О ВОПРОСЕ ПРАВОМЕРНОСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ЕСН, ПОДЛЕЖАЩЕГО ЗАЧИСЛЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ЕСЛИ РАЗМЕР ПРИМЕНЕННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПРЕВЫШАЕТ СУММУ ФАКТИЧЕСКИ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ С. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.10.05 03-05-02-04/192

                 О ВОПРОСЕ ПРАВОМЕРНОСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ
            НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ЕСН, ПОДЛЕЖАЩЕГО ЗАЧИСЛЕНИЮ
            В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ЕСЛИ РАЗМЕР ПРИМЕНЕННОГО
            НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПРЕВЫШАЕТ
            СУММУ ФАКТИЧЕСКИ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
                НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          28 октября 2005 г.
                          N 03-05-02-04/192

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики по вопросу
правомерности   доначисления  налоговым  органом  единого  социального
налога,  подлежащего  зачислению  в  федеральный  бюджет,  если размер
примененного  налогоплательщиком  налогового  вычета  превышает  сумму
фактически  уплаченных  страховых  взносов  на обязательное пенсионное
страхование, сообщает следующее.
     В  соответствии  с  абзацем вторым пункта 2 статья 243 Налогового
кодекса   Российской   Федерации   (далее   -  Кодекс)  сумма  единого
социального  налога  (сумма  авансового платежа по налогу), подлежащая
уплате  в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму
начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей
по   страховому   взносу)   на   обязательное  пенсионное  страхование
(налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов
страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N
167-ФЗ   "Об   обязательном   пенсионном   страховании   в  Российской
Федерации".
     Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса, если в отчетном (налоговом)
периоде   сумма   примененного   налогового   вычета  превышает  сумму
фактически  уплаченного  страхового  взноса  за  тот  же период, такая
разница   признается  занижением  суммы  единого  социального  налога,
подлежащего  уплате  с  15-го  числа месяца, следующего за месяцем, за
который уплачены авансовые платежи по налогу.
     Реализация   положений   данных  пунктов  Кодекса  осуществляется
следующим   образом.   С   момента  начисления  страховых  взносов  на
обязательное  пенсионное  страхование,  т.е. отражения в бухгалтерской
документации,  страхователь получает согласно статье 243 Кодекса право
на  налоговый  вычет  на  сумму начисленных страховых взносов из суммы
единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. В
том  случае, если страхователь начислил, но не уплатил в установленном
размере  или  в  установленный  срок  страховые взносы на обязательное
пенсионное   страхование,   неуплаченная   сумма   страховых   взносов
признается  недоимкой  по  единому социальному налогу и взыскивается с
начислением пеней.
     Налоговые  органы в соответствии со статьей 69 Кодекса направляют
налогоплательщику   требование  об  уплате  задолженности  по  единому
социальному    налогу   (в   размере   занижения   суммы   налога)   и
соответствующих пеней, начисленных на момент направления требования. В
требовании  об  уплате  налога  и  пеней  также  указывается  срок его
исполнения.
     В  случае  неисполнения  требования  об  уплате  налога  и  пеней
недоимка по единому социальному налогу и начисленные пени взыскиваются
налоговым органом в соответствии со статьями 46 - 48 Кодекса.
     Одновременно  с  этим  в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  25
Федерального  закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда
Российской  Федерации  осуществляется  взыскание недоимки по страховым
взносам и пеней в судебном порядке.
     После  взыскания  недоимки  по  страховым взносам на обязательное
пенсионное  страхование  территориальными  органами  Пенсионного фонда
Российской   Федерации   недоимка   по   единому  социальному  налогу,
взысканная   налоговыми   органами   с  налогоплательщика  в  связи  с
неправомерно  примененным  налоговым вычетом, признается переплатой по
единому  социальному  налогу,  к  которой  будут применяться положения
статьи 78 Кодекса.
     Таким   образом,   действия   налоговых   органов   соответствуют
законодательству Российской Федерации.

Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                           А.И.ИВАНЕЕВ
28 октября 2005 г.
N 03-05-02-04/192