ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 декабря 2005 г. N 1018-ПП (ПРМ) В целях обеспечения реализации перехода к применению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н, во исполнение постановления Правительства Москвы от 22 марта 2005 г. N 149-ПП "О мерах по внедрению в Москве положений Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н" Правительство Москвы постановляет: 1. Согласиться с предложенным Координационным советом по вопросам реформирования бухгалтерского учета порядком перехода на модернизированные средства автоматизации бюджетного учета участников бюджетного процесса города Москвы: 1.1. Переход производить путем замены действующих в настоящее время версий систем автоматизации бухгалтерского учета на модернизированные системы этих же производителей программного обеспечения автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений. 1.2. Для замены устаревших систем программного обеспечения, не подлежащих модернизации, использовать программное обеспечение ведущих производителей, определяемых в установленном порядке. 1.3. Оплату приобретения лицензий модернизированного или нового программного обеспечения (пп.1.1 и 1.2) производить Департаменту экономической политики и развития города Москвы на основании сводных заявок от бюджетных учреждений комплексов городского управления с разбивкой по департаментам и комитетам за счет и в пределах средств, дополнительно выделенных Департаменту экономической политики и развития города Москвы на создание второй очереди автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом в соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. N 13 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 85 "О бюджете города Москвы на 2005 год", с последующей передачей стоимости прав пользования программным обеспечением на баланс бюджетных учреждений. 1.4. Работы по установке, настройке, конвертации данных осуществлять бюджетным учреждениям за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на их содержание. 2. Утвердить требования к модернизируемым системам автоматизации бюджетного учета (приложение). 3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы обеспечить при приобретении программного обеспечения соответствие приобретаемых изделий требованиям, утвержденным настоящим постановлением (п.2). 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 13 декабря 2005 г. N 1018-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 декабря 2005 года N 1018-ПП ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕРНИЗИРУЕМЫМ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА 1. Общие положения 1.1. Настоящие требования разработаны с целью обеспечения перехода участников бюджетного процесса к применению новых средств автоматизации бюджетного учета для исполнения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н. 1.2. Настоящий документ определяет: 1.2.1. Общие требования к модернизированным системам автоматизации бюджетного учета. 1.2.2. Требования к функциям модернизированных систем автоматизации бюджетного учета. 2. Общие требования к модернизированным системам автоматизации бюджетного учета (далее - МСАБУ) 2.1. МСАБУ должны обеспечивать возможность взаимодействия: - с первой очередью автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (Департамент финансов города Москвы) в соответствии с порядком и форматами, устанавливаемыми Департаментом финансов города Москвы; - со второй очередью автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (по мере ввода в действие ее составных частей). 2.2. Взаимодействие процессов и пользователей в МСАБУ должно осуществляться за счет общих информационных объектов. 2.3. Должна обеспечиваться возможность перенастройки базы данных МСАБУ без изменения программного кода системы при изменении нормативно-правовой и справочной информации, допускается разработка дополнительных форм отчетов. 2.4. МСАБУ должны иметь возможность функционировать в круглосуточном режиме с допустимыми перерывами на сервисное обслуживание и устранение отказов. При корректном перезапуске аппаратных средств и операционной системы функционирование МСАБУ должно восстанавливаться в полном объеме автоматически без участия персонала. 2.5. В МСАБУ должны использоваться типовые (унифицированные) классификаторы и справочники. 2.6. В МСАБУ должна быть обеспечена настройка соответствия справочников и словарей системы, базовых бюджетных функций, функций ведения учета, документов требованиям Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н. 2.7. Должна быть предусмотрена возможность наращивания классификаторов и справочников как в отношении количества элементов, так и в части развития их структуры (развитие иерархических структур, создание дополнительных группировок и т.