ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 09.05.2005). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 10.01.02 7-ФЗ

Оглавление


Страницы: 1  2  


воспроизводству природных ресурсов.
     2. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных
проектов  за  счет  исключения  из  таких работ и проектов планируемых
мероприятий    по   охране   окружающей   среды   при   проектировании
строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации
и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
     3.  Проекты,  по  которым  не  имеются  положительные  заключения
государственной  экологической  экспертизы, утверждению не подлежат, и
работы по их реализации финансировать запрещается.

       Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды
              при строительстве и реконструкции зданий,
                 строений, сооружений и иных объектов

     1.  Строительство  и реконструкция зданий, строений, сооружений и
иных  объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим
положительные  заключения  государственной экологической экспертизы, с
соблюдением  требований  в  области  охраны  окружающей среды, а также
санитарных и строительных требований, норм и правил.
     2.  Запрещаются  строительство  и реконструкция зданий, строений,
сооружений  и  иных  объектов  до  утверждения  проектов  и  до отвода
земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в
ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
     3.   При  осуществлении  строительства  и  реконструкции  зданий,
строений,  сооружений  и  иных  объектов  принимаются  меры  по охране
окружающей   среды,   восстановлению  природной  среды,  рекультивации
земель,  благоустройству территорий в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

       Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды
              при вводе в эксплуатацию зданий, строений,
                      сооружений и иных объектов

     1.  Ввод  в  эксплуатацию  зданий,  строений,  сооружений  и иных
объектов   осуществляется  при  условии  выполнения  в  полном  объеме
требований   в   области   охраны  окружающей  среды,  предусмотренных
проектами,   и   в   соответствии  с  актами  комиссий  по  приемке  в
эксплуатацию  зданий,  строений,  сооружений и иных объектов, в состав
которых  включаются  представители  федеральных органов исполнительной
власти,  осуществляющих  государственное  управление  в области охраны
окружающей среды.
     2. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и
иных  объектов,  не  оснащенных техническими средствами и технологиями
обезвреживания   и   безопасного  размещения  отходов  производства  и
потребления,  обезвреживания  выбросов и сбросов загрязняющих веществ,
обеспечивающими  выполнение  установленных требований в области охраны
окружающей  среды.  Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не
оснащенных  средствами  контроля за загрязнением окружающей среды, без
завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды,
восстановлению  природной среды, рекультивации земель, благоустройству
территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     3.  Руководители  и  члены  комиссий  по  приемке  в эксплуатацию
зданий,  строений,  сооружений  и иных объектов несут в соответствии с
законодательством   Российской   Федерации   административную  и  иную
ответственность за приемку в эксплуатацию зданий, строений, сооружений
и  иных  не  соответствующих  требованиям  законодательства  в области
охраны окружающей среды объектов.

       Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды
              при эксплуатации и выводе из эксплуатации
             зданий, строений, сооружений и иных объектов

     1.  Юридические  и  физические  лица, осуществляющие эксплуатацию
зданий,  строений,  сооружений  и  иных  объектов,  обязаны  соблюдать
утвержденные  технологии  и  требования  в  области  охраны окружающей
среды,  восстановления  природной среды, рационального использования и
воспроизводства природных ресурсов.
     2.  Юридические  и  физические  лица, осуществляющие эксплуатацию
зданий,  строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение
нормативов  качества окружающей среды на основе применения технических
средств  и  технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов
производства   и   потребления,   обезвреживания  выбросов  и  сбросов
загрязняющих  веществ, а также иных наилучших существующих технологий,
обеспечивающих  выполнение  требований  в  области  охраны  окружающей
среды,   проводят   мероприятия  по  восстановлению  природной  среды,
рекультивации  земель,  благоустройству  территорий  в  соответствии с
законодательством.
     3.  Вывод  из  эксплуатации  зданий,  строений, сооружений и иных
объектов  осуществляется  в соответствии с законодательством в области
охраны  окружающей  среды  и  при наличии утвержденной в установленном
порядке проектной документации.
     4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных
объектов   должны   быть  разработаны  и  реализованы  мероприятия  по
восстановлению   природной   среды,   в   том   числе  воспроизводству
компонентов   природной   среды,  в  целях  обеспечения  благоприятной
окружающей среды.
     5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных
объектов  осуществляется  по  согласованию  с  органами исполнительной
власти,  осуществляющими  государственное  управление в области охраны
окружающей среды.

       Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды
            при размещении, проектировании, строительстве,
                реконструкции, вводе в эксплуатацию и
                   эксплуатации объектов энергетики

