О ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 ноября 2005 г. N 941-ПП (ПРМ) В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 14 мая 2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" о резервировании земельных участков, в целях создания условий по использованию городских земель, обеспечивающих социально ориентированное развитие города Москвы, с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, по заказу Департамента земельных ресурсов города Москвы в рамках среднесрочной городской целевой программы "Развитие земельной реформы в городе Москве на 2004-2006 годы" осуществляются работы по формированию перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры. Для соблюдения баланса городских и частных интересов при приватизации земельных участков в Москве необходимо в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, иной градостроительной документацией выделить из состава земель города участки, предназначенные для сохранения и устойчивого развития объектов городской социальной инфраструктуры, а также зарезервировать такие земельные участки для государственных нужд города Москвы. В соответствии с Программой работ по проведению земельной реформы в городе Москве за 1998-2004 годы проведено межевание и кадастровый учет 5350 земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры. В течение 2005-2006 годов в рамках среднесрочной городской целевой программы "Развитие земельной реформы в городе Москве на 2004-2006 годы" предусматривается осуществить землеустроительные работы на 1 095 земельных участках. В связи с тем, что земельные участки, занятые объектами социальной инфраструктуры, расположены в основном в зонах жилой застройки, возникла необходимость определения границ земельных участков на основании работ по межеванию территорий города. В целях создания условий для сохранения и дальнейшего развития объектов социальной инфраструктуры, а также для проведения работ по межеванию территорий города Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Перечень земельных участков, занятых существующими объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы (приложение 1). 2. Утвердить Схему расположения земельных участков существующих объектов социальной инфраструктуры, находящихся в собственности города Москвы (приложение 2). 3. Одобрить проект закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" (приложение 3). Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке. 4. Департаменту земельных ресурсов города Москвы: 4.1. Во II квартале 2006 г. поставить в установленном порядке на кадастровый учет земельные участки, занятые объектами социальной инфраструктуры (приложение 1). 4.2. Совместно с Москомархитектурой, органами исполнительной власти города Москвы, объединенными в Комплекс социальной сферы города Москвы, и Комитетом физической культуры и спорта города Москвы на основании адресных программ, а также генеральных и среднесрочных схем развития отраслей социальной сферы с учетом действующих градостроительных регламентов и проектных предложений обеспечить мониторинг сформированного перечня земельных участков (приложение 1) и ежегодно утверждать дополнения и изменения к нему. 5. Префектам административных округов совместно с Москомархитектурой, Департаментом земельных ресурсов города Москвы и соответствующими отраслевыми подразделениями социальной сферы в IV квартале 2005 г. создать межведомственные комиссии по выявлению земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности юридических и физических лиц (далее - межведомственные комиссии). 6. Департаменту земельных ресурсов города Москвы совместно с Москомархитектурой в III квартале 2006 г. в рамках среднесрочной городской целевой программы "Развитие земельной реформы в городе Москве на 2004-2006 годы" на основании предложений межведомственных комиссий (п.5) сформировать перечни земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности юридических и физических лиц, и поставить эти земельные участки в установленном порядке в II квартале 2007 г. на кадастровый учет. 7. Утвердить Временное положение о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы (далее - Временное положение) согласно приложению (приложение 4). 8. Департаменту земельных ресурсов города Москвы: 8.1. Совместно с Москомархитектурой размещать информационно-справочные материалы о территориях города Москвы, зарезервированных для государственных нужд, на официальном сайте Департамента земельных ресурсов города Москвы в глобальной сети Интернет. 8.2. По согласованию с Москомархитектурой утверждать проекты межевания территорий, подготовленные по его заказу до принятия настоящего постановления, руководствуясь Временным положением (приложение 4). 8.3. Совместно с Москомархитектурой в I квартале 2006 г. подготовить и представить на рассмотрение Правительства Москвы Положение о порядке разработки, оформления, регистрации и представления акта разрешенного использования земельного участка без изменения его фактического использования. 