д.). 2.8. Должны быть предусмотрены средства администратора подсистемы для изменения программно-предопределенных последовательностей выполнения функций. 2.9. Должна быть предусмотрена возможность вывода на печать формируемых отчетов. 2.10. В части обеспечения информационной безопасности МСАБУ должны: - поддерживать разграничение прав доступа к информации на уровне пользователей, ролей и действий; - осуществлять идентификацию и аутентификацию пользователя при инициализации работы; - поддерживать регистрацию действий пользователя с момента начала работы до момента завершения работы; - обеспечивать защиту от ошибочных действий персонала путем полного сохранения данных при любых действиях персонала и одиночных отказах компонентов. 2.11. Общие требования к прикладным программным средствам МСАБУ: 2.11.1. Программные средства МСАБУ должны обеспечивать: - ведение учета операций по движению денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте; - ведение учета доходов и расходов по методу начисления по доходам и расходам получателей бюджетных средств (далее - ПБС) и учета поступлений и выбытий из бюджета; - осуществление проводок на основании выписки казначейства и банковских выписок в ручном и автоматизированном режиме; - учет движения средств и текущих остатков на счетах; - учет остатков по счетам бухгалтерского учета (синтетическим и аналитическим) в разрезе валют; - работу со счетами "увеличение-уменьшение" и "поступление-выбытие"; - учет операций по централизованному материально-техническому обеспечению; - учет счетов-фактур; - полноту учета бухгалтерских операций; - автоматический перенос всех количественных и стоимостных остатков по счетам бухгалтерского учета из завершившегося финансового года в новый финансовый год; - составление бухгалтерской отчетности ПБС и формирование сводной отчетности главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС), распорядителей бюджетных средств (далее - РБС); - подготовку и предоставление документов в вышестоящие организации, в другие организации: сведений в органы Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, статистики и другие органы; - единую для всех участников бюджетного процесса методику составления и проверки отчетности; - возможность создания новых отчетных форм; - ведение учета и отражение в отчетности некассовых операций (оплата выполненных работ за счет связанных кредитов, учет курсовой разницы, переоценка задолженности по долговым обязательствам и др.); - возможность для централизованных бухгалтерий ведения бюджетного учета по нескольким бюджетополучателям на одном рабочем месте. 2.11.2. Должен быть обеспечен однократный ввод данных. 2.11.3. Должна быть обеспечена возможность удаленного обновления версий. 2.11.4. Прикладное программное обеспечение МСАБУ должно обладать следующими свойствами: - возможность учета изменений процессов формирования, исполнения и контроля исполнения бюджета, связанных с процедурными изменениями и/или с изменениями в законодательстве, путем настроек без изменения программного кода. Допускается дополнительное программирование экранных форм и отчетов, а также создание дополнительных модулей программного продукта; - поддержание архитектуры клиент-сервер; - возможность разграничения прав доступа пользователей вплоть до разграничения доступа на разделы, каталоги разделов и операции; - возможность ведения протоколов операций с таблицами баз данных; - возможность использования средств Microsoft Office для подготовки и печати отчетных документов произвольной формы; - открытость - возможность обмена информацией с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей; - интегрируемость с составными частями второй очереди автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (АИС УБП-2); - возможность масштабирования без перестройки системы по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей; 2.12. В части математического обеспечения МСАБУ должно быть обеспечено: - отсутствие ошибки округления при расчетах денежных единиц с округлением до единиц копеек. - отсутствие ошибок округления и отсутствие накопления ошибок расчетов при пересчетах по процентному содержанию. При выполнении функций должна быть обеспечена обработка данных и представление результатов в соответствии с требованиями нормативных документов по бюджетному учету. 3. МСАБУ должны обеспечивать выполнение следующих основных функций: - обеспечение ведения бюджетного учета согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н; - подготовка, сбор и консолидация отчетности. 