принимая повышающий коэффициент к расчетным показателям по территориям города: в центральном ядре, примагистральных территориях и градостроительных узлах - 3,0; на межмагистральных территориях с размером до 500 га - 2,0; с размером 500-1000 га только для групп смешанной жилой застройки - 1,5. 2. Дома - интернаты для инвалидов и престарелых, детские дома для детей - инвалидов рассчитываются на город по показателям 2,1 места на 1000 жителей. 3. Количество трансформаторных подстанций при оборудовании кухонь электроплитами увеличивается на 20%. 4. Пожарные депо являются объектами городского назначения, при размещении в жилом районе в расчетную территорию не включаются. Обслуживают территорию в радиусе 2 км. 5. Больницы, родильные дома, специализированные поликлиники и диспансеры, являющиеся объектами общегородского значения, в расчет территории жилого района не включаются. 6. Переходный коэффициент к общей площади объектов обслуживания приведен в табл. 8.3. Таблица 8.2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ И РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИНИМАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИБЛИЖЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ---------------------------------------------------------------------- | N | Предприятия и учреждения | Ед. измерения | Минимальная | |п/п| приближенного обслуживания | | обеспеченность| |---|-------------------------------|----------------|---------------| |1. | Детские сады, ясли | Мест на 1000 | Расчет | | | | жителей | по демографии | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |2. | Продовольственный, кулинарный | кв. м торговой | 20,0 | | | магазин, булочная - | площади на 1000| | | | кондитерская | жителей | | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |3. | Промтоварный магазин товаров | кв. м торговой | 10,0 | | | первой необходимости | площади на 1000| | | | | жителей | | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |4. | Приемный пункт прачечной, | объект на жил. | 1,0 | | | химчистки | группу | | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |5. | Мастерская бытового | рабочих мест | 0,5 | | | обслуживания | на 1000 жителей| | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |6. | Аптечный пункт | кв. м общей | 10,0 | | | | площади на 1000| | | | | жителей | | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |7. | Клуб обслуживания пенсионеров | кв. м общей | 30,0 | | | и инвалидов | площади на 1000| | | | | жителей | | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |8. | Пункт охраны порядка | кв. м общей | 20,0 | | | | площади | | | | | на жилую группу| | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |9. | Молодежный клуб | кв. м общей | 30,0 | | | | площади на 1000| | | | | жителей | | |---|-------------------------------|----------------|---------------| |10.| Спортивно - тренажерный зал | кв. м общей | 50,0 | | | | площади на 1000| | | | | жителей | | ---------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Размещение объектов приближенного обслуживания обязательно при проектировании группы жилой, смешанной жилой застройки, размещаемой вне территории микрорайона в окружении территорий иного функционального назначения. 2. В случае размещения группы в составе микрорайона объекты приближенного обслуживания и показатели обеспеченности ими входят в суммарные показатели обеспеченности объектами повседневного обслуживания в табл. 8.1. Таблица 8.3 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ ОБЪЕКТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ЕДИНИЦУ ИЗМЕРЕНИЯ ------------------------------------------------------------------- | Учреждения и предприятия | Единицы | Показатели | | обслуживания | измерения | общей | | | | площади, | | | | кв. м | |--------------------------------------|-------------|------------| | 1. Учреждения образования: | | | |--------------------------------------|-------------|------------| | Детские дошкольные учреждения | 1 место | 9-12 | |--------------------------------------|-------------|------------| | Общеобразовательные школы | 1 место | 10 | |--------------------------------------|-------------|------------| | Лицеи, гимназии | 1 место | 10-16 | |--------------------------------------|-------------|------------| | 2. Предприятия торгово - бытового | | | | обслуживания: | | | |--------------------------------------|-------------|------------| | Магазины | 1 кв. м | 2-3 | | | торг. пл-ди | | |--------------------------------------|-------------|------------| | Предприятия общественного питания | 1 посадочное| 6-8 | | | место | | |--------------------------------------|-------------|------------| | Предприятия бытового обслуживания | 1 раб. место| 20 | |--------------------------------------|-------------|------------| | 3. Учреждения культуры и искусства: | | | |--------------------------------------|-------------|------------| | Кинотеатры | 1 место | 3-5 | |--------------------------------------|-------------|------------| | Библиотеки | 1 тыс. томов| 10 | |--------------------------------------|-------------|------------| | Клубы | 1 место | 2-5 | |--------------------------------------|-------------|------------| | 4. Учреждения здравоохранения: | 1 посещение | 10-15 | |--------------------------------------|-------------|------------| | Территориальные поликлиники | в смену | | ------------------------------------------------------------------- Примечание. Процент общей площади застройки от суммарной поэтажной площади объектов обслуживания в габаритах наружных стен определяется заданием на проектирование; ориентировочный коэффициент 0,7. Таблица 8.4 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ УЧАСТКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КБО ----------------------------------------------------------------------- | N | Учреждения и предприятия обслуживания | Удельные размеры участка| |п/п| | | |---|---------------------------------------|-------------------------| |1. | Детские дошкольные учреждения | 35 кв. м на 1 место <*> | |---|---------------------------------------|-------------------------| |2. | Школы | 15-20 кв. м на 1 место | | | | <**> | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | пристроенные | сокращение: на 5% | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | встроенно - пристроенные | на 10% | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | встроенные | на 15% | |---|---------------------------------------|-------------------------| |3. | Больницы | | | | для взрослых: | | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | инфекционные, туберкулезные, | | | | онкологические, стационары диспансеров| 70 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | больницы восстановительного лечения | 120 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | хосписы | 500 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | родильные дома | 90 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | прочие типы больниц и стационаров | | | | диспансеров | 60 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | Стационары для детей: | | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | детские инфекционные и туберкулезные | | | | больницы | 125 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | детские больницы восстановительного | | | | лечения | 150 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | прочие типы больниц | 100 кв. м на 1 койку | |---|---------------------------------------|-------------------------| |4. | Поликлиники | 0,1 га на 100 | | | | посещений в смену, | | | | но не менее 0,5 га | | | | на 1 объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| |5. | Аптеки | 0,2-0,4 га | | | | на 1 объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| |6. | Кинотеатры | 4 кв. м на 1 место | |---|---------------------------------------|-------------------------| |7. | Клубы встроенные или отдельно стоящие:| | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | молодежные | 0,2-0,3 га на объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | любительские и студии | 0,4-0,5 га на объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| |8. | Магазины (кв. м торг. пл.): | | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | 250-650 | 4,0-4,6 кв. м | | | | на 1 кв. м торг. | | | | площади, 0,1-0,3 га | | | | на объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | 1000-2000 | 3,0-2,5 кв. м | | | | на 1 кв. м торг. | | | | площади, 0,3-0,5 га | | | | на объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| |9. | Общественное питание (посадочных | | | | мест) <***>: | | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | 50 | 28 кв. м на 1 место | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | 100 | 23 кв. м на 1 место | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | 200 | 14 кв. м на 1 место | |---|---------------------------------------|-------------------------| |10.| Бытовое обслуживание (рабочих мест) | 25-30 кв. м на раб. | | | | место | |---|---------------------------------------|-------------------------| |11.| Спорт | | | | Повседневное обслуживание - | | | | сооружения, приближенные к жилью | 0,3-0,7 кв. м | | | (физкультурно - оздоровительные клубы)| на человека | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | Периодическое обслуживание, всего | 1,3-1,5 кв. м/чел. | | | в том числе: | | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | - физкультурно - оздоровительные | | | | центры районов, ДЮСШ | 1,0-1,2 кв. м/чел. | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | - физкультурные комплексы | | | | рекреационных сооружений | 0,3 кв. м/чел. | |---|---------------------------------------|-------------------------| |12.| Подстанции скорой медицинской помощи | 0,3-0,5 га на объект | |---|---------------------------------------|-------------------------| |13.| Дома - интернаты (300-500 мест) | 80-100 кв. м | | | | на 1 место | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | Дома - интернаты для инвалидов | | | | с физическими недостатками | 80-120 кв. м | | | (50-200 мест) | на 1 место | |---|---------------------------------------|-------------------------| | | Психоневрологические интернаты | 80-120 кв. м | | | (200-600 мест) | на 1 место | --------------------------------------------- ------------------------- <*> Показатель может сокращаться за счет пристройки помещений для новой группы при необходимости удовлетворения спроса в уже сложившейся застройке. <**> Допустимо уменьшение участка школы за счет пристройки бассейна, спортзала, оздоровительного комплекса. <***> Для пристроенных предприятий площади участка могут быть уменьшены на 25%, для встроенно - пристроенных - на 50%. Таблица 8.5 КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ТОРГОВО - БЫТОВОЙ СЕТИ НА СТЫКОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ С УЧЕТОМ РАБОТАЮЩИХ ------------------------------------------------------------------------- |Соотношение: |Коэффициент| Расчетные показатели | |Работающие (тыс. чел.)| | (на 1000 жит.) | |----------------------| |------------------------------------| |Жители (тыс. чел.) | |Торговля,|Общественное|Бытовое | | | |кв. м |питание, |обслуживание,| | | |торг. пл.|мест |рабочих мест | |----------------------|-----------|---------|------------|-------------| | 0,5 | 1 | 120 | 11 | 1,5 | |----------------------|-----------|---------|------------|-------------| | 1 | 2 | 240 | 22 | 3 | |----------------------|-----------|---------|------------|-------------| | 1,5 | 3 | 360 | 33 | 4,5 | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 8.6 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЛОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ------------------------------------------------------------------ |Типы центров |Плотности застройки | | |(тыс. кв. м общ. пл./га) | | |------------------------------| | |На свободных|При реконструкции| | |территориях | | |---------------------------------|------------|-----------------| |1. Многофункциональные зоны |Не менее 25 | Не менее 15 | |общегородского центра | | | |---------------------------------|------------|-----------------| |2. Деловые комплексы |Не менее 25 | Не менее 15 | |---------------------------------|------------|-----------------| |3. Гостиничные комплексы |Не менее 25 | Не менее 15 | |---------------------------------|------------|-----------------| |4. Торговые комплексы |Не менее 10 | Не менее 5 | |---------------------------------|------------|-----------------| |5. Культурные досуговые комплексы|Не менее 5 | Не менее 5 | ------------------------------------------------------------------ Раздел 9. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 9.0.1. Транспортная инфраструктура должна проектироваться с учетом специфики Москвы как столичного города и как крупнейшего транспортного узла, интегрирующего городские, региональные, общегосударственные, международные функции. Все системы и подсистемы городского и внешнего транспорта Москвы, включая улично - дорожную сеть, должны проектироваться в органическом единстве, обеспечивая надежные, быстрые и безопасные связи для перевозки пассажиров и грузов в необходимых объемах, экономичность строительства и эксплуатации транспортных устройств и сооружений, высокую эффективность использования городской территории. Целостность транспортной системы должна обеспечиваться развитой сетью транспортно - пересадочных узлов. 9.1. Улично-дорожная сеть 9.1.1. Сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следует формировать как единую общегородскую систему, взаимоувязанную с функционально - планировочной организацией города. Общее инженерное и архитектурное решение улиц, дорог и искусственных сооружений должно быть направлено на достижение органической связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды. 9.1.2. При расчете загрузки уличной сети, а также при расчете потребности в местах хранения автомобилей для всех районов, кроме малоэтажной и коттеджной застройки, уровень насыщения автомобильным транспортом на расчетный срок следует принимать: всех категорий автомобилей - 355 ед. на 1000 жителей; в том числе легковых автомобилей - 320 ед. на 1000 жителей, из них легковых автомобилей в частной собственности - 300 ед. на 1000 жителей. Для районов малоэтажной и коттеджной застройки уровень насыщения легковыми автомобилями на расчетный срок следует принимать 650-700 единиц на 1000 жителей. Количество автомобилей, прибывающих из других населенных пунктов региона и других городов, определяется специальным расчетом. Классификация уличной сети 9.1.3. Улицы следует дифференцировать по назначению и транспортным характеристикам в соответствии с требованиями, приведенными в табл. 9.1.1, - для территории города за пределами центра и в табл. 9.1.2 - для территории центра. 