О ПРАВИЛАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 25 октября 2000 г. N НМ-61/5611 (НЦПИ) На период до утверждения в установленном порядке нормативно - методических документов о порядке и правилах эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ при решении вопросов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением Правил эксплуатации водохранилищ, прошу руководствоваться прилагаемыми "Общими положениями" проекта "Методических указаний по разработке правил эксплуатации водохранилищ", разработанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ". Первый заместитель Министра Н.Н. МИХЕЕВ 25 октября 2000 г. N НМ-61/5611 Приложение к письму МПР России от 25 октября 2000 года N НМ-61/5611 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ): - государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляет Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ); - государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 72 ВК РФ); - специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы; - территориальные органы МПР России, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, представлены на межрегиональном - бассейновые водные управления (далее - БВУ), региональном - республиканские, краевые и областные комитеты природных ресурсов (далее - КПР) и на местном уровне - учреждения или государственные унитарные предприятия или другие юридические и физические лица, обеспечивающие эксплуатацию водохранилищ и гидротехнических сооружений (далее - службы эксплуатации, см. раздел "Основные понятия и определения"). 1.2. Настоящие "Методические указания по разработке Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Методические указания) предназначены для разработки "Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Правил). Разработка Правил осуществляется в соответствии с действующими на момент их составления законодательными и другими нормативно - правовыми актами. 1.3. Требования Правил, составленных в соответствии с настоящими Методическими указаниями, обязательны к исполнению управлениями, предприятиями и организациями всех министерств и ведомств, имеющих лицензию на проектирование, строительство и использование водохранилищ, эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также на водопользование, выполнение научно - исследовательских, изыскательских, ремонтных и других подобных работ; оказывающих влияние на состояние акватории, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водохранилищ. 1.4. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила являются основным руководящим документом для службы эксплуатации водохранилищ, в соответствии с которым осуществляются: - контроль за соблюдением требований к использованию водопользователями водных ресурсов водохранилища; - организация системы наблюдений за состоянием акватории, прибрежной зоны водохранилища, ГТС, создающих водохранилище, и защитных ГТС; - координация и осуществление мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища; - организация службы эксплуатации водохранилища; - действия в случае аварийных ситуаций и т. д. При расхождении положений Правил с нормами водного, земельного, природоохранного и других законодательств, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями и инструкциями МПР России и его территориальных органов, службы эксплуатации водохранилищ в своей повседневной деятельности должны руководствоваться последними. 1.5. Методические указания распространяются на разработку Правил как проектируемых, так и существующих, расположенных на территории России водохранилищ, независимо от их назначения, формы собственности и ведомственной принадлежности. В соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила разрабатываются по поднадзорным МПР России водохранилищам с полным объемом 1,0 млн. куб. м и более, а также по водохранилищам, имеющим меньшие объемы, переполнение или опорожнение которых в результате аварий и разрушений ГТС может повлечь за собой человеческие жертвы, нарушение или прекращение работы крупных предприятий; по внутригородским водохранилищам. Настоящие Методические указания не распространяются на гидроузлы (объекты и ГТС), эксплуатация которых осуществляется по правилам (инструкциям), имеющим специализированный ведомственный характер. К ним относятся Правила, регламентирующие эксплуатацию гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других поднадзорных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России объектов и ГТС. 1.6. При приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта служба эксплуатации водохранилища должна иметь Правила эксплуатации водохранилища (приложение 1). В Правила включаются или оформляются отдельно: - правила использования водных ресурсов водохранилища; - местные производственные инструкции по эксплуатации создающих водохранилище и защитных гидротехнических сооружений; - проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос; - проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. При отдельном оформлении перечисленных документов в Правила включаются их основные положения. Помимо этого к Правилам должны быть приложены: - декларация безопасности ГТС; - лицензии на эксплуатацию водохранилища и ГТС; - документ о включении объекта в Российский регистр гидротехнических сооружений. Наличие вышеперечисленных, утвержденных в установленном порядке документов при приемке водохранилищ в эксплуатацию обязательно. В случае отсутствия вышеуказанных документов на существующих водохранилищах необходима их разработка и утверждение. 