О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 декабря 2005 г. N 803 (НТЦС) В целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы. 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных целевых программ развития образования учитывать положения Программы, утвержденной настоящим постановлением. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 23 декабря 2005 г. N 803 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 годы ПАСПОРТ Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | - Федеральная целевая программа развития | | Программы | образования на 2006 - 2010 годы | |----------------------|---------------------------------------------| | Дата принятия | - распоряжение Правительства Российской | | решения о | Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р | | разработке | | | Программы | | |----------------------|---------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по образованию, | | заказчики | Федеральное агентство по науке и | | Программы | инновациям | |----------------------|---------------------------------------------| | Государственный | - Министерство образования и науки | | заказчик- | Российской Федерации | | координатор | | | Программы | | |----------------------|---------------------------------------------| | Основной | - Федеральное агентство по образованию | | разработчик | | | Программы | | |----------------------|---------------------------------------------| | Цели и задачи | - основная стратегическая цель Программы - | | Программы | обеспечение условий для удовлетворения | | | потребностей граждан, общества и рынка | | | труда в качественном образовании путем | | | создания новых институциональных | | | механизмов регулирования в сфере | | | образования, обновления структуры и | | | содержания образования, развития | | | фундаментальности и практической | | | направленности образовательных программ, | | | формирования системы непрерывного | | | образования. | | | Стратегическими задачами Программы | | | являются: | | | совершенствование содержания и | | | технологий образования; | | | развитие системы обеспечения качества | | | образовательных услуг; | | | повышение эффективности управления в | | | системе образования; | | | совершенствование экономических | | | механизмов в сфере образования | |----------------------|---------------------------------------------| | Важнейшие целевые | - удельный вес численности детей старшего | | индикаторы и | дошкольного возраста, обучающихся в | | показатели | системе предшкольного* образования в | | Программы | вариативных формах | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности учащихся 9 - 11 | | | классов, обучающихся по программам | | | предпрофильной подготовки, | | | индивидуальным учебным планам и | | | программам профильного обучения | | |---------------------------------------------| | | количество образовательных учреждений, | | | реализующих новые государственные | | | образовательные стандарты общего | | | образования, включающие в себя | | | требования к уровню подготовки | | | выпускников различных ступеней общего | | | образования и условия осуществления | | | образовательной деятельности | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности школьников, | | | обучающихся в системе внутришкольного | | | дополнительного образования | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности занятого | | | населения, прошедшего повышение | | | квалификации и профессиональную | | | переподготовку | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности выпускников | | | образовательных учреждений | | | профессионального образования (с учетом | | | призванных в Вооруженные Силы Российской | | | Федерации), трудоустроившихся в течение | | | 1 года | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности выпускников | | | учреждений профессионального | | | образования, освоивших образовательную | | | программу c использованием методов | | | дистанционного обучения | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности учреждений | | | профессионального образования, имеющих | | | доступ локальных сетей учебного | | | назначения к глобальным информационным | | | ресурсам | | |---------------------------------------------| | | доля иностранных студентов, обучающихся | | | в российских учреждениях | | | профессионального образования на | | | коммерческой основе | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности российских | | | высших учебных заведений, | | | аккредитованных зарубежными | | | аккредитационными агентствами | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности молодежи из | | | малообеспеченных семей, проживающей в | | | сельских районах, поступившей в высшие | | | учебные заведения | | |---------------------------------------------| | | повышение рейтинга России по результатам | | | международных обследований качества | | | образования (PISA и др.) | | |---------------------------------------------| | | удельный вес численности выпускников | | | образовательных учреждений, | | | трудоустроившихся в течение 1 года по | | | полученной специальности, от общей | | | численности выпускников | | |---------------------------------------------| | | рост числа обучающихся в рамках | | | интегрированных* учреждений общего | | | образования | | |---------------------------------------------| | | рост числа обучающихся в рамках | | | интегрированных учреждений | | | профессионального образования | | |---------------------------------------------| | | рост общего объема научно- | | | исследовательских работ, выполненных в | | | общенациональных* университетах и | | | системообразующих* учебных заведениях | | | высшего профессионального образования | | |---------------------------------------------| | | доля доходов, получаемых от | | | предпринимательской и иной приносящей | | | доход деятельности, в консолидированном | | | бюджете сферы образования | | |---------------------------------------------| | | рост привлеченных средств в сфере | | | образования | | |---------------------------------------------| | | увеличение удельного веса численности | | | учащихся, проходящих обучение по | | | программам с использованием сетевого | | | подхода | | |---------------------------------------------| | | рост числа автоматизированных рабочих | | | мест, предназначенных для работников | | | управления в сфере образования | |----------------------|---------------------------------------------| | Сроки и этапы | - 2006 - 2010 годы. | | реализации | На первом этапе (2006 - 2007 годы) | | Программы | предусмотрены работы, связанные с | | | разработкой моделей развития образования | | | по отдельным направлениям, их | | | апробацией, а также с началом масштабных | | | преобразований и экспериментов. | | | На втором этапе (2008 - 2009 годы) | | | приоритет отдается мероприятиям, | | | направленным на закупку оборудования, | | | инвестиции (модернизацию материальной | | | инфраструктуры образования и другие | | | высокозатратные работы), осуществление | | | методического, кадрового и | | | информационного обеспечения Программы. | | | На третьем этапе (2010 год) реализуются | | | мероприятия, направленные в основном на | | | внедрение и распространение