ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 09.12.05 2188-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          9 декабря 2005 г.
                               N 2188-р

                                (НТЦС)


     1. Утвердить   прилагаемую   Концепцию   подпрограммы   "Развитие
экспорта   транспортных   услуг"   федеральной    целевой    программы
"Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
     2. Определить  Министерство   транспорта   Российской   Федерации
государственным    заказчиком    подпрограммы    "Развитие    экспорта
транспортных  услуг"  федеральной  целевой   программы   "Модернизация
транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
     3. Министерству  транспорта  Российской   Федерации   на   основе
утвержденной  настоящим  распоряжением  Концепции  разработать  проект
подпрограммы  "Развитие  экспорта  транспортных   услуг"   федеральной
целевой  программы  "Модернизация  транспортной системы России (2002 -
2010 годы)".

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
9 декабря 2005 г.
N 2188-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 9 декабря 2005 года
                                                              N 2188-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
         подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг"
       федеральной целевой программы "Модернизация транспортной
                  системы России (2002 - 2010 годы)"

                          I. Общие положения

     Настоящая Концепция    является    первым    этапом    разработки
подпрограммы   "Развитие   экспорта  транспортных  услуг"  федеральной
целевой программы "Модернизация транспортной системы  России  (2002  -
2010   годы)   (далее  -  подпрограмма).  Подпрограмма  направлена  на
реализацию  комплексных  проектов  в  области  развития   транспортной
инфраструктуры  (далее  -  проекты)  и  мероприятий  инновационного  и
организационно-правового  характера,  финансируемых  за  счет  средств
бюджетов   всех   уровней  и  внебюджетных  источников,  в  том  числе
иностранного капитала (далее - государственно-частное партнерство).
     Разработка подпрограммы позволит:
     сконцентрировать усилия  и  ресурсы  на   решении   межотраслевых
транспортных  проблем,  комплексном  и  системном решении приоритетных
задач,  определенных в Транспортной стратегии Российской Федерации  до
2020 года;
     преодолеть отраслевую односторонность и  ограниченность  развития
инфраструктурных транспортных объектов;
     использовать в    полной    мере    программно-целевой     метод,
обеспечивающий  взаимосвязь  между  выделяемыми бюджетными ресурсами и
результатами  их  использования  в   соответствии   с   установленными
приоритетами,  переход  к  управлению  по результатам в соответствии с
основными принципами административной реформы;
     внедрить действенный механизм реализации мероприятий,  основанный
на взаимовыгодном  сотрудничестве  государства  и  частного  капитала,
привлечь  дополнительные  финансовые  ресурсы для решения приоритетных
задач государственной политики;
     обеспечить гибкое,   контролируемое   и  адекватное  изменяющимся
рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие
экспорта транспортных услуг;
     повысить ответственность органов  управления  и  исполнителей  за
достижение поставленных целей и целевых ориентиров;
     сориентировать потенциальных  инвесторов,  указав   им   наиболее
предпочтительные для государства направления деятельности;
     учесть в полной мере процессы глобализации,  которые в дальнейшем
будут  оказывать  самое  серьезное  влияние на российский транспортный
рынок.  В  связи  с  этим  предлагается   объединить   новые   крупные
инвестиционные   мероприятия,   направленные   на   развитие  экспорта
транспортных     услуг,     и     мероприятия     инновационного     и
организационно-правового  характера  в подпрограмму "Развитие экспорта
транспортных услуг",  а также внести изменения в  федеральную  целевую
программу  "Модернизация  транспортной  системы  России  (2002  - 2010
годы)",  исключив  из  нее  подпрограмму  "Международные  транспортные
коридоры".  При  этом  часть  инвестиционных  мероприятий подпрограммы
"Международные   транспортные   коридоры"   по    развитию    объектов
транспортно-логистической  инфраструктуры за счет внебюджетных средств
и мероприятия по научно-исследовательскому обеспечению  и  организации
общественной  и международной поддержки развития экспорта транспортных
услуг предполагается включить в новую подпрограмму.
     Представленные в     настоящей     Концепции    оценки    объемов
финансирования  и   результатов   реализации   подпрограммы   являются
расчетными  и  будут  уточнены  при  разработке  подпрограммы с учетом
установленных предельных объемов финансирования и детальной проработки
на региональном уровне.

        II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
                    решения программными методами

