экспертизе на федеральном уровне. К экспертизе проектов в обязательном
порядке   привлекаются   специалисты   Департамента   по   рыболовству
Минсельхозпрода  России,  научных  рыбохозяйственных   организаций   и
органов рыбоохраны.
     2.7. Консервация и ликвидация объектов по добыче  углеводородного
сырья    осуществляется    в    порядке,   установленном   действующим
законодательством Российской Федерации.

                      3. Рыбоохранные требования

     3.1. На особо уязвимых и  биочувствительных  участках  прибрежной
зоны и акватории моря (выявленных в соответствии с п.  2.4), а также в
местах нереста и нагула ценных видов  морской  фауны  запрещаются  все
виды  работ  по  разведке,  добыче  и  транспортировке углеводородного
сырья.
     3.2. Места   для   установки   платформ   и   других   сооружений
нефтегазопромысла  должны  выбираться  с  учетом  сохранения   морских
районов,  имеющих значение или перспективных для рыболовного промысла,
сохранения и  воспроизводства  ценных  видов  рыб  и  других  объектов
водного  промысла  (в  частности  мест массового нереста,  нагула рыб,
расположения зимовальных ям, путей миграции рыб и морского зверя, мест
гнездования  водоплавающих  птиц,  детных и линных залежек каспийского
тюленя).
     3.3. Должен быть подсчитан ожидаемый ущерб водным биоресурсам,  в
случае  его   неизбежности,   и   определен   размер   и   направление
компенсационных  затрат по сохранению среды обитания и воспроизводству
объектов животного мира.
     3.4. Учитывая    продолжительность    процессов   воспроизводства
биоресурсов,  утрачиваемых  в   результате   нанесения   им   ущербов,
необходимым  условием  выдачи  разрешений  на право производства работ
является оплата мероприятий по превентивным мерам  по  воспроизводству
биоресурсов.
     3.5. Во  избежание  проникновения  в  Каспийское  море  видов   -
вселенцев   запрещается   использовать   оборудование,   аппаратуру  и
транспортные средства,  ранее работавшие в иных водных бассейнах,  без
общепринятой системы санитарного контроля.

                  4. Организация и проведение работ

     4.1. Конструкции морских буровых установок типа СПБУ,  ПБУ,  МСП,
судов и плавтехнических средств,  установленное на  них  оборудование,
должны отвечать Правилам Регистра морского судоходства, разработанного
на  основании  технических  требований  Международной   конвенции   по
предотвращению загрязнения с судов 1973 года.
     4.2. Корпуса  судов,  СПБУ,  ПБУ  и  МСП  должны   быть   покрыты
современными сертифицированными антикоррозионными материалами.
     4.3. Запрещается применение водометных судов.
     4.4. Шумы  и  вибрация  от  всех  видов судов обеспечения и судов
специального  назначения  не  должны  превышать  предельно  допустимых
значений, установленных Санитарными правилами для морских судов.
     4.5. Должны  применяться  специализированные   суда,   оснащенные
сертифицированным  оборудованием  и  пневмоисточниками  с  безопасными
параметрами для ихтиофауны.
     4.6. Строительное   оборудование  судов  специального  назначения
должно комплектоваться приспособлениями для  снижения  уровня  шума  и
вибрации,    предусматривая    (где   это   технологически   возможно)
использование гидравлического привода вместо пневматического.
     4.7. Для  буровых  механизмов  на  СПБУ,  ПБУ,  МСП  должно  быть
предусмотрено использование электрического привода.
     4.8. Запрещается  использовать  взрывные  источники  сейсмических
волн и пневмоисточники с параметрами, оказывающими вредное воздействие
на ихтиофауну.
     4.9. Работы,  связанные  с  выемкой   и   перемещением   грунтов,
допускаются  в  исключительных  случаях  по  специальному  разрешению,
выдаваемому природоохранными органами и при условии размещения  грунта
на суше.
     4.10. Запрещается монтаж и демонтаж  гидротехнических  сооружений
по технологиям, не обеспечивающим сбор всех видов загрязняющих веществ
и  приводящих  к  повышению  мутности  морской  воды   выше   величин,
наблюдающихся при среднем волнении моря (3 - 4 балла).
     4.11. Запрещается срезка опорных блоков и обсадных колонн скважин
выше уровня дна моря и без замены в них глинистого раствора на воду.
     4.12. Забор воды из моря допускается только при условии оснащения
водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами с эффективностью не
менее 70%  для молоди рыб  размером  от  12  мм.  На  напорных  линиях
водоводов   должны   быть   установлены   технические  устройства  для
непрерывного контроля за эффективностью работы РЗУ.
     4.13. Выбросы  в  атмосферу должны быть ограниченными и подлежать
контролю  в  соответствии  с  общепринятыми  принципами   и   методами
международной нефтегазовой промышленности.
     4.14. Запрещается  сжигание  попутных  газов   на   факелах   при
промышленной    добыче    нефти   за   исключением   сброса   газа   с
предохранительных клапанов.
     4.15. СПБУ   необходимо   комплектовать  двигателями  внутреннего
сгорания  нового  поколения,  отвечающим   требованиям   Международной
Морской  Организации  (ММО)  по  граничным  значениям выхлопов угарных
газов.
     4.16. Двигатели   внутреннего  сгорания  всех  плавающих  средств
должны соответствовать Правилам Регистра морского судоходства.
     4.17. Энергоустановки  (приводы электрических генераторов) на МСП
должны комплектоваться двигателями внутреннего сгорания или  турбинами
двойного топлива (дизельное топливо - газ).
     4.18. Запрещается строительство вне существующих промышленных зон
складов   горюче   -  смазочных  материалов,  станций  техобслуживания
транспортных средств и  размещение  промышленных  и  бытовых  отходов,
токсичных  и  других  вредных  и  загрязняющих  веществ  в прилегающей
береговой полосе  в  зоне  влияния  нагонных  вод,  на  подтапливаемой
территории и островах.

