О ПРАВИЛАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Министерство природных ресурсов РФ. 25.10.00 НМ-61/5611

                 О ПРАВИЛАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                  МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                          25 октября 2000 г.
                             N НМ-61/5611

                                (НЦПИ)


     На период  до  утверждения  в  установленном порядке нормативно -
методических  документов  о  порядке   и   правилах   эксплуатации   и
использования  водных  ресурсов  водохранилищ  при  решении  вопросов,
связанных  с  разработкой,   согласованием   и   утверждением   Правил
эксплуатации   водохранилищ,   прошу   руководствоваться  прилагаемыми
"Общими положениями"  проекта  "Методических  указаний  по  разработке
правил  эксплуатации  водохранилищ",  разработанных  в  соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97 N 762 "О
порядке эксплуатации водохранилищ".

Первый заместитель Министра
                                                           Н.Н. МИХЕЕВ
25 октября 2000 г.
N НМ-61/5611


                                                            Приложение

                                                   к письму МПР России
                                               от 25 октября 2000 года
                                                          N НМ-61/5611

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. В  соответствии  с  Водным кодексом Российской Федерации (ВК
РФ):
     - государственное  управление  в  области  использования и охраны
водных объектов  осуществляет  Правительство  Российской  Федерации  и
специально    уполномоченный    государственный    орган    управления
использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ);
     - государственное  управление  в  области  использования и охраны
водных  объектов  на   территории   субъектов   Российской   Федерации
осуществляют органы исполнительной власти республик,  краев, областей,
городов федерального значения,  автономной области, автономных округов
(ст. 72 ВК РФ);
     - специально уполномоченным  государственным  органом  управления
использованием и охраной водного фонда является Министерство природных
ресурсов Российской Федерации (МПР России),  которое осуществляет свои
полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы;
     - территориальные    органы    МПР     России,     осуществляющие
государственное  управление  в  области  использования и охраны водных
объектов,  представлены  на  межрегиональном  -   бассейновые   водные
управления  (далее - БВУ),  региональном - республиканские,  краевые и
областные комитеты природных ресурсов  (далее  -  КПР)  и  на  местном
уровне  -  учреждения  или  государственные  унитарные предприятия или
другие юридические  и  физические  лица,  обеспечивающие  эксплуатацию
водохранилищ   и   гидротехнических   сооружений   (далее   -   службы
эксплуатации, см. раздел "Основные понятия и определения").
     1.2. Настоящие   "Методические   указания  по  разработке  Правил
эксплуатации   водохранилищ"   (далее   -    Методические    указания)
предназначены для разработки "Правил эксплуатации водохранилищ" (далее
- Правил).
     Разработка Правил осуществляется в соответствии с действующими на
момент  их  составления  законодательными  и  другими   нормативно   -
правовыми актами.
     1.3. Требования Правил,  составленных в соответствии с настоящими
Методическими   указаниями,  обязательны  к  исполнению  управлениями,
предприятиями и организациями всех  министерств  и  ведомств,  имеющих
лицензию    на    проектирование,    строительство   и   использование
водохранилищ,  эксплуатацию гидротехнических сооружений,  а  также  на
водопользование,     выполнение     научно     -    исследовательских,
изыскательских, ремонтных и других подобных работ; оказывающих влияние
на  состояние акватории,  водоохранных зон и прибрежных защитных полос
водохранилищ.
     1.4. Разработанные  в  соответствии  с  настоящими  Методическими
указаниями Правила являются основным руководящим документом для службы
эксплуатации водохранилищ, в соответствии с которым осуществляются:
     - контроль   за   соблюдением    требований    к    использованию
водопользователями водных ресурсов водохранилища;
    - организация  системы   наблюдений   за   состоянием   акватории,
прибрежной   зоны   водохранилища,  ГТС,  создающих  водохранилище,  и
защитных ГТС;
    - координация    и   осуществление   мероприятий,   обеспечивающих
надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища;
     - организация службы эксплуатации водохранилища;
     - действия в случае аварийных ситуаций и т. д.
