О ВОПРОСЕ ПРАВОМЕРНОСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ЕСН, ПОДЛЕЖАЩЕГО ЗАЧИСЛЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ЕСЛИ РАЗМЕР ПРИМЕНЕННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПРЕВЫШАЕТ СУММУ ФАКТИЧЕСКИ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 28 октября 2005 г. N 03-05-02-04/192 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу правомерности доначисления налоговым органом единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, если размер примененного налогоплательщиком налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сообщает следующее. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Реализация положений данных пунктов Кодекса осуществляется следующим образом. С момента начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, т.е. отражения в бухгалтерской документации, страхователь получает согласно статье 243 Кодекса право на налоговый вычет на сумму начисленных страховых взносов из суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. В том случае, если страхователь начислил, но не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по единому социальному налогу и взыскивается с начислением пеней. Налоговые органы в соответствии со статьей 69 Кодекса направляют налогоплательщику требование об уплате задолженности по единому социальному налогу (в размере занижения суммы налога) и соответствующих пеней, начисленных на момент направления требования. В требовании об уплате налога и пеней также указывается срок его исполнения. В случае неисполнения требования об уплате налога и пеней недоимка по единому социальному налогу и начисленные пени взыскиваются налоговым органом в соответствии со статьями 46 - 48 Кодекса. Одновременно с этим в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке. После взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимка по единому социальному налогу, взысканная налоговыми органами с налогоплательщика в связи с неправомерно примененным налоговым вычетом, признается переплатой по единому социальному налогу, к которой будут применяться положения статьи 78 Кодекса. Таким образом, действия налоговых органов соответствуют законодательству Российской Федерации. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.ИВАНЕЕВ 28 октября 2005 г. N 03-05-02-04/192 |