В 2004 ГОДУ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫКУПИЛА ЗДАНИЕ И ЗАРЕГИСТРИРОВАЛА СВОИ ПРАВА НА НЕГО, А В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ВВЕЛА ЕГО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ. ПРИ ЭТОМ С 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА УКАЗАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕШЛА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ. В КАКОМ ГОДУ СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ СТОИМОСТЬ ЗДАНИЯ? ВПРАВЕ ЛИ ФИРМА УЧИТЫВАТЬ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЛИ? ДАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ СИСТЕМОЙ "КОНСУЛЬТАНТПЛЮС". МОЖЕТ ЛИ ОНА СПИСЫВАТЬ В РАСХОД ОБНОВЛЕНИЕ УКАЗАННОЙ ПРОГРАММЫ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 31 мая 2005 г. N 18-11/3/39352 (Д) Перечень расходов, учитываемых при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, установлен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Расходы принимаются при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно пункту 2 статьи 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В указанном перечне предусмотрены арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. Вместе с тем расходы, связанные с оформлением договора аренды земли, не предусмотрены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. В связи с этим указанные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 статьи 346.16 НК РФ). Порядок учета расходов на приобретение основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему, установлен подпунктом 2 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ и зависит от срока полезного использования основных средств. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН. При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Согласно пункту 2 статьи 346.25 НК РФ организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при переходе на УСН выполняют следующее правило. На дату перехода на упрощенную систему в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. На основании пункта 2 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. В пункте 1 статьи 256 НК РФ сказано, что одним из условий признания имущества амортизируемым является нахождение данного объекта основных средств у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ). Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). Следовательно, учитывая, что процесс государственной регистрации может занять продолжительное время, пункт 8 статьи 258 НК РФ содержит такую норму: основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Таким образом, включение основного средства в состав амортизационной группы означает отнесение этого имущества к составу амортизируемого имущества налогоплательщика и само по себе не означает, что с момента включения в состав амортизируемой группы имущество начинает амортизироваться. Для этого данное основное средство должно быть введено в эксплуатацию. Однако до включения в состав соответствующей амортизационной группы это имущество не может амортизироваться, даже если оно уже введено в эксплуатацию. Итак, для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, необходимо одновременное выполнение двух условий: включение данного основного средства в амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав), а также его ввод в эксплуатацию. Следовательно, принимая во внимание, что государственная регистрация и оплата здания были произведены до даты перехода на УСН, а ввод его в эксплуатацию осуществлен после указанной даты, организация не могла начислять амортизацию по правилам главы 25 НК РФ. В связи с этим остаточная стоимость здания на дату перехода на УСН, подлежащая отражению в налоговом учете, будет равна его первоначальной стоимости, определенной в соответствии с положениями пункта 1 статьи 257 НК РФ. Расходы на приобретение здания учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ. Рассмотрим теперь вопрос о расходах на обновление программ. Поскольку справочно-правовая система "КонсультантПлюс" содержит представленную в электронном виде информацию о законодательных и иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, а также комментарии к ним, расходы по обновлению данной справочно-правовой системы являются расходами на приобретение информационных услуг, которые не предусмотрены закрытым перечнем расходов, установленным пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Таким образом, затраты по обновлению используемой организацией справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" не учитываются при исчислении единого налога. Основание: письмо Минфина России от 11.01.2005 N 03-03-01-04/1/1. Заместитель руководителя Управления действительный государственный советник налоговой службы II ранга С.Х. Аминев 31 мая 2005 г. N 18-11/3/39352 |