     При расхождении  положений Правил с нормами водного,  земельного,
природоохранного   и   других   законодательств,   постановлениями   и
распоряжениями   Правительства   Российской   Федерации   и  субъектов
Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями и инструкциями
МПР   России   и  его  территориальных  органов,  службы  эксплуатации
водохранилищ    в    своей    повседневной     деятельности     должны
руководствоваться последними.
     1.5. Методические указания распространяются на разработку  Правил
как  проектируемых,  так  и существующих,  расположенных на территории
России водохранилищ,  независимо от их назначения, формы собственности
и ведомственной принадлежности.
     В соответствии  с  настоящими  Методическими  указаниями  Правила
разрабатываются  по  поднадзорным  МПР  России водохранилищам с полным
объемом 1,0 млн.  куб.  м и более,  а также по водохранилищам, имеющим
меньшие  объемы,  переполнение  или  опорожнение  которых в результате
аварий и разрушений ГТС может повлечь за  собой  человеческие  жертвы,
нарушение    или    прекращение   работы   крупных   предприятий;   по
внутригородским водохранилищам.
     Настоящие Методические  указания не распространяются на гидроузлы
(объекты и  ГТС),  эксплуатация  которых  осуществляется  по  правилам
(инструкциям),  имеющим  специализированный ведомственный характер.  К
ним     относятся     Правила,      регламентирующие      эксплуатацию
гидроэнергетических,   судоходных,  судопропускных,  лесопропускных  и
других   поднадзорных   Минэнерго   России,   Минтрансу    России    и
Госгортехнадзору России объектов и ГТС.
     1.6. При приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта служба
эксплуатации   водохранилища   должна   иметь   Правила   эксплуатации
водохранилища (приложение 1).  В Правила  включаются  или  оформляются
отдельно:
     - правила использования водных ресурсов водохранилища;
     - местные  производственные  инструкции по эксплуатации создающих
водохранилище и защитных гидротехнических сооружений;
     - проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
     - проект   зон    санитарной    охраны    источников    питьевого
водоснабжения.
     При отдельном  оформлении  перечисленных  документов  в   Правила
включаются их основные положения.
     Помимо этого к Правилам должны быть приложены:
     - декларация безопасности ГТС;
     - лицензии на эксплуатацию водохранилища и ГТС;
     - документ    о    включении   объекта   в   Российский   регистр
гидротехнических сооружений.
     Наличие вышеперечисленных,  утвержденных  в установленном порядке
документов при приемке  водохранилищ  в  эксплуатацию  обязательно.  В
случае    отсутствия    вышеуказанных   документов   на   существующих
водохранилищах необходима их разработка и утверждение.
     1.7. Основным  документом,  на  основании которого осуществляется
управление водным режимом водохранилища,  является неотъемлемая  часть
Правил  эксплуатации  водохранилища  -  "Правила  использования водных
ресурсов  водохранилища".  Разработка  и  реализация  их   ведется   в
соответствии   с   "Методическими   указаниями  по  разработке  Правил
использования водных ресурсов водохранилищ", утверждаемыми МПР России,
а   по   водохранилищам   гидроэлектростанций   -   в  соответствии  с
"Методическими указаниями по составлению правил  использования  водных
ресурсов   водохранилищ   гидроузлов   электростанций",  утверждаемыми
Минэнерго России. В настоящих Методических указаниях приводятся только
основные   положения   по   составу   и   порядку   соблюдения  правил
использования водных ресурсов водохранилищ (раздел 5).
     1.8. По   водохранилищам   объемом   более   10  млн.  куб.  м  и
водохранилищам комплексного использования объемом от 1 до 10 млн. куб.
м  "Правила использования водных ресурсов" составляются и утверждаются
МПР России отдельно.
     Для группы водохранилищ, расположенных в каскаде, когда режимы их
работы связаны  между  собой  и  не  могут  осуществляться  раздельно,
допускается  разработка и утверждение единых для всего каскада "Правил
использования водных ресурсов", отражающих общие положения и специфику
режима работы каждого из водохранилищ.