     В условиях  формирования  новой  модели  экономического  развития
стратегические  интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее
экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта. Особую роль
в  этом  должен сыграть транспорт.  Экспорт транспортных услуг может и
должен  быть  столь  же  важной  составляющей  валового  национального
продукта, как и экспорт товаров.
     Геополитическое и   геоэкономическое   положение   страны   самым
непосредственным  образом  зависит  от  параметров  функционирования и
развития транспортной системы - схемы транспортных сетей,  направлений
и  объемов  основных  грузопотоков,  соотношения транзита и внутренних
перевозок, структуры перевозимых грузов.
     Инновационно-активный сценарий  социально-экономического развития
Российской Федерации  предполагает  постепенный  переход  от  экспорта
сырья   к   экспорту   готовой   продукции   и  услуг.  Доля  экспорта
энергоносителей сократится к 2015 году до 40 процентов,  доля машин  и
оборудования  возрастет до 17,1 процента по сравнению с 7,3 процента в
2004 году.  Однако следует признать,  что до  2010  года  в  структуре
экспорта  сохранится  все еще высокая доля энергоносителей и металлов.
Следовательно,  задача обеспечения деятельности российских экспортеров
сырья  остается  для  транспортной  отрасли  одной  из  приоритетных в
среднесрочной перспективе.
     Экспорт транспортных   услуг  составлял  в  2004  году  около  17
процентов общего объема транспортных  услуг.  В  последние  годы  этот
показатель  имеет  тенденцию  к  росту - предполагается увеличение в 2
раза экспорта транспортных услуг в 2010 году по отношению к 2004 году.
Таким  образом,  роль  отрасли  в  обеспечении  положительного баланса
текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается.
     Мероприятия подпрограммы формируются на основе макроэкономических
прогнозов  структуры  производства  и   потребностей   транспортоемких
отраслей,  подходов  к  развитию  инфраструктуры  и  с  учетом  оценки
конкурентоспособности   российских   магистралей   для   транзита   по
направлению Азия - Европа, оценки конкурентных возможностей интеграции
транспортной инфраструктуры страны с мировой транспортной  системой  и
обеспечения    соответствия    работы   транспортной   системы   новым
требованиям,  обусловленным  изменениями   геополитической   ситуации,
задачами  развития экономики государства и укрепления его национальной
безопасности.
     Существенное увеличение   объемов   внешней  торговли  привело  в
настоящее   время   к   возникновению   дефицита    специализированных
производственных  мощностей  морских  портов  и  к нехватке пропускных
возможностей  железнодорожных  и  автомобильных   подъездов   к   ним.
Переориентация  экономики  с  импорта  на  экспорт  и выход Российской
Федерации  на  новые   международные   рынки   предполагают   развитие
инфраструктуры  всех  видов транспорта,  обеспечивающих внешнеторговую
деятельность.
     Сохраняется определенная    зависимость   внешней   торговли   от
иностранных коммуникаций и перевозчиков,  поскольку значительная часть
флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в
иностранных  судовых  реестрах,   мощности   портовой   инфраструктуры
позволяют    обеспечивать    не   более   75   процентов   переработки
внешнеторговых   грузов,   а   существующая   система    магистральных
трубопроводов   не  полностью  отвечает  современной  и  перспективной
структуре экспортных грузопотоков.  Отставание в решении этой проблемы
может  создать  реальные  ограничения  реализации  потенциала  внешней
торговли России.
     Российская Федерация,  занимающая  более  30 процентов территории
Евразии и располагающая высокоразвитой транспортной системой, является
естественным  мостом,  обеспечивающим транзитные связи между Европой и
Азией.  Однако в  настоящее  время  транзит  через  территорию  России
составляет менее 1 процента существующего товарооборота между странами
Европы и Азии, то есть используется только 5 - 7 процентов транзитного
потенциала России.
     Иностранными государствами  инициируется  ряд  крупных  проектов,
предусматривающих  реализацию евро-азиатских связей в обход территории
Российской Федерации. За счет средств международных организаций начато
финансирование строительства транспортного коридора "Европа - Кавказ -
Азия" (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море -
Туркмения  -  Узбекистан  -  Киргизия  -  восточное  побережье Китая).
Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике  страны  и  ее
политическим интересам.
     Следовательно, Российская  Федерация  имеет   минимальный   запас
времени для разработки и реализации подпрограммы по транзиту.
     Увеличение транзита   потребует   качественно   нового   развития
транспортных  узлов  и таможенных переходов.  Вместе с тем в настоящее
время государственная таможенная политика  не  стимулирует  таможенную
систему  активно  и  быстро  переходить  на  новые высокоэффективные и
удобные  для  пользователей  технологии,  обеспечивающие  качественное
оформление и пограничный контроль с минимальными издержками.
     Наряду с   этим   экономические   условия    работы    российских
международных  перевозчиков  соответствуют  ситуации  на международных
рынках транспортных услуг.  Снижение конкурентоспособности  российских
операторов   грозит  не  только  потерей  рыночной  доли  и  снижением
национального дохода,  но при определенных  условиях  транспортной,  а
затем и экономической изоляцией страны.
     Таким образом,   основной   проблемой   реализации   конкурентных
преимуществ   Российской   Федерации   на   мировом   рынке   является
несоответствие российской транспортной системы  условиям,  сложившимся
на мировом рынке товаров и услуг, в том числе:
     недоиспользование транзитного потенциала Российской Федерации;
     несоответствие экспортной       транспортной       инфраструктуры
потребностям внешней торговли;
     низкая конкурентоспособность  российских  перевозчиков на мировом
рынке.
     Основными причинами      противоречия     между     конкурентными
преимуществами  Российской   Федерации   на   мировом   рынке   и   их
использованием являются:
     отсутствие комплексного макроэкономического подхода к  реализации
крупных  мультимодальных  проектов.  В  настоящее время инвестиционное
планирование осуществляется по видам транспорта  в  рамках  отраслевых
подпрограмм.  Одним  из  важных  элементов  бюджетной реформы является
переход к многолетнему бюджетному планированию,  которое создает новые
возможности для повышения эффективности программных методов;
     недостаточный уровень  бюджетного   финансирования   транспортной
инфраструктуры, связанный во многом с финансированием отрасли в период
инвестиционно-структурного кризиса конца прошлого века по  остаточному
принципу;
     неразвитость конкурентной  среды  при  создании  и   эксплуатации
инфраструктурных объектов. При значительном дефиците бюджетных средств
на  содержание  и  развитие   объектов   транспортной   инфраструктуры
государство  не  имеет действенных механизмов взаимодействия с частным
капиталом,  основанных  на   открытом,   правовом   и   взаимовыгодном
сотрудничестве;
     неподготовленность пограничной и  приграничной  инфраструктуры  к
прозрачному  режиму  в  отношении  транспортных  и  товарных  потоков.
Чрезвычайно велики сверхнормативные простои судов  в  морских  портах,
связанные   с  выполнением  таможенных  и  пограничных  процедур,  что
сказывается  на  конкурентоспособности  как  флота,  так  и   портовой
индустрии;
     неразвитость отношений    в     сфере     страхования     грузов,
ответственности  перевозчика,  ограниченность  инвестиций  в  развитие
объектов   транспортно-технологического   обеспечения    международных
транспортных коридоров, без которых невозможен современный транзит.
     Факторами, определяющими необходимость  решения  данной  проблемы
программными методами, являются:
     многоаспектность и комплексность проблемы,  требующей координации
деятельности  органов исполнительной власти всех уровней,  организаций
различного профиля независимо от организационно-правовой формы;
     развитие законодательной базы и поэтапность решения проблемы;
     отработка координационных  процедур,  связанных  с  перспективами
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
     невозможность комплексного   решения    проблемы    в    условиях
формирующегося  рыночного механизма и в связи со спецификой проводимых
мероприятий  без  государственного  регулирования  и   государственной
поддержки;
     сложность геополитических,                 международно-правовых,
научно-технических и экологических аспектов проблемы.
     Реализация мероприятий     подпрограммы     даст     значительный
социально-экономический эффект как в самой транспортной отрасли, так и
в других отраслях экономики в целом.
     Существующие экономические    предпосылки    реализации   крупных
инвестиционных   проектов   инфраструктурного   характера    позволяют
рассчитывать  на  успешную  реализацию  подпрограммы  при  условии  ее
адекватной организационной и ресурсной обеспеченности.

            III. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы
                            ее реализации

