О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 30.04.04 14-2-03/2023

             О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ
         ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
                     И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          30 апреля 2004 г.
                            N 14-2-03/2023

                                 (Д)


                             (Извлечение)

     Во  исполнение  пункта  3  протокола  N  8-2 решения Коллегии МНС
России  от  29.10.2003  Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам,  обобщив материалы судебных дел в сфере производства и оборота
этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с участием
налоговых  органов за 2002 год и I - III кв. 2003 года, направляет для
сведения и использования в работе обзор некоторых проблемных вопросов,
возникающих  при  рассмотрении  в  арбитражных  судах  и  судах  общей
юрисдикции данной категории дел.
     1.  Анализ  представленных  управлениями  МНС России по субъектам
Российской    Федерации   судебных   актов   по   вопросу   применения
законодательства  в  сфере  производства  и  оборота этилового спирта,
алкогольной   и   спиртосодержащей  продукции  показал,  что  основную
категорию   дел   составляют  споры,  вытекающие  из  административных
правоотношений в указанной сфере.
     Составы   административных   правонарушений   и  административная
ответственность  в  области  производства  и оборота этилового спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции  устанавливаются  статьями
14.16   -  14.19  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях (далее - Кодекс). Кроме того, составы административных
правонарушений  и  административная  ответственность в указанной сфере
предусмотрены также статьями 6.14, 15.12 и 15.13 Кодекса.
     За  рассматриваемый период времени чаще всего в судах разрешались
дела   по   вопросу   применения   административной   ответственности,
предусмотренной   частями   2   и   3   статьи   14.16   Кодекса,  что
свидетельствует  о большом количестве правонарушений в сфере розничной
продажи   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции.   Вследствие
недостаточно   четкой   регламентации   действующим  законодательством
составов    административных    правонарушений    и   применения   мер
административной  ответственности при рассмотрении указанной категории
дел  имеет  место  различное  толкование  судами  правовых норм и, как
следствие, складывается противоречивая судебная практика.
     2.  При  рассмотрении судами дел о привлечении к административной
ответственности,   предусмотренной  частью  2  статьи  14.16  Кодекса,
возникают следующие вопросы.
     2.1.  Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и
спиртосодержащей  продукции, отсутствуют на момент проверки налоговыми
органами организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
розничную   продажу   алкогольной   продукции,  однако  представляются
впоследствии  в  суд  или  в  налоговые  органы. При этом суды нередко
освобождают  нарушителей  от  ответственности,  считая, что отсутствие
указанных  документов  в  момент  проверки  само  по  себе не образует
состава   правонарушения,   предусмотренного  частью  2  статьи  14.16
Кодекса,  так как законодательством не дано толкование указанной нормы
Кодекса  таким  образом, что состав правонарушения образует отсутствие
документов  именно  в  торговой  точке,  где  производилась реализация
товара,  а  не у лица, его реализующего, и согласно части 4 статьи 1.5
Кодекса  неустранимые  сомнения  в  виновности  лица,  привлекаемого к
ответственности, толкуются в пользу этого лица.
     Зачастую  в  подобных  случаях  суды делают вывод, что, поскольку
необходимые   документы   отсутствовали  не  в  принципе,  а  не  было
обеспечено  их  нахождение  в  торговой точке, такие действия образуют
состав  административного  правонарушения,  предусмотренного  частью 3
статьи 14.16 Кодекса.
     В  этой  связи  территориальным  налоговым  органам целесообразно
назначать  административное  расследование,  в ходе которого выяснять,
имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.
     Вместе с тем вынесено немало судебных решений, в которых указано,
что представление в судебное заседание (или после проверки в налоговый
орган)  надлежаще оформленных документов не может свидетельствовать об
отсутствии  состава административного правонарушения, предусмотренного
частью  2 статьи 14.16, так как на момент проверки указанные документы
отсутствовали  (например, Постановление Федерального арбитражного суда
Московского округа от 04.07.2003 по делу N КА-А40/4218-03).