3.1. В состав функций обеспечения ведения бюджетного учета согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н должны быть включены: 3.1.1. Ведение и использование единого плана счетов: 3.1.1.1. Использование кодов счетов (субсчетов) не менее 26 символов, ведение многоуровневых планов счетов с большим уровнем вложенности. 3.1.1.2. Ведение на любом счете многомерного аналитического учета. 3.1.1.3. Хранение следующих характеристик счетов (субсчетов) бухгалтерского учета: - номер и уровень аналитического счета; - признак "Балансовый" или "Забалансовый"; - признак "Валютный" или "Невалютный"; - признак "Налоговый учет"; - ссылка на журнал операций; - отношение к балансовой единице: корреспонденция счетов, отнесенных к разным балансовым единицам, запрещена (кроме проводок по забалансовому счету); - типовая форма аналитического учета (денежные средства, основные средства, товарно-материальные ценности, взаиморасчеты и т.д.); - признак "счета санкционирования расходов бюджета"; - метод подбора партий при списании ТМЦ; - параметры настройки сведения ведомостей взаиморасчетов с дебиторами/кредиторами (сведение по типу, номеру и дате оправдательного документа; по аналитическим счетам порядков 1-5; по особой отметке); - возможность привязки аналитических счетов к специализированным словарям для учета в разрезе бюджетной классификации. 3.1.2. Ведение журнала бухгалтерских операций: 3.1.2.1. Регистрация и последующая обработка всех бухгалтерских операций. 3.1.2.2. Формирование бухгалтерских операций как с использованием документов, так и с использованием ручных (произвольных) операций. 3.1.2.3. Специальные функции: - создание бухгалтерской операции по образцу; - автоматическое сторнирование ранее созданной бухгалтерской операции; - расчет цены списания ТМЦ; - вычисление итоговой суммы бухгалтерской операции на основании суммы проводок; - печать отчета "Отчет о бухгалтерских операциях" с подведением итогов по счетам и аналитике; - формирование отчетных документов и расчет движения средств по счетам. 3.1.3. Базовые бюджетные функции: 3.1.3.1. Учет нефинансовых активов: 3.1.3.1.1. Учет основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, материальных запасов, капитальных вложений в нефинансовые активы. 3.1.3.1.2. Ведение раздельного учета для каждой единицы или группы основных средств. 3.1.3.1.3. Ведение учета основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1 000 и от 1 000 до 10 000 рублей. 3.1.3.1.4. Ведение инвентарного учета по каждой единице основных средств. Хранение истории переоценки, износа или амортизации, реконструкции, модернизации, консервации. 3.1.3.1.5. Ведение группового учета мягкого инвентаря, посуды и библиотечных фондов. 3.1.3.1.6. Хранение индивидуальных и групповых характеристик инвентарного объекта. 3.1.3.1.7. Ведение учета остаточной стоимости объекта на текущий учетный период. 3.1.3.1.8. Расчет амортизации всех объектов инвентарного учета. 3.1.3.1.9. Хранение истории изменения стоимости инвентарного объекта. 3.1.3.1.10. Отражение в хозяйственном учете всех действий над инвентарным объектом через создание операций по выбранному образцу. 3.1.3.1.11. Формирование ведомости движения и остатков материальных средств. 3.1.3.1.12. Действия над инвентарными объектами: - ввод в эксплуатацию; - внутреннее перемещение инвентарного объекта; - изменение стоимости инвентарного объекта: - дооценка; - уменьшение стоимости; - капитальный ремонт. - изменение налоговой стоимости инвентарного объекта; - налоговая переоценка инвентарного объекта; - переоценка инвентарного объекта; - начисление амортизации; - начисление налоговой амортизации следующими способами: а) списание инвентарного объекта; б) списание с оприходованием комплектующих; в) налоговое списание. - учет остатков в разрезе материальных счетов, аналитических счетов, материально-ответственных лиц, валюты, номенклатуры, а также внутри каждой номенклатуры в разрезе партии или даты поступления. Для валютных счетов учет суммы остатков в валюте и в эквиваленте (в базовой валюте). 3.1.3.2. Учет финансовых активов должен производиться в разрезе денежных средств учреждения, финансовых вложений, расчетов с дебиторами по доходам, выданным авансам, с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам, с подотчетными лицами, по недостачам, по поступлениям в бюджет. - отражение в хозяйственном учете всех действий над финансовыми активами через создание бухгалтерских операций по выбранному образцу; - формирование ведомости движения и остатков финансовых средств; - учет остатков по дебиторской задолженности в разрезе счета, аналитических счетов, валюты, контрагента и документа - основания задолженности. 