Страницы: 1 2 О МАКЕТАХ ПРОГРАММ ПО ВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 19 июля 1999 г. N 24-2/165 (НЦПИ) МПР России направляет утвержденные "Макеты программ по ведению государственного мониторинга водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях". Разработанные территориальные и бассейновые программы по ведению мониторинга на 2000 г. прошу представить в МПР России до 1 октября 1999 г. Руководитель Департамента водного хозяйства МПР России О.Н. Казанцев 19 июля 1999 г. N 24-2/165 УТВЕРЖДЕНЫ МПР России 5 июля 1999 года МАКЕТЫ программ по ведению государственного мониторинга водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях Макеты по разработке территориальной и бассейновой программ по ведению государственного мониторинга водных объектов разработаны рабочей группой в составе: Абросимова В.С., Антонов В.Н., Кочетков М.В., Лебедева Е.С., Набродов Б.С. - МПР России; Гомберг И.Г., Лазаренко В.Н. - ЦРГЦ; Мелихов В.А. - ЦРР ГВК; Науменко Ю.А. - ГЦВМ; Язвин Л.С. - ГИДЭК. I. Общие положения 1.1. Макеты подготовлены в качестве методического пособия для территориальных органов МПР России при разработке ими программ по ведению государственного мониторинга водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях. 1.2. Государственный мониторинг водных объектов (ГМВО) осуществляется на основе "Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307. В соответствии с указанным Положением 1.2.1. Государственный мониторинг водных объектов включает: - регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; - сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; - создание и ведение банков данных; - оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод. 1.2.2. Государственный мониторинг водных объектов состоит из: - мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей (ГМПВО); - мониторинга подземных водных объектов (ГМПВ); - мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХС). 1.2.3. Государственный мониторинг подземных водных объектов осуществляется в составе государственного мониторинга геологической среды (ГМГС). 1.2.4. ГМВО ведется Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченным федеральным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом, который осуществляет мониторинг поверхностных вод, в том числе наблюдение за качеством поверхностных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды. 1.2.5. Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях. На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами МПР России, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации. На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы МПР России и Росгидромета во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень. На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы МПР России и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается МПР России и Росгидрометом. На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке. 1.3. Ведение мониторинга различных уровней проводится в соответствии с программами мониторинга. Программа является основным документом для финансирования работ по ГМВО. С целью унификации проектирования и проведения работ по ГМВО, конкретизации решаемых задач и методов их решения разработаны макеты программ территориального и бассейнового уровня (далее в целях сокращения вводятся условные термины: "территориальные программы", "бассейновые программы"). 1.4. Территориальные программы ГМВО по территории соответствующего субъекта Российской Федерации разрабатываются по заданию территориальных комитетов природных ресурсов (КПР), либо, в тех субъектах, где отсутствует единый комитет, а действуют соответственно комитет по геологии и использованию недр и комитет водного хозяйства по заданию указанных комитетов. При этом в первом случае возможна как разработка единой программы мониторингов ГМГС и ГМВО, так как ответственность за проведение обоих видов мониторинга возложена на КПР, либо подготовка двух автономных, но взаимоувязанных программ, - соответственно по: 1) ГМПВО и ГМВХС; 2) ГМГС, в составе которой рассматривается ГМПВ. При разработке единой программы она должна состоять из двух перечисленных разделов. Раздел по ГМПВО и ГМВХС составляется в соответствии с настоящим макетом, а раздел по ГМГС, включающий ГМПВ, должен выполняться в соответствии с "Макетом программы работ по ведению государственного мониторинга геологической среды на территории субъекта Федерации", утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации 20.01.98 г. Во втором случае составляются две программы: 1) программа ГМГС (комитет по геологии и использованию недр) в соответствии с указанным макетом; 2) программа ГМПВО и ГМВХС (комитет по водному хозяйству) в соответствии с настоящим макетом. 1.5. Бассейновые программы разрабатываются по ГМПВО и ГМВХС бассейновыми водохозяйственными (водными) управлениями (БВУ), либо по их заказу производственными организациями по зоне деятельности БВУ. Их разработка осуществляется главным образом на базе территориальных программ, а также на основе материалов подведомственных БВУ управлений эксплуатации водохранилищ. 1.6. В настоящей работе приводятся макеты территориальной и бассейновой программ ГМПВО и ГМВХС. В программах обязательными являются разделы по оценке состояния водных объектов и характеристика источников загрязнения на современный период, анализу проводимых наблюдений, оценке достаточности получаемых материалов для решения поставленных задач и разработке схемы размещения наблюдательных пунктов с учетом пунктов наблюдений других министерств и ведомств. 1.7. Основное целевое назначение программ ГМПВО и ГМВХС - обоснование видов, объемов и стоимости работ по оценке состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов, оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. 1.8. Финансирование работ по реализации территориальных программ предусматривается за счет экологических фондов, платы за пользование водными объектами, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет и средств водопользователей. Финансирование работ по реализации бассейновых программ предусматривается за счет платы за пользование водными объектами, зачисляемой в федеральный бюджет. 