ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 4 апреля 2005 г. N 1566-ВС (Д) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении порядка оказания мер социальной поддержки жертвам политических репрессий информирует. Законодательство, регулирующее вопросы социальной поддержки и восстановления в правах жертв политических репрессий, состоит из Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон), принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов, других законодательных актов, а также законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законом и решениями Правительства Российской Федерации определены категории граждан, подвергшихся политическим репрессиям, предусмотрено их право на получение мер социальной поддержки, денежной компенсации (в размере до 10000 рублей) за время лишения свободы, а при определенных условиях и за утраченное имущество, а также установлен механизм их выплаты. Предварительным условием выплаты компенсации является проведение на индивидуальной основе реабилитации репрессированных граждан правоохранительными органами Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено перераспределение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области межбюджетных и налоговых отношений, в том числе и в части финансирования социальных гарантий, предоставляемых различным категориям граждан. Указанным Законом вопросы социальной поддержки жертв политических репрессий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ поступающей от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации позволяет сделать вывод, что во всех регионах приняты законы о социальной поддержке данной категории граждан. Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" внесены изменения не только в части порядка предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан, но и в части порядка реабилитации, обеспечения жильем. В частности, с 1 января 2006 года утрачивает силу часть 2 статьи 7 Закона, определяющая возможность установления при отсутствии документов факта применения репрессии на основании свидетельских показаний в судебном порядке. С 1 января 2005 года реабилитированные лица и члены их семей в случае возвращения на прежнее место жительства принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. К расходным обязательствам Российской Федерации отнесено возмещение реабилитированным лицам и их наследникам причиненного в связи с репрессиями материального вреда. Финансирование расходных обязательств Российской Федерации, обязательств по выплате денежных компенсаций, предусмотренных законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежные компенсации реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения имущество утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 635. Порядок возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из их владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещение его стоимости или выплаты компенсации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий". Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. В связи с изложенным, обращаем внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых указанные выше комиссии не созданы, на необходимость принятия неотложных мер в целях организации работы комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выплата денежной компенсации лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и реабилитированным в установленном порядке, производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 160. Выплаты компенсаций и предоставление мер социальной поддержки производятся на основании удостоверений единого образца, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 160 и от 3 мая 1994 г. N 419. Поддержание материального положения лиц, пострадавших от политических репрессий, в период проведения мероприятий по реформированию системы льгот в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможно также в рамках реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Указанным Федеральным законом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принимать законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, определяющие размеры, порядок и условия назначения и выплаты лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, государственной социальной помощи. В целях оперативного уточнения социальной политики государства по отношению к данной категории граждан, координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по социальной поддержке лиц, пострадавших от политических репрессий, в том числе с привлечением внебюджетных средств и благотворительных пожертвований, возможно создание базы данных о социальном положении указанной категории граждан. В базу данных представляется целесообразным включить сведения об уровне жизни, в том числе размерах пенсии, социальных выплат и других доходов, о правовых основаниях получения мер социальной поддержки, предоставляемых социальных услугах, обеспеченности медицинской, протезно-ортопедической помощью и социальным обслуживанием, сведения о жилищных условиях, о состоянии занимаемого жилья и необходимости улучшения или ремонта, другой необходимой информации. Аналогом базы данных может служить федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. Вр.и.о. Министра В.И.СТАРОДУБОВ 4 апреля 2005 г. N 1566-ВС |