Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.07.05 03-03-02/31


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           22 июля 2005 г.
                            N 03-03-02/31

                                 (Д)


     В Министерство финансов Российской Федерации поступило письмо ОАО
с  просьбой  разъяснить порядок применения положений гл. 25 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в следующей ситуации.
     Как следует из письма, в ходе реорганизации ОАО в форме выделения
из  состава  общества  по  состоянию  на  1 апреля 2005 г. выделено 28
организаций.
     В   соответствии   с   действующим   законодательством   на  дату
государственной регистрации выделенных компаний им были распределены и
переданы  в  установленном  порядке  активы  реорганизуемого общества,
включая   дебиторскую  задолженность,  а  также  начисленный  в  целях
бухгалтерского  учета  резерв по сомнительным долгам, сформированный в
отношении данной дебиторской задолженности.
     При  этом  в  целях  налогового  учета  реорганизуемой  компанией
начиная с 2003 г. также формировался резерв по сомнительным долгам. На
момент  реорганизации ОАО резерв по сомнительным долгам был исчислен в
соответствии   с   требованиями   гл.   25   Кодекса   по  результатам
инвентаризации  всей  дебиторской задолженности, в т.ч. переданной с 1
апреля 2005 г. в выделенные компании.
     Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2005 г. в налоговом учете
реорганизованного  общества сформирован резерв по сомнительным долгам,
тогда как дебиторская задолженность, в отношении которой создан данный
резерв, передана выделенным компаниям.
     Рассмотрев  изложенный  в  письме  ОАО вопрос по существу, Минфин
России разъясняет следующее.
     Согласно  ст.  58  Гражданского  кодекса Российской Федерации при
выделении   из   состава   юридического  лица  одного  или  нескольких
юридических  лиц  к  каждому  из  них  переходят  права  и обязанности
реорганизованного  юридического  лица  в соответствии с разделительным
балансом.
     В  целях  налогообложения,  как это предусмотрено ст. 50 Кодекса,
обязанность  по  уплате  налогов  реорганизованного  юридического лица
исполняется  его  правопреемником,  но  при  этом  п. 8 ст. 50 Кодекса
установлено, что при выделении из состава юридического лица одного или
нескольких    юридических    лиц   правопреемства   по   отношению   к
реорганизованному   юридическому   лицу   в   части   исполнения   его
обязанностей по уплате налогов не возникает.
     В  этой  связи при реорганизации в форме выделения реорганизуемое
общество  должно  исполнять  в  полном  объеме  обязанность  по уплате
налогов   исходя   из   суммы   задолженности  по  налогу  на  прибыль
организаций,   сложившейся   на   момент  государственной  регистрации
выделенных из его состава компаний.
     Действующими в настоящее время положениями гл. 25 Кодекса порядок
использования   резерва   по   сомнительным   долгам,  сформированного
организацией,  в случае ее реорганизации в форме выделения напрямую не
урегулирован.
     Из  положений  ст.  266  "Расходы  на  формирование  резервов  по
сомнительным  долгам"  Кодекса не следует, что реорганизуемое общество
обязано  на  дату реорганизации включить сумму образованного резерва в
состав   внереализационных   доходов  и  учесть  ее  при  формировании
налоговой   базы,   поскольку   на   дату  реорганизации  непогашенная
дебиторская   задолженность   продолжает   оставаться   для   общества
сомнительным  долгом и наличие резерва, если это предусмотрено учетной
политикой общества, следовательно, является правомерным.
     При  этом  следует  исходить  из  того, что реорганизация в форме
выделения    в   целях   налогообложения   не   влечет   осуществления
дополнительных  хозяйственных  операций,  влияющих  на  налоговую базу
налогоплательщика.
     Выделенные  компании  организуют  и ведут налоговый учет, включая
отнесение  к  расходам  убытков  по  безнадежным долгам и формирование
резерва   по   сомнительным   долгам,   в  общеустановленном  порядке,
предусмотренном  положениями  гл.  25  Кодекса.  Дополнительно следует
учитывать,  что  согласно  положениям гл. 25 Кодекса, регламентирующим
принципы  организации налогового учета, формирование данных налогового
учета  предполагает  непрерывность отражения в хронологическом порядке
объектов  учета для целей налогообложения (в т.ч. операций, результаты
которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на
ряд  лет)  и  основано  на  систематизации  и  накоплении  информации,
содержащейся в принятых к учету первичных документах.
     Следовательно,  принятые  к  налоговому учету выделенных компаний
данные,  вытекающие  из  переданных  реорганизованным обществом прав и
обязанностей,   в  т.ч.  данные  о  задолженности  перед  обществом  и
связанные  с  ее  наличием операции по формированию резерва, не должны
утратить характер хронологичности, комплексности и взаимосвязи.
     Основываясь  на  принципе экономической целесообразности расходов
налогоплательщика и принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что
сформированный реорганизуемым обществом в целях налогообложения резерв
по сомнительным долгам передается выделенным компаниям пропорционально
величине  переданной  согласно  передаточному  акту  и разделительному
балансу дебиторской задолженности.
     Переданный от реорганизуемого общества выделенным обществам актив
в  виде  дебиторской  задолженности  не  является у последних объектом
обложения  налогом  на прибыль, равно как и поступившие впоследствии в
счет  погашения  дебиторской задолженности средства, ранее учтенные по
методу начисления в налоговой базе реорганизуемым обществом.
     По   окончании  первого  отчетного  периода  после  реорганизации
реорганизуемое  и  выделенные  в  результате  реорганизации общества в
общеустановленном  порядке  восстанавливают сумму резерва только в том
случае, если сумма резерва, переходящая с прошлого отчетного периода с
учетом  переданной  (полученной)  суммы резерва, превышает максимально
возможную сумму, исчисленную по результатам инвентаризации дебиторской
задолженности в порядке, установленном п. 4 ст. 266 Кодекса.
     Указанный  механизм  позволяет  учесть,  что  передача выделенным
обществам  дебиторской  задолженности влечет для реорганизуемого путем
выделения   общества   невозможность   получения  денежных  средств  в
погашение   дебиторской  задолженности,  которые  поступят  выделенным
компаниям,  при  том что реальные затраты на производство и реализацию
понесло  реорганизуемое  общество. При этом имеется в виду, что суммы,
эквивалентные  величине  дебиторской  задолженности, ранее были учтены
обществом  по  методу  начисления  при  формировании  налоговой базы и
подвержены обложению налогом на прибыль организаций.

Заместитель
Министра финансов РФ
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
22 июля 2005 г.
N 03-03-02/31