8.4. Совместно с Москомархитектурой в IV квартале 2006 г. подготовить и представить на рассмотрение Правительства Москвы предложения по вопросу формирования промышленных зон в соответствии с положениями Закона города Москвы от 26 мая 2004 г. N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы". 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Дамурчиева В.Н. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в мае 2006 г. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 29 ноября 2005 г. N 941-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП ПЕРЕЧЕНЬ земельных участков, занятых существующими объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП СХЕМА расположения земельных участков существующих объектов социальной инфраструктуры, находящихся в собственности города Москвы ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП ПРОЕКТ ЗАКОН города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" Статья 1. О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" 1. Дополнить часть 2 статьи 14 новым вторым абзацем следующего содержания: "Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, на которых расположены здания, строения, сооружения, входящие в имущественные комплексы, предназначенные для научной и промышленной деятельности (земельные участки предприятий науки и промышленности), передаются в аренду с условием использования земельного участка для осуществления соответствующего вида научной и промышленной деятельности.". 2. После статьи 28 дополнить новыми статьями 28.1, 28.2 следующего содержания: "Статья 28.1. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к использованию земельных участков предприятий науки и промышленности 1. Земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, входящие в имущественные комплексы, предназначенные для научной и промышленной деятельности, подлежат государственному кадастровому учету как земельные участки предприятий науки и промышленности. 2. Не допускается изменение цели использования земельных участков предприятий науки и промышленности землепользователем или арендатором земельного участка, собственником или обладателем иных прав на предприятие без согласования с собственником земельного участка. 3. Решение об изменении целей использования земельных участков предприятий науки и промышленности, находящихся в собственности города Москвы, а также находящихся в государственной собственности до ее разграничения, если иное не установлено федеральным законодательством, принимается Правительством Москвы в соответствии с градостроительной документацией в случаях: а) предварительного создания производства аналогичной (или большей) мощности в промышленной зоне; б) перевода в установленном порядке за пределы города экологически вредных производств, задействованных в производственно-технологическом цикле предприятия; в) передачи в установленном порядке части земельного участка предприятия для реализации проектов строительства, благоустройства и других проектов на основании решения Правительства Москвы; г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 28.2. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию в промышленной зоне 1. Промышленные зоны формируются в соответствии с федеральным законодательством и градостроительным законодательством города Москвы при градостроительном зонировании территории города Москвы. В состав промышленных зон включаются: а) земельные участки предприятий науки и промышленности, на которых расположены здания, строения, сооружения, входящие в имущественные комплексы, предназначенные для научной и промышленной деятельности предприятий науки и промышленности; б) земельные участки, на которых расположены объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие функционирование имущественных комплексов, предназначенных для осуществления научной и промышленной деятельности; в) земельные участки, зарезервированные для последующего строительства предприятий науки и промышленности; г) иные земельные участки, которые по своему местоположению не могут быть отнесены к другим зонам. 2. Градостроительный регламент промышленной зоны определяет основу правового режима использования земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. 3. Основу градостроительного регламента промышленной зоны составляет требование об использовании земельных участков для осуществления научной и промышленной деятельности. В градостроительный регламент включаются также требования к плотности застройки, ограничения на изменение площади земельных участков предприятий науки и промышленности, на изменение вида и параметров использования зданий, строений, сооружений, входящих в состав предприятий, на реконструкцию таких зданий, строений, сооружений, иные требования и ограничения. 