     Целью подпрограммы    является    обеспечение    роста   экспорта
транспортных услуг на основе эффективного  использования  конкурентных
преимуществ Российской Федерации.
     Основными конкурентными преимуществами государства являются:
     особое географическое положение.  Территория Российской Федерации
представляет собой своеобразный сухопутный мост для  грузовых  потоков
между  основными  макроэкономическими полюсами - странами Европейского
союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии;
     сокращение времени    доставки    транзитных   грузов.   Создание
трансконтинентальных магистралей выгодно для  международной  торговли.
Между   государствами  Европейского  союза  и  Азиатско-Тихоокеанского
региона  ежегодно  перемещается  около  6  млн.  контейнеров.   Сейчас
основная  часть  этого  потока  (98 процентов) перевозится иностранным
морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе
с  тем  транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по
Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое  дешевле  и  короче
морского  пути  (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8 - 12 дней,
морским транспортом - 1 - 2 месяца);
     достаточно развитая  инфраструктура - морские порты в Балтийском,
Азово-Черноморском,  Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах,
Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены
сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог;
     возможность реализации   межнациональных   транспортных  проектов
благодаря техническим и технологическим условиям;
     повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса
объем транзитных  перевозок  резко  уменьшился,  поскольку  российские
коридоры  воспринимались как криминальные,  в настоящее время ситуация
меняется в лучшую сторону).
     Результатом реализации  подпрограммы станет создание транспортной
системы,  соответствующей  мировому   рынку   транспортных   услуг   и
предполагающей:
     переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские
транспортные  коридоры  и увеличение доходов от реализации транзитного
потенциала;
     согласованное развитие     объектов    российской    транспортной
инфраструктуры,  обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных
систем;
     повышение конкурентоспособности   российских   перевозчиков    на
мировом рынке транспортных услуг;
     количественное и    качественное    обеспечение     транспортного
обслуживания внешней торговли;
     рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала  из
страны;
     повышение инновационной составляющей транспортной системы страны,
наращивание наукоемкой технологической сферы;
     освоение новых  секторов  внутреннего  и  международного   рынков
транспортных    услуг,    транспортное    обеспечение    приграничного
сотрудничества;
     гармонизация законодательных  и  иных  нормативных правовых актов
Российской Федерации с международными нормами.
     Для достижения  цели  подпрограммы  необходимо  решить  следующие
основные задачи:
     повысить конкурентоспособность     международных     транспортных
коридоров,  которые проходят по территории Российской Федерации (далее
- международные транспортные коридоры);
     обеспечить сбалансированное      и      эффективное      развитие
транспортно-технологической инфраструктуры;
     повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом
рынке транспортных услуг.
     Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных
коридоров,   которые  проходят  по  территории  Российской  Федерации,
предусматривает реализацию комплекса  инвестиционных  мероприятий  для
обеспечения   ускорения   товародвижения  в  международном  сообщении.
Система   международных   транспортных   коридоров    формируется    в
соответствии  с  географией  и структурой существующих и перспективных
международных транспортных связей.  Ее  основу  составляют  официально
установленные  на  второй  Общеевропейской  конференции  по транспорту
схемы международных транспортных коридоров N 1,  2, 9 и предложения по
их продлению по территории Российской Федерации.
     Международные транспортные    коридоры    включают     в     себя
евро-азиатские  коридоры  "Север - Юг" и "Транссиб",  Северный морской
путь,  панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие
северо-восточные   провинции  Китая  через  российские  морские  порты
Приморье-1    и    Приморье-2    (Приморский    край)    с     портами
Азиатско-Тихоокеанского региона.
     Согласно большинству  оценок,  в   начале   ХХI   века   наиболее
интенсивное  развитие  торговли  ожидается между рынками Юго-Восточной
Азии и Европы,  поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по
следующим важнейшим направлениям:
     Европа -     Азиатско-Тихоокеанский     регион     (использование
железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к
портам Дальнего Востока);
     Северная Европа  -  Южная  Азия  (использование  железных дорог и
внутренних водных  путей,  которые  связали  бы  балтийское  побережье
России  с  Каспийским  морем  и позволили бы использовать транспортные
системы Ирана и Индии);
     Северная Европа  -  Азиатско-Тихоокеанский  регион (использование
Северного морского пути);
     Европа -  Азия  -  Северная  Америка (использование трансполярных
авиатрасс).
     Международный транзит    по   Транссибу   не   только   обеспечит
дополнительные финансовые поступления,  но также будет  способствовать
развитию   восточных  регионов  России.  Международный  евро-азиатский
транспортный коридор меридионального направления Север - Юг  обеспечит
через  территорию  Российской  Федерации  транзитную  связь Северной и
Центральной  Европы  с  государствами  Персидского  залива  и  Индией.
Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в
повышении эффективности внешней торговли  России.  Транспортировка  по
российским   коммуникациям   до  5  процентов  грузов  евро-азиатского
транзита может принести Российской Федерации до  1  млрд.  долларов  в
год.
     В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным
по-прежнему   остается   направление   Сибирь  -  Урал.  Осуществление
экспортно-импортных  связей,  в  том  числе  транзита  контейнеров  по
направлению  Азия - Европа и Юг - Север,  будет существенно ограничено
вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности  портовых  сооружений
на   северо-западном   направлении   (российские   порты  на  Балтике,
Баренцевом и Белом морях),  на южном направлении (порты  на  Черном  и
Каспийском  морях)  и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском
побережье).
     Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства
Европейского союза  и  Азиатско-Тихоокеанского  региона,  может  стать
Северный   морской   путь,   поскольку   российская  часть  Арктики  в
долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой  не
только для России, но и для планеты в целом.
     Роль государства в формировании арктической транспортной  системы
заключается   в   создании   благоприятных   условий   для   надежного
функционирования    Северного    морского    пути    и    формирования
соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении
ледокольного и транспортного флота,  выделении из федерального бюджета
средств  на  содержание атомных и дизельных ледоколов,  поддержании на
необходимом       уровне       навигационно-гидрографического        и
гидрометеорологического  обслуживания.  Необходимость  этого диктуется
прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их
транспортного обеспечения.
     В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые  и
организационные  усилия по совершенствованию существующих транспортных
коридоров  в  европейской  части  Российской  Федерации   и   созданию
альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.
     Задача обеспечения  сбалансированного  и  эффективного   развития
транспортно-технологической   инфраструктуры   потребует  существенной
модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая:
     увеличение мощностей  и  оптимальную специализацию морских портов
для обеспечения возрастающих объемов перевозок  внешнеторговых  грузов
(зерна,   угля,   переработки   грузов  в  контейнерах),  переключение
российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты;
     формирование сети  узловых  распределительных  центров  воздушных
перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных
грузовых   и   пассажирских   терминальных  комплексов,  реконструкцию
взлетно-посадочных полос;
     наращивание мощности    имеющихся   и   создание   дополнительных
контейнерных терминалов;
     дальнейшее развитие  логистических  и  информационных технологий,
всей   инфраструктуры   транзитных   перевозок   в   целях   ускорения
гарантированной    доставки    транзитных   грузов,   обеспечения   их
сохранности, повышения качества сервиса;
     модернизацию производственной  базы приграничных пунктов пропуска
транспортных средств,  совершенствование процедур таможенного досмотра
и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;
     внедрение современных   технологий   таможенного   оформления   и
контроля  за  товарами и транспортными средствами с применением систем
электронного логистического сопровождения.
     Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на
мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение  следующих
мероприятий:
     разработка механизмов  осуществления  государственной   поддержки
отечественных  транспортных  организаций,  работающих на международном
рынке транспортных услуг;
     разработка и    реализация   мер,   стимулирующих   отечественных
грузоотправителей  к  заключению  договоров  поставки   на   условиях,
предусматривающих    перевозку    экспортных   грузов   отечественными
транспортными организациями,  а также долгосрочное фрахтование флота и
парка российских перевозчиков;
     научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих
законодательных     актов,    обеспечивающих    динамичное    развитие
международных перевозок;
     последовательная гармонизация    транспортного   законодательства
Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами
и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг;
     поэтапное приведение  законодательства  Российской  Федерации   в
области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие
с нормами и правилами Всемирной торговой организации.
     Сроки и этапы реализации подпрограммы.
     Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа:
     I этап - 2006 - 2007 годы;
     II этап - 2008 - 2010 годы.
     На I  этапе  реализации  подпрограммы  предполагается  выполнение
следующих мероприятий:
     формирование механизмов  координации  усилий региональных органов
власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и
реализации проектов;
     реализация проектов,  находящихся в высокой степени готовности, и
подготовка  технико-экономических обоснований и проектной документации
по крупным проектам,  предусмотренным для осуществления  на  II  этапе
подпрограммы;
     научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных
правовых   актов  Российской  Федерации,  необходимых  для  реализации
мероприятий подпрограммы;
     научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по
развитию экспорта транспортных услуг;
     формирование системы  мониторинга  международных  грузопотоков  и
создание    статистических    баз     данных     компанийперевозчиков,
производителей товаров, европейских проектов;
     исследование конъюнктуры международного рынка транспортных  услуг
и    прогнозирование    основных   евро-азиатских   и   трансазиатских
грузопотоков.
     На этом   этапе   особое   внимание   будет   уделено   комплексу
обеспечивающих    мероприятий     и     реализации     на     условиях
государственно-частного  партнерства  проектов,  находящихся в высокой
степени   готовности.   Предполагается   различная   степень   участия
государства  в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65
процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта.
     На II   этапе   прогнозируется   существенный   рост   транзитных
перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует
смещения  акцентов  на  финансирование капитальных вложений в основной
капитал отрасли,  в первую очередь на повышение  конкурентоспособности
транспортных    коридоров   и   развитие   транспортно-технологической
инфраструктуры, а именно:
     устранение проблемных    участков    на    главных   направлениях
международных транспортных коридоров и их ответвлениях;
     создание альтернативных  маршрутов,  ускоряющих  движение  грузов
(скоростные и высокоскоростные магистрали);
     создание скоординированной      инфраструктуры     морского     и
железнодорожного транспорта;
     создание аэропортов-хабов;
     обеспечение качественного  и  безопасного   сервиса   в   пунктах
пропуска   пассажиров   и   перевалки  грузов  на  границе  Российской
Федерации;
     создание терминально-логистических комплексов.
     На этом  этапе  реализации   подпрограммы   продолжится   процесс
увеличения   доли   внебюджетного  финансирования  с  одновременным  и
обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования.