     1.9. Основным документом,  на основании  которого  осуществляется
хозяйственная  и  иная  деятельность в водоохранных зонах и прибрежных
защитных  полосах  водохранилищ,  является  проект  их   установления,
разработка   и   реализация   которого   ведется   в   соответствии  с
Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N  1404  и  издаваемыми  в
соответствии с ним нормативно - методическими документами. В настоящих
Методических указаниях рассматриваются только  основные  положения  по
составу и порядку контроля за соблюдением установленных в водоохранных
зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ условий хозяйственной
и иной деятельности (раздел 6).
     1.10. Настоящие  Методические   указания   являются   руководящим
документом,   в   соответствии   с   которым  разрабатываются  правила
технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, включающие:
     - координацию    и    контроль    за   проведением   мероприятий,
обеспечивающих    рациональное    использование    водных     ресурсов
водохранилища  при  соблюдении  требований  охраны  природной  среды и
условий воспроизводства водных биоресурсов;
     - организацию  и  проведение  наблюдений за состоянием акватории,
водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водохранилища и зоны его
влияния в нижнем бьефе;
     - координацию и выполнение мероприятий, обеспечивающих надлежащее
техническое  и санитарное состояние водохранилища и зоны его влияния в
нижнем бьефе;
     - эксплуатацию   защитных   и   создающих   водохранилище  ГТС  в
нормальных условиях и в случае возникновения аварийных ситуаций;
     - организацию и содержание работы служб эксплуатации водохранилищ
и эксплуатирующих ГТС организаций.
     1.11. Разработанные  в  соответствии  с  настоящими Методическими
указаниями Правила предусматривают:
     - обеспечение     благоприятных     экономических,    социальных,
экологических   условий   проживания   населения   в   зоне    влияния
водохранилища;
     - охрану водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения;
     - предупреждение,  снижение  до  минимума  и  ликвидацию вредного
воздействия вод;
     - наиболее  целесообразный  и  экономически  оправданный  порядок
удовлетворения    требований     водопользователей     в     различных
гидрологических  ситуациях при соблюдении требований охраны окружающей
среды и обеспечении условий для воспроизводства водных биоресурсов;
     - обеспечение   безопасности   ГТС,   населения  и  хозяйственных
объектов в зоне водохранилища и на нижележащем участке реки в пределах
влияния регулирования стока водохранилищем;
     - сохранение в зоне влияния водохранилища  условий  существования
животного и растительного мира.
     1.12. Для проектируемых водохранилищ Правила  разрабатываются  по
отдельному титулу (договору) в составе проектов (рабочей документации)
водохранилищ  и  утверждаются  к  моменту  приемки   водохранилища   в
постоянную эксплуатацию.
     Началом постоянной  эксплуатации   водохранилищ   является   дата
утверждения  в  установленном  порядке  акта комиссии по приемке всего
комплекса  сооружений  в  постоянную  эксплуатацию  после   завершения
начального  наполнения  водохранилища  и  ввода его в нормальный режим
работы.
     Отсутствие утвержденных  в  установленном порядке Правил является
основанием для отказа в приемке водохранилища в эксплуатацию.
     1.13. При  поэтапном наполнении водохранилища до НПУ составляются
временные правила эксплуатации водохранилищ с  учетом  предусмотренных
проектом пусковых комплексов.
     1.14. Техническое задание на  разработку  Правил  согласовывается
бассейновыми   или,   по   их   поручению,  территориальными  органами
специально   уполномоченного   государственного   органа    управления
использованием  и охраной водного фонда.  По крупнейшим водохранилищам
Российской Федерации,  ведение режимов работы  которых  осуществляется
бассейновыми  органами  совместно  с  МПР России,  технические задания
согласовываются с МПР России.
     При разработке  Правил  должны  быть учтены положения бассейновых
соглашений о восстановлении и охране водных объектов (ст. 120 ВК РФ).
