О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД" ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 26 октября 2005 г. N ВЕ-6-17/906@ (Д) С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", регламентирующий процедуру размещения заказов. Данным Законом вводятся новые процедуры и порядок размещения закупок (Сравнительный анализ федеральных законов о поставках продукции для государственных нужд (Федеральных законов от 07.04.1999 N 97-ФЗ и от 21.07.2005 N 94-ФЗ) прилагается). При организации размещения заказов на I квартал 2006 года следует руководствоваться письмом Минэкономразвития России от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07. Руководителям организаций, находящихся в ведении ФНС России, спланировать и организовать работу по изучению и внедрению в практику положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Е.Ю.ВЕЧКО 26 октября 2005 г. N ВЕ-6-17/906@ Приложение СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (СТАРОГО И НОВОГО) Новый Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" существенно отличается от старого Федерального закона N 97-ФЗ от 07.04.1999 "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Новый закон более жесткий, императивный. Больше защищает интересы участников (подрядчиков, поставщиков, исполнителей), предоставляя им более широкие права на участие в конкурсных процедурах и их обжалование, чем интересы Государственного заказчика, права которых ограничены и жестко регламентированы новым законом. Старый закон при подготовке и проведении конкурсов предоставлял Заказчику более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника-победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции. Новый закон требует очень сильного информационного обеспечения и поддержки (размещение в официальных источниках СМИ и на официальных сайтах всех необходимых публикаций в жестко установленные сроки, размещение конкурсных документаций т.п.), вводит электронные торги. Введен новый вид торгов - аукцион (перечень продукции, закупаемой через аукцион, будет установлен Постановлением Правительства РФ) и новый вид закупки без проведения торгов - на товарных биржах. Усилен контроль за соблюдением Заказчиком законодательства о размещении заказов, введены плановые и внеплановые проверки Заказчика. Новый закон расширяет сферу применения - устанавливает единые нормы для Государственных заказчиков: федеральных и субъектов Федерации, и муниципальных заказчиков. Основные существенные отличия двух законов: ----------------------------------------------------------------------------- | N | Старый закон | Новый закон | |п/п | N 97-ФЗ от 07.04.1999 "О | N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О | | | конкурсах на размещение заказов | размещении заказов на поставки | | | на поставки товаров, выполнение | товаров, выполнение работ, | | | работ, оказание услуг для | оказание услуг для | | | государственных нужд" | государственных и муниципальных | | | | нужд" | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 1 | --------------- | Разрешает публичные закупки на | | | | сумму, не превышающую | | | | установленного ЦБ РФ предельного | | | | размера расчетов наличными | | | | деньгами между юр. лицами по | | | | одной сделке (на сегодняшний | | | | день - 60 000 руб.). | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 2 | Срок публикации извещения о | Срок публикации извещения о | | | проведении конкурса - не менее 45 | проведении торгов - не менее 30 | | | дней. | дней. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 3 | Извещение о проведении запроса | Извещение о проведении запроса | | | котировок не публикуется, запрос | котировок подлежит обязательному | | | направлялся не менее, чем трем | размещению на официальном сайте | | | поставщикам. | (для неограниченного круга лиц), | | | | одновременно Заказчик имеет | | | | право дополнительно направить | | | | запрос непосредственно | | | | поставщикам данной продукции. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 4 | Подлежат обязательному | Подлежат обязательному | | | опубликованию в течение 20 дней | опубликованию в официальном | | | итоги конкурса - информация о | издании и на официальном сайте в | | | победителе и сумме контракта. | установленные сроки (по каждому | | | | способу закупок - свой | | | | регламентированный срок) | | | | итоговые протоколы (протокол | | | | оценки и сопоставления заявок) | | | | по конкурсам, аукционам и | | | | котировкам. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 5 | Устанавливает обязательные | Устанавливает исчерпывающий | | | требования к участникам по | перечень обязательных требований | | | правомочности и квалификации. | к участникам, допускается | | | | наличие задолженности по | | | | обязательным платежам в бюджеты | | | | любого уровня и внебюджетные | | | | фонды не более 25%. | | | | Требования к квалификации | | | | участника Заказчик устанавливать | | | | не вправе. | | | | Квалификационные требования | | | | могут быть установлены только в | | | | исключительных случаях (см. | | | | ниже). | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 6 | Допускается установление | Установление дополнительных | | | Заказчиком дополнительных | (квалификационных) требований к | | | требований к квалификации | участникам допускается только в | | | участников. | случаях: | | | | - размещения оборонного заказа | | | | (в соответствии с Постановлением | | | | Правительства РФ); | | | | - при закупке работ на НИиОКР | | | | или технологических работ. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 7 | Предусматривает только проведение | Предусматривает проведение | | | конкурсов: открытого, закрытого, | торгов (открытых, закрытых) в | | | по согласованию с уполномоченным | форме конкурса и в форме | | | органом двухэтапного конкурса. | аукциона (новый вид торгов на | | | | понижение цены). | | | | Перечень продукции, закупаемой | | | | только через аукцион, | | | | устанавливается Правительством | | | | РФ. Исключены двухэтапные торги. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 8 | Проведение запроса котировок | Предусматривает запрос котировок | | | (предусматривается Указом | на поставку одноименных товаров | | | Президента N 305 от | (работ, услуг) на сумму, не | | | 08.04.1997) при закупках на | превышающую 250 тыс. рублей, | | | сумму, не превышающую 2500 МРОТ | подлежащую уплате в течение | | | (250 тыс. рублей). | квартала. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 9 | Проведение закупок способом "у | Размещение заказа у | | | единственного источника" в | единственного источника | | | случаях, установленных Указом | осуществляется в случаях, | | | Президента N 305 от 08.04.1997, | установленных данным законом, | | | проводится по согласованию с | без согласования с | | | уполномоченным органом | уполномоченным органом, за | | | (Минэкономразвития). | исключением случаев, когда | | | | договор с единственным | | | | участником конкурса (аукциона) | | | | не заключен по причине уклонения | | | | участника от заключения | | | | государственного контракта, | | | | возникла потребность в продукции | | | | вследствие непреодолимой силы. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 10 | При участии в конкурсе одного | При участии в конкурсе | | | участника или признания одной | (аукционе) одного участника | | | заявки, отвечающей требованиям | и/или признания одной заявки, | | | конкурной документации, конкурс | отвечающей требованиям | | | признается несостоявшимся. Для | конкурной документации, или | | | заключения договора с таким | допуска одного участника к | | | участником (единственным | участию в аукционе конкурс | | | источником) необходимо | (аукцион) также признается | | | согласование уполномоченного | несостоявшимся, однако в этом | | | органа (Минэкономразвития). | случае проект государственного | | | | контракта в обязательном порядке | | | | направляется такому участнику. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 11 | --------------- | Размещение заказов на поставки | | | | биржевых товаров (новый вид | | | | закупки) на сумму, превышающую | | | | 5 млн. руб. Порядок размещения | | | | устанавливается Правительством | | | | РФ. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 12 | Обеспечение конкурсной заявки | Обеспечение конкурсной заявки на | | | должно быть представлено в форме | участие в конкурсе или аукционе | | | залога, банковской гарантии или | может устанавливаться только в | | | поручительства (предусматривается | форме залога денежных средств. | | | Указом Президента N 305 от | Размер обеспечения для участия в | | | 08.04.1997), размер обеспечения | конкурсе не должен превышать 5% | | | не должен превышать 3% от суммы | от суммы контракта, размер | | | контракта. Форма обеспечения | обеспечения для участия в | | | определяется Заказчиком. | аукционе - 5% от начальной цены | | | | контракта. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 13 | Обеспечение исполнения контракта | Обеспечение исполнения контракта | | | может устанавливаться Заказчиком, | может устанавливаться | | | форма обеспечения (залог, | Заказчиком, форма обеспечения | | | банковская гарантия, | (залог денежных средств, | | | поручительство) определяется | банковская гарантия, страховка) | | | Заказчиком. | определяется Участником | | | | (победителем) самостоятельно. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 14 | Обязанность подтверждать свое | Обязанность подтверждать свое | | | право на участие в конкурсе | право на участие в конкурсе не | | | возлагается на участника путем | может возлагаться на участника. | | | представления необходимых | Проверка соответствия участника | | | документов. | установленным законом | | | | требованиям возлагается на | | | | Заказчика. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 15 | Участие иностранных поставщиков | Участие иностранных поставщиков | | | допускается только в случаях, | (иностранной продукции) | | | если продукция не производится в | допускается на равных условиях в | | | России или ее производство | случае, если аналогичный режим | | | экономически нецелесообразно. | установлен иностранным | | | | государством для российской | | | | продукции. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 16 | -------------- | Вводится реестр недобросовестных | | | | поставщиков (уклонившихся от | | | | подписания гос. контракта, с | | | | которыми расторгнут контракт в | | | | связи с существенными | | | | нарушениями). Ведение реестра | | | | возлагается на уполномоченный | | | | федеральный орган. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 17 | Квоты на гос. заказ малому | Предусмотрены преимущества | | | бизнесу предусматриваются | организациям | | | отдельными нормативными актами. | уголовно-исправительной системы | | | | и организациям инвалидов. | | | | Вводятся обязательные квоты в | | | | размере 15% от общего объема | | | | поставок для малого бизнеса. | | | | Перечень закупаемой продукции и | | | | ее предельная цена | | | | устанавливается Правительством | | | | РФ. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 18 | Заказчик имеет право до | Такое право не предусмотрено | | | подведения итогов закрыть конкурс | | | | без объявления победителя | | | | (предусматривается Указом | | | | Президента N 305 от 08.04.1997) | | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 19 | -------------- | В случае просрочки Заказчиком | | | | исполнения своих обязательств | | | | другая сторона (Поставщик) | | | | вправе требовать уплату | | | | неустойки (штрафа, пеней). | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 20 | -------------- | Заказчик обязан осуществлять | | | | аудиозапись вскрытия конвертов с | | | | заявками на участие в конкурсе. | | | | Любой участник аукциона вправе | | | | осуществлять аудио- и | | | | видеозапись аукциона. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 21 | -------------- | Заказчик имеет право в | | | | конкурсной документации и | | | | гос. контракте предусмотреть в | | | | одностороннем порядке увеличение | | | | объема поставки продукции не | | | | более чем на 5%, изменение цены | | | | контракта при этом также не | | | | должно превышать 5%. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 22 | Обжалование решений Заказчика | Наряду с судебным порядком | | | осуществляется в судебном | обжалования введен внесудебный | | | порядке. | порядок обжалования | | | | уполномоченным органом по жалобе | | | | участника (поставщика). | | | | Последствия: приостановление | | | | проведения торгов, отзыв члена | | | | комиссии, признание торгов | | | | недействительными. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 23 | Контроль за проведением конкурсов | Усилен контроль. Предусмотрены | | | и координация их проведения | плановые и внеплановые проверки | | | осуществляются уполномоченным | уполномоченным органом. | | | Правительством РФ федеральным | Плановые проверки Заказчика и | | | органом исполнит. | постояннодействующей | | | | конкурсной/аукционной/ | | | | котировочной комиссии | | | | осуществляются не более чем один | | | | раз в шесть месяцев. | | | | Внеплановые проверки - по | | | | жалобе. | |----|-----------------------------------|----------------------------------| | 24 | Срок хранения документов не | Срок хранения документов должен | | | установлен. | быть не менее 3-х лет. | ----------------------------------------------------------------------------- Проведение всех конкурсов, обеспечивающих бесперебойную работу центрального аппарата ФНС России в 2006 году, целесообразно провести до конца 2005 года по старому законодательству. |