9.1.4. При проектировании на расчетный срок плотность уличной сети в среднем по городу с учетом использования внеуличного пространства следует принимать 6,0 км/кв. км. Проектирование уличной сети в зонах жилой и общественной застройки должно обеспечить ее плотность не менее: в центральной зоне - 9,5 км/кв. км, в серединной зоне 8,0 км/кв. км, в периферийной зоне - 6,5 км/кв. км. Плотность сети магистральных улиц на расчетный срок в среднем по городу следует принимать не менее 2,2 км/кв. км. 9.1.5. Ширину улиц следует устанавливать с учетом их категорий и в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов на расчетный срок. Расчетные параметры улиц за пределами центра следует принимать по табл. 9.1.3. Габариты и профиль улиц в центральной части города определяются условиями сохранения исторической планировки и застройки. Расчетные параметры магистралей в пределах центра следует принимать по табл. 9.1.4. Таблица 9.1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ УЛИЧНО - ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА ------------------------------------------------------------------------------ | Категория улиц | сновное назначение улиц | Транспортная характеристика | |-------------------|--------------------------|-----------------------------| | МАГИСТРАЛЬНЫЕ | Основные транспортные | Пропуск всех видов | | УЛИЦЫ | и функционально - | транспорта. Движение | | Общегородского | планировочные оси | непрерывное. Пересечения | | значения: | города. Формируют | с магистральными улицами | | I класса | направления | в разных уровнях | | | преимущественного | | | | развития Московской | | | | системы расселения. | | | | Обеспечивают | | | | международные, | | | | республиканские, | | | | региональные и городские | | | | связи. Имеют выходы | | | | на внешние автомобильные | | | | дороги, к аэропортам, | | | | крупным зонам массового | | | | отдыха и поселениям | | | | в регионе | | |-------------------|--------------------------|-----------------------------| | II класса | Основные транспортные | Пропуск всех видов | | | каналы города. | транспорта. Режим | | | Обеспечивают связи | движения - непрерывный | | | различных | и регулируемый. Пересечения | | | функционально - | с магистральными улицами - | | | планировочных частей | в одном и разных уровнях | | | города. Могут иметь | | | | выходы на внешние | | | | автомобильные дороги | | |-------------------|--------------------------|-----------------------------| | Районного | Основные оси районов. | Пропуск всех видов | | значения | Обеспечивают связи | транспорта. Режим движения | | | в пределах жилых районов | регулируемый | | | и производственных зон, | | | | а также между ними | | |-------------------|--------------------------|-----------------------------| | УЛИЦЫ И ДОРОГИ | | | | МЕСТНОГО | | | | ЗНАЧЕНИЯ | | | |-------------------|--------------------------|-----------------------------| | Улицы в жилой | Транспортные | Пропуск легкового, | | застройке | и пешеходные связи | специального | | | в пределах жилых районов | и обслуживающего район | | | и микрорайонов. Связи | грузового транспорта; | | | с магистральными улицами | в отдельных случаях | | | общегородского | допускается организация | | | и районного значения | движения массового | | | (за исключением улиц | пассажирского транспорта | | | с непрерывным движением | | | | транспорта) | | |-------------------|--------------------------|-----------------------------| | Улицы и дороги | Транспортные связи | Пропуск всех видов | | в производственных| в пределах | транспорта | | и коммунально - | производственных | | | складских зонах | и коммунально - | | | | складских зон | | ------------------------------------------------------------------------------ Таблица 9.1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УЛИЧНОЙ СЕТИ ЦЕНТРА --------------------------------------------------------------------------- | Категория улиц | Основное назначение улиц | Транспортная характеристика | |----------------|--------------------------|-----------------------------| | МАГИСТРАЛЬНЫЕ | Транспортно - | Пропуск всех видов | | УЛИЦЫ ЦЕНТРА | планировочные | транспорта, за исключением | | Общегородского | и архитектурно - | грузового транспорта, | | значения: | функциональные оси | не связанного с | | I класса | исторического центра. | обслуживанием центра. | | | Обеспечивают его связи | Интенсивное пешеходное | | | с направлениями развития | движение. Режим движения | | | и элементами системы | регулируемый | | | общегородского центра, | | | | функционально - | | | | планировочными частями | | | | города; имеют выходы | | | | на магистральные улицы | | | | общегородского значения | | | | города I класса | | |----------------|--------------------------|-----------------------------| | II класса | Основные транспортные | Пропуск всех видов | | | каналы исторического | транспорта, за исключением | | | центра. Обеспечивают | большегрузных автомобилей | | | его внутренние связи, | и грузового транспорта, | | | связи с функционально - | не связанного | | | планировочными | с обслуживанием центра. | | | элементами города; имеют | Интенсивное пешеходное | | | выходы на магистральные | движение. Режим движения | | | улицы общегородского | регулируемый | | | и районного значения | | | | города | | |----------------|--------------------------|-----------------------------| | Районного | Оси функционально - | Пропуск всех видов | | значения | планировочных зон | транспорта, за исключением | | | исторического центра. | большегрузных автомобилей, | | | Обеспечивают его | грузового транспорта, | | | внутренние связи, имеют | не связанного | | | выход на магистральные | с обслуживанием центра. | | | улицы города | Режим движения | | | общегородского | регулируемый | | | и районного значения | | |----------------|--------------------------|-----------------------------| | УЛИЦЫ МЕСТНОГО | Транспортные | Пропуск легкового, | | ЗНАЧЕНИЯ | и пешеходные связи | специального | | Улицы в жилой | в пределах жилых районов | и обслуживающего район | | застройке | и микрорайонов. Связи | грузового транспорта; | | | с магистральными улицами | в отдельных случаях | | | центра | допускается организация | | | | движения массового | | | | пассажирского транспорта | --------------------------------------------------------------------------- 9.1.6. Улицы общегородского и районного значения закрепляются красными линиями на основании Генерального плана развития г. Москвы с учетом требований действующих нормативных документов. Улицы и дороги местного значения закрепляются красными линиями на основании градостроительного плана развития территории района и (или) проекта планировки. 9.1.7. Расстояние от края основной проезжей части магистральных улиц общегородского значения I и II классов при организации на них непрерывного движения до линии регулирования жилой застройки необходимо устанавливать на основании расчета уровней шума в соответствии с требованиями СНиП II-12-77. При невозможности обеспечения требуемого расстояния на территории жилой застройки и в помещениях жилых и общественных зданий должны применяться меры защиты от шума. Расстояния от проезжих частей остальных улиц принимаются в соответствии с п. 5.37. Примечание. В случае прохождения магистралей с непрерывным движением в производственных и коммунально - складских зонах ширина улицы в красных линиях не зависит от уровня шума, а принимается из условий обеспечения инженерных сооружений. 