ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 2 декабря 2005 г. N 983 (Д) Утвердить прилагаемое Типовое положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы. Министр генерал-полковник милиции Р.НУРГАЛИЕВ 2 декабря 2005 г. N 983 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 13 декабря 2005 г. N 7269 УТВЕРЖДЕНО Приказом МВД России от 2 декабря 2005 года N 983 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа Федеральной миграционной службы <*>. -------------------------------- <*> Далее - "территориальный орган". 2. Территориальный орган создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы <*>. -------------------------------- <*> Далее - "ФМС России". 3. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС России. Территориальный орган в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения. Контроль за деятельностью территориального органа осуществляет ФМС России. 4. Основными задачами территориального органа являются: 4.1. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. 4.2. Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. 4.3. Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации. 4.4. Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации. 4.5. Реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции. 4.6. Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. 4.7. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. 5. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России, а также Положением о территориальном органе. 6. Деятельность территориального органа осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма, на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, гражданского служащего, работника территориального органа за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений. 7. Территориальный орган создается, преобразуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 8. Территориальный орган осуществляет свою деятельность в сфере миграции на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Далее - "территория осуществления полномочий". Территория осуществления полномочий устанавливается в Положении о территориальном органе. 9. Положение о территориальном органе, структура, штатное расписание, численность территориального органа и фонд оплаты труда, в пределах установленных численности и фонда оплаты труда сотрудников органов внутренних дел <*>, федеральных государственных гражданских служащих <**> и работников ФМС России, а также смета доходов и расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, утверждаются директором ФМС России. -------------------------------- <*> Далее - "сотрудники". <**> Далее - "гражданские служащие". 10. Территориальный орган имеет структурные подразделения, включая посты иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. 11. Должности в территориальном органе могут замещаться в установленном порядке сотрудниками, гражданскими служащими и работниками. 12. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. II. Полномочия территориального органа 13. Территориальный орган осуществляет следующие полномочия: 13.1. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор: а) за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; б) за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства; в) за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. 13.2. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации: а) оформление и выдачу работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства; б) выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства виз на въезд в Российскую Федерацию, их продление, аннулирование и восстановление; в) выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации; г) выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации; д) определение и оформление наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; е) принятие от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; ж) составление заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации в общем порядке и направление их в ФМС России; з) исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации; и) ведение учета лиц, в отношении которых территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; к) отмену принятых территориальным органом решений по вопросам гражданства Российской Федерации; л) выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; м) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации; н) оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; о) учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации; п) оформление и выдачу приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц; р) реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства; с) проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства; т) проведение государственной дактилоскопической регистрации; у) учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве на территории осуществления полномочий; ф) учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства на территории осуществления полномочий; х) проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся на территории осуществления полномочий; ц) производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции; ч) представление в установленном порядке в судах интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России и ФМС России по вопросам своей компетенции, а также защиту в судах интересов территориального органа; ш) подготовку и предоставление в установленном порядке и в установленные сроки ведомственной и государственной статистической отчетности. 13.3. Принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения: а) по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации; б) о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации; в) о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство; г) о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. 13.4. Подготавливает и исполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. 13.5. Осуществляет в установленном порядке мероприятия по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. 13.6. Оформляет и направляет в ФМС России в установленном порядке материалы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. 13.7. Осуществляет в пределах своей компетенции меры по недопущению въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 13.8. Участвует в установленном порядке в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. 13.9. Участвует в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на территории осуществления полномочий. 13.10. Ведет адресно-справочную работу на территории осуществления полномочий. 13.11. Проводит прием граждан, своевременно и полно рассматривает устные и письменные обращения граждан, принимает по ним соответствующие решения и направляет ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок. 13.12. Принимает в установленном порядке участие в подготовке предложений по установлению субъекту Российской Федерации квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на временное проживание в Российской Федерации. 13.13. Принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы территориального органа. 