              IV. Оценка рисков реализации подпрограммы

     Реализация подпрограммы сопряжена со следующими рисками:
     макроэкономические риски,   связанные   с  возможностью  снижения
темпов роста экономики и  уровня  инвестиционной  активности,  кризиса
банковской  системы,  возникновения  бюджетного дефицита.  По-прежнему
критическим фактором  для  развития  транспортной  отрасли  продолжает
оставаться  уровень  мировых  цен на энергоносители,  которые вместе с
продукцией  металлургических  предприятий  составляют  основную  часть
российских грузопотоков.  Неблагоприятное изменение конъюнктуры в этих
сегментах  может  привести   не   столько   к   снижению   показателей
грузооборота и доходов транспортных предприятий,  сколько к серьезному
падению  объема  инвестиций  в  проекты  за  счет  уменьшения  объемов
инвестиционного  фонда.  Уменьшение этого вида рисков напрямую зависит
от диверсификации российской экономики,  увеличения  структурной  доли
продукции с высокой добавленной стоимостью;
     геополитические риски.  Успешное соединение транспортной  системы
России  с  международной  транспортной  системой  во многом зависит от
стабильной политической ситуации в  соседних  регионах.  В  частности,
реализация  проекта  развития  международного  транспортного  коридора
"Север - Юг"  может  быть  поставлена  под  угрозу  в  случае  резкого
усугубления  кризиса  в  отношениях  между  Ираном  и  США.  Ухудшение
международной обстановки на Дальнем Востоке может привести к  снижению
привлекательности  и  конкурентоспособности Транссиба.  Возможно также
обострение проблем использования черноморских и  балтийских  проливов,
что,  в свою очередь,  может угрожать успешной реализации ряда крупных
проектов,  связанных  с  развитием  инфраструктуры  портов   Приморск,
Высоцк,  Усть-Луга,  Темрюк  и  Кавказ.  Нестабильность  международной
обстановки  окажет  негативное  влияние  на  реализацию  проектов   по
созданию сети аэропортов-хабов;
     операционные риски,  связанные  с   технической   и   нормативной
правовой  поддержкой  развития  транспортной  отрасли.  Эффективное  и
динамичное  развитие   транспортной   отрасли,   конкурентоспособность
российских  транспортных  предприятий  во  многом  будут  зависеть  от
принятия  ряда  важных  федеральных  законов,  например,   о   платных
автомобильных  дорогах,  о создании Российского международного реестра
судов, о морских портах Российской Федерации и других. Отсутствие этих
законов   является   серьезным   препятствием   в   реализации   задач
подпрограммы.      Кроме      того,       необходимо       разработать
нормативно-методическое    обеспечение    механизмов,   заложенных   в
Федеральном законе "О концессионных соглашениях";
     риск недостаточной   гибкости  и  адаптируемости  подпрограммы  к
изменениям внешних условий.  Указанный риск должен быть  минимизирован
организацией  контроля результатов по основным направлениям реализации
подпрограммы,  который  обеспечит  своевременное  выявление  сбоев   в
достижении   запланированных  результатов,  оперативную  корректировку
задач и конкретных механизмов достижения целей подпрограммы;
     риск неэффективного  контроля ожидаемых результатов по проведению
программных  мероприятий.  Указанный  риск  минимизируется  четкой   и
эффективной   организацией   управления  подпрограммой  -  реализацией
функций государственного заказчика и дирекции подпрограммы  на  основе
планов,  оценки  их ожидаемого выполнения,  количественных индикаторов
достижения целей, контроля качества управления подпрограммой в целом и
отдельными ее мероприятиями;
     риск, возникающий   при   несоответствии   итоговых    параметров
инвестиционных  проектов критериям конкурсного отбора.  Указанный риск
может  быть   минимизирован   путем   тщательного   отбора   проектов,
предлагаемых   на   конкурс,   отработки   механизмов  государственной
поддержки и заключения концессионных соглашений.
     Разработка подпрограммы  "Развитие  экспорта  транспортных  услуг
России"  дополнит  действующие  механизмы  системы  принятия  решений,
создаст    новые    возможности    развития    объектов   транспортной
инфраструктуры.