9.1.8. На магистральных улицах общегородского значения с непрерывным движением следует предусматривать: - пересечения в разных уровнях со всеми улицами других категорий в соответствии с Генеральным планом развития г. Москвы; - внеуличные пешеходные переходы с интервалом 300-400 м. На магистральных улицах с регулируемым движением в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 300-400 м; при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел/ч следует устраивать внеуличные пешеходные переходы, размещая их в соответствии с планировочными условиями. Внеуличные пешеходные переходы следует предусматривать также для связи застройки, размещаемой вдоль железных дорог и наземных линий метрополитена, с интервалом 400-800 м. Внеуличные пешеходные переходы следует оборудовать приспособлениями, пригодными для использования инвалидными и детскими колясками, с учетом требований ВСН 62-91*. Поперечный профиль 9.1.9. Число полос движения на улицах следует устанавливать по расчету и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта, но не менее указанных в табл. 9.1.3 - для территории города за пределами центра и табл. 9.1.4 - для территории в пределах центра. 9.1.10. Вдоль магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением при необходимости транспортного обслуживания прилегающей застройки, а также для увеличения пропускной способности магистрали следует предусматривать местные и боковые проезды. На местных проездах допускается организовывать как одностороннее, так и двустороннее движение транспорта. Ширину местных проездов следует принимать: - при одностороннем движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомобилей - не менее 7,0 м; - при одностороннем движении и организации по местному проезду движения массового пассажирского транспорта - 10,5 м; - при двустороннем движении и организации движения массового пассажирского транспорта - 11,25 м. На боковых проездах следует, как правило, организовывать одностороннее движение. Ширину проезжей части бокового проезда следует определять расчетом, но принимать не менее 7,5 м. Таблица 9.1.3 ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УЛИЧНОЙ СЕТИ ГОРОДА ----------------------------------------------------------------------------------------------- |Категория магистралей|Расчетная|Ширина |Ширина |Число |Ширина |Наименьший|Наибольший| | |скорость |в красных|полосы |полос |пешеходной|радиус |продольный| | |движения,|линиях, м|движения,|движения|части |кривых |уклон, | | |км/ч | |м |в обоих |тротуара, |в плане, м|промилле | | | | | |направл.|м | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |Магистральные улицы: | | | | | | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |- общегородского | | | | | | | | |значения: | | | | | | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| | I класса | 100 | 70-110 | 3,75 | 6-8 | 4,5-7,5 | 600 | 40 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| | II класса |80-100 | 40-100 |3,5-3,75 | 6-8 | 3,0-7,5 | 400-600 | 40-50 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |- районного значения |60-70 | 35-45 |3,2-3,75 | 4-6 | 3,0-6,0 | 250 | 60 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |Улицы и дороги | | | | | | | | |местного значения: | | | | | | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |- улицы в жилой | 60 | 20-30 |3,0-3,5 | 2-4 | 2,25-3,0 | 125 | 70 | |застройке | | | | | | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |- улицы и дороги | 60 | 20-30 | 3,75 | 2-4 | 1,5-3,0 | 125 | 60 | |в производственных | | | | | | | | |и коммунально - | | | | | | | | |складских зонах | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. В районах реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью допускается снижать расчетную скорость движения для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением на 20 км/час, с регулируемым движением на 10 км/час с соответствующими изменениями параметров магистралей, зависящих от скорости. 2. Для магистральных улиц общегородского значения II класса при организации на них непрерывного движения расчетные параметры принимаются как для магистралей I класса. 3. При трассировании магистральных улиц вне застроенных территорий допускается уменьшать ширину тротуаров до 2,25 м. 4. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства. 5. При продольных уклонах более 60 промилле следует предусматривать усиленное шероховатое покрытие с коэффициентом сцепления не менее 0,6. 6. Из условий обеспечения водоотвода продольный уклон следует принимать не менее 4 промилле. 7. На участках магистрали с уклоном менее 4 промилле устраивается пилообразный профиль лотков проезжей части. Продольный профиль лотка принимается равным 4-5 промилле. Таблица 9.1.4 ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МАГИСТРАЛЬНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА ----------------------------------------------------------------------------------------------- |Категория магистралей|Расчетная|Ширина |Ширина |Число |Ширина |Наименьший|Наибольший| | |скорость |в красных|полосы |полос |пешеходной|радиус |продольный| | |движения,|линиях, м|движения,|движения|части |кривых |уклон, | | |км/ч | |м |в обоих |тротуара, |в плане, м|промилле | | | | | |направл.|м | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |Магистральные улицы | | | | | | | | |центра: | | | | | | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |- общегородского | | | | | | | | |значения: | | | | | | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| | I класса | 80 | 35-110 | 3,2-3,75| 6-8 | 4,5 | 400 | 50 | | | | | | |и более | | | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| | II класса | 70 | 25-80 | 3,2-3,75| 4-6 |2,25-7,5 | 250 | 50 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|----------|----------|----------| |- районного значения | 60 | 15-45 | 3,2-3,5 | 3-6 |2,25-6,0 | 125 | 50 | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. В районах реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью допускается снижать расчетную скорость движения для магистральных улиц общегородского значения на 10 км/час с соответствующими изменениями параметров магистралей, зависящих от скорости. 9.1.11. На магистральных улицах общегородского значения с двух сторон от проезжей части следует устраивать полосы безопасности шириной 0,75 м - при непрерывном движении, 0,5 м - при регулируемом движении. 9.1.12. Пропускную способность одной полосы движения проезжей части у ицы следует определять по расчету в зависимости от видов транспорта, расчетной скорости движения, продольного уклона, количества полос движения, интенсивности перемещения транспортных средств с одной полосы движения на другую в целях реализации правого или левого поворота. Для предварительных расчетов пропускную способность одной полосы проезжей части улиц и дорог следует принимать при пересечении: - в разных уровнях - 1650-1850 приведенных авт/ч; - в одном уровне - 750-850 приведенных авт/ч. Примечание. Пропускная способность пересечений в одном уровне определена для регулируемых светофорами перекрестков при отсутствии левоповоротного движения. При наличии на перекрестке левоповоротного движения пропускная способность полосы движения должна уменьшаться пропорционально величине левоповоротного движения. 9.1.13. При движении по уличной сети смешанного потока различные виды транспорта следует приводить к одному расчетному виду - легковому автомобилю, применяя следующие коэффициенты: Легковые автомобили ......................... 1,0 Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: 2 ..................... 1,5 6 ..................... 2,0 8 ..................... 2,5 14 .................... 3,0 свыше 14 .................... 3,5 Автопоезда ................... по СНиП 2.05.02-85 Автобусы .................................... 2,5 Троллейбусы ................................. 3,0 Сочлененные троллейбусы и автобусы .......... 4,0 Микроавтобусы ............................... 