     Арбитражный  суд Волгоградской области в решении от 23.05.2003 по
делу  N  А12-5585/03-С35 признал отсутствие сертификата соответствия и
товарно-транспортной   накладной  на  алкогольную  продукцию  в  месте
осуществления  розничной  торговли  административным  правонарушением,
ответственность   за  которое  предусмотрена  частью  2  статьи  14.16
Кодекса,   несмотря   на   то,   что  ответчиком  указанные  документы
представлены в суд.
     Данная  позиция  согласуется  с  пунктом  3  Перечня  документов,
подтверждающих  легальность  производства и оборота этилового спирта и
алкогольной    продукции    на    территории   Российской   Федерации,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
15.08.1997  N  1019,  в соответствии с которым при реализации товара в
розницу  собственник  товара  обязан  предъявить по первому требованию
покупателя    или    контролирующего    органа    копию    справки   к
товарно-транспортной  накладной,  заверенную  его  печатью  и  печатью
собственника  товара.  Аналогичное  требование содержится и в пункте 5
Порядка   доведения   до   потребителей   информации  о  происхождении
алкогольной    и   табачной   продукции   иностранного   производства,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
15.04.1996 N 435.
     2.2.  Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и
спиртосодержащей  продукции,  на  момент  проверки  налоговым  органом
имеются  в  торговой  точке,  но  оформлены  ненадлежащим  образом (не
заполнен  раздел "А" или "Б" справки к товарно-транспортной накладной,
отсутствуют оттиски печати собственника товара в разделе "Б" справки к
товарно-транспортной накладной и т.п.).
     В    данном   случае   судебная   практика   также   складывается
неоднозначно.  Иногда  судьи  указывают,  что  часть  2  статьи  14.16
предусматривает     ответственность    за    отсутствие    документов,
подтверждающих  легальность  оборота  алкогольной  и  спиртосодержащей
продукции,  а  не  за  их  ненадлежащее оформление. Однако Федеральный
арбитражный  суд  Московского  округа в Постановлении от 31.01.2003 по
делу  N  КА-А40/9119-02  сделал  вывод, что отсутствие оттисков печати
собственника  товара  в  разделе  "Б"  справки  к товарно-транспортной
накладной расценивается как отсутствие самого документа.
     Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от
06.03.2003  по  делу  N А12-17717/02-С43 указал, что розничная продажа
вина  производилась  без  справок  к  ГТД  -  в данных справках не был
заполнен   раздел   "Б",   отсутствовали  все  необходимые  реквизиты,
подтверждающие    легальность   реализуемого   спиртного,   объяснения
представителя  предпринимателя  подтверждают  факт реализации спиртных
напитков  без  надлежаще  оформленных  справок к ГТД, и сделал вывод о
наличии  в  данном  случае  состава  правонарушения,  предусмотренного
частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
     В  целях  обеспечения  выработки  судами обоснованной позиции МНС
России  обращает внимание территориальных налоговых органов на то, что
порядок  оформления  документов,  подтверждающих  легальность  оборота
алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции,   регламентирован,   в
частности,     следующими    нормативными    актами:    Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 435 "Об утверждении
Порядка   доведения   до   потребителей   информации  о  происхождении
алкогольной   и   табачной   продукции   иностранного   производства",
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987
"О  мерах  по  ужесточению  порядка  торговли алкогольной продукцией",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019
"Об   утверждении   Перечня   документов,  подтверждающих  легальность
производства  и  оборота  этилового  спирта и алкогольной продукции на
территории Российской Федерации", Постановлением Госкомстата России от
28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации  по учету работы строительных машин и механизмов, работ в
автомобильном   транспорте",   Постановлением  Госкомстата  России  от
25.12.1998  N  132  "Об  утверждении  унифицированных  форм  первичной
учетной  документации по учету торговых операций", Инструкцией Минфина
СССР  N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР
N  10/998  от  30.11.1983  "О  порядке  расчетов  за  перевозки грузов
автомобильным транспортом".
     3.  По вопросу применения части 3 статьи 14.16 Кодекса необходимо
отметить следующее.