1.7. Основным документом, на основании которого осуществляется управление водным режимом водохранилища, является неотъемлемая часть Правил эксплуатации водохранилища - "Правила использования водных ресурсов водохранилища". Разработка и реализация их ведется в соответствии с "Методическими указаниями по разработке Правил использования водных ресурсов водохранилищ", утверждаемыми МПР России, а по водохранилищам гидроэлектростанций - в соответствии с "Методическими указаниями по составлению правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций", утверждаемыми Минэнерго России. В настоящих Методических указаниях приводятся только основные положения по составу и порядку соблюдения правил использования водных ресурсов водохранилищ (раздел 5). 1.8. По водохранилищам объемом более 10 млн. куб. м и водохранилищам комплексного использования объемом от 1 до 10 млн. куб. м "Правила использования водных ресурсов" составляются и утверждаются МПР России отдельно. Для группы водохранилищ, расположенных в каскаде, когда режимы их работы связаны между собой и не могут осуществляться раздельно, допускается разработка и утверждение единых для всего каскада "Правил использования водных ресурсов", отражающих общие положения и специфику режима работы каждого из водохранилищ. 1.9. Основным документом, на основании которого осуществляется хозяйственная и иная деятельность в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ, является проект их установления, разработка и реализация которого ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 и издаваемыми в соответствии с ним нормативно - методическими документами. В настоящих Методических указаниях рассматриваются только основные положения по составу и порядку контроля за соблюдением установленных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ условий хозяйственной и иной деятельности (раздел 6). 1.10. Настоящие Методические указания являются руководящим документом, в соответствии с которым разрабатываются правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, включающие: - координацию и контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов водохранилища при соблюдении требований охраны природной среды и условий воспроизводства водных биоресурсов; - организацию и проведение наблюдений за состоянием акватории, водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе; - координацию и выполнение мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе; - эксплуатацию защитных и создающих водохранилище ГТС в нормальных условиях и в случае возникновения аварийных ситуаций; - организацию и содержание работы служб эксплуатации водохранилищ и эксплуатирующих ГТС организаций. 1.11. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила предусматривают: - обеспечение благоприятных экономических, социальных, экологических условий проживания населения в зоне влияния водохранилища; - охрану водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения; - предупреждение, снижение до минимума и ликвидацию вредного воздействия вод; - наиболее целесообразный и экономически оправданный порядок удовлетворения требований водопользователей в различных гидрологических ситуациях при соблюдении требований охраны окружающей среды и обеспечении условий для воспроизводства водных биоресурсов; - обеспечение безопасности ГТС, населения и хозяйственных объектов в зоне водохранилища и на нижележащем участке реки в пределах влияния регулирования стока водохранилищем; - сохранение в зоне влияния водохранилища условий существования животного и растительного мира. 1.12. Для проектируемых водохранилищ Правила разрабатываются по отдельному титулу (договору) в составе проектов (рабочей документации) водохранилищ и утверждаются к моменту приемки водохранилища в постоянную эксплуатацию. Началом постоянной эксплуатации водохранилищ является дата утверждения в установленном порядке акта комиссии по приемке всего комплекса сооружений в постоянную эксплуатацию после завершения начального наполнения водохранилища и ввода его в нормальный режим работы. Отсутствие утвержденных в установленном порядке Правил является основанием для отказа в приемке водохранилища в эксплуатацию. 1.13. При поэтапном наполнении водохранилища до НПУ составляются временные правила эксплуатации водохранилищ с учетом предусмотренных проектом пусковых комплексов. 1.14. Техническое задание на разработку Правил согласовывается бассейновыми или, по их поручению, территориальными органами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. По крупнейшим водохранилищам Российской Федерации, ведение режимов работы которых осуществляется бассейновыми органами совместно с МПР России, технические задания согласовываются с МПР России. При разработке Правил должны быть учтены положения бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов (ст. 120 ВК РФ). Правила разрабатываются собственниками гидроэнергетических или гидротехнических сооружений этих водохранилищ или эксплуатирующими водохранилища организациями в случае, если ГТС находятся в государственной собственности. В случае, когда Правила разрабатываются эксплуатирующей водохранилище организацией, являющимся одновременно собственником ГТС, в Правила включаются требования к эксплуатации всего комплекса сооружений, включая ГТС, создающие водохранилище. Если в состав ГТС, создающих водохранилище, входят ГТС, поднадзорные Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России, то Правила с привлечением средств вышеуказанных ведомств разрабатываются применительно только к водохранилищу, с учетом предъявляемых к нему требований, обеспечивающих нормальную эксплуатацию этих ГТС. 1.15. Функции заказчика по проведению водоохранных и берегоукрепительных работ выполняются МПР России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в собственности которых находятся водохранилища. 