РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 9 декабря 2005 г. N 2188-р (НТЦС) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". 2. Определить Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". 3. Министерству транспорта Российской Федерации на основе утвержденной настоящим распоряжением Концепции разработать проект подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 9 декабря 2005 г. N 2188-р УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 года N 2188-р КОНЦЕПЦИЯ подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" I. Общие положения Настоящая Концепция является первым этапом разработки подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы) (далее - подпрограмма). Подпрограмма направлена на реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры (далее - проекты) и мероприятий инновационного и организационно-правового характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе иностранного капитала (далее - государственно-частное партнерство). Разработка подпрограммы позволит: сконцентрировать усилия и ресурсы на решении межотраслевых транспортных проблем, комплексном и системном решении приоритетных задач, определенных в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года; преодолеть отраслевую односторонность и ограниченность развития инфраструктурных транспортных объектов; использовать в полной мере программно-целевой метод, обеспечивающий взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами, переход к управлению по результатам в соответствии с основными принципами административной реформы; внедрить действенный механизм реализации мероприятий, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного капитала, привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения приоритетных задач государственной политики; обеспечить гибкое, контролируемое и адекватное изменяющимся рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие экспорта транспортных услуг; повысить ответственность органов управления и исполнителей за достижение поставленных целей и целевых ориентиров; сориентировать потенциальных инвесторов, указав им наиболее предпочтительные для государства направления деятельности; учесть в полной мере процессы глобализации, которые в дальнейшем будут оказывать самое серьезное влияние на российский транспортный рынок. В связи с этим предлагается объединить новые крупные инвестиционные мероприятия, направленные на развитие экспорта транспортных услуг, и мероприятия инновационного и организационно-правового характера в подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг", а также внести изменения в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", исключив из нее подпрограмму "Международные транспортные коридоры". При этом часть инвестиционных мероприятий подпрограммы "Международные транспортные коридоры" по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры за счет внебюджетных средств и мероприятия по научно-исследовательскому обеспечению и организации общественной и международной поддержки развития экспорта транспортных услуг предполагается включить в новую подпрограмму. Представленные в настоящей Концепции оценки объемов финансирования и результатов реализации подпрограммы являются расчетными и будут уточнены при разработке подпрограммы с учетом установленных предельных объемов финансирования и детальной проработки на региональном уровне. II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта. Особую роль в этом должен сыграть транспорт. Экспорт транспортных услуг может и должен быть столь же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров. Геополитическое и геоэкономическое положение страны самым непосредственным образом зависит от параметров функционирования и развития транспортной системы - схемы транспортных сетей, направлений и объемов основных грузопотоков, соотношения транзита и внутренних перевозок, структуры перевозимых грузов. Инновационно-активный сценарий социально-экономического развития Российской Федерации предполагает постепенный переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг. Доля экспорта энергоносителей сократится к 2015 году до 40 процентов, доля машин и оборудования возрастет до 17,1 процента по сравнению с 7,3 процента в 2004 году. Однако следует признать, что до 2010 года в структуре экспорта сохранится все еще высокая доля энергоносителей и металлов. Следовательно, задача обеспечения деятельности российских экспортеров сырья остается для транспортной отрасли одной из приоритетных в среднесрочной перспективе. Экспорт транспортных услуг составлял в 2004 году около 17 процентов общего объема транспортных услуг. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту - предполагается увеличение в 2 раза экспорта транспортных услуг в 2010 году по отношению к 2004 году. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается. Мероприятия подпрограммы формируются на основе макроэкономических прогнозов структуры производства и потребностей транспортоемких отраслей, подходов к развитию инфраструктуры и с учетом оценки конкурентоспособности российских магистралей для транзита по направлению Азия - Европа, оценки конкурентных возможностей интеграции транспортной инфраструктуры страны с мировой транспортной системой и обеспечения соответствия работы транспортной системы новым требованиям, обусловленным изменениями геополитической ситуации, задачами развития экономики государства и укрепления его национальной безопасности. Существенное увеличение объемов внешней торговли привело в настоящее время к возникновению дефицита специализированных производственных мощностей морских портов и к нехватке пропускных возможностей железнодорожных и автомобильных подъездов к ним. Переориентация экономики с импорта на экспорт и выход Российской Федерации на новые международные рынки предполагают развитие инфраструктуры всех видов транспорта, обеспечивающих внешнеторговую деятельность. Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, поскольку значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности портовой инфраструктуры позволяют обеспечивать не более 75 процентов переработки внешнеторговых грузов, а существующая система магистральных трубопроводов не полностью отвечает современной и перспективной структуре экспортных грузопотоков. Отставание в решении этой проблемы может создать реальные ограничения реализации потенциала внешней торговли России. Российская Федерация, занимающая более 30 процентов территории Евразии и располагающая высокоразвитой транспортной системой, является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи между Европой и Азией. Однако в настоящее время транзит через территорию России составляет менее 1 процента существующего товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5 - 7 процентов транзитного потенциала России. Иностранными государствами инициируется ряд крупных проектов, предусматривающих реализацию евро-азиатских связей в обход территории Российской Федерации. За счет средств международных организаций начато финансирование строительства транспортного коридора "Европа - Кавказ - Азия" (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркмения - Узбекистан - Киргизия - восточное побережье Китая). Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике страны и ее политическим интересам. Следовательно, Российская Федерация имеет минимальный запас времени для разработки и реализации подпрограммы по транзиту. Увеличение транзита потребует качественно нового развития транспортных узлов и таможенных переходов. Вместе с тем в настоящее время государственная таможенная политика не стимулирует таможенную систему активно и быстро переходить на новые высокоэффективные и удобные для пользователей технологии, обеспечивающие качественное оформление и пограничный контроль с минимальными издержками. Наряду с этим экономические условия работы российских международных перевозчиков соответствуют ситуации на международных рынках транспортных услуг. Снижение конкурентоспособности российских операторов грозит не только потерей рыночной доли и снижением национального дохода, но при определенных условиях транспортной, а затем и экономической изоляцией страны. Таким образом, основной проблемой реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке является несоответствие российской транспортной системы условиям, сложившимся на мировом рынке товаров и услуг, в том числе: недоиспользование транзитного потенциала Российской Федерации; несоответствие экспортной транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли; низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке. Основными причинами противоречия между конкурентными преимуществами Российской Федерации на мировом рынке и их использованием являются: отсутствие комплексного макроэкономического подхода к реализации крупных мультимодальных проектов. В настоящее время инвестиционное планирование осуществляется по видам транспорта в рамках отраслевых подпрограмм. Одним из важных элементов бюджетной реформы является переход к многолетнему бюджетному планированию, которое создает новые возможности для повышения эффективности программных методов; недостаточный уровень бюджетного финансирования транспортной инфраструктуры, связанный во многом с финансированием отрасли в период инвестиционно-структурного кризиса конца прошлого века по остаточному принципу; неразвитость конкурентной среды при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов. При значительном дефиците бюджетных средств на содержание и развитие объектов транспортной инфраструктуры государство не имеет действенных механизмов взаимодействия с частным капиталом, основанных на открытом, правовом и взаимовыгодном сотрудничестве; неподготовленность пограничной и приграничной инфраструктуры к прозрачному режиму в отношении транспортных и товарных потоков. Чрезвычайно велики сверхнормативные простои судов в морских портах, связанные с выполнением таможенных и пограничных процедур, что сказывается на конкурентоспособности как флота, так и портовой индустрии; неразвитость отношений в сфере страхования грузов, ответственности перевозчика, ограниченность инвестиций в развитие объектов транспортно-технологического обеспечения международных транспортных коридоров, без которых невозможен современный транзит. Факторами, определяющими необходимость решения данной проблемы программными методами, являются: многоаспектность и комплексность проблемы, требующей координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, организаций различного профиля независимо от организационно-правовой формы; развитие законодательной базы и поэтапность решения проблемы; отработка координационных процедур, связанных с перспективами вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; невозможность комплексного решения проблемы в условиях формирующегося рыночного механизма и в связи со спецификой проводимых мероприятий без государственного регулирования и государственной поддержки; сложность геополитических, международно-правовых, научно-технических и экологических аспектов проблемы. Реализация мероприятий подпрограммы даст значительный социально-экономический эффект как в самой транспортной отрасли, так и в других отраслях экономики в целом. Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов инфраструктурного характера позволяют рассчитывать на успешную реализацию подпрограммы при условии ее адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. III. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации. Основными конкурентными преимуществами государства являются: особое географическое положение. Территория Российской Федерации представляет собой своеобразный сухопутный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии; сокращение времени доставки транзитных грузов. Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между государствами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно перемещается около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98 процентов) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое дешевле и короче морского пути (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8 - 12 дней, морским транспортом - 1 - 2 месяца); достаточно развитая инфраструктура - морские порты в Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог; возможность реализации межнациональных транспортных проектов благодаря техническим и технологическим условиям; повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса объем транзитных перевозок резко уменьшился, поскольку российские коридоры воспринимались как криминальные, в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону). Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, соответствующей мировому рынку транспортных услуг и предполагающей: переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов от реализации транзитного потенциала; согласованное развитие объектов российской транспортной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем; повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг; количественное и качественное обеспечение транспортного обслуживания внешней торговли; рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала из страны; повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, наращивание наукоемкой технологической сферы; освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества; гармонизация законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с международными нормами. Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи: повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации (далее - международные транспортные коридоры); обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры; повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг. Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию комплекса инвестиционных мероприятий для обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении. Система международных транспортных коридоров формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. Ее основу составляют официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту схемы международных транспортных коридоров N 1, 2, 9 и предложения по их продлению по территории Российской Федерации. Международные транспортные коридоры включают в себя евро-азиатские коридоры "Север - Юг" и "Транссиб", Северный морской путь, панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморье-1 и Приморье-2 (Приморский край) с портами Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно большинству оценок, в начале ХХI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы, поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по следующим важнейшим направлениям: Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к портам Дальнего Востока); Северная Европа - Южная Азия (использование железных дорог и внутренних водных путей, которые связали бы балтийское побережье России с Каспийским морем и позволили бы использовать транспортные системы Ирана и Индии); Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути); Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс). Международный транзит по Транссибу не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать развитию восточных регионов России. Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления Север - Юг обеспечит через территорию Российской Федерации транзитную связь Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России. Транспортировка по российским коммуникациям до 5 процентов грузов евро-азиатского транзита может принести Российской Федерации до 1 млрд. долларов в год. В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным по-прежнему остается направление Сибирь - Урал. Осуществление экспортно-импортных связей, в том числе транзита контейнеров по направлению Азия - Европа и Юг - Север, будет существенно ограничено вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности портовых сооружений на северо-западном направлении (российские порты на Балтике, Баренцевом и Белом морях), на южном направлении (порты на Черном и Каспийском морях) и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском побережье). Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, может стать Северный морской путь, поскольку российская часть Арктики в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом. Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования Северного морского пути и формирования соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении ледокольного и транспортного флота, выделении из федерального бюджета средств на содержание атомных и дизельных ледоколов, поддержании на необходимом уровне навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания. Необходимость этого диктуется прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их транспортного обеспечения. В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров в европейской части Российской Федерации и созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров. Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры потребует существенной модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая: увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов перевозок внешнеторговых грузов (зерна, угля, переработки грузов в контейнерах), переключение российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты; формирование сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, реконструкцию взлетно-посадочных полос; наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов; дальнейшее развитие логистических и информационных технологий, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса; модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой; внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами с применением систем электронного логистического сопровождения. Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение следующих мероприятий: разработка механизмов осуществления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международном рынке транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка российских перевозчиков; научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих законодательных актов, обеспечивающих динамичное развитие международных перевозок; последовательная гармонизация транспортного законодательства Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг; поэтапное приведение законодательства Российской Федерации в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Сроки и этапы реализации подпрограммы. Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2006 - 2007 годы; II этап - 2008 - 2010 годы. На I этапе реализации подпрограммы предполагается выполнение следующих мероприятий: формирование механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и реализации проектов; реализация проектов, находящихся в высокой степени готовности, и подготовка технико-экономических обоснований и проектной документации по крупным проектам, предусмотренным для осуществления на II этапе подпрограммы; научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы; научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг; формирование системы мониторинга международных грузопотоков и создание статистических баз данных компанийперевозчиков, производителей товаров, европейских проектов; исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков. На этом этапе особое внимание будет уделено комплексу обеспечивающих мероприятий и реализации на условиях государственно-частного партнерства проектов, находящихся в высокой степени готовности. Предполагается различная степень участия государства в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65 процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта. На II этапе прогнозируется существенный рост транзитных перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует смещения акцентов на финансирование капитальных вложений в основной капитал отрасли, в первую очередь на повышение конкурентоспособности транспортных коридоров и развитие транспортно-технологической инфраструктуры, а именно: устранение проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях; создание альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов (скоростные и высокоскоростные магистрали); создание скоординированной инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта; создание аэропортов-хабов; обеспечение качественного и безопасного сервиса в пунктах пропуска пассажиров и перевалки грузов на границе Российской Федерации; создание терминально-логистических комплексов. На этом этапе реализации подпрограммы продолжится процесс увеличения доли внебюджетного финансирования с одновременным и обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования. IV. Оценка рисков реализации подпрограммы Реализация подпрограммы сопряжена со следующими рисками: макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему критическим фактором для развития транспортной отрасли продолжает оставаться уровень мировых цен на энергоносители, которые вместе с продукцией металлургических предприятий составляют основную часть российских грузопотоков. Неблагоприятное изменение конъюнктуры в этих сегментах может привести не столько к снижению показателей грузооборота и доходов транспортных предприятий, сколько к серьезному падению объема инвестиций в проекты за счет уменьшения объемов инвестиционного фонда. Уменьшение этого вида рисков напрямую зависит от диверсификации российской экономики, увеличения структурной доли продукции с высокой добавленной стоимостью; геополитические риски. Успешное соединение транспортной системы России с международной транспортной системой во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. В частности, реализация проекта развития международного транспортного коридора "Север - Юг" может быть поставлена под угрозу в случае резкого усугубления кризиса в отношениях между Ираном и США. Ухудшение международной обстановки на Дальнем Востоке может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности Транссиба. Возможно также обострение проблем использования черноморских и балтийских проливов, что, в свою очередь, может угрожать успешной реализации ряда крупных проектов, связанных с развитием инфраструктуры портов Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Темрюк и Кавказ. Нестабильность международной обстановки окажет негативное влияние на реализацию проектов по созданию сети аэропортов-хабов; операционные риски, связанные с технической и нормативной правовой поддержкой развития транспортной отрасли. Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность российских транспортных предприятий во многом будут зависеть от принятия ряда важных федеральных законов, например, о платных автомобильных дорогах, о создании Российского международного реестра судов, о морских портах Российской Федерации и других. Отсутствие этих законов является серьезным препятствием в реализации задач подпрограммы. Кроме того, необходимо разработать нормативно-методическое обеспечение механизмов, заложенных в Федеральном законе "О концессионных соглашениях"; риск недостаточной гибкости и адаптируемости подпрограммы к изменениям внешних условий. Указанный риск должен быть минимизирован организацией контроля результатов по основным направлениям реализации подпрограммы, который обеспечит своевременное выявление сбоев в достижении запланированных результатов, оперативную корректировку задач и конкретных механизмов достижения целей подпрограммы; риск неэффективного контроля ожидаемых результатов по проведению программных мероприятий. Указанный риск минимизируется четкой и эффективной организацией управления подпрограммой - реализацией функций государственного заказчика и дирекции подпрограммы на основе планов, оценки их ожидаемого выполнения, количественных индикаторов достижения целей, контроля качества управления подпрограммой в целом и отдельными ее мероприятиями; риск, возникающий при несоответствии итоговых параметров инвестиционных проектов критериям конкурсного отбора. Указанный риск может быть минимизирован путем тщательного отбора проектов, предлагаемых на конкурс, отработки механизмов государственной поддержки и заключения концессионных соглашений. Разработка подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России" дополнит действующие механизмы системы принятия решений, создаст новые возможности развития объектов транспортной инфраструктуры. V. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, предполагающей реализацию конкурентных преимуществ России, переориентацию грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры, повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, обеспечение роста конкурентоспособности российских перевозчиков. Основными индикаторами подпрограммы являются: экспорт транспортных услуг (к 2010 году экспорт транспортных услуг увеличится в 2 раза и составит 13,1 млрд. долларов США. При этом доля экспорта транспортных услуг возрастет до 50 процентов в общем объеме экспорта услуг России); объем транзитных перевозок через территорию России (к 2010 году объем транзитных перевозок увеличится на 25 - 30 млн. тонн и составит 71 - 76 млн. тонн, что позволит увеличить долю транзита в экспорте транспортных услуг в 8 - 10 раз); объем перевозок трансфертных пассажиров (к 2010 году объем перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах увеличится в 5 - 7 раз и составит 3 - 4 млн. пассажиров); доля отечественных автомобильных перевозчиков на российском рынке международных перевозок (увеличится и составит 50 процентов); доля тоннажа контролируемого Россией торгового флота, зарегистрированного в национальном реестре (увеличится и составит в 2010 году 55 - 56 процентов). Показатели, характеризующие основные результаты реализации подпрограммы, задают ориентиры устойчивого развития общества и направлены на решение ключевых задач социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе. Индикаторы подпрограммы приведены в приложении N 1. Показатели, характеризующие инвестиционные мероприятия подпрограммы, приведены в приложении N 2. Мероприятия подпрограммы включают следующие разделы: повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров; обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры; повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг. Мероприятия подпрограммы, касающиеся повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, предусматривают реализацию комплекса следующих инфраструктурных проектов, связанных с устранением проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров, главным образом в европейской части России, и их ответвлениях, созданием альтернативных маршрутов с целью обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении: комплексное развитие Московского транспортного узла (реконструкция Центральной кольцевой дороги и создание большого логистического кольца в Московской области); развитие Санкт-Петербургского транспортного узла (строительство скоростной железнодорожной магистрали СанктПетербург - Бусловская и терминально-логистических комплексов в районе г. Санкт-Петербурга); строительство высокоскоростных магистралей, соединяющих указанные транспортные узлы. Основной задачей при этом является использование конкурентных преимуществ России с целью привлечения транзитных потоков на международные транспортные коридоры, которые проходят по ее территории. Расчетный объем финансирования мероприятий подпрограммы в рамках этой задачи составит за 2006 - 2010 годы около 553,2 млрд. рублей, в том числе из федеральных средств - 202,2 млрд. рублей. Мероприятия подпрограммы, касающиеся обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортнотехнологической инфраструктуры, предусматривают развитие следующих объектов: морские порты (комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, морского торгового порта Усть-Луга); аэропорты-хабы (комплексное развитие Московского авиаузла, аэропортов Емельяново и Кольцово); терминалы и логистические центры. Расчетный объем финансирования мероприятий в рамках этой задачи составит за 2006 - 2010 годы около 254,1 млрд. рублей. Мероприятия подпрограммы, касающиеся повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, предусматривают: организацию общественной и международной поддержки российских перевозчиков; создание системы мониторинга и статистических баз данных по основным показателям состояния и развития мирового рынка транспортных услуг; научное обеспечение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков. Отбор проектов, организация мониторинга и оценка социально-экономической эффективности реализации указанных проектов будут производиться на базе методики, обеспечивающей объективный и мотивированный отбор и оценку проектов. VI. Объемы и источники финансирования подпрограммы Для достижения установленных целей расчетный объем финансирования подпрограммы составит 807,7 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: федеральный бюджет - 6 млрд. рублей; инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей. Общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом: капитальные вложения - 803,6 млрд. рублей (99,5 процента общих расходов по подпрограмме); расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы - 4,1 млрд. рублей (0,51 процента общих расходов по подпрограмме). Предполагаемые источники финансирования капитальных вложений: федеральный бюджет - 4,9 млрд. рублей; инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации - 40,6 млрд. рублей; собственные и привлеченные средства - 507,6 млрд. рублей. Таким образом, основными предполагаемыми источниками финансирования мероприятий подпрограммы являются средства инвесторов и транспортных предприятий. Реализация проектов, включенных в подпрограмму, возможна лишь при комплексной государственной поддержке, предполагающей финансирование из федерального бюджета и других источников, в первую очередь инвестиционного фонда. Указанные проекты отвечают необходимым условиям такого финансирования и направлены на решение приоритетной социально-экономической