     3.1.  Как  разъяснено  пунктом  10  Постановления Пленума Высшего
Арбитражного  Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых
вопросах,   связанных   с  введением  в  действие  Кодекса  Российской
Федерации   об   административных   правонарушениях",  применение  мер
административной  ответственности  за осуществление розничной торговли
алкогольной  продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией
производится на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса.
     Однако  имеются  случаи  привлечения  за  такие  правонарушения к
административной  ответственности,  предусмотренной  частью  4  статьи
14.17 или даже частью 2 статьи 14.1 Кодекса (хотя налоговым органам не
предоставлено   право   составлять   протоколы   об   административных
правонарушениях,    предусмотренных   статьей   14.1   Кодекса),   что
свидетельствует  о  неправильной квалификации таких правонарушений как
налоговыми органами, так и судами.
     3.2.   В   судебной   практике   имеются   факты   привлечения  к
административной  ответственности  по  части  3 статьи 14.16 Кодекса в
случаях   отсутствия   ценников   на  алкогольную  и  спиртосодержащую
продукцию    при   осуществлении   розничной   торговли,   недоведения
необходимой   информации   до   потребителей,  реализации  алкогольной
продукции  с  истекшим  сроком годности, несоответствия помещения, где
осуществляется реализация алкогольной продукции, установленным законом
требованиям,   невыдачи   покупателям   кассовых   чеков  при  продаже
алкогольной   и  спиртосодержащей  продукции,  нарушений  при  продаже
алкогольной продукции в розлив и т.д.
     Поскольку  в  указанных  случаях  имеют  место  нарушения  Правил
продажи    алкогольной    продукции,    утвержденных    Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, представляется
правильным  квалифицировать подобные правонарушения как нарушения иных
правил  розничной  продажи  алкогольной  и спиртосодержащей продукции,
ответственность   за  которые  предусмотрена  частью  3  статьи  14.16
Кодекса.
     3.3.  Рассматривать  дела  об  административных  правонарушениях,
предусмотренных   частью  3  статьи  14.16  Кодекса,  имеют  право,  в
соответствии  со  статьей 23.50 Кодекса, налоговые органы (как органы,
осуществляющие  государственный  контроль  за производством и оборотом
этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также,
в  соответствии  со  статьей 23.1 Кодекса, судьи, в случае, если орган
или   должностное   лицо,   к   которому   поступило   дело   о  таком
административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
     Дела    о   привлечении   к   административной   ответственности,
предусмотренной  частью  3  статьи  14.16  Кодекса,  арбитражному суду
неподведомственны,  на  что  указано в пункте 10 Постановления Пленума
Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О
некоторых   вопросах,   связанных   с  введением  в  действие  Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях".
     Тем  не менее имеются факты направления налоговыми органами таких
материалов в арбитражный суд.
     4.  Судебная  практика  по вопросу привлечения к административной
ответственности   по   части   4  статьи  14.17  Кодекса  организаций,
осуществляющих    импорт    виноматериалов   для   нужд   собственного
производства,  имеющих  лицензии  на производство, хранение и поставки
произведенной алкогольной продукции, но не имеющих лицензии на импорт,
хранение  и  поставки  спиртосодержащей пищевой продукции, подтвердила
позицию МНС России.
     Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от
19.05.2003   по   делу   N  КА-А40/2734-03  указал,  что  при  импорте
виноматериалов  для  нужд собственного производства организация должна
иметь лицензию на импорт, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой
продукции,   и   усмотрел  наличие  в  действиях  организации  состава
административного  правонарушения,  предусмотренного  частью  4 статьи
14.17 Кодекса.
     Территориальным налоговым органам для обоснования своей позиции в
подобных  случаях  следует  также ссылаться на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 03.07.2002 N ГКПИ2001-1599.
     Доведите  настоящее  письмо  до  юридических  отделов нижестоящих
налоговых органов.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
                                                           С.Н.ШУЛЬГИН
30 апреля 2004 г.
N 14-2-03/2023