         V. Оценка ожидаемой эффективности и результативности
               предлагаемого варианта решения проблемы

     Результатом реализации  подпрограммы станет создание транспортной
системы,  предполагающей реализацию конкурентных  преимуществ  России,
переориентацию  грузо-  и  пассажиропотоков на российские транспортные
коридоры,  повышение инновационной составляющей  транспортной  системы
страны,    обеспечение    роста    конкурентоспособности    российских
перевозчиков.
     Основными индикаторами подпрограммы являются:
     экспорт транспортных услуг  (к  2010  году  экспорт  транспортных
услуг увеличится в 2 раза и составит 13,1 млрд. долларов США. При этом
доля экспорта транспортных услуг возрастет до  50  процентов  в  общем
объеме экспорта услуг России);
     объем транзитных перевозок через территорию России (к  2010  году
объем транзитных перевозок увеличится на 25 - 30 млн.  тонн и составит
71 - 76 млн.  тонн,  что позволит увеличить долю транзита  в  экспорте
транспортных услуг в 8 - 10 раз);
     объем перевозок  трансфертных  пассажиров  (к  2010  году   объем
перевозок  трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах увеличится в 5 -
7 раз и составит 3 - 4 млн. пассажиров);
     доля отечественных автомобильных перевозчиков на российском рынке
международных перевозок (увеличится и составит 50 процентов);
     доля тоннажа    контролируемого    Россией    торгового    флота,
зарегистрированного в национальном реестре (увеличится  и  составит  в
2010 году 55 - 56 процентов).
     Показатели, характеризующие   основные   результаты    реализации
подпрограммы,   задают   ориентиры  устойчивого  развития  общества  и
направлены на решение ключевых задач социально-экономического развития
страны в среднесрочной перспективе.
     Индикаторы подпрограммы приведены в приложении N 1.
     Показатели, характеризующие       инвестиционные      мероприятия
подпрограммы, приведены в приложении N 2.
     Мероприятия подпрограммы включают следующие разделы:
     повышение конкурентоспособности    международных     транспортных
коридоров;
     обеспечение сбалансированного     и     эффективного     развития
транспортно-технологической инфраструктуры;
     повышение конкурентоспособности   российских   перевозчиков    на
мировом рынке транспортных услуг.
     Мероприятия подпрограммы,          касающиеся           повышения
конкурентоспособности     международных     транспортных    коридоров,
предусматривают  реализацию   комплекса   следующих   инфраструктурных
проектов,  связанных  с  устранением  проблемных  участков  на главных
направлениях международных транспортных коридоров,  главным образом  в
европейской части России,  и их ответвлениях, созданием альтернативных
маршрутов с целью обеспечения ускорения товародвижения в международном
сообщении:
     комплексное развитие     Московского      транспортного      узла
(реконструкция   Центральной  кольцевой  дороги  и  создание  большого
логистического кольца в Московской области);
     развитие Санкт-Петербургского  транспортного  узла (строительство
скоростной железнодорожной магистрали СанктПетербург  -  Бусловская  и
терминально-логистических комплексов в районе г. Санкт-Петербурга);
     строительство высокоскоростных магистралей, соединяющих указанные
транспортные узлы.
     Основной задачей при  этом  является  использование  конкурентных
преимуществ   России   с   целью  привлечения  транзитных  потоков  на
международные  транспортные   коридоры,   которые   проходят   по   ее
территории.  Расчетный объем финансирования мероприятий подпрограммы в
рамках этой задачи составит за 2006 -  2010  годы  около  553,2  млрд.
рублей, в том числе из федеральных средств - 202,2 млрд. рублей.
     Мероприятия подпрограммы,         касающиеся          обеспечения
сбалансированного  и  эффективного развития транспортнотехнологической
инфраструктуры, предусматривают развитие следующих объектов:
     морские порты (комплексное развитие Новороссийского транспортного
узла, морского торгового порта Усть-Луга);
     аэропорты-хабы (комплексное    развитие   Московского   авиаузла,
аэропортов Емельяново и Кольцово);
     терминалы и логистические центры.
     Расчетный объем финансирования мероприятий в рамках  этой  задачи
составит за 2006 - 2010 годы около 254,1 млрд. рублей.
     Мероприятия подпрограммы,          касающиеся           повышения
конкурентоспособности   российских   перевозчиков   на  мировом  рынке
транспортных услуг, предусматривают:
     организацию общественной  и  международной  поддержки  российских
перевозчиков;
     создание системы  мониторинга  и  статистических  баз  данных  по
основным показателям состояния и развития мирового рынка  транспортных
услуг;
     научное обеспечение нормативной правовой  базы,  регламентирующей
деятельность международных перевозчиков.
     Отбор проектов,     организация     мониторинга     и      оценка
социально-экономической  эффективности  реализации  указанных проектов
будут производиться на базе  методики,  обеспечивающей  объективный  и
мотивированный отбор и оценку проектов.

          VI. Объемы и источники финансирования подпрограммы

     Для достижения установленных целей расчетный объем финансирования
подпрограммы составит 807,7 млрд.  рублей в ценах соответствующих лет,
в том числе:
     федеральный бюджет - 6 млрд. рублей;
     инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей.
     Общая потребность   в   ресурсном   обеспечении    распределяется
следующим образом:
     капитальные вложения - 803,6 млрд.  рублей (99,5  процента  общих
расходов по подпрограмме);
     расходы на   научно-исследовательские   и   опытноконструкторские
работы   -   4,1   млрд.  рублей  (0,51  процента  общих  расходов  по
подпрограмме).
     Предполагаемые источники финансирования капитальных вложений:
     федеральный бюджет - 4,9 млрд. рублей;
     инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей;
     бюджеты субъектов Российской Федерации - 40,6 млрд. рублей;
     собственные и привлеченные средства - 507,6 млрд. рублей.
     Таким образом,     основными     предполагаемыми      источниками
финансирования мероприятий подпрограммы являются средства инвесторов и
транспортных предприятий.
     Реализация проектов, включенных в подпрограмму, возможна лишь при
комплексной государственной поддержке,  предполагающей  финансирование
из   федерального  бюджета  и  других  источников,  в  первую  очередь
инвестиционного фонда. Указанные проекты отвечают необходимым условиям
такого   финансирования   и   направлены   на   решение   приоритетной
социально-экономической  задачи.  Объемы  финансирования  должны  быть
соотнесены   с   возможностями  федерального  бюджета,  предварительно
оцененными Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации,  и проектными
параметрами инвестиционного фонда.
     Источники финансирования   и   расчетные   объемы   расходов   на
реализацию подпрограммы приведены в приложении N 3.
     Особенностью финансирования   подпрограммы   является  увеличение
объема внебюджетного финансирования (доля собственных  и  привлеченных
средств  в  общем  объеме  финансирования  увеличивается  с  42  до 65
процентов).  Все инвестиционные проекты,  включенные  в  подпрограмму,
будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства.
     Источники финансирования  и  расчетные  расходы  на   капитальные
вложения по подпрограмме приведены в приложении N 4.
     Источники финансирования и расходы на  научноисследовательские  и
опытно-конструкторские работы по подпрограмме приведены в приложении N
5.
     Расходы федерального    бюджета    на    реализацию   мероприятий
подпрограммы приведены в приложении N 6.
     Средства федерального  бюджета  в  основном будут направляться на
реализацию следующих программных мероприятий:
     подготовка проектной    документации    по    крупным   проектам,
реализуемым в рамках подпрограммы;
     проведение научно-исследовательских     работ,     связанных    с
реализацией проектов, имеющих общегосударственную значимость;
     поддержка отечественных    перевозчиков    на    мировом    рынке
транспортных услуг (научное  обеспечение  нормативной  правовой  базы,
регламентирующей   деятельность  международных  перевозчиков,  научное
обеспечение подготовки международных соглашений  в  части  недопущения
введения  неоправданных  дискриминационных  условий  для международной
транспортной деятельности,  организация общественной  и  международной
поддержки).
     В 2006 году общие расходы  на  реализацию  подпрограммы  за  счет
федерального бюджета будут составлять 1 млрд.  рублей, то есть около 2
процентов общего объема финансирования.
     Финансирование расходов  на  научно-исследовательские  работы  по
подпрограмме в размере 4,1 млрд.  рублей предполагается осуществлять в
основном за счет средств бюджетов всех уровней.  Средства внебюджетных
источников     в     финансировании     научно-исследовательских     и
опытно-конструкторских  работ  составляют  по подпрограмме в целом 1,9
млрд. рублей.