     1.   Размещение,  проектирование,  строительство  и  эксплуатация
объектов  энергетики  осуществляются  в  соответствии  с  требованиями
статей 34-39 настоящего Федерального закона.
     2.  При  проектировании  и  строительстве тепловых электростанций
должны  предусматриваться  их  оснащение высокоэффективными средствами
очистки   выбросов   и  сбросов  загрязняющих  веществ,  использование
экологически  безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов
производства.
     3.  При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе   в   эксплуатацию  и  эксплуатации  гидроэлектростанций  должны
учитываться    реальные    потребности    в    электрической   энергии
соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.
     При  размещении  указанных объектов должны предусматриваться меры
по   сохранению   водных   объектов,   водосборных   площадей,  водных
биологических  ресурсов,  земель,  почв,  лесов и иной растительности,
биологического       разнообразия,      обеспечиваться      устойчивое
функционирование   естественных   экологических   систем,   сохранение
природных   ландшафтов,   особо   охраняемых  природных  территорий  и
памятников   природы,   а  также  приниматься  меры  по  своевременной
утилизации   древесины  и  плодородного  слоя  почв  при  расчистке  и
затоплении  ложа  водохранилищ  и иные необходимые меры по недопущению
негативных  изменений  природной  среды,  сохранению  водного  режима,
обеспечивающего  наиболее  благоприятные  условия  для воспроизводства
водных биологических ресурсов.
     4.   При   размещении,  проектировании,  строительстве,  вводе  в
эксплуатацию  и  эксплуатации  ядерных  установок, в том числе атомных
станций,    должны   обеспечиваться   охрана   окружающей   среды   от
радиационного  воздействия  таких установок, соблюдаться установленный
порядок   и   нормативы   осуществления   технологического   процесса,
требования  федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченных
осуществлять  государственный  надзор и контроль в области обеспечения
радиационной    безопасности,    а    также    должны   осуществляться
государственное  регулирование  безопасности при использовании атомной
энергии,   приниматься   меры   по   обеспечению  полной  радиационной
безопасности   окружающей   среды   и   населения   в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  и общепринятыми принципами и
нормами  международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание
квалификации работников ядерных установок.
     5.  Размещение  ядерных  установок,  в том числе атомных станций,
осуществляется   при   наличии   по  проектам  и  иным  обосновывающим
материалам   положительных  заключений  государственной  экологической
экспертизы   и   иных   государственных   экспертиз,   предусмотренных
законодательством  Российской Федерации и подтверждающих экологическую
и радиационную безопасность ядерных установок.
     6.  Проекты  размещения  ядерных  установок,  в том числе атомных
станций,  должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их
из эксплуатации.

       Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды
            при размещении, проектировании, строительстве,
                 реконструкции, вводе в эксплуатацию,
                эксплуатации и выводе из эксплуатации
               военных и оборонных объектов, вооружения
                          и военной техники

     1.  Требования  в  области охраны окружающей среды, предъявляемые
при  размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию,  эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений,
сооружений  и иных объектов, в полной мере распространяются на военные
и  оборонные  объекты,  вооружение  и  военную технику, за исключением
чрезвычайных  ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области
охраны окружающей среды.
     2.  Перечень  чрезвычайных  ситуаций,  препятствующих  соблюдению
требований   в   области   охраны  окружающей  среды  при  размещении,
проектировании,  строительстве,  реконструкции,  вводе в эксплуатацию,
эксплуатации  и  выводе  из эксплуатации военных и оборонных объектов,
вооружения   и   военной   техники,   определяется   законодательством
Российской Федерации.

       Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды
           при эксплуатации объектов сельскохозяйственного
                              назначения

     1.  При  эксплуатации  объектов  сельскохозяйственного назначения
должны  соблюдаться  требования  в  области  охраны  окружающей среды,
проводиться  мероприятия  по  охране  земель,  почв,  водных объектов,
растений,  животных  и  других  организмов  от негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
     2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство,
заготовку   и   переработку   сельскохозяйственной   продукции,   иные
сельскохозяйственные  организации при осуществлении своей деятельности
должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
     3.   Объекты   сельскохозяйственного   назначения   должны  иметь
необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие
загрязнение  почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей
и атмосферного воздуха.

          Статья 43. Требования в области охраны окружающей
               среды при мелиорации земель, размещении,
            проектировании, строительстве, реконструкции,
                 вводе в эксплуатацию и эксплуатации
                   мелиоративных систем и отдельно
              расположенных гидротехнических сооружений

     При  осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании,
строительстве,  реконструкции,  вводе  в  эксплуатацию  и эксплуатации
мелиоративных   систем   и   отдельно  расположенных  гидротехнических
сооружений  должны  приниматься меры по обеспечению водохозяйственного
баланса  и  экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и
иной   растительности,   животных   и   других   организмов,  а  также
предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при
осуществлении  мелиоративных  мероприятий. Мелиорация земель не должна
приводить  к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое
функционирование естественных экологических систем.

       Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды
            при размещении, проектировании, строительстве,
             реконструкции городских и сельских поселений

     1.  При  размещении, проектировании, строительстве, реконструкции
городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области
охраны   окружающей   среды,  обеспечивающие  благоприятное  состояние
окружающей  среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания
растений,  животных  и других организмов, устойчивого функционирования
естественных экологических систем.
     Здания,  строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с
учетом    требований    в    области    охраны    окружающей    среды,
санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
     2.  При  планировании  и застройке городских и сельских поселений
должны  соблюдаться  требования  в  области  охраны  окружающей среды,
приниматься  меры  по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному
размещению  отходов  производства и потребления, соблюдению нормативов
допустимых  выбросов  и  сбросов веществ и микроорганизмов, а также по
восстановлению  природной среды, рекультивации земель, благоустройству
территорий  и  иные  меры  по  обеспечению  охраны  окружающей среды и
экологической безопасности в соответствии с законодательством.
     3. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений
создаются  защитные  и  охранные  зоны, в том числе санитарно-защитные
зоны,   озелененные   территории,  зеленые  зоны,  включающие  в  себя
лесопарковые  зоны  и  иные  изъятые  из  интенсивного  хозяйственного
использования   защитные   и  охранные  зоны  с  ограниченным  режимом
природопользования.

       Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды
            при производстве и эксплуатации автомобильных
                     и иных транспортных средств

     1.  Производство автомобильных и иных транспортных средств должно
осуществляться   в   соответствии  с  требованиями  в  области  охраны
окружающей среды.
     2.  Юридические  и  физические  лица, осуществляющие эксплуатацию
автомобильных  и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую
среду  транспортных  средств,  обязаны  соблюдать нормативы допустимых
выбросов  и  сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры
по  обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации,
снижению  уровня  шума  и  иного негативного воздействия на окружающую
среду.
     3.  Отношения в области производства и эксплуатации автомобильных
и иных транспортных средств регулируются законодательством.

       Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды
            при размещении, проектировании, строительстве,
                 реконструкции, вводе в эксплуатацию
             и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих
                  производств, объектов переработки,
            транспортировки, хранения и реализации нефти,
                   газа и продуктов их переработки

     1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод
в    эксплуатацию    и   эксплуатация   объектов   нефтегазодобывающих
производств,   объектов   переработки,   транспортировки,  хранения  и
реализации   нефти,   газа   и   продуктов   их   переработки   должны
осуществляться   в   соответствии   с   требованиями,   установленными
законодательством в области охраны окружающей среды.
     2.  При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе  в  эксплуатацию  и  эксплуатации  объектов  нефтегазодобывающих
производств,   объектов   переработки,   транспортировки,  хранения  и
реализации   нефти,   газа   и   продуктов   их   переработки   должны
предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов
производства  и  сбора  нефтяного  (попутного) газа и минерализованной
воды,   рекультивации   нарушенных  и  загрязненных  земель,  снижению
негативного  воздействия  на  окружающую  среду, а также по возмещению
вреда  окружающей  среде,  причиненного  в  процессе  строительства  и
эксплуатации указанных объектов.
     3.  Строительство  и  эксплуатация  объектов  нефтегазодобывающих
производств,   объектов   переработки,   транспортировки,  хранения  и
реализации  нефти,  газа  и  продуктов  их переработки допускаются при
наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного
и   (или)   постоянного   отвода   земель,   положительных  заключений
государственной   экологической   экспертизы   и   иных  установленных
законодательством   государственных   экспертиз,  финансовых  гарантий
реализации таких проектов.
     4.  Строительство  и  эксплуатация  объектов  нефтегазодобывающих
производств,  объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и
газа,  расположенных  в акваториях водных объектов, на континентальном
шельфе  и  в  исключительной  экономической зоне Российской Федерации,
допускаются   при  наличии  положительных  заключений  государственной
экологической   экспертизы   и  иных  установленных  законодательством
государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

       Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды
             при производстве, обращении и обезвреживании
               потенциально опасных химических веществ,
              в том числе радиоактивных, иных веществ и
                           микроорганизмов

     1.  Производство  и  обращение  потенциально  опасных  химических
веществ,  в  том  числе  радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
допускаются   на  территории  Российской  Федерации  после  проведения
необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований
этих  веществ,  установления порядка обращения с ними, природоохранных
нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     2. Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических
веществ  осуществляется  при  наличии  согласованной  в  установленном
порядке  проектной  и  технологической  документации  в соответствии с
законодательством.

       Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды
                   при использовании радиоактивных
                     веществ и ядерных материалов

     1.  Юридические  и  физические  лица  обязаны  соблюдать  правила
производства,   хранения,   транспортировки,  применения,  захоронения
радиоактивных  веществ  (источников  ионизирующих излучений) и ядерных
материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых
нормативов   ионизирующего   излучения,   а  в  случае  их  превышения
немедленно   информировать  органы  исполнительной  власти  в  области
обеспечения  радиационной  безопасности о повышенных уровнях радиации,
опасных  для  окружающей  среды и здоровья человека, принимать меры по
ликвидации очагов радиационного загрязнения.
     2.  Юридические  и  физические лица, не обеспечивающие соблюдения
правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а
также  радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     3.  Ввоз  в  Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных
материалов   из   иностранных  государств  в  целях  их  хранения  или
захоронения,  а  также  затопление,  отправка  в  целях  захоронения в
космическое  пространство  радиоактивных  отходов и ядерных материалов
запрещаются,   кроме   случаев,  установленных  настоящим  Федеральным
законом.
     4.   Ввоз   в  Российскую  Федерацию  из  иностранных  государств
облученных  тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления
временного   технологического   хранения   и   (или)   их  переработки
разрешается  в  случае,  если  проведены государственная экологическая
экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта,
предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации,  обоснованы
общее  снижение  риска  радиационного  воздействия  и повышение уровня
экологической  безопасности  в  результате реализации соответствующего
проекта.
     Ввоз  в  Российскую  Федерацию  облученных тепловыделяющих сборок
ядерных  реакторов  осуществляется  на  основе международных договоров
Российской Федерации.
     Порядок  ввоза  в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих
сборок  ядерных  реакторов  устанавливается  Правительством Российской
Федерации  исходя  из основных принципов обеспечения нераспространения
ядерного  оружия,  охраны  окружающей  среды и экономических интересов
Российской   Федерации,  принимая  во  внимание  приоритетность  права
возвратить  образовавшиеся  после  переработки  радиоактивные отходы в
государство   происхождения   ядерных  материалов  или  обеспечить  их
возвращение.

       Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды
                при использовании химических веществ в
                сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

     1.  Юридические  и  физические  лица  обязаны  выполнять  правила
производства,   хранения,   транспортировки  и  применения  химических
веществ,   используемых  в  сельском  хозяйстве  и  лесном  хозяйстве,
требования  в  области охраны окружающей среды, а также принимать меры
по   предупреждению   негативного  воздействия  хозяйственной  и  иной
деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества
окружающей    среды,    устойчивого    функционирования   естественных
экологических  систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
     2.  Запрещается  применение  токсичных  химических препаратов, не
подвергающихся распаду.

          Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного
                      биологического воздействия

     1. Запрещаются производство, разведение и использование растений,
животных   и   других   организмов,   не   свойственных   естественным
экологическим  системам,  а  также  созданных искусственным путем, без
разработки  эффективных  мер  по  предотвращению  их неконтролируемого
размножения,  положительного  заключения государственной экологической
экспертизы,  разрешения  федеральных  органов  исполнительной  власти,
осуществляющих  государственное управление в области охраны окружающей
среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с
их компетенцией и законодательством Российской Федерации.
     2.  При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе  в  эксплуатацию,  эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных
производственных   объектов,   применении   технологий,   связанных  с
негативным  воздействием  микроорганизмов  на окружающую среду, должны
соблюдаться    требования   в   области   охраны   окружающей   среды,
природоохранные  нормативы, в том числе нормативы предельно допустимых
концентраций   микроорганизмов,   государственные   стандарты  и  иные
нормативные документы в области охраны окружающей среды.
     3.  Юридические  и  физические лица, осуществляющие деятельность,
связанную  с  возможностью  негативного воздействия микроорганизмов на
окружающую   среду,   обязаны   обеспечивать  экологически  безопасное
производство,  транспортировку,  использование, хранение, размещение и
обезвреживание    микроорганизмов,    разрабатывать   и   осуществлять
мероприятия  по  предотвращению  аварий  и катастроф, предупреждению и
ликвидации  последствий  негативного  воздействия  микроорганизмов  на
окружающую среду.

       Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды
         при обращении с отходами производства и потребления

     1.  Отходы  производства и потребления, в том числе радиоактивные
отходы,     подлежат     сбору,     использованию,     обезвреживанию,
транспортировке,  хранению  и  захоронению,  условия и способы которых
должны   быть   безопасными  для  окружающей  среды  и  регулироваться
законодательством Российской Федерации.
     2. Запрещаются:
     сброс   отходов   производства   и   потребления,   в  том  числе
радиоактивных  отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на
водосборные площади, в недра и на почву;
     размещение   опасных   отходов   и   радиоактивных   отходов   на
территориях,   прилегающих   к  городским  и  сельским  поселениям,  в
лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах,
на  путях  миграции  животных,  вблизи  нерестилищ  и в иных местах, в
которых   может   быть   создана   опасность   для  окружающей  среды,
естественных экологических систем и здоровья человека;
     захоронение   опасных   отходов   и   радиоактивных   отходов  на
водосборных   площадях   подземных  водных  объектов,  используемых  в
качестве  источников  водоснабжения,  в  бальнеологических  целях, для
извлечения ценных минеральных ресурсов;
     ввоз   опасных  отходов  и  радиоактивных  отходов  в  Российскую
Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
     3.  Отношения  в  области  обращения  с  отходами  производства и
потребления,  а  также  опасными  отходами  и  радиоактивными отходами
регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

       Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды
               при установлении защитных и охранных зон

     1.  В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных
экологических   систем,   защиты   природных   комплексов,   природных
ландшафтов  и  особо  охраняемых природных территорий от загрязнения и
другого  негативного  воздействия  хозяйственной  и  иной деятельности
устанавливаются защитные и охранные зоны.
     2.  В  целях  охраны  условий  жизнедеятельности  человека, среды
обитания  растений,  животных  и других организмов вокруг промышленных
зон   и   объектов  хозяйственной  и  иной  деятельности,  оказывающих
негативное  воздействие  на  окружающую  среду,  создаются  защитные и
охранные  зоны,  в  том  числе  санитарно-защитные  зоны, в кварталах,
микрорайонах  городских  и  сельских  поселений  - территории, зеленые
зоны,  включающие  в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным
режимом природопользования.
     3.  Порядок  установления  и  создания  защитных  и  охранных зон
регулируется законодательством.

       Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды
             при приватизации и национализации имущества

     При   приватизации   и  национализации  имущества  обеспечиваются
проведение  мероприятий  по охране окружающей среды и возмещение вреда
окружающей среде.

              Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы

     Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений
обеспечивается  посредством регулирования производства и использования
веществ,   разрушающих  озоновый  слой  атмосферы,  в  соответствии  с
международными   договорами   Российской   Федерации,  общепризнанными
принципами  и  нормами международного права, а также законодательством
Российской Федерации.

          Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного
                       физического воздействия

     1.  Органы  государственной  власти  Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления,   юридические  и  физические  лица  при  осуществлении
хозяйственной  и  иной деятельности обязаны принимать необходимые меры
по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации,
электрических,  электромагнитных,  магнитных полей и иного негативного
физического  воздействия  на  окружающую  среду в городских и сельских
поселениях,  зонах  отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том
числе   их   размножения,  на  естественные  экологические  системы  и
природные ландшафты.
     2.  При  планировании и застройке городских и сельских поселений,
проектировании,    строительстве,    реконструкции    и   эксплуатации
производственных   объектов,   создании   и  освоении  новой  техники,
производстве    и    эксплуатации    транспортных    средств    должны
разрабатываться  меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых
физических воздействий.
     3.   Запрещается   превышение  нормативов  допустимых  физических
воздействий.

       Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных
                              требований

     При  нарушении  предусмотренных  настоящей главой природоохранных
требований   деятельность,   осуществляемая   с  нарушением  указанных
требований,  может  быть  ограничена,  приостановлена или прекращена в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

                             ГЛАВА VIII.
       ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

          Статья 57. Порядок установления зон экологического
                 бедствия, зон чрезвычайных ситуаций

     1.  Порядок  объявления  и установления режима зон экологического
бедствия  устанавливается  законодательством  о  зонах  экологического
бедствия.
     2.   Защита   окружающей  среды  в  зонах  чрезвычайных  ситуаций
устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации,  законами  и  иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.