        5. Условия обращения с отходами и опасными материалами

     5.1. Запрещается   сброс   в   море   хозяйственно   -   бытовых,
промышленных сточных и пластовых вод,  всех видов отходов производства
и  потребления,  кроме  сбросов  с  установок по обессоливанию морской
воды.
     5.2. Запрещается   вывоз   с   платформ   и   других   сооружений
нефтепромысла  отходов  производства  (буровые   растворы   и   шламы,
пластовые  и  промысловые  воды),  не  имеющих  сертификата качества и
безопасности.
     Утилизацию, обезвреживание   и   захоронение  отходов  необходимо
проводить в соответствии с предписаниями,  изложенными  в  сертификате
качества и безопасности отходов.
     5.3. Все виды твердых и жидких отходов должны  транспортироваться
для   их   дальнейшей  переработки  и  утилизации  на  берег.  Способы
размещения  отходов  должны  быть  предусмотрены  в  предпроектных   и
проектных материалах.
     5.3. Запрещается применение всех  видов  химических  веществ,  не
имеющих рыбохозяйственных ПДК.
     5.4. В  составе  буровых  и  тампонажных  жидкостей   не   должны
применяться особо токсичные компоненты.
     5.5. Сброс возвратной воды из систем охлаждения внешнего  контура
энергетических установок допускается после дополнительного охлаждения.
     5.6. Заправка   судов   должна   производиться   с    соблюдением
нормативных требований, исключающих разливы и утечки.
     5.7. Перевозка   сыпучих   материалов    должна    осуществляться
специализированными  судами  в  закрытых  резервуарах,  обеспечивающих
работу по замкнутому циклу.
     5.8. Перевозка    химреагентов    и    опасных    грузов   должна
осуществляться в закрытых контейнерах, специальных емкостях.

                     6. Требования к передвижению

     6.1. Все  виды  перемещений,  осуществляемые  воздушным,  водным,
автомобильным   транспортом,   должны   быть  представлены  в  составе
предпроектной и проектной документации с  расписанием  по  сезонам,  с
указанием   маршрутов   на   картографических   материалах.   Маршруты
перемещения должны быть обоснованы в зависимости от гидрометеоусловий,
включая  ледовые,  от  времени  и мест нереста и миграции ценных видов
рыб, лежбищ тюленей, гнездования птиц.
     6.2. Перемещение вне запроектированных маршрутов,  за исключением
экстренных (аварийных и медицинских) случаев, запрещается.
     6.3. Маршруты  морских  и воздушных судов должны выбираться таким
образом,  чтобы предотвратить или минимизировать их влияние на морских
млекопитающих  и  рыб.  Маршруты полетов самолетов и вертолетов должны
осуществляться на высоте не менее 1 км.
     6.4. Запрещается  прокладка  автодорог  и произвольные проезды на
автотранспорте в прилегающей береговой полосе в зоне  влияния  морских
нагонных волн.
     6.5. На участках побережья с увлажненными почвами (подтапливаемые
территории)    запрещается   использование   транспорта,   вызывающего
образование канав.