1,5 Мотоциклы и мопеды .......................... 0,5 Велосипеды .................................. 0,3 9.1.14. Для разделения отдельных элементов поперечного профиля улиц и разных направлений движения следует предусматривать разделительные полосы. Разделительные полосы, кроме центральной, должны быть приподняты над лотком проезжей части на 15 см. Центральные разделительные полосы следует проектировать в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширину разделительных полос следует принимать по табл. 9.1.5. Не допускается установка на центральной разделительной полосе шириной менее 4 м сооружений, не связанных с обеспечением безопасности движения. При общей ширине дороги более 30 м на перекрестках при троллейбусном движении допускается установка опор контактной сети на разделительной полосе шириной менее 4 м при условии установки элементов типового барьерного ограждения. 9.1.15. В конце проезжих частей тупиковых улиц следует устраивать площадки для разворота автомобилей с учетом обеспечения радиуса разворота 12-15 м. На отстойно - разворотных площадках для автобусов и троллейбусов должен быть обеспечен радиус разворота 15 м. Использование разворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается. 9.1.16. Для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и объектов, а также к отдельным зданиям в кварталах следует предусматривать основные и второстепенные проезды. Ширину проезжих частей основных проездов следует принимать 6,0 м, второстепенных проездов - 5,5 м; ширину тротуаров следует принимать 1,5 м. Для подъезда к отдельно стоящим трансформаторным подстанциям, газораспределительным пунктам, участкам школ и детских садов допускается предусматривать проезды с шириной проезжей части 3,5 м. Тупиковые проезды к отдельно стоящим зданиям должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться разворотными площадками размером в плане 12 х 12 м или кольцом с радиусом по оси улиц не менее 10 м. Таблица 9.1.5 ПАРАМЕТРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС ---------------------------------------------------------------------------- |Местоположение полосы| Ширина полосы, м | | |----------------------------------------------------| | | Магистральных улиц |Улицы | | |------------------------------------------|местного | | | Общегородского значения |Районногооооо|значения.| | |----------------------------|значения |Улицы | | |с непрерывным|с регулируемым| |в жилой | | |движением |движением | |застройке| |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Центральная | | | | | |разделительная | 4,0 | 4,0 | 3,0 | - | |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Между основной | | | | | |проезжей частью | | | | | |и местными проездами | 3,0 | 3,0 | - | - | |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Между проезжей частью| | | | | |и трамвайным полотном| 6,0 | 3,0 | 3,0 | - | |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Между проезжей частью| | | В | | |и велодорожкой | - | - | соответствии| - | | | | | с п. | | | | | | 9.1.18 | | |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Между проезжей частью| | | | | |и тротуаром | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 | |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Между тротуаром | | | | | |и трамвайным полотном| - | 3,0 | 2,0 | - | |---------------------|-------------|--------------|-------------|---------| |Между тротуаром | | | В | | |и велодорожкой | - | - | соответствии| - | | | | | с п. | | | | | | 9.1.18 | | ---------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. В условиях реконструкции допускается уменьшать ширину разделительных полос между основной проезжей частью и местным проездом на магистральных улицах общегородского значения до 2 м, между проезжей частью и крайним рельсом трамвайного пути до 2,8 м на прямом участке и 3,1 м на криволинейных участках радиусом не менее 250 м. 2. В условиях сложившейся застройки Москвы допускается уменьшать ширину центральной разделительной полосы на магистральных улицах общегородского значения до 2 м с обязательной установкой на ней барьерного ограждения. Переход от 2-3-метровой ширины центральной разделительной полосы к ширине полосы 4 м следует осуществлять на участке длиной не менее 100 м. 3. При размещении на центральной разделительной полосе опор информационных указателей и мачт освещения ширина центральной разделительной полосы должна быть увеличена до 5,5 м. 9.1.17. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать требования пожарной безопасности, приведенные в пунктах 12.3-12.4 настоящих Норм. 9.1.18. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. На магистральных улицах районного значения допускается предусматривать велосипедные дорожки по краю проезжих частей, выделенные разделительными полосами. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения. Ширина велосипедной полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м. Наименьшие расстояния безопасности от края велодорожки следует принимать, м: - до проезжей части, опор транспортных сооружений и деревьев - 0,75; - до тротуаров - 0,50; - до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта - 1,50. Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжих частей улиц с выделением их маркировкой двойной линией. Расстояние безопасности от края велодорожки следует принимать не менее: до проезжей части - 1 м, до тротуара - 0,5 м. 9.1.19. На территориях жилого, общественного и рекреационного назначения следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Параметры пешеходных путей для инвалидов следует принимать в соответствии с ВСН 62-91. 9.1.20. Проезжую часть на прямолинейных участках улиц с односторонним движением и шириной до 15 м, как правило, устраивают с односкатным поперечным профилем. Проезжую часть на прямолинейных участках улиц всех категорий при двустороннем движении транспорта и, как правило, с четным количеством полос, а также на кривых в плане радиусом 800 м и более для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением и радиусом 600 м и более для магистральных улиц с регулируемым движением следует предусматривать с двускатным поперечным профилем. 9.1.21. На кривых в плане радиусом менее 800 м для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением и радиусом менее 600 м для магистральных улиц с регулируемым движением следует предусматривать устройство виражей. 9.1.22. Поперечный уклон проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых следует предусматривать устройство виражей) следует назначать одинаковый по всей ширине проезжей части, равный 20 промилле. Минимальный поперечный уклон на магистралях и улицах города принимать 10 промилле, максимальный 30 промилле. Поперечные уклоны элементов поперечного сечения улиц принимаются: на тротуарах основной - 20 промилле, минимальный - 5 промилле, максимальный - 30 промилле; на газонах основной - 10 промилле, минимальный - 5 промилле, максимальный - 50 промилле. 9.1.23. В зависимости от радиусов кривых в плане поперечные уклоны проезжей части в городских условиях на виражах следует принимать от 20 промилле до 40 промилле. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие - меньшим. 