                              ГЛАВА IX.
          ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ

              Статья 58. Меры охраны природных объектов

     1.  Природные  объекты,  имеющие особое природоохранное, научное,
историко-культурное,  эстетическое,  рекреационное,  оздоровительное и
иное  ценное  значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких
природных  объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе
создаются особо охраняемые природные территории.
     2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных
территорий   регулируется   законодательством   об   особо  охраняемых
природных территориях.
     3.   Государственные   природные   заповедники,   в   том   числе
государственные   природные  биосферные  заповедники,  государственные
природные    заказники,   памятники   природы,   национальные   парки,
дендрологические  парки,  природные  парки,  ботанические  сады и иные
особо   охраняемые   территории,  природные  объекты,  имеющие  особое
природоохранное,     научное,    историко-культурное,    эстетическое,
рекреационное,   оздоровительное  и  иное  ценное  значение,  образуют
природно-заповедный фонд.
     4.  Изъятие  земель  природно-заповедного  фонда  запрещается, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     5.  Земли в границах территорий, на которых расположены природные
объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое,  рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и
находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

         Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов

     1.  Правовой  режим  охраны  природных  объектов  устанавливается
законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством
о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.
     2.  Запрещается  хозяйственная  и  иная деятельность, оказывающая
негативное  воздействие  на  окружающую среду и ведущая к деградации и
(или)  уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное,
научное,     историко-культурное,     эстетическое,     рекреационное,
оздоровительное  и  иное  ценное  значение  и  находящихся  под особой
охраной.

          Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой
         исчезновения растений, животных и других организмов

     1.  В  целях  охраны  и  учета  редких  и находящихся под угрозой
исчезновения   растений,  животных  и  других  организмов  учреждаются
Красная   книга   Российской   Федерации  и  красные  книги  субъектов
Российской   Федерации.   Растения,   животные   и  другие  организмы,
относящиеся  к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат
изъятию  из  хозяйственного использования. В целях сохранения редких и
находящихся  под  угрозой  исчезновения  растений,  животных  и других
организмов    их    генетический    фонд    подлежит    сохранению   в
низкотемпературных   генетических   банках,  а  также  в  искусственно
созданной   среде   обитания.   Запрещается  деятельность,  ведущая  к
сокращению  численности  этих растений, животных и других организмов и
ухудшающая среду их обитания.
     2.  Порядок  охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения
растений,  животных и других организмов, порядок ведения Красной книги
Российской  Федерации,  красных книг субъектов Российской Федерации, а
также  порядок  сохранения их генетического фонда в низкотемпературных
генетических   банках   и  в  искусственно  созданной  среде  обитания
определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
     3.  Ввоз  в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и
транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких
и  находящихся  под  угрозой  исчезновения растений, животных и других
организмов,  их  особо  ценных видов, в том числе растений, животных и
других  организмов,  подпадающих  под действие международных договоров
Российской   Федерации,   регулируется   законодательством  Российской
Федерации  с  учетом  общепризнанных  принципов  и норм международного
права.

        Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских
                              поселений

     1. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой
совокупность  зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой
растительностью  территорий  и  покрытых  травянистой  растительностью
территорий, в границах этих поселений.
     2.   Охрана   зеленого   фонда  городских  и  сельских  поселений
предусматривает   систему  мероприятий,  обеспечивающих  сохранение  и
развитие  зеленого  фонда и необходимых для нормализации экологической
обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
     На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается
хозяйственная  и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие
на  указанные  территории  и  препятствующая осуществлению ими функций
экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
     3.  Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда
городских   и  сельских  поселений  осуществляется  в  соответствии  с
законодательством.

          Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой
                          исчезновения почв

     1.  Редкие  и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат
охране  государством,  и в целях их учета и охраны учреждаются Красная
книга  почв  Российской  Федерации  и  красные  книги  почв  субъектов
Российской    Федерации,    порядок   ведения   которых   определяется
законодательством об охране почв.
     2.  Порядок  отнесения  почв  к  редким и находящимся под угрозой
исчезновения,  а  также  порядок  установления  режимов  использования
земельных  участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под
угрозой исчезновения, определяется законодательством.

                               ГЛАВА X.
             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
              (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)

         Статья 63. Организация государственного мониторинга
                  окружающей среды (государственного
                     экологического мониторинга)

     1.  Государственный  мониторинг окружающей среды (государственный
экологический    мониторинг)    осуществляется    в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации и законодательством субъектов
Российской  Федерации  в  целях  наблюдения  за  состоянием окружающей
среды,   в   том  числе  за  состоянием  окружающей  среды  в  районах
расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих
источников   на   окружающую   среду,  а  также  в  целях  обеспечения
потребностей  государства,  юридических и физических лиц в достоверной
информации,   необходимой   для   предотвращения  и  (или)  уменьшения
неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
     2.   Порядок   организации   и   осуществления   государственного
мониторинга    окружающей   среды   (государственного   экологического
мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации.
     3.   Информация  о  состоянии  окружающей  среды,  ее  изменении,
полученная  при  осуществлении государственного мониторинга окружающей
среды   (государственного  экологического  мониторинга),  используется
органами   государственной   власти   Российской  Федерации,  органами
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного       самоуправления       для      разработки      прогнозов
социально-экономического  развития и принятия соответствующих решений,
разработки  федеральных  программ  в  области  экологического развития
Российской  Федерации,  целевых  программ  в области охраны окружающей
среды   субъектов   Российской   Федерации  и  мероприятий  по  охране
окружающей среды.
     Порядок  предоставления  информации  о состоянии окружающей среды
регулируется законодательством.

                              ГЛАВА XI.
              КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                       (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ)

        Статья 64. Задачи контроля в области охраны окружающей
                   среды (экологического контроля)

     1.  Контроль  в  области  охраны  окружающей среды (экологический
контроль)  проводится  в  целях  обеспечения  органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и
физическими   лицами  исполнения  законодательства  в  области  охраны
окружающей  среды,  соблюдения  требований,  в  том числе нормативов и
нормативных  документов,  в  области  охраны окружающей среды, а также
обеспечения экологической безопасности.
     2.   В   Российской   Федерации  осуществляется  государственный,
производственный,  муниципальный  и  общественный  контроль  в области
охраны окружающей среды.