1.9. Разработанная территориальная программа ГМПВО и ГМВХС утверждается Председателем КПР (теркомвода) по согласованию с БВУ и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляется в соответствующее БВУ до 1 августа и в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому. Если КПР составляет единую программу ГМГС и ГМВО, то ее раздел по ГМПВО и ГМВХС согласовывается с БВУ и представляется в БВУ в вышеуказанные сроки. Разработанная бассейновая программа утверждается начальником БВУ и представляется в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому. 1.10. В программах указываются: структура программы: какие подсистемы государственного мониторинга водных объектов намечены на планируемый год; техническое обеспечение; информационное и финансовое взаимодействие КПР (теркомвода) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с органами, осуществляющими ведение ГМПВО и ГМВХС; - методы определения сметной стоимости видов работ по ГМПВО и ГМВХС; - авторы, участвовавшие в подготовке программы. 1.11. При подготовке программ следует руководствоваться тем, что согласно "Положению о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 г. N 307 МПР России и его территориальные органы: совместно с Росгидрометом и его территориальными органами обеспечивают создание и развитие Государственной наблюдательной сети (ГНС) станций и постов на водных объектах и ведут ГМПВО; координируют работы, связанные с ведением ГМПВО; создают наблюдательную сеть постов на подведомственных водохозяйственных системах и сооружениях, осуществляют ведение ГМВХС на них; контролируют и координируют ведение ГМВХС водопользователями. 1.12. Важным направлением в ведении ГМПВО является создание и развитие ГНС. Согласно федерального закона "О гидрометеорологической службе" специально уполномоченный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), его территориальные органы и организации обеспечивают формирование и функционирование государственной наблюдательной сети, которая в части мониторинга водных объектов представляет собой системы стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими, химическими и гидробиологическими процессами, происходящими в водной среде, определения гидрометеорологических характеристик, а также определения уровней ее загрязнения. Государственная служба наблюдений выполняет работы федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также работы специального назначения по заказам физических, юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К работам федерального назначения относятся наблюдения: - в районах городов с населением более 1 млн. жителей; - при пересечении реками Государственной границы (пограничных водных объектов); - на замыкающих створах больших и средних рек (по ГОСТ 17.1.1.02); - в устьях загрязненных притоков больших рек и водоемов (по ГОСТ 17.1.1.02); - в районах повторяющихся аварийных сбросов загрязняющих веществ и заморных явлений среди водных организмов; - на незагрязненных участках водоемов и водотоков, а также водоемах и водотоках, расположенных на территории государственных заповедников и природных национальных парков. К работам специального назначения относятся наблюдения: - в районах городов с населением менее 1 млн. жителей; - в районах сброса сточных вод отдельно стоящими крупными предприятиями; - в местах нереста и зимовья ценных и особо ценных видов промысловых организмов (по ГОСТ 17.1.2.04); - в районах организационного сброса сточных вод, в результате чего наблюдается высокая загрязненность воды; - на важных для рыбного хозяйства предплотинных участках рек; - в местах организованного сброса дренажных сточных вод с орошаемых территорий и промышленных сточных вод. В зависимости от размеров и значимости водных объектов, степени их загрязнения, характера их использования, пункты наблюдений на водных объектах подразделяются на 4 категории по видам программ наблюдений (РД 52.247309-92). Сюда же следует относить пункты наблюдений для определения фонового состояния водных объектов на участках, не подверженных прямому антропогенному воздействию. 1.13. С учетом изложенного в п.п.1.11.-1.12. при подготовке Программ рекомендуется КПР (теркомводами) и БВУ совместно с территориальными органами Росгидромета проанализировать состояние ГНС и определить, достаточна ли она для решения федеральных задач на территории субъекта Российской Федерации и в зоне деятельности БВУ. В случае, если пунктов наблюдений ГНС недостаточно для решения федеральных задач, БВУ и КПР (теркомводы) предлагают соответствующему территориальному органу Росгидромета рассмотреть возможность создания дополнительных пунктов наблюдений либо реконструкции устаревших пунктов ГНС за средства Росгидромета. При невозможности создания (реконструкции) пунктов ГНС территориальным органом Росгидромета, КПР (теркомвод) и БВУ создают собственные пункты наблюдений за свои средства для решения федеральных задач. При этом БВУ и КПР (теркомводы) должны обеспечить единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием водных ресурсов на этих наблюдательных пунктах в соответствии с требованиями Росгидромета. В последующем указанные наблюдательные пункты с согласия Росгидромета могут быть включены в государственную наблюдательную сеть. 1.14. В целях упорядочения терминологии и упрощения работ по подготовке программ условно принимается следующее деление наблюдательной сети ГМПВО и ГМВХС: ГНС - государственная наблюдательная сеть (сеть Росгидромета), БНС - бассейновая наблюдательная сеть (сеть наблюдений БВУ, включая сеть подведомственных управлений эксплуатации водохранилищ), ТНС - территориальная наблюдательная сеть (сеть наблюдений территориальных органов Госкомэкологии России, Минздрава России, Госкомрыболовства России и других министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, КПР и теркомводов МПР России), МНС - муниципальная наблюдательная сеть (сеть органов власти городов и других населенных пунктов), ЛНС - локальная наблюдательная сеть (сеть водопользователей). 