9.1.24. Проезжая часть улиц и дорог с однополосным и двухполосным движением транспорта в одном направлении на горизонтальных кривых радиусом до 800 м должна быть уширена согласно табл. 9.1.6. Таблица 9.1.6 --------------------------------------------------------- |Радиусы кривых, м|Уширение на каждую полосу движения, м| |-----------------|-------------------------------------| | 700-800 | 0,2 | |-----------------|-------------------------------------| | 500-600 | 0,25 | |-----------------|-------------------------------------| | 400 | 0,30 | |-----------------|-------------------------------------| | 300 | 0,35 | |-----------------|-------------------------------------| | 200 | 0,4 | |-----------------|-------------------------------------| | 150 | 0,5 | |-----------------|-------------------------------------| | 100 | 0,7 | |-----------------|-------------------------------------| | 80 | 1,0 | |-----------------|-------------------------------------| | 60 | 1,0 | |-----------------|-------------------------------------| | 50 | 1,2 | |-----------------|-------------------------------------| | 40 | 1,5 | --------------------------------------------------------- План и продольный профиль 9.1.25. Вертикальную планировку всех элементов поперечного и продольного профиля улиц и площадей необходимо увязывать с вертикальной планировкой прилегающей территории. Радиусы кривых в плане и продольные уклоны проезжих частей улиц следует принимать по табл. 9.1.3. 9.1.26. На магистральных улицах общегородского значения при обратном сопряжении кривых в плане должна быть обеспечена возможность прямой вставки между ними не менее 50 м. 9.1.27. Переходные кривые, обеспечивающие плавность трассы магистральных улиц общегородского значения, следует применять при сопряжении следующих элементов трассы: - прямых участков и круговой кривой радиусом 2000 м и менее; - односторонних круговых кривых в плане, если их радиусы различаются более чем в 1,3 раза; - обратных круговых кривых. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 9.1.7. Таблица 9.1.7 ------------------------------------------------------------- |Радиус круговой | | | | | | | | | |кривой, м |150|200|250|300|400|500|600-1000|1000-2000| |----------------|---|---|---|---|---|---|--------|---------| |Длина переходной| | | | | | | | | |кривой, м | 60| 70| 80| 90|100|110|120 |100 | ------------------------------------------------------------- Примечание. В сложных градостроительных условиях при соответствующем технико - экономическом обосновании допускается применение только круговых кривых. 9.1.28. При проектировании трасс магистральных улиц общегородского значения необходимо: - радиусы кривых в плане при малых углах поворота трассы принимать по табл. 9.1.8; - совмещать горизонтальные кривые с вогнутыми вертикальными с совпадением их середин и незначительным превышением длины горизонтальной кривой над вертикальной; - начало кривой в плане располагать над вершиной выпуклой вертикальной кривой не менее чем на расстояние, указанное в табл. 9.1.9. Таблица 9.1.8 --------------------------------------------------------------- |Угол поворота, град| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | |-------------------|-----|-----|----|----|----|----|----|----| |Минимальный радиус | | | | | | | | | |кривой, м |20000|10000|6000|5000|4000|4000|3000|3000| --------------------------------------------------------------- Таблица 9.1.9 -------------------------------------- |Расстояние |Смещение начала кривой | |видимости, м|при радиусе в плане, м | | |-----------------------| | |600|1000|1500|2000|2500| |------------|---|----|----|----|----| | 200 | 40| 45| 55| 60| 65| |------------|---|----|----|----|----| | 150 | 30| 35| 45| 50| 55| |------------|---|----|----|----|----| | 100 | 20| 25| 35| 40| 45| -------------------------------------- 9.1.29. При проектировании улиц должна быть обеспечена видимость по трассе в плане и профиле не менее указанной в табл. 9.1.10. Таблица 9.1.10 ------------------------------------------------------------- |Категория улиц и магистралей | Расстояние видимости, м | | |-------------------------| | |Поверхности |Встречного| | |проезжей части|автомобиля| |---------------------------------|--------------|----------| |Магистральные улицы | | | |общегородского значения: | | | |---------------------------------|--------------|----------| | I класса | 200 | - | |---------------------------------|--------------|----------| | II класса | 100 | 200 | |---------------------------------|--------------|----------| |Районного значения | 100 | 200 | |---------------------------------|--------------|----------| |Улицы и дороги местного значения:| | | |---------------------------------|--------------|----------| |Улицы в жилой застройке | 75 | 150 | |---------------------------------|--------------|----------| |Улицы в производственных зонах | 75 | 150 | ------------------------------------------------------------- Примечание. Для магистральных улиц общегородского значения II класса при организации на них непрерывного движения параметры принимают как для магистралей I класса. 9.1.30. На участках подъемов предельную длину участков с наибольшим уклоном необходимо принимать по табл. 9.1.11. При большей длине участка подъема следует добавлять одну полосу движения. Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать от 50 до 200 м. Таблица 9.1.11 ---------------------------------------------- |Продольный уклон, промилле | 30 | 40| 50| 60| |---------------------------|----|---|---|---| |Предельная длина участка, м|1200|600|400|300| ---------------------------------------------- 9.1.31. Переломы продольного профиля необходимо сопрягать вертикальными кривыми, радиусы которых следует принимать в зависимости от алгебраической разности уклонов по табл. 9.1.12. Таблица 9.1.12 -------------------------------------------------------------- |Категория улиц |Алгебраическая|Радиусы вертикальных| |и магистралей |разность |кривых, м | | |уклонов, |--------------------| | |промилле | Наименьшие | | | |--------------------| | | |Выпуклые |Вогнутые | |------------------------|--------------|---------|----------| |Магистральные улицы | | | | |общегородского значения:| | | | |------------------------|--------------|---------|----------| |I класса |5 и более | 6000 | 2000 | |------------------------|--------------|---------|----------| |II класса |7 и более |4000-6000|1500-2000 | |------------------------|--------------|---------|----------| |Районного значения |10 и более | 2500 | 1000 | |------------------------|--------------|---------|----------| |Улицы и дороги | | | | |местного значения |15 и более | 2000 | 500 | -------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Для магистральных улиц общегородского значения II класса при организации на них непрерывного движения расчетные параметры принимаются как для магистралей I класса. 2. В сложных условиях при соответствующем технико - экономическом обосновании допускается на магистралях с непрерывным движением транспорта уменьшать радиус выпуклых кривых до 5000 м. 9.1.32. Расстояния между двумя переломами продольного профиля (шаг проектирования) для магистральных улиц общегородского значения следует принимать не менее 200 м. Расстояния между переломами должны обеспечивать возможность размещения на магистральных улицах общегородского значения с непрерывным движением вертикальных кривых и прямой вставки между ними не менее 50 м. На остальных магистральных улицах выпуклые и вогнутые смежные кривые допускается сопрягать между собой без устройства прямой вставки. Пересечения магистралей 9.1.33. Пересечения магистральных улиц в зависимости от категорий последних следует проектировать следующих классов: - транспортная развязка 1-го класса - полная многоуровневая развязка с максимальными параметрами; проектируется на пересечениях магистральных улиц общегородского значения I класса; - транспортная развязка 2-го класса - полная развязка основных направлений в разных уровнях с минимальными параметрами, с организацией всех поворотных направлений в узле без светофорного регулирования; проектируется на пересечениях магистральных улиц I и II классов; - транспортная развязка 3-го класса - полная развязка с организацией поворотного движения на второстепенном направлении со светофорным регулированием; проектируется на пересечениях магистральных улиц с непрерывным движением с магистральными улицами с регулируемым движением; - транспортная развязка 4-го класса - неполная развязка в разных уровнях; проектируется в сложных градостроительных условиях на пересечениях магистралей общегородского значения всех классов; - транспортная развязка 5-го класса - пересечение улиц и магистралей со светофорным регулированием. Организация светофорного регулирования на уличной сети определяется требованиями ГОСТ 23457-86. 