                VII. Механизм реализации подпрограммы

     Подпрограмма реализуется на нормативной правовой базе, основанной
на  Конституции  Российской  Федерации,  федеральных  законах,  указах
Президента  Российской  Федерации   и   постановлениях   Правительства
Российской   Федерации   по   вопросам   решения   системных   проблем
социально-экономического развития страны.
     Ключевым принципом  механизма  реализации  подпрограммы  является
принцип,  обеспечивающий  соблюдение  интересов  федеральных   органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  предприятий  и  организаций   различных   форм
собственности, участвующих в реализации.
     Реализация подпрограммы предусматривает  использование  следующих
средств и методов государственного регулирования:
     нормативное правовое регулирование;
     административные меры;
     бюджетная поддержка;
     организационная, политическая и информационная поддержка.
     Механизм реализации подпрограммы предполагает:
     комплексный подход    к    формированию    системы    программных
мероприятий,  предусматривающий  совокупность   взаимосвязанных   мер,
проектов и действий участников в решении системной проблемы;
     разработку и внедрение новых технологий управления  проектами  на
основе различных форм государственно-частного партнерства;
     научную обоснованность     инвестиционных     и     инновационных
мероприятий;
     широкое привлечение  общественных   организаций   к   участию   в
реализации    подпрограммы,   гласность,   регулярное   информирование
общественности о  целях  и  ходе  ее  выполнения,  открытый  доступ  к
материалам и базам данных, подготовленным в рамках подпрограммы;
     отбор исполнителей   мероприятий   на   конкурсной    основе    в
соответствии  с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов
на  поставки   товаров,   выполнение   работ,   оказание   услуг   для
государственных нужд".
     Государственные средства будут выделяться на приоритетные проекты
поэтапно  с учетом хода их реализации.  Объемы финансирования проектов
за счет средств бюджетного инвестиционного фонда будут определяться на
основании  конкурса  в  установленном порядке.  При принятии решения о
финансировании  проекта  из  бюджетного  инвестиционного   фонда   его
финансирование  из федерального бюджета по статье "Федеральные целевые
программы" прекращается.
     Содержание и  объемы  финансирования  мероприятий,  реализуемых в
течение нескольких лет,  будут уточняться ежегодно на основе  контроля
выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
     Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы будет
проводить    работу    по    привлечению   дополнительных   источников
финансирования,    расширению     базы     внебюджетных     источников
финансирования,  в  первую очередь частного капитала,  а также средств
бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Для устойчивого  финансирования  проектов  за  счет  внебюджетных
средств   и   средств   бюджетов   субъектов   Российской    Федерации
государственный  заказчик подписывает с соответствующими организациями
протоколы (соглашения) о намерениях  или  получает  другие  документы,
подтверждающие финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств
и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Основные сведения   о  результатах  реализации  подпрограммы,  об
объемах  затраченных  на  выполнение  финансовых  ресурсов,  а   также
результатах  контроля реализации программных мероприятий публикуются в
средствах массовой информации не реже двух раз в год.
     Одной из   основных   задач   подпрограммы  является  обеспечение
формирования и  реализации  единой  скоординированной  государственной
политики  в  области развития экспорта транспортных услуг.  Ее решение
возложено на государственного заказчика  подпрограммы  -  Министерство
транспорта Российской Федерации.
     Государственный заказчик организует средствами,  выделенными  ему
целевым    назначением   из   федерального   бюджета,   реализацию   и
финансирование следующих мероприятий подпрограммы:
     разработка проектной  и  тендерной документации,  выкуп земельных
участков для реализации особо важных для развития экономики Российской
Федерации крупных объектов транспортной инфраструктуры;
     осуществление научных      исследований      и      инновационных
научно-технических мероприятий;
     отработка механизмов       реализации       различных        форм
государственно-частного    партнерства,    разработка    методического
обеспечения,  утверждение типовых документов,  создание  банка  данных
перспективных   проектов,  привлечение  ведущих  российских  банков  к
реализации проектов в транспортном секторе;
     содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских
и  иностранных  банков,   международных   и   иностранных   финансовых
организаций.
     Выполнение этих   мероприятий   будет   способствовать    решению
следующих задач:
     организация и обеспечение  реализации  мероприятий  подпрограммы,
включающих развитие нескольких видов транспорта;
     разработка перечня  индикаторов  и   показателей   для   контроля
реализации программных мероприятий;
     разработка в  пределах  своих  полномочий  нормативных   правовых
актов, необходимых для реализации подпрограммы;
     подготовка ежегодного доклада о ходе реализации подпрограммы;
     ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;
     подготовка в  установленном  порядке  предложений  по   уточнению
перечня   мероприятий   подпрограммы   на  очередной  финансовый  год,
уточнение затрат по мероприятиям, а также механизмов ее реализации;
     согласование с  основными заинтересованными участниками возможных
сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования;
     разработка и   выбор   наиболее   актуальных  форм  и  механизмов
привлечения средств  из  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
внебюджетных  финансовых  источников  для  финансирования  мероприятий
подпрограммы;
     организация при   необходимости   проведения   специализированной
экспертизы проекта подпрограммы и  по  результатам  экспертизы  -  его
доработки.
     Мероприятия государственного заказчика направлены на  комплексное
и   согласованное  выполнение  инвестиционных  проектов  подпрограммы,
достижение целей и повышение эффективности реализации  подпрограммы  в
целом.  Выполнение  этих мероприятий позволит повысить уровень научной
обоснованности  и  проработки  решений,  принимаемых   государственным
заказчиком  в  ходе  реализации  подпрограммы  и  федеральной  целевой
программы "Модернизация  транспортной  системы  России  (2002  -  2010
годы)".
     Подпрограмма реализуется     государственным     заказчиком     в
соответствии  с  порядком  разработки и реализации федеральных целевых
программ  и  межгосударственных  целевых  программ,  в   осуществлении
которых  участвует  Российская Федерация,  утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации  от  26  июня  1995  г.  N  594  "О
реализации  Федерального закона "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд".
     Основными задачами управления реализацией подпрограммы являются:
     обеспечение реализации подпрограммы в соответствии с приоритетами
социально-экономического  развития  страны  и положениями Транспортной
стратегии Российской Федерации до 2020 года;
     обеспечение эффективного   и   целевого  использования  бюджетных
средств  и  средств  из  внебюджетных  источников  в  соответствии   с
установленными в подпрограмме приоритетами;
     привлечение инвестиций для реализации проектов;
     разработка и реализация механизмов управления проектами на основе
условий государственно-частного партнерства;
     разработка и  реализация  механизмов,  обеспечивающих минимизацию
времени и средств на получение  разрешений,  согласований,  экспертных
заключений  и  принятие  необходимых  решений  различными  органами  и
структурами исполнительной власти при реализации проектов;
     актуализация программных  мероприятий  и заданий в соответствии с
приоритетами социально-экономического развития  страны  и  положениями
Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.
     Система управления подпрограммой должна гарантировать  достижение
поставленных  целей.  Для  реализации  подпрограммы  предусматривается
разработка и внедрение механизмов управления проектами, обеспечивающих
рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов
и интересов транспортных организаций.
     Для реализации   таких   проектов   государственный   заказчик  -
Министерство  транспорта  Российской  Федерации  является  инициатором
бизнес-предложений.   Бизнес-предложения   по   приоритетным  проектам
размещаются  на  конкурсной  основе  для  выбора  лучшего   проектного
решения, модели, эскиза и обоснования инвестиций.
     Управление реализацией подпрограммы  возлагается  на  федеральное
государственное  учреждение  "Дирекция  государственного  заказчика по
реализации федеральной целевой  программы  "Модернизация  транспортной
системы России".
     Контроль за  исполнением  мероприятий  в  установленном   порядке
осуществляет   государственный   заказчик   подпрограммы,  контрольные
функции осуществляют  также  Министерство  экономического  развития  и
торговли    Российской   Федерации   и   другие   федеральные   органы
исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.