1.15. При подготовке программ по ведению мониторинга внутренних морских вод и территориального моря рекомендуется руководствоваться следующим. 1.15.1. Система мониторинга состояния внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - морских водных объектов), выполняемый МПР России и его подразделениями подразделяется на 2 уровня: федеральный и территориальный. Мониторинг на федеральном уровне проводится НИИ и другими подразделениями МПР России по специальным многолетним программам, утверждаемым техсоветом МПР России, в основном за счет средств федерального бюджета с привлечением прочих источников. Мониторинг на территориальном уровне выполняется территориальными органами МПР России, либо по их заказу специализированными организациями за счет источников финансирования поименованных в п.1.8. 1.15.2. Территориальная программа мониторинга морских водных объектов разрабатывается территориальными органами МПР России, либо по их заказу любой научной или проектной организацией, имеющей лицензию (полномочия) на проведение подобных разработок. Программа согласовывается с администрацией субъекта федерации и территориальным подразделением ФПС России, руководителями подразделений МПР России, утверждается председателем КПР и руководителем подразделения МПР России, ответственным за проведение мониторинга морских водных объектов. Программа представляется на рассмотрение в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому. Территориальная программа мониторинга морских водных объектов должна содержать: описание района наблюдений (в рамках деятельности КПР или теркомвода). Прилагаются карты-схемы соответствующего масштаба (1 : 1000000 или более подробные) с нанесенными объектами водопользования, станциями наблюдения, гидрологическими характеристиками; данные о состоянии водного объекта на момент составления программы, приводятся гидрохимические и гидрологические характеристики, направления течений, основные климатические характеристики района наблюдений, фоновые характеристики загрязнения морской среды, класс загрязненности морских вод, квалификация рыбохозяйственной категории водоема, анализируется тенденция в изменении качества морской среды за последние 5 лет и приводятся сведения, объясняющие причины изменений; перечень всех водопользователей водного объекта с указанием вида и срока деятельности; состав наблюдательной сети различных ведомств (в основном Росгидромета и Госкомэкологии) и вневедомственной, действующей на данной акватории; описание используемых при этом лабораторий, плавсредств, методик и т.п.; указания на тенденции сокращения или увеличения количества наблюдений; обоснование выбора станций (с указанием горизонтов наблюдений по глубинам) и частоты наблюдений, их привязка к существующим станциям фонового мониторинга; обоснованный перечень ингредиентов морской воды и донных осадков (гидрохимические показатели, температура воды, показатели загрязнения), по которым предполагается проводить наблюдения; характеристику плавсредства (судна), с которого производится отбор проб и средств отбора проб воды и донных осадков, сведения о первичной пробоподготовке, проводимой на борту судна. 1.15.3. Экономическое обоснование программы должно содержать: Расчет стоимости каждого анализа (считается на 10 проб), в том числе, - стоимость реактивов, затраченных на анализ, - амортизация аналитического прибора и вспомогательного оборудования, - затраты на отбор пробы (включая эксплуатацию судна и механизмов отбора, экспедиционной машины, стоимость горючего для судна и машины), - суммарные трудозатраты в зависимости от квалификации персонала, - расчет стоимости выполнения всей программы (по месяцам), включая также стоимости информации получаемой от других ведомств; - стоимость электронных карт, средств связи и дистанционного наблюдения и т.д.; - указание источников финансирования программы - местный бюджет, внебюджетные источники, в том числе фонды, средства водопользователей. II. Макет территориальной программы по ведению государственного мониторинга поверхностных водных объектов и государственного мониторинга водохозяйственных систем и сооружений на территориальном уровне Макет обложки территориальной программы Министерство природных ресурсов Российской Федерации Комитет природных ресурсов (водного хозяйства) субъекта Российской Федерации Программа работ по ведению государственного мониторинга поверхностных водных объектов и государственного мониторинга водохозяйственных систем и сооружений на территории ----------------------------на---- год (наименование субъекта Российской Федерации) Город, год Макет титульного листа территориальной программы Министерство природных ресурсов Российской Федерации Комитет природных ресурсов (водного хозяйства) субъекта Российской Федерации ----------------------------------------------------------------------- | Согласовано: | Согласовано: | Утверждаю: | | Заместитель Главы | | Председатель | | администрации | Начальник ----------- | Комитета природных | | субъекта Российской | --------------------- | ресурсов | | Федерации | ------------------БВУ | (теркомвода) | | | | -------------------- | | | | (наименование | | | | субъекта РФ) | |---------------------|-----------------------|-----------------------| | ----------- Ф.И.О. | ----------- Ф.И.О. | -------------- Ф.И.О. | | (подпись) | (подпись) | (подпись) | | "---"---------- г. | "---" ---------- г. | "---" ------------ г. | ----------------------------------------------------------------------- Программа работ по ведению государственного мониторинга поверхностных водных объектов и государственного мониторинга водохозяйственных систем и сооружений на территории ---------------------------- на ---- год (наименование субъекта Российской Федерации) Руководитель органа, подготовившего программу -------------------------------------- Ф.И.О. (подпись) Должность составителя программы ---------------------------------------------------- Ф.И.О. (подпись) Город, год Макет технического задания Утверждаю: Председатель КПР (теркомвода) --------------------------- (наименование субъекта РФ) --------------------- Ф.