         Статья 65. Государственный контроль в области охраны
           окружающей среды (государственный экологический
                              контроль)

     1.  Государственный  контроль  в  области охраны окружающей среды
(государственный  экологический  контроль) осуществляется федеральными
органами  исполнительной  власти  (в  ред.  Федерального  закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     Государственный   контроль  в  области  охраны  окружающей  среды
(государственный  экологический  контроль)  осуществляется  в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     2.  Перечень  объектов,  подлежащих федеральному государственному
экологическому   контролю   в  соответствии  с  настоящим  Федеральным
законом,  другими  федеральными  законами, определяется Правительством
Российской Федерации.
     3.  Перечень  должностных  лиц федерального органа исполнительной
власти,   осуществляющих   федеральный  государственный  экологический
контроль  (федеральные  государственные  инспектора  в  области охраны
окружающей    среды),    устанавливается   Правительством   Российской
Федерации.
     4.  (Пункт  утратил  силу  на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     5.  Запрещается  совмещение  функций  государственного контроля в
области   охраны  окружающей  среды  (государственного  экологического
контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

           Статья 66. Права, обязанности и ответственность
                государственных инспекторов в области
                       охраны окружающей среды

     1.  Государственные  инспектора в области охраны окружающей среды
при   исполнении  своих  должностных  обязанностей  в  пределах  своих
полномочий имеют право в установленном порядке:
     посещать  в  целях  проверки организации, объекты хозяйственной и
иной  деятельности  независимо  от  форм  собственности,  в  том числе
объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты
гражданской  обороны,  знакомиться  с документами и иными необходимыми
для    осуществления    государственного    экологического    контроля
материалами;
     проверять  соблюдение  нормативов,  государственных  стандартов и
иных  нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу
очистных   сооружений  и  других  обезвреживающих  устройств,  средств
контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей
среды;
     проверять  соблюдение  требований, норм и правил в области охраны
окружающей  среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации  и  выводе  из  эксплуатации  производственных  и  других
объектов;
     проверять   выполнение   требований,   указанных   в   заключении
государственной  экологической  экспертизы, и вносить предложения о ее
проведении;
     предъявлять  требования  и  выдавать  предписания  юридическим  и
физическим  лицам  об  устранении нарушения законодательства в области
охраны   окружающей  среды  и  нарушений  природоохранных  требований,
выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
     (абзац седьмой утратил силу на основании Федерального закона от 9
мая  2005 г. N 45-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, N 19, ст. 1752);
     привлекать  к  административной  ответственности лиц, допустивших
нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
     осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
     2.  Государственные  инспектора в области охраны окружающей среды
обязаны:
     предупреждать,  выявлять и пресекать нарушение законодательства в
области охраны окружающей среды;
     разъяснять   нарушителям   законодательства   в   области  охраны
окружающей среды их права и обязанности;
     соблюдать требования законодательства.
     3.   Решения   государственных   инспекторов   в  области  охраны
окружающей    среды   могут   быть   обжалованы   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     4.  Государственные  инспектора в области охраны окружающей среды
подлежат  государственной  защите  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации.

        Статья 67. Производственный контроль в области охраны
           окружающей среды (производственный экологический
                              контроль)

     1.  Производственный  контроль  в области охраны окружающей среды
(производственный   экологический  контроль)  осуществляется  в  целях
обеспечения  выполнения  в  процессе хозяйственной и иной деятельности
мероприятий  по охране окружающей среды, рациональному использованию и
восстановлению   природных   ресурсов,  а  также  в  целях  соблюдения
требований   в   области   охраны   окружающей   среды,  установленных
законодательством в области охраны окружающей среды.
     2.   Субъекты   хозяйственной   и   иной   деятельности   обязаны
предоставить  сведения об организации производственного экологического
контроля  в федеральные органы исполнительной власти и органы местного
самоуправления,   осуществляющие   соответственно   государственный  и
муниципальный  контроль  в порядке, установленном законодательством (в
ред.  Федерального  закона  от  22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

             Статья 68. Муниципальный контроль в области
                охраны окружающей среды (муниципальный
                экологический контроль) и общественный
                 контроль в области охраны окружающей
             среды (общественный экологический контроль)

     1.  Муниципальный  контроль  в  области  охраны  окружающей среды
(муниципальный  экологический  контроль)  на территории муниципального
образования   осуществляется   органами  местного  самоуправления  или
уполномоченными ими органами.
     2.  Муниципальный  контроль  в  области  охраны  окружающей среды
(муниципальный  экологический  контроль)  на территории муниципального
образования   осуществляется   в   соответствии   с  законодательством
Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
     3.  Общественный  контроль  в  области  охраны  окружающей  среды
(общественный   экологический   контроль)   осуществляется   в   целях
реализации   права   каждого   на  благоприятную  окружающую  среду  и
предотвращения  нарушения законодательства в области охраны окружающей
среды.
     4.  Общественный  контроль  в  области  охраны  окружающей  среды
(общественный  экологический  контроль) осуществляется общественными и
иными  некоммерческими  объединениями  в соответствии с их уставами, а
также гражданами в соответствии с законодательством.
     5.  Результаты общественного контроля в области охраны окружающей
среды (общественного экологического контроля), представленные в органы
государственной  власти  Российской  Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
подлежат   обязательному   рассмотрению   в   порядке,   установленном
законодательством.

        Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих
              негативное воздействие на окружающую среду

     1.   Государственный   учет   объектов,   оказывающих  негативное
воздействие    на    окружающую    среду,   осуществляется   в   целях
государственного  регулирования  природоохранной деятельности, а также
текущего   и   перспективного  планирования  мероприятий  по  снижению
негативного   воздействия   хозяйственной   и   иной  деятельности  на
окружающую среду.
     2.   Государственный   учет   объектов,   оказывающих  негативное
воздействие  на  окружающую среду, а также оценка этого воздействия на
окружающую    среду    осуществляется    в    порядке,   установленном
законодательством.
     3.  Объекты,  оказывающие  негативное  воздействие  на окружающую
среду,  и  данные  об  их  воздействии  на  окружающую  среду подлежат
государственному статистическому учету.

                              ГЛАВА XII.
        НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

              Статья 70. Научные исследования в области
                       охраны окружающей среды

     1.   Научные  исследования  в  области  охраны  окружающей  среды
проводятся   в   целях   социального,  экономического  и  экологически
сбалансированного  развития  Российской  Федерации,  создания  научной
основы   охраны   окружающей  среды,  разработки  научно  обоснованных
мероприятий   по   улучшению   и   восстановлению   окружающей  среды,
обеспечению  устойчивого  функционирования  естественных экологических
систем,   рациональному   использованию  и  воспроизводству  природных
ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
     2.   Научные  исследования  в  области  охраны  окружающей  среды
проводятся в целях:
     разработки  концепций,  научных  прогнозов  и планов сохранения и
восстановления окружающей среды;
     оценки  последствий  негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду;
     совершенствования  законодательства  в  области охраны окружающей
среды,   создания   нормативов,   государственных  стандартов  и  иных
нормативных документов в области охраны окружающей среды;
     разработки  и  совершенствования  показателей  комплексной оценки
воздействия на окружающую среду, способов и методов их определения;
     разработки  и  создания  наилучших  технологий  в  области охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
     разработки  программ  реабилитации территорий, отнесенных к зонам
экологического бедствия;
     разработки   мероприятий  по  сохранению  и  развитию  природного
потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации;
     иных целях в области охраны окружающей среды.
     3.   Научные  исследования  в  области  охраны  окружающей  среды
проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом
о науке и государственной научно-технической политике.

                             ГЛАВА XIII.
              ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                Статья 71. Всеобщность и комплексность
                      экологического образования

     В  целях  формирования  экологической культуры и профессиональной
подготовки    специалистов   в   области   охраны   окружающей   среды
устанавливается   система   всеобщего  и  комплексного  экологического
образования,   включающая  в  себя  дошкольное  и  общее  образование,
среднее,   профессиональное  и  высшее  профессиональное  образование,
послевузовское    профессиональное    образование,    профессиональную
переподготовку   и   повышение   квалификации  специалистов,  а  также
распространение  экологических  знаний,  в  том  числе  через средства
массовой   информации,   музеи,   библиотеки,   учреждения   культуры,
природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

          Статья 72. Преподавание основ экологических знаний
                    в образовательных учреждениях

     1.  В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных
учреждениях  и образовательных учреждениях дополнительного образования
независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется
преподавание основ экологических знаний.
     2.   В   соответствии   с  профилем  образовательных  учреждений,
осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации   специалистов,   обеспечивается   преподавание   учебных
дисциплин  по  охране  окружающей  среды, экологической безопасности и
рациональному природопользованию.

           Статья 73. Подготовка руководителей организаций
              и специалистов в области охраны окружающей
                  среды и экологической безопасности

     1.  Руководители  организаций  и  специалисты,  ответственные  за
принятие  решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
которая   оказывает   или  может  оказать  негативное  воздействие  на
окружающую  среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей
среды и экологической безопасности.
     2.  Подготовка руководителей организаций и специалистов в области
охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за
принятие  решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
которая   оказывает   или  может  оказать  негативное  воздействие  на
окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

                 Статья 74. Экологическое просвещение

     1.  В  целях  формирования  экологической  культуры  в  обществе,
воспитания  бережного отношения к природе, рационального использования
природных    ресурсов    осуществляется    экологическое   просвещение
посредством  распространения  экологических  знаний  об  экологической
безопасности,   информации   о   состоянии   окружающей   среды  и  об
использовании природных ресурсов.
     2.   Экологическое   просвещение,   в  том  числе  информирование
населения  о  законодательстве  в  области  охраны  окружающей среды и
законодательстве  в области экологической безопасности, осуществляется
органами   государственной   власти   Российской  Федерации,  органами
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного   самоуправления,   общественными  объединениями,  средствами
массовой    информации,   а   также   образовательными   учреждениями,
учреждениями   культуры,   музеями,   библиотеками,   природоохранными
учреждениями,  организациями  спорта  и  туризма,  иными  юридическими
лицами.

                              ГЛАВА XIV.
            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
            В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗРЕШЕНИЕ
               СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

             Статья 75. Виды ответственности за нарушение
                  законодательства в области охраны
                           окружающей среды

     За  нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды
устанавливается   имущественная,  дисциплинарная,  административная  и
уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

            Статья 76. Разрешение споров в области охраны
                           окружающей среды

     Споры  в  области  охраны окружающей среды разрешаются в судебном
порядке в соответствии с законодательством.