1.16. Средства, необходимые для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ комплексного назначения, отнесенных к федеральной собственности, предусматриваются в проектах федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на очередной финансовый год. Заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется в своих бюджетах предусматривать средства для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также привлекать для этих целей средства заинтересованных организаций и другие внебюджетные источники. Поддержание в надлежащем техническом состоянии водохранилищ, предоставленных в особое пользование, осуществляется организациями, в пользовании которых находятся водохранилища. 1.17. Заказчиком и финансирующим органом по разработке инструкций и других документов, регламентирующих эксплуатацию гидроузлов и входящих в их состав гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других ГТС, находящихся на балансе Минэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора России, являются ведомственные дирекции этих гидроузлов. 1.18. Утверждение и, при необходимости, переутверждение Правил (п. 1.6), осуществление технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и ГТС на них независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возложено на МПР России (п. 2 Постановления Правительства от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ"). Исключение составляют местные производственные инструкции ГТС гидроузлов, подведомственных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору. Утверждение Правил производится: - МПР России по водохранилищам, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации или вносящих существенные изменения в режим рек других субъектов Российской Федерации, а также по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации, объемом более 100 млн. куб. м или необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; - бассейновыми водохозяйственными управлениями или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам объемом от 50 до 100 млн. куб. м; - территориальными комитетами природных ресурсов субъектов Российской Федерации или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации и не вносящим существенных изменений в режим реки на территории других субъектов Российской Федерации, и по водохранилищам объемом менее 50 млн. куб. м; - Минсельхозом России по ирригационным водохранилищам, являющимся водоисточниками оросительных систем по согласованию с МПР России или его территориальными органами; - Госкомрыболовством России по специальным для рыбного хозяйства водохранилищам (нерестово - вырастные, товарные хозяйства и др.) по согласованию с МПР России или его территориальными органами. 1.19. Правила эксплуатации водохранилищ, относящихся к федеральной собственности, согласовываются с органами исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, на территорию которых распространяется зона влияния водохранилища, или, по их поручению, с другими уполномоченными органами и заинтересованными организациями. Правила эксплуатации водохранилищ, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав заинтересованных организаций как федерального, так и уровня субъектов Российской Федерации входят специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (МПР России), специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды (МПР России), федеральный орган управления лесным хозяйством (МПР России), государственный орган санитарно - эпидемиологического надзора (Минздрав России), государственный орган управления использованием и охраной рыбных ресурсов (Госкомрыболовство России), специально уполномоченный государственный орган в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), МЧС России, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России, Госкомзем России, Госгортехнадзор России и их территориальные органы. Состав организаций, согласовывающих Правила, в зависимости от конкретных природных и хозяйственных условий может быть как расширен, так и сокращен. Временные Правила (п. 1.13) дополнительно согласовываются с организациями, выполняющими мероприятия по созданию водохранилищ и строительству гидротехнических сооружений. 1.20. Правила подлежат пересмотру: - при необходимости изменения условий регулирования стока; - при возникновении новых природно - техногенных условий; - при возникновении дополнительных требований к безопасности эксплуатации ГТС; - при изменении состава ГТС; - по мере накопления опыта эксплуатации водохранилища. 1.21. Срок действия Правил и условия их пересмотра определяются органом, утвердившем эти Правила, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями. 1.22. Для водохранилищ, режим работы которых затрагивает интересы сопредельных государств, Правила должны учитывать определенные международными договорами интересы другой стороны. 1.23. Каждый раздел Методических указаний, в зависимости от изученности вопроса, включает рекомендательные, методические, методологические материалы, относящиеся к соответствующему разделу Правил. 1.24. При разработке Правил конкретных водохранилищ не следует приводить в них сведений и разделов из Методических указаний, не относящихся к конкретному водохранилищу. 1.25. Проект Правил согласовывается заинтересованными организациями в течение 30 календарных дней. 1.26. Права и ответственность эксплуатирующих водохранилище и ГТС организаций, водопользователей и водопотребителей, их взаимоотношения, порядок разрешения споров по вопросам использования и охраны водных объектов определяются водным, гражданским и уголовным законодательствами. 1.27. Правилами должны в обязательном порядке обеспечиваться: - организации, эксплуатирующие водохранилище; - органы МПР России, утверждающие Правила (п. 1.18); - бассейновые управления органов Госкомрыболовства России; - организации - владельцы ГТС, создающих водохранилища; - страховой фонд документации (Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1253-68). |