И.О. "--" -------------------- года Техническое задание на разработку программы на ведение ГМПВО и ГМВХС на территориальном уровне 1. Основание выдачи задания ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 2. Цели и задачи программы 3. Ожидаемые результаты и графики выполнения работ 4. Представляемые материалы Начальник отдела КПР (теркомвода) ----------------------------------------- И.О.Фамилия (подпись) Введение Отмечается: что программа является составной частью территориальной программы водоохранных и водохозяйственных работ; основное целевое назначение программы: обоснование видов, объемов и стоимости работ по оценке состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов, оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Указывается: структура программы; орган, осуществляющий ведение ГМПВО и ГМВХС; техническое обеспечение; информационное и финансовое взаимодействие КПР (теркомводов) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с органами осуществляющими ведение ГМПВО и ГМВХС; методы определения сметной стоимости и видов работ; авторы подготовки программы. 1. Государственный мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей (ГМПВО) 1.1. Объекты ГМПВО и их краткое гидрографическое описание Перечисляются и кратко описываются основные водные объекты, на которых ведутся либо намечаются Программой наблюдения: реки, ручьи, озера, болота, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. 1.2. Характеристика антропогенного воздействия на водные объекты Дается характеристика источников загрязнения, количественные и качественные характеристики сбрасываемых сточных вод, степень их очистки, состояние контроля за источниками загрязнения. 1.3. Характеристика современного гидрологического и гидрохимического состояния водных объектов Приводится краткая характеристика состояния водных объектов (поверхностных водных объектов суши и вод морей): водность рек по сравнению с прошлогодней и среднемноголетней водностью; качество воды с учетом установленных норм качества, данные изменений уровня загрязненности вод, связь этих изменений с деятельностью предприятий - водопользователей, особенно тех, которые сбрасывают сточные воды; дается количественная оценка качества воды водных объектов, определяется индекс загрязнения воды (ИЗВ) и на его основе - класс качества воды в соответствии с "Методическими рекомендациями по формализованной количественной оценке поверхностных и морских вод по гидрохимическим показателям", разработанным Росгидрометом. В обязательном порядке следует отметить все участки водных объектов, на которых произошло ухудшение качества вод (и причины этого ухудшения). Объяснить причины улучшения качества вод, если таковое произошло) и связь их с водоохранными мероприятиями либо другими факторами (например, со спадом производства). 1.4. Характеристика действующей сети наблюдений за количественными и качественными показателями вод Дается характеристика пунктов наблюдений за состоянием водных объектов ГСН Росгидромета, ТСН территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе КПР (теркомводов); органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ЛНС водопользователей: количество пунктов наблюдений всего, в том числе пункты гидрологических, гидрохимических, гидробиологических, комплексных наблюдений; состояние наблюдательных пунктов, их оснащенность; тенденции сокращения (наращивания) наблюдательной сети за последние 5 лет. Оценивается сопоставимость и полученных данных наблюдений и достаточность наблюдений для принятия управленческих решений. Даются предложения по изменению и развитию сети. Пункты наблюдений показываются на карте-схеме (таблица 1). Таблица 1 Условные обозначения к карте-схеме расположения существующих и намечаемых пунктов наблюдения ГМПВО -------------------------------------------------------------------------- | NN | Ведомственная принадлежность пунктов | Пункты наблюдения | | п/п | наблюдения | | |-----|--------------------------------------|---------------------------| | 1. | МПР России: | Существующие | Намечаемые | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | | КПР (теркомвод) (ТНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | | БВУ (БНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | 2. | Росгидромет (ГНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | 3. | Госкомэкологии России (ТНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | 4. | Минздрав России (ТНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | 5. | Органы исполнительной власти | | | | | субъекта РФ (ТНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | 6. | Водопользователи (ЛНС) | | | |-----|--------------------------------------|--------------|------------| | 7. | Другие территориальные органы (ТНС) | | | -------------------------------------------------------------------------- Карта-схема составляется на любой топографической основе, совместимой с системой Arc View. Для территориальной программы рекомендуется масштаб 1:200000 - 1:1000000. Таблица 2 Перечень существующих пунктов наблюдений (по состоянию на 01.01. ------- года) ------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Местоположение | Вид | Ориентировочные | Организация, | | пункта | бассейна | пункта | наблюдений | затраты на | ведущая | | наблюдения | водного | наблюдений | | содержание | наблюдения | | | объекта; | (км от | | наблюдательной | | | | водный | устья) | | сети* | | | | объект | | | | | |-------------|----------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-------------|----------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | 1. | | | | | | |-------------|----------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | 2. | | | | | | |-------------|----------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | 3. | | | | | | |-------------|----------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | и т.