              Статья 77. Обязанность полного возмещения
                        вреда окружающей среде

     1.  Юридические  и  физические  лица, причинившие вред окружающей
среде  в  результате  ее  загрязнения,  истощения, порчи, уничтожения,
нерационального   использования   природных   ресурсов,  деградации  и
разрушения  естественных  экологических систем, природных комплексов и
природных  ландшафтов  и  иного  нарушения  законодательства в области
охраны  окружающей  среды,  обязаны  возместить  его в полном объеме в
соответствии с законодательством.
     2.  Вред  окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и
иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное
заключение    государственной    экологической   экспертизы,   включая
деятельность   по   изъятию   компонентов  природной  среды,  подлежит
возмещению   заказчиком   и   (или)  субъектом  хозяйственной  и  иной
деятельности.
     3.  Вред  окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и
иной  деятельности,  возмещается  в  соответствии  с  утвержденными  в
установленном  порядке  таксами  и методиками исчисления размера вреда
окружающей  среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на
восстановление   нарушенного  состояния  окружающей  среды,  с  учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

        Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде,
               причиненного нарушением законодательства
                  в области охраны окружающей среды

     1.  Компенсация  вреда  окружающей среде, причиненного нарушением
законодательства  в  области  охраны  окружающей среды, осуществляется
добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
     Определение   размера   вреда   окружающей   среде,  причиненного
нарушением   законодательства   в  области  охраны  окружающей  среды,
осуществляется   исходя   из   фактических  затрат  на  восстановление
нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в
том  числе  упущенной  выгоды,  а  также  в  соответствии  с проектами
рекультивационных  и иных восстановительных работ, при их отсутствии в
соответствии   с   таксами   и  методиками  исчисления  размера  вреда
окружающей   среде,   утвержденными  органами  исполнительной  власти,
осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей
среды.
     2.   На   основании  решения  суда  или  арбитражного  суда  вред
окружающей  среде,  причиненный  нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на
ответчика   обязанности   по   восстановлению   нарушенного  состояния
окружающей  среды  за  счет  его  средств  в  соответствии  с проектом
восстановительных работ.
     3.  Иски  о  компенсации  вреда  окружающей  среде,  причиненного
нарушением  законодательства  в области охраны окружающей среды, могут
быть предъявлены в течение двадцати лет.

              Статья 79. Возмещение вреда, причиненного
              здоровью и имуществу граждан в результате
             нарушения законодательства в области охраны
                           окружающей среды

     1.  Вред,  причиненный  здоровью  и  имуществу граждан негативным
воздействием  окружающей  среды  в  результате  хозяйственной  и  иной
деятельности  юридических  и  физических  лиц,  подлежит  возмещению в
полном объеме.
     2.  Определение  объема  и размера возмещения вреда, причиненного
здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в
области  охраны  окружающей  среды,  осуществляется  в  соответствии с
законодательством.

       Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении
         или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с
             нарушением законодательства в области охраны
                           окружающей среды

     Требования  об  ограничении,  о приостановлении или о прекращении
деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением
законодательства  в  области  охраны окружающей среды, рассматриваются
судом или арбитражным судом.

                              ГЛАВА XV.
    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

          Статья 81. Принципы международного сотрудничества
                  в области охраны окружающей среды

     Российская  Федерация осуществляет международное сотрудничество в
области  охраны  окружающей  среды  в  соответствии  с общепризнанными
принципами  и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

             Статья 82. Международные договоры Российской
             Федерации в области охраны окружающей среды

     1.  Международные  договоры Российской Федерации в области охраны
окружающей    среды,    не    требующие    для    применения   издания
внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при
осуществлении   деятельности   в   области  охраны  окружающей  среды,
непосредственно.  В  иных  случаях  наряду  с  международным договором
Российской  Федерации  в  области  охраны окружающей среды применяется
соответствующий  нормативный  правовой акт, принятый для осуществления
положений международного договора Российской Федерации.
     2.  Если  международным  договором Российской Федерации в области
охраны  окружающей  среды  установлены  иные  правила, чем те, которые
предусмотрены   настоящим  Федеральным  законом,  применяются  правила
международного договора.

                              ГЛАВА XVI.
                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

               Статья 83. Вступление в силу настоящего
                         Федерального закона

     Настоящий   Федеральный   закон   вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

          Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в
             соответствие с настоящим Федеральным законом

     1.  Со  дня  вступления  в  силу  настоящего  Федерального закона
признать утратившими силу:
     Закон  РСФСР  от  19  декабря  1991  года  N  2060-I  "Об  охране
окружающей  природной  среды"  (Ведомости  Съезда  народных  депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N
10,  ст.  457),  за  исключением  статьи  84,  которая утрачивает силу
одновременно  с  введением  в действие Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях;
     Закон  Российской  Федерации  от 21 февраля 1992 года N 2397-I "О
внесении  изменений  в  ст.  20  Закона  РСФСР  "Об  охране окружающей
природной  среды"  (Ведомости  Съезда  народных  депутатов  Российской
Федерации  и  Верховного  Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.
459);
     статью 4 Закона Российской Федерации от 2 июня 1993 года N 5076-I
"О    внесении    изменений    и   дополнений   в   Закон   РСФСР   "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской
Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской Федерации "Об
охране   окружающей   природной   среды"  (Ведомости  Съезда  народных
депутатов   Российской   Федерации   и  Верховного  Совета  Российской
Федерации, 1993, N 29, ст. 1111);
     Федеральный  закон  от  10  июля  2001  года  N 93-ФЗ "О внесении
дополнений  в  статью  50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной
среды"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2001, N 29,
ст. 2948).
     2.  Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 года
N  2061-I  "О  порядке  введения  в  действие  Закона РСФСР "Об охране
окружающей  природной  среды"  (Ведомости  Съезда  народных  депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N
10,  ст.  458) утрачивает силу одновременно со статьей 84 Закона РСФСР
"Об охране окружающей природной среды".
     3.  Президенту  Российской  Федерации  и Правительству Российской
Федерации  привести  свои  нормативные  правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.

Москва, Кремль
10 января 2002 г.
N 7-ФЗ

Страницы: 1  2  


Оглавление