4. Использование земельных участков, входящих в состав промышленной зоны, а также расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений, для целей, не связанных с осуществлением научной и промышленной деятельности, является нарушением разрешенного использования земельных участков и влечет последствия, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 5. Установленные градостроительным регламентом требования и ограничения к использованию земельных участков, входящих в состав промышленной зоны, указываются в правоустанавливающих документах на земельный участок. 6. Застройка земельных участков, входящих в состав промышленной зоны, реконструкция объектов недвижимости, расположенных на них, осуществляются в соответствии с установленными градостроительным регламентом требованиями и ограничениями на изменение существующего использования земельных участков, других объектов недвижимости, входящих в состав предприятий.". 3. Дополнить часть 1 статьи 32 новым пунктом "е" следующего содержания: "е) земельные участки, на которых размещены объекты социальной инфраструктуры города Москвы;" Пункт "е" части 1 статьи 32 считать пунктом "ж". 4. После статьи 32 дополнить статьями 32.1, 32.2, 32.3, следующего содержания: "Статья 32.1. Особенности резервирования земельных участков проектируемой улично-дорожной сети 1. Земельные участки, предназначенные для размещения проектируемой улично-дорожной сети, резервируются с момента утверждения их перечня Правительством Москвы сроком на 10 лет, если иной срок не установлен генеральным планом города Москвы. 2. Земельные участки, зарезервированные для размещения проектируемой улично-дорожной сети, не подлежат приватизации. 3. Решение о строительстве, реконструкции градостроительных объектов, расположенных на зарезервированных земельных участках, принимается в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы. 4. Земельные участки, зарезервированные для размещения проектируемой улично-дорожной сети, подлежат включению в планы размещения строительства, реконструкции на территории города Москвы градостроительных объектов, утверждаемые Правительством Москвы. Статья 32.2. Особенности резервирования земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры 1. Земельные участки, на которых размещены или планируются к размещению объекты социальной инфраструктуры, резервируются для государственных нужд города Москвы и не подлежат приватизации. 2. Земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, входящие в имущественные комплексы, предназначенные для обеспечения функционирования социальной сферы, подлежат государственному кадастровому учету как земельные участки социальной инфраструктуры. 3. Не допускается изменение цели использования земельных участков социальной инфраструктуры землепользователем или арендатором земельного участка, собственником или обладателем иных прав на объекты социальной инфраструктуры без согласования с собственником земельного участка. Статья 32.3. Особенности резервирования земельных участков, предназначенных для размещения предприятий науки и промышленности 1. Земельные участки, не занятые зданиями, строениями, сооружениями, входящими в имущественные комплексы, предназначенными для научной и промышленной деятельности, находящиеся в промышленной зоне, могут быть зарезервированы для последующего строительства предприятий науки и промышленности, в том числе для создания производственных мощностей, аналогичных мощностям перебазируемых предприятий. 2. Резервирование осуществляется на основании утвержденной градостроительной документации.". Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон города Москвы от 26 мая 2004 года N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы". Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы 1. Общие положения 1.1. Настоящее Временное положение определяет состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов градостроительного межевания (далее - проектов межевания) на территории города Москвы в соответствии с нормами градостроительного, земельного, жилищного и иного законодательства Российской Федерации и города Москвы, относящимися к предмету регулирования Временного положения. 1.2. Проекты межевания разрабатываются в границах функционально-планировочных образований применительно к территориям вновь формируемой, реконструируемой и сохраняемой застройки в целях обоснования границ застроенных, незастроенных, в том числе подлежащих застройке земельных участков, сведения о которых отсутствуют в Государственном земельном кадастре города Москвы. 1.3. Проекты межевания разрабатываются в соответствии: - с данными Государственного земельного кадастра города Москвы о границах обременений и ограничений использования земельных участков, предоставленных в установленном порядке; - с нормативными правовыми актами города Москвы в области реконструкции, реновации, капитального строительства зданий, сооружений; - с утвержденной в установленном порядке и действующей исходно-разрешительной документацией, актами разрешенного использования, градостроительными планами земельных участков; - с градостроительными нормами и правилами проектирования планировки и застройки города Москвы; - с градостроительными регламентами общего и особого вида, в т.