д | | | | | | |-------------|-----------------------------------|------------|-----------------|--------------| | Итого: | (общее кол-во пунктов) | | | | |-------------------------------------------------|------------|-----------------|--------------| | В том числе: | | | | |-------------------------------------------------|------------|-----------------|--------------| | Росгидромет | + | | | | |------------------------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | КПР (теркомвод) | + | | | | |------------------------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | Госкомэкология | + | | | | |------------------------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | Минздрав | + | | | | |------------------------------|------------------|------------|-----------------|--------------| | и т.д. | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- Нумерация пунктов наблюдения проводится от истока водного объекта до устья. Графа 4: Гх - гидрохимические наблюдения, ГЛ - гидрологические наблюдения, ГБ - гидробиологические наблюдения. ------------------------------ * Примечание: В целом по каждому ведомству. 1.5. Виды, объемы и стоимость намечаемых работ по ведению ГМПВО 1.5.1. Сбор, анализ и обобщение имеющейся информации по современному состоянию ГМПВО КПР (теркомводы) производят сбор, анализ, обработку и обобщение информации по мониторингу, ведущемуся всеми министерствами и ведомствами, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями. Производится расчет затрат труда и стоимости этих работ, которые показывают, согласно таблицы 3. Таблица 3 Затраты труда и стоимость работ по сбору, анализу и обобщению материалов по зоне деятельности -------------- КПР (теркомвода) на -------------------- год (планируемый) ---------------------------------------------------------------------- | NN | Вид работ | Затраты труда | Стоимость работ | | п./п.| | (чел./дни) | (тыс.руб.) | |------|------------------|---------------------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | ---------------------------------------------------------------------- Смета составляется по форме 3 П. 1.5.2. Создание новых и реконструкция существующих пунктов наблюдений на водных объектах Пункты наблюдений организуют в первую очередь на водотоках и водоемах, имеющих большое значение для экономики национального хозяйства, а также на водных объектах, подверженных значительному загрязнению промышленными, хозяйственно-бытовыми и сельскохозяйственными сточными водами. На незагрязненных сточными водами водных объектах создаются пункты для фоновых наблюдений. Пункты наблюдений организуют на водных объектах в районах: расположения городов и крупных населенных пунктов, сточные воды которых сбрасываются в водные объекты; сброса сточных вод промышленными предприятиями, территориально - производственными комплексами; организованного сброса сточных вод объектами сельского хозяйства; мест нереста и зимовья ценных и особо ценных видов промысловых рыб; забора воды для питьевых и иных целей; трансграничных водных объектов; пересечения реками границ субъектов Российской Федерации; замыкающих створов рек; устьев загрязненных притоков. В пунктах наблюдений организуют один или несколько створов. Один створ на водотоках устанавливают при отсутствии организованного сброса сточных вод в устьях загрязненных притоков, на незагрязненных участках водотоков, предплотинных участках рек, в местах пересечения рек государственной границы и границ между субъектами Российской Федерации. При организованном сбросе сточных вод на водотоках устанавливаются два створа и более. Один из них располагается выше источника загрязнения (вне влияния сточных вод), а второй - ниже этого источника. При наличии группы близко расположенных друг к другу выпусков сточных вод верхний створ располагается выше первого выпуска, а нижний - ниже последнего. Расстояние верхнего и нижнего створов от выпуска(ов) сточных вод определяется с учетом всего комплекса условий, влияющих на характер распространения загрязняющих веществ в водотоке. На водоемах наблюдения проводятся по водоему в целом или на отдельных загрязненных участках. При наблюдениях на водоеме в целом устанавливают не менее трех створов по возможности равномерно распределенных по акватории. При наблюдении на определенных загрязненных участках водоемов створы устанавливают с учетом условий водообмена водоемов. Создание сети пунктов наблюдений, установление их категорийности осуществляется в соответствии с методическими указаниями Росгидромета РД 52.24.309-92 КПР (теркомводы) совместно с территориальными органами Росгидромета и БВУ: намечают создание новых и реконструкцию существующих станций и постов государственной наблюдательной сети (ГНС), определяют стоимость и сроки их строительства, намечают, по каким из них заказчикам будет УГМС Росгидромета, а по каким КПР (теркомвод) и (или) БВУ; получают информацию о намечаемом создании (реконструкции) пунктов наблюдений ТНС, заказчиками которых являются территориальные органы других федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при необходимости дают предложения указанным органам по уточнению местоположения новых пунктов и срокам их строительства; определяют совместно с водопользователями пункты наблюдений ЛНС и сроки их строительства, имея в виду, что строительство ЛНС ведется по заказу водопользователей. С учетом вышеуказанных работ КПР (теркомводы) определяют дополнительные пункты наблюдений ТНС, строительство которых будет осуществляться по заказу КПР (теркомвода) за счет отчислений на восстановление и охрану водных объектов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации и за счет территориальных экологических фондов. К разделу 1.4.2. прилагаются: перечень пунктов наблюдений ГМПВО, намечаемых к строительству (реконструкции) на планируемый год сторонними организациями по зоне деятельности КПР (теркомвода) таблица 4; перечень пунктов ГМПВО, намечаемых к строительству (реконструкции) по заказу КПР (теркомвода) на планируемый год, таблица 5. Пункты наблюдений, намечаемые к строительству, наносятся на карту-схему (таблица 1). 