13.14. Принимает участие в создании единой информационной системы и в формировании федеральных баз данных в установленной сфере деятельности. 13.15. Взаимодействует и проводит в установленном порядке консультации с российскими и зарубежными общественными организациями, правоохранительными органами иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа. 13.16. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности на территории осуществления полномочий и вносит руководству ФМС России предложения по его совершенствованию. 13.17. Проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских работ для нужд территориального органа. 13.18. Осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций. 13.19. Осуществляет защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и меры, связанные с допуском сотрудников, гражданских служащих и работников территориального органа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. 13.20. Осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне. 13.21. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, приказами и распоряжениями ФМС России. 14. Территориальный орган для осуществления своих полномочий имеет право: 14.1. Участвовать в установленном порядке в информационном обмене с ФМС России, МВД России и их территориальными органами. 14.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций документы, справочные материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам сферы деятельности территориального органа. 14.3. Подготавливать и направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, а также в иные организации информацию о недостатках, выявленных при проведении мероприятий по контролю за соблюдением миграционного законодательства. 14.4. Заключать гражданско-правовые договоры. 14.5. Выступать в качестве заказчика по капитальному строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов территориального органа. 14.6. Взаимодействовать в установленном порядке со средствами массовой информации по направлениям деятельности территориального органа. III. Организация деятельности территориального органа 15. Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Руководитель территориального органа имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке. 16. Руководитель территориального органа: 16.1. Осуществляет руководство деятельностью территориального органа, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на территориальный орган задач и функций, реализацию предоставленных прав. 16.2. Распределяет функциональные обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль за их исполнением, делегирует в установленном порядке, исходя из интересов территориального органа, часть своих полномочий заместителям. 16.3. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом территориального органа. 16.4. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации служебный (внутренний) распорядок и режим работы. 16.5. Вносит директору ФМС России: а) проект положения о территориальном органе; б) предложения по структуре и штатному расписанию территориального органа, фонду оплаты труда сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа; в) ежегодный план и основные показатели деятельности территориального органа, а также отчет об их исполнении; г) предложения о создании временных подразделений целевого назначения. 16.6. Направляет в установленном порядке сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа в служебные командировки. 16.7. Устанавливает и изменяет, в пределах своей компетенции и средств, выделенных на денежное довольствие и заработную плату, должностные оклады в минимальных и максимальных размерах, определенных по соответствующим должностям, надбавки и выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам территориального органа. 16.8. Организует и обеспечивает подбор, расстановку и профессиональную подготовку кадров, соблюдение ими служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников, гражданских служащих и работников на переподготовку, повышение квалификации и стажировку. 16.9. Осуществляет в пределах своей компетенции прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа. 16.10. Утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа, должностные инструкции и должностные регламенты сотрудников, гражданских служащих и работников территориального органа. 16.11. Организует в пределах своей компетенции аттестацию сотрудников и государственных служащих, а также квалификационные экзамены государственных служащих территориального органа, присваивает государственным служащим классные чины, вносит директору ФМС России предложения о присвоении специальных званий сотрудникам территориального органа. 16.12. Применяет в пределах своей компетенции меры поощрения и взыскания в отношении сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа; вносит руководству ФМС России представления к награждению государственными и ведомственными наградами отличившихся сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа. 16.13. Предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам, государственным служащим и работникам территориального органа. 16.14. Решает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации иные вопросы, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел сотрудниками, федеральной государственной службы - государственными служащими и осуществлением трудовой деятельности - работниками территориального органа. 16.15. Распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации денежными и материально-техническими средствами территориального органа в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за их использованием. 16.16. Представляет на утверждение директору ФМС России проект сметы доходов и расходов территориального органа в пределах установленных ассигнований, несет персональную ответственность за целевое использование бюджетных финансовых средств, иных средств, организацию бюджетного учета. 16.17. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 17. При руководителе могут создаваться комиссии и иные коллегиальные органы. 18. Делопроизводство, включая комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, а также материально-техническое и иное обеспечение в территориальном органе осуществляются в установленном порядке. 19. Территориальный орган является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним в установленном порядке, счета в территориальных органах Федерального казначейства, самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие бланки, печати и штампы. 20. Полное и краткое наименование территориального органа, а также место его расположения указываются в Положении о территориальном органе. IV. Финансовое обеспечение территориального органа 21. Финансирование территориального органа осуществляется ФМС России за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 22. Территориальный орган в установленном порядке ведет бюджетный учет, составляет статистическую и бюджетную отчетность, представляет ее в установленные сроки в ФМС России, налоговые органы, внебюджетные фонды и другие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. |