3.1.3.3. Учет обязательств: - расчеты с кредиторами по долговым обязательствам; - расчеты с поставщиками и подрядчиками; - расчеты по платежам в бюджет; - расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение; - расчеты с депонентами; - расчеты по удержаниям из заработной платы; - внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств; - расчеты по платежам из бюджета; - учет остатков по кредиторской задолженности в разрезе счета, аналитических счетов, валюты, контрагента и документа - основания задолженности. 3.1.3.4. Учет доходов, расходов и финансового результата деятельности учреждения: - учет доходов учреждения; - учет расходов учреждения; - учет финансового результата прошлых отчетных периодов; - учет доходов будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ и услуг; - учет на забалансовых счетах; - учет заключительных операций по отчетному периоду с переносом результата на счет финансовых результатов прошлых отчетных периодов. 3.1.3.5. Учет санкционирования расходов бюджета. - учет ассигнований (для главных распорядителей); - учет лимитов РБС и ПБС (учет операций, регламентирующих назначение лимитов бюджетных обязательств и их распределение организациям, находящимся в ведении главных распорядителей и распорядителей средств); - учет бюджетных обязательств: - регистрация обязательств, - формирование на основании обязательств платежных документов, - контроль принимаемых обязательств на непревышение лимитов бюджетных обязательств. 3.1.4. Функции ведения учета: 3.1.4.1. Учет счетов-фактур. - регистрация входящих счетов-фактур; - для зарегистрированных входящих счетов-фактур: - отработка оплаты (вручную и автоматически), - сторнирование, - отработка в хозяйственном учете с созданием бухгалтерской операции по приходу товаров; - регистрация исходящих счетов-фактур; - регистрация исходящих счетов-фактур на основании отгрузки товаров или оказания услуг; - для зарегистрированных исходящих счетов-фактур: - отработка в хозяйственном учете с созданием бухгалтерской операции по реализации товаров; - сторнирование. 3.1.4.2. Расчеты с дебиторами/кредиторами. - интерактивная работа с данными в виде оборотных ведомостей, по счетам, дебиторам/кредиторам, материальным ценностям, аналитическим счетам, с возможностью детализации всех результатов вплоть до просмотра исходных данных; - специальные функции: - формирование ведомости по дебиторам/кредиторам; - настройка ведомости по дебиторам/кредиторам; - погашение дебиторской/кредиторской задолженности через ведомость по дебиторам/кредиторам; - взаимозачет задолженности через ведомость по дебиторам / кредиторам; - включение (исключение) данных бухгалтерских операций в ведомость; - проверка корректности ведомости. 3.1.4.3. Исполнение сметы. Оперативное управление расходами бюджетного учреждения по направлениям: - планируемые лимиты бюджетных обязательств; - утвержденные лимиты; - полученные лимиты; - принятые обязательства. 3.1.4.4. Оборотные ведомости: - по счетам; - по аналитическим счетам; - по нефинансовым активам; - по денежным средствам. 3.1.4.5. Отчеты: - журнал - главная; - кассовая книга; - журналы операций: - журнал операций по счету "Касса"; - журнал операций по банковскому счету; - журнал операций расчетов с подотчетными лицами; - журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; - журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; - журнал операций по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям; - журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; - журнал по прочим операциям; - главная книга; - ведомости аналитического учета; - инвентаризационная ведомость; - карточка расчетов с одним дебитором/кредитором; - формы по регистрам бухгалтерского учета (приложение 3 "Регистры" к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н); - формы итоговой финансовой и бухгалтерской отчетности; - формы учета исходящих, входящих счетов-фактур; - создание дополнительных отчетов. 3.1.5. Работа с документами: 3.1.5.1. Банковские документы: - формирование банковского документа на основании платежей; - создание платежа на основании банковского документа; - формирования банковского документа на основе данных по расчетам с дебиторами и кредиторами; - формирование банковского документа на основе образцов документов; - отработка банковских документов в учете бухгалтерских операций с автоматическим поиском образца бухгалтерской операции; - отработка банковских документов в учете бухгалтерских операций с ручным выбором образца бухгалтерской операции из словаря; - отработка банковских документов в учете бухгалтерских операций с использованием образцов проводок бухгалтерской операции, хранимых непосредственно в документе; - регистрация банковских выписок; - обработка банковских выписок. 