9.1.34. Радиусы кривых на пересечениях в разных уровнях следует принимать для правоповоротных съездов 100 м (исходя из расчетной скорости движения 50 км/ч), на левоповоротных съездах - 30 м (при расчетной скорости 30 км/ч). Примечание. В условиях реконструкции при соответствующем технико - экономическом обосновании допускается уменьшать радиусы правоповоротных съездов до 25-30 м со снижением расчетной скорости движения до 20-25 км/час. 9.1.35. Радиусы закруглений бортов проезжей части улиц, дорог и разделительных полос следует принимать не менее, м: - для магистральных улиц с регулируемым движением - 15; - для улиц местного значения - 8. В сложившейся застройке радиусы закруглений допускается уменьшать, но принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением - 8 м, для местной сети - 5 м. 9.1.36. При пересечении магистральных улиц с железными дорогами в разных уровнях расстояние от верха головки рельса железнодорожных путей до низа пролетного строения путепровода следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-73. 9.1.37. В целях увеличения пропускной способности перекрестков следует устраивать на подходах к ним дополнительные полосы. Длина дополнительной полосы должна быть не менее 50 м, а длина отгона ширины дополнительной полосы - 30 м. 9.1.38. Расположение искусственных сооружений на горизонтальных и вертикальных кривых улиц и дорог на пересечениях в разных уровнях должно быть подчинено плану и профилю магистральных улиц. 9.1.39. В пределах искусственных сооружений поперечный профиль магистральных улиц следует проектировать таким же, как на прилегающих участках. Ширину центральной разделительной полосы на искусственных сооружениях пересечения допускается уменьшать до размеров, предусмотренных в табл. 9.1.5. 9.1.40. В расположенных на магистралях тоннелях, эстакадах и путепроводах, где в соответствии с градостроительной ситуацией не допускается пешеходное движение, следует предусматривать только служебные тротуары шириной 0,75 м. На путепроводах, мостах и в тоннелях, где градостроительная ситуация требует организации движения пешеходов, должно быть предусмотрено устройство тротуаров для пешеходного движения шириной не менее 3 м, отделенных от проезжей части ограждением. Габарит сооружения от уровня асфальтового покрытия (уровня головки рельсов) до низа потолочной части сооружения должен быть не менее 5,25 м. Примечание. В условиях реконструкции допускается уменьшать габарит сооружения от уровня асфальтового покрытия (уровня головки рельсов) до 5,0 м. 9.1.41. Расчетную скорость на съездах и въездах в пределах транспортных пересечений в зависимости от категорий пересекающихся магистралей следует принимать по данным табл. 9.1.13 (при условии примыкания справа). 9.1.42. Минимальные радиусы кривых как элементов переходных кривых на съездах должны приниматься в зависимости от расчетной скорости движения на основном направлении с учетом виража в соответствии с табл. 9.1.14. 9.1.43. Длину переходных кривых следует принимать согласно табл. 9.1.15. 9.1.44. Ширину проезжей части съездов и въездов на кривых в плане без учета дополнительных уширений следует принимать не менее: - при одностороннем движении: на однополосной проезжей части - 5,0 м, на двухполосной проезжей части - 8,0 м; - при двустороннем движении: на трехполосной проезжей части - 11,0 м, на четырехполосной проезжей части - 14,0 м. Величину уширения следует принимать в зависимости от радиуса кривых в плане согласно табл. 9.1.6. Таблица 9.1.13 ---------------------------------------------------------------- |Основное |Пересекающее|Расчетная скорость на съездах | |направление |направление |и въездах, км/ч | | | |----------------------------------| | | | Магистральные улицы | | | |----------------------------------| | | |Общегородского значения |Районного| | | |с движением |значения | | | |------------------------| | | | |непрерывным|регулируемым| | |--------------|------------|-----------|------------|---------| |Магистральные | | | | | |улицы: | | | | | |--------------|------------|-----------|------------|---------| |общегородского|Съезд | 50 | 40 | 40 | |значения | | | | | |--------------|------------|-----------|------------|---------| |с непрерывным |Въезд | 50 | 50 | 50 | |движением | | | | | ---------------------------------------------------------------- Примечание. В условиях реконструкции на съездах и въездах транспортных развязок при соответствующем обосновании расчетная скорость может быть уменьшена, но не более чем на 20 км/ч. Таблица 9.1.14 -------------------------------------------- |Расчетная |Минимальный радиус круговой | |скорость, |кривой, м (при уклоне виража)| |км/ч (на |-----------------------------| |основном | 20 промилле | 40 промилле | |направлении)| | | |------------|--------------|--------------| | 90 | 375 | 350 | |------------|--------------|--------------| | 80 | 300 | 275 | |------------|--------------|--------------| | 70 | 225 | 200 | |------------|--------------|--------------| | 60 | 175 | 150 | |------------|--------------|--------------| | 50 | 100 | 100 | |------------|--------------|--------------| | 40 | 75 | 75 | |------------|--------------|--------------| | 30 | 40 | 40 | -------------------------------------------- Примечание. Радиусы кривых на виражах приняты при коэффициенте поперечной силы, равном 0,15. Таблица 9.1.15 ----------------------------------------------------- |Расчетная скорость |Вираж, |Радиусы |Длина | |на съездах и въездах,|промилле|круговых |переходных| |км/ч | |кривых, м|кривых, м | |---------------------|--------|---------|----------| | 40 | 20 | 75 | 35 | | |--------|---------|----------| | | 40 | 75 | 35 | |---------------------|--------|---------|----------| | 50 | 20 | 100 | 55 | | |--------|---------|----------| | | 40 | 100 | 55 | |---------------------|--------|---------|----------| | 60 | 20 | 175 | 55 | | |--------|---------|----------| | | 40 | 150 | 60 | ----------------------------------------------------- 9.1.45. Ha съездах и въездах пересечений магистральных улиц с непрерывным движением необходимо предусматривать переходно - скоростные полосы. Длину переходно - скоростных полос разгона и торможения для горизонтальных участков следует принимать согласно табл. 9.1.16. Таблица 9.1.16 ---------------------------------------------------- |Расчетная скорость |Длина переходно - скоростных| |движения, км/ч |полос, м | |---------------------|----------------------------| |На основном|На съезде|Для торможения|Для разгона | |направлении| | | | |-----------|---------|--------------|-------------| | 60 | 20 | 130 | 175 | | |---------|--------------|-------------| | | 40 | 110 | 140 | |-----------|---------|--------------|-------------| | | 30 | 175 | 260 | | |---------|--------------|-------------| | 80 | 40 | 160 | 230 | | |---------|--------------|-------------| | | 50 | 150 | 185 | |-----------|---------|--------------|-------------| | | 20 | 250 | 390 | | |---------|--------------|-------------| | 100 | 30 | 240 | 380 | | |---------|--------------|-------------| | | 40 | 230 | 345 | | |---------|--------------|-------------| | | 50 | 210 | 320 | ---------------------------------------------------- Примечания: 1. Длина переходно - скоростной полосы разгона определена из условия свободного входа автомобилей на крайнюю правую полосу основного направления и полосы торможения - при условии свободного входа автомобилей на полосу торможения. 