            7. Требования, направленные на предупреждение
           возникновения аварийных ситуаций и их ликвидацию

     7.1. Предприятие,   ведущее  разведку  и  добычу  углеводородного
сырья,  должно разработать планы мероприятий  для  случаев  аварийного
разлива углеводородов,  создать, оснастить и поддерживать в постоянной
готовности силы и средства для предотвращения и ликвидации последствий
аварийных ситуаций.
     7.2. Прогнозные модели развития аварийных  ситуаций  должны  быть
разработаны с учетом таких процессов, как:
     - рассеивание нефти на поверхности моря и в толще воды;
     - распространение нефтяной пленки под действием ветра и течений;
     - испарение компонентов нефти;
     - эмульгирование нефти в морской воде;
     - выветривание нефти в результате эмульгирования и испарения;
     - локализация  разлива в результате контакта с берегом и боновыми
заграждениями;
     - осаждение тяжелых фракций нефти на дно моря.
     7.3. При перекачке нефти на нефтехранилище и с нефтехранилища  на
танкер  должны  использоваться  особо  прочные  отгрузочные  шланги  и
соединения.
     7.4. В  случаях разлива горючего или масла,  при попадании в море
других токсичных веществ, или при утере какого-либо оборудования, иных
аварийных   и   нестандартных  ситуациях  производитель  работ  должен
немедленно сообщить местным властям и территориальным  природоохранным
органам и принять меры по их ликвидации и извлечению.

                            8. Мониторинг

     8.1. На  всех  этапах  разведки,  освоения и эксплуатации морских
месторождений должен осуществляться  мониторинг  окружающей  природной
среды   и   состояния   живых   ресурсов   с   оценкой   эффективности
природоохранных мероприятий.
     8.2. Система   мониторинга   является  технологическим  элементом
промышленного  производства  инициатора  деятельности,   создается   и
эксплуатируется за счет его средств и является составной частью единой
государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
     8.3. Инициатор  деятельности  определяет характер,  виды и методы
наблюдения за состоянием  объекта  контроля.  Разрабатывает  программу
мониторинга  окружающей  природной  среды и состояния живых ресурсов и
согласовывает  ее  со  специально   уполномоченными   государственными
органами в области охраны окружающей среды и животного мира.
     8.4. До начала организации работ  инициатор  деятельности  должен
провести  фоновые исследования состояния окружающей природной среды по
согласованной  с  территориальным  природоохранным  органом,  органами
рыбоохраны   и  научными  рыбохозяйственными  организациями  программе
комплексных экологических исследований в  северной  части  Каспийского
моря,  в  которой  он  должен  предусмотреть осуществление регулярного
эколого  -  рыбохозяйственного  мониторинга   (общие   гидрохимические
показатели;  характер  и  уровни  загрязнения  водной  среды  с учетом
распределения и динамики содержания загрязняющих  веществ  в  воздухе,
снежном  и ледовом покровах,  воде,  донных отложениях и гидробионтах;
фитопланктон,  зоопланктон,  макрозообентос,  макрофитобентос;   рыба,
морские млекопитающие).
     8.5. Инициатор    деятельности    несет    ответственность     за
своевременность, полноту и достоверность информации, представляемой по
состоянию  контроля  в  соответствии  с  Регламентом,  утвержденным  в
территориальном природоохранном органе.

                    9. Контроль и ответственность

     9.1. Проведение  буровых работ и нефтедобычи необходимо проводить
под   постоянным   контролем    представителей    природоохранных    и
рыбохозяйственных органов.
     9.2. В  случае  выявления  нарушений,  связанных  с  загрязнением
окружающей   среды,   в  том  числе  положений  настоящих  специальных
экологических и  рыбохозяйственных  требований  применяется  процедура
приостановки работ в соответствии с действующим в Российской Федерации
законодательством.
     9.3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в пределах
заповедной зоны в северной части Каспийского моря, подлежит возмещению
в  соответствии  с  утвержденными  в  установленном  порядке таксами и
методиками исчисления  размера  ущерба,  а  при  их  отсутствии  -  по
фактическим   затратам   на   восстановление   нарушенного   состояния
окружающей природной среды и биоценозов с учетом понесенных убытков, в
том   числе   упущенной   выгоды  и  расходов  организаций  специально
уполномоченных федеральных  органов  на  исследования  по  определению
ущерба и разработку компенсационных мероприятий.
     9.4. Нарушение   настоящих    требований    влечет    за    собой
ответственность,     установленную    действующим    законодательством
Российской Федерации.