ч. в соответствии с установленными границами и градостроительным назначением участков территории, а в случае отсутствия последних - в соответствии с данными уполномоченных органов о фактическом использовании территорий, зданий, сооружений; - с правилами землепользования и застройки города Москвы, техническими регламентами, иными документами, содержащими требования и ограничения к землепользованию; - с методическими указаниями по разработке проектов межевания территории города Москвы. 1.4. Утвержденные проекты межевания являются основой при подготовке актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в городе Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории города Москвы, в т.ч. в правила землепользования и застройки территории города Москвы. 2. Состав проектов межевания территории города Москвы 2.1. В состав проекта межевания входят текстовые, графические и табличные материалы. 2.1.1. Текстовые материалы проектов межевания содержат описание местоположения территории межевания, характеристик ее фактического и установленного нормативными правовыми актами города Москвы планируемого использования, результатов расчетного обоснования размеров и планировочного обоснования местоположения границ участков территории и их частей. 2.1.2. Графические материалы проектов межевания содержат отображенные на картографической основе в М 1:2000 характеристики фактического использования территории межевания установленных градостроительных регламентов общего и особого вида, предлагаемых к установлению границ участков (и частей участков) зданий, сооружений, объектов (элементов) комплексного благоустройства. 2.1.3. Табличные материалы проектов межевания содержат для каждого расположенного на территории межевания здания, сооружения, объекта (элемента) комплексного благоустройства характеристики (в т.ч. показатели) его фактического использования, характеристики градостроительных требований и ограничений фактического использования, характеристики расчетного обоснования размеров участков, характеристики условий предоставления имущественных прав на земельные участки. 2.2. Утверждаемая часть проектов межевания включает графические и табличные материалы плана границ участков зданий, сооружений, объектов (элементов) комплексного благоустройства (далее - план межевания территории), устанавливающего границы и характеристики: - участков зданий, сооружений, объектов (элементов) комплексного благоустройства, в т.ч. внутриквартальных территорий общего пользования; - резервируемых земельных участков; - участков территории или их частей, для которых градостроительными регламентами особого вида установлены специальные условия использования территории, а градостроительными регламентами общего вида - требования к использованию территорий объектов транспортной и инженерной инфраструктуры; - и других участков территорий или их частей. 2.2.1. На территориях, для которых градостроительными регламентами общего вида установлены границы и градостроительное назначение участков территории, планами межевания обосновываются границы застроенных, незастроенных земельных участков, в т.ч. подлежащих застройке, предназначенных для размещения и эксплуатации сохраняемых, реконструируемых зданий, сооружений, объектов (элементов) комплексного благоустройства и планируемых объектов капитального строительства. 2.2.2. На территориях, для которых границы и градостроительное назначение участков территории не установлены, планами межевания обосновываются границы застроенных и незастроенных земельных участков, фактически используемых для размещения и эксплуатации существующих зданий, сооружений, объектов (элементов) комплексного благоустройства. 3. Порядок разработки, согласования и утверждения проекта межевания 3.1. Проекты межевания разрабатываются на основании правовых нормативных и иных актов Российской Федерации и Правительства Москвы, городских целевых программ уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на территорию не менее квартала за счет средств бюджете города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств. 3.2. Исполнителями разработки проектов межевания являются Государственное унитарное предприятие "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры", Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы", Государственное унитарное предприятие "Моспроект 2" имени М.В.Посохина, Государственное унитарное предприятие "Моспроект 3", иные организации, имеющие лицензию на разработку документации по планировке в городе Москве. 3.3. Разработка, согласование, утверждение проектов межевания включает следующие этапы: - подготовку задания на разработку проекта межевания; - сбор исходных данных и проведение натурных обследований; - разработку и оформление материалов проектов межевания, в т.ч. графических и табличных материалов планов межевания; - представление материалов проектов межевания на согласование и доработку по результатам согласования; - утверждение проекта межевания. 