задачи. Объемы финансирования должны быть соотнесены с возможностями федерального бюджета, предварительно оцененными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, и проектными параметрами инвестиционного фонда. Источники финансирования и расчетные объемы расходов на реализацию подпрограммы приведены в приложении N 3. Особенностью финансирования подпрограммы является увеличение объема внебюджетного финансирования (доля собственных и привлеченных средств в общем объеме финансирования увеличивается с 42 до 65 процентов). Все инвестиционные проекты, включенные в подпрограмму, будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства. Источники финансирования и расчетные расходы на капитальные вложения по подпрограмме приведены в приложении N 4. Источники финансирования и расходы на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы по подпрограмме приведены в приложении N 5. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы приведены в приложении N 6. Средства федерального бюджета в основном будут направляться на реализацию следующих программных мероприятий: подготовка проектной документации по крупным проектам, реализуемым в рамках подпрограммы; проведение научно-исследовательских работ, связанных с реализацией проектов, имеющих общегосударственную значимость; поддержка отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг (научное обеспечение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков, научное обеспечение подготовки международных соглашений в части недопущения введения неоправданных дискриминационных условий для международной транспортной деятельности, организация общественной и международной поддержки). В 2006 году общие расходы на реализацию подпрограммы за счет федерального бюджета будут составлять 1 млрд. рублей, то есть около 2 процентов общего объема финансирования. Финансирование расходов на научно-исследовательские работы по подпрограмме в размере 4,1 млрд. рублей предполагается осуществлять в основном за счет средств бюджетов всех уровней. Средства внебюджетных источников в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют по подпрограмме в целом 1,9 млрд. рублей. VII. Механизм реализации подпрограммы Подпрограмма реализуется на нормативной правовой базе, основанной на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам решения системных проблем социально-экономического развития страны. Ключевым принципом механизма реализации подпрограммы является принцип, обеспечивающий соблюдение интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в реализации. Реализация подпрограммы предусматривает использование следующих средств и методов государственного регулирования: нормативное правовое регулирование; административные меры; бюджетная поддержка; организационная, политическая и информационная поддержка. Механизм реализации подпрограммы предполагает: комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников в решении системной проблемы; разработку и внедрение новых технологий управления проектами на основе различных форм государственно-частного партнерства; научную обоснованность инвестиционных и инновационных мероприятий; широкое привлечение общественных организаций к участию в реализации подпрограммы, гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе ее выполнения, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках подпрограммы; отбор исполнителей мероприятий на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Государственные средства будут выделяться на приоритетные проекты поэтапно с учетом хода их реализации. Объемы финансирования проектов за счет средств бюджетного инвестиционного фонда будут определяться на основании конкурса в установленном порядке. При принятии решения о финансировании проекта из бюджетного инвестиционного фонда его финансирование из федерального бюджета по статье "Федеральные целевые программы" прекращается. Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно на основе контроля выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности. Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы будет проводить работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, в первую очередь частного капитала, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Для устойчивого финансирования проектов за счет внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации государственный заказчик подписывает с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получает другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Основные сведения о результатах реализации подпрограммы, об объемах затраченных на выполнение финансовых ресурсов, а также результатах контроля реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год. Одной из основных задач подпрограммы является обеспечение формирования и реализации единой скоординированной государственной политики в области развития экспорта транспортных услуг. Ее решение возложено на государственного заказчика подпрограммы - Министерство транспорта Российской Федерации. Государственный заказчик организует средствами, выделенными ему целевым назначением из федерального бюджета, реализацию и финансирование следующих мероприятий подпрограммы: разработка проектной и тендерной документации, выкуп земельных участков для реализации особо важных для развития экономики Российской Федерации крупных объектов транспортной инфраструктуры; осуществление научных исследований и инновационных научно-технических мероприятий; отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе; содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций. Выполнение этих мероприятий будет способствовать решению следующих задач: организация и обеспечение реализации мероприятий подпрограммы, включающих развитие нескольких видов транспорта; разработка перечня индикаторов и показателей для контроля реализации программных мероприятий; разработка в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для реализации подпрограммы; подготовка ежегодного доклада о ходе реализации