ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 105 И СТАТЬИ 106 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Конституционный Суд РФ. 23.03.95 1-П

         ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 105 И СТАТЬИ 106
                   КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                           23 марта 1995 г.
                                N 1-П

                              (РГ 95-62)


     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
В.А.Туманова,  судей  Э.М.  Аметистова,  М.В.Баглая,  Н.Т.Ведерникова,
Н.В.Витрука,  Г.А.Гаджиева,  Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова,
В.О.Лучина,  Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева,
В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
     с участием И.М.Костоева и А.И.Коваленко -  представителей  Совета
Федерации,   направившего  запрос  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации,  а также приглашенных в заседание представителей  субъектов
законодательного    процесса,   непосредственно   заинтересованных   в
результатах толкования,  М.А.Митюкова и В.Б.Исакова  -  представителей
Государственной   Думы,   М.А.Краснова   -   представителя  Президента
Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции
Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей
статьи 3,  пунктом 2 части второй статьи 21 и статьей 105 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании части
4 статьи 105 в связи со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
     Поводом к рассмотрению дела,  согласно  части  первой  статьи  36
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",  явился запрос  Совета  Федерации  Федерального
Собрания Российской Федерации о толковании части 4 статьи 105 и статьи
106 Конституции Российской Федерации.
     Основанием к  рассмотрению дела,  согласно части второй статьи 36
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской   Федерации",  явилась  обнаружившаяся  неопределенность  в
понимании положений части 4 статьи 105 в связи с предписаниями  статьи
106   Конституции  Российской  Федерации,  вследствие  чего  требуется
разъяснить,    распространяется    ли    четырнадцатидневный     срок,
установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации для
рассмотрения и одобрения федеральных законов в  Совете  Федерации,  на
федеральные  законы  по  вопросам,  перечень  которых дан в статье 106
Конституции Российской Федерации.
     Заслушав выступление судьи-докладчика В.Г.Стрекозова,  Объяснения
представителей  Совета  Федерации,  выступления  приглашенных,  изучив
представленные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

                              установил:

     Конституция Российской  Федерации,  регламентируя законодательный
процесс, определяет, что законопроекты вносятся в Государственную Думу
(статья  104,  часть  2) и что федеральные законы принимает эта палата
(статья  105,  часть  1).  Законы,  принятые  Государственной   Думой,
передаются на рассмотрение Совета Федерации (статья 105, часть 3), что
призвано обеспечить учет  его  мнения  в  законодательном  процессе  и
предоставляет ему возможность выразить свое согласие либо несогласие с
Государственной Думой в отношении любого закона.
     В соответствии  со  статьей  105 (часть 4) Конституции Российской
Федерации федеральный закон считается  одобренным  Советом  Федерации,
если  за него проголосовало более половины от общего числа членов этой
палаты либо если в течение четырнадцати  дней  он  не  был  рассмотрен
Советом Федерации. Таким образом, совет Федерации решает сам, какие из
принятых Государственной Думой законов подлежат  рассмотрению  на  его
заседании.
     Исключение из  этого  общего  правила  установлено  статьей   106
Конституции  Российской  Федерации,  которая дает перечень федеральных
законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
     В то  же  время  статья  106  Конституции Российской Федерации не
устанавливает  особого  срока  для  рассмотрения  в  Совете  Федерации
соответствующих     законов.     Начав     рассмотрение    закона    в
четырнадцатидневный  срок,  предусмотренный  частью   4   статьи   105
Конституции   Российской   Федерации,  Совет  Федерации  обязан  путем
голосования принять решение об одобрении либо отклонении  закона.  При
этом  истечение  указанного  срока  не  освобождает Совет Федерации от
данной  обязанности.  Закон,   принятый   по   любому   из   вопросов,
перечисленных в статье 106,  не может считаться одобренным, если Совет
Федерации не завершил его рассмотрения.  Соответственно,  закон в этом
случае не подлежит подписанию главой государства.
     Если рассмотрение  в  Совете   Федерации   федеральных   законов,
принятых   по   вопросам,   перечисленным  в  статье  106  Конституции
Российской Федерации, не завершено в установленный частью 4 статьи 105
срок,  оно  должно  быть  продолжено  на  следующем  заседании  Совета
Федерации и завершено принятием решения.
     На основании изложенного,  по смыслу статей 105 и 106 Конституции
Российской  Федерации,  а  также   с   учетом   сложившейся   практики
законодательного   процесса,  руководствуясь  статьями  72,  74  и  75
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                             постановил:

     1. Рассмотрение   в   Совете   Федерации   федерального   закона,
подлежащего в  соответствии  со  статьей  106  Конституции  Российской
Федерации  обязательному  рассмотрению в этой палате,  должно начаться
согласно части  4  статьи  105  Конституции  Российской  Федерации  не
позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.
     2. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней  не  завершил
рассмотрения  принятого  Государственной  Думой  федерального  закона,
подлежащего в  соответствии  со  статьей  106  Конституции  Российской
Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не
считается одобренным,  и его рассмотрение  продолжается  на  следующем
заседании  Совета  Федерации до вынесения решения о его одобрении либо
отклонении.
     3. Толкование,  содержащееся  в  пунктах 1 и 2 резолютивной части
настоящего Постановления,  не распространяется на федеральные  законы,
признаваемые   самим   Советом   Федерации  подлежащими  обязательному
рассмотрению в Совете  Федерации,  если  они  приняты  Государственной
Думой   по   вопросам,  не  перечисленным  в  статье  106  Конституции
Российской Федерации.
     4. Согласно  статье  106  Федерального конституционного закона "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  данное  Конституционным
Судом   Российской   Федерации   толкование   является  официальным  и
обязательным для  всех  представительных,  исполнительных  и  судебных
органов   государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,
предприятий,  учреждений,  организаций,  должностных лиц, граждан и их
объединений.
     5. Согласно статье 79  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее Постановление
является окончательным,  не подлежит обжалованию  и  вступает  в  силу
немедленно после его провозглашения.
     6. Согласно статье 78  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании  законодательства
Российской Федерации",  "Российской газете",  а также иных официальных
изданиях  органов   государственной   власти   Российской   Федерации.
Постановление    должно    быть   также   опубликовано   в   "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации


                            ОСОБОЕ МНЕНИЕ
     судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О.Лучина
         по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106
                   Конституции Российской Федерации