результатов, | | | полученных на предыдущих этапах | |----------------------|---------------------------------------------| | Объемы и источники | - общий объем финансирования Программы в | | финансирования | ценах соответствующих лет составляет | | Программы | 61952,35 млн. рублей, в том числе: | | | за счет средств федерального бюджета - | | | 45335,02 млн. рублей; | | | за счет средств бюджетов субъектов | | | Российской Федерации - 12501,74 млн. | | | рублей; | | | за счет внебюджетных источников - | | | 4115,58 млн. рублей | |----------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - по 60 процентам образовательных | | результаты | дисциплин будут разработаны и внедрены | | реализации | новые стандарты общего образования | | Программы и |---------------------------------------------| | показатели | количество программ профессионального | | социально- | образования, получивших международное | | экономической | признание, увеличится в 1,3 раза по | | эффективности | сравнению с 2005 годом | | |---------------------------------------------| | | доля учащихся, получающих образование с | | | использованием информационных | | | технологий, увеличится в 1,5 раза по | | | сравнению с 2005 годом | | |---------------------------------------------| | | изменения в системе дополнительного | | | образования взрослых позволят | | | переподготовить в 1,3 раза больше | | | граждан в возрасте 25 - 65 лет по | | | сравнению с 2005 годом | | |---------------------------------------------| | | прогнозируется повышение рейтинга России | | | в международных обследованиях качества | | | образования до уровня, являющегося | | | средним (20-е место) для стран, входящих | | | в Организацию экономического | | | сотрудничества и развития (сейчас Россия | | | занимает 30-е место) | | |---------------------------------------------| | | доля иностранных учащихся в системе | | | среднего и высшего профессионального | | | образования, в том числе обучающихся на | | | коммерческой основе, увеличится с 0,9 до | | | 1,6 процента | | |---------------------------------------------| | | доля учащихся, поступивших в учебные | | | заведения среднего и высшего | | | профессионального образования по | | | результатам единого государственного | | | экзамена, увеличится с 40 до 90 | | | процентов | | |---------------------------------------------| | | доля учебных заведений, реализующих | | | программы двухуровневого | | | профессионального образования, | | | увеличится с 15 до 70 процентов | | |---------------------------------------------| | | увеличится доля средств, поступивших от | | | коммерческих и некоммерческих | | | организаций на финансирование | | | образования, в общей сумме расходов на | | | образование по сравнению с 2005 годом. | | |---------------------------------------------| | | Будет обеспечено выравнивание доступа к | | | получению качественного образования за | | | счет: | | | распространения различных моделей | | | образования детей старшего дошкольного | | | возраста с целью обеспечения равных | | | стартовых возможностей для последующего | | | обучения в начальной школе, профильного | | | обучения; | | | создания общероссийской системы оценки | | | качества образования и системы | | | непрерывного* профессионального | | | образования; | | | опережающего развития общенациональных | | | университетов и системообразующих вузов | | | как центров интеграции науки и | | | образования для подготовки | | | высокопрофессиональных кадров | ---------------------------------------------------------------------- 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему: развитие современной системы непрерывного образования; повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования. Решение этих задач в 2006 - 2010 годах позволит ликвидировать следующие проблемы: несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования; чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования; отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования; несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны. Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период. В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в 2000 - 2005 годах реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования общенациональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, расширения экспорта образовательных услуг*, совершенствования институциональных механизмов управления образованием. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий), а также для предоставления образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом. Благодаря мерам, принятым в 2001 - 2005 годах в рамках реализации Концепции, федеральных целевых, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны: приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества; разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования; создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования. Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество. Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений. Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития страны. Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую федеральную образовательную политику, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии региональных систем образования и формирование единого образовательного и информационного пространства. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений высшего профессионального образования и частично среднего и начального профессионального образования. Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании. Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как: неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения; перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность; замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования; сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации; перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в стране и неполная реализация к 2010 году положений Болонской и Копенгагенской деклараций, что негативно скажется на положении России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг; рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных регионов и групп населения; усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию. Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные: с недостатками в управлении Программой; с неверно выбранными приоритетами развития отрасли. Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы власти, образовательные организации и учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации Сравнительные преимущества России в сфере образования и фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство. Вместе с тем в системе образования продолжают развиваться негативные тенденции: серьезное отставание российских школьников от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков. Социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем; система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу; высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов и одновременно снижает потенциал развития научных исследований в России; сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к ее ресурсному "истощению", снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг; образование перестало играть роль "социального лифта", снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию; поступающие в систему образования ресурсы используются неэффективно. Существующая система образования характеризуется нерациональной организацией сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям. Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих методов обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения. Это отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Сегодняшняя российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики. Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы. Отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство. Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние факторы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий. Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в значительной степени является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере образования, все указанные противоречия не будут устранены, а стоящие перед образованием задачи не найдут своего решения. Без Программы не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан Российской Федерации к качественному образованию, существенно затруднится вхождение России в Болонский процесс и во Всемирную торговую организацию. 2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей Цели и задачи Программы Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, в том числе: развитие современной системы непрерывного профессионального образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования и развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию экономических механизмов в сфере образования); повышение качества профессионального образования (реализуется в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в сфере образования); обеспечение доступности качественного общего образования (решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в системе образования); повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по повышению эффективности управления и совершенствованию экономических механизмов в сфере образования). Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий. Совершенствование содержания и технологий образования Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе; оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей; введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана; внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования; внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования; развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений; совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании с целью повышения академической мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в мировое образовательное пространство; завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников; создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность; совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой. Повышение эффективности управления в системе образования Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства; внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; выделение в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности; внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений; совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений); реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования. Сроки и этапы реализации Программы Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы. На первом этапе реализации Программы (2006 - 2007 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов. На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования. На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования. За счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы, не планируется создание новых образовательных учреждений и организаций. Поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для существующих образовательных учреждений (организаций), а также образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам оптимизации образовательной сети (реорганизации и т.д.). В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающего развития общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров. Целевые индикаторы и показатели оценки хода реализации Программы Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих ход реализации Программы, которая приведена в приложении N 1. Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы приведена в приложении N 2. 3. Перечень мероприятий Программы Перечень мероприятий Программы (без учета государственных капитальных вложений) приведен в приложении N 3. Расчет потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач. Перечень строек и объектов для государственных нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 4. 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, по задачам (без учета государственных капитальных вложений) приведены в таблице 1. Таблица 1 Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, по задачам (без учета государственных капитальных вложений) (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Задачи | Источники | | Объем финансирования | | | финансирования | | | |-------------------------|----------------|------------|---------------------------------------------------------------| | | | 2006-2010 | в том числе | | | | годы - |---------------------------------------------------------------| | | | всего | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | 1.Совершенствование | федеральный | 11466,05 | 1134,06 | 1871,48 | 2186,34 | 2442,2 | 3831,97 | | содержания и | бюджет | | | | | | | | технологий образования |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | | другие | 5389,54 | 660,86 | 858,14 | 1126,66 | 1251,91 | 1491,97 | | | источники | | | | | | | |-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | 2. Развитие системы | федеральный | 4799,66 | 837,7 | 966,84 | 376,43 | 1223,95 | 1394,74 | | обеспечения | бюджет | | | | | | | | качества |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | образовательных услуг | другие | 1468,95 | 280,37 | 290,04 | 112,92 | 367,19 | 418,43 | | | источники | | | | | | | |-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | 3. Повышение | федеральный | 14394,58 | 1206,75 | 2215,73 | 4203,21 | 3450,01 | 3318,88 | | эффективности | бюджет | | | | | | | | управления в системе |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | образования | другие | 4241,46 | 285,1 | 664,7 | 1260,99 | 1035,02 | 995,65 | | | источники | | | | | | | |-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | 4.