                                                        Приложение N 1

                           к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
                               транспортных услуг" федеральной целевой
                                  программы "Модернизация транспортной
                                    системы России (2002 - 2010 годы)"

                       Индикаторы подпрограммы
                "Развитие экспорта транспортных услуг"
                     (по состоянию на конец года)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Показатели         |   Единица   |    2005    |  2006   |   2007   |    2008   |   2009    |  2010     |
|                       |  измерения  |    год     |   год   |    год   |    год    |    год    |   год     |
|                       |             |  (оценка)  |         |          |           |           |           |
|-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------|
| Прирост объема        |  млн. тонн  |     4      |  7 - 9  |  11 - 13 |  14 - 16  |  17 - 20  | 25 - 30   |
| транзитных            |             |            |         |          |           |           |           |
| перевозок через       |             |            |         |          |           |           |           |
| территорию            |             |            |         |          |           |           |           |
| России по             |             |            |         |          |           |           |           |
| отношению к 2004      |             |            |         |          |           |           |           |
| году                  |             |            |         |          |           |           |           |
|-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------|
| Экспорт               |    млрд.    |    6,9     |   7,9   |    9,6   |    11,2   |   12,5    |  13,1     |
| транспортных          |  долларов   |            |         |          |           |           |           |
| услуг                 |     США     |            |         |          |           |           |           |
|-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------|
| Доля                  |  процентов  |     37     |   38    |    42    |     45    |    48     |   50      |
| отечественных         |             |            |         |          |           |           |           |
| автоперевозчиков      |             |            |         |          |           |           |           |
| на российском         |             |            |         |          |           |           |           |
| рынке                 |             |            |         |          |           |           |           |
| международных         |             |            |         |          |           |           |           |
| перевозок             |             |            |         |          |           |           |           |
|-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------|
| Объем перевозок       |    млн.     |    0,4     | 1 - 1,5 |  1,5 - 2 |  2 - 2,5  |  2,5 - 3  |  3 - 4    |
| трансфертных          | пассажиров  |            |         |          |           |           |           |
| пассажиров в          |             |            |         |          |           |           |           |
| аэропортах-хабах      |             |            |         |          |           |           |           |
|-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------|
| Доля тоннажа          |  процентов  |  49 - 50   | 50 - 51 |  51 - 52 |  52 - 54  |  54 - 55  | 55 - 56   |
| контролируемого       |             |            |         |          |           |           |           |
| Россией               |             |            |         |          |           |           |           |
| торгового флота,      |             |            |         |          |           |           |           |
| зарегистрированного в |             |            |         |          |           |           |           |
| национальном          |             |            |         |          |           |           |           |
| реестре               |             |            |         |          |           |           |           |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                           к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
                               транспортных услуг" федеральной целевой
                                  программы "Модернизация транспортной
                                    системы России (2002 - 2010 годы)"

              Показатели, характеризующие инвестиционные
                       мероприятия подпрограммы

------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Показатели      |   Единица  |    2006 -  |                 В том числе                         |
|                    |  измерения |    2010    |                                                     |
|                    |            |    годы -  |                                                     |
|                    |            |    всего   |                                                     |
|--------------------|------------|------------|-----------------------------------------------------|
|                    |            |            | 2006    |   2007    |    2008   |   2009   | 2010   |
|                    |            |            |  год    |    год    |    год    |   год    |  год   |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|    1. Повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров                         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Количество         |  единиц    |    5       |   4     |     5     |     5     |    5     |   4    |
| проектов           |            |            |         |           |           |          |        |
| развития           |            |            |         |           |           |          |        |
| транспортных       |            |            |         |           |           |          |        |
| путей, входящих    |            |            |         |           |           |          |        |
| в международные    |            |            |         |           |           |          |        |
| транспортные       |            |            |         |           |           |          |        |
| коридоры           |            |            |         |           |           |          |        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|     2. Обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической           |
|     инфраструктуры                                                                                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Количество         |  единиц    |    9       |   4     |     5     |     8     |    9     |   9    |
| строящихся         |            |            |         |           |           |          |        |
| терминалов         |            |            |         |           |           |          |        |
|--------------------|------------|------------|---------|-----------|-----------|----------|--------|
| Мощность           |   млн.     |  100,8     |   6     |   21,5    |    24,1   |   24,6   | 24,6   |
| терминально -      |   тонн     |            |         |           |           |          |        |
| логистических      |   в год    |            |         |           |           |          |        |
| комплексов         |            |            |         |           |           |          |        |
|--------------------|------------|------------|---------|-----------|-----------|----------|--------|
| Количество         |  единиц    |    6       |   6     |     6     |     5     |    2     |   2    |
| проектов           |            |            |         |           |           |          |        |
| создания           |            |            |         |           |           |          |        |
| специализированных |            |            |         |           |           |          |        |
| терминалов в       |            |            |         |           |           |          |        |
| морских портах     |            |            |         |           |           |          |        |
|--------------------|------------|------------|---------|-----------|-----------|----------|--------|
| Количество         |  единиц    |    3       |   3     |     3     |     3     |    3     |   3    |
| проектов           |            |            |         |           |           |          |        |
| создания           |            |            |         |           |           |          |        |
| аэропортов-хабов   |            |            |         |           |           |          |        |
------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                           к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
                               транспортных услуг" федеральной целевой
                                  программы "Модернизация транспортной
                                    системы России (2002 - 2010 годы)"