1.5.3. Наблюдения за состоянием водных объектов В зависимости от категорийности станций и постов, наблюдения на них за состоянием водных объектов проводятся либо комплексные по гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическим показателям, либо по одному из этих показателей. Пункты наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях, как правило, должны совпадать со створами наблюдений за поверхностными водами. Таблица 4 ПЕРЕЧЕНЬ пунктов наблюдений ГМПВО, намечаемых к строительству (реконструкции) КПР (теркомводами) и сторонними организациями по зоне деятельности --------------------------------------- КПР (теркомвода) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N пункта | Наименование | Местоположение | Вид | Сроки | Сметная | Объем финансирования по годам | Организация - | | наблюдения | бассейна | пункта | наблюдений | строительства | стоимость |----------------------------------| заказчик | | | водного | наблюдения (км | | | тыс. руб. | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | строительства | | | объекта; | от устья) | | | | год | год | год | год | год | наблюдательного | | | водный объект | | | | | | | | | | пункта. | | | | | | | | | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Бассейн | (обще ко-во | | | | | | | | | | | | р.Камы | пунктов) | | + | + | + | + | + | + | + | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | 23 | р.Кама | | Гх, | 1999 - | | | | | | | | | | | | гл. | 2000 гг. | + | + | + | + | + | + | КПР | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Бассейн | (обще ко-во | | 1999 - | | | | | | | | | | р.Вятки | пунк.) | | 2003 гг. | + | + | + | + | + | + | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | 45 | р.Вятка | | Гх, | 2003 | + | | | | | + | СЭС | | | | | гб | | | | | | | | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Бассейн | (обще ко-во | | | | | | | | | | | | С.Двины | пунк.) | | | | | | | | | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | 10 | р.Юг | | Гл,гх. гб | 2002 | + | + | + | + | + | + | Росгидромет | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Итого: в том | (общее | | 1999- | + | + | + | + | + | + | | | | числе: | количество | | 2003 | | | | | | | | | | | пунктов) | | г. | | | | | | | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | КПР | | | | | | | | | | | | | (теркомводы) | - " - | | + | + | + | + | + | + | + | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Росгидромет | - " - | | + | + | + | + | + | + | + | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Госком - | - " - | | + | + | + | + | + | + | + | | | | экология | | | | | | | | | | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | Минздрав | - " - | | + | + | + | + | + | + | + | | |------------|---------------|-----------------|------------|---------------|-------------|------|------|------|------|------|-----------------| | | и т.д. | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------- Гр.4: Гх. - гидрохимические наблюдения; Гл. - гидрологические наблюдения; Гл. - гидрологические наблюдения. Указываются только бассейны притоков первого порядка основных рек. Таблица 5 Перечень пунктов наблюдений ГМПВО, намечаемых к строительству (реконструкции) по заказу КПР (теркомвода) на --------------- год планируемый --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Местоположение | Вид | Сроки | Сметная | Объем | Из них по | | пункта | бассейна | пункта | наблюдений | строительства | стоимость | финансирования | источникам | | наблюдения | водного | наблюдения | | | (тыс. | на ----------- | финансирования | | | объекта; | (км от устья) | | | руб.) | год |-------------------------| | | водный объект | | | | | (планируемый) | ФБ | СФ | Экологический | | | | | | | | | | | фонд | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | | | | | | | | | | | |------------|------------------------------------------------------------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | | Пункты наблюдений ГНС | | | | | | |------------|------------------------------------------------------------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | 1. | | | | | | | | | | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | 2. | | | | | | | | | | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | 3. | | | | | | | | | | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | Итого | | | | | | | | | | |------------|------------------------------------------------------------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | | Пункты наблюдений ТНС | | | | | | |------------|------------------------------------------------------------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | 1. | | | | | | | | | | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | 2. | | | | | | | | | | |------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | Итого: | | | | | | | | | | -------------|----------------|--------------------|------------|---------------|------------|--------------------|----|----|---------------| | Всего: | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ФБ - отчисления, поступающие на восстановление и охрану водных объектов в федеральный бюджет. СФ - отчисления, поступающие на восстановление и охрану водных объектов в бюджет субъектов Российской Федерации. Виды, состав, периодичность наблюдений, отбор проб определяется в соответствии с методическими указаниями Росгидромета РД 52.24.309-92 с учетом "Правил охраны поверхностных вод от загрязнений" и воздействий сбрасываемых в водные объекты сточных вод. В данном разделе приводится расчет затрат времени, труда и стоимости работ на производство наблюдений, выполняемых КПР (теркомводами), а также приводятся данные по стоимости наблюдений за состоянием водных объектов, проводимых другими ведомствами и водопользователями. Стоимость работ по проведению наблюдений показывается в таблице 6. Таблица 6 Стоимость работ по проведению наблюдений за состоянием водных объектов ---------------- году (планируемом) ---------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование органа, проводящего | Стоимость работ | | п./п. | наблюдения | (тыс.