     Будучи несогласным   с   отдельными   положениями   Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта  1995  года  по
делу  о  толковании  части  4  статьи  105  и  статьи  106 Конституции
Российской   Федерации,   руководствуясь   статьей   76   Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
и параграфом 38 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации,
считаю   целесообразным  высказать  свое  особое  мнение  по  существу
вопроса.
     Поводом к  рассмотрению  дела,  согласно  части  первой статьи 36
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  явился  запрос  Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации о толковании части 4 статьи 105 и статьи
106 Конституции Российской Федерации.
     Основанием к рассмотрению дела,  согласно части второй статьи  36
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  явилась  обнаружившаяся  неопределенность   в
понимании  положений части 4 статьи 105 в связи с предписаниями статьи
106  Конституции  Российской  Федерации,  вследствие  чего   требуется
разъяснить,     распространяется    ли    четырнадцатидневный    срок,
установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации для
рассмотрения  федеральных  законов в Совете Федерации,  на федеральные
законы по вопросам,  перечень которых дан  в  статье  106  Конституции
Российской  Федерации,  а также следует ли исходить из предположения о
том,  что  срок  на  рассмотрение  федеральных  законов  по  вопросам,
указанным  в  статье  106  Конституции  Российской  Федерации,  как не
определенный  на  конституционном  уровне,  подлежит  самостоятельному
определению  Советом  Федерации  в Регламенте Совета Федерации первого
созыва.
     Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации исходит
из общего срока рассмотрения федеральных законов в  Совете  Федерации,
признавая одновременно различные правовые последствия несоблюдения его
для разных видов законов: тех, которые он рассматривает альтернативно,
по   своему   усмотрению,   и   тех,  которые  подлежат  обязательному
рассмотрению им в соответствии со статьей 106  Конституции  Российской
Федерации.
     Четырнадцатидневный срок,  установленный  частью  4  статьи   105
Конституции Российской Федерации, на мой взгляд, не является общим для
рассмотрения Советом Федерации  поступающих  из  Государственной  Думы
федеральных законов.  Четырнадцать дней относятся только к тем из них,
рассмотрение которых целиком зависит от самого Совета Федерации  и  не
является  для  него  обязательным.  Более  того,  часть  4  статьи 105
Конституции Российской Федерации имеет  своей  целью  установление  не
столько  сроков  рассмотрения,  сколько  условий,  способов  одобрения
Советом Федерации таких законов.  Она не имеет органической  связи  со
статьей  106  и  никаким  образом  не может поколебать "Обязательность
рассмотрения" перечисленных в ней федеральных  законов.  Последние  не
могут   считаться  одобренными  Советом  Федерации,  если  они  им  не
рассмотрены.  Автоматическое одобрение исключается независимо от того,
когда начато и когда завершено "обязательное рассмотрение".
     Возложение настоящим  постановлением  Конституционного  Суда   на
Совет  Федерации  обязанности  начать  согласно  части  4  статьи  105
Конституции Российской  Федерации  рассмотрение  федерального  закона,
подлежащего  в  соответствии  со  статьей  106  Конституции Российской
Федерации  обязательному  рассмотрению  в  этой  палате,  "не  позднее
четырнадцати  дней  после  его  передачи в Совет Федерации",  по моему
мнению,  не вытекает из части  4  статьи  105  Конституции  Российской
Федерации  и  не имеет в ней правовой опоры.  Если,  например,  в силу
необходимости дополнительного изучения такого закона либо иных  причин
указанное   требование  нарушено,  наступают  ли  какие-либо  правовые
последствия?  - Нет, и в данном случае закон не считается одобренным и
не  подлежит  подписанию  главой  государства.  Обязательность  его не
устраняется  пропуском  четырнадцатидневного  срока,   равно   как   и
несовпадением   между   любой,  заранее  установленной  и  фактической
продолжительностью  рассмотрения.  "Обязательность"  применительно   к
статье  106-й  Конституции  Российской  Федерации  сформулирована  вне
конкретных временных  координат.  Можно  по-разному  воспринимать,  но
игнорировать это обстоятельство нельзя.
     Распространение четырнадцатидневного срока на федеральные законы,
подлежащие   согласно  статье  106  Конституции  Российской  Федерации
обязательному рассмотрению в Совете Федерации,  пусть даже  только  на
начало рассмотрения,  лишено смысла, коль скоро это не создает никаких
юридических обязанностей для  палаты,  никак  не  влияет  на  правовое
состояние  соответствующих  законов,  не  преодолевает  их юридическую
незавершенность.  Истечение  указанного  срока  не  освобождает  Совет
Федерации  от  обязанности  начать  и  завершить  рассмотрение  такого
закона.  Любой  закон,  перечисленный  в  статье  106,  не   считается
одобренным, если Совет Федерации путем голосования не принял решения о
его одобрении либо отклонении.  Замечу также, что в части 4 статьи 105
Конституции  Российской  Федерации  вообще  не  упоминается  о "начале
рассмотрения" каких-либо федеральных законов  в  Совете  Федерации.  В
таком  плане  вопрос  не  ставился  и  в  обращении Совета Федерации к
Конституционному Суду России.
     Конституционный Суд  по  существу  уклонился от ответа на вопрос,
может ли Совет Федерации первого созыва самостоятельно установить срок
"обязательного   рассмотрения"   не  определенный  на  конституционном
уровне?
     Я исхожу  из добросовестности,  ответственности Совета Федерации,
уверенности, что она не станет искусственно затягивать законодательный
процесс   и   будет   стремиться  с  учетом  реальных  возможностей  к
ускоренному рассмотрению законов по вопросам, предусмотренным в статье
106 Конституции Российской Федерации.
     Отсюда, нет необходимости навязывать Совету Федерации  какие-либо
сроки рассмотрения этой категории федеральных законов. Поскольку сроки
"обязательного  рассмотрения"  не   определены   в   Конституции   (не
исключено,  что это еще придется сделать),  они могут быть установлены
Советом Федерации самостоятельно в своем Регламенте.
     С учетом вышеизложенного я пришел к следующим выводам:
     1. Положение  части 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации
о том,  что федеральный закон считается одобренным Советом  Федерации,
"если   в   течение  четырнадцати  дней  он  не  был  рассмотрен",  не
распространяется на федеральные законы по вопросам,  предусмотренным в
статье 106 Конституции Российской Федерации.  Это касается как начала,
так и окончания их рассмотрения.
     2. Совет Федерации первого созыва может самостоятельно установить
в своем Регламенте сроки,  обеспечивающие  своевременное  рассмотрение
федеральных   законов   по  вопросам,  предусмотренным  в  статье  106
Конституции Российской Федерации.

Судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                             В.О.ЛУЧИН