3.4. Задание на разработку проекта межевания подготавливается исполнителем и утверждается заказчиком. В соответствии с настоящим Временным положением в задании определяются состав и объемы работ проекта межевания, сроки и формы представления материалов проекта межевания по этапам работы, перечисленным в п.3.3 настоящего раздела Временного положения. 3.5. Сбор исходных данных для разработки проекта межевания осуществляется в соответствии с перечнем, приведенным в приложении к настоящему Временному положению. Исходные данные предоставляются уполномоченными организациями (управой района, ГУП МосгорБТИ, территориальным объединением регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов города Москвы), осуществляющими ведение соответствующих реестров, кадастров и баз данных в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления запроса исполнителя. 3.6. Размеры участков в составе проекта межевания определяются с учетом градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территории межевания, за исключением случаев, когда на территории межевания расположены здания, сооружения различных периодов постройки или когда на территории межевания в последующий за постройкой период проводились работы по реконструкции зданий, сооружений, комплексному благоустройству и перепланировке территории. 3.7. Проект межевания, разработанный на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, или на основе учета фактического использования территории и не предусматривающий изменение существующей планировки и застройки территории, подлежит согласованию: - главой управы района; - Департаментом земельных ресурсов города Москвы - по вопросам соблюдения установленных в законодательном порядке границ, обременений и ограничений использования земельных участков; - уполномоченным лицом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - по вопросам соблюдения методических требований к разработке проекта межевания, градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки территории города Москвы, градостроительных регламентов общего и особого вида, утвержденной исходно-разрешительной документации, актов разрешенного использования и градостроительных планов земельных участков. - заинтересованными физическими или юридическими лицами - правообладателями земельных участков. Срок согласования проекта межевания не должен превышать 15 календарных дней со дня представления материалов на согласование. В случае непоступления от вышеперечисленных лиц в установленный срок материалов, содержащих согласование или мотивированный отказ от согласования, проект межевания считается согласованным этими лицами. 3.8. Проект межевания утверждается уполномоченным органом Правительства Москвы по представлению заказчика. 3.9. Материалы утвержденного проекта межевания регистрируются в Градостроительном кадастре города Москвы в составе Сводного плана межевания территории города Москвы. 3.10. Комплект материалов утвержденного проекта межевания направляется в Москомархитектуру, префектуру, управу района, заказчику. Приложение к Временному положению о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы ПЕРЕЧЕНЬ исходных данных для разработки проекта межевания 1. Данные Департамента земельных ресурсов города Москвы об установленных границах, обременениях и ограничениях использования земельных участков, переданных в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду. 2. Данные префектур административных округов о нормативных правовых актах города Москвы в области реконструкции, реновации, капитального строительства зданий, сооружений. 3. Данные Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы: - об утвержденной исходно-разрешительной документации, актах разрешенного использования, градостроительных планах земельных участков; - об утвержденных градостроительных регламентах общего и особого вида, в т.ч. об установленных границах и градостроительном назначении участков территории. 4. Данные о расположенных на территории зданий и сооружений, объектов инженерного обеспечения, а также объектов (элементов) комплексного благоустройства, в т.ч.: - данные городского бюро технической инвентаризации; - об общей жилой площади, площади по наружному обмеру каждого из расположенных на территории квартала жилых домов; - об этажности жилых, встроенно-пристроенных, пристроенных и отдельно стоящих нежилых объектов; - о площади по наружному обмеру жилых домов со встроеннопристроенными и пристроенными нежилыми объектами; - об общей площади встроенных в жилые дома помещений, встроенно-пристроенных и пристроенных нежилых объектов; - об общей площади отдельно стоящих нежилых объектов; - данные городского бюро технической инвентаризации, управ районов о функциональном использовании, вместимости (включая количество работающих) расположенных на территории квартала встроенно-пристроенных, пристроенных и отдельно стоящих нежилых объектов. 5. Данные цифровой картографической основы Государственного земельного кадастра города Москвы в М 1:2000. |