     Правила разрабатываются  собственниками  гидроэнергетических  или
гидротехнических сооружений  этих  водохранилищ  или  эксплуатирующими
водохранилища   организациями   в   случае,   если   ГТС  находятся  в
государственной собственности.
     В случае,    когда    Правила   разрабатываются   эксплуатирующей
водохранилище организацией, являющимся одновременно собственником ГТС,
в   Правила  включаются  требования  к  эксплуатации  всего  комплекса
сооружений,  включая ГТС,  создающие водохранилище. Если в состав ГТС,
создающих  водохранилище,  входят ГТС,  поднадзорные Минэнерго России,
Минтрансу России и Госгортехнадзору России,  то Правила с привлечением
средств  вышеуказанных ведомств разрабатываются применительно только к
водохранилищу,   с   учетом   предъявляемых   к    нему    требований,
обеспечивающих нормальную эксплуатацию этих ГТС.
     1.15. Функции   заказчика   по    проведению    водоохранных    и
берегоукрепительных работ выполняются МПР России, другими федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного самоуправления и
организациями, в собственности которых находятся водохранилища.
     1.16. Средства,    необходимые   для   осуществления   работ   по
поддержанию  в   надлежащем   техническом   и   санитарном   состоянии
водохранилищ   комплексного   назначения,   отнесенных  к  федеральной
собственности, предусматриваются в проектах федеральной инвестиционной
программы   и   федерального  бюджета  на  очередной  финансовый  год.
Заинтересованным органам исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации  рекомендуется в своих бюджетах предусматривать средства для
осуществления  работ  по  поддержанию  в  надлежащем   техническом   и
санитарном   состоянии   водохранилищ,   отнесенных   к  собственности
субъектов Российской Федерации,  а также  привлекать  для  этих  целей
средства заинтересованных организаций и другие внебюджетные источники.
Поддержание   в   надлежащем   техническом   состоянии   водохранилищ,
предоставленных в особое пользование,  осуществляется организациями, в
пользовании которых находятся водохранилища.
     1.17. Заказчиком и финансирующим органом по разработке инструкций
и  других  документов,  регламентирующих  эксплуатацию  гидроузлов   и
входящих в их состав гидроэнергетических,  судоходных, судопропускных,
лесопропускных и других ГТС,  находящихся на балансе Минэнерго России,
Минтранса  России  и  Госгортехнадзора России,  являются ведомственные
дирекции этих гидроузлов.
     1.18. Утверждение  и,  при необходимости,  переутверждение Правил
(п.  1.6),  осуществление технической инвентаризации  и  паспортизации
водохранилищ   и   ГТС   на   них   независимо   от  их  ведомственной
принадлежности и форм собственности возложено  на  МПР  России  (п.  2
Постановления  Правительства от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации
водохранилищ").   Исключение   составляют   местные   производственные
инструкции   ГТС   гидроузлов,   подведомственных   Минэнерго  России,
Минтрансу России и Госгортехнадзору. Утверждение Правил производится:
     - МПР  России  по  водохранилищам,  расположенным  на  территории
нескольких субъектов Российской Федерации  или  вносящих  существенные
изменения  в режим рек других субъектов Российской Федерации,  а также
по  водохранилищам,  расположенным  на  территории   одного   субъекта
Российской Федерации,  объемом более 100 млн.  куб.  м или необходимым
для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических
систем,   федерального   транспорта   и   иных  государственных  нужд,
реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
     - бассейновыми   водохозяйственными   управлениями   или,  по  их
поручению,  другими уполномоченными органами по водохранилищам объемом
от 50 до 100 млн. куб. м;
     - территориальными  комитетами   природных   ресурсов   субъектов
Российской  Федерации  или,  по их поручению,  другими уполномоченными
органами  по  водохранилищам,  расположенным  на   территории   одного
субъекта  Российской  Федерации и не вносящим существенных изменений в
режим реки на территории других субъектов Российской Федерации,  и  по
водохранилищам объемом менее 50 млн. куб. м;
     - Минсельхозом России по ирригационным водохранилищам, являющимся
водоисточниками  оросительных  систем по согласованию с МПР России или
его территориальными органами;
     - Госкомрыболовством  России по специальным для рыбного хозяйства
водохранилищам (нерестово - вырастные,  товарные хозяйства и  др.)  по
согласованию с МПР России или его территориальными органами.