2. Скорость движения автомобилей по основному направлению принимают в зависимости от режима движения по крайней правой полосе основного направления. 3. При увеличении продольного уклона от 0 до 40 промилле на спуске длина полосы разгона уменьшается на 10-20%, торможения - увеличивается на 10-15%. При увеличении продольного уклона от 0 до 40 промилле на подъеме длина полосы разгона увеличивается на 15-30%, торможения - уменьшается на 10-15%. 9.2. Городской массовый пассажирский транспорт Общие положения 9.2.1. Система городского массового пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов городской территории с учетом перспектив развития города и региона. При разработке проекта организации транспортного обслуживания населения следует обеспечивать быстроту, комфорт и безопасность транспортных передвижений постоянного и временного населения города, а также - ежедневных мигрантов из пригородной зоны. Городским массовым пассажирским транспортом должно осваиваться 75-85% от общего годового объема городских пассажироперевозок; при поездках в центральные районы - не менее 90%. 9.2.2. Средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда следует обеспечивать в размере 50-55 мин. для 70-75% от общего числа трудозанятого населения города, до исторического центра города не более 45 минут. 9.2.3. Каркасом транспортной системы Москвы должен являться скоростной рельсовый пассажирский транспорт, система которого должна дополняться сетью наземного транспорта. Целостность транспортной системы города должна обеспечиваться созданием транспортно - пересадочных узлов, интеграцией видов рельсового транспорта. 9.2.4. Разработку схем организации транспортного обслуживания населения следует выполнять на основе Генерального плана развития г. Москвы и Комплексной схемы развития транспорта г. Москвы с учетом существующей сети массового транспорта, исходя из величин расчетных пассажирских потоков в течение "часа пик" на максимально загруженном перегоне и основных параметров различных транспортных систем - на основе сравнения вариантов - по технико - экономическим показателям, социально - градостроительным и экологическим характеристикам, существующей и ожидаемой загрузки улиц и узлов транспортными потоками, существующей и ожидаемой экологической обстановки, требований к сохранению памятников истории и культуры. 9.2.5. Вместимость подвижного состава следует принимать из следующих условий комфортности пассажироперевозок в среднем в течение "часа пик": - для скоростного рельсового транспорта - не более 3 стоящих пассажиров на 1 кв. м свободной площади пола пассажирского салона (при полностью занятых местах для сидения); - для наземных видов массового пассажирского транспорта - не более 5. При оценке и планировании работы пассажирского транспорта на ближайшие пять лет наполнение подвижного состава следует принимать соответственно не более 4,5 и 5,0. 9.2.6. Ориентировочные провозные способности и скорости сообщения различных видов транспорта следует определять, руководствуясь табл. 9.2.1, и уточнять расчетом. Метрополитен 9.2.7. Схему развития метрополитена, включая его виды (экспресс - метрополитен, мини - метрополитен, наземный легкий метрополитен) следует разрабатывать на основе генплана и КТС в увязке с планировочной структурой города, инженерно - транспортной инфраструктурой, предусматривая возможность интеграции и организации на перспективу маршрутное движение поездов по сети метрополитена. 9.2.8. Линии метрополитена должны связывать районы высокой концентрации жилой застройки и основных функциональных элементов города между собой с учетом направления формирования и мощности (размеров) основных пассажиропотоков. 9.2.9. Станции метрополитена следует размещать в центрах пассажироформирующих нагрузок жилых, производственных и общественных территорий, возле крупных многофункциональных комплексов и объектов системы общегородского центра, вблизи железнодорожных, речных и автобусных вокзалов и других объектов массового посещения, обеспечивая удобный подъезд и подход к ним. Пешеходную доступность станций метрополитена следует принимать не более 700 м, транспортную - не более 2200 м. В центральной части города следует обеспечивать пешеходную доступность всех станций метрополитена не более 500 м. 9.2.10. Для обеспечения возможности устройства удобных пересадочных узлов (в соответствии с пп. 9.2.43-9.2.45) станции метрополитена следует размещать в максимальном приближении к существующим и проектируемым станциям других линий скоростного транспорта (метрополитена, железной дороги и других - в местах их пересечений). Расстояния между станциями метрополитена следует принимать, как правило, 1,2-2,0 км, но не менее 800 м, в центральной части города расстояние между станциями определяется конкретными градостроительными условиями. 9.2.11. При проектировании линий, сооружений и устройств метрополитена рекомендуется руководствоваться Пособием по проектированию метрополитенов, утвержденным Государственной корпорацией "Трансстрой" 26.06.92 N МЩ-120. Таблица 9.2.1 ---------------------------------------------------------------------------------- | N | Вид транспорта | Максимальная | Количество| Ориентировочная| Скорость | |п/п| | частота | вагонов | провозная | сообщения,| | | | движения, пар | в составе | способность, | км/час | | | | поездов в "час| | тыс. пас. | | | | | пик" (един. | | в "час пик" | | | | | подвижного | | | | | | | состава) | | | | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |1. | Метрополитен: | | | | | | | действующей | 40 | 6-8 | 40,0-54,0 | 35-45 | | | системы | | | | | | | экспресс - | 40 | 8-10 | 54,0-68,0 | 50-55 | | | метрополитен | | | | | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |2. | Пригородно - | 14-28 | 10-12 | 23,0-55,0 | 45-55 | | | городская | | | | | | | железная | | | | | | | дорога | | | | | | | 2-4-путная | | | | | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |3. | Городской | 14-30 | 4-6 | 15,0-30,0 | 25-35 | | | скоростной | | | | | | | внеуличный | | | | | | | рельсовый | | | | | | | транспорт - | | | | | | | мини - | | | | | | | метрополитен, | | | | | | | наземный | | | | | | | легкий | | | | | | | метрополитен | | | | | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |4. | Скоростная | 14 | 6 | 20,0 | 70-80 | | | транспортная | | | | | | | система | | | | | | | город - | | | | | | | аэропорт | | | | | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |5. | Трамвай | 30 | 1-2 | 3,4-6,8 | 15-20 | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |6. | Автобус: | Определяется | | | | | | | условиями | | | | | | | организации | | | | | | | дорожного | | | | | | | движения | | | | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| | | экспресс | | 1 | - | 25-35 | |---|-------------------|---------------|-----------|----------------|-----------| |