3.1.5.2. Выписки казначейства: - регистрация казначейских выписок; - отработка казначейских выписок в учете бухгалтерских операций с автоматическим поиском образца бухгалтерской операции; - отработка казначейских выписок в учете бухгалтерских операций с ручным выбором образца бухгалтерской операции из словаря. 3.1.5.3. Кассовые документы: - формирование кассового документа на основании платежей; - создание платежа на основании кассового документа; - формирование кассового документа на основе данных по расчетам с дебиторами и кредиторами; - формирование кассового документа на основе образцов документов; - отработка кассовых документов в учете бухгалтерских операций с автоматическим поиском образца бухгалтерской операции; - отработка кассовых документов в учете бухгалтерских операций с ручным выбором образца бухгалтерской операции из словаря; - отработка кассовых документов в учете бухгалтерских операций с использованием образцов проводок бухгалтерской операции, хранимых непосредственно в документе. 3.1.5.4. Некассовые документы: - формирование некассового документа на основании отчетов по связанным кредитам; - формирование расчета по дооценке задолженности по долговым обязательствам, учитываемым в иностранной валюте; - обработка некассовых операций. 3.1.5.5. Авансовые отчеты: - формирование авансового отчета на основании платежного (кассового) документа; - отработка авансового отчета в учете бухгалтерских операций. 3.1.5.6. Внутренние документы: - регистрации движения нефинансовых активов между материально-ответственными лицами; - регистрация документа; - отработка документа в учете бухгалтерских операций. 3.2. В составе функций подготовки, сбора и консолидации отчетности должны быть реализованы следующие функции: 3.2.1. Подготовка, проверка и печать первичных отчетов. 3.2.2. Осуществление контроля отчетности на следующих уровнях: - внутридокументальный; - междокументальный; - межстрочный. 3.2.3. Сведение бухгалтерской отчетности подведомственных учреждений. 3.2.4. Анализ информации, содержащейся в отчетах, и представление ее в виде аналитических отчетов, графиков и диаграмм. 3.2.5. Настраиваемые алгоритмы взаимной выверки и проверки соответствия показателей внутри и между отчетными формами за различные периоды времени. 3.2.6. Встроенный редактор для корректировки или создания отчетных форм с автопроверкой синтаксиса описания формы. 3.2.7. Выдача сообщений о несоответствии показателей отчетов или каких-либо контрольных сумм с указанием отчета, которому принадлежат данные показатели. 3.2.8. Ведение хроники изменения бланков и контрольных соотношений на соответствующую дату. 3.2.9. Составление отчетности ПБС на основании главной книги: - баланс исполнения бюджета ПБС; - отчет о финансовых результатах деятельности; - отчет об исполнении бюджета ПБС; - справка по некассовым операциям по исполнению бюджета; - справка об остатках бюджетных средств на банковских счетах ПБС; - справка по внутренним расчетам; - отчетность по формам согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 5н. 3.2.10. Функции взаимодействия бюджетного учреждения с вышестоящими по ведомственной иерархии организациями (распорядителями и главными распорядителями средств): - обновление словарей; - просмотр словарей, редактирование настроек печати и состава руководства своей организации; - заполнение вручную или с помощью внешних приложений форм отчетов; - автоматический ввод или пересчет числовых показателей и автоматическое заполнение строковых показателей по формулам, заданным в шаблонах форм отчетов; - проверка правильности заполнения отчетов; - отображение ошибок и возможность их распечатки; - печать отчетов; - экспорт отчетов в электронном виде для передачи в вышестоящие организации; - экспорт и импорт первичных отчетов. 3.2.11. Функции распорядителей и главных распорядителей бюджетных средств, относящиеся к работе с подведомственными организациями: 3.2.11.1. Создание, заполнение и редактирование централизованных словарей: - формы отчетов; - состав отчетов; - перечни проверок отчетов; - сроки представления; - абоненты (пункты сбора отчетности); - принадлежность абонентов; - настройка взаимодействия с внешними программами. 3.2.11.2. Выгрузка словарей. 3.2.11.3. Импорт, создание, сведение отчетов, просмотр итоговых показателей. 3.2.11.4. Экспорт и импорт разделов информации. 3.2.11.5. Импорт первичных отчетов. 3.2.11.6. Корректировка вручную, пересчет, создание первичных отчетов. 3.2.11.7. Проверка и исправление первичных отчетов. 3.2.11.8. Отправка отчетов в вышестоящий РБС, ГРБС. |