     1.19. Правила   эксплуатации    водохранилищ,    относящихся    к
федеральной  собственности,  согласовываются с органами исполнительной
власти как федерального уровня,  так  и  уровня  субъектов  Российской
Федерации,   на   территорию  которых  распространяется  зона  влияния
водохранилища,  или,  по  их  поручению,  с  другими   уполномоченными
органами и заинтересованными организациями.
     Правила эксплуатации водохранилищ,  находящихся  в  собственности
субъектов    Российской    Федерации,   согласовываются   с   органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     В состав  заинтересованных  организаций  как федерального,  так и
уровня субъектов Российской Федерации входят специально уполномоченный
государственный  орган  управления  использованием  и  охраной водного
фонда (МПР России),  специально уполномоченный государственный орган в
области  охраны  окружающей природной среды (МПР России),  федеральный
орган управления лесным хозяйством (МПР России), государственный орган
санитарно    -    эпидемиологического   надзора   (Минздрав   России),
государственный  орган  управления  использованием  и  охраной  рыбных
ресурсов   (Госкомрыболовство   России),   специально   уполномоченный
государственный орган в области  гидрометеорологии  и  смежных  с  ней
областях (Росгидромет), МЧС России, Минэнерго России, Минтранс России,
Минсельхоз России,  Госкомзем  России,  Госгортехнадзор  России  и  их
территориальные органы. Состав организаций, согласовывающих Правила, в
зависимости от конкретных природных и хозяйственных условий может быть
как расширен, так и сокращен.
     Временные Правила  (п.  1.13)  дополнительно  согласовываются   с
организациями,  выполняющими  мероприятия  по  созданию водохранилищ и
строительству гидротехнических сооружений.
     1.20. Правила подлежат пересмотру:
      - при необходимости изменения условий регулирования стока;
     - при возникновении новых природно - техногенных условий;
     - при  возникновении  дополнительных  требований  к  безопасности
эксплуатации ГТС;
     - при изменении состава ГТС;
     - по мере накопления опыта эксплуатации водохранилища.
     1.21. Срок действия Правил и условия их  пересмотра  определяются
органом,   утвердившем   эти   Правила,  по  согласованию  с  органами
исполнительной    власти    субъектов    Российской    Федерации     и
водопользователями.
     1.22. Для водохранилищ, режим работы которых затрагивает интересы
сопредельных   государств,   Правила   должны  учитывать  определенные
международными договорами интересы другой стороны.
     1.23. Каждый  раздел  Методических  указаний,  в  зависимости  от
изученности   вопроса,   включает   рекомендательные,    методические,
методологические  материалы,  относящиеся  к  соответствующему разделу
Правил.
     1.24. При  разработке  Правил  конкретных водохранилищ не следует
приводить в них сведений  и  разделов  из  Методических  указаний,  не
относящихся к конкретному водохранилищу.
     1.25. Проект     Правил     согласовывается     заинтересованными
организациями в течение 30 календарных дней.
     1.26. Права и ответственность эксплуатирующих водохранилище и ГТС
организаций, водопользователей и водопотребителей, их взаимоотношения,
порядок разрешения споров по вопросам использования  и  охраны  водных
объектов     определяются     водным,    гражданским    и    уголовным
законодательствами.
     1.27. Правилами должны в обязательном порядке обеспечиваться:
     - организации, эксплуатирующие водохранилище;
     - органы МПР России, утверждающие Правила (п. 1.18);
     - бассейновые управления органов Госкомрыболовства России;
     - организации - владельцы ГТС, создающих водохранилища;
     - страховой фонд документации (Постановление Правительства РФ  от
26.12.95 N 1253-68).