подпрограммы; ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы; подготовка в установленном порядке предложений по уточнению перечня мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год, уточнение затрат по мероприятиям, а также механизмов ее реализации; согласование с основными заинтересованными участниками возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования; разработка и выбор наиболее актуальных форм и механизмов привлечения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных финансовых источников для финансирования мероприятий подпрограммы; организация при необходимости проведения специализированной экспертизы проекта подпрограммы и по результатам экспертизы - его доработки. Мероприятия государственного заказчика направлены на комплексное и согласованное выполнение инвестиционных проектов подпрограммы, достижение целей и повышение эффективности реализации подпрограммы в целом. Выполнение этих мероприятий позволит повысить уровень научной обоснованности и проработки решений, принимаемых государственным заказчиком в ходе реализации подпрограммы и федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Подпрограмма реализуется государственным заказчиком в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Основными задачами управления реализацией подпрограммы являются: обеспечение реализации подпрограммы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года; обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и средств из внебюджетных источников в соответствии с установленными в подпрограмме приоритетами; привлечение инвестиций для реализации проектов; разработка и реализация механизмов управления проектами на основе условий государственно-частного партнерства; разработка и реализация механизмов, обеспечивающих минимизацию времени и средств на получение разрешений, согласований, экспертных заключений и принятие необходимых решений различными органами и структурами исполнительной власти при реализации проектов; актуализация программных мероприятий и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года. Система управления подпрограммой должна гарантировать достижение поставленных целей. Для реализации подпрограммы предусматривается разработка и внедрение механизмов управления проектами, обеспечивающих рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций. Для реализации таких проектов государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации является инициатором бизнес-предложений. Бизнес-предложения по приоритетным проектам размещаются на конкурсной основе для выбора лучшего проектного решения, модели, эскиза и обоснования инвестиций. Управление реализацией подпрограммы возлагается на федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". Контроль за исполнением мероприятий в установленном порядке осуществляет государственный заказчик подпрограммы, контрольные функции осуществляют также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Приложение N 1 к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" Индикаторы подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" (по состоянию на конец года) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | измерения | год | год | год | год | год | год | | | | (оценка) | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------| | Прирост объема | млн. тонн | 4 | 7 - 9 | 11 - 13 | 14 - 16 | 17 - 20 | 25 - 30 | | транзитных | | | | | | | | | перевозок через | | | | | | | | | территорию | | | | | | | | | России по | | | | | | | | | отношению к 2004 | | | | | | | | | году | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------| | Экспорт | млрд. | 6,9 | 7,9 | 9,6 | 11,2 | 12,5 | 13,1 | | транспортных | долларов | | | | | | | | услуг | США | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------| | Доля | процентов | 37 | 38 | 42 | 45 | 48 | 50 | | отечественных | | | | | | | | | автоперевозчиков | | | | | | | | | на российском | | | | | | | | | рынке | | | | | | | | | международных | | | | | | | | | перевозок | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------| | Объем перевозок | млн. | 0,4 | 1 - 1,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 2,5 - 3 | 3 - 4 | | трансфертных | пассажиров | | | | | | | | пассажиров в | | | | | | | | | аэропортах-хабах | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|---------|----------|-----------|-----------|-----------| | Доля тоннажа | процентов | 49 - 50 | 50 - 51 | 51 - 52 | 52 - 54 | 54 - 55 | 55 - 56 | | контролируемого | | | | | | | | | Россией | | | | | | | | | торгового флота, | | | | | | | | | зарегистрированного в | | | | | | | | | национальном | | | | | | | | | реестре | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" Показатели, характеризующие инвестиционные мероприятия подпрограммы ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Единица | 2006 - | В том числе | | | измерения | 2010 | | | | | годы - | | | | | всего | | |--------------------|------------|------------|-----------------------------------------------------| | | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | | год | год | год | год | год | |----------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров | |----------------------------------------------------------------------------------------------------| | Количество | единиц | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | | проектов | | | | | | | | | развития | | | | | | | | | транспортных | | | | | | | | | путей, входящих | | | | | | | | | в международные | | | | | | | | | транспортные | | | | | | | | | коридоры | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2. Обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической | | инфраструктуры | |----------------------------------------------------------------------------------------------------| | Количество | единиц | 9 | 4 | 5 | 8 | 9 | 9 | | строящихся | | | | | | | | | терминалов | | | | | | | | |--------------------|------------|------------|---------|-----------|-----------|----------|--------| | Мощность | млн. | 100,8 | 6 | 21,5 | 24,1 | 24,6 | 24,6 | | терминально - | тонн | | | | | | | | логистических | в год | | | | | | | | комплексов | | | | | | | | |--------------------|------------|------------|---------|-----------|-----------|----------|--------| | Количество | единиц | 6 | 6 | 6 | 5 | 2 | 2 | | проектов | | | | | | | | | создания | | | | | | | | | специализированных | | | | | | | | | терминалов в | | | | | | | | | морских портах | | | | | | | | |--------------------|------------|------------|---------|-----------|-----------|----------|--------| | Количество | единиц | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | | проектов | | | | | | | | | создания | | | | | | | | | аэропортов-хабов | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Приложение N 3 к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" Источники финансирования и расчетные объемы расходов на реализацию подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники финансирования | 2006 - | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 год | | | 2010 | год | год | год | год | | | | годы - | | | | | | | | всего | | | | | | |----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------| | По подпрограмме - всего | 807,8 | 48,3 | 107,9 | 144,1 | 244,0 | 263,5 | |----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------| | Федеральный бюджет | 6 | 1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | |----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------| | Инвестиционный фонд 2 | 250,5 1 | 22 1 | 34,8 1 | 44,9 1 | 70,8 1 | 78,0 1 | |----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------| | Бюджеты субъектов | 41,7 2 | 4,6 2 | 5,7 2 | 7,9 2 | 11,3 | 12,2 2 | | Российской Федерации 2 | | | | | | | |----------------------------|-----------|----------|----------|----------|---------|------------| | Собственные и | 509,6 | 20,7 | 66,3 | 90,1 | 160,6 | 171,9 | | привлеченные средства | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------- (1) Средства инвестиционного фонда определяются по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов в соответствии с положением об инвестиционном фонде. Если проект не выигрывает конкурс, то обязательства федерального бюджета по его финансированию в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" не возникают. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению по результатам конкурсного отбора. (2) Работа по привлечению к участию в проектах средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году (с учетом проведенных предварительных согласований с субъектами Российской Федерации) возлагается на Министерство транспорта Российской Федерации при информационной и методической поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Приложение N 4 к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" Источники финансирования и расчетные расходы на капитальные вложения по подпрограмме "Развитие экспорта транспортных услуг" (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники финансирования | 2006 - | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 год | | | 2010 | год | год | год | год | | | | годы - | | | | | | | | всего | | | | | | |-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------| | По подпрограмме - всего | 803,6 | 47,9 | 107 | 143,2 | 242,9 | 262,6 | |-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------| | Федеральный бюджет | 4,9 | 1 | 0,9 | 0,9 | 1 | 1,1 | |-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------| | Инвестиционный фонд | 250,5 | 22 | 34,8 | 44,9 | 70,8 | 78 | |-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------| | Бюджеты субъектов | 40,6 | 4,5 | 5,5 | 7,7 | 11 | 11,9 | | Российской Федерации | | | | | | | |-----------------------------|---------|----------|----------|----------|-----------|-----------| | Собственные и привлеченные | 507,6 | 20,4 | 65,8 | 89,7 | 160,1 | 171,6 | | средства | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 5 к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" Источники финансирования и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подпрограмме "Развитие экспорта транспортных услуг" (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------- | Источники | 2006 - | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | финансирования | 2010 | год | год | год | год | год | | | годы - | | | | | | | | всего | | | | | | |-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------| | По подпрограмме - | 4,1 | 0,4 | 0,8 | 0,9 | 1 | 1 | | всего | | | | | | | |-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------| | Федеральный бюджет | 1,1 | 0 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------| | Бюджеты субъектов | 1,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | | Российской Федерации | | | | | | | |-------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------| | Собственные и | 1,9 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | | привлеченные средства | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 6 к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------ | Направления | 2006 - | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 год| 2010 | | расходования | 2010 | год | год | год | | год | | средств | годы - | | | | | | | | всего | | | | | | |---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------| | Расходы | 6 | 1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | | федерального | | | | | | | | бюджета - всего | | | | | | | |---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------| | в том числе: | | | | | | | |---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------| | капитальные | 4,9 | 1 | 0,9 | 0,9 | 1 | 1,1 | | вложения | | | | | | | |---------------------|---------|--------|--------|-------|---------|--------| | НИОКР | 1,1 | 0 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ------------------------------------------------------------------------------ |