руб.) | |-------|---------------------------------------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | |-------|---------------------------------------|--------------------| | 1. | УГМС Росгидромета | | |-------|---------------------------------------|--------------------| | 2. | Территориальные органы Госкомэкологии | | | | | | |-------|---------------------------------------|--------------------| | 3. | ..................................... | | |-------|---------------------------------------|--------------------| | 4. | Водопользователи | | |-------|---------------------------------------|--------------------| | | Итого | | |-------|---------------------------------------|--------------------| | | КПР (теркомвод) | | |-------|---------------------------------------|--------------------| | | Всего | | ---------------------------------------------------------------------- 1.5.4. Сбор метеорологических данных и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМПВО Предусматривается стоимость работ, выполняемых КПР (теркомводами) по сбору метеорологических данных (по запросу) и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМПВО. Стоимость работ по сбору данных указывается в таблице 7. Таблица 7 Стоимость работ по сбору метеорологических данных и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМПВО в --------------- году (планируемом) ---------------------------------------------------------------------- | NN | Вид собираемых материалов | Стоимость | | п/п | | работ, | | | | тыс.руб. | |-----|------------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |-----|------------------------------------------------|-------------| | 1 | Сбор метеорологических данных (по запросу) | | |-----|------------------------------------------------|-------------| | 2 | Сбор данных о подземных водах (уровенный и | | | | химический режим, характер взаимосвязи | | | | поверхностных вод с подземными, доля питания | | | | поверхностных вод за счет подземных и др.) | | ---------------------------------------------------------------------- Работы по пункту 2 предусматриваются по подземным водам, гидравлически связанным с поверхностными водами. 2. Государственный мониторинг водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХС) 2.1. Объекты ГМВХС К водохозяйственным системам (далее ВХС) относятся: водохранилища, каналы различного назначения, мелиоративные системы, системы технического водоснабжения промузлов, промпредприятий, электростанций, системы очистки и сброса сточных, коллекторно-дренажных вод. ВХС включает гидротехнические сооружения (далее ГТС) и узлы гидротехнических сооружений (гидроузлы). ГТС определены статьей 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Узел гидротехнических сооружений (гидроузел) - группа ГТС, связанных единой компоновкой; увязаны функционально и служат одним хозяйственным целям. В Программе приводится перечень и краткая характеристика основных водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений этих систем, на которых ведутся либо, в соответствии с Программой намечаются наблюдения ВХС и ГТС приводятся на карте-схеме зоны деятельности КПР (теркомвода), основные параметра сводятся в таблицу 8. Таблица 8 Основные параметры водохозяйственных систем и сооружений в зоне деятельности КПР (теркомвода)* ----------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование | Класс | Объем водохр. | Характеристика | Код | | п./п. | ВХС, ГТС | капитальности | или | напорных ГТС | | | | | | накопит |--------------------| | | | | | млн. м 3 | Напор м | Фронт м | | |-------|--------------|---------------|---------------|----------|---------|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-------|----------------------------------------------|----------|---------|-----| | 1. | ВХС, ГУ, ГТС поднадзорные МПР России | | | | |-------|----------------------------------------------|----------|---------|-----| | 1.1. | Истринский ГУ II | 170 | 28 | 1500 | | |-------|------------------------------|---------------|----------|---------|-----| | 1.2. | Можайский ГУ II | 1............ | ........ | ....... | | |-------|----------------------------------------------|----------|---------|-----| | 1.3. | ............................................ | ........ | ....... | | | | ............................................ | ........ | ....... | | |-------|----------------------------------------------|----------|---------|-----| | 2. | ВХС, ГУ, ГТС поднадзорные другим ведомствам | | | | |-------|----------------------------------------------|----------|---------|-----| | 2.1. | Химкинский ГУ | | | | |-------|----------------------------------------------|----------|---------|-----| | 2.2. | ............................................ | ........ | ....... | | | | ............................................ | ........ | ....... | | ----------------------------------------------------------------------------------- * В таблице и на карте-схеме приводятся все имеющиеся в зоне деятельности КПР сооружения вне зависимости от их ведомственной принадлежности и поднадзорности в системе надзора за безопасностью ГТС. Таблица 9 Кодирование водохозяйственных систем и сооружений на территории субъекта Российской Федерации ---------------------------------------------------------------------- | ХХ - Х - ХХХ - Х | | | | | | порядковый номер сооружения или поста | | | | | | наблюдений ГМВХС, (ВКС, ГУ, ГТС) | | | | | ------------------------------------------------ | | | | | порядковый номер водного объекта | | | | ------------------------------------ | | | | код принадлежности к отраслевым органам надзора | | | ------------------------------------------------- | | | код территории | | -------------------- | | (субъекта РФ) | ---------------------------------------------------------------------- - Код территории принимается по общероссийской классификации. - Код принадлежности к отраслевым органам надзора: 1. - МПР России. 2. - Минтопэнерго. 3. - Минтранс. 