ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ (ПРОДАВЕЦ) УМЕНЬШИТЬ ДОХОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ЗАТРАТЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СКИДОК С ЦЕНЫ РЕАЛИЗОВАННОГО ТОВАРА? МОЖЕТ ЛИ ОНА УЧЕСТЬ РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ СЛЕДУЮЩИХ УСЛУГ ФИРМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (ПОКУПАТЕЛЯ), ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОГОВОРОМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА РЕАЛИЗОВАННЫЙ ТОВАР ПЕРЕХОДИТ В МОМЕНТ ПРИЕМКИ ТОВАРА НА ОПТОВОМ СКЛАДЕ ПОКУПАТЕЛЯ: - ОФОРМЛЕНИЕ СПОСОБОМ ВВОДА ШТРИХКОДА В БАЗУ ДАННЫХ ДЛЯ СКАНЕРА НОВЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗОВАННЫХ В РОЗНИЧНУЮ СЕТЬ; - ДОСТАВКА ТОВАРА ТРАНСПОРТОМ ПОКУПАТЕЛЯ С ЕГО ОПТОВОГО СКЛАДА В РОЗНИЧНУЮ СЕТЬ; - РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА И ВКЛЮЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ ПОЗИЦИЙ В АССОРТИМЕНТ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 17 июня 2005 г. N 20-12/43635 (Д) В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций - это доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Кроме того, расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В подпункте 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ сказано, что при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров, определяемая в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из предусмотренных указанным подпунктом методов оценки покупных товаров. При реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 НК РФ. На основании статьи 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам. Все остальные расходы, включая другие транспортные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Пункт 2 статьи 254 НК РФ определяет формирование стоимости ТМЦ, включаемых в материальные расходы. При определении стоимости покупных товаров необходимо руководствоваться статьями 268 и 320 НК РФ. Следовательно, под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения. А уплаченные отдельно ввозные таможенные пошлины и сборы учитываются в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода. Таким образом, расходы организации-продавца по оплате услуг (ввод штрихкода в базу данных для сканера) организации-покупателя, связанных с оформлением новых товаров покупателя (реализованных ему продавцом с переходом по условиям договора купли-продажи права собственности в момент приемки нового товара), не учитываются для целей налогообложения прибыли продавца. Если товар реализован исходя из условий договора купли-продажи (в момент его приемки материально ответственным лицом на оптовом складе покупателя) и транспортные расходы по доставке не возмещаются покупателем, то затраты по доставке товара с оптового склада покупателя до каждого отдельно взятого магазина не уменьшают налоговую базу продавца при исчислении налога на прибыль. В статье 424 ГК РФ предусмотрено, что установленная соглашением сторон цена договора может быть изменена в случаях и на условиях, предусмотренных договором. В частности, в договоре может быть предусмотрено изменение цены единицы товара при обстоятельствах, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок. Если цена товара изменилась, то организация на основании соответствующих данных первичных документов по передаче товара корректирует данные налогового учета о стоимости проданных ценностей. Кроме того, согласно статье 54 НК РФ организация-продавец должна внести исправления в данные налоговых деклараций периодов реализации ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы. Если организация-продавец по окончании календарного года пересматривает суммы задолженности покупателя по рассматриваемому договору, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности заплатить за приобретенные ценности процент, установленный в договоре, от общей суммы проданных покупателю товаров, то такая скидка на основании статей 572 и 574 ГК РФ должна рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права. Следовательно, в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ сумма скидки не может быть учтена при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 данной статьи. В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся: - расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Согласно Федеральному закону от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме информация о товарах, которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам и способствовать реализации товаров. Расходы на приобретение специальных витрин, стеллажей, паллетных выкладок, несущих рекламную символику распространяемых марок товаров в соответствии с положением пункта 1 статьи 257 НК РФ, формируют первоначальную стоимость приобретаемого имущества. При размещении такого оборудования в торговых залах организаций розничной торговли с целью привлечения интереса к торговым маркам, в отношении которых организация оптовой торговли является эксклюзивным дистрибьютором, расходы за право размещения (аренду места) и амортизационные отчисления по оборудованию могли бы рассматриваться в качестве расходов на рекламу, подлежащих нормированию в процентах от выручки. Однако размещение (выкладка) на указанном оборудовании товаров, принадлежащих организации розничной торговли, приводит к использованию этого оборудования для привлечения внимания к качеству реализуемых данной торговой точкой товаров. Поскольку при этом у организации розничной торговли не возникает задолженности за использование принадлежащего оптовому продавцу оборудования, то это оборудование следует рассматривать как переданное в безвозмездное пользование. Следовательно, на основании пункта 3 статьи 256 НК РФ это оборудование в целях налогообложения исключается из состава амортизируемого имущества. В случае же размещения такого оборудования в торговой точке на возмездной основе (согласно договору аренды оборудования) амортизационные отчисления по данному оборудованию могут рассматриваться в качестве расходов, связанных с получением доходов от аренды. Если же организация арендует площади розничной торговли для размещения своего рекламного оборудования, то сумма амортизационных отчислений по такому оборудованию и расходы на аренду такой площади могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на рекламу, подлежащих нормированию в процентах от полученной в отчетном периоде выручки. Основание: письма МНС России от 25.03.2003 N 02-5-11/78-к804 и ФНС России от 25.01.2005 N 02-1-08/8@. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.Г. Луканина 17 июня 2005 г. N 20-12/43635 |