Совершенствование | федеральный | 2839,73 | 621,49 | 544,02 | 507,5 | 647,92 | 518,8 | | экономических | бюджет | | | | | | | | механизмов в |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | сфере образования | другие | 825,82 | 160,32 | 163,19 | 152,3 | 194,35 | 155,66 | | | источники | | | | | | | |-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | Всего | федеральный | 33500,02 | 3800 | 5598,07 | 7273,48 | 7764,08 | 9064,39 | | | бюджет | | | | | | | | |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------| | | другие | 11925,77 | 1386,65 | 1976,07 | 2652,87 | 2848,47 | 3061,71 | | | источники | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- За счет средств государственных капитальных вложений финансируются мероприятия Программы по реконструкции и строительству федеральных образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, не обеспеченных в соответствии с нормативами необходимыми учебно-лабораторными и вспомогательными площадями, а также объектов социальной направленности (учебно-спортивные корпуса, спортивные площадки, стадионы, студенческие базы отдыха, профилактории и общежития для университетских комплексов). Целью реконструкции и строительства объектов образовательных учреждений являются обеспечение доступности получения образования, улучшение качества образования, сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Государственные капитальные вложения" за счет средств различных источников приведены в таблице 2. Таблица 2 Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Государственные капитальные вложения" за счет средств различных источников (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Источник | Объем финансирования | | финансирования | | |----------------|-----------------------------------------------------------------------------| | | 2006-2010 | в том числе | | | годы - | | | | всего | | |----------------|-------------|---------------------------------------------------------------| | | | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------| | Всего | 16526,55 | 4298,54 | 2786,83 | 2814,49 | 3009,68 | 3617,01 | |----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------| | в том числе | | | | | | | | федеральный | 11835 | 4047,7 | 1920,37 | 2027,39 | 2072 | 1767,54 | | бюджет | | | | | | | |----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------| | другие | 4691,55 | 250,84 | 866,46 | 787,1 | 937,68 | 1849,47 | | источники | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Разработка и реализация инновационных проектов Программы требуют значительного научного обеспечения, финансирование которого осуществляется целевым образом в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Размер финансирования за счет средств федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, составляет 2347,62 млн. рублей. Тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках Программы, ориентирована на два основных направления - опережающие научные исследования по проектам, реализация которых запланирована в рамках Программы, и решение комплекса научных проблем, которые будут выявлены в результате реализации отдельных мероприятий Программы. Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных источников приведены в таблице 3. Таблица 3 Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных источников (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Источник | Объем финансирования | | финансирования | | |----------------|-----------------------------------------------------------------------------| | | 2006-2010 | в том числе | | | годы - | | | | всего | | |----------------|-------------|---------------------------------------------------------------| | | | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------| | Всего | 2640,3 | 253,15 | 956,22 | 593,58 | 452,01 | 385,34 | |----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------| | в том числе | | | | | | | | федеральный | 2347,62 | 200 | 886,36 | 542,18 | 388,35 | 330,73 | | бюджет | | | | | | | |----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------| | другие | 292,68 | 53,15 | 69,86 | 51,4 | 63,66 | 54,61 | | источники | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Объемы финансирования мероприятий Программы по основным направлениям финансирования приведены в приложении N 5. На начальном этапе реализации Программы предусмотрены в основном работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов. На последующих этапах планируются мероприятия, которые предполагают значительные вложения в закупку оборудования и модернизацию материальной инфраструктуры образования. В последние годы реализации Программы предусмотрены мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования с соответствующим оформлением нормативными актами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные региональные проекты. Для реализации Программы привлекаются также средства внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 61952,35 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования: за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 12501,74 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 4115,58 млн. рублей. В качестве внебюджетных источников будут привлечены средства вузов, спонсорская поддержка, средства международных организаций (в том числе Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития, некоммерческих фондов и т.д.). 5. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственный заказчик - координатор: разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы; подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы; разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий; осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников; утверждает положение об управлении Программой. В целях привлечения общественности к управлению Программой государственным заказчиком-координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. В его состав входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти. Регламент работы научно-координационного совета Программы и его персональный состав утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации. Основными задачами научно-координационного совета Программы являются: рассмотрение тематики программных мероприятий; рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. Для текущего управления Программой может быть создана дирекция в виде государственного учреждения или в иной организационно-правовой форме. Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям. Федеральное агентство по образованию: подготавливает предложения по формированию перечня программных мероприятий; проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий; организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям; ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы; осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию; подписывает соглашения (договоры) о намерениях, заключенные государственным заказчиком и организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников; организует размещение в электронном виде на сайте Федерального агентства по образованию информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей. Федеральное агентство по науке и инновациям: подготавливает предложения о реализации проектов, обеспечивающих проведение предусмотренных Программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организует проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах указанных работ; подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых показателей реализации программных мероприятий; подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы. Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы. Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании творческих конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых осуществлять собственные проекты по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Получателями товаров (работ, услуг) могут выступать как подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации учреждения и организации, так и находящиеся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющие проекты, направленные на реализацию федеральной политики в сфере образования (сохранение единого образовательного и информационного пространства, выравнивание доступа к качественному образованию, создание общероссийской системы оценки качества образования, введение новых образовательных стандартов на всех уровнях образования, внедрение новых организационно-правовых форм, экономических и других институциональных механизмов управления в сфере образования, создание системы непрерывного профессионального образования и другие). В рамках реализации мероприятий Программы не предусматривается поддержка субъектов Российской Федерации, осуществляемая путем субсидий и субвенций. Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств федерального бюджета, государственным образовательным учреждениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется государственным заказчиком по акту приема-передачи между государственным заказчиком, поставщиком (исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг). 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования: формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня; содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в стране в целом; обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения. При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям: а) повышение качества общего образования: выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе); повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга PISA)); б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования: профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам); увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой; снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена); расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование); расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования); увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами); обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу); увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование; в) повышение конкурентоспособности профессионального образования: повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений); увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы); увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность; увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации; г) интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования: расширение сотрудничества с европейскими странами в области обеспечения качества образования (увеличение количества вузов, прошедших институциональную и специализированную аккредитацию и внедривших системы управления качеством на основе международного стандарта); введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, путем внедрения легко сравнимых степеней, болонских студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma Supplement)), кредитов ECTS в накопительно-переводном "формате"), увеличение количества вузов, использующих эти инструменты; увеличение количества вузов, соответствующих международным требованиям (имеющих валидизацию); рост академической мобильности студентов, академического и административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и грантов для финансового обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах); рост экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в учреждениях профессионального образования Российской Федерации); д) повышение эффективности финансирования образования: сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии; рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных фондов в финансировании образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа крупных инвестиционных проектов, удельный вес расходов по которым за счет средств негосударственных источников выше 10 процентов); обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам); расширение системы программно-целевого финансирования образования (рост числа регионов, финансирующих развитие образования на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса федеральных образовательных учреждений, финансируемых на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ); е) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием: развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы); развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием); развитие общественно-гражданских форм управления в системах регионального образования (увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием); развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов власти субъектов Российской Федерации, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих мониторинг развития образования и представляющих данные в открытый доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно представляющих отчеты в открытый доступ). В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты: а) на федеральном уровне: повышение конкурентоспособности и эффективности экономики России, обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов; повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений; ускорение оборачиваемости средств федерального бюджета; повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон; введение новых форм управления в системе образования; модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования; реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней; увеличение объемов и структуры экспорта образовательных услуг российской системы образования; повышение удельного веса российского образования на мировом рынке образовательных услуг; снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования; б) на уровне образовательных учреждений (организаций): увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур; рост негосударственного финансирования образовательных программ; улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала; увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования, науки и производства; в) в сфере социальной привлекательности образования: расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи; повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры; повышение уровня доходов работников сферы образования; предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие государства и отрасли; сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров; г) в бюджетной сфере: концентрация средств федерального бюджета на развитии системообразующих "точек роста" в сфере образования; повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования; содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций; повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений. Примечание. Определения терминов, отмеченных значком "*", указаны в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р. Приложение N 1 к Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы Система целевых показателей, |