4. - Госгортехнадзор. - Порядковый номер водного объекта - в единой системе кодирования постов ГМХС с Росгидрометом России. - Порядковый номер сооружения (ВХС, ГУ, ГТС) присваивается КПР (теркомводом). Таблица 10 Условные обозначения к карте-схеме расположения существующих и намечаемых пунктов наблюдения ГМВХС ------------------------------------------------------------------------ | NN | Ведомственная принадлежность | Пункты наблюдения | | п/п | пунктов наблюдения |---------------------------| | | | Существующие | Намечаемые | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 1. | МПР России: | | | | | КПР (теркомвод) (ТНС) | | | |- -|------------------------------------|--------------|------------| | | БВУ (БНС) | | | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 2. | Росгидромет (ГНС) | | | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 3. | Госкомэкологии России (ТНС) | | | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 4. | Минздрав России (ТНС) | | | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 5. | Органы исполнительной власти | | | | | субъекта РФ (ТНС) | | | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 6. | Водопользователи (ЛНС) | | | |-----|------------------------------------|--------------|------------| | 7. | Другие территориальные органы | | | | | (ТНС) | | | ------------------------------------------------------------------------ 1. Карта-схема составляется на любой топографической основе, совместимой с системой Arc View. Для территориальной программы рекомендуется масштаб 1: 200000 - 1: 1000000. 2. Посты наблюдений ГМПВО и ГМВХС могут быть приведены либо на одной совмещенной карте-схеме, если это позволяет плотность постов наблюдения, либо раздельно. 2.2. Состояние водохозяйственных систем и сооружений. Как показала инвентаризация ГТС, на территории субъектов федерации (зона деятельности КПР), как правило, имеется чрезвычайно большое разнообразие ГТС: сооружения разномасштабны, различны по конструктивно - компановочным решениям, находятся на балансе предприятий различных форм собственности. На территории КПР могут быть сооружения с большим сроком эксплуатации (более 20, 50 лет), обветшавшие и запущенные, имеющие запредельный износ, находящиеся в аварийном состоянии, бесхозные, а также ГТС, подлежащие консервации, ликвидации и т.д. В последние годы из-за отсутствия средств на текущие и капитальные ремонты произошло резкое ухудшение состояния сооружений. Старение сооружений без надлежащих ремонтов прогрессирует. В связи с этим Программой должно быть предусмотрено выявление фактического состояния сооружений и соответственно усиление наблюдений за их состоянием с приоритетом наиболее крупных, потенциально опасных в случае аварии на этих сооружениях, аварийных. В Программе приводится предварительная оценка ВХС и ГТС по следующим укрупненным показателям их состояния: - удовлетворительное; - требует ремонта; - предаварийное (требуются неотложные противоаварийные мероприятия); - подлежит консервации; - подлежит ликвидации. Оценка состояния касается сооружений, поднадзорных (по обеспечению безопасности) МПР России (т.е. за исключением ГТС, поднадзорных Минтопэнерго, Минтрансу и Госгортехнадзору России - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.97. N 1320). Данные о состоянии сооружений приводятся в Программе по форме таблицы 11. По крупным и особо опасным сооружениям приводится дополнительно описательная характеристика их состояния. Данные таблицы 11. являются основой для планирования комиссионных обследований-проверок. По аварийным и бесхозным ГТС формируются отдельные контрольные списки. Таблица 11 Перечень ВХС, поднадзорных МПР России по обеспечению безопасности ГТС, и оценка состояния сооружений ------------------------------------------------------------------------------ | NN | Водохозяйственный | Год ввода в | Ведомственная | Состояние | | п./п. | объект, ГТС | эксплуатацию | принадлежность | объекта | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 1. | Водохранилище А. | | | | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 1.1. | Гидроузел Н. | 1956 | МПР России | Удовлетворит. | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 1.2. | Защитная | 1956 | Муницпальн. | Предаварийное | | | дамба г.П.---------| | г.П.---------- | | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 1.3. | Участок | 1956 | МПР России | Требует | | | берегоукрепления К.| | | ремонта | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 2. | -------------------| | | | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 2.1. | -------------------| | | | |-------|--------------------|--------------|----------------|---------------| | 2.2. | -------------------| | | | ------------------------------------------------------------------------------ 2.3. Существующее состояние ГМВХС В программе приводится характеристика существующей сети наблюдений ГМВХС (станций, пунктов, постов). При этом ГТС (или узел ГТС) в системе ГМВХС рассматривается как пункт наблюдений (см. п.2.1.). В соответствии с действующим законодательством (Водный Кодекс Российской Федерации) основной объем работ по ведению ГМВХС осуществляется за счет водопользователей (собственников ВХС и эксплуатирующих организаций) Вместе с тем на крупных водохранилищах и каналах существуют пункты наблюдений территориальных органов Росгидромета, других федеральных органов исполнительной власти, БВУ, КПР (теркомводов). Поэтому в Программе пункты наблюдений следует сгруппировать по их принадлежности (ГНС, БНС, ТНС, МНС, ЛНС) и по водохозяйственным системам. При этом выделить: - пункты БВУ МПР России; - пункты КПР (теркомводов) МПР России; - пункты наблюдений водопользователей - ГТС которых поднадзорны МПР России; - ГТС которых поднадзорны другим федеральным органам. - пункты государственной сети наблюдений (Росгидромет), субъектов Федерации и других Федеральных органов власти: Группировка по ВХС не требует пояснений. В программе дается общее описание сети ГМВХС в регионе, оценка ее достаточности, определяется необходимость дооборудования постов, восстановление раннее существовавших или организация новых (дополнительных). Виды получаемой информации по пунктам сети ГМВХС отражаются в Страницы: 1 2 |