             Источники финансирования и расчетные объемы
                 расходов на реализацию подпрограммы
                "Развитие экспорта транспортных услуг"

                           (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

--------------------------------------------------------------------------------------------------
| Источники финансирования   | 2006 -    |  2006    |  2007    |  2008    |  2009   |  2010 год  |
|                            | 2010      |  год     |  год     |  год     |  год    |            |
|                            | годы -    |          |          |          |         |            |
|                            | всего     |          |          |          |         |            |
|----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------|
| По подпрограмме - всего    |  807,8    |  48,3    |  107,9   |  144,1   |  244,0  |   263,5    |
|----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------|
| Федеральный бюджет         |    6      |    1     |   1,1    |   1,2    |   1,3   |    1,4     |
|----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------|
| Инвестиционный фонд  2     | 250,5 1   |  22 1    | 34,8 1   | 44,9 1   | 70,8 1  |   78,0 1   |
|----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------|
| Бюджеты субъектов          | 41,7 2    |  4,6 2   |  5,7 2   |  7,9 2   |  11,3   |   12,2 2   |
| Российской Федерации 2     |           |          |          |          |         |            |
|----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------|
| Собственные и              |  509,6    |  20,7    |  66,3    |  90,1    |  160,6  |   171,9    |
| привлеченные средства      |           |          |          |          |         |            |
--------------------------------------------------------------------------------------------------

     (1) Средства инвестиционного фонда  определяются  по  результатам
конкурсного отбора инвестиционных проектов в соответствии с положением
об  инвестиционном  фонде.  Если  проект  не  выигрывает  конкурс,  то
обязательства  федерального  бюджета  по  его  финансированию в рамках
подпрограммы  "Развитие  экспорта  транспортных   услуг"   федеральной
целевой программы "Модернизация транспортной системы  России  (2002  -
2010  годы)"  не возникают.  Объемы финансирования подлежат ежегодному
уточнению по результатам конкурсного отбора.
     (2) Работа по привлечению к участию в проектах  средств  бюджетов
субъектов  Российской  Федерации  в  2006  году  (с учетом проведенных
предварительных  согласований  с  субъектами   Российской   Федерации)
возлагается   на  Министерство  транспорта  Российской  Федерации  при
информационной и методической  поддержке  Министерства  экономического
развития и торговли Российской Федерации.


                                                        Приложение N 4

                           к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
                               транспортных услуг" федеральной целевой
                                  программы "Модернизация транспортной
                                    системы России (2002 - 2010 годы)"

             Источники финансирования и расчетные расходы
               на капитальные вложения по подпрограмме
                "Развитие экспорта транспортных услуг"

                           (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

--------------------------------------------------------------------------------------------------
|  Источники финансирования   | 2006 -  |   2006   |   2007   |   2008   |   2009    | 2010 год  |
|                             | 2010    |   год    |   год    |   год    |   год     |           |
|                             | годы -  |          |          |          |           |           |
|                             | всего   |          |          |          |           |           |
|-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------|
| По подпрограмме - всего     | 803,6   |  47,9    |   107    |  143,2   |  242,9    |  262,6    |
|-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------|
| Федеральный бюджет          |  4,9    |    1     |   0,9    |   0,9    |    1      |   1,1     |
|-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------|
| Инвестиционный фонд         | 250,5   |   22     |  34,8    |  44,9    |  70,8     |   78      |
|-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------|
| Бюджеты субъектов           | 40,6    |   4,5    |   5,5    |   7,7    |   11      |  11,9     |
| Российской Федерации        |         |          |          |          |           |           |
|-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------|
| Собственные и привлеченные  | 507,6   |  20,4    |  65,8    |  89,7    |  160,1    |  171,6    |
| средства                    |         |          |          |          |           |           |
--------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 5

                           к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
                               транспортных услуг" федеральной целевой
                                  программы "Модернизация транспортной
                                    системы России (2002 - 2010 годы)"

    Источники финансирования и расходы на научно-исследовательские
      и опытно-конструкторские работы по подпрограмме "Развитие
                     экспорта транспортных услуг"

                           (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

-------------------------------------------------------------------------------------
|       Источники         | 2006 -  |  2006   |  2007   |  2008   |  2009  |  2010  |
|     финансирования      | 2010    |  год    |  год    |  год    |  год   |  год   |
|                         | годы -  |         |         |         |        |        |
|                         | всего   |         |         |         |        |        |
|-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|
| По подпрограмме -       |  4,1    |  0,4    |  0,8    |  0,9    |   1    |   1    |
| всего                   |         |         |         |         |        |        |
|-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|
| Федеральный бюджет      |  1,1    |   0     |  0,2    |  0,3    |  0,3   |  0,3   |
|-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|
| Бюджеты субъектов       |  1,1    |  0,1    |  0,2    |  0,2    |  0,3   |  0,3   |
| Российской Федерации    |         |         |         |         |        |        |
|-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|
| Собственные и           |  1,9    |  0,3    |  0,4    |  0,4    |  0,4   |  0,4   |
| привлеченные средства   |         |         |         |         |        |        |
-------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 6

                           к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
                               транспортных услуг" федеральной целевой
                                  программы "Модернизация транспортной
                                    системы России (2002 - 2010 годы)"

        Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий
         подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг"

                           (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

------------------------------------------------------------------------------
|     Направления     | 2006 -  | 2006   | 2007   | 2008  | 2009 год| 2010   |
|    расходования     | 2010    | год    | год    | год   |         | год    |
|       средств       | годы -  |        |        |       |         |        |
|                     | всего   |        |        |       |         |        |
|---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------|
| Расходы             |   6     |  1     | 1,1    | 1,2   |  1,3    | 1,4    |
| федерального        |         |        |        |       |         |        |
| бюджета - всего     |         |        |        |       |         |        |
|---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------|
|   в том числе:      |         |        |        |       |         |        |
|---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------|
|   капитальные       |  4,9    |  1     | 0,9    | 0,9   |   1     | 1,1    |
|   вложения          |         |        |        |       |         |        |
|---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------|
|   НИОКР             |  1,1    |  0     | 0,2    | 0,3